Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 327
Авторов: 0
Гостей: 327
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Личное дело Александра Невского ч. 19 (Очерк)


            ч.19

       Монгольские переписи

       В  этой части мы  уважаемый  читатель займемся  изучением истории проведения татаро – монголами на Святой Руси, первых переписей населения и  покажем какую роль в осуществлении этого важного  для Золотой орды  мероприятия,  сыграл  великий  владимиро-суздальский  князь  Александр Невский (Неврюй).

       И как обычно, начинаем наше повествование,  с новгородской летописи где,  за  1257 - 1259 года,  есть    яркие описания    тех событий,  которые   позднее историки,  назвали татаро-монгольской переписью.
       И, несмотря  на  то, что с описываемых в летописях событий прошло  около 755  лет, но  спокойно читать эти   описания трагических событий,  нельзя и сейчас.
       А  ведь  это только  описание новгородских бунтов, а  такие  и даже в больших масштабах  бунты,  были  и в других русских городах.

       Но давайте  вначале  спокойно и внимательно  прочтем  новгородскую летопись…
  
       Новгородская  первая  летопись  старшего  и  младшего изводов.

       В лЂто 6765 [1257].

      Прииде вЂсть изъ РусЂ  зла, яко хотят  Татары  тамгы и десятины на НовЂгородЂ; и смутишася  людие чресъ  все лЂто.

      И къ госпожину дни умре Ананья  посадникъ, а на зиму убиша Михалка посадника новгородци .
       Аще бы кто добро другу чинилъ, то добро бы было; аше кто под другомъ яму копаеть , самъ ся в ню впадет.

        Тои же зимЂ  приихаша  послы татарьскыя  съ Александромъ, а Василии побЂжа  въ Плесковъ ; и почаша просити послы десятины и тамгы, и не яшася по то новгородци, и даша дары цесареви, и отпустиша  я  с миром; а князь Александръ выгна сына своего  изъ Плескова  и посла в Низъ, а Александра и дружину его казни: овому же  носа урЂзаша, а иному очи выняшя, кто Василья  на зло повелъ; всякъ бо зло дЂя  злЂ да погибнеть .

       Тои же веснЂ  убиша Мишю. Тои же зимы даша посадничьство Михаилу Федоровичю, выведше  изъ Ладогы; а тысячкое  даша Жирохну.

      В лЂто 6766 [1258].

      Приидоша Литва с полочаны къ Смоленьску и взяша Воищину на щитъ.
      Тои же осени приходиша Литва к Торжьку, и высушася новоторжьци , и по грЂхомъ нашимъ повергоша  Литва подсаду; овых избиша, а иных руками  изимаша , а иныи  одва  избЂжаша , и много зла бысть в Торжьку .
Того  же лЂта  взяша Татарове всю землю  Литовьскую , а самых избиша.

     В лЂто 6767 [1259].

      Бысть знамение в лунЂ, яко ни знамениа  не бысть.

      Тои же осенЂ  прииха  Михаилъ Пинещиниць изь Низу лживым посольствомъ, рекь тако: «аще не иметеся  по число, то уже полкы на Низовьскои  земли»; и яшася новгородци 19 по число.

    Тои же зимЂ  приихаша  оканнии  сыроядци, внуци Агарины робы Авраамля, Берка и Касачикъ и с женами своими, и иных много; и бысть мятежь великъ в НовЂгородЂ, и по волости много зла учинишя, беруще туску оканнымъ Татаром.

     И нача  оканныи  боятися смерти, рече  Александру: «даи  намъ сторожь, дажь  насъ  не избиють».

     И повелЂ князь стереци  их сыну  посадницю  и всЂмъ дЂтемъ боярьскымъ по ночемъ.

     И ркоша Татаре : «даите  намъ число, или не  дасте  и  мы  бЂжимъ прочь»; и чернь не хотЂша дати числа, нь  «умремъ честно за святую СофЂю  и за домы  церковныя» .

       Тогда  издвоишася А людие: кто добрых, тъ Б по святои  СофЂи  и по правои вЂрЂ; и створиша супоръ, вятшии велят ся  няти  меньщимъ  по числу.

     И хотЂ оканныи  побЂжатЂ , гонимъ святымъ Духомъ; и умыслиша свЂт  золъ, како ударити на Новъгород на ону сторону, а друзии озеромъ на сю страну ; и възбрани имъ видимо  христова  сила , и не смЂша.
    И убоявъшися , почаша ся возити В на одину  страну  къ святЂи СофЂи , ркуще : «положимъ главы своя у святЂи СофЂи»

     И бысть заутра, съЂха  князь с Городища, и оканныи  Татары с нимъ, и злых  А  свЂтомъ  яшася по число: творяхут  бо  собЂ  боярЂ  легко , а меншимъ  зло.

     И почаша Ђздити Б  оканнии Б по улицамъ, пишюще  домы крестияньскыя : зане навелъ богъ за грЂхы наша ис пустыня звЂри дивия  ясти силных плоти  и пити кровь боярьскую; и отъихаша  оканнии , вземше  число, а князь Александръ послЂ  поиха , а  сына своего Дмитриа посадивъ  на столЂ.

           Того же лЂта, на канунъ  Бориша дни, бысть мразъ великъ по волости; нь  господь  не хотя мЂста сего святЂи СофЂи  пуста  оставити , и отврати ярость  свою от нас и призри  окомъ милосердия  своего, кажа нас на покаяние; нь  мы грЂшнии  акы псы възвращаемся  на своя блевотины, не помышляющи  казни божиа , яже на  ны приходит  за грЂхы наша.

             Из  этих  летописных сообщений мы  видим, что в Новгороде Великом за три года  прошло  два важных события.

            Во-первых,  Александром Невским была насильственно проведена перепись населения. Кроме  гражданских лиц  Александром Невским  были подвергнуты  массовым казням и часть новгородской  дружины  поддержавшей  своего князя Василия  в сопротивлении  татаро-монгольским «налоговикам» в проведении перепись жителей Новгородской феодальной республики  ---« а Александра и дружину его казни: овому же  носа урЂзаша, а иному очи выняшя, кто Василья  на зло повелъ; всякъ бо зло дЂя  злЂ да погибнеть» .

             Во-вторых,   когда  Литва  вновь напала на  смоленский город Воищину и владимиро-суздальский  город Торжок и захватили их, то  монголо-татары  как  верные  союзники  Александра  Невского (Неврюя)  вторглись  в Литву и  разбили  там литовскую армию.

          Но, вот эта война  нас  интересует мало, а  массовое появление  монголо-татарских чиновников  в русских княжествах Северо-восточной Руси, это как раз и есть то событие, что  будет предметом нашего изучения.
         И тут вновь, приходится  задаться  риторическим вопросом:

         Почему же  так  боялись и  активно противились,  переписи русские люди,  называя  татаро-монгольских чиновников  «  оканнии  сыроядци, внуци Агарины робы Авраамля, Берка и Касачикъ и с женами своими, и иных много»?

       Но, нам никогда  не понять историю  этого вопроса и его дальнейших  последствий  для  всей Северо-Восточной Руси если только руководствоатся  трудами роосийских историков.
      Нам нужно   дополнительно  вникнуть в вопросы об устройстве монгольского правительства и его администрации, как в центре, так и на местах.
     И основываясь на этих данных  затем показать,  как  «оканнии  сыроядци, внуци Агарины робы Авраамля, Берка и Касачикъ»  додумались до проведения  впервые в мире  массовой переписи всех своих подданных в покоренных ими странах.

       И тут хорошим путеводителем для нас будет книга "Монголы и Русь" автор Г.В. Вернадский (20 августа 1888 — 20 июня 1973) — выдающегося русского и американского историк.
         Но его труд обширен, и он как научный работник, обосновывая  свои выводы, часто он выступает  на страницах своей  книги в научную полемику  с российскими и советскими историками.
         А  нам  в не нужны не теории  или скажем  русофильские  легенды,   какие можно найти в работах  у Л.Н. Гумилева, а   одни  только  цифры и факты.
         Поэтому, я тут далее предлагаю  читателю упрощенную  до минимума, выдержку из вышеназванной книги. Такой  себе экстракт из вышеназванной работы.
          Который, я по мере необходимости буду дополнять и другими материалами и иллюстрациями.

       Закончив со вступлением, мы  приступает к изложению вопроса, как же  была устроено  татаро-монгольское  государство и когда и почему  в нем родилась и впервые в мире  была реализована  в там масштабе  идея  системного налогообложения.

           Великий  монгольский  хан  (тот, что находился в столице монголов г.Каракоруме, а не г. Сарае.
          И в описываемый нами период  это был ханы Гаюк и Мунке автор)  был, во первых  абсолютным монархом, и его власть, по крайней мере теоретически, была неограниченной.

          Эту концепцию неограниченной власти, впервые  открыто сформулировал  хан Гаюк когда был выбран в Великие ханы
         «Если вы хотите, чтобы я правил над вами, то готов ли каждый из вас делать, что я прикажу, прийти, когда бы я не призвал, отправиться, куда бы я вас ни послал, убить любого, кого я прикажу?»
        Они ответили утвердительно. По словам Рашида ад-Дина, «Чингис был Богом Созвездия Планет, монархом Земли и Времени и все монгольские роды и племена стали его рабами и слугами».

       После распада  Золотой Орды  эта  концепция неограниченной монархии  в Московском царстве впервые была реализована  во времена правления Ивана Грозного, а затем получили свое дальнейшей  развитие  при династии царей Романовых. Но при них она, в конце концов, пришла в упадок.

      И вновь  она была на Руси,  повторена, кстати,  в то самом  первоначальном виде   как ее сформулировал еще  хан Гаюк в 1246 году,  во времена СССР во время  правления  красного вождя Иосифа Сталина.

       А поскольку  одной из первых стран, которую завоевали татаро - монголы  был Китай,  то оттуда,  монголы провели ряд  важных  заимствований в свою систему  управления и построения государственной  власти.

       Ее описание  изложено монгольской летописи «Алтай Тобчи» («Золотой итог»).  И согласно ей, Чингисхан был Богом Пяти Цветов. И по этому поводу  Г. Вернадский  пишет:

         « Для того чтобы понять полное значение этой фразы, мы должны вспомнить, что с древних времен китайцы обозначили стороны света цветами. Черный был цветом севера, красный - юга, синий - востока, белый - запада. Центральная территория была представлена желтым. Все вместе пять цветов символизировали весь мир.
         Поскольку желтый цвет - цвет золота, это, предположительно, побудило династию Чжурчжэней принять имя Цзинь, что означает «золотая».
          Китайская концепция пяти цветов была принята многими евразийскими кочевниками, включая монголов. Желтый стал императорским цветом. Государственный шатер в орде великого хана стал известен как Золотая Орда (Orda Aurea, Алтай Орду).
         В подобном шатре был возведен на трон Гуюк. По этим же причинам монгольская императорская семья - потомки Чингисхана - были известны как Золотая Родня (Алтан Уруг).

          Все подданные великого хана - монголы или вновь завоеванные народы - должны были служить государству и подчиняться воле хана.
         И все же существовало, по крайней мере, психологическое, различие в степени подчинения.
        Монголы были правящей нацией, и как подданные великого хана также были избранным народом, сюзереном которого он являлся».

          И в Российской империи, и в СССР  и  в нынешней Российской  федерации   тоже  такая правящая  нация – великороссы.
         Только теперь ее российские политики более хитро называют «государство образующей»!

          «Монголам принадлежали все плоды завоевания и из них избирались армейские командиры и чиновники администрации.
          
          Высшее положение в этой иерархии занимал сам род Чингисхана, и в особенности его потомки - Золотая родня.
          Будущие императоры и ханы избирались исключительно из мужчин рода.
          После выборов каждого великого хана члены императорской семьи должны были поддержать его политику всем своим достоянием и влиянием.
            Если кто-либо из них оказывался нелояльным или нарушал установления Великой Ясы иным путем, он получал предостережение великого хана, а если обнаруживалось его упрямство, то он мог подвергнуться тюремному заключению и даже смертной казни, но этого нельзя было сделать без рассмотрения вопроса собранием сородичей.

         Основанием  богатства  и  власти  главных  родичей   были   наделы (улусы), полученные ими от их предка Чингисхана .
      
        Теперь обрисовав  саму  суть власти великого монгольского хана, давайте обратимся  к  изучении структуры общей государственной администрации.

        Прежде всего, следует подчеркнуть, что Монгольская империя была создана в процессе военного завоевания и через армейских офицеров - от темника до десятника - народ узнавал приказы великого хана.
       Офицеры должны были находиться в постоянном личном контакте с императором
       Но вот контроль императора над армией осуществлялся через императорскую гвардию.
       Высшие офицеры гвардии были всегда готовы для консультаций с императором и получения приказов от него.
       Предположительно, они составляли нечто наподобие постоянного совета при императоре.
       Менее заметной, но не менее важной была роль немногочисленных высококвалифицированных и опытных гражданских советников великого хана, каждый из которых занимал место, сравнимое с постом государственного секретаря или министра.
      И вот, что важно! Первоначально почти все они были не монголами. Но все же лишь главный судья  всегда был монголом.
        При помощи советников император устанавливал принципы деятельности правительства и основные его задачи; он так же инструктировал и контролировал крупных деятелей провинциальной и районной администрации.

Последняя создавалась вокруг центров армейских округов, на которые делилась страна.
Глава каждого подразделения получал нагрудный знак своего ранга. И в  этом качестве использовался , а «пластина власти». Она была известна как паице (по-русски, пайцза).

           Знаком чиновника первого ранга была золотая пластина с головой тигра; на ней содержалась иероглифическая надпись:
          «Священный Декрет Тьен-це («Данного небом»), императора Чингиса. Пусть дела вершатся по воле его».
          Знаком второго ранга была простая золотая пластинка с той же первоначальной формулой, сопровождавшаяся одним словом - «срочно».
           Серебряная пластина с той же надписью представляла знак третьего ранга.
            Когда обстоятельства требовали наделения официального лица высшей властью, символом на пластинке был кречет.

