Из Московских театров очень люблю театр Моссовета. Поэтому всегда, находясь даже проездом, стараюсь попасть туда на любой спектакль. Состав актеров там один из сильнейших - так было всегда! Репертуар: классика и современность. Конечно, очень жаль, что никогда уже не увижу на сцене Леонида Маркова, Геннадия Бортникова, Ростислава Плятта, и многих, многих других - вечная Вам слава!
Много лет шел на малой сцене в фойе театра спектакль "Эдит Пиаф ". Проходил с аншлагом. Главную роль (Эдит Пиаф) всегда играла актриса Нина Дробышева. Играла так, что я, забыв обо всем, становилась как бы участницей всего действа, что разворачивалось на сцене и рядом, на лестнице.
После спектакля, я должна была пройтись по улице, чтобы немного "отойти " от музыки, событий, игры артистов... Этот спектакль я посмотрела раз 17-20 и всякий раз мне было интересно!
Очень жаль, что Нина Дробышева долгое время была актрисой только одной пьесы... Но зато кроме нее никто эту постановку не играл!
Евгений Евтушенко очень давно написал стихотворение (скорее балладу) " ТАК УХОДИЛА ПЬЯВ ". / не знаю почему он перевел Пьяв, а не Пиаф/.
И был Париж, был зал, и перед залом,
на час искусство прыганьем поправ,
острило что-то и вертело задом...
Все это было приложеньем к Пьяв.
И вот она вошла, до суеверья
похожая на грубого божка,
как будто в резвый скетч, ошибшись дверью,
усталая трагедия вошла.
И над белибердою балаганной
она воздвиглась, бледная, без сил,
как будто бы совёнок больноглазый,
тяжёлый от своих разбитых крыл.
Кургузая некрашенная кроха,
она, скрывая кашель, чуть жива,
стояла посреди тебя, эпоха,
держась на ножках тоненьких едва.
На нас она глядела, как на Сену,
куда с обрыва бросится вот-вот :
и мне хотелось кинуться на сцену
и поддержать - иначе упадет.
Но - четкий взмах морщинистой ручонки!
Вступил оркестр... На самый край она
ступила... Распрямляясь обреченно,
дрожа, собрала музыку спина.
И вот запело, будто полетело,
упав от перевешивавших глаз,
хирургами искромсанное тело,
хрипя, переворачиваясь, -- в нас !
Оно, летя, рыдало, хохотало,
шептало, словно бред булонских трав,
тележкой сен-жерменской грохотало,
сиреной выло. Это было -- Пьяв.
Смешались в ней набаты, ливни, пушки,
заклятья, стоны, говоры теней...
Добры, как великаны к лилипутке,
мы только что невольно были в ней.
Но горлом горе шло, и горлом -- вера,
шли горлом звезды, шли колокола...
Как великанша жалких гулливеров,
она, играя, в руки нас брала.
А главным было в ней -- артисте истом,
что смерти, уже близкой вопреки
шли ее горлом новые артисты,
пусть оставляя в горле слёз комки.
Так, уходя со сцены, Пьяв гремела,
в неистовстве пророчествуя нам.
Совёнок пел, как пела бы химера,
упавшая на сцену с Нотр-Дам !
-----------------------------
1964 год.
P.S. -- да, Евтушенко слушал саму ЭДИТ ПИАФ !!!
А у меня перед глазами "воробышек" Нина Дробышева в роли Эдит Пиаф.
Как бы хотела сейчас вставить здесь песню "Париж..." в исполнении певицы, но, к сожалению, не умею этого делать.
Заговорив о театре имени Моссовета, не могу не рассказать об одном из любимейших мною актере Геннадии БОРТНИКОВЕ.
Обратила внимание на его творчество еще учась в школе, после просмотра фильма "Взорванный ад". Скорее всего на его глаза. Они у него... Да что говорить - это и есть "зеркало души". Наверное, ему достаточно было просто смотреть на зрителя, отдельные монологи он мог заменить просто своим внимательным взглядом!
Немного о нем: Геннадий Бортников, актер театра им Моссовета (с 1963 года), родился в Москве. Закончил Школу-студию при МХАТе, учился у М.И. Кедрова и А.К. Тарасовой.
Родился 1 апреля 1939 года в семье далёкой от искусства. Мама - домохозяйка, отец и брат - летчики.
60-70-е годы - это звездные годы театрального артиста Бортникова. Режиссер Юрий Завадский ставил спектакли на него, а театралы ходили "на Бортникова".
Лауреат Премии критики и публики на фестивале наций в Париже (1966, за спектакль "В дороге").
Знакомство с театром для Геннадия Бортникова началось с драмкружка, где он работал художником. Кстати, выставка его работ (как художника ) была организована в Москве и пользовалась огромной популярностью.
Верно говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем: Геннадий Леонидович хорошо знал французский язык, литературу, поэзию - читал французских классиков в оригинале, делал переводы стихов, и... читал их со сцены.
Чтец он был просто замечательный !
Умер Бортников Геннадий Леонидович 24 марта 2007 года от инфаркта.
Как-то так повелось, что все новости Москвы-театральной "привозила" я и с большим восторгом рассказывала своим однокурсникам о всех Премьерах.
Спектакль "Петербургские сновидения" по роману Достоевского "Преступление и наказание" (1969) также стал событием театральной жизни Москвы и новым этапом в творческой биографии актера. "Падшим ангелом" называла критика его Раскольникова - "он весь как открытая рана, как большая кричащая совесть".
Поговаривали, что когда этот спектакль должны были везти на фестиваль театрального искусства во Францию, то в последний момент Бортникова заменили Георгием Тараторкиным
(роль Раскольникова ). Бдительные партийные деятели,видимо, боялись, что Бортников останется во Франции навсегда. С тех пор между коллегами по цеху пробежала "черная кошка". А жаль, оба актёры прекрасные. Но как всегда: интриги, доносы, клевета, борьба за звание... - это явление очень распространено в творческой среде.
Однажды, возвратясь из отпуска, во время которого побывала на премьере спектакля "Глазами клоуна" в театре им. Моссовета, я стала рассказывать о невероятном успехе актера Геннадия Бортникова, который сыграл роль Ганса Шнира по роману Генриха Бёлля. Педагог спецкурса Т.Д.Орлова попросила меня подготовиться и рассказать для всех об этом актере и театре, где он служит, отдав мне для этого 2 часа своих лекций.
Но тут произошел интересный случай: Геннадий Бортников приехал в Минск на один день, где у него в Доме офицеров были две встречи со зрителями. Такой шанс упустить нельзя было, и мы приложили максимум усилий, чтобы попасть на эту встречу.
Концерт-встреча проходила нормально: актер рассказывал о себе, читал монологи, стихи, смотрели отрывки из фильмов с его участием, пока не стал он отвечать на вопросы - записки из зала. Во время прочтения одной актер вдруг побледнел, но немного справившись с волнением, хрипловатым голосом прочитал для всех: " Уважаемый Геннадий Бортников, как вам не стыдно пробавляться на сцене непрофессионализмом. Вы читаете стихи с французского языка в собственном переводе. Они где-нибудь были напечатаны? Кто-то их одобрил?". После таких "замечаний" настроение от встречи было испорчено не только у актера, но и у зрителей. Следующий концерт-встреча у Бортникова через два часа здесь же! Как быть?
Я, как его фанатка, грубую записку из зала восприняла как личное оскобление! Решила, что артист получил её незаслуженно, и тут же включила всю свою организационную активность... Собрали деньги - у кого сколько было, купили огромный букет цветов. Решено было остаться на следующую встречу и исправить казус.
Билетов уже не было, и прятались мы под какими-то лестницами, за реквизитом, чтобы попасть на концерт. Написали записку: "Уважаемый Геннадий Бортников, мы давно следим за вашим творчеством, успехами...", т.е. обращение то же, но... - мы его хвалили! Вначале актер читал нашу записку осторожно, но дочитав, вздохнул облегченно, и встреча эта продолжилась против назначенного времени ещё больше часа.
Вот что значит артисту (да и любому творческому человеку) похвала, тем более, если она заслуженна!
В газете "Московский комсомолец" от 27 марта 2007 г я прочла интервью с артистом, взятое у него незадолго до смерти:
- Геннадий Леонидович, это правда, что после знаменитого спектакля "Глазами клоуна" на служебном входе театра вас ждали 400-500 поклонниц? Как двор-то вмещал?
- Правда. Пройти было невозможно, стояли, как в хоре Пятницкого - плотно. Да и спектакль был потрясающий: зонги, пластика, фокусы, драма - все это производило бум. Я этот спектакль играл 20 лет. Нагрузка была колоссальная - текста больше, чем у шекспировского Гамлета, и, надо сказать, это была отличная закалка, которой я обязан выносливостью в жизни и в театре.
-- Вы повторяете монологи из этого спектакля?
- Роль незабвенная - она повторяет и мою биографию. "Многие считают, что клоун должен иметь вид меланхолика. Но то, что клоун на самом деле меланхолик, никогда не догадываются". Или вот другой : "Любая похвала последнего рабочего сцены наполняет грудь артиста неимоверным ликованием".
Геннадий Бортников (из "Актерских баек"):
- Фонограмму к спектаклю "Глазами клоуна" записывала группа ВИА-66 под управлением Юрия Саульского. Под записанную музыкальную фонограмму я в спектакле в микрофон пел сам. Вдруг во время исполнения одной из песен в ритме шейк микрофон отказал. Я покрутил его в руках, а потом отбросил и, выйдя на авансцену, спел без микрофона. Уж не знаю, чему публика аплодировала больше -- тому, что спел хорошо, или что спел без микрофона. Эту случайность я закрепил и стал использовать на каждом спектакле, всякий раз делая вид, что микрофон отказал. Много позже французский певец и актёр Шарль Азнавур использовал этот прием в своих концертах. Чем чёрт не шутит, может быть, во время приезда в Москву он побывал на спектакле "Глазами клоуна"...
Из статьи в "Вечерней Москве".
... Во Франции, куда в 1966 году он / Г. Бортников / приехал со спектаклем " В дороге", критики-снобы окрестили его русским Жераром Филипом, а местные буржуа-миллионеры давали ему театр, лишь бы он навсегда остался в Париже.
Но Бортников почему-то вернулся, а потом годы напролет отшучивался: "На кого мне оставить дворовых кошек?" Каких кошек, при чем тут кошки? Оказывается, с кошками он водил близкую дружбу, в отличие от людей. Каждое утро, выходя из новоарбатской высотки, он шел в театр, петляя старыми московскими двориками, где обитали брошенные зверушки. Для них в его сумке всегда имелся пакет съестного. Убогие псы и хромые кошки провожали Бортникова до дверей служебного входа театра и покорно ждали окончания спектакля, чтобы в почётном эскорте доставить обратно домой.
Как-то раз в нашем разговоре я сравнила его с Анной Маньяни. Она тоже шла на работу в киностудию по сырым лабиринтам Вечного города с мешком провизии для бездомных животных. Я сказала Гене: "Когда ее не стало, в газетах написали: "Маньяни веками будут оплакивать все кошки Рима!". Он улыбнулся и сказал: "Так и обо мне потом скажут".
- По линии матери в моих жилах течет итальянская кровь предков по фамилии Форели, - открыл мне Бортников тайну своего происхождения, - по линии отца - кровь старинных петербуржцев..."
Со смертью в 1977 году Завадского, а позже Марецкой, Раневской, Анисимовой-Вульф театр Моссовета стал другим, и у Бортникова началась иная жизнь - без ролей.
Последние годы был без работы.
Заслуженный артист РСФСР (1973)
Народный артист РФ (1993 )
Геннадий Бортников поставил несколько спектаклей в качестве режиссера. В Доме Актёра на Арбате проходила выставка его живописных работ, об этом я уже упоминала.
О том, что Геннадий Бортников был прекрасным чтецом и рассказчиком, я говорила, но вот вам несколько ЕГО "Актерских баек":
Спектакль "Дальше - тишина" ставил в нашем театре Анатолий Эфрос. По замыслу режиссера на сцене было много всякой мебели, вещей, а на шкафу стоял велосипед. Исполнительница главной роли Фаина Раневская долго ворчала, что сцена загромождена так, что повернуться негде, а потом ткнула пальцем в велосипед: "Уберите это чудовище. Оно меня пугает". Анатолий Васильевич вежлива поинтересовался, почему Фаина Григорьевна сказала, что велосипед непременно свалится ей на голову. Эфрос стал успокаивать, повторял, что ничего не случиться. Они долго препирались, но велосипед все-таки сняли. На следующий день он снова был на шкафу, и снова Раневская настояла, чтобы его убрали. Так продолжалось несколько дней. Рабочие все надеялись, что она забудет, но она не забывала. Однажды репетировались сцены без участия Раневской, и вдруг велосипед с грохотом падает вниз. Артисты врассыпную, а из зала доносится голос Фаины Григорьевны:"Вот вы говорили, что я вздорная тётка, а ведь случилось".
Мой дебют " В дороге" не прошел гладко. Одну из сцен мы с партнером играли на фурке, которую вывозили из-за кулис. На этой площадке стояли стулья, стол с посудой. Рабочие резко вывезли фурку. Стулья попадали на сцену, со стола посыпалась посуда, мы с партнером, ухватившись за стол, еле удержались на ногах. От неожиданности я громко крикнул: " Вы там что..." Продолжить фразу мне не позволила звенящая тишина, которая повисла в зале, и в этой тишине раздался извиняющийся голос рабочего: "Гена, мы больше не будем".
Любовь Петровна Орлова очень серьёзно относилась к работе. Она не принимала участия в розыгрышах и не очень жаловала всякого рода театральные шутки. Много сезонов шел у нас в театре спектакль "Милый лжец", и каждый раз она приходила в театр задолго до начала. Её партнером был Ростислав Янович Плятт. За час до начала спектакля она заходила к нему в гримерную и просила пройти сцену, чтобы все повторить. Однажды она заходит к нему и видит на столе пустые бутылки, а на полу невменяемого Плятта. В ужасе она возвращается к себе, звонит администратору и всё рассказывает. Тот начал ее успокаивать: "Я уже все знаю, возмущён до глубины души, но вы не расстраивайтесь, мы нашли замену." Любовь Петровна в недоумении, а администратор продолжает: "Наши мастера постарались и загримировали его под Плятта. Сейчас я вам его пришлю". Через несколько минут перед Орловой появляется абсолютно трезвый Плятт. Любовь Петровна нервно и придирчиво осмотрела его и успокоилась только тогда, когда поняла, что это розыгрыш.
P.S.-- Да, Любовь Петровна не зря испугалась - в этом спектакле заняты всего два актера.
Я это смотрела уже после смерти Орловой в исполнении Р.Плятта и Ф. Раневской.
Извините меня, пожалуйста, но эту статью я скопировала и привожу ее здесь полностью: Трагический герой.
Памяти Геннадия Бортникова2007-03-27 / Григорий Заславский
-Он никого не подвел... Актерская профессия – жестокая. Банальность, не более, которая, бывает, обретает черты «последней истины». Нужен жестокий пример. Таким примером был Геннадий Бортников. Глядя на него, постаревшего, одетого так скромно, что точнее было бы сказать – бедно, с чертами лица, как будто бы растушеванными на карандашном портрете, невозможно было поверить, что это и есть Бортников, тот самый. Толпы поклонников, влюбленные девочки тайком оставляли любовные записочки, засовывая их за батарею Театра имени Моссовета, без всякой надежды, что эти записочки когда-то найдут и передадут адресату. На спектакли было не попасть, а он – нервный, с непозволительным надломом и изломом играл Ганса-Христиана Андерсена в воскресных «Будильниках».
Романтический герой, с таким «запалом страдания», какое, теперь понимаешь, явно перебирало все возможные лимиты. Героям Достоевского, конечно, полагалось страдать, но не до такой же степени!.. Страдание героев Бортникова не знало границ, так как у страдания в его, если угодно, метафизической манере границ быть не может. Его герои, можно это вообразить, знали, что страданию их нет ни начала, ни конца и даже смерть не положит им предела – напротив, только умножит. Нет такого наказания, что способно искупить преступление, – только так можно было понять Раскольникова в исполнении Бортникова. Для 69-го года трактовка Завадского была просто-таки революционной, не один Бортников был великолепен в «Петербургских сновидениях», там играли многие замечательные актеры, но «тема спектакля», диссидентская (и кажется, помимо воли режиссера-создателя) по сути, была заключена в его игре.
В России пытаются возродить советскую конкурсную систему. И вот он умер на 68-м году. И так странно сложилось, что полторы недели назад я получил письмо от Асафа Фараджева, знаменитого музыкального продюсера, аранжировщика, автора музыкального оформления многих легендарных спектаклей, от «Служанок» и далее, можно сказать, везде. Он рассказал историю, которой Достоевский в «Преступлении и наказании» нашел подходящее определение – «нашего времени случай».
В интернете Асаф случайно наткнулся на предложение новых записей, среди которых были и записи легендарных спектаклей Бортникова – «Петербургские сновидения», «Глазами клоуна»… Он заказал и спустя некоторое время получил, с доставкой на дом. Копирайт, название крупной записывающей компании – все было как полагается… И, как полагается, Бортников даже не подозревал, что его записи продаются и даже пользуются спросом. Даже обрадовался, хотя его разрешения никто не спрашивал и, разумеется, авторских не платил. Актер и режиссер, чьи диски продаются «по лицензии», продолжал вести скромную жизнь.
А когда Фараджев задумал выпустить диск Бортникова, выяснилось, что продать его невозможно: рынок «занят». Кому нужен дорогой официальный Бортников, если всех устраивает «полупаленый»? Сам актер, правда, отнесся к этой истории с философским спокойствием.
Что это – еще одна грань скромности, христианское смирение? lО скромности я подумал, взглянув на моссоветовскую афишу. Бортников играл один-два спектакля в месяц – это был спектакль Юрия Еремина по Достоевскому и Тургеневу. Следующий назначен на 28 апреля, так что, уйдя из жизни, Бортников никого не подвел.
МОНОЛОГ АКТЁРА
Провала прошу, провала.
ГАСИ Ж!
Чтоб публика бушевала
и рвала в клочья кассирш.
Чтоб трусиками, в примерочной
меня перематюгав,
зарёванная премьерша
гуляла бы по щекам!
Мне негодованье дорого.
Пусть в рожу бы мне исторг
все сгнившие помидоры
восторженный Овощторг !
Да здравствует неудача !
Мне из ночных глубин
открылось - что вам не маячило.
Я это в себе убил.
Как школьница после аборта,
пустой и притихший весь,
люблю тоскою аортовой
мою нерожденную вещь.
Прости меня, жизнь.
Мы - гости,
где хлеб и то не у всех,
когда земле твоей горестно,
позорно иметь успех.
Вы счастливы ль,
тридцатилетняя,
в четвёртом ряду скорбя?
Все беды, как артиллерию,
я вызову на себя.
Провала прошу, аварии.
Будьте ко мне добры.
И пусть со мною
Провалятся
Все беды в тартарары.
А. Вознесенский
P.S. -- я представляю, у меня даже в ушах звучит неповторимый голос Геннадия Бортникова, читающий это стихотворение...
Подборку материала сделала Елена Домейко