Любовь прекрасна, божий дар!
Но в каждом чувстве две медали:
Огнём пылающий пожар
И здравый строй холодной мысли.
Борьба титанов велика,
Но с возростом умом мы любим.
У юности душа одна,
И к зрелости её мы губим.
p.s.
Эрих фром «Человек для себя»
Отрывок из книги
Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром,
определяют суть его характера; характер можно определить, как (относительно
перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе
ассимиляции и социализации. Это проведение психической энергии выполняет
очень важную биологическую функцию. Поскольку действия человека не
обусловлены врожденными инстинктами, жизнь была бы в опасности, если б
человеку приходилось обдумывать каждое действие, каждый шаг. Но многие
действия должны совершаться намного быстрее, чем позволяет процесс
сознательного обдумывания. Более того, если бы все поведение строилось на
обдуманных решениях, в поступках было бы намного больше противоречий, чем
допустимо при надлежащем функционировании. Согласно бихевиоризму, человек
научается реагировать полуавтоматически, развивая навыки действия и
мышления, которые можно понимать аналогично условным рефлексам. Хотя эта
точка зрения в известной мере верна, она не учитывает, что большинство
характерных для человека и устойчивых к изменениям глубинных навыков и
мнений обусловлены складом характера; через них выражена особая форма,
которая является проводником энергии при данном складе характера. Систему
характера у человека можно считать заместителем системы инстинктов у
животного. Раз энергия проводится определенным способом, в поступке
непосредственно выражается характер. Некий характер может быть нежелателен с
этической точки зрения, но он, по крайней мере, позволяет человеку
действовать вполне последовательно и освобождаться от бремени принятия
всякий раз новых и обдуманных решений. Человек может устроить свою жизнь
сообразно своему характеру и таким образом достичь определенного уровня
соответствия между внутренней и внешней ситуациями. Более того, характер
выполняет также функцию отбора идей и ценностей. Так как большинству людей
кажется, что идеи независимы от их эмоций и желаний и являются результатом
логической дедукции, им представляется, что их жизненную позицию
подтверждают их идеи и оценки, в то время как на самом деле последние
являются таким же результатом их характера, как и их поступки. Такое
подтверждение в свою очередь способствует закреплению сложившегося склада
характера, так как позволяет ему казаться правильным и благоразумным