           А лагерь каждого из армейских командиров становился центром местной администрации.
          Следует помнить, что, в отличие от императорской гвардии,  остальная армия не находилась на постоянной службе; предполагалось, однако, что возможно проведение мгновенной мобилизации.
           Для достижения этой цели вся страна была поделена на множество военных округов, соответствующих размеру и численности армейских соединений и названных на основании их распределения.
           Так, наиболее крупные районы были известны как тумены; и каждый тумен подразделялся на тысячи, сотни и десятки.
           В каждом таком районе, вплоть до сотни, находился руководящий штаб соответствующего армейского соединения, который в случае необходимости служил центром мобилизации.
           Население каждого района поставляло по уведомлению свою часть людей и коней с полной экипировкой.
           Так, население каждой тысячи должно было дать во взаимодействии с низшими единицами тысячу воинов и две - пять тысяч коней.
            Число солдат, которых должно было поставлять население района в целом, можно назвать лишь приблизительно, поскольку точные цифры отсутствуют.
            Предполагается, что все население Монголии к моменту смерти Чингисхана составляло около одного миллиона человек.
            Чтобы обеспечить существование армии общим числом 129 000 воинов, а такой армией  монголы  обладали, каждый район должен был мобилизовать около 13% своего населения.
………………..
         Цифра 129 000 для монгольской армии представляла кульминацию национального прорыва в критический период экспансии.

          После того как главное завоевание состоялось, напряжение должно было спасть. Обычная суммарная сила чисто монгольских контингентов в императорских армиях едва ли превышала 100 000 человек.  И если принять это, то соотношение воинов ко всему населению должно было примерно равняться не более 10%.

          Население сотни, видимо, было не менее, а возможно, и более одной тысячи, тысячи - десять тысяч и более, а тумена - сто тысяч и более.
          Районные штабы становились центром гражданской, равно как и военной администрации.
          Через них были организованы и поддерживались системы почтово-конной (ям) и курьерской служб, а также сбора налогов.
          Таким образом, каждый командир более крупного армейского соединения становился одновременно гражданским наместником района.

        Теперь поговорим  о налогах.
        При Чингисхане монголы не должны были платить каких-либо налогов, и за все  платить должны  были только покоренные народы!
       Но вот саму научную концепцию и практическое  воплощение на практике  налоговой политики  с покоренных народов,  при жизни Чингисхана и его преемнике Угедэе  осуществил их  первый министр Елюй-Чуцай.
        Именно он впервые  разработал общеимперские принципы обложения данью покоренных земель.
          Биография  этого китайского ученого и философа достойна  того чтобы  ее  изложить тут в форме отдельной справки.
           Елюй Чуцай, также Чу-цай, монг. Урту сахал — «Длинная борода»; 3 августа 1189, Яньцзин [источник?], Цзинь — 2 июня 1243, Каракорум, Юань) — государственный деятель Монгольской империи, советник Чингис-хана и Угэдэя.
          Был воспитан в китайской культуре, хотя по происхождению был киданем. Учёный и писатель, организатор административной системы Монгольской империи.
         В 1205 году Елюй Чуцай сдал экзамены и был назначен канцеляристом (юань) в придворную канцелярию.
           В 1213 г. он получил должность тун чжи-ши — помощника правителя — округа Кайчжоу (провинция Хэбэй).
           После этого он три года прожил в буддийском монастыре, где изучал священные книги. В этот период он получил от своего наставника Вань-суна прозвище Чжань-жань цзюй-ши («отшельник Чжань-жань).
          Весной 1218 года Елюй Чуцай был вызван в ставку Чингис-хана. Монгольский правитель, старавшийся использовать вражду киданей и китайцев к чжурчженям, не случайно обратил внимание на родственника императоров Ляо.
          Однако Елюй Чуцай был по воспитанию китайским чиновником-конфуцианцем и на слова Чингис-хана «Цзинь и Ляо — извечные враги. Мы отомстили им за тебя!»

          Елюй Чуцай ответил: «Мои отец и дед, дав клятву на верность, служили им. Как бы посмели враждовать с государями, будучи их подданными!»
         Тем не менее,  хан оценил такой  ответ и оставил Елюй Чуцая при себе.
         Тот стал известен среди монголов как Урту сахал («Длинная борода»).
          С 1219 года он сопровождал Чингис-хана в походе на Хорезм.   В это время Елюй Чуцай, проявив свои астрологические познания, сделал несколько удачных предсказаний, что ещё более возвысило его в глазах суеверного хана.
           В 1227 году  скончался  основатель  империи  Чингис-хан, и спустя два года собрался  курултай  для  возведения на престол его преемника, Угэдэя.
           При Угэдэе и развернулась  сама деятельность Елюй Чуцая, как главного советника по китайским делам.
           Ведь  ещё в 1230 году, часть монгольских нойонов, заявляя, что от китайцев нет никакой пользы, и предложила Угэдэю  их уничтожить, а земли превратить в пастбища.
          Против этого предложения  тогда выступил Елюй Чуцай.
           С помощью точных расчётов он показал, что гораздо выгоднее будет не уничтожать население, а установить систему постоянного налогообложения:
          «Если, в самом деле, в Северном Китае справедливо установить земельный налог, торговый налог и сборы на соль, вино, плавку железа и продукты гор и озер, то ежегодно можно получать серебра 500 тысяч лян, шёлка 80 тысяч кусков и зерна свыше 400 тысяч ши. Их будет достаточно для снабжения армии.
          Как так можно говорить, что от ханьцев нет никакой пользы!»

          Угэдэй согласился, и во всех десяти административных районах Северного Китая (лу) были созданы налоговые управления (кэ-шуй со) с бывшими чиновниками империи Цзинь во главе.
          К осени 1231 года было обеспечено поступление налогов в указанных Елюй Чуцаем размерах, и он был назначен ханом на должность чжун-шу лина («начальника великого императорского секретариата»).
          По сути, Елюй Чуцай стал главой всего гражданского управления Северного Китая..
         Тогда же, по инициативе Елюй Чуцая гражданская власть в Северном Китае была уравнена в правах и отделена от военной, как и от налоговых управлений.
         Представители каждой из структур этой триединой системы были независимы друг от друга и подотчётны только центральному правительству.
         Так же надо скать, что в системе  Елюй Чуцая  был и один  дефект. Часто  сбор налогов  власти поручали откупщикам, которые  из своих средств  вначале вносили в казу  требуемую сумму, а уде потом  собирали налоги с населения. Ну и естсевенно при этом не обходилось без массовых злоупотреблений и открытого грабежа.

        Сам  Елюй Чуцай  пытался противодействовать крупным купцам-уртакам, стремившимся получить на откуп налоги с населения. До поры это ему удавалось, но в 1239 году налоги всё же были отданы на откуп мусульманскому купцу Абд-ар-Рахману.
         С этого времени влияние Елюй Чуцая при дворе пошло на убыль. Ведь откупщики платили  высшим чиновникам взятки за то что те закрывали глаза на их  прегрешения.
         После смерти Угэдэя (1241) власть сосредоточила в своих руках его вдова Дорэгэнэ (Туракина), при которой Чуцай был фактически лишён власти, став, по сути, лишь заведующим канцелярией. Также были смещены со своих должностей Чинкай и Махмуд Ялавач, а Абд-ар-Рахман стал главным советником Дорэгэнэ.

           Елюй Чуцай скончался 2 июня 1243 года близ Каракорума.
           После смерти его недруги пытались обвинить Чуцая в присвоении половины всех налоговых поступлений.
           Однако в его доме были обнаружены лишь десяток китайских гуслей, несколько тысяч глав (цзюаней) книг, картины, надписи на камне и металле и его собственные неопубликованные сочинения.

        Вот так с 1231 года  татаро – монголами впервые   был утвержден долевой принцип распределения дани с завоеванных земель, который  затем усвоили и все правители  стран образовавшихся после распада  государства  татаро-монгол.
         И вот, что по этому поводу пишет Г. Вернадский:

         «Что же касается  государственного  дохода,  то основная тяжесть налогов лежала на населении покоренных стран.
          Нои сами  монголы  тоже попали под налогообложение. Так уже при Угэдэе был введен натуральный налог.
          Из каждого стада овец один годовалый баран должен был поставляться ежегодно к ханскому столу и одна годовалая овца из сотни овец в фонд поддержки нуждающихся.
          Комплекс натуральных налогов и служб, требуемый от каждого хозяйства, был известен как албан.
          И все же основное , бремя налогов,  несли побежденные народы.
         Каждая покоренная  страна  должна была во-первых, заплатить ежегодную дань монголам, а во-вторых - регулярные налоги.
          Они были трех основных видов, согласно трем основным социально-экономическим делениям.
          Городские жители (торговцы и ремесленники) должны были уплатить налог, известный как тамга;
         скотоводы - налог на скот (копчур);
         земледельцы - поземельный налог (калан).

         В-третьих, в дополнение к основным, были взимаемы многие специальные налоги, а также введены службы, которые надлежало выполнять завоеванным народам.

         Помимо этого, из каждой подчиненной нации в армию великого хана или региональных ханов рекрутировались воины, пополнявшие ее ряды.
         Брали  таких воинов  и с земель Северо-Восточной Руси. И этот факт  тщательно замалчивается  во всей  российской исторической литературе.
          А ведь и противился русский народ  вводимым татарами налогам в первую очередь из того, что  они  забирали на пожизненную службу, для выполнения « интернационального долга»  ежегодно до 10-13% мужчин  способных носить оружие!
         И отправляли их  защищать интересы монгольских ханов в Китай, Среднюю Азию и на Кавказ!
        В то же время  выходцев из Китая, Монголии и Средней Азии оставлялии служить на Руси.
         Ну все в общем как  в Советской Армии, прибалты  украинцы и белорусы  служили на Дальнем Востоке и на Севере, а  туркмены, казахи, грузины и прочие  лица «кавказкой национальности» на Украине, Прибалтике или в Крыму.

         А чтобы обеспечить неуклонное выполнение всех вышеприведенных требований, завоеванные страны делились на военные округа, схожие с собственно монгольскими.

         В каждом таком районе базовый состав монгольских и тюркских офицеров имел своей задачей мобилизацию местных воинов для ханских армий и наблюдение за сбором налогов.
        Для обеспечения должного повиновения населения, командир военного района имел власть формировать под своей командой местные подразделения, рекрутированные из живущего на данной территории населения.

       Таким образом  взятая как единое целое, монгольская администрация покоренных стран являлась инструментом подавления и служила цели обеспечения и поддержания ханского контроля над местными жителями.

       Закончив  общий  обзор вопроса,  мы  переходим на Северо-Восточную и Юго-Западные Руси. И тут видим, что методы применения этой налоговой политики татаро- монгольскими чиновниками варьировались в разных частях Руси.

        На Юго-западной Руси (Украине) - в Переяславской и Киевской землях и в Подолии - монголы полностью убрали княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением.
        В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигово-Северской землях, как и в Восточной Руси, монголы установили собственное управление наряду с княжеской администрацией.
        Новгород после 1260 г. был освобожден от присутствия монгольских чиновников, но не от обязанности платить налоги.
      
      В большей части Северо-Восточной Руси,  монголы позволяли местным князьям продолжать править их княжествами под властью хана Золотой Орды и сюзеренитетом великого хана Монголии и Китая.

         При этом каждый русский князь должен был получить ярлык на княжение от хана.  После этого посланник хана (элчи) торжественно короновал его.

        А вы  уважаемый читатель  где ни будь в русских скажем летописях читали,  что  князя  скажем, того же  святого Александра Невского на княжеский  трон  короновал  посланник  хана?
      Вот про то что Данила Галицкий  видите ли от Римского папы получил корону,  это есть, а  то, что скажем хан Гаюк короновал Александра Невского, да и не где ни будь там в Каракоруме, а во Владимире  в главном  церковном городском храме, при стечении  всего высшего, так сказать владимирского общества, ханский посланец «ЭЛЧИ» выполнял этот обряд лично.

       Нет, не читали и не прочтете. Ибо нельзя  такое было писать в летописях! Так вот это и есть то та сама  фальсификация и искажения  российской истории с которой так  борются  нынче в РФ!
         Но, Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя.
         В случаях открытой оппозиции со стороны князя или народа, а также ссор между князьями хан посылал на Русь рать во главе с баскаком. Как было к примеру с тем же Владимрским князем Андрея II Ярославовичем.

        Хотя русские князья и оставались при власти, их административные полномочия как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали своих собственных чиновников для вербовки воинов и сбора налогов.

        В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись.
       Монгольские переписи населения на Руси проводились по приказу великого хана, согласованному с ханом Золотой Орды.
       Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245 г.; тогда были обложены налогом: Киевская земля, Подолия и, возможно, Переяславская и Черниговская земли.  Но та не было отмечено никаких  заметных бунтов.

         В Восточной и Северной Руси осуществлялись две общих переписи.
          В 1258-1259 гг. подсчет населения производился в Великом княжестве Владимирском и в Новгородской земле.
          В 1274-1275 гг. еще одна перепись была проведена в Восточной Руси, а также в Смоленске.
          После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих перепесей, в качестве основы для налогообложения.

          Теперь переходим к сути и механизму  проводимой переписи на Северо-Восточной Руси. В соответствии с основными принципами монгольской политики монгольская перепись («число» - по-русски) имела две основных цели:

        Первое  установить количество возможных рекрутов и  второе определить общее число налогоплательщиков.
        Соответственно и термин «число» имел два значения: количество воинов, которые должны быть навербованы, и перепись населения с целью взимания налогов.
.
        Население Руси, за исключением новгородских земель и людей, живших на церковных землях (не облагавшихся налогом), было разделено на мириады, тысячи, сотни и десятки.
         Это разделение использовалось и для целей местной администрации; так, «тысяча» обозначала не только группу людей, живших в определенном районе, но и сам район.
       Другими словами, каждое числовое деление представляло собой военно-финансовый район, территориальную единицу, с которой взималось определенное количество рекрутов и налогов.

         Как и в самой Монголии, количество солдат, которое должен был поставить район, по всей вероятности, являлось основанием числового деления. Таким образом, «десяток» должен был предоставить десять воинов, «сотня» - сто и так далее.
           Соотношение воинов и общего числа населения в районе было значительно ниже на Руси, нежели в Монголии.
             Как уже говорилось, в Монголии армия составляла примерно одну десятую всего населения (как мужского, так и женского)
             Во время их первого нападения на Русь в 1237 г. монголы потребовали десятую часть «со всего», включая людей.
             Таким образом, контингент воинов, который монголы требовали от Руси, составлял одну десятую (10%) мужского населения, или, грубо говоря, одну двадцатую (5%) всего населения.
            Исходя из этого, население района, известного по терминологии монголов, как десяток, могло равняться приблизительно 200 человек (мужского и женского пола), а население тьмы, или мириады, - примерно 200 000.

          Типичная семья, или «большая семья» у крестьян в Центральной Руси в XIX веке включала в себя от 15 до 20 членов.
         Если мы допустим, что средняя русская семья в монгольский период состояла из 10 человек, то десяток включал в себя около 20 семей; если мы предположим, что в семью входило 20 человек (что представляется в большей мере присущим этому периоду), то в таком случае десяток составляли бы 10 семей.
          Фактически население подобных районов, должно быть, варьировалось в разных частях Руси.

            Постепенно тьма становилась скорее единицей налогообложения, нежели населения, точно также на более низком уровне сотня была основной единицей в системе обложения и взимания налогов; а сотник нес ответственность за текущие вопросы местного налогообложения.

            Общий доход с налогов от Руси (исключая большие города) оценивался в соответствии с количеством тем (множественное число, родительный падеж от слова «тьма»), которое было установлено первоначально во время общих переписей и считалось постоянным. Большие города должны были выплачивать особые налоги и поэтому не включались в систему тем.
          А Восточной Руси было 27 тем (в Великом княжестве Владимирском - 15 тем; Рязанском - две; Нижегородском и Тверском - по пять).     Включая 16 тем в Западной Руси , общее число составит цифру 43. И общее население во всех русских тьмах к 1275 г. составляло примерно 8 600 000 человек.

          Сама перепись представляла достаточно трудоемкое и длительное мероприятие, растянувшееся на 1257—1258 гг.
         Первый ее этап прошел на территории Залесокой Руси без каких-либо серьезных инцидентов, а летопись неизбежность этой процедуры оценила хотя и как наказание, но со спокойствием: «грех ради наших».

           Зимой 1258 г. «численники» добрались до Новгорода, население которого до сих пор сталкивалось с проявлением монгольской власти лишь опосредованно, через великого князя Владимирского.
            В результате новгородцы не потерпели у себя дома конкретной власти Золотой Орды, воплощенной в таинственную процедуру переписи всего населения, что в глазах православных носило явно магический характер.

           Здесь владимирскому  князю Александру Невскому (Неврюю) как главному  вассалу  Золотой орды  пришлось действовать не только увещеванием, но и более крутыми  карательными методами  принуждения, что позволило  провести перепись по  законам и правилам  Золотой Орды..
           Как следует из материалов русских летописей, центральное монгольское правительство не доверяло осуществление этой процедуры улусным ханам, а присылало для переписи населения своих «численников».
         Именно эти чиновники в полном соответствии с центрально азиатскими кочевническими традициями подразделяли все данническое население по привычной десятичной системе.
         Причем счет велся не по душам,   а по семейно-хозяйственным единицам.
       В Центральной Азии такой единицей   являлся  кочевой  аил,  а на Руси двор (усадьба).
       Подразделение всего населения по десятичной системе было направлено в первую очередь на чисто практическую организацию сбора дани, ее подсчета, доставки в определенный центр и предварительного исчисления ожидаемой общей суммы.

        Сами же надзирающие за этим процессом (десятники и т.д.) назначались из среды русского населения.
        Конечный пункт сбора всей дани мог находиться только в ведении великого владимирского баскака.
         Особо нужно отметить, что одна из причин резкого взрыва недовольства городских низов населения Новгорода против «численников» состояла именно в принципе обложения данью по дворам.
        При таком раскладе ремесленник со своего двора мог выплачивать столько же, сколько и боярин с обширной усадьбы с многочисленной челядью.
        «Численники» на Руси появились лишь через 14 лет (1257 г.) после формального установления монгольской власти (1243 г.) над завоеванными землями.

         Но  тут же выявился и  присущей  это системе дефект. Проведенная каракорумскими чиновниками в 1257—58 гг. перепись населения позволила  монгольским чиновникам предварительно исчислять сумму ожидаемой дани с любого отдельно взятого населенного пункта или волости.
        И это, в свою очередь, открыло широчайшие возможности для фактически неконтролируемых действий откупщиков.
        Разгул их произвола летописи отметили сразу же после окончания переписи — в самом начале 60-х годов.
        Система откупов строилась на предварительном внесении богатым ростовщиком, купцом или феодалом ожидаемой суммы дани с конкретного города или волости в ордынскую казну, после чего он получал право сбора этих денег с населения.
       При этом произвол откупщиков достигал крайних пределов, что позволяло им возвращать выплаченный в казну аванс с огромными процентами. Творимое откупщиками насилие привело к взрыву возмущения населения сразу нескольких городов, — Ростова, Владимира, Суздаля, Переяславля, Ярославля.
         Стихийно собравшееся вече постановило изгнать откупщиков из городов и это решение было выполнено доведенными до крайности жителями без участия княжеской администрации.

         В каждой тьме вербовкой воинов и сбором налогов занималась тщательно разработанная сеть административных чиновников, которые никоим образом не подчинялись русским князьям и несли ответственность только перед ханским правительством.
         Когда на Руси установились численные районы, командиры монгольской регулярной армии были поставлены во главе каждой тьмы и тысячи.
         У любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый инспектор (даруга) соответствующего ранга.
         Позднее даруга брал на себя всю полноту ответственности за район.
         В летописях даруги, служившие на Руси, называются баскаками.
         Это тюркский термин, значение которого полностью соответствует монгольскому «даруга».
         Налоговый инспектор, ответственный за все Великое княжество Владимирское, назывался «великим баскаком».
         Каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в районе.
         Каждому баскаковскому подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось процветающим поселением.

         Когда войска баскака оказывались не в состоянии самостоятельно справиться с такими затруднениями, как бунты населения, русские князья обязаны были поддержать их, используя войска, находившиеся в их распоряжении.
        Но система  откупов  ставшая  причиной многих страданий жителей и позднее была отменена; после этого количество налоговых чиновников существенно возросло.
          В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски, битикчи), сборщики налогов в сельской местности - даньщики и сборщики налогов и таможенных пошлин в городе - таможенники.

            Существовало две основных разновидности налогов:
(1) прямые налоги с населения сельских районов;
(2) городские налоги.
Основной прямой налог назывался данью.
       В основе его была десятина. Первоначально, как мы знаем, монголы требовали десятую часть «со всего».
       В их первом приказании люди и лошади были упомянуты особо (каждая масть лошади отдельно)
Несомненно, скот и продукты сельского хозяйства также подлежали десятине.
      В Новгороде в XIV и XV веках сбор налога, соответствовавшего дани, назывался «черным бором».
         Первоначально, должно быть, его платили шкурами черных куниц. Такие платежи назывались «черными», в отличие от платежей «белым» серебром. Однако во времена правления Василия II «черный бор» определялся в серебряных гривнах.
      
          Основной налог с городов назывался тамга.
         Как на монгольском, так и на тюркском языках термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно - эмблему клана, а отсюда и «клеймо», чтобы метить лошадей и другие виды собственности, принадлежащие клану.

         В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах.

       В Персии при Хулагу тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4 % от капитала: ежегодно предприниматели и купцы должны были платить один динар из каждых 240 динаров их капитала.

           Тамга платилась золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы (по-русски - гости) облагались налогом индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина.
          В современном русском языке «таможня» происходит от слова «тамга». Взимался также местный налог на товары - мыт.
          Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право, если считали необходимым, требовать дополнительный налог.
         Монгольская система управления функционировала в том виде, в котором первоначально была установлена, на протяжении примерно столетия.

        Она прекратила свое существование в Галиче в 1349 г., когда эту страну захватила Польша; к 1363 г. большинство других западнорусских (украинских и белорусских) земель признало господство великого князя литовского и также было потеряно для монголов. Монгольское правление в Восточной Руси продолжалось еще на протяжении столетия.
                                          (конец ч.19)
Все карты и фото к этой части  находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4f9ae9444c785/

© Бровко Владимир, 27.04.2012 в 21:52
Свидетельство о публикации № 27042012215245-00271058
Читателей произведения за все время — 38, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют