Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 243
Авторов: 0
Гостей: 243
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Пчела. Сонет

Поющая и лёгкая пчела,
рисунок танца для тебя не тайна.
Нектар со всех цветов собрав вчера,
уже назавтра мёда ожидай, но

ни в чём не смей рисунок изменить,
когда летишь над лугом медоносным -
вмиг растворится магнетизма нить,
уже не путеводная - и поздно

тропу искать. Так тонкая стрела
следа не оставляет, так опасно
теряется и падает пчела...

И тают, и уходят ежечасно
в прозрачность облако, и вглубь волна -
бесследно, мимолётно и напрасно...

февр 2011

© Ольга Таллер, 18.06.2012 в 20:29
Свидетельство о публикации № 18062012202944-00282684
Читателей произведения за все время — 73, полученных рецензий — 2.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 2)

Рецензии

Маргарита Шмерлинг
Совершенно неканонический, но такой изящный и печальный сонет!
Ольга Таллер
Ольга Таллер, 19.06.2012 в 23:09
Маргарита, я хотела бы понять, а чем отличается канонический?
(я столько их разных видела...)
В двух словах, если Вам не трудно, и заранее благодарна.
Маргарита Шмерлинг
Ольга, возможно, я сегодня не смогу написать, но тогда завтра - точно. (Сейчас я с телефона заглянула.)
Маргарита Шмерлинг
Ольга можно посмотреть вот здесь:

http://www.grafomanov.net/content/view/143-102.html

Или вот выдержка из словаря терминов Квятковского:

С. является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть С. состоит из двух катренов (четверостиший), вторая из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер С. — обычно пятистопный, реже шестистопный ямб. Каноническая форма рифмовки: для катренов две равнозвучные рифмы (опоясанная и смежная), для терцетов — две или (реже) три рифмы, отличающиеся от рифм в катренах. Рифмы в С. должны быть звучными, звонкими, оправдывающими название этой стихотворной формы. Для строгого С. существует правило, по которому при наличии опоясанных рифм в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета (ccd cdc, или cdc dcd, или ccd cdd, а при трех рифмах — ccd ede); при перекрестных же рифмах в катренах первые две строки терцетов имеют смежные рифмы, последние же строки терцетов рифмуются так: ccd ccd, или cdc ddc, а при трех рифмах ccd eed.

Большую роль играет внутренняя композиция С. Каждая строфа С. — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке С., самой сильной по мысли и образности (сонетный замок). В С. нетерпимы повторения слов или выражений, за исключением случая, когда того требует само построение стиха (анафора, параллелизм и т. п.). Несмотря на каноническую чеканку формы С., многие поэты стремились внести в него некоторое разнообразие. Так, Шекспир писал С. в форме трех четверостиший и заключительного двустишия с разнообразными свободными рифмами. Имеются варианты С.: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и т. д. Однако все эти ухищрения не поколебали классической формы стиха С., которая остается незыблемой. Существует своеобразная и весьма трудная циклическая форма С. — венок сонетов, требующая от поэта огромной изобретательности и мастерства.

Вот сонет Петрарки (с анафорой):

Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дом тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны, —
Дум золотых о ней единый сплав!

(Пер. Вяч. Иванова)

277

Один из лучших русских сонетов, написанных в 18 в., принадлежит А. Сумарокову (шестистопный ямб):

О существа состав без образа смешенный,
Младенчик, что мою утробу бременил
И, не родясь еще, смерть жалостно вкусил
К закрытию стыда девичества лишенной!

О ты, несчастный плод, любовью сотворенный!
Тебя посеял грех, и грех и погубил;
Вещь бедная, что жар любви производил,
Дар чести горестно на жертву принесенный!

Я вижу в жалобах тебя и во слезах:
Не вображайся ты толь живо мне в глазах,
Чтоб меньше беспокойств я, плачуща, имела.

То два мучителя старались учинить:
Любовь, сразивши честь, тебе дать жизнь велела,
А честь, сразив любовь, велела умертвить.

Полон изящной величавости «Сонет» А. Пушкина:

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал,
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворд его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал;

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

Маргарита Шмерлинг
Кроме того, можно в поисковиках поискать сонет - найдётся несколько разных описаний, какое-нибудь Вам понравится больше других :)))
Ольга Таллер
Ольга Таллер, 20.06.2012 в 11:16
Спасибо, Маргарита! Я тронута Вашей работой. Конечно, за исключением трёхстиший(да и то...), мой С. точно не канонический, уже потому что есть фразы, перенесённые с одной строчки на другую. Это уже нарушение. Но столько пишущих вольно обращались с этой строгой формой... вот и я нарушила - по чувству, а не преднамеренно...
Очень благодарна Вам за Квятковского. Исчерпывающе.
Рада была познакомиться с вашей страничкой.
Маргарита Шмерлинг
Ольга, то, что сонет неканонический, никак не мешает ему быть сонетом ;) и не является минусом.
Чего только не делали с сонетной формой, и это всё считается возможным и допустимым. В конце концов, мы не рабы формы, а Ваш сонет очень милый, я с удовольствием его прочитала..

Тут просто авторское намерение: если Вы хотите писать строго по канону сонет, Вы учтёте все требования к форме.
Но Вы совсем не обязаны этого хотеть :)))

Всего самого доброго!
Надеюсь, мы ещё не раз здесь встретимся, на страничках, а то и на конкурнсах всяких-разных :)

Владимир Белозерский
To make a prairie it takes a clover and one bee,
One clover, and a bee.
And revery.
The revery alone will do,
If bees are few.

E.D.


Это произведение рекомендуют