1. Нина Лёзер. Бережное. http://stihi.ru/2012/03/01/388
В волнах полощется луна, вот-вот в глубины моря канет.
Там песня женщин так грустна, как будто мало в ней дыханья.
Известно всем, когда покров ночной угоден будет суше,
фантомы бывших моряков прибьёт к причалу, как рак'ушки.
Где берег тонок, как слюда, где волны сушатся лениво,
они выходят иногда, дождавшись времени отлива,
на берег и на нём лежат среди кишащего планктона
в том месте, где печатал шаг рыбак и с ним его рыбёнок.
В песке блаженство и приют, их не влечёт ни юг …ни запад.
Они как будто узнают уже давно забытый запах,
где пёс поддразнивал волну, где иногда гуляли кони,
и воспевали тишину все те, кто мест других не помнил.
Скользнуло, царапнуло, но всерьёз не задело. Показалось мне сложносочинённым, с необязательными словами и моментами. Вот смотрите, вместо крепкого по смыслу "ночью фантомы бывших моряков прибьёт к причалу, как ракушки", сказано с излишним по тяжести нагромождением: "Известно всем, когда покров ночной угоден будет суше, фантомы бывших моряков прибьёт к причалу, как рак'ушки". Вместо одного слова "ночью" - целая строка, да ещё с сухим канцелярским оборотом "известно всем, когда". А вторая строфа? "Где берег тонок... они выходят иногда... на берег и на нём... среди... в том месте, где... и с ним его...". На три четверостишия два "как будто", пять "где", два обычных "как". В каждом катрене есть энергетически провальные заполнители : "известно всем, когда", "в том месте, где", "все те, кто". Они мало того, что разбавляют энергетику речи, они тормозят, вяжут и запутывают... Ещё в предложении "где волны сушатся лениво, они выходят иногда... на берег" - сперва прочёл, что это волны выходят на берег... не сразу дошло, что "фантомы моряков" имелись в виду... В целом, м.б. действия маловато? Призраки моряков выходят на берег и лежат. А дальше? Блаженствуют и запах ("где гуляли кони")узнают. И всё.
Но, несмотря на эти досадные (для меня) мелкие просчёты, стих-е довольно интересное, что-то в нём есть. Загадочность. Морская романтика. Кто же в детстве не воображал себя пиратом? Даже "рыбёнок" (а ведь по смыслу скорее сын рыбы, чем сын рыбака) мне понравился.
2. Александр Савостьянов. Сумрачный снится сон... http://www.stihi.ru/2012/03/02/3417
Сумрачный снится сон.
Слышится сердца стук.
Странный скользящий стон
Сонный смущает слух.
Стелется смутный страх.
Снова сигналят «SOS».
Сухо самум сыграл
Струями скорбных слёз.
Силой судьбу сломал
Скованный смертью сук.
Скальпы скорбящих скал.
Стойких скелетов стук.
Скорбный струится свет.
Страшный свершился суд.
Сказочный скрыл секрет
Скучно смотрящий спрут.
Смысл сокровенных слов
Стая смела сорок.
Сложены стансы снов
Струнами страстных строк.
...Силою ста свечей
Снова сияет свет.
Сколько спящих смертей
Сонный скрывает след...
Ну вот, хоть узнал, что такое тавтограмма:)
Что тут сказать? Конечно, поэзия - это игра. Игра по правилам. Размеры, рифмы и т.д. Но трогают именно те стихи, читая которые забываешь про то, что это игра. Как в хорошем кино. Актеры играют свои роли, но зрителям не заметно ни капли игры. А тут в каждой строчке напоминание: не принимай всерьёз, это игра такая, все слова на букву "эс". Я лично люблю подобные игры (того гляди подпою: "слоны страдают стоя, страну спасёт спиртное":), но понимаю, что к настоящей поэзии это имеет весьма отдалённое отношение. Улыбнул "Скованный смертью сук", который "Силой судьбу сломал". А "Стойких скелетов стук", "Сказочный скрыл секрет Скучно смотрящий спрут" - совсем случайные скороговорки . Неправильное ударение в строке: "Сколько спящИх смертей".
Одна строка всё же понравилась: "Скальпы скорбящих скал".
3. Клавдия Смирягина-Дмитриева. Сонное. http://stihi.ru/2012/03/01/238
Выспавшись, беспечно пробудиться.
Кутаясь в халат и тишину,
медленно пройти по половицам,
жёлтым, как медовая горчица,
к настежь отворённому окну.
Боком примостясь на подоконник,
вновь увидеть белую ветлу,
около забора сорный донник,
старенький помятый рукомойник,
накрепко примотанный к стволу.
Съёжившись от утренней прохлады,
вспомнить сельский клуб, костёрный дым,
мальчика соседского браваду,
сладко ощущая, что не надо
так краснеть, встречаясь взглядом с ним.
Взяв ранет с надтреснутого блюдца,
с хрустом впиться в крапчатый бочок...
И опять беспомощно проснуться,
чтобы окончательно вернуться
в этот март, не прожитый ещё.
Лёгкое, прозрачное, изящное. Чувствуется гармония и вдохновение. Из первых трёх я бы выбрал его... Попробую-таки найти, к чему придраться. "Боком примостясь на подоконник" - почему именно "боком"? Это "боком" кажется мне излишней подробностью, потому что можно, конечно, это исполнить, но неудобно же. Мне сразу представляется наклон вбок с упором на подоконник. А ещё надо при этом в окно смотреть... "Взяв ранет с надтреснутого блюдца" - акцент на сорте яблок тоже мне кажется избыточным (ага, скрытая реклама:). Как вам "взяв айдаред с надтреснутого блюдца"(более знакомый мне по ценникам в маркетах сорт) или "взяв торпеды кусочек с блюдца" (это я уже к дыням перешёл)?.. Но придирки - это всего лишь придирки, стих-е - замечательное!
4. Васька Конопляный. Бабка Февронья. http://www.stihi.ru/2012/03/03/4693
Солнышко вылезло из-за облачных перьев
циррозной печенью из подреберья,
глумится, дразнится,
пьяница.
У бабки Февроньи, в деревне где-то,
на грядках луковичное гетто,
в весенних лучах в рефлексии
фрезии.
Нарциссы, напротив, в цветочном покое,
им сказки ночами читает Лукойе.
Оле Лукойе? Горе Лукойе? Луковое?
Ну его!
Бабка Февронья - простая доярка,
доверчиво рада весне, краскам ярким,
только глаза, вместе с платьишком ситцевым,
выцвели.
Да, интересное, с нестандартными образами. Но мне после первых строк, где "солнышко вылезло... циррозной печенью из подреберья", дальше читать не очень хотелось. Зачин из раздела "паталогоанатомы шутят". В этом медицинском направлении можно, конечно, много небанального накопать: "тучки созрели, как раковые лёгкие", "сирени вывалившиеся кишки", "глазные яблоки антоновки порезать"... Но зачем? Для читателя впечатлительного и с воображением это перебор. Хотя с другой стороны... почему бы нас и не попугать? А если серьёзно, то в целом текст оставляет приятное впечатление, чувствуется, что за стих-ем стоит талантливый, ищущий и неординарный автор.
Забавно, что у "простой доярки" бабки Февроньи "фрезии в рефлексии". Но м.б. и хорошо, что забавно...
5. Роза Пирата. Между мной и тобой. http://www.stihi.ru/2012/03/02/1318
От меня до тебя незабытые строки признаний,
обнаженные души под шалью коротких ночей...
От тебя до меня крикостоны дневных покаяний
и бессвязные фразы о том, что ты больше ничей...
От меня до тебя смертоносная доза таблеток,
беспричинные ссоры с супругом, стихи ни о чем...
От тебя до меня колыбели продажных нимфеток
и скупая слеза вперемешку с колючим дождем...
От меня до тебя бесконечное слово "теряю",
снегопад по весне и неброшенный в ящик конверт...
От тебя до меня километры по скользкому краю
и оставленный в кассе ЖД наш счастливый билет...
Между мной и тобой недосказанность слов, полурифмы,
непроложенный путь от Москвы до вокзала "Любовь"...
От меня до тебя полушепот священной молитвы,
от тебя до меня неизмеренность тихих шагов...
Просто пестня какая-то! Медленная и печальная. Местами красивенькая, местами наивная, а в целом довольно предсказуемая и обыкновенная. Ох уж эти "незабытые строки", "бессвязные фразы", "скупые слёзы", "скользкие края", "священные молитвы", "тихие шаги" (старые крепкие кирпичи, из них ещё будут строить и строить, а ведь им давно пора на пенсию)... Ох уж эти "обнаженные души под шалью коротких ночей", не дающие прорваться лиргероине к любимому, ох уж эти "продажные нимфетки", преграждающие своими "колыбелями" путь любимому к его возлюбленной! Похоже, главные герои, параллельно с высокими чувствами друг к другу, ведут, мягко говоря, нескучную личную жизнь. А что, вполне в духе времени. Как мне подсказывают уже из телевизора, ты интим-то с любовью не путай:) "Крикостоны дневных покаяний" и "путь от Москвы до вокзала "Любовь" - вроде бы и претендуют на звание "авторские находки", но вызывают улыбку и просятся на пародию.
6. Юрий Семецкий. Армагеддон. http://www.stihi.ru/2012/03/04/4997
Пока влюблённый в девушку Орфей
Не строил школ для малолетних фей,
А с нимфами гулял в лесах Эллады,
Пока не знал Креститель, что Иисус
Отдал своё учение на суд,
А люди Иисуса не спасут,
Всё можно было, в принципе, наладить.
Когда Кассандра в беспокойном сне
Увидела над Троей чёрный снег,
И Аполлона, строящего козни,
Когда не в силах больше танцевать,
Стояла Саломея чуть жива
Перед лицом заносчивых зевак,
Налаживать что-либо было поздно.
Теперь враги стоят у вечных стен,
Смерть краше, чем предательство и плен,
А бреннов меч готов назначить цену,
Теперь живые факелы горят,
Нерон с балкона смотрит на обряд,
И близится безбожье Октября...
Армагеддон — всего лишь перемена.
Круто! Одних имён столько, что дух захватывает. Затянуты-запутаны в узел и мифические персонажи, и исторические, и даже Иисус попал под горячую руку. Перепутаны времена. Думаю, что нарочно. Всё можно было наладить, пока Иисуса не распяли, но, знаете ли, налаживать было поздно уже незадолго до падения Трои, т.е. за много веков до рождества христова. Что поделаешь, полный армагеддон. Боюсь, что не смогу по достоинству оценить это произведение. С одной стороны лихо закручено (мне нравится), с другой - слишком абстрактно, да и не очень люблю ссылки на мифы в серьёзном разговоре (мне хотелось бы более жизненных примеров). Подумаю над включением в шорт.
7. Регина Мариц. Рыба-рыбица. http://www.stihi.ru/2012/03/10/9055
Небо провисло клочьями — сыплется на глазах.
Ангелы потолочные выпали из гнезда.
Солнце — кукушка жёлтая: нате вам кукушат.
Время прогнулось жёлобом, все по нему спешат.
Кто-то пускает мельницу: сколько, кому, почём.
Делится на безделицы всё, что не горячо.
Кто-то глядит на улицу, радуется — весна,
сохнет земля, рубцуется — гладко, дозелена.
Ходят слова на цыпочках, кто говорит — чужой.
Голос мой — рыба-рыбица с зябликовой душой.
Симпатишный стиш! Вроде безделушка, вроде автор ничего толком не сказал (просто ручку расписывал), а вещица светится и явно претендует на произведение искусства. Можно, конечно, и покритиковать. Мол, в погоне за необычностью, рождаются строки: "Солнце — кукушка жёлтая: нате вам кукушат" или "Голос мой — рыба-рыбица с зябликовой душой". Мол, нисколько солнце на кукушку не похоже, и голос с рыбой рядом не лежал, взято с потолка, так можно придумывать и придумывать: "солнце - акула рыжая", "луна - лягушка белая", "голос мой - книга-книжица", "мысль моя - ножик-ножичек"... И доля правды будет в таких замечаниях. Но мне такие поиски скорее нравятся, чем нет. Должна быть необычаинка в стихах. Пусть автор сочиняет, а литературоведы разбираются, "что я вставил в стих для рифмы, что для красного словца". В общем, ещё одна кандидатура в шорт.
Смущает меня, правда, что "земля сохнет, рубцуется дозелена"...
8. Юрий Семецкий. Лилит. http://www.stihi.ru/2012/03/10/193
И стих. И стих потом, когда душа,
Заботливо простынками шурша,
Всё бренное сняла и улетела.
И женщина, и пусть не из ребра,
Из утреннего неба серебра,
Склонилась молча над бездушным телом.
***
А было так — им было хорошо,
Ещё не радость, но уже грешок,
И он гулял по саду целый день с ней.
И жизнь шагала с чистого листа,
Он с трепетом смотрел на дивный стан,
И обжигался от прикосновений.
И здесь был суд, сакрален и священ,
Он изменил привычный ход вещей,
Кому-то показавшийся нелепым.
Она ушла нечёсаной и злой.
А диск луны светился над землёй,
Её уход подсвечивая с неба.
И будут сын, нет — два, нет-нет — один
(Жена простит, поверит и родит),
Изгнание и дальняя дорога,
Но каждый раз, увидев лунный диск,
Он вспоминает старый парадиз
И первую любовь. Да-да — от Бога.
***
Он всемогущ, но жизнь его скучна,
Всеведущ, но ведь дело не в чинах,
И знания не светоч, а темница.
И как-то раз, взглянув на бренный шар,
Всё переделал и перемешал...
Но перед смертью разрешил проститься.
Да уж, непростая и тёмная история. Стих-е вроде бы довольно неплохое, но меня не очень захватило и потрясло (говорил уже, что мне ближе более свежие жизненные заморочки). Торжественный слог. Как и подобает "преданьям старины глубокой". С союзами "и" всё же перебор: "И стих. И стих потом", "И женщина, и пусть не из ребра"... Эта вещь должна, наверно, заинтересовать знатоков и любителей древних полуистлевших псевдоисторий (легенд и сказок, хотел сказать).
Живая строка: "Она ушла нечёсаной и злой". Побольше бы такого "оживляжа".
9. Кузеллочка. о любви? что ли. http://stihi.ru/2012/03/08/10701
Санта-Мария простила стихию-толпу,
Но не простила предательства. Горе Иуде.
Ева вкушала запретное яблоко. Будет
Ей наказание - боль и морщины на лбу.
Время пройдёт и забудется взгляд Суламифь-
Серны, что прятала нежность у корня лозы.
И героиня заученной в школе "Грозы"
Вниз со скалы птицей-чайкой. И аист-калиф
Выйдя на миг из пике, полетит за тобой,
Чтобы по-прежнему быть и не быть человеком.
Боль потому разбивает судьбу на парсеки,
Что бесконечна вселенская злая любовь.
Ага, опять намешано несколько "доисторических" персонажей. Плюс "героиня "Грозы" и "аист-калиф". Намешано менее ловко, чем в "Армагеддоне". "Горе Иуде. Ева вкушала запретное яблоко." Где связь? Вообще, зачин (с непрощением Марией предательства Иуды) не в тему "о любви". "И героиня заученной в школе "Грозы" Вниз со скалы птицей-чайкой." Где глагол? Где действие? Или слово "вниз" легко заменяет слово "бросилась"? Концовка симпатичная. Хотя "разбить судьбу на парсеки" сомнительно, скорее один парсек (30 трлн км) можно разбить на несколько сотен судеб. Или речь о судьбе нашей галактики?
10. Башмакофъ. Март. http://www.stihi.ru/2012/03/08/10289
Ветер скрипом черепашьим снова колобродит.
Стороне смышленой нашей в каждом мнится хоббит.
Кто болтает беззаботно - кто глотает звуки.
Март глядит из подворотни - звонкий и упругий.
Что ему хореи, ямбы? – Нет таких поэтов,
чтобы гномами в пуантах прятались зачем-то.
Где сосулек хор назальный - там дома-старушки;
окна кажутся глазами, а за ними Пушкин.
Он молчит. Нерукотворен благородный вензель.
Город наш без колоколен стал ему поместьем.
К троллям, гоблинам и эльфам по квартирным стенам
слог стекает гулким эхом в поисках рефрена.
День пройдет. Снега растают. Защебечут пташки.
За ядреными листами взмоет синь в тельняшке.
Мох покроет черноземье. Солнце станет хватом.
Что за чертово везенье быть поэту братом?!
Снова не повезло Башмакову со мной. Не очень понимаю его язык. Вроде похож на русский, но как-то местами уж слишком путано, невнятно, нелогично. Как будто знакомые мне слова имеют другие значения, а я о них ничего не знаю. "Ветер скрипом черепашьим снова колобродит" - такое ощущение, что написано компьютерной программой. Методом подбора случайных слов. Ветер так колобродит, что черепахи скрипят (д.б. друг о друга)? А что хотел сказать автор предложением: "Нет таких поэтов, чтобы гномами в пуантах прятались зачем-то"? Что за чепуховина (виноват, хотел сказать, что за притча)? Вопрос: что марту хореи, ямбы? Ответ: нет таких поэтов, которые прячутся гномами-балерунами. Нормально? А тут ещё и Пушкин нежданно нарисовался: "окна кажутся глазами, а за ними Пушкин". Эта строка, где за каждым окном мерещится по Пушкину, похоже, неразрывно связана с предыдущей мыслью: "Стороне смышленой нашей в каждом мнится хоббит". Во как! Что-то расшифровывается. А дальше? "Окна кажутся глазами, а за ними Пушкин. Он молчит. Нерукотворен благородный вензель." Вензель какой-то. Пушкин молчит, а вензель нерукотворен. Откуда вензель взялся, зачем он тут, для чего? Потом "слог стекает... в поисках рефрена". Виснет мой просто устроенный мозг. Надеюсь, что слог поищет-поищет рефрен и найдёт.
В пользу стих-я хочу сказать, что оно необычное. И запоминающееся. Надеюсь, представится случай где-нибудь процитировать: "Что ему хореи, ямбы? – Нет таких поэтов..."
11. Татьяна Шкодина. Последний трамвай. http://www.stihi.ru/2012/03/20/8538
…Однажды сбежать от себя и сесть в последний трамвай, ведь где-то оно существует - потерянное вчера? …А здесь суета сует и вечный в душе раздрай, расписанные по минутам безликие вечера… А если закрыть глаза, то можно увидеть свет. Теплый июльский полдень, маленький городок… Время ползет лениво. И вряд ли нужен совет всё планировать загодя, всему обозначить срок. Можно смотреть в потолок, листать любимый роман, в придуманных персонажах свои находить черты… Уплыть по волнам страниц. Пленительный Зурбаган раскрашивать акварелью своей далекой мечты… В лавандовой тишине размеренный слушать стук... то ли часов, то ли сердца… Звук идет в унисон. Заснуть и почувствовать кожей тепло материнских рук – книгу взяла тихонько, закрыла дверь на балкон... Не открывая глаз, делая вид, что спишь, вдыхать ароматы кухни, маминых пирожков… Не сравнивать счастье с птицей. Да хоть бы обычный стриж… Пестрая жизнь в заплатках, в клинописи стежков. И ждать, и лелеять встречу… Шагнуть в безмятежный май. В страну, где находит отдых твой последний трамвай…
Хорошее. На меня подействовало как колыбельная. Глаза непроизвольно слипаются.
Так всё мягко, нежно, ласково, убаюкивающе. Мне бы более неожиданных и бодрящих эпитетов, более подробно обозначенных конфликтов, чем "вечный в душе раздрай". Ещё не уверен, что формат А4 хорош для такой длинной строки.
Может попасть в шорт, пока входит в четвёрку лучших.
12. Владимир Дорин. Автомат с блёклой надписью–память http://www.stihi.ru/2012/03/19/6862
Сиротливые десять копеек
на автобусном грязном полу
под скамейкой пугливо бледнеют….
Все проходят…, а я подниму.
Автомат с блёклой надписью – «память»
их проглотит и выдаст билет….
Станет нежным мороженым таять
белобрысое марево лет.
И приветливо гавкнет собака,
вызывавшая страх без причин,
на проулках моих босопятых,
по дороге из весен и зим.
Что-то есть в этом стих-ии обнимающее, завораживающее и необъяснимо привлекательное. Или я такой сентиментальный... Наверно, возьму в шорт, если не передумаю.
Запятая и точки после многоточий - это, конечно, лишнее. Название не очень понравилось.
13. Кузеллочка. Токсово. http://stihi.ru/2012/03/19/11633
Слякотный город остался забытым "вне зоны",
И понеслись голубые снега за окном.
Токсово в солнечных соснах тотемом бизоньим
Встретило утро, весну и меня заодно.
Запахи хвойного леса , костра и капели
В миксере марта смешались в щенячий восторг!
Я нарисую ещё этот день акварелью ,
Было всё так замечательно, кайф на все сто!
Пони катали детишек. Степенные кони
Счастьем с подков заследили дорожки вокруг.
Радостный день! Только зубры скучали в загоне,
И снеговик "растекался" в лучах солнца-ру.
Радостное настроение передано. Спасибо. Зарисовка всё же не конкурсная. Тут авторы такие проблемищи решают, сокровенные мыслищи выносят на суд...
Понравился "миксер марта". Не очень: "Было всё так замечательно, кайф на все сто!" (этот вывод сам читатель должен по тексту сделать, да и просторечный "кайф на все сто" не в тему). Что за "солнце-ру" (ну причём тут рунет)?
14. Бантос Илья. Весна наступает. http://www.stihi.ru/2012/03/16/10702
весна наступает. на горло. такое время,
когда о любви – хорошо или ничего,
и вечер с глазами скарёднейшего еврея
сменяет свой галстук-бабочку бечевой,
хрипит на прощание сдавленно "доннер веттер",
шагает с балкона четвертого этажа,
меня оставляя ждать отсыревший ветер,
с которым однажды за камнем ушла душа.
а небо хранит беглецов, как хоронят павших.
и скомканный лист – как последнее письмецо.
сам черт захлебнулся бы в этой душевной каше,
что валится мокрыми хлопьями на лицо.
весна наступает. на город. и город блеет,
сжимаясь от страха, свивая пути в кольцо,
где выход ища из барановой ассамблеи,
пастух с удивлением следует за овцой
к десятому кругу на намертво сжатых веках,
и перекрестившись и голову очертя –
туда, где оставлена древними майа веха,
которую все равно смоет ко всем чертям.
весна наступает. Вставая, как в горле костью,
мой ветер танцует под скрип пересохших рей,
а бог, перешедший когда-то по праву гостя,
на "ты" с миллионами чертовых матерей,
сжимает свой оскар за лучшие эпизоды
и стопка за стопкой глотает рассветный блюз,
и мне, как актеру, не надо ни слов, ни зондов,
чтоб чувствовать фальшь из партера в чужом "люблю".
весна продирается через мои ресницы –
такого не видел, наверно, и Марк Шагал –
разжатый кулак, дожевавший свою синицу,
ползет к журавлю по случайным чужим ногам,
измученный долгим трепещущим послевкусьем,
туда где стучит, и творится сплошной бедлам –
к оставшейся капельке солнца в китовом усе,
и там замирает,
свернувшись
вокруг
тепла.
Мощное, агрессивное и хаотичное... словоблудие. Мне нравится. Нерв, драйв, энергетика. Заряжает. Есть спорные и сомнительные моменты, но их как-то проезжаешь незаметно на заданной автором высокой скорости (картинки быстро сменяют друг друга в этом клипе-калейдоскопе). В шорт просится.
15. Лев Сыроежин. Не птица-тройка... http://stihi.ru/2012/03/27/1977
Не птица-тройка - битая газель, летящая по лужам и по грязи,
водитель, мрачный демон Азазель, где хочешь - остановит по заказу.
То дети гор, то дочери степей, славяне с синевато-бледной кожей...
Куда спешат - не знаю, хоть убей... и я в маршрутке с ними еду тоже...
Пробравшись через частоколы ног,они вошли - два скромника, тихонько:
сияющий улыбкой паренек, бессовестно счастливая девчонка
и юркнули к местам у задней двери,
как-будто бы столкнувшись головами.
а я смотрю, глазам своим не веря -
они самозабвенно целовались.
Они так по - щенячьи обнимались,
так трогательно тыкались носами,
что мы их , невлюбленные, стеснялись,
краснея пятнами и полосами.
Им были безразличны и газель,и пассажиры, и водитель -демон,
и ветреного марта акварель , смех чужаков и стыд аборигенов...
они любили...как в последний раз, хотели жить на расстояньи вдоха,
что даже Бог их пожалел и спас... А мы погибли в автокатастрофе.
Тронуло и впечатлило. Трагическая концовка настолько неожиданная и сильная, что не замечаешь в ней ни слабой по созвучию рифмы "на расстояньи вдоха - в автокатастрофе ", ни сомнительного по правдоподобности "мы погибли"...
И всё-таки жизненный реализм пробирает меня. В шорт.
16. Анна Дэ. Зашей. http://stihi.ru/2012/03/20/828
однажды будет поле, облака,
по кромке неба вдаль ползущий лыжник...
а дальше что угодно. что и как -
уже не важно. не напомнить лишь бы
себе про день, где не погашен свет,
где пустота клубком свернулась в кресле
и твой недолгий близкий человек
закончился на самом интересном.
безглазые звенят, звонят, зовут
и безголосье стягивает горло.
вот так внезапно исчезает звук
у сломанных...пусть дальше – что угодно.
всё пропадает, попадая в
бездонную дыру в нагрудном левом.
пусть неумелы медленные швы -
зашей любыми, лишь бы не болело.
пусть красной под руками больше нет,
зашей любой – любовью, нелюбовью,
на спрятанной под веками войне
не умерший – уснувший после боя.
Классное. Первые две строфы хорошо пошли. Дальше сложновато для меня. "Безглазые звенят, звонят, зовут" - кто такие? Безглазой обычно смерть называли, так было принято. Но тут вроде не прокатывает: странно воспринимается, если несколько смертей "зовут". "Всё пропадает, попадая в бездонную дыру в нагрудном левом" - в кармане, что ли? Ага, это тонкий намёк на образ такой: сердце - карман с дырой. Интересно. А обращение "зашей любыми" к кому? К себе или к любимому? Если к себе, то стих-е идёт от лица мужского пола ("не умерший - уснувший"). Тяжело у меня получается переключение с женского авторства на мужчину, тем более, что только в самом конце мужская личина проявляется.
17. Юрий Семецкий. прости за царя. http://www.stihi.ru/2012/03/29/4383
пощади их Господи пощади
посредине площади гуще дым
по сенатской стелется столбовой
путь метёт метелица вой не вой
рудники охальники кандалы
велики начальники да малы
обе рати стороны от ножа
собирайте вороны урожай
не жена не венчана в монастырь
добровольно женщины шли в Сибирь
чем на дело ирода воду лить
лучше с милым родину разделить
посредине площади воздух дик
пощади их Господи пощади
ни петли ни оспы им пушки в ряд
ты прости их Господи за царя
Нравится музыкально-ритмическое и звуковое решение. Такое стих-е офигительно вслух читать. Рифмуются все слова почти в каждой строке. По смыслу, к сожалению, мне не очень близко, трогает, но всё же "дела давно минувших дней"... К тому же монархические настроения чужды мне, они особенно чувствуются в последней строке. Не могу припомнить, когда это успели декабристы убить царя ("ты прости их Господи за царя"). Или "за то, что покусились на царя" имелось в виду, да не влезло? Гражданская лирика скорее, чем философская, на мой взгляд. Уж не навеяно ли антипутинскими выступлениями? Параллели непроизвольно возникают. Хотя, конечно, несравнимо по трагичности...
Итак, я выделил для себя восемь стихотворений: Клавдии Смирягиной-Дмитриевой "Сонное", Юрия Семецкого "Армагеддон", Регины Мариц "Рыба-рыбица", Татьяны Шкодиной "Последний трамвай", Владимира Дорина "Автомат с блёклой надписью", Бантоса Ильи "Весна наступает", Льва Сыроежина "Не птица-тройка", Анны Дэ "Зашей".
Осталось выбрать четыре из восьми. Все очень хороши. Сейчас ещё перечитаю, покумекаю... Ага... Чуть ближе-роднее и перевешивают по эмоциональному отклику:
3. Клавдия Смирягина-Дмитриева. Сонное. http://stihi.ru/2012/03/01/238
12. Владимир Дорин. Автомат с блёклой надписью–память http://www.stihi.ru/2012/03/19/6862
14. Бантос Илья. Весна наступает. http://www.stihi.ru/2012/03/16/10702
15. Лев Сыроежин. Не птица-тройка... http://stihi.ru/2012/03/27/1977
P.S. Хотелось бы откликов. Любопытно, где прав, где не прав, где недоглядел, в чём совсем не разобрался...