Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 343
Авторов: 0
Гостей: 343
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Как рождаются стихи? (Эссе)

(слегка переработанный отрывок из дискуссии
ИМХО-3: Тайная техника творчества
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/151622/ )


Не уверен, что вы найдёте много признаний на эту тему. Для большнства "рождение стих-я" - процесс довольно интимный. Я тоже когда-то думал, что мне "кто-то свыше диктует". Но после первой же серьёзной критики (я тогда в газету припёрся со стихами), согласился с тем, что такую чушь Бог диктовать не может. Теперь думаю, что виденья и голоса - это игры мозга. Приснившиеся стихи, озаренья, написанные в небе строчки - это они.

Для себя различаю два основных метода написания стихов: "любительский" и "профессиональный".

1. "Любительский" - по-прежнему любимый мной способ, но в последнее время, к сожалению, редко его использую. Начинается обычно с первой строчки( двух, четверостишия), которые приходят сами откуда ни возьмись. За первую цепляется вторая, за ней третья... Всё происходит нечаянно, без напряжения, само собой... Бывает, не только с первой строки всё начинается, а с любой другой, с концовки, с интересной рифмы, сравнения, образа, сочетания слов и даже эпитета... Главная особенность - никогда не знаешь к чему придёшь и чем закончишь.

2. "Профессиональный" метод - это больше работа, любимая, приятная, но осознанная, так обычно пишутся стихи на тему, на картинку... Тут находишь интересную (много раз оказывается, что только тебе) идею, сюжет, элементы композиции, собираешь информацию... Главная особенность - заранее знаешь с чего начнёшь, чем закончишь и как к этому придёшь. Т.е. красиво и качественно(много раз оказывается, что только для тебя) зарифмовываешь  уже проработанную в уме и почти видимую вещь.

Разумеется, для обоих методов необходимо вдохновение. Но если в первом случае оно приходит само, то во втором - оно, мне кажется, вызывается искусственно (напряжением мозга? силой воли? точно не сформулирую)... Кстати, бывает смешение методов! Например, написано "по воле волн" два четверостишия и брошено... Смотришь, а неплохое стих-е может получиться,  закончить бы его... И добиваешь "профессионально" концовку.

А есть ещё способы (появления стихов), лежащие, правда, немного в другой плоскости.Они касаются больше источников вдохновения...

3."Музыкальный" метод. Это когда сперва рождается музыка, мелодия или мотивчик (как минимум, ритм), который никак не отвяжется, пока не напишешь к нему стих-е... Метод характерен для бардов и певцов других стилей, пишущих песни для себя. (А есть ещё поэты-композиторы!) У меня мелодия тоже, бывает, рождается раньше стих-я и видится даже необыкновенной (потом вполне может оказаться, что мотив смахивает на "Кондуктор не спешит, кондуктор понимает")... Метод близок к "любительскому" тем, что до последнего не знаешь, чем это стих-е закончится.

4."Инфекционный" метод (или метод "перекрёстного опыления").
Это когда вдохновенно созданная вещь (стих, рассказ, песня, фильм, картина и т.д.) заражает своим вдохновением, и после увиденного-услышанного иногда просто невозможно не написать стих-е! Часто под впечатлением рождаются стихи совсем не в тему и  по смыслу никак не связанные с источником. Это удивительно! Тоже близок к любительскому этот метод.

5."Неспортивный" метод. Отличается от остальных алкогольным вызовом вдохновения (про "курнуть" не говорю, не мой метод). Буквально 50-75 граммов коньячку(водки) или 150 граммов полусладкого вина замечательно прочищают "божественные каналы", и вдохновение тут как тут, главное не переборщить и вовремя остановиться! Метод широко известен и распространён. По его вине спилось немало талантливого народу, не только поэты. Поэтому никому не рекомендую! Сам пользуюсь в крайних случаях, например, когда надо срочно поэтич.перевод сдать или слова на музыку написать. Но почему б не использовать "просветлённое" состояние, если всё равно уж пришлось выпить на работе ли, в гостях ли (и удалось не перебрать)? Кстати, слышал с детства, что шоколад (да и вообще сладкое) стимулирует работу мозга. Я сладкоежка(не для поэзии, а так с рождения получилось). Но, думаю, что это ещё вреднее, чем алкоголь. Слышал, что крепкий чай тоже проясняет сознание, хотя специально не пробовал (попробую!) Один знакомый фантаст признавался, что когда пишет всегда ставит рядом с клавиатурой тарелку с пироженками и тарталетками... Но это прозаик, а поэту, говорят, лучше быть голодным!

6.Метод "влюблённости". Замечали ли вы, что поэты - очень влюбчивы. Состояние влюблённости для многих из них - хроническое. "Музы" меняются - состояние остаётся. Метод где-то похож на "неспортивный", только "химия" другая. Откуда-то появляется необыкновенная поэтическая смелость, сумасшедшие образы и пишется, и пишется... Даже отпетые противники поэзии в период влюблённости пишут стихи.

Эти методы тоже, понятное дело, не отторгают друг друга и великолепно смешиваются. Например, музыкальный+инфекционный. Много раз писал стихи под напором чужой мелодии, которая не выходила из головы (бывало и неделю не выходила).

Всё это написано с себя, но почему-то уверен, что у кого-то тоже именно так и бывает.А если не так, то поделитесь, это же ужасно интересно...


© Александр Коковихин, 29.03.2012 в 16:51
Свидетельство о публикации № 29032012165104-00264487
Читателей произведения за все время — 926, полученных рецензий — 5.

Оценки

Оценка: 4,50 (голосов: 8)

Рецензии

Кац Евгения
Кац Евгения, 31.03.2012 в 10:34
С удовольствием прочитала!
Всегда думала, что "мои" стихи случаются как-то необычно что ли, а оказалось, что я не одинока, и это радует...
Автору спасибо!!
Женя.
Александр Коковихин
Спасибо, Евгения! Рад, что удалось выявить что-то общее...
Алёна Мамина
Алёна Мамина, 31.03.2012 в 13:49
(перепост из окошка ремарки)

Саша, душа моя!
Читая, пришла к выводу, что очень подвержена стихо-инфекциям ))) Некоторыми Олегами (Озаряниным, Нечаянным, - фамилии-то какие!) переболела неоднократно и ничуть не сожалею :)
Профессионалный способ стала использовать уже здесь, когда в конкурсы пришла и в ИПЛ. Тренируюсь пока. ;)
А любительским, как ты называешь, способом у меня написалось "Три детства"; вроде, неплохое вышло.
Бывают ещё "заказные" стихи: для корпоратива, для директора заборостроительного училища и т.п. Но это уже не совсем стихи... Так, шабашка ;)

Спасибо за новые мысли; очень интересно читать. :)

С тёпленьким,

^_^

ЗЫ: И когда я уже научусь в правильные окна писать?! О_о

Александр Коковихин
Спасибо, Алёна! Рад твоему отклику, рад, что есть совпадения.
Любительский метод - очень кайфовый и даёт нередко  интересные результаты, так что не будем его скидывать с парохода стихосложения:)
С Олегами не знаком пока, но познакомлюсь, спасибо за наводку:)
Про заборостроительное училище правда? Неужели есть такое:)
Алёна Мамина
Алёна Мамина, 01.04.2012 в 20:38
Про училище - шутка. Есть ещё музыкально-тракторное )))
А с Озаряниным мы даже бубликнулись по взаимному согласию:
http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/220423/
Гы! написала "бубликнулись", но не стала исправлять - забавно звучит. :)
А с Нечаянным мы в рецах всегда стихоцепляемся на 2-3 поста. Типа дурачимся. :)Он умеет экспить! ))
Вспомнила анекдот про "заборостроительное":
- Девушка, а вы с училища?
- Ага, сучилища, ещё какая!

Тёпленького тебе и с праздником!

^_^

Александр Коковихин
:) Спасибо, Алён, с праздником!
Борис эN. Старче
Борис эN. Старче, 21.08.2013 в 20:19
Прошу прощения, что не совсем "в тему", но:
Не дозволите ли "БУБЛИКАЦИЮ" занести в коллекцию словокруток?
Собственно, оную уже туда вставил, но благословение (или просто согласие) Автора - полагаю крайне желательным...

С самыми наивавгустейшими!,

Алёна Мамина
Алёна Мамина, 24.08.2013 в 16:47
Я так часто теперь слышу это слово, что не уверена в своём авторстве... Надо бы погуглить.
Но раз оно прижилось - пусть будет! :)
Ксения Речная
Ксения Речная, 16.06.2013 в 15:00
Радостно было прочитать знакомое для меня использование вами перечисленных методов, кроме неспортивного – было задействовано все. Музыкальный метод, правда, так же отошел на задний план, после того, как начала слышать самостоятельный голос стихотворения, не нуждающийся в помощи и дополнении мелодии.
А, применяя инфекционный метод, часто терплю крах: получившийся результат после угасания творческого порыва становится ничтожным по сравнению с величием картины, фильма, образом человека, которые вдохновили меня.
Всего доброго, Вам)
Александр Коковихин
Спасибо, Ксения! Очень рад вашему отклику!
Без крахов в нашем деле никак нельзя:) Надо же нам на чём-то учиться и от чего-то отталкиваться...
Борис эN. Старче
Борис эN. Старче, 21.08.2013 в 20:34
Читано с удовольствием до порождения отклика:  
Раз указан "неспортивный" метод, то явно требуется и парный ему - "спортивный" (скорее легкоатлетический), когда заданный ритм телесных напряжений физиологически способствует прорастанию облечённых в ритмо-рифмы фраз и очищенных смыслов. Легкоатлетический, ибо с трудом представляю возникновение подобных эффектов при поднятии тяжестей (ну, разве что при гиревом спорте?) или в рваном ритме бокса... Ну, и, разумеется, лучшие строки смываются душем после :) ...  
 
Спасибо!!
С наивавгустейшими!,  
Александр Коковихин
Как интересно! Спасибо, Борис!
Я-то далёк от спорта, но думаю, что вполне может быть такой метод. Помнится, когда-то в юности на кроссе (5км), сочинилось и у меня стих-е, причём почему-то религиозного плана, с обращением к Богородице:)
Борис эN. Старче
Борис эN. Старче, 26.08.2013 в 01:43
Ну, ежели об опытах "спортивной" методы, то ведь "Наше Всё" (судя по его же показаниям) очень эффективно использовал иногда для сочинительских целей верховые прогулки (да ещё и жаловался на отсутствие чернил для своевременной фиксации гениального), а не только утреннюю постель...  

С наивавгустейшими!,

Павел Великжанин
Павел Великжанин, 07.06.2014 в 16:07
Да, все очень верно подмечено!
Александр Коковихин
Спасибо, Павел, рад такому совпадению!

Это произведение рекомендуют