Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 331
Авторов: 0
Гостей: 331
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Херсонес Таврический - Корсунь- Севастополь ч. 3 (Очерк)


                      

     Работа снабжена большим количеством фотографий, карт и рисунков.
    Вы уважаемый  читатель с ними можете познакомится перейдя вот по этой ссылке:
    http://h.ua/story/359702/

                                ч.3

                Прогулка  со Страбоном по  Крыму

      В  этой части мы  уважаемый  читатель  совершим  по Крымскому  полуострову виртуальное  путешествие. И не просто путешествие, а еще и путешествие во времени. Ведь  наш   гид-проводник   древнегреческие  географ Страбон  описал  эти месте в своей  книге « География»  около 1 века до нашей  эры.

    Вот небольшая  справка  о этом  знатном ученом.

    Страбон (Strabon) (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.), древнегреческий географ и историк. Родился в Амасии (Малая Азия), путешествовал по Греции, Малой Азии, Италии и Египту. Автор не дошедших до нас "Исторических записок", задуманных как продолжение истории Полибия и содержавших описание событий со 146 до н. э. (разрушение римлянами Коринфа и Карфагена) до около 31 до н. э. (видимо, до битвы при Акции), и "Географии", написанной около 7 до н. э. и продолжающей "Исторические записки".
      В "Географии" С. стремился описать ойкумену на основе сопоставления и обобщения всех известных к его времени данных; поэтому сочинение С. рассматривается в историографии как итог географических знаний античности.

         Из многих авторов, названных С., главными его источниками являлись географы Эратосфен, Гиппарх, Полибий, Посидоний. Широко использовал С. малоазийскую традицию, особенно сведения историков Митридатовых войн (1 в. до н. э.), сообщения которых зачастую восходят к локальным историческим и географическим трудам; поэтому С. полно описаны Кавказ и Боспорскос царство.

        По замыслу автора "География" должна была служить практическим руководством для римских государственных деятелей, полководцев, провинциальной администрации, торговцев и т.д., поэтому она содержит большое количество исторических, этнографических, бытовых сведений; в ряде случаев она является единственным источником.

        Из 17 книг "Географии" только первые две носят теоретический характер (посвящены математической географии), остальные содержат описание стран и областей (книги 3—6-я — Испания, Галлия, Британия, Италия, Сицилия; книги 7—10-я — Северная и Восточная Европа, северные Балканы, Греция; книги 11—14-я — Северное и Восточное Причерноморье, Малая Азия; книги 15—17-я — Индия, Месопотамия, Аравия, Египет). "География" является фактически первым опытом исторической географии и представляет собой ценный исторический источник.

     Но, нам не  нужны  все 17  книг, мы  в этой работе  пойдем по маршруту заданному Страбоном и посмотрим  на описанные им места,  уже с позиций  дня  сегодняшнего.
       Тем самым мы увидим в ретроспективе  как изменился Крым  за 2000 лет.

         И вот, что пишет Страбон

         «Далее следует река Борисфен (Днепр), судоходная на 600 стадий; поблизости течет другая река — Гипанис (Южный Буг) и лежит остров перед устьем Борисфена  с гаванью.
       Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноименный с рекой город; этот город называется также Ольвией,   является большим портом и основан милетцами.          Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из «Пустыни гетов», во-вторых, из области тирогетов, за которой идет область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов, по большей части кочевников (хотя немногие занимаются земледелием)».


      Справка: О;львия (др. греч. ;;;;; — счастливая, богатая) — античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева и современного села Парутино Очаковского района.
      Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. — первая половина III века до н. э.) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами, численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек .

        На базе открытых во время раскопок руин города в 1924 году создан археологический заповедник.
       Древние греки, заложившие город в VI веке до нашей эры, сменили киммерийцев и скифов (впрочем, греки постепенно ассимилировались с местным населением: спустя некоторое время они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду). В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот.

       Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию Украины.

       В VI - V вв. до н. э. тут правили олигархи, в начале IV в. до н. э. была установлена демократическая форма правления.
      В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион.


      И тут мы  с вами уважаемый читатель  сделаем первую «остановку» и вникнем поглубже в эту  древнюю историю, о которой  неохотно рассказывают  греческие, в том числе и наш Страбон и тем более российские историки.
  
         А речь у нас пойдет  о самом наверно первой в мире попытке  реализации  плане  «блицкрига»  на  мировое завоевание, который  пытался осуществить  знаменитый  македонский  царь и полководец Александр Македонский, и при его успешном  завершении,   мировая история бы  пошла совсем по другому  пути своего развития.

        А  речь у нас пойдет о «Поход македонских войск под командованием Зопириона против скифов» и этот поход непосредственно связан с городом-полисом Ольвией.
         Зопирион был наместником Александра на Понта (Скифии)  и ему  были подчинены  все  греческие колонии западного побережья Черного моря к югу и северу от Дуная.
        
         Суммируя же разрозненные данные, которые можно найти в трудах древнегреческих историков мы можем  реконструировать следующую картину похода Зопириона.

         А в 333 г. до н.э. Александр Македонский отправился в главный поход своей жизни. Целью завоеваний он видел не только восточные страны, но и северные.

         Были сформированы две армии. В первой — 40 тыс., во второй 30 тыс. македонской пехоты, и в обеих многочисленные вспомогательные войска подчиненных народов.
         Сам Александр выступил на Персию, а другую армию поручил полководцу Зопириону и направил его за Дунай. Ему предписывалось покорить Скифию и соединиться с царем на реке «Танаис» — географию греки и македоняне знали плохо и считали Дон и Сырдарью одной и той же рекой.

          Осенью 331 г. до н. э., собрав свою армию, Зопирион выступил в поход против скифов.  
          Вторгнувшись в их владения, она начала там военные действия против скифов.
          По каким-то причинам Зопирион вынужден был изменить первоначальный план похода, и предпринял попытку овладеть городом-полисом Ольвией.
          Есть данные, что с середины V в. до н. э. между ольвиополитами и скифами существовал тесный военно-оборонительный союз.
         Поэтому можно предполагать, что с захватом города Зопирион рассчитывал лишить кочевников важного для них союзника в борьбе с македонской армией.
         Кроме того, овладение Ольвией обеспечивал македонскому полководцу крепкий тыл во время дальнейшего продвижения в Скифию.
          Приближение македонской армии застало ольвиополитов врасплох.
          Хотя большая часть населения смогла вывести свое имущество из окрестностей в город и укрыться за его стенами, часть жителей все же попали в руки македонян.
         В наше время при раскопках Ольвии у ее западных ворот обнаружена большая братская могила, относящаяся ко времени осады города Зопирионом.
           В ней находились скелеты примерно пятидесяти молодых людей и детей, побитых камнями и расстрелянных из луков, на двоих из которых были надеты железные цепи.
           Находка позволяет предполагать, что македоняне пытались воспользоваться захватом заложников для того, чтобы заставить ольвиополитов сдаться.
           В случае отказа горожан сложить оружие они угрожали казнить пленных. Когда же ольвиополиты  отвергли этот ультиматум, македоняне привели свою угрозу в исполнение.

          Отступив от Ольвии, войско Зопириона, было  разбито подошедшей армией  скифов и он погиб в 331 г. до н.э.с большинством своего войска, вероятно, где-то в Бессарабии.
            Позднеантичные римские историки Юстин (и Орозий утверждали, что победителями Зопириона   были именно скифы (а не жители Ольвии). Более того, эта победа поставлена в один ряд с победами скифов над Киром Великим и Дарием Гистаспом

         Но и тут мы  видим ту же самую ошибку, что потом не раз совершали и другие завоеватели  Скифии, Киевской  Руси и Российской империи.
          Они, успешно вторгнувшись  туда,  но застревали  при осаде  какого-то незначительного в стратегическом плане городка ( как тот же  Карл XII под Полтавой)  в результате   этой непростительной задержки  успешное начало войны приводило к их поражению. И срыву  всех планов  разработанной  военной компании.
         Ведь и в случае с Зопирионом  он после своей победы над скифами  вместе с армией должен был продолжить поход и идти по степям дальше на восток.
          Целью как мы знаем,  являлось обогнуть Каспийское море и, выйдя к границам Средней Азии, напасть с тыла на племена масса - гетов, живших к северу от реки Амударьи
          Когда Александр, будучи в Парфии, получил известие обо всех этих событиях, он огорчился, так как был родственником Александру Эпирскому, и назначил в войске трехдневный траур…» а в свои планы  внес  новее коррективы

      А самому Александру в этом  своем главном походе  повезло куда больше.
      Огромная Персидская империя за двести лет сгнила насквозь.

      Цари погрязли в роскоши и наслаждениях. Государя обслуживали 300 поваров, 300 танцовщиц, 30 тыс. рабов и рабынь.
     Сатрапы провинций подражали властителям, окружая себя блеском и богатством. А опора на евреев обернулась их засильем.
       Они становились важными сановниками, тянули за собой родственников, друзей. Чтобы упрочить положение, пристраивали дочерей в гаремы царей и вельмож, добивались через них дополнительных льгот и пожалований.
       Налоги и без того были разорительными, но чиновники и ростовщики еще и хищничали, обирая народ.
         А покровительство властителей делало их неуязвимыми.
        У царя Артаксеркса через его наложницу Эсфирь евреи даже получили право погромов, им разрешили в течение двух дней убивать всех, кого они сами сочли «нетолерантными».

         В результате было вырезано 75 тыс. человек, и в память об этом иудеи установили праздник Пурим (Эсфирь, 9, 1-32).

          Любить такую державу у подданных не было причин. При первых же серьезных ударах она начала разваливаться.
          А Александр, кроме македонской фаланги, применил еще одно мощное оружие. Подобно былым ассирийским царям, он действовал ужасом. Богатый и многолюдный город Тир долго оборонялся — за это Александр приказал не просто перебить, а распять всех жителей, включая женщин и детей.
          После битвы под Гавгамелами распорядился уничтожить до единого десятки тысяч пленных. Многие города и провинции стали сдаваться без сопротивления. Орда македонян и греков прокатилась по Ближнему Востоку, Ирану, Закавказью, в 329 г. до н.э. вступила в Среднюю Азию.

           Царь Скифии (имя его неизвестно) отслеживал эти передвижения, несколько раз присылал посольства, предлагал заключить мир и готов был скрепить его браком, выдать за Александра свою дочь.
         Но Александр колебался. Неужто скифы желают остаться независимыми и претендуют на равноправие с ним?
       Женитьбу на «варварской» царевне он счел смешной и отверг. С послами обошелся любезно, заверил их в «дружбе».
         Вместе с ними направил ответных послов из числа собственных приближенных, чтобы передать скифскому царю слова мира и любви.
         Но задание им давалось иное: разведать дороги, собрать сведения о населении и войсках Скифии.
         А царь Хорезма Фарасман выразил готовность провести македонян к Черному морю в обход Каспия. Александру идея понравилась, он заключил с Фарасманом союз.

         Однако в Средней Азии далеко не все согласились признать господство захватчиков.
         Племена саков, массагетов, сарматов отступили за Сырдарью, совершали оттуда нападения, уничтожили несколько македонских отрядов.
           А когда Александр со всей армией переправился через Сырдарью, его основательно потрепали и заставили отступить.
          Поразмыслив, он отложил поход на Скифию, решил сперва завоевать Индию. Вернувшись из индийских земель, он обосновался в Вавилоне, строил дальнейшие грандиозные планы.
          Среди них значилась и  новая война со скифами. Александр желал отомстить им за гибель армии Зопириона и даже за разгром Дария — став царем Персии, он считал себя «наследником» прежних властителей.

        Но в 323 г. до н.э. он умер. И гигантская империя, созданная Александром, тут же распалась, просуществовав всего 9 лет.
        Но  первый  «звонок»  ему прозвучал  еще в 332 году  до н.э. после неудачной осады Ольвии.

        А возвращаясь к дальнейшей  истории Ольвии  надо сказать, что независимой она оставалась недолго.
        Уже в 55 до н. э. была завоёвана гетским царём Буребистой.
         Со временем государство возобновило свое существование, но на значительно меньшей территории.
         В 198 г. н. э. Ольвия вошла в состав Римской империи. Полностью погибла во время нашествия гуннов в 70-е гг. IV в. н. э.»

А Страбон  продолжает свой рассказ:

        «Эти народности, как говорят, живут также по Истру, нередко по обеим сторонам этой реки.
          В глубине страны обитают бастарны, граничащие с тирегетами и германцами;
бастарны также, быть может, германская народность и делятся на несколько племен.
Действительно, одни из них называются атмонами, другие — сидонами; те, что владеют Певкой, островом на Истре, носят название певкинов, а самые северные, обитающие на равнинах между Танаисом и Борисфеном, — роксоланов.
Насколько известно, вся страна к северу от Германии вплоть до Каспийского моря представляет равнину.

         Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем.
        Роксоланы воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия.

          Они пришли на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа  легковооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой.
        Во всяком случае роксоланы, числом около 50 000 человек не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены.

        У них в ходу шлемы и панцири из сыромятной бычьей кожи, они носят плетеные щиты в качестве защитного средства; есть у них также копья, лук и меч.
         Таково вооружение и большинства прочих варваров.
         Что касается кочевников, то их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут.
          Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются.
Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах около Меотиды, а летом на равнинах.

