Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 337
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 336
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

                                      
Довелось мне в молодые годы много путешествовать пешком по Кавказу.
Будучи человеком  русским, сроду не видавшим иноверцев и не жившим среди них никогда, я был поражен незнакомой их жизнью и грозными обычаями.

Особенно заинтересовали меня разбойники. Живя в Европейской России, я встречал в газетах телеграммы с Кавказа, извещающие о вооруженных нападениях разбойников то на заводы, то на поезда владикавказской и закавказской железных дорог, а иногда об убийствах отдельных лиц.

Происшествия эти, и более крупные, производят странное впечатление для конца XIX века, который выдумал снаряды, способные уничтожить целые армии, но не способен справиться с шайкой разбойников, разоряющих целые области.

На месте же оказалось, что суть не в том, собственно, что шайки горцев нападают то на топографическую экспедицию, то на поезд, а в том, что они держат в страхе и периодически разоряют деревеньки и аулы населения трёх пограничных с Персией губерний – Бакинской, Елизаветпольской и Ериванской. От набегов горцев страдали молокане, армяне и татары, населяющие приграничье. Бывали случаи, когда разбойников ловили и посылали под конвоем чапаров в острог, но по дороге через Муганскую степь или горы, - они бежали или бывали выпущены стражниками. Случалось, разбойника исчезали вместе с конвоирами и года через два-три конвоиры попадали в руки правосудия как разбойники.  Беглецы, обыкновенно, переходили границу Турции или Персии и спокойно устраивались там на средства, награбленные в Закавказье и заранее отправленные к знакомому человеку, а когда эти средства иссякали, снова формировали шайку, переходили русскую границу и принимались за своё разоряющее местное население ремесло.

Давно  хотелось мне разобраться в этом явлении, да не всякий был готов об этом со мной беседовать, и решил я набраться собственных впечатлений.  
Однажды забрел я в станицу Божедуховскую и остановился у тамошнего казака Капитона Чёрного. Сели вечерять. Я и говорю:
- А что, Капитон, много здесь у вас разбойников промышляют? Вот, Керим, говорят. Ходить не опасно?
Капитон прищурился на меня, опрокинул рюмку домашнего вина, хрустнул пучком зеленого лука. За столом притихли.
-  Сам-то, как дошел? -  Спрашивает.
- Дошел.
- Ну и вот! -  Закругляя тему, сказал Капитон. – И мы ходим.
На этом – всё. Понял я, что рано разговор этот завел и утром, распрощавшись, отправился по своим делам.
Прошло три дня.
Тёплой южной ночью мне не спалось. В хате душно. Вышел я на улицу, закурил. Гляжу – у плетня казаки сидят, и разговор про меж них медленный, неспешный такой. Подошел я поближе. Вижу – Капитон. Кивнул он мне, мол, давай, подсаживайся. Мое появление нисколько не нарушило плавное течение их беседы.

Говорили они о Кериме. Я много слышал о нем в Тифлисе. Сейчас, по сведениям кавказской администрации, он жил при дворе в Тегеране, будучи на службе у шаха. Керим – елизаветпольский татарин, «бэк», разоренный каким-то земельным процессом с богатым и влиятельным русским землевладельцем. Есть много рассказов о его рыцарском характере. Этот Керим , ныне персидский вельможа, весьма часто играл роль судьи в спорах аулов, семейств и отдельных лиц и всегда играл эту роль очень добросовестно и справедливо.  Однако, это не мешало вчерашнему Соломону, не стесняясь, назавтра являться разбойником и собирать потребную ему дань.  Один из уездных начальников, трижды ловивший этого Керима, однажды совсем, было, поймал его – на глазах начальника и его чапаров Керим прыгнул в окно одной сакли. Саклю моментально окружили… Но никто из чапаров не шёл в неё и никто не выходил из неё. Наконец вышел буйвол-теленок. Вышел, посмотрел на чапаров, все не решавшихся войти в саклю, на начальника, понукавшего их,  одного чапара даже понюхал, получил от него щелчок в нос и благополучно ушел со двора на улицу аула.  Наконец, чапары решились войти в саклю. Там не было никого, кроме курицы. Повесив нос, начальник и его чапары пошли прочь и на дороге увидели шкуру буйвола…

Разговор казаков, однако, всё продолжался, и вот один рассказ, что я услышал и записал тогда:
«Ездил Керим в Турцию, хотел он поступить к султану в паши, но то ль не сошелся он с султаном и вот поехал опять в Россию.  Переплыл море. В Новороссийске его человек ждал с конем.  Сел Керим на коня и едет по Кубани.  Подъезжает к Тифлисской станице – видит, в кустах казак с двумя черкесами  на шашках бьётся, и одолевают черкесы казака. Вот Керим подскакал к ним, спешился и стал рядом с казаком. Черкесы узнали его.
- Керим, зачем русскую собаку защищаешь?
А он им и говорит:
-Вас двое на одного и, коли вы оба одного не можете одолеть, какая же вам цена? Пусть лучше вы оба и будете убиты, а храбрый человек останется жив.
И посёк он с казаком обоих черкесов, посёк до смерти, и поехали они с казаком в станицу.  Едут.  Казак говорит Кериму хорошие слова, куначить с ним обещал и вдруг – задумался.  Смотрит на него Керим сбоку и говорит ему.
- Знаю я, кунак, о чём ты думаешь, знаю.  Думаешь ты, что хорошо бы тебе выдать разбойника Керима. Верно?
Вздохнул казак и говорит:
- А что ж? Верно,… надо говорить правду, верно, Керим?
- А на что тебе нужно меня выдать? Для денег? – спрашивает Керим.
А казак говорит:
- Для денег, Керим. Очень они мне нужны, денги-то. Разорилось моё хозяйство, хлеба кто-то стравил, волы все пали от чумы, а а сватаюсь я к есауловой сестре, люблю девку больше себя, десять раз сложил бы голову за неё… но не отдаст её мне есаул, потому что беден я…
И поник он, казак, головой.  Вздохнул и Керим.
- Я, говорит, это знаю,… бывало то же и со мной. Тебе я помогу… Я тебе больше денег дам, чем ты мог бы за меня получить – хочешь?
- Давай! – говорит казак.
- Ну, вот и хорошо!
Остановились они, снял Керим своё седло с лошади и, подпоров его, выдал казаку сто двадцать русских полуимпериалов – как одну денежку.
Казак ему в ноги.   “Брат ты мой родной!” – говорит.  А Керим отвечает:
- Где же брат, ты – русский, я – мусульманин, ты казак – я разбойник…грешно перед Богом из-за золота родниться! А в станицу к тебе я не поеду, потому что хоть есть у тебя деньги, но ты, может быть, еще их захочешь, да и выдашь меня.  Прощай!
Уехал он, Керим, а казак тифлисский по сю пору о нём Господу Богу молится.  В поминальнье своё записал его именем Керима и каждую обедню за него частичку вынимает».
Задумался я. Казалось бы, романтизм не может иметь место среди этих солидных и бородатых, зажиточных воинов, так хорошо устроившихся в своих станицах, которые очень редко уступают в красоте и достатке таким приволжским «городам», как Васильсурск, Сундырь и т.п., и так богато наделёнными сочными чернозёмными степями. Но, должно быть, стремление к романтизму и поклонению культу героев лежит очень глубоко в натуре человека, так что кубанское казачество рисует себе Керима чем-то вроде Ринальдо Ринальдини, а это-то именно и странно.

(по материалам закавказских газет 1892-1898 гг. и ранней публицистики Максима Горького)

© Елена Старцева, 31.03.2012 в 19:05
Свидетельство о публикации № 31032012190524-00264970
Читателей произведения за все время — 16, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют