Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 260
Авторов: 0
Гостей: 260
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Херсонес Таврический - Корсунь - Севастополь ч. 7 (Очерк)


      ч. 7

                       Отражение  новых  угроз

       Херсонес Таврический  в IV—V вв. как самый крупный  из греческих городов находящийся на  восточной окраине  Римской империи, первым и вступал в борьбу  со все новыми и новыми  варварскими   ордами,  приходящими   из  глубин Азии.
        И вот, что примечательно. Все они (варварские вторжения) разбивались о его стены  как  морские волны как об гранитный   утес…
        Вначале   это были  готы, пришедшие  с берегов Балтийского моря и бассейнов Вислы и Немана.
        Их пришествие ознаменовалось, прежде всего, тем, что они  разрушили крайний северный пункт Боспорского царства г. Танаис (в устье Дона), а затем и сама столица царства попала в зависимость от готов, которые и начали свои разбойничьи предприятия по Черному  морю  на боспорских судах. Кстати Танаис  находится на окраине еще одного исконно русского города  Ростова-на-Дону и его стены, и прочите сооружения  послужили  строительным материалом для  нового города.

        Но само собою, разумеется,  готы не  удовлетворились захватом Танаиса и направились  дальше к Херсонесу Таврическому.
         Но в Крыму готов было, не много, так как в Тавриду направилась только часть, а большая же их часть штурмовала границу  Римской империи в бассейне Днестровского лимана и западнее, ближе к Дунаю.
         А та часть готов, что осталась в Тавриде, скоро слилась с туземным населением  и растворилась в нем как в более высококультурном  обществе.

          Но, готов  вскоре  сменила новая  волна варварских орд.  И вот она, то  по своей  численности и масштабам разрушений, причиненных  Европе  была как бы  предшественником  монголо-татарской  экспансии времен Чингисхана.

          И  среди этих новых покорителей мира  особой свирепостью  к грекам и римлянам отличались гунны, которые и возглавили новое нашествие варварских орд.

          И с ними, херсонеситы,   опираясь на  размещенный в городе римский гарнизон так же на народное ополчение и помощь из Константинополя,  повели  изнурительную борьбу за  свое выживание.
         И дошедшие до нас скудные  исторические данные свидетельствуют, что в описываемый нами период в IV—V вв. Херсонес,  защищенный мощными оборонительными  стенами, продолжает  жить.

          Ну, и раз мы  начали  рассказ о гуннах, то давайте и более подробно разберемся  с ним и посмотрим, как  херсонесисты  все же сумели выстоять  перед  ними, покорившими при  их царе Аттиле названном « божьем бичем»,  в конечном итоге  Западную Римскую империю.

         В исторической науке принято  считать, что гунны это тюркоязычный союз племён, образовавшийся во II—IV вв. путём смешения разных этносов Великой Евразийской Степи, Приволжья и Приуралья.
          Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая.
          Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина 5 в.).

         Центр территории расселения гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем — венгры.

          Но все началось с того, что в 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили государство Германариха, что послужило импульсом к Великому переселению народов.
         Затем  гунны подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями).

          А в  395 году пройдя  через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию  (в Малой Азии) и около этого же времени, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии) и Австрии, совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). Покорённые племена они облагали данью и принуждали участвовать в своих военных походах.

            Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, кроме булгар, уже входили остготы, герулы, гепиды, скифы, сарматы, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 434—453 годах).
            В 451 году гунны вторглись в Галлию, и на Каталаунских полях были разбиты римлянами и их союзниками вестготами.

             После смерти Аттилы, возникшими среди гуннов распрями воспользовались покорённые ими гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов.

          В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и ушли в Причерноморье: мощный союз распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году потерпели неудачу.

           Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья.

          Но, тут  встает вопрос:  «Как  этим необученным и небоеспособным  варварским народам и племенам удалось сокрушить мощную и просвещенную  Западную Римскую империю успевшую  даже официально принять христианство  как государственную религию?»

          А ответ тут такой.  Численность  гуннов и их союзников из покоренных  племен и народов и разобщенность  действий  между  Восточной и Западной римскими империями по отражению их вторжения,  тоже сыграла свою роль.  Но  многие победы гуннов   были ими получены   благодаря  новым способам ведения  боевых действий и  новым технологиям, взятым на вооружение.

         А именного: широкого, даже не виданного по размаху,  применения  конницы и оснащением  войск  дальнобойным луком. Именно он, стал  на те времена таким себе  прообразом  «автомата Калашникова»  придавим силу  гуннским воинам. Ведь каждый гуннский воин обладал уникальным для своего времени дальнобойным оружием, позволяющим одерживать победы, не вступая с неприятелем в непосредственный контакт.

          Считается,  что гунны, толи  изобрели,  толи заимствовали  мощный дальнобойный лук у других народов. Сам  лук достигал в длину более полутора метров и делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных.
           Стрелы же гунами употреблялись не только с костяными наконечниками, но с железными и бронзовыми.
           Делали и стрелы-свистунки, прикрепляя к ним костяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий свист.
          Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или скифский лук (scytycus arcus) — по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, — считался очень ценной военной добычей у римлян.

          Гунские лучники были совершенно точными от 50 до 60 метров, их эффективный диапазон достигал по-меньшей мере от 160 до 175 метров, но не далее чем от 350 до 450 метров.

        Главную же военную силу гуннов, нацеленную постоянно на войну, грабежи, разрушения. получение дани, составляла легкая кавалерия, которая обладала колоссальной мобильностью, способностью к быстрому маневру, что создавало преимущество над войсками империи и германцами.

         Какой страх массагетская конница навела на западных жителей, всем известно.
         Даже сложилась пословица: "Где гуннский конь ступнул, там и трава не растет".

          Римский историк Аммиан Марцеллин так же свидетельствует о гунах и их военной тактике:
         "Они стают к битве, выстраиваясь в виде клина с отчаянным криком.
          Очень легко срываются с места и, иногда, внезапно и нарошно рассыпаются в разные стороны, неся смерть на широкие пространства.
          В бою гунны использовали дротики, копья.

          Широко применялись длинные двусечные мечи, реже короткие. Гунны умело пользовались скрамасаксами, перенятыми у германцев. Они мастерски владели арканом.

         Готы предполагали, что гунны родились от связи ведьм и нечистых духов.
         Они тяжело и неохотно продвигались пешком, так как всю жизнь проводили на лошадях. Кони занимали в жизни гуннов особое место.
          Более всего, пишет Аммиан Марцеллин, они ухаживают за конями.

         Молодежь с детства, прикипев к лошадям, считает позором ходить пешком. Они словно приросли к своим лошадям, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них, на женский манер, исполняют свои обычные занятия.

        День и ночь проводят они на коне, занимаясь куплей-продажей, едят, пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда же приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещания они ведут, сидя на конях.
        Это подтверждает и римский  историк Приск Понтийский, описывая, как при встрече с римским посольством послы Аттилы устроили съезд вне города, сидя па конях, так как у варваров не было в обычае вести совещания спешившись”.

          Гунны  были скотоводами и это подчеркивают античные авторы. Аммиан Марцеллин отмечает, что "гунны не имеют постоянного пли определенного места жительства и домашнего очага, не имеют законов, а постоянно кочуют разными местами, как будто вечные беглецы, с кибитками, где проходит их жизнь.

          Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужания. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина: зачатый в одном месте, родившийся в другом, далеко отсюда, а выкормленный еще дальше".

         "Найдя место, густо укрытое травой, они размещают свои кибитки кругом и кормятся по-звериному; уничтожив весь корм для скота, они опять двигаются.
           Гонят перед собой запряженных животных и стадо, пасут их. Все, что по возрасту и полу не годится для военного дела, держится возле кибитки и занимается мирными делами".


         И вот  когда  в Крыму  появились первые  отряды  гуннов, город  Херсонес Таврический был единственным местом на западном берегу Крыма, все еще находящегося под контролем Рима.
          И с  того момента, начинается процесс  борьбы  херсонеситов с гуннами.
         Тут были примерны все средства: вооруженное сопротивлении,  уплата  дани и даже продажа  военных технологий.

          Историки нашли  донесение за 419 год епископа Херсона Асклепиадеса византийскому императору. Архиепископ  ходатайствовал перед  императором освободить от наказания «тех людей, которые передали варварам искусство построения кораблей, что до того не было известно им».

          Ходатайство было удовлетворено,  но с  одним условием.

        «Тем не менее, мы постановляем, что должна быть применена смертная казнь и по отношению к этим людям и любым другим, если они совершат что-либо подобное в будущем».
  
          А вот в 474 г., по свидетельству рисского историка Прокопия, гунны завладели городом Пантиканеем и затем они напали на Херсонес.
           Город  долго держали его в осаде и, хотя взять города не могли, однако причинили ему много вреда и отобрали и разорили у херсонесцев большую часть их владений.

           Истощенный от продолжительной  борьбы с варварами, обедневший от потери владений и крайняя упадка торговли, Херсонес не имел средств возобновить свои стены и укрепления, и городу грозила опасность быть завоеванным гуннами.

