1. Поиск
Петроградская сторона просыпалась, метлами дворников расчесывая космы улиц.
Поливальные машины ночью заставили грязные струйки воды сбежать к бордюрам проспекта. На остановке у Ленфильма бомж осоловелым взглядом буравил пивную бутылку.
- Братан, закурить? - потянулся было к своему отражению, потом махнул и улегся спать на лавочке.
В захламленной съемной квартире неподалеку веяло сонной негой.
На свалявшемся лежаке валетиком спали двое. Парень в дредах разметался во сне, длинные ноги касались пола. Угловатая поза остриженной девушки в мужской майке, томная грация юноши создавали впечатление, что ребята поменялись полами.
Нервный зайчик отразился от проезжающей машины и удачно скользнул между ресницами Митяя. Тот поежился и не просыпаясь притянул к себе девушку. Почувствовав призыв, она натянула сползшее одеяло, повернулась к партнеру и обхватила его ногами.
- Ммм, не сейчас! - пробурчал он.
"Я и не собиралась", Вася поднялась на кухню. Шурша шлепанцами и как Венера прикрывая чашечки грудей руками, девушка обошла пыльный коридор, задержалась у трюма - доброе утро, герла - и выплыла на прокуренную кухню. Жека с Аней - соседи из второй комнаты - были в отпуске в Крыму.
В холодильнике, обидевшись на игнор молодых желудков, пожелтел и начал слегка закручиваться сыр. Банка соленых огурцов и немножко воблы, такое хозяйство осталось от вчерашнего застолья. Тогда группа стопщиков заехала в Питер проездом из Мурманска на Байкал. Старые кореши, небритые романтики и продажные подруги дорог.
Почему продажные? Потому что Дорога - это все... Она заставляет пеших туристов перед выходом мечтательно садиться на несколько минут, сосредоточиться на путь грядущий, и включает рубильник у бывалых трассистов - если вышел, то все; назад вернуться стрём, только ежели младенец. Можно продать все, что у тебя есть, кроме чувства принадлежности Дороге, трассе. Это ли не сделка с Дьяволом?
Философские дебри не утренняя прерогатива Васи. Девушка вернулась в спальню за халатом. Теперь было уютнее курить, пока сипел чайник.
Василису назвала мама. Она хотела мальчика, и хотя в восьмидесятых не было УЗИ, народные приметы говорили, "маленький живот к рождению сына", шарообразная, а не грушевидная форма его также предвещала мальчишку.
Роды прошли несложно, но поздняя роженица после рождения провалилась в забытие, сильно ослабев. Врачи забыли сказать коронную фразу о поле ребенка, и к вечеру ей внесли розовощекий кокон, развернув который, мамочка с удивлением созерцала отсутствие того, что великий Фрейд считал предметом зависти лиц женского пола.
Санитарка покраснела и отвернулась.
"У меня сын?" - "Не видите?". Так, собственно, и произошло примирение с несовершенством предсказаний. Отец ребенка был спокойнее и рассудил, что женщинам будет проще вместе, чем ему воспитывать драчуна и сорванца.
Родители Василисы в принципе получили спокойного отпрыска, которая не проявляла особых склонностей к учебе, не имела выдающихся талантов, но и не устраивала проблем по мере взросления.
Тем не менее, в двенадцать лет дочь надумала убежать из дома. Семья тогда жила на Урале, и девочку побуждали к такому дерзкому поступку не столько плохие условия дома или кризис подросткового возраста, сколько отсутствие ярких впечатлений и жажда познания нового. Подговорив сбежать пять человек, Васенька собрала рюкзак необходимых шмоток, сделала дубликат ключей и собиралась расширить линию горизонта в ночь с 15 на 16 мая 1993 года.
Девочка так настроилась на путешествие (о последствиях, естественно, никто из дворовой компании не думал), что перевозбудилась и на нервной почве... заснула мертвецким сном. Поутру мама нашла дочь спящей на полу головой на дачном рюкзаке и, решив, что это игра, заменила рюкзак подушкой. Отец оказался бдительнее и увидев среди содержимого рюкзака складной нож, карту Подмосковья и руководство по голосованию на дороге, разозлился. Вечером Васю ждала разборка, после чего ее не отправили в летний лагерь и заставили заниматься с репетитором по немецкому.
Через пять лет отчаянная голова поступила на отделение музейного дела в Петербурге.
Учиться ей традиционно было несложно, но...скучно. Чего-то не хватало для полноты ощущений, которые - она знала - должны были побудить ее совершить нечто великое, взмахнуть крылами и полететь над вольной Невой...
И однажды она познакомилась с Игорем. Вернее, их свело нечто; первокурсник в коридоре читал Мураками, которого только что перехватил в библиотеке.
- Интересно? - Жадно спросила она.
Он прекратил читать и смущенно прикрыл страницу.
- Как все японское - надо вчитываться, это философия...
- Мои говорят, я урожденная философичка! Особенно, когда не учусь как надо.
Игорь курил и мечтательно думал, как бы нарисовать смешную фигурку в зеленом платьице поверх оранжевых колгот...
2. Интерес
В студии было интересно. Гипсовые статуи, развешанные и поставленные к стене картины, предметы быта. Даже старый ржавый котел лежал в углу.
- А это зачем? - поинтересовалась Вася.
Рисовать! Игорь писал картины упоенно, Васька обычно наблюдала за ним, сидя на подоконнике и обхватив худые ноги руками. Размашистые движения, когда штрихует карандашом и неспешные, когда заливает акварелью. Тогда же она начала курить, пуская клубки дыма за окно. Вот жажда жизни, думала студентка.
"Давай я тебя нарисую?" - "Давай". Вася улыбалась, когда Игорь серьезно размещал ее на гипсовом шаре, долго искал тени и еще дольше делал наброски. "Ну все, затекла спина", ныла она и тогда оба спускались вниз за сигаретами и курицей. Почему-то они любили несерьезное мясо.
К сдаче экзамена надо было показать много эскизов. Игорь ходил задумчивый. Привыкнув к его темпераменту, подруга грызла яблоко на стремянке и пристально смотрела на него.
"Мне нужно сделать еще работу", признался парень. Вася непонимающе скосила глаза на папку с ватманом и рамы с холстами. "Попозируешь?", Вася шутливо развела руки в стороны: лепи из меня нужную позу. "Не так", сказал Игорь и набросил на нее вместо блузки прозрачный тюль...
Это была ее лучшая ночь и неплохая его эскизная работа. На довершение творения ему толком не хватило времени, зато Вася наконец умерила свое буйное жизненное любопытство практическим постижением энергетического обмена между Инь и Ян. Удивительно, что столь важная для нее близость с мужчиной оказалась совершенно спокойным событием для юноши. Через год он уехал переводиться в Москву, тогда Вася могла уже понимать, что собственно близость не обязательно требует продолжения. Оба учились в одном потоке, имели общих друзей и хотя понимали друг друга, этого было недостаточно для перспективности отношений.
Продолжая учиться, Вася искала себя в студенческом театре, этот мир не привлек ее глубоко, однако насладил трепетом публичного выступления. Ее темперамент требовал более неспешного созерцания происходящего, чаще несколько отстраненно.
В арт-лавке на задворках Невского она познакомилась с Женей, которая и свела Васю со стопщиками. Мир поиска, путешествий, экстрима заинтересовал девушку. Ей было уже девятнадцать, и она хотела найти свое лето, попробовать непредсказуемую жизнь...
Куря в подъезде Дома Писателей на Конюшенной с поэтессой Ланой, объездившей в свои тридцать полмира, Вася глотала слюнки:
- Что, по России не интересно?
Снисходительно выдержав паузу, Лана выдавала "Интересно. Для новичков", затем отхаркивала в консервную банку на подоконнике и, увлекая за плечи суетящуюся Васю, вела ее в комнату литобъединения, где назревал очередной лингвистический спор.
3. Опыт
По советам Ланы и других опытных ребят, Вася сперва решила поездить по России.
Походные навыки помогут собраться в сложной ситуации, главное набросать маршрут.
Художников безбашенностью не удивишь, половина факультета путешествовали без билетов, многие хотели поездить с Васей. Непонятное упрямство звало проверить свои силы в одиночку, девушка хотела проехать из Питера на юг, к морю.
Набросав на карте примерные точки пересадок, Вася с трудом дождалась окончания сессии. Едва сдав последний экзамен, довольная студентка расцеловала однокашников и махнула в трамвай. Доехав до дома, принялась лихорадочно собирать вещи. Это взросление! Ее ждала большая дорога и много приключений.
Стояла жара, поэтому решила не брать много вещей. Выехала в блузке и ситцевых штанах, в дороге сменила на сарафан. Долго стопить не пришлось - на выезде из города сразу подобрал грузовик на Псков. Затем дальнобойщики ехавшие в Клин. Потом семейная пара, путешествующая к беременной дочери. А следующая фура сама ожидала Васю: начала сигналить, едва на горизонте привиделась голосующая фигурка в сарафане.
- Эй, девушка! Почем финики? - засмеялись два парня в кабине.
Стопер не должен обижаться на странные шутки водил. Его цель - не теряя времени перемещаться. Вася подобрала с обочины рюкзак и влезла в салон к ребятам. По пути рассказала о своей учебе - в последнее время ей было интересно исследовать музейные технологии разных стран. Даже появилась мечта посмотреть мир, чтобы отразить это в дипломе.
- Когда выпуск? - поинтересовался водитель.
Не скоро, через два года. Но придется выбирать кафедру. Вася задумалась и уснула. Проснувшись, поняла, что машина не едет. "Приехали", проговорил один. Второй сказал, что нужно чинить мотор и высадил Васю. Идя по шоссе ночью, девушка старалась не заснуть, хотя мышцы сводило сонной судорогой и хотелось свалиться на рюкзак. Почему она не легла по туристской привычке в первом же лесу?
Заскрипевшие шины подали надежду на продолжение пути. Водитель услужливо затолкал рюкзак в багажник, усадил Васю и уже в дороге спросил, куда ехать. Дорога темнела, фонарей не было, было неясно, далеко ли до следующего пункта. Под утро водитель растолкал клюющую носом девицу. Довольно сильно толкнул, деньги где? Вася не понимала спросонок. Тогда он грубо вытолкал ее в поле подсолнухов, изнасиловал и отхлестал по щекам. Отъезжая, выбросил развороченный в поисках денег рюкзак.
Слез не было. Просто разрушилась беспечная юность. В такт совершенному злодеянию еще качался над головой девушки подсолнух, Васина свежесть капнула слезинкой на пыльный лист гелиотропа. Теперь ничего не хотелось.
Деньги он не нашел. Вася зашила их в прокладку, как научили ее стоперы. Алчный человек впопыхах не догадался обыскать чисто женское приспособление.
День в сердцах жарил воздух и трассу. Василиса брела по дороге и не тормозила машины. Грузный мужчина тормознул старый уазик, пригласил девушку внутрь и, дав плед, уложил подремать. Через два часа остановившись в придорожном кафе, угостил ее шаурмой, крепким кофе с мороженым и купил ей кока-колу. Наклонившись к уху, спросил, как она себя чувствует? Вася прислонилась к стене и зарыдала. Мужчина терпеливо стоял и ждал, пока прекратится истерика. Потом сказал, "Ну, ну".
Он купил за углом постинор и сказал, это препарат от нежелательной беременности после полового акта. Тщательно вымыл руки на заправке, взял Васе кипу газет почитать. Не спеша покурил и, когда сел за руль, девушка не выдержала:
- Зачем вы помогли?
Водитель не повернувшись рассказал, как его дочь уехала из дома в пятнадцать лет с молодым человеком, который продал ее по системе траффика. Лиду перегнали в Сирию, откуда ей после трех лет жестокой проституции удалось подкупив охрану сбежать. "Тот вечер, когда она появилась на пороге дома, я старый дурак, никогда себе не прощу. Слова ей не сказал, решил разобраться поутру. На рассвете жена нашла ее повесившейся в саду. Я был должен...поговорить раньше".
Он не смотрел на попутчицу. Вася ощущала комок в горле и - странно! - понимала, что она везучая, раз осталась жива. Что возможно, еще получится быть счастливой. И найдется новый Игорь. А мужчина...
- Детка моя... - зарыдал шофер.
Вася запомнила номер его машины. Вернувшись домой, она правдами и неправдами нашла людей, которые сообщили ей адрес того человека. Однажды ему пришла посылка от неизвестной с массажным покрытием на водительское кресло.
Конечно, это самое малое, чем она могла ему отплатить. Но какими словами выразить благодарность за подаренную ценность жизни?
4. Трасса
По привычке забравшись с ногами на подоконник, Вася смотрела на спешащую к метро толпу. Воспоминания дарили ей чувство принадлежности к миру прошлого, связанного с необозримым будущим. Делая наброски карандашом и философствуя, девушка ощущала целостность и полноту жизни. Несмотря на беспорядок в комнате, вчерашнюю стычку с Митяем, пришедшим навеселе. Даже с учетом того, что у нее был пятый месяц.
Трудно было добиться такой целостности. Поиск себя, попытка собраться после того унижения на трассе и вновь неспособность долго выдерживать серую рутину города.
Подруга-психолог Дина сказала, главное не замыкаться. Вытаскивала Васю в галереи, поездки по святым местам, потом методом контраста в стриптиз-клубы. Подействовало, искательница полноты жизни начала приходить в себя.
Выбор одежды долго причинял ей мучения. Попытки подчеркнуть фигуру напоминали о том, как безжалостно ею воспользовался проезжающий мудак, хотя добро в лице другого человека восполнило брешь в женской уверенности. Вася боялась носить короткие юбки, обтягивающие джинсы, не пользовалась косметикой. Даже знакомиться опасалась, признавая абсурдность страхов.
"Неизвестное", окрестил ее на дискотеке Митяй, когда они только познакомились. "Как?", спросила Вася, подтянувшись. "Ты - как икс в уравнении. Пока не решишь, не узнаешь". "А ты готов решать?", спросила она после минутного раздумья. Дима дружески щелкнул ее по носу.
Интересно, он не торопил события. Общались, вместе ездили в область, выезжали в горы. Он помогал ей советами по учебе, Вася отчасти вела его хозяйство на дружеских началах.
На выпускном курсе возникла напряженка с финансами, снимать вместе жилье оказалось проще. Митяй в одной комнате, Вася в другой. На кухне в накуренной атмосфере собирался их курс, оживленно спорил за бутылкой вина о техниках живописи и философии искусства. Любивший режим Димка рано отваливал спать в смешном рыжем халате и облезлых шлепанцах. Утонченная Вася, справившаяся к тому времени с боязнью обтягивающей одежды, в джинсах и майке "I love NY", смотрела вслед долговязому парню и чертила ногой вензеля.
Однажды на полуфразе Дима обернулся. Васька себя выдала: в расширившихся зрачках он прочел ту историю на трассе и... надежду найти понимание. "Глупенькая моя, - прошептал он, подойдя и обняв ее за плечи, - Все же прошло..."
Ее пижама отправилась на спинку его кровати, Митяевские шлепанцы теперь принадлежали девушке, а худенькая спинка не вздрагивала во сне от скрипа шин; тыл надежно прикрывала волосатая Митькина грудь. Как ни странно, он перестал храпеть, когда половина его кровати оказалась занята угловатой девчонкой. Единым монолитом они посапывали до утра, пока дребезжащий будильник не выгонял их на кухню и потом на занятия.
Дима был классическим жаворонком, Вася тяготела к совиному режиму. Митяй не ездил стопом, она не интересовалась его байкерским периодом и хард-роком. Тем не менее, в универ они приходили, держась за руки и даже курили по очереди, перехватывая бычок, как выражалась факультетская арт-тусовка.
К слову, диплом оба защитили на "хорошо", здесь их приравняла аттестационная комиссия. А потом ребята двинулись стопом в Европу. Потому что для обоих это было новое жизненное приключение...