К написанию этой «расстрельной статьи» повод, с моей точки зрения - не как поэта и музыканта, а как профессионального критика-музыковеда, – достаточно серьёзный. Прошу поэтому отнестись всерьёз и к моим словам, уважаемые поэты и музицирующий люд.
Десант шансона ещё не повод для беспокойства, а вот бомбёжка пошлостью совсем другая статья - «расстрельная». Понятно, что с падением общего уровня музыкальной культуры, чему мы обязаны звуковой диверсии СМИ, вкусы падают стремительно и неизбежно. Как с этим мириться? Бомбить в ответ фугами? Оперой заливать из брандспойта?
Засевать целину современной, не понятной самим создателям, камерной и симфонической музыкой?
Ой, кто бы говорил! - слышу от возлюбившего меня персонально садитста-пародиста.
Вот именно поэтому я ратую за самый массовый из всех музыкальных жанров - песню, за её «экологию» в заботе о слушателе, ибо почему хлеб наш духовный должен быть испечён из опилок и лебеды?! Вот именно, не поросята же.
В связи с участившимися случаями попадания в мои списки читателей лиц, так или иначе музицирующих, я настаиваю на следующем:
1. Уж как бы Вам там ни понравились стихи, нельзя брать их в качестве подопытного кролика без предварительного согласования с автором и их правовладельцем. Потому что результат может нанести оскорбление автору стихотворения. Не каждому музыканту с профессиональным образованием удаётся написать песню, которая останется на долгие годы - для этого нужна особая направленность таланта, любовь к массовым жанрам, их глубокое знание и опыт работы в этой сфере.
Когда же за дело берутся «сапожники», дело принимает криминальный оборот. Любители из самодеятельности и мастодонты ресторанной работы вряд ли поднимутся - в омузыкаливании - до уровня настоящей поэзии. Простите, я имею все основания утверждать это или, как здесь принято клясться, «зуб даю».
Автор стихотворения сперва должен иметь представление об уровне музыканта, чтобы решить, связываться с ним на, возможно, долгие годы позора, или нет, так что, уважаемые «композиторы песен», учтите этот момент истины.*
2.Есть и обратная сторона проблемы: когда самодеятельный поэт хочет приспособить мою музыку из моей песни(!) к своим стихам, да ещё просит «минусовую» фонограмму… Хорошо ещё, когда Вам об этом прямо скажут, а ведь могут - так оно всегда и происходит - молча содрать и выдать за своё сумму усилий. Понятно, что воруют не только музыку, особенно в рекламе, –
бедные советские фильмы все изрезаны на цитаты, к которым прособачивается потом современное чёрт-те-что.
3.Не стоит никогда забывать о том, что всякая работа должна быть оплачиваема, и сфера искусства не исключение. Когда я делаю материал на заказ, я имею смету на руках: стоимость аппаратуры, электричества и пр., не говоря уже о самой работе. Был смешной случай (не один, к сожалению):» Ну сделай, ты же можешь! Ну что тебе, жалко?» - «Хорошо, а кто будет делать мои дела - в то время, когда я занимаюсь твоей просьбой? Давай, я иду в студию, а ты прополи огород, постирай бельё, приготовь обед и т.д. Желательно ещё сходить за меня на работу, где платят минимум на хлеб…» Тот, кто учился музыке 16 лет (это в среднем сумма ДМШ – 7, музучилище – 4, институт - 5 лет) и, в связи с потерей кормильца в лице рухнувшей системы-заказчика перебивается в других сферах обслуживания населения, чтобы как-то прокормиться с семьёй, поймёт меня адекватно.
Неадекватны те, кто называет писание песен своим «хобби» - поймите меня правильно, я не против «хобби», пусть себе в удовольствие занимаются. Демократии в сфере культуры и, тем более искусства, быть не может.
Нравится бард средней руки? Да на здоровье. Слушайте, но меня не спрашивайте: я не могу слушать безграмотную игру и пение. Я при этом испытываю физические страдания. А ведь интернет доступен каждому желающему. Здесь нет цензуры иной, кроме персонального вкуса потребителя.
С долей иронии, с юмором можно воспринимать только до определённой черты, пока хватит терпения или впустую потраченного времени.
Поэты! Товарищи! Господа и дамы! Те, для кого поэзия не графоманское времяпрепровождение, - опасайтесь безграмотной и безвкусной подачи Ваших произведений. Сперва послушайте, что Вам предлагают, или, если сами не компетентны, обратитесь за советом к профи. Дурная песня на замечательные стихи - это плохо.
Господа музыканты! Без предварительного согласования не смейте брать чужое творчество и не размещайте в общедоступной сети без позволения автора стихов свои изделия и поделки. Шедевры, в том числе.
Словом, будьте осторожны и осмотрительны в выборе соавторов. В лучшем случае Вы можете потерять время и нервы, в худшем своё авторское достоинство и имя. Докажи потом попробуй, что ты не верблюд…
______________________________________________________________
________* В моём репертуаре есть песни и на стихи не только мои. Разумеется, они написаны по согласованию с авторами стихов(самиздат) либо на стихи из мировой классики поэзии: О.Мандельштам, М.Цветаева, Б.Пастернак, Саша Чёрный, А.Блок и другие.
27.07.12.