чем повесть о Ромео и Джульетте».
В.Шекспир.
История эта произошла в далекие перестроечные времена. Когда еще нынешние бизнесмены назывались обычными бандитами, и любимыми атрибутами в их одежде были малиновые пиджаки и золотые цепи толщиной в палец.
Городок, в котором произошли эти события, назывался... Никакойск. Назовем его именно так. Потому что точнее город, в котором главной достопримечательностью является разрушенная в былые революционные времена церковь, просто не назовешь.
Как и в любом другом провинциальном городе в ту пору, в Никакойске истинной властью были не свежеизбранный мэр и начальник УГРО, а реальные пацаны во главе с самым крутым бандитом по кличке Рыжий.
Рыжий был самым отчаянным и безжалостным бандитом Никакойска, поэтому власть к рукам прибрал быстро, постреляв и замучив всех реальных и потенциальным своих конкурентов. «Новые русские» в Никакойске появлялись лишь по одобрению Рыжего и бизнес вели под пристальным наблюдением его светло-серых, почти бесцветных глаз.
Система образования в начале перестройки еще функционировала по старым правилам, институты исправно и ежегодно выпускали и распределяли специалистов по строго сверстанному в министерстве образования плану. И так случилось, что именно в Никакойск по распределению была направлена молоденькая учительница литературы Юля Зеленова. Красоты девушка была необыкновенной. И Рыжий, будучи в возрасте тридцати с небольшим хвостиком лет, положил на девушку свой бесцветный бандитский глаз.
Конечно, Рыжему надо было держать понты. И он изо всех сил старался. Увидев Юлю впервые идущей первого сентября на работу, Рыжий до смерти напугал своего водителя, тормознув так, что единственный в городе его личный джип вылетел на встречную полосу и развернувшись на 180 градусов, подставил задний бампер жигуленку пенсионера и ветерана Петра Николаевича Жукова, который скончался на месте аварии от инфаркта.
Рыжий, не обратив внимания на подмятого жигуля, выскочил из джипа и рванул наперерез красавице.
Юля Зеленова, благоухающая подаренными родителями в дорогу французскими духами, в белоснежной блузке, приличной длины темно-синей юбке, не скрывавшей стройных ног, с пышными каштановыми волосами и огромными бездонными цвета изумрудов глазами, некоторое время ошалело разглядывала внезапно возникшего перед ней Рыжего в малиновом пиджаке и с цепью на шее толщиной в палец, а потом кинулась на помощь пенсионеру в искалеченных джипом жигулях.
Рыжий понял, что первая встреча с любимой окончилась полным провалом, и велел заводить мотор и мчаться срочно к подпольному ювелиру Шкиневичу за подарком для потенциальной невесты.
Вечером при полном параде, с огромным брильянтом на бархате во внутреннем кармане пиджака Рыжий позвонил в дверь квартиры, которую выделили молодой учительнице в мэрии города.
Рыжий намеревался сразу сделать предложение руки и сердца, но красавица Юлия, вместо того, чтобы пригласить жениха к столу, разразилась бурной тирадой по поводу ужасного поведения некоторых граждан, которые забыли о заслугах ветеранов и о том подвиге, благодаря которому Рыжий сегодня проживает в свободной стране...
Рыжий мало что понял из Юлиных речей, однако сделал вывод о том, что невеста у него девушка умная, и это... хорошо. Но вот только не понял Рыжий, от чего в конце своей речи девушка вдруг всхлипнула и из глаз ее покатились слезы размером с горох.
Озадаченный Рыжий решил объяснение в любви отложить до лучших времен и на время оставил невесту в покое, присматривая однако, чтобы на нее никто глаза более не положил, и жизнь ее была бы полной чашей. Для этого Рыжий посетил директора школы, директора ближайшего магазина, в котором Юля покупала продукты, и начальника ЖЭКа, к которому был приписан Юлин дом...
***
И в это время в город приехал цирк.
Некоторые жители Никакойска, никогда не выезжавшие за пределы области, цирк видели впервые в жизни. Поэтому весть об этом событии разлетелась по городу быстрее ветра. Еще до того, как автопоезд с кавалькадой артистов во главе вступил в пределы города, секретарша мэра по секрету сообщила своей соседке о том, что к мэру на прием приехал странный человек. Одет он был в клетчатый ярко-желтого цвета куцый пиджак, галифе и картуз с кожаным козырьком. А на ногах у него были такие странные… иностранные высокие ботинки со шнурками… ну прямо как в американских фильмах. От мэра странный человек поехал на городском автобусе прямо на хату Рыжего. И после этого возле городского ДК на единственной в городе театральной тумбе странный человек собственноручно наклеил афишу, на которой было написано: «Впервые в городе! Иллюзионист Растрелли! Спешите видеть!» Из-за крупных огненных букв слева выглядывал мрачного вида господин в черном котелке с торчащими в разные стороны стрелками усов, а справа совсем мелко был изображен то ли человек, то ли птица, то ли ангел с крыльями.
А на другой день утром в город въехал разрисованный яркими картинками автопоезд. Впереди шли наряженные и загримированные артисты. Жонглеры, акробаты, дрессировщики с животными… Во главе кавалькады ехал автомобиль явно дореволюционных времен, напоминавший неискушенным жителям Никакойска «Антилопу Гну» из часто показываемого по телевизору и в местном кинотеатре фильма «Золотой теленок». В авто за рулем восседал человек в черном смокинге и цилиндре, на носу его красовалось настоящее пенсне, усы торчали в стороны словно стрелки часов. На плече человека сидел то ли ворон, то ли крупный грач, посверкивая дьявольским глазом на встречных прохожих и зевак, столпившихся по обочинам центральной улицы. А позади господина в черном цилиндре сидел молодой человек ликом светел и чист аки ангел спустившийся только что с небес. Светлые волосы, голубые наивные глаза, хрупкие черты...
«Чистый ангел», - тихо вздохнув сказала вдова первого мэра, убитого в прошлом году Рыжим, случайно оказавшаяся в толпе зевак.
Разноцветный шатер шапито расположился в центре города, рядом с разрушенной церковью. И уже на другой день была открыта касса, а афиша рядом гласила о том, что сегодня вечером состоится премьера представления. Из репродукторов слышалась бодрая и веселая музыка. Высокий женский голос периодически зазывал прохожих купить билет на представление.
Артисты цирка расположились походным порядком в пределах отведенных городскими властями для шапито. И только иллюзионист со своим ассистентом поселился на квартире у пенсионерки Ольги Михайловны Рыбиной. Тут же прошел слух, что Ольга Михайловна дальняя родственница иллюзиониста. И сам иллюзионист когда-то в юности проживал в Никакойске. И только никак никто не мог вспомнить где именно он жил, и кто были его родители.
Сам иллюзионист в первый же вечер вышел на прогулку и устроил настоящее представление. Одет он был также как был изображен на афише. На одной руке его висел черный зонт-трость, а другой он держал цепочку, оканчивающуюся на ноге ворона-грача. Сама птица важно вышагивала впереди хозяина, посматривая недобрым глазом по сторонам.
Иллюзиониста ничуть не смущала толпа, образовавшаяся тут же на всем пути следования необычной парочки. Напротив, артист остановился на первом перекрестке и попросил одного из прохожих достать из кошелька бумажную денежную купюру все равно какого достоинства. И только любопытный прохожий выполнил его просьбу, наглый грач подскочил к нему, выхватил купюру и к восторгу остальных зевак перелетел на руку хозяина и стал запихивать добычу во внутренний карман пиджака. Неожиданное представление имело у собравшихся горожан большой успех. Ни один из прохожих, рискнувших повторить трюк, не смог удержать денег в руках, так ловок был этот грач. И каждый раз купюра неизменно исчезала в кармане иллюзиониста.
А на следующий день вечером состоялась премьера представления, которое имело ошеломительный успех. Люди, выходившие из цирка, вид имели мягко говоря странный. У всех наблюдались признаки легкого шока. Отсутствующий взгляд, непроизвольно приоткрытый рот... Меж собой люди говорили, что фокусник совершает на манеже поистине необыкновенные чудеса.
Юля Зеленова цирк любила с детства. И конечно же она не могла пропустить такое зрелище, поэтому на следующий же день купила билет на второе представление. У входа ее ожидал Рыжий с огромным букетом красных роз. Розы пришлось принять. А вот от билета в ложу для особо важных лиц Юля отказалась. Тем более что ей все равно повезло. Место было во втором ряду и как раз напротив выхода для артистов.
Представление было замечательным. Акробаты на подкидных досках совершали умопомрачительные прыжки и строили пирамиды из пяти человек! Воздушные гимнасты крутили сальто в воздухе под самым куполом, а когда они срывались на стропах вниз, почти до самой поверхности, адреналин у зрителей просто вскипал в крови.
Но самым удивительным был номер иллюзиониста. Он вышел на манеж важный, в неизменном черном смокинге и цилиндре. Потом на манеже появился его ассистент. Одет он был в серебристый облегающий костюм, подчеркивающий природную стройность и хрупкость юноши. Сходство с ангелом придавал ему пышный серебристый плащ, напоминавший сложенные за спиной крылья. Музыка, сопровождавшая номер, также подчеркивала красоту момента. Мрачный иллюзионист склони лся над своим ассистентом и что-то прошептал. То ли заклинание какое, то ли давал установку... Словно Кашпировский, гапнотизировавшей в то время всю страну с экранов телевизоров. Музыка затихла, и затем буквально взорвалась страшно знакомой всем фугой Баха. И в этот самый момент юноша буквально взмыл под самый купол цирка, и там исчез...растворился прямо на глазах ошеломленных зрителей.
Ведущий представления громко провозгласил:
- Заслуженный артист СССР Георгий Растрелли!
Иллюзионист стал раскланиваться вначале под робкие, а потом все нарастающие до оваций аплодисменнты. А потом на манеж начали выходить артисты на прощальный поклон. Последним на арену вышел ассистент иллюзиониста, живой и невредимый. Легко пробежав через манеж, он взлетел на бортик и...глаза его в этот момент встретились с глазами красавицы Юли Зеленовой. В тот же момент меж ними проскочила искра и... ах! Произошло чудо! Они влюбились друг в друга. С первого взгляда. Юная Юлия не могла сдержать своих чувств, и огромный букет красных роз полетел прямо в руки Романа.
Рыжий сидел в ложе сверху и видел все. Говорят он даже поперхнулся от неожиданности, чему многие порадовались и в тайне пожелали супостату еще и подавиться.
В тот же вечер джип с вооруженными до зубов бандитами во главе с Рыжим подкатил к дому, где проживал иллюзионист со своим ассистентом. Жильцы дома рассказывали потом, что заканчивающееся обычно кровавой расправой такого рода посещение закончилось в этот раз ничем и злющий Рыжий выскочил из подъезда как ошпаренный, нырнул в свой джип и укатил прочь.
Посланный за продуктами позднее часом в магазин Роман в этот вечер так и не вернулся.
А наутро его изуродованное тело нашли у входа в шапито…
Вечером того же дня Рыжий со злорадной улыбкой на лице и зареванной Юлией рядом сидел в своей ложе, намереваясь насладиться триумфом над поверженным врагом. Артисты в этот вечер работали с каким-то остервенением. Никто из них не улыбался. А клоуны ходили по рядам и раздавали полевые цветы зрителям. Сальто акробаты крутили не в три, а в четыре оборота Воздушники парили в воздухе словно ангелы. А когда на арену вышел иллюзионист, зал замер в ожидании. Каждый надеялся на чудо, на какое-то невероятное возмездие вконец зарвавшемуся Рыжему. А Рыжий надеялся на провал представления.
Иллюзионист вышел на середину манежа, поклонился публике, и молча поднялся в ложу, где сидел Рыжий. Он обратился к ничего не видящей из-за слез Юлии и попросил ее спуститься с ним вниз на манеж. Рыжий стал громко протестовать, и тогда иллюзионист предложил ему сопровождать Юлю лично. Отказаться Рыжий не мог. Надо было держать марку. Поэтому он схватил упиравшуюся Юлию за руку и потащил ее на манеж следом за иллюзионистом. Артист предложил обоим улечься на то самое ложе, с которого до этого вечером ранее воспарил в последний раз замученный бандитами Роман. И когда оба улеглись, иллюзионист склонился над ними и громко произнес:
- Прошу вас смотреть в самый центр купола.
Зазвучала музыка... Знатоки классики сразу узнали ее. «Лакримозо» Моцарта... как никакая более она подходила к этому моменту. Те, кто следил за тем, что происходит наверху, уверяли потом, что в центре купола образовался темный вихревой поток, в котором постепенно стали проступать черты ангелоподобного лица...
В этот самый момент снова прозвучал громкий голос иллюзиониста:
- Остальных зрителей прошу на купол не смотреть.
А дальше Юлия начала также медленно, как до нее Роман, подниматься ввысь. Только тело ее казалось совсем безжизненным. Голова клонилась вбок, руки свисали плетьми по бокам... Девушка поднималась все выше, а потом начала растворяться в воздухе... до тех пор пока не исчезла совсем. На ложе остался лежать один Рыжий. Музыка закончилась, и наступила гробовая тишина. Потом молча вышли артисты на прощальный поклон. Юлия так и не появилась.
Когда манеж опустел, зрители долго не расходились по домам, пока бандиты из охраны Рыжего тормошили своего босса. Когда Рыжий очухался, зал вздохнул с сожалением, и люди начали покидать цирк.
И только на следующий день разнеслась по городу благая весть. Рыжий сошел с ума! Помешался! Теперь он как овощ. И значит Никакойск может праздновать освобождение от тирана.
Власти города конечно же кинулись на поиски иллюзиониста, не особо, правда, стараясь, но... долг есть долг. Но ни самого артиста, ни его вещей в квартире пенсионерки Рыбиной уже не было. Властям женщина сообщила, что вещи упаковали и вынесли еще вчера утром, и иллюзионист после представления не заходил...
История эта по своей жестокости в те времена мало отличалась от других подобных. Поэтому никто ее не вписал в историю города Никакойска. И никто не соорудил памятник или другой какой памятный знак, дабы увековечить эту романтическую историю в назидание потомкам.
Но некоторые жители города рассказывали, что видели в большом городе в цирке номер того самого иллюзиониста. И ассистировала ему очень красивая девушка с копной каштановых волос и глазами цвета морской волны.