Бритва
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/263126/
Человек обустраивается в окружающем мире.
Он завоевывает себе охотничью территорию.
Сколачивает стаю.
Добивается приглянувшейся самки…
Жизнь беспокойна, небезопасна, требует постоянного контроля…
Ежедневно человек ритуально наносит на себя боевой раскрас, демонстрирующий статус, приводящий к должному психологическому равновесию и концентрации, необходимой для движения по тропе войны.
Но однажды этого не случилось…
Работа любопытна.
Вроде, всё в порядке – выигрышный материал, нормальная композиция, русский язык…
И – что-то во мне зудит, что-то мешает восприятию, что-то протестует…
Хорошенько помучившись, разделяю проблему на три части.
1. Подача материала
Ощущение такое – автор задумал меня ошеломить.
Он, то есть, начал рассказывать историю – неторопливо, подробно, психологично…
А минув три четверти текста – будто врубил турбину. Словно переключил магнитофонный тумблер с 9 на 19. Точно пошел вразнос.
Сначала – равномерное прямолинейное (почти) движение, и вдруг – ускорение свободного падения…
А спусковой крючок – бритва.
Та самая сменная кассета – главная героиня – с которой все началось и которая перевернула жизнь персонажа.
Ну, в общем, у автора получилось.
Только вопрос – то ли у него получилось, что хотелось?
Я имею в виду следующее: автор тщательно и бережно подводил меня к чему-то, но потом вдруг врезал бутылкой и, пока не рассеялась передо мной красная пелена, шустренько закончил.
Не знаю… Я озадачен.
Мне пришлось возвращаться к началу и перечитывать текст…
Но это мы переходим ко второй части –
2. Выстраивание (подготовка) кульминации
Итак: строитель-бизнесмен, начал с нуля, дорос до серьезного уровня.
Жизнь, по определению, не сахар – стрессы, форс-мажоры, работяги (если профи – то алкаш, коль не пьет – то никакой), чиновничество…
Закалка у такого человека – будь здоров!
И вдруг…
Нарушение ритуала + косяк с важнейшим клиентом + отпуск + Леночка – и срывает с катушек напрочь!
Поступок слабого – обвинить бритву. Не себя, то бишь…
Что-то во всем этом не вытанцовывается…
Вернее, не так.
Я могу себе представить, что стечение тяжелых обстоятельств приводит к срыву даже крепкого человека.
Я это и не только представить могу )))
Но…
Задача автора – дать нарастание вот этой внутренней напряженности, наслаивание друг на дружку неприятностей, от которого каждая следующая давит вдвое против своего настоящего веса, шевеление – дрожание – сдвиг – срывание крыши!
Или другой сценарий: утренний облом как утеря почвы под ногами – на этом фоне вся цепочка дня – и сдвиг по фазе!
Иными словами: полагаю, автору необходимо тщательно продумать психологическое состояние героя в каждый конкретный момент времени и постепенно готовить читателя, чтобы удар бутылкой в витрину не выглядел внезапным.
«Красная завеса упала на глаза»…
Она должна накопиться, сформироваться, эта завеса!
Хотя мне нравится совсем третий путь.
Абсолютно отстраненное повествование.
Никаких «уговаривал себя», «тихо застонал», «нервно барабанил», «судорожно набрал номер», «молил», «обреченно подумал», «раздраженно объяснял»…
Только действие.
Никаких разжевываний.
Внимание к внешним проявлениям поведения – сжал кулаки, ляпнул дверцей, побагровел, писал, продирая ручкой бумагу, взревел двигателем, смотрел в глаза – ну, и так далее.
Читатель должен видеть, как обостряются жесты, повышается голос, изменяется манера вождения…
Сейчас получается: одна нога здесь – другая там.
Автору не удается подготовить кульминацию ни психологически, влезая в душу к герою, ни физически, демонстрируя нарастающую нестабильность поведения.
Собрать две ноги вместе – основная задача. Без ее решения работа выглядит сырой.
3. Концовка
Но вот мы добрались, прошли, испытали все муки вместе с героем…
И – он уходит во тьму.
Приговор + «привет» от клиента – герой отправляется в ад…
Помилуйте!
Автор, милый – за что?!
Я не вижу в таком исходе ни урока, ни надежды, ни юмора…
Поймите правильно: я не сторонник хэппи-эндов – но дайте читателю оправдание того, зачем он прочел предыдущие страницы!
Я не стал бы так подробно растекаться здесь мыслью по древу, если б не видел в работе потенциал.
Впрочем, реализуется ли он – вопрос к автору…
Артур Петрушин