          И тогда, в том же 474 г., херсониты  обратились с  просьбой к императору Зенону (474—491 г.) помочь им восстановить стены и башни.  Император Зенон внял их  просьбе и помог им,—о чем гласить найденная  в 1794 г.надпись, некогда украшавшая башню.

        «Самодержец кесарь Зенону благочестивый, украшенный трофеями величия и славы, доказал щедроту и благочестие свое как всем подвластным ему городам, так и нашему городу, пожаловав из городских пошлин верных ему баллистариев с тем чтобы деньги были употреблены на постройку стену служащих для защиты города.

         И мы, благодарные граждане, поставили сию надпись в вечное воспоминание его царствования. Построена башня в правление светлейшаго комита Диогена, лета 521 инд. 14».1).

         Из надписи ясно видно, что Херсонес находился тогда в полном подчинении Византии; правда, нет прежняя раболепия, но все же город не мог даже распоряжаться доходами   своей таможни, которыми ведал Диоген.
        
         Судя по надписи, стены были хорошо отремонтированы, и далее выстроена крепостная башня. Это было истинным благодеянием для города, которая гунны не оставляли в покое и в дальнейшее время, и надо удивляться, как Херсонес мог устоять под напором варваров

         Справка: Зенон Исавр (Зинон, первоначальное имя Тарасикодисса, ок. 435—491) — византийский император (474—475,476—491). В его царствование была упразднена Западная Римская империя (476—480), после чего Византия осталась единственной преемницей Рима.

         Только гигантская стены и энергия херсонеситов спасали их от гуннского рабства.  
          А  оборонительные стены  Херсонеса устояли даже и при 40 дневном землетрясении случившемся в Крыму в сентябре 480 г.
          И снова  от  византийского императора  городу  была денежное пособие  для  проведения восстановительных  работ.

        Впрочем, гунны, против которых бессильна была Восточная римская  империя, иногда затихали, и при императоре Юстиниане І (518--527 г.) византийская дипломатия даже вошла с ними в мирные сношения; однако не надолго.
    
          Уже в начале царствования следующая императора, Юстиніана 1 (527— 565),  они опять напали на Пантикапей и разграбили его, а затем, около 586 г., часть их двинулась на Херсонес, осадила его, и город был сильно поврежден, но выстоял.

          «Юстиниан,—писал древний историк  Прокопий,—узнав, что стены Боспора и Херсонеса и др. приморских городов, лежащих на берегу за Меотийским озером, совершенно пришли в упадок, привел их снова в прекрасный и прочный вид».

          Справка: Флавий Пётр Савватий Юстиниан более известный как Юстиниа;н I 483, Тавресий, Верхняя Македония — 14 ноября 565, Константинополь) — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским[1].
           Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней античности.

        Кроме того, Юстиниан упрочил за собой владения Боспора, который уже издавна сделался варварским городом и находился под властью гуннов, а при нем опять возвращен римской державе.

           Однако когда император увидел, что он не может справиться с таврическими гуннскими ордами, он решил, удержат за собой только восточную часть Тавриды с Пантикапеем в центре, а западную часть с Херсонесом.

            Однако, несмотря на такое соседство, Херсонес не прекращает своих торговых сношений с варварами, даже самыми отдаленными, и, сюда доставляли свои товары азиатские купцы.
            А в совокупности все эти факторы и помогли  Херсонесу  как свободному  городу выстоять при  гуннском вторжении.
             Но, уже  далее,  сам город не мог  быть самостоятельным и к конце V века  до нашей  эры  попал в полное  подчинение  Восточной Римской империи.  К  этому  факту  имеет отношение и распространение  христианства как официальной  религии в Восточной римской империи.
              Христианство разрушило основы  греко-римской демократии и старую веру, чем сильно ослабили  энергию  сопротивление херсонеситов все новым  и новым  волнам завоевателей приходившим  из глубин Азии.
           И скорее Херсонес  Таврический  был  переименован просто в  Херсонес и постепенно  из  большого, экономически сильного и независимого города – государства,  превратился  в отдаленную  византийскую крепость.
           В свою очередь  превращенной  византийскими правителями  в своего рода «греческие Соловки»,   куда  ссылались  неугодные  христианские  священники и опальные  политические  деятели.
           Но рассказ об этом периоде  истории Херсонеса  будет  дан  в следующих частях…

                                          (конец ч.7)

Статья со всеми рисунками и картами находится тут:
http://h.ua/story/360153/

© Бровко Владимир, 22.07.2012 в 19:21
Свидетельство о публикации № 22072012192119-00290341
Читателей произведения за все время — 25, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют