Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 69
Авторов: 0
Гостей: 69
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Отвага - это добродетель (Очерк)

Негативное восприятие церкви немалой частью общества в наши дни, на мой взгляд, основано отнюдь не на раздражении стяжательством церковных иерархов. Все интернет-разборки по поводу часов, квартир, иномарок скрывают причину более глубокую - экзистенциальную. Проблема в том, что церковь превратилась в декоративное украшение государства. Массы чувствуют сбой в естественном для России миропорядке, хотят выразить тревогу, а поскольку среднестатистический россиянин зациклен на подсчёте чужих денег, то первое, что приходит ему на ум – гипотетическое богатство церкви. И начинается обсуждение. Будь церковь бедна, упрёки выражались бы иначе. И так, пока не исчезнет истинный источник недовольства – невыполнение церковью своего предназначения. Ценность религии, на мой взгляд, в том, насколько она может поддержать, защитить духовно человека, народ, а проводник этой защиты для большинства – церковь. Как она может включиться в реальную жизнь, восстановить связь с обществом, которая заключается не в праздничных ритуалах и дежурных одобрениях всех начинаний правительства?

Главная проблема России и европейского мира – агрессивный ислам. Известно, насколько активно развивается на Юге страны ваххабитское движение: в Поволжье, на Кубань, на Ставрополье засылают своих эмиссаров моджахеды. Тем и опасно отделение Кавказа, что он уведёт за собой регионы, заселённые мусульманами, создаст у нашей границы Халифат, готовый к джихаду. Что противопоставляет этому РПЦ? Абстрактные рассуждения о межконфессиональном диалоге. Между тем исламисты если и согласны видеть Россию великой, то только с полумесяцами на куполах. Речи власти не о Российской, а о Евразийской империи – капитуляция перед исламом из-за неумения противостоять ему, капитуляция, которую РПЦ не оспаривает. Наверно, проповедь православия в эру ислама должно быть самой актуальной темой для священства. Архимандрит Тихон Шевкунов, автор замечательной книги «Несвятые святые», на встрече со своими читателями так сказал об этом: «Мы сами видим, насколько на сегодняшний день внешне ислам пассионарнее православия. Наша молодежь слаба и физически, и духовно. Наша крещеная молодежь в армии не может ничего противопоставить тем выходцам из Кавказа, которые бывают жестоки, которые пытаются унизить славянского мальчика. Мои студенты мне много рассказывали. Здесь много факторов. Во-первых, та трусость, которую сейчас воспитали в русском народе. Трусость воспитали только по одной причине: не воспитывали отвагу. Я не говорю об агрессии, но отвага — это одна из добродетелей и доблестей...».


РПЦ является незадействованным ресурсом в столкновении христианской и исламской цивилизаций. Священники избегают активной жизненной позиции. Но были у православной церкви и лучшие времена. Когда русские государи собирали земли вокруг Московии, пастыри многое сделала для ассимиляции инородцев. Бесстрашно отправлялись в чащи и степи нести слово Божие. Рискуя жизнью, крестили и тем обезоруживали врагов, включая их в духовное содружество наций вокруг государствообразующей русской. Может быть,  кому-то из нас ближе родноверие или иная религия. Но с практической точки зрения, христианство с его проповедью милосердия и любви, где несть ни эллина, ни иудея, - отличный способ борьбы с сепаратизмом. Доказано историей.

Подвиги мученичества и исповедничества за веру Христову стали частью духовного опыта русской церкви. Апостол Павел сказал: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:14–15). Когда-то эти слова были наполнены живым, вдохновляющим христиан смыслом. А проповедь считали одной из основных обязанностей церкви.

Что же изменилось? Это и сейчас действенно и опасно для врагов России - диалог с иноверцами не только официально-бессмысленный для галочки, для отчёта, а спор и победа в споре. Но способна ли РПЦ на дискуссию? Мудрость, без сомнения, не иссякла, а вот есть ли добродетель отваги?

