Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 418
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 417
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Мегаполис как место обитания людей (Литературный обзор)

    В пятницу, накануне выходного дня, в толпе, снующей вперед-назад по тротуару, я выделяю высокого мужчину средних лет, судя по одежде и выражению лица,  достаточно продвинутого,  чтобы  судить  об интересующем меня явлении, и, вскинув диктофон, тренированным голосом ди-джея бодро начинаю:
    — Как вы думаете, где работают красивые девчонки?
    — Работают ли они вообще... —  шевеля бровями, с иронией сказал мужчина.
    — На что вы намекаете? — Я притворилась несведущей.
    — Девушки, выделяющиеся из толпы, не очень-то спешат на фабрику или в контору, —  пояснил  мужчина.
    — Почему?
    — Они востребованы в других сферах. Конкурсы там всякие… стриптиз… поездки за границу… Знаете что… — мужчина глянул на часы. — Если вас интересует это, прочитайте роман Владимира Лазаря «Лилит» или «Преуспеть на Тверской» — та же тема.
    — А где купить?
    — Да хоть в «Центральном» — мужчина показал рукой на угловое здание проспекта. — Культовый писатель… подзарядит мозги — не в пример другим…
    — Что вы имеете в виду? — Я удивленно расширила глаза.
    — Во-первых — тема: ночная жизнь столицы. Во-вторых — язык: сочный, образный. Да что там говорить…  Все — в точку! — подытожил он.
Распрощавшись, я зашла в книжный магазин и купила обе книги автора, который «вправит мне мозги».  В названии одной из них мужчина допустил неточность. Роман Владимира Лазаря называется «Оглянись на Лилит».
     Дома я приготовила кофе, включила торшер и, развалившись на диване, принялась за чтение.
    Меня, знакомую с сюрреализмом Поля Сартра и Марселя Пруста, «потоком сознания» Джеймса  Джойса, откровенными текстами Генри Миллера и Владимира Сорокина, — удивить  довольно трудно. Однако, вопреки ожиданию, чтение меня захватило, и к семи утра я перевернула последнюю страничку из « Лилит».
    Погрузившись в силовое поле этих книг,  я была потрясена… Наконец-то в Беларуси появился автор,  разом опрокинувший наши представления о национальной беллетристике… Вместо однотипно мыслящих героев, «окультуривающих родные нивы», но анемичных и беспомощных во всем, что называют личным планом, действующие лица ведут себя, как и подобает двуполым существам рода человеческого.
    Картины сельской жизни и бесконечное умиление природой — традиционная  тема наших сочинителей, — сменились урбанизмом, сложной городской культурой, амбициями и устремлениями различных социальных групп.
    Чем берет этот писатель? Почему, зайдя на первую страницу, невозможно оторваться, не одолев  роман до самого конца? На  отдельных главах я себе не позволяла  дотянуться  до кофейной чашки.  Пила уже остывший кофе, перечитывая по второму разу.
    Сформулировать это невозможно. Видимо, секрет притяжения в   самой теме: мегаполис как место обитания людей, в оригинальности мышления писателя, в сжатом лаконичном стиле, в обилии блестяще написанных диалогов. Писатель не чуждается сленга, метафор и сравнений в духе Генри Миллера.  
    Повествование строится на ритмической основе. Ни единого слова нельзя добавить или выбросить из текста, не нарушив смысловые связи.
    В ткань текста органично встроены монологи, рассыпаны  ассоциации в стиле Джеймса Джойса. Правда, они значительно короче, динамичнее, — действие происходит в другом веке. Автор использует  опыт, но не подражает  вышеназванным писателям —  в его творческой манере  немало собственных находок.  
    Теперь непосредственно о книгах.
    «Оглянись на Лилит» — роман объемный, многоплановый.  Сюжет  криминального характера перемежается рассказом о модельном бизнесе и закулисных играх в нем, о всяких новомодных шоу, где герои «балансируют по краю».
    Жанна Назарова совмещает учебу в лицее с профессией  натурщицы. На одном из сеансов она знакомится с Андреем Шороховым — художником-авангардистом, который «идет не в русле». Между ними возникают романтические отношения. Казалось бы, все движется к счастливому концу — женитьбе, но однажды выясняется, что невеста «с биографией».   «Девушка без специальных навыков» в салоне красоты, «сестра милосердия» в загородном клубе, «приманка» в хитроумных планах мафиози, — таков «послужной список» Жанны.  Сведения о бывшей подопечной разглашает владелица салона  Полина Гаевская. Она открыла школу красоты и пытается  вернуть   строптивую беглянку — потенциал девушки позволяет стать супермоделью и хорошо на ней заработать.
    Открывшиеся обстоятельства расстраивают свадьбу. Подобно мифологической Лилит, Жанна первой разрывает отношения.
    Место действия — отели, ночные клубы, рестораны, прочие «злачные места» столицы… География города  подробна и  настолько узнаваема, что создается впечатление  нашего  личного участия в событиях.
    «Преуспеть на Тверской» — панорамный социально-психологический роман. Тематика отражена в названии. Тверская  — это не просто центр Москвы. Это символ новой посткоммунистической России. “Освоить пространство этой улицы”  мечтают многие, —   знаменитости и высшие чиновники,  магнаты и дельцы-нувориши,   преступники и шулеры,  бизнес-леди с акульей хваткой и штатные красавицы,  которые стоят под аркой… Как и в “Лилит”, география города точна и живописна. Не забыты “злачные места”, Арбат, талантливо рассказано о нравах жителей. Хотелось бы об этом продолжать и продолжать, но надобно вернуться к основной сюжетной линии.
    Уличный задира Сашка Князев, зайдя в один из баров, неожиданно встречает девушку своей мечты.  Злата Удальцова — студентка МГУ, дочь известного ученого. Поначалу она весьма скептически относится к своему новому знакомому. Сашка Князев — сын мигранта, москвич в первом поколении. Родители Златы — старожилы с высоким социальным статусом.   Князев понимает: он строит на песке… Чтобы покорить сердце этой блистательной красавицы, он должен преуспеть. Но как? Путь наверх для таких простых парней, как он, один: стать влиятельной фигурой в криминальном мире. Он воплощает замысел — создает преступную организацию, собирающую дань с московских коммерсантов.
    Однако этот бизнес уже поделен. Князеву приходится вести жестокую борьбу с другими бандами. В ход идут все средства: шантаж, похищения, убийства…
С каждым днем  прибыли  и его «авторитет» растут. Князев открывает казино, становится владельцем сети универсальных магазинов в центре города. Действуя напористо и жестко, скупает акции и ценные бумаги добывающих компаний. Его состояние солидно. И все же Князев — теневой хозяин.  Это огорчает мафиози. Чтобы   отмыть свой капитал и войти в легальный бизнес, предприимчивый преступник стремится завладеть одним из банков, который осуществляет  международные расчеты.  Контрольный пакет  находится у Горского — крупного московского магната. Требуя отступного, люди Князева похищают его дочь Сабину — студентку Кембриджа, прилетевшую домой на летние каникулы. Горский, беспокоясь за судьбу любимой дочери, принимает ультиматум  мафии.
    Управляющий банком Андрей Рогожин, понимая, что с приходом нового хозяина ему грозит смертельная опасность, перегоняет активы на Кайкос — далекий остров на Атлантике. Банкир решает скрыться, имитируя свое убийство. Он находит двойника — бедного уличного барда и предлагает записать его баллады в музыкальной студии. По дороге в студию автомобиль взлетает в воздух, а сам банкир под чужим именем успешно отбывает за границу.
    Война за собственность продолжается…  Криминальный авторитет  Прасолов, по кличке Кислый, стремясь к единоличному правлению Ордынкой — наиболее доходной частью города, устраивает покушение на Князева. Лишь благодаря счастливой случайности тот не погибает.
Личные отношения Князева со Златой складываются непросто. Высший свет, к которому относится семейство Удальцовых, не признает его. Для них он выскочка, нувориш. Родители выбирают ей другого жениха. Это Денис Фетисов — сын известного чиновника. Прилежный, но бесцветный однокурсник не производит впечатления на девушку. Своенравная красавица отвергает избранника родителей и отдает свое сердце обаятельному мафиози. Молодая пара поселяется в доме на Большой Полянке — престижной улице Замоскворечья.  Они живут в достатке, Князев готов исполнить любой ее каприз, но сомнения все же остаются. Злата начинает понимать: жизнь затворницы не для нее — ей нужен собственный успех. Она мечтает стать супермоделью. Ради этого она пойдет на все...
    Криминальная канва пронизывает все произведение, но не доминирует в романе. Несколько сюжетных линий посвящены развитию фэшн-индустрии в России, сложным судьбам девушек-моделей. Для большинства из них дорога на подиум была извилистой. Клара Полуян разносит почту, танцует в шоу на Арбате, затем снимается в коллекционном фильме… И только после всех перипетий фортуна повернулась к ней лицом. Зойка Копылова по прозвищу Пустышка шла к успеху через «Сафари-клуб» — чисто русское изобретение, где отводили душу богачи, стреляя по живым мишеням. Светка Суховей — «Мисс МГУ» — работает «ходячим диктофоном», не чуждается эскорта. Многим не дают покоя «Крейзи Хорс», «Лидо», «Фоли Бержер» — девчонки направляются в Париж…
    Героини романов Владимира Лазаря девушки неординарные. “Они чуть выше и красивей остальных”.  Где бы они ни появились, будь то школа, институт или  прогулка по кварталу — к ним, избранницам богов, отношение особое.
    “Береги ее… красота это трамплин, с которого взлетишь…” —  лелея чадо, говорят родители.
    Проходит время, и в границах своего квартала породистой девчонке  становится тесно. Подведя глаза, облачившись в лучший свой наряд, она “выезжает в центр”. “Обратите… обратите на меня внимание!!!” — кричит ее начало. Блестя глазами,  передвигаясь то стремительно-упруго, то незаметно-тихо, по-кошачьи, юная прелестница  ”посылает импульсы”.
    Распознав это кокетство,“примерив на себя”, молодой мужчина говорит: ”При моей зарплате и  социальном статусе, эту девушку мне  не удержать...”  Одногодок, еще никак себя не проявивший, и в силу этого не особенно уверенный в себе  — также отступает в сторону.  Солидный “мэн” сразу понимает, в чем тут дело, но предлагает не замужество, а содержание...  
    Пытаясь найти себе занятие,    девчонки  мечутся по городу... Фойе гостиниц, ресторанчики, кафе. По иерархии в своем кругу, по статусу…
Хорошее прибежище, почти спасение — модельное агентство.  Прошедшим кастинг, светит дефиле, но можно   “в параллельных сферах”. Как правило,  это “веселые безумства на одной из вилл”, или “живая мебель” на фуршете.. Бывают и эксцессы, —  “тащишь колесницу”,  развлекая шейха.
     Индустрия моды, несмотря на крайности, — самая притягательная сфера, куда устремляются красавицы. Кто-то  добивается успеха — дни Высокой Моды в “Карусель де Лувр”, показы в Милане и Нью Йорке. Правда,  лавры достаются через непомерный труд,  через потоотделение.
    Есть  третий путь. Путь Сонечки Мармеладовой из “Преступления и наказания”. Эти маются в проемах , заполняют тротуары…
    Рассказывая о жизни в мегаполисах, автор рисует полную картину. Он без надобности не  осветляет отдельные места и не наносит теней там, где быть им не положено. Теперь о позиции гражданской.  «Поруганная красота — тягчайшее из преступлений», — читаем у него. «Когда уедет последняя красавица, мы вымрем словно мамонты».  Я согласна с автором.
Елена Домейко
                                                                                                      

© Елена Домейко, 19.06.2012 в 09:29
Свидетельство о публикации № 19062012092957-00282785
Читателей произведения за все время — 39, полученных рецензий — 1.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 1)

Рецензии

Валентина Егоровна Серёдкина
Здравствуйте, Елена!
Вдохновения и дальнейших творческих
успехов Вам...  Благоденствия...
С уважением и нежностью...
Валентина...
Елена Домейко
Елена Домейко, 21.06.2012 в 17:01
Очень рада знакомству.
Премного благодарна.
Валентина Егоровна Серёдкина
Взаимно, Елена, рада
знакомству и встречам...
Валентина...

Это произведение рекомендуют