            Вся страна вплоть до приморских областей между Борисфеном и устьем Меотиды отличается суровыми зимами.
             Однако из самых приморских областей самые северные — это устье Меотиды, а еще более северные — устье Борисфена и впадина Тамиракского, иначе Каркинитского, залива, где находится перешеек Большого Херсонеса.

         Хотя население этих областей и живет на равнинах, но климат здесь холодный, что ясно из того, что жители не разводят ослов (так как это животное не выносит холода); коровы у них или рождаются безрогими, или же им спиливают рога, так как и эта часть [тела] чувствительна к холоду; лошади малорослые, а овцы крупные; медные сосуды для воды здесь лопаются [от морозов], а содержимое их замерзает.

         Суровость холодов лучше всего обнаруживается в связи с тем, что происходит в устье Меотиды.
          Морской путь из Пантикапея в Фанагорию становится доступным для повозок, так что это не только морское путешествие, но и сухопутное.

          Пойманная во льду рыба добывается путем «выкапывания» с помощью так называемой «гангамы», в особенности антакеи, почти одинаковой величины с дельфинами.
          В этом проливе, как передают, Неоптолем, полководец Митридата, летом разбил варваров в морском сражении, а зимой — в конной стычке.
          Передают, что на Боспоре на зиму зарывают виноградные лозы, засыпая их толстым слоем земли.

             По рассказам, жара здесь бывает очень сильной, быть может, потому, что тело жителей не привыкло к ней или потому, что тогда на равнинах безветрие или же густой воздух сильнее нагревается, подобно тому, как это делают «ложные солнца» в облаках.
По-видимому, большинством варваров в этой части света управлял Атей, который воевал с Филиппом, сыном Аминты.

      За островом, лежащим перед Борисфеном, по направлению к восходящему солнцу идет морской путь к мысу Ипподрома Ахиллеса — месту, хотя и лишенному растительности, но называемому «рощей», которая посвящена Ахиллесу.
           Затем следует Ипподром Ахиллеса — низменный полуостров.
Это узкая в виде ленты полоса земли, простирающаяся на восток, длиной почти в 1000 стадий; наибольшая ширина ее 2 стадии, а наименьшая — 4 плефра; от материка она находится в 60 стадиях по обеим сторонам перешейка.

Это песчаная отмель, где вода добывается рытьем  колодцев.
Узкая часть перешейка находится около середины и ширина ее около 40 стадий. Полуостров оканчивается мысом под названием Тамирака, где находится якорная стоянка, обращенная к материку.

         За этим мысом следует Каркинитский залив; он очень большой и простирается к северу приблизительно на 1000 стадий. Некоторые, однако, утверждают, что расстояние до самой впадины залива втрое больше. Племя, живущее здесь, носит название тафриев.
Залив также по имени мыса называется Тамирака.

        Здесь находится перешеек, отделяющий от моря так называемое озеро Сапра (Сиваш) ; в ширину он 40 стадий и образует так называемый таврический, или скифский, Херсонес.
            По словам некоторых, ширина этого перешейка 360 стадий. Хотя озеро Сапра имеет, как говорят, 4000 стадий, но является собственно только западной частью Меотиды, с которой оно соединено широким устьем.

         Оно весьма болотисто и едва судоходно для сшитых из кожи лодок, так, как ветры легко обнажают мелкие места и затем снова покрывают их водой; поэтому болота непроходимы для больших судов.
          В заливе 3 островка, вдоль побережья несколько мелких мест и немного подводных камней.

        При выходе из залива, на левой стороне, лежат маленький городок и еще один залив херсонесцев.
             Если плыть дальше вдоль побережья, следует выдающийся в море на юг большой мыс, который составляет часть целого Херсонеса.

           На этом месте расположен город гераклейцев (колония гераклейцев на Понте), который также называется Херсонесом и отстоит, если плыть вдоль берегов, на 4400 стадий от Тираса.
           В городе есть святилище Девы (какого-то божества).

           В 100 стадиях перед городом находится мыс, названный по имени этого божества Парфением, с храмом божества и его статуей.
Между городом и мысом 3 гавани.

          Затем следуют Древний Херсонес, лежащий в развалинах, и потом гавань с узким входом, где тавры (скифское племя) обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством»

        Очень важное замечание  Страбона. Что Херсонеса Таврических было два.
        Старый  Херсонес и новый  развалины,  которого раскопаны на территории нынешнего Севастополя.
           А Страбон продолжает свое описание:

         Эта гавань называется Симболон Лимен и образует вместе с другой гаванью под названием Ктенунт перешеек в 40 стадий.
Это перешеек, который замыкает Малый Херсонес, составляющий, как я сказал, часть Большого Херсонеса, с одноименным полуострову городом Херсонесом.

          Симболон Лимен  же  буквальном переводе с древнегреческого это название означает "Сигнальная гавань" или "Гавань символов".
           Плиний Старший (I в. н. э.) называет ее "портом."   Считается, что тут речь идет о древности Балаклавской бухте,   Удобство этой гавани, расположенной на самых подступах к Херсонесу и надежно укрывавшей корабли от штормов, приводило к тому, что не раз и не два становилась она ареной событий, о которых сохранилась память в истории Крыма.
            Здесь покидали свои корабли коварные боспорцы, решившие обманом захватить Херсонес в правление царя Асандра - только мужеству Гикии обязан город своим спасением.
          Здесь расположились лагерем, пришедшие в Крым римляне, построившие на берегу крепость и храм Юпитера Долихена.
         Без малого две сотни лет прожили они в Симболоне, охраняя покой херсонеситов. Столетия спустя в Сигнальную гавань прибыл низложенный император Византии Юстиниан II Безносый.
        
        Страбон о Херсонесе Таврическом так же сообщает:

      «Город этот прежде был самостоятельным, но подвергаясь разорению варварами, был вынужден выбрать себе покровителя в лице Митридата. Евпатора; последний хотел стать во главе варваров, обитавших за перешейком вплоть до Борисфена и Адрия.
    Это были приготовления к походу на римлян.

     Итак, Митридат, окрыленный такими надеждами, с радостью послал войско против Херсонеса и одновременно начал войну со скифами, не только со Скилуром, но также и с сыновьями последнего — Палаком и прочими (их, по словам Посидония, было 50, а по Аполлониду — 80).

         В то же самое время Митридату удалось всех их подчинить  силой и стать владыкой Боспора, получив эту область добровольно от владевшего ею Парисада.

        С тех пор и до настоящего времени город херсонесцев подчинен властителям Боспора. Гавань Ктенунт находится на одинаковом расстоянии от города херсонесцев и от Симболон Лимен.

      После Симболон Лимен, вплоть до города Феодосии тянется таврическое побережье длиной около 1000 стадий. Побережье это каменистое, гористое и подвержено сильным бурям с севера.

     Перед таврическим побережьем находится мыс, далеко выдающийся в море на юг, в сторону Пафлагонии и города Амастриды, под названием Криуметопон.

    Против него — мыс пафлагонцев — Карамбий, который делит Евксинский Понт на два моря сжатым с обеих сторон проливом.

От города херсонесцев Карамбий находится в 2500 стадиях, а от Криуметопона гораздо ближе.

Во всяком случае, многие мореходы, которые проходили по этому проливу, говорят, что одновременно видели оба мыса на обеих сторонах.

В гористой области тавров есть также гора Трапезунт, одноименная городу, расположенному поблизости от Тибарании и Колхиды.


Вблизи этой же гористой области есть и другая гора Киммерий, [названная так] потому, что некогда киммерийцы властвовали на Боспоре. Поэтому целая часть пролива, простирающаяся до устья Меотиды, называется Киммерийским Боспором.

      За упомянутой гористой областью лежит город Феодосия. Город занимает плодородную равнину и обладает гаванью, могущей вместить 100 кораблей.

           Справка: Феодо;сия (укр. Феодо;сія, крымскотат. Kefe, Кефе, с греч. ;;;;;;;; — «Богом данная») — портовый и курортный город юга Украины у Чёрного моря на юго-восточном побережье Крыма. Феодосийский регион Крыма — территория, подчинённая Феодосийскому горсовету (выделена тёмным на карте-врезке), включает в себя помимо собственно Феодосии ряд посёлков

           Город был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. С 355 года до н. э. Феодосия входила в состав Боспорского царства.

           Разрушен гуннами в IV веке н. э. В этот период в городе и окрестностях жили аланы и поселение получило аланское название Ардабда (осет. «Авд-арди») — в переводе «семибожная». В V веке город перешёл под контроль Римской (Византийской) империи, в VI веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии.

           На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды. Впоследствии выкуплен генуэзскими купцами.


              А Страбон далее  пишет:

      «Эта гавань прежде была границей между землей боспорцев и тавров.
      И следующая далее область также плодородна до Пантикапея, который является столицей боспорцев, лежащей при устье Меотиды.

      Расстояние между Феодосией и Пантикапеем около 530 стадий; вся эта область хлебородна; в ней есть селения и город с прекрасной гаванью под названием Нимфей. Пантикапей представляет собой холм, населенный со всех сторон в окружности на 20 стадий.

      На восточной стороне города находится гавань и верфи приблизительно на 30 кораблей; есть там и акрополь. Город основан милетцами.
      Долгое время городом, как и всеми соседними поселениями близ устья Меотиды по обеим сторонам, управляли властители, как Левкон, Сатир и Парисад, пока Парисад не передал свою власть Митридату.

       Этих властителей называли тиранами, хотя большинство их, начиная с Парисада и Левкона, были достойными правителями.

     Парисада даже почитали богом. Последний тиран также назывался Парисадом; он был не в силах противиться варварам, которые требовали большей прежнего дани, и поэтому передал свою власть Митридату Евпатору.

       Со времени Митридата царство перешло под власть римлян. Большая часть его территории находится в Европе, но часть расположена в Азии.

        Устье Меотиды называется Киммерийским Боспором.

         В начале устье более широко — около 70 стадий; здесь переправляются из пантикапейской области в Фанагорию, ближайший город Азии; оканчивается устье гораздо более узким проливом.
       Этот пролив и река Танаис (Дон), текущая прямо с севера в озеро и в его устье, отделяют Азию от Европы.
        Река Танаис впадает в озеро двумя устьями, которые находятся в 60 стадиях друг с. 284 от друга.
          Есть там и город, одноименный с рекой, самый большой после Пантикапея эмпорий варваров.
             При входе в Киммерийский Боспор налево лежит городок Мирмекий, в 20 стадиях от Пантикапея.

        Вдвое дальше от Мирмекия лежит селение Парфений; здесь самый узкий вход — около 20 стадий; напротив этого селения в Азии расположено селение под названием Ахиллей.
         Отсюда прямым путем по морю до Танаиса и острова у его устьев 2200 стадий; но если плыть вдоль побережья Азии, то расстояние немного увеличится; если же плыть налево вдоль берега до Танаиса, где расположен перешеек, то расстояние больше чем в 3 раза; все это побережье на европейской стороне пустынно, но берег на правой стороне не безлюден.

       Вся окружность озера, по сообщениям, составляет 9000 стадий.

         Большой Херсонес по форме и величине похож на Пелопоннес.
        Херсонесом владеют правители Боспора, хотя вся эта область опустошена постоянными войнами.
         Прежде они владели только небольшой частью страны около устья Меотиды и Пантикапея до Феодосии, а большую часть до перешейка и Каркинитского залива занимало скифское племя тавров.

      Вся эта страна, а также почти вся область за перешейком до Борисфена называлась Малой Скифией.
        Однако из-за того, что множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране, значительная часть Фракии была также названа Малой Скифией, тем более, что фракийцы уступили пришельцам, отчасти подчиняясь силе, отчасти из-за плохой земли, так как большая часть страны болотиста.

         Кроме гористой приморской области, простирающейся до Феодосии, весь остальной Херсонес представляет равнину и плодороден, особенно богат он хлебом.

        Во всяком случае, поле, вспаханное первым попавшимся лемехом, приносит урожай в 30 мер.

      Жители этой страны вместе с азиатскими областями около Синдики выплачивали в качестве дачи Митридату 180 000 медимнов и 200 талантов серебра.
        
        И в прежние времена отсюда доставлялся хлеб греками, так же как вывозилась соленая рыба из рыбных промыслов озера. Как передают, Левкон послал из Феодосии афинянам 2 100 000 медимнов».


         И вот прочитав  эти слова Страбона,  я задумался  что как то давно ничего не слышал о сборе  пшеницы в Крыму и решил перепроверить положение дел.
       И  тут меня  ожидал большой  сюрприз
        Новые  завоеватели Крыма,  потомки  тех самых  скифов, что   выжили  в донецких степях и о которых  так пророчески в отношении положении дел в нынешней Украине  в свое время написал А.Блок


Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

           приняли решение о прекращение  выращивании Крыму  хлеба.
(http://delo.ua/business/krym-otkazyvaetsja-ot-vyraschivan-156983/
       «Главная задача крымского правительства в сфере аграрной политики согласно Стратегии развития автономии до 2020 года – отказ от статуса житницы страны. Все усилия профильного министерства Крыма будут направлены на сады и виноградники.

       «Особое внимание уделяется именно садам и виноградникам. Потому что в былые времена Крым славился вином, виноградом, яблоками. Поэтому Василий Георгиевич Джарты говорит, что направлять особое внимание нам нужно на развитие именно этого направления, чтобы не был Крым житницей – это самое главное», – сообщил на совещании в Ялте министр аграрной политики и продовольствия Крыма Валерий Кравец.»

       Ну, а далее Страбон  так описывает нам  жителей  древнего Крыма:

        «Народность херсонесцев называлась «георгами» в буквальном смысле этого слова, потому что скифское племя, живущее над ними, было кочевым; последнее употребляло в пищу не только мясо вообще, но в особенности конину, а также сыр из кумыса, свежее и кислое молоко; последнее, особым образом приготовленное, служит у них лакомством.

      Вот почему Гомер называет все население этой части света «галактофагами».
      Кочевники, правда, скорее воины, чем разбойники, все же ведут войны из-за дани.

        Действительно, они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются, если получат взамен известную условленную плату, и то умеренную, не для обогащения, но только для того, чтобы удовлетворить необходимые ежедневные потребности жизни.
      Однако с теми, кто им не уплачивает деньги, кочевники воюют. Поэтому-то Гомер и назвал этих людей одновременно «справедливыми» и «бедными».

       И в самом деле, если бы им правильно выплачивали арендную плату за землю, то они никогда бы не начинали войны.

     Но им  не платят правильно люди, уверенные в том, что у них самих довольно силы, чтобы легко отразить нападающих или помешать вторжению.

      Именно так поступил по сообщению Гипсикрата, Асандр, который построил на перешейке Херсонеса, поблизости от Меотиды, стену шириной в 360 стадий и воздвиг на каждую стадию по 10 башен.

        Что касается «георгов», живущих в этой области, то они считаются более мягкими и вместе с тем более цивилизованными, но тем не менее, будучи стяжателями и занимаясь морским промыслом, они не чуждаются ни разбоя, ни других подобного рода несправедливых поступков, диктуемых алчностью.
        Кроме перечисленных местностей, в Херсонесе есть также укрепления, которые построил Скилур и его сыновья.
        Эти укрепления — Палакий, Хаб и Неаполь — служили им опорными пунктами против полководцев Митридата.
       Была еще какая-то крепость — Евпаторий, основанная Диофантом, когда он был полководцем Митридата».

     А  вот с точным местом нахождения  Евпатория указанного Страбоном  современные историки так и не определились. Ибо есть вот такая  пртиворечивая информация.

       Евпатория (греч. ;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;; - Eupatoria, Kerkinitis), Кезлев (крымскотат. Kezlev), Гёзлев (тур. G;zleve) — приморский город-курорт на Украине, в Крыму.

       Археологические находки на территории Евпатории свидетельствуют, что на территории современного города и в его окрестностях люди жили ещё в 3 тысячелетии до н. э.
          Здесь обитали тавры, киммерийцы, а позднее — греки.

        Но вот древнее название города — Керкинитида — было дано городу греками.
       Остатки предшественницы Евпатории сохранились в центральной части города (на набережной вблизи Карантинного мыса). В своё время это был крупный торговый центр. В ходе войн со скифами Керкинитида не раз попадала под их власть. Погиб город, предположительно, в III—II веках до н. э.

         Керкинитида (Каркинитида) (греч. ;;;;;;;;;;) — древнегреческий город, существовавший с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. на западе Крымского полуострова на месте нынешней Евпатории. Городище Керкинитиды находится на Карантинном мысу на территории Центрального детского клинического санатория, ранее принадлежавшему Министерству обороны СССР.
        Греческий город Керкинитида, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.

        В конце VI века до н. э. переселенцы из Ионии, одной из древнегреческих областей, облюбовали уютную гавань Каламитского залива и основали поселение под названием «Керкинитида».

        До конца IV века до н. э. город существовал как самостоятельное государство и вел обширную торговлю со многими городами античного мира, о чем свидетельствуют археологические находки амфор (остродонных сосудов для перевозки жидких и сыпучих продуктов) с клеймами крупных древнегреческих центров: Ольвии, Херсонеса, Гераклеи, Синопы, островов Родос и Хиос.

        Жители Керкинитиды занимались рыболовством, виноделием, выращивали зерновые культуры. Земельные наделы горожан простирались от стен города до берегов озера Мойнаки. Горожане вели торговлю с кочевыми племенами скифов, которые занимались скотоводством.

        В конце IV века до н. э. город попадает в зависимость к Херсонесскому государству.
        В то же время перестраиваются и укрепляются оборонительные стены города. Горожане строят новые дома, в основном из 2-4 комнат, но встречаются и более просторные, из 5-6 комнат. Были и двухэтажные дома, нижний этаж которых был сложен из известковых блоков, а верхний из сырцового кирпича. Крыши домов были покрыты черепицей.

     В III веке до н. э. город процветает. Наряду с херсонесской монетой Керкинитида чеканит и свою.
      Население города в тот период составляло около 2-х тысяч человек, заселявших 220—230 домов.

       В середине II века до н. э. город захватывают скифы. Они построили к тому времени несколько городов и укреплений в предгорной части Крыма и создали собственное государство со столицей — городом Неаполь (на окраине современного Симферополя). Скифы вели торговлю с греческими колонистами, но для самостоятельной торговли скифам были необходимы свои порты.

     Удобная гавань Керкинитиды как нельзя лучше подходила для этой цели. Захватив город, скифы полностью разбирают крепостные стены, разрушают жилые постройки, камень которых используют для своих примитивных строений.

      Не в силах одолеть скифов самостоятельно, греки обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал херсонеситам на помощь войско во главе с полководцем Диофантом.
           Скифы тоже нашли себе союзников — племя роксолан, имевшее 50 тысяч воинов.

       Однако это огромное войско не смогло устоять против 6 тысяч воинов Диофанта, отличавшихся незаурядными воинскими способностями. Диофант со своим войском освободил Керкинитиду и другие города и укрепления херсонеситов, захваченные ранее скифами.
           Далее войско Диофанта продвинулось вглубь полуострова и захватило крепость скифов Хабеи и столицу Неаполь Скифский, нанеся им серьёзные разрушения.
         Жители Керкинитиды, укрывшиеся во время войны за стенами Херсонеса, так и не вернулись в свой разорённый и разрушенный город.
      А новый  город Евпаторий, и бы основан  боспорским полководцем  Диофантом  очевидно на развалинах  или в окрестностях старой  Керкинитиды.

      А Страбон  так же  добавляет:

         «Это — мыс приблизительно в 15 стадиях от стены херсонесцев, образующий значительной величины залив, обращенный к городу. Над этим заливом расположен лиман, где есть соляная варница.

       Здесь была также гавань Ктенунт. Осажденные воины царя, чтобы удержаться, разместили на упомянутом мысе сторожевое охранение; они укрепили это место и засыпали вход в залив до города, так что можно было легко пройти туда сухим путем, и из двух получился некоторым образом один город.

      С этого времени им стало легче отражать скифов.
       Когда же скифы напали на стену, построенную через перешеек у Ктенунта, и начали заваливать ров соломой, то царские воины ночью сжигали возведенную днем часть моста и выдерживали вражеский натиск до тех пор, пока не одолели.
        А теперь вся эта страна находится под властью боспорских царей, которых назначают римляне.

       Особенностью всего скифского и сарматского племени является обычай выхолащивать своих лошадей, чтобы делать их более смирными. Действительно, хотя их лошади малорослы, но весьма ретивы и непослушны.

      На болотах охотятся на оленей и диких кабанов, а на равнинах — на диких ослов и серн. Характерно и то, что орел не водится в этих местах.

     Из четвероногих встречается так называемый «колос»; по величине он нечто среднее между оленем и бараном, белой масти, бегает быстрее их; воду пьет, втягивая ее в голову через ноздри, и затем сохраняет ее здесь несколько дней, поэтому это животное без затруднения может жить в безводных местах.

     Такова вся страна за Истром между рекой Реном и Танаисом до Понтийского моря и Меотиды».

     На этом мы  уважаемый  читатель и заканчиваем наше обзорное виртуальное путешествие.
     Я надеюсь, что собранный  и предложенный здесь   материал  углубил ваши познания о древней истории Крыма, и вы  уже  будете точно  уверены в том, что  цивилизация,  а вместе с ней  наука и прогресс  в Крыму  развились  значительно раньше,  чем  туда  пришли  граф  А. Суворов и князь Г. Потемкин.
     Которые  вскоре  объявили во всеуслышание, что построенные на  месте   древнего  Херсонеса  Таврического и из остатков  его  стен и других строений, несколько военных казарм,  есть  «исконно  русский  город  Севастополь».

             (конец ч. 3)

    Работа снабжена большим количеством фотографий, карт и рисунков.
    Вы уважаемый  читатель с ними можете познакомится перейдя вот по этой ссылке:
    http://h.ua/story/359702/

© Бровко Владимир, 13.07.2012 в 21:09
Свидетельство о публикации № 13072012210938-00288359
Читателей произведения за все время — 50, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют