Марина Казанцева "Император Мертвых. Часть первая "Стамуэн"
Страничка автора: http://www.grafomanam.net/poems/author/marina01/
Текст анализируемого произведения: http://samlib.ru/k/kazancewa_m_n/1stamuen.shtml (на этом ресурсе у автора выложено только несколько коротких ознакомительных произведений, основное же тут: http://samlib.ru/k/kazancewa_m_n/ )
Вот роман, в который я погрузился, словно в параллельный мир с его удивительными мистическими законами и событиями, кажущимися фрагментарными лишь на первый взгляд и ближе к финалу первой части непостижимым образом сливающимися в общую симфонию. И тогда наконец становится понятна разгадка этого гигантского, уходящего корнями в невообразимо далекое прошлое, ребуса.
Мне придется быть необъективным: я обожаю такие сюжеты. Вот ничего не могу с собой поделать. Тема настолько близка мне, что я мог бы простить и серьезные огрехи, присутствуй они в романе. Однако этот текст настолько тщательно и с душою обработан автором, что огрехов как таковых я не нашел, даже приглядываясь. Пара-тройка опечаток или какие-то пунктуационные привычки (как, например, запятая после "но") - не в счет.
Были моменты, когда начинало казаться: что-то автора заносит. Это в сюжете с Али-Бабой и его осликом: уж очень сленг ослика напоминал о "Шреке". Или в эпизоде, где героев едва не умерщвляет людоед Прокруст, живущий в юрском периоде и невесть откуда знающий такие слова, как "джентльмены" или "генацвале". И всего несколькими фразами автор все расставила по местам, и стало понятно, для чего ей понадобилось это утрирование. Таких эпизодов в "Стамуэне" немало, и всюду заметен незаурядный ум и фантазия сочинителя, умеющего так ловко преподнести идею, что вдумчивый читатель и не заметит, как это происходило - поймет, лишь оглянувшись назад.
Да "вдумчивый читатель" - это, пожалуй, основное требование для определения целевой аудитории этой книги. Поскольку мне попадались высказывания от "не очень вдумчивых читателей", привыкших глотать легкоусвояемые тексты по диагонали и выносить суждения о них сообразно своей эрудиции и способности оперировать знаниями. Так, например, мне было очень весело читать на одном из литсайтов в комментариях придирки по поводу линии "Соломон - царица Савская", когда люди упорно размахивали Библией и кричали, что все было совсем не так (и, честно говоря, немного радовало, что сейчас не средневековье, а то гореть бы бедному автору на инквизиторском костре, как закостенелой еретичке). А то, что эти два ветхозаветных персонажа действуют в условиях волшебного сна героев - понять тем возмущенным, вероятно, не судьба. Это лишь единичный пример таких нападок. Но не стоит, как говорится, о грустном. Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево.
Что еще очень порадовало в романе - очень легкий и грамотный язык. Даже когда идет игра со стилями, автор не перебарщивает. И еще у нее есть собственный, уже выработавшийся, ни на кого не похожий стиль: он не сух и не излишне цветист, в нем нет набившей многим оскомину слезливости и излишних нагромождений - только по делу, только самое необходимое. Но как красиво и с каким ненавязчивым юмором это сделано! Скажу по секрету: будучи пишущим прозу автором, я сам при чтении немного завидовал Марине Казанцевой, наталкиваясь на особенно удачные пассажи. И, конечно же, много взял себе на заметку - например, ее способность создать настроение мистического трепета перед необъяснимым. Это ведь тоже нужно уметь сделать, мистика дается далеко не всем, вопреки расхожему мнению, будто только те, кто не умеет писать в жанре реализма, находит убежище в рамках мистики и фантастики. Тут уж, как говорится, "а вы сами попробуйте!"
А теперь - "за мной, мой читатель"!
Где-то в суровой африканской пустыне стоит древний город Стамуэн, населенный странным народом - додонами (догоны?). В отличие от догонов, додоны полностью отрешились от окружающего мира и не принимают извне никаких веяний. Современные же догоны, насколько я знаю, мусульмане по вероисповеданию, хотя и сохранили старинные легенды о предках, явившихся со звезд. Но это неважно, это лишь отправная точка, дальше все будет развиваться по совершенно непредсказуемому плану.
Близ Стамуэна работает группа студентов-археологов, возглавляемая профессором Кондором и проводником-переводчиком, полукровкой Маркусом (Сади). Все неприятности начинаются с того, что при обвале на раскопках пострадало несколько местных - додонов. Этим предлогом не прочь воспользоваться старая шаманка - шаария, как называют здесь женщин, которые с одной стороны изгои, а с другой - духовные наставники вырождающегося племени. Кто-то портит оборудование экспедиции, пробивает бензобаки автомобилей, проливает воду, которая в пустыне на вес золота, а самое главное - бесследно пропал экспедитор группы. Проводник-переводчик предполагает самое страшное: из экспедитора сделали "зомби" (там есть пояснение, что это все же не зомби, но для простоты обозначения я все же остановлюсь на нем).
А затем начинается большая игра - ритуал, исполняемый додонами уже не в первый раз с целью вызволить застрявшего в Изнанке Мира Пространственника, который теперь стал Императором Мертвых. Правда, ритуал этот исполняется уже без знания дела: его сущность почти растворилась в веках, тысячелетиях и даже миллионолетиях. Чем-то подобным представляется мумифицирование тел древними жрецами известных цивилизаций: они будто повторяли подсмотренные действия, которые и в самом деле тогда приводили к "оживлению умершего" (который, быть может, и не умирал, а просто засыпал, чтобы продлить жизнь). Во всяком случае, существует и такая версия: мумия - это неудачная попытка изобразить анабиоз, который сохранял тело, в течение долгого времени лишенного сознания. И мне эта версия по душе. Во всяком случае, лучшего объяснения, зачем было столько трудностей в похоронном деле у тех же древних египтян, на сегодняшний день еще не придумано, а ортодоксальные - неубедительны (уж простите, господа историки!). Впрочем, мы отвлеклись.
Самое интригующее начинается, когда из лагеря начинают исчезать студенты. Один за другим они попадают в ловушку - одну из странных пещер в горах, где додоны собирают драгоценную воду. Измученные жаждой, они пьют из каменной чаши и попадают в мир развоплощенных, где их проводниками становятся души и предлагают им стать участниками собственной мечты. При этом некоторые студенты оказываются вдвоем в одном и том же сне - так, например, в уже упомянутой истории Соломона и царицы Савской это произошло со студентами Аароном Коэном и Маргарет Мэллори, которые увидели себя именно этими полумифическими персонажами.
И тут, именно во время этой игры, раскрывается истинная сущность каждого из ее участников. Один становится рыцарем-героем, хотя реальность не позволяла ему реализоваться, и он прикрывался маской недалекого качка-забияки. Другой, ненавидящий всех, исполняет свою мечту и становится богом в созданном им же мире - богом жестоким и мелочным, настолько злым, что весь этот мир ополчается против него. Третий обделен фантазией и навскидку выбирает комиксного персонажа из "Тысячи и одной ночи". И каждый, каждый по-своему интересен. Мне не удалось угадать, кто кем захочет стать, ни разу - настолько неожиданной оказывалась истинная сущность людей. Настоящая ломка стереотипов!
Несмотря на то, что каждый персонаж прописан безупречно, больше всех мне понравился Аарон. Кроме достоверности образа, это еще и поистине благородный человек, но благороден он не по-книжному, а по-бытовому, по-настоящему. Иногда мы этого благородства и не замечаем в повседневной жизни, ведь, еще раз напомню, многим приходится надевать маску, чтобы выжить. И меня порадовало (я уже начала вторую часть дилогии), что он будет основным действующим лицом в продолжении. Бывает так в хороших книгах, когда ждешь появления кого-то из персонажей. Для меня таким стал Аарон.
Яркая, яростная, несомненно харизматичная амазонка Фанта также оставила свой заметный след в моем читательском сердце. Замечательный персонаж! Она - как противовес властной и лицемерной, но ради достижения своей цели готовой унизиться и терпеть лишения Алисии, Железной Королеве, некогда мечтавшей о принце на белом коне, рюшечках и пампушечках. К слову, это также было для меня неожиданным поворотом событий: ну кто мог предугадать такое развитие событий с участием гламурной мисс?
В общем, я очень рад, что у сюжета есть продолжение. Что же ждет миллионолетний Стамуэн и его обветшавших жителей? Избавится ли Пространственник от своего проклятия? Смогут ли герои спасти мир деспота-Рушера и его обитателей? Будут ли возвращены к жизни проводник и экспедитор, ставшие мертвыми спутниками Мариуша Кондора? Много вопросов оставил автор для реализации сюжета во второй части, и я уже предвкушаю увлекательное чтение. А также приглашаю с собой всех, кто подобно мне проникнется этим миром.
Так что ж, за мной, читатель, - в загадочные и неповторимые вселенные, созданные автором Мариной Казанцевой!
________________________________________
ПРИМЕЧАНИЕ:
Все вышеизложенное является моим наисубъективнейшим мнением. Отступления, где я апеллирую к своему опыту или своим впечатлениям, не являются похвальбой (которую мне как-то инкриминировал один особо одаренный товарищ на другом ресурсе, уж не знаю, из личной ли неприязни или из общеохватного желания кого-нибудь зацепить). Да, я эгоист, интроверт, перфекционист и субъективный идеалист (на грани с солипсизмом, да) - этого достаточно, чтобы понять, почему я пропускаю мир через себя именно таким образом и пишу именно такие рецензии?
Эта рецензия получилась такой, какой она хотела получиться, кому не в струю - идите, читайте и пишите сами. Я лично так и делаю, когда мне что-то где-то не нравится.