(по фильму Л. Менакера «Собачий пир»)
Вот она, Ева начала 90 – х, попросту Жанна. Кто она? Старая, уставшая кляча, замученная жизнью так, что всё тело её болезненно ворчит от пощёчин слов «некстати», «не вовремя», «опоздала». «Опоздала!», - думает она, растирая слёзы по опухшим, дряблым щекам. Очень приятно в свои пятьдесят или сорок, что впрочем, уже неважно, остаться никому не нужной. Никому! Мыть туалеты, кормить каких – то кошек и собак, а не свою семью; одеваться не пойми во что и как, жить в прошлом, и, главное, не верить, не верить во всё то, что «здесь и сейчас» происходит; думать, что всё ещё можно исправить, но ведь ничего уже исправить нельзя. Хотя это знаем исключительно мы с вами. А как объяснить ей? Ну как? Нет, наверное, это нельзя сделать, «не можно», «не деликатно». Право, зачем вмешиваться в чужую судьбу незнакомым людям? Право, зачем проявлять уважение к этой опустившейся личности своими заботой и вмешательством? Да и какая она личность? Так, - индивид, никто, пустое место, «униженная и оскорбленная». Пусть себе живет, никого не трогая, а так нам плевать есть она или нет. Но возможны ли в наш век такие антиподные ему суждения? Нет, не возможны.
Мы уважаем людей, больных раком. Мы признаем, что они больны. Но почему нет такой болезни, как «женский алкоголизм»? Почему не оформляют инвалидность? Почему женщинам, страдающим этой болезнью, не платят пенсию, хотя в виде социальной помощи (только в виде неё)? Почему, наконец, не платят пенсию или иную денежную субсидию родственникам больных?
В фильме Менакера очень остро (для нашего века и конца прошлого) выражена эта проблема, хотя она конкретизирована и представлена нам в образе Жанны. Да, по ходу фильма развивается какая – то любовная связь, ведь у каждой порядочной Евы должен быть свой, какой – никакой Адам. Однако все мы помним из Библии, что случилось с Адамом и Евой, после того, как Ева сорвала запретный плод… Ева 90 – х.
Более правдоподобно о ней сказал Е. Евтушенко (в конкретном контексте): «А, собственно, кто такая? С какою такою судьбой, что падаешь, водку лакая, а всё же гордишься собою?» Главная проблема, выраженная в этом фильме – «женский алкоголизм». Что это? Безусловно, это болезнь, болезнь, которая не имеет выхода; это медленная и непоправимая смерть, очень медленная тяжёлая смерть. Ева была одинока, ей было некого любить, хотя она этого где – то затаенно, но всё же хотела. Всё как в стихотворении Р. Рождественского «Монолог женщины». Появился Адам, если говорить конкретизировано, а вобщем человек, который нуждался в любви; скорее даже Ева «нуждалась любить кого – то». Адам Еву не полюбил, и та решила умереть вместе с ним от неразделенной любви. На первый взгляд всё так. Однако Ева была обречена умереть, и причиной тому пристрастие к алкоголю, при этом неразделенная любовь – лишь повод умереть, решить все проблемы разом, избавиться от чувства безысходности и неудовлетворенности. Ведь дело даже не в Еве, не в Еве начала 90 – х, а в «женском алкоголизме», в том, что эта болезнь делает с женщинами.