Конечно, и в России наших дней совершались подвиги во имя Православия. Можно вспомнить юного солдата Евгения Родионова, можно вспомнить священников, погибших в Чечне, не оставивших паству во время войны. Мученическую смерть приняли настоятель Грозненского храма отец Анатолий Чистоусов и настоятель храма в станице Сунженской отец Петр Сухоносов, которые погибли в чеченских застенках. Был похищен и убит настоятель Ассиновской церкви. На Кавказе времён военных конфликтов вообще совершалось бесчисленное множество издевательств и притеснений по религиозному признаку. Но «религия мира» пытается подчинить себе и Третий Рим, устанавливая здесь свои законы и уничтожая непокорных.
Ярким примером подвига во имя веры является жизнь и смерть молодого московского священника Даниила Сысоева, настоятеля храма св.апостола Фомы. Отец Даниил был сторонником активной проповеднической деятельности. Просвещённый современный молодой человек - он не напоминал некоторых православных ортодоксов, одержимых ненавистью к иноверцам и причудливыми конспирологическими теориями, стремился к диалогу с оппонентами, но был силён знаниями и уверенностью в своей правоте.

В одном интервью отец Даниил сказал: «Нам все время приходится обороняться. Оборонительная позиция - всегда проигрышная. Это давно известно. Мы должны отвечать на вызов ислама самым сильным оружием, которое есть во Вселенной. Это - слово Божие. Оно сильно на сокрушение всех твердынь, как говорит апостол Павел. Не случайно в Узбекистане и в Саудовской Аравии смертельно бояться слова Божия. В Афганистане миссионеров террористы мучают, издеваются, потому что боятся Слова Божия. Потому что Слово Божие, оно сокрушает. Я подчеркну - среди мусульман есть много хороших и благородных людей, которые просто заморочены этой ложью и которых нужно вырвать на просторы Царствия Небесного. Нам Господь велел проповедовать Евангелие всем народам».

Особой целью отца Даниила было привлечение в христианство мусульман. В церкви святого апостола Фомы были открыты курсы для тех, кто заинтересовался православием. Потом возникла школа миссионеров. За время своей миссионерской деятельности отец Даниил окрестил более 80 мусульман среди них - татары, узбеки, чеченцы, дагестанцы. Приглашенный на какой-то мусульманский культурный фестиваль в Татарстане, сказал там столь блестящую проповедь, что после неё мусульманин крестился. Он проповедовал и крестил даже в Киргизии.

В Сети растиражирована статья, где говорится, что «…люди, представлявшиеся мусульманами, обещали ему «отрезать голову» и «выпустить кишки наружу», а в одном из писем сообщили, что приговорили иерея Даниила Сысоева к смертной казни. Тогда Сысоеву пришлось даже обращаться за помощью в ФСБ, после чего угрозы в его адрес, якобы, прекратились, но через полгода снова возобновились. Как рассказывал сам священник, угрозы в его адрес начали поступать четыре года назад, после того как он провёл с бывшим православным священником, который перешёл в ислам — Вячеславом Полосиным два публичных диспута».

Увлеченная религиоведением, я с интересом прочла книги отца Даниила, где он разоблачает ислам доказательно и неопровержимо. Не в силах победить в интеллектуальном поединке, враги решились на убийство, тем признав своё духовное поражение. В ноябре 2009-го года отец Даниил застрелили в храме, ему было 34 года. Убийцу не нашли, что не удивительно – в правоохранительных органах много мусульман. Пресса привычно пыталась обвинить в преступлении русских – язычников. Говорят, скоро все офицеры в полиции и ОМОНе будут кавказцами – власть готовит для себя щит на случай русского бунта.

Но Школа православного миссионера при храме св. ап.Фомы действует и обучение там бесплатное. На сайте Школы сказано, что цель её учеников - исполнять заповедь Христа "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф 28:19) и созидание евхаристических общин «до края земли» (Деян. 1, 8).

Сегодняшние священнослужители много говорят о том, что нужно соответствовать современности, что они понимают как всё большую либерализацию церкви и готовность уступать то сомнительным меньшинствам, то Западу, то издевательствам контркультурных деятелей. А может быть, соответствие современности это наоборот – способность противостоять новым враждебным веяниям. Тогда и русская молодёжь не станет уходить в другие конфессии. На мусульманских сайтах не раз читала исповеди русских, перешедших в ислам. И никогда не встречала объяснения, что ислам поразил неофитов откровениями мудрецов, напротив, новых адептов привела туда его простота. Коран, действительно, написан столь неуклюжим языком, что его неприятно читать – может, переводчик виноват? Да и не читали его эти русские парни и девчонки, просто попался им на пути знакомый мусульманин, который умело сагитировал. Пропаганда ведётся и через Интернет. Причём многие сообщества в социальных сетях принадлежат ваххабитам. Но и простой мусульманин готов ознакомить иноверца со своей религией, так мне было сказано в одной беседе, впрочем, проповедь собеседника меня не заинтересовала. Но главное, что человек считал своим долгом попробовать вовлечь меня в ислам. Разве приходит в голову православному, когда он по работе, или ещё где-то сталкивается с мусульманином, призывать его окреститься? Хотя так и должно быть.

Некоторые околохристианские секты специально готовят миссионеров. Тех самых, которые цепляются потом на улицах к прохожим с пёстрыми слащавыми журналами типа «Сторожевой башни», но кого-то и заманивают в свои сети. У человеческой души всегда есть потребность в Боге, и вместо утраченной религии найдётся другая или просто политический культ, только вот как это отразится на нации в целом, как отразится на государстве?..

Церковь должна получать поддержку от государства за миссионерство - за духовную войну с врагами державы, а не за то, что священники отсидели на праздничной трибуне или осудили «русских фашистов».

К счастью, ещё сохраняется ощущение общего постсоветского пространства, ориентация на Россию и Москву. Но мешает ислам, отсекающий своих адептов от русской, подразумевается православной, культуры. На это есть два варианта ответов – либо атеизм, либо ответная атака православия, стремление опередить своей проповедью ваххабитов.

Способно ли христианство мирно соседствовать с исламом, можно понять, зная, что иноверцы в странах ислама обязаны были платить налог до 80% с прибыли, не могли строить церквей, проповедовать христианство мусульманам, носить крест, но зато должны были разговаривать с мусульманами, глядя в землю. Этот налог сейчас возрождён в некоторых странах, и христианские кварталы рэкетируют исламисты, собирая деньги. По всему миру ежегодно подвергаются преследованиям примерно 100 миллионов христиан. Особенно на Ближнем Востоке, в Африке, где существуют небольшие, но древние и стойкие христианские общины. Там битва церкви с исламистами идёт не на жизнь, а на смерть. Не только проповедь, но даже хранение Библии подчас угрожает тюрьмой и казнью, и эти преследования не частные случаи, а устойчивая тенденция. Даже на богослужения собираются тайно, как при Нероне.

В арабских странах неуклонно снижается количество христиан. В 70-е годы в Ираке христиане составляли 58% населения, сегодня их 3%. В Сирии около 30% населения страны, сегодня 10%. В Ливане 40-х христиан составляли 55% населения, сегодня – 34%.

В случае военных конфликтов они страдают первыми. Мусульмане арабских стран обвиняют христиан в том, что тем ближе Запад, Европа, США. Церкви горят, прихожан берут в заложники, заставляя родных платить выкуп. Были случаи, когда бедные христианские семьи, не в силах заплатить выкуп, просили похитителей убить заложника, боясь, что его начнут пытать. Ислам пожирает христианство Востока.

В свете этих данных странными выглядят надежды русских патриотов на то, что мусульмане не растворят христиан в своей среде.

При активной поддержке мусульманских стран – например, Саудовской Аравии и Турции, отечественные ваххабиты давно развернули широкую деятельность в Татарстане. Той части духовенства Татарстана, которая ещё подконтрольна Кремлю, с трудом удаётся удержать свою паству от раскола на приверженцев традиционного ислама и салафитов (ваххабитов). Возникают попытки создать альтернативный муфтият – ваххабитский. Чиновников подкупают, завозят экстремистскую литературу, приглашают лекторов, в чьей трактовке ислам предстаёт вечной войной с «неверными».

Русское население в Татарстане составляет 40%, но соотношение церквей и мечетей там примерно 200 к 1300. Татарские националисты, разумеется, отрицательно относятся к тому, что Татарстан является субъектом Российской Федерации, и считают, что в случае отделения у них будет не хуже, чем в Кувейте, потому что есть нефть, и образцом для независимого Татарстана считают страны Прибалтики, где, как известно, русских дискриминируют. Ваххабизм в Татарстане проник повсюду – в высшие слои духовенства, СМИ, общественные организации. Ваххабиты обращаются и к другим крупным народам Поволжья, например, к чувашскому.

А РПЦ инертна. Хотя у неё давняя история в Поволжье. Святитель Михаил Киевский в X отправлял монаха Марка проповедовать булгарам-мусульманам, в результате чего четыре булгарских князя приняли христианство и им последовали подданные. Святитель Пётр Московский в X111 побеждал в публичных диспутах мусульманских проповедников. Святитель Макарий Московский в XV1 проповедовал среди татар и крестил последнего казанского хана Едигера-Мухаммеда.

Благодаря прежней миссионерской деятельности РПЦ среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа – новокряшены, их на территории России около 320 тысяч. Этнократической по сути власти Татарстана это не по душе. Во время Всероссийской переписи населения в некоторых населенных пунктах администрация настаивала, чтобы кряшены записывались татарами под угрозой увольнений, отключения воды и газа. Местные СМИ призывают кряшен вернуться в ислам и «не играть на руку «московским шовинистам». Да, при мудрой царской власти население Кавказа, Поволжья, Сибири активно русифицировалось. Но это делалось во имя мира между народами, во имя их единства и включения в цивилизацию более высокого уровня. Те, кому прежде суждено было пасти овец в степи и устраивать грабительские набеги, при русской власти получали образование, становились учёными, военной элитой, таланты обретали известность. Кстати, сейчас мы можем наблюдать новое поколение азиатских народов, приехавших из бывших республик, откуда ушли русские. И это новое, молодое поколение – неграмотные гастарбайтеры, способные только на чёрную работу. Отрекшиеся от России, снова идут к ней на поклон... Но и Россия не та, что прежде готова была покорять и оружием и мудростью. Так почему бы не использовать исторический опыт?

В 1860-м Синодом было создано «Общество распространения христианства». На Кавказе оно занималось строительством школ, церквей, вместе с местной администрацией занималось русификацией населения. В 70-80-х годах XIX в были основаны Пицундский, Новоафонский, Драндский монастыри.

В 1867-м году было создано «Братство святого Гурия», занимавшееся миссионерством среди татар. Такие организации внушали лояльность русской власти. Например, за период 1881-1894 гг. православными миссионерами было крещено 129 тысяч человек нерусской национальности. На землях некрещеных татар организовывались новые монастыри — Спасо-Юнгинский, Седмиозерский, Раифский. За время существования Новокрещенской конторы при свияжском Богородицком монастыре была, которая ставила своей целью «умножение христианского закона» среди мусульманского населения Поволжья в царской России, ею обращено в христианство 409 864 человека. Многие миссионеры причислены к лику святых: Стефан Пермский, Трифон Вятский, Гурий Казанский, Софроний Иркутский. Епископ Вениамин, также занимавшийся миссионерством, мог бы подвергнуться осуждению современных толерастов за свои взгляды: «Православие должно вести борьбу не просто с чужой верой, но и с чужой национальностью... чтобы сделать их не только по вере, но и по национальности русскими». Резко? Но объяснение в том, что Россия ещё помнила времена, когда страдала от набегов всяческих орд, когда, например, в последний год независимости Казани там было перебито три тысячи пленных русских воинов. И кто думает, что это не может вернуться, пусть вспомнит, что чеченские конфликты и борьба Шамиля – события одной и той же линии. По-моему, мир ничего не потерял бы, если бы некоторые нации, ничего не создавшие, а только грабившие соседей, исчезли, растворившись в более развитой цивилизации. Не только ради целей духовных это делалось, и не всегда в стиле елейных рассуждений православных публицистов, но тогда миссионеры боролись за интересы государства, за мирную жизнь для русских. Говорить об этом сейчас кажется непривычным – нас же приучили поспешно раскланиваться - добавлять: «и коренных народов России», хотя эти народы при удобном случае готовы предать её, перебежать на сторону очередных иноземных агрессоров.
Не только перед религиями с полноценной философией отступает сегодняшняя пассивная РПЦ, дошло до того, что можно встретить заголовок «Якутия перед религиозным выбором: шаманизм или христианство». Северные народы меняют крест и причастие на бубен шамана и сушеные мухоморы. Забавно да не очень. Возвращение к национальным религиям – предпосылка сепаратизма. Власть должна контролировать религиозную ситуацию в регионах, действуя в связке с РПЦ, как это было до революции.

Согласно одному опросу лишь шесть процентов россиян готовы следовать тому, чему учит Церковь, в своей жизни. Видимо, как-то не так учит. А власть - те же россияне, посещающие храмы даже не ради следования ритуалам, а чтобы позировать там перед теле- и фотокамерами.

Когда-то, философствуя на тему христианства с коллегой, я высказала своё мнение по вопросу миссионерства, но собеседник заметил, что проповедовать надо, прежде всего, среди русских, потому что пока сам государствообразущий народ не способен соответствовать требованиям Божьих заповедей, что говорить о других... Тоже верно.

Но враги не станут ждать, пока русские «стяжают дух мирен».

© Струкова Марина, 01.07.2012 в 16:23
Свидетельство о публикации № 01072012162359-00285696
Читателей произведения за все время — 12, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют