угрожать готов ты кулаками:
ей подобна там за облаками
Божья рань, сменяющая тьму".
"Что же с ней?" - Иосиф проворчал.
Ангел крикнул: "Плотник, слеп ты, что ли?
Видишь, здесь начало всех начал,
явная примета Божьей воли.
Гвозди в доски кое-как вбивая,
требовать к ответу смеешь ты
Самого Творца, чья власть живая
даровала дереву цветы?"
Плотник понял. Плотник быстрым взглядом
ангела искал в своем углу;
вздрогнул, никого не видя рядом,
шапку снял. Потом запел хвалу.
(Райнер Мария Рильке, Гнев Иосифа)
Да, это настоящая поэзия! Метафорические образы Марии – заря, сменяющая тьму и весна, ведь весной вселенское древо цветёт. Но Лев Толстой, пикирующийся с православной церковью, пренебрежительно относился к поэзии, поэтому он считал, что зачать от Святого Духа невозможно, что девственность беременной Марии - против всех законов природы, что старый Иосиф прикрыл её грех. А между тем Библия и Евангелие написаны тоже поэтической Божественной строкой, так библия индуизма, Бхагавадгита, так и называется в переводе на русский язык - Божественная песнь. Божий, духовный язык принято называть языком образов, символов, эмблем – метаязыком. Этот язык разглядывают в кофейной гуще, сверяют приснившиеся образы с сонником, он проглядывает в сказках. Поэт Евгений Боратынский написал маленькую поэму о общем символическом языке между Природой и человеком.
Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему, выбежав из лесу, волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.
Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала.
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в ней дышала.
Но, чувство презрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий...
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.
Странствующий малороссийский мудрец Григорий Сковорода, который не расставался с Библией, тоже понимал этот притчевый язык, и буквальный, “исторический” смысл Священного Писания отвергал. Он даже сокрушался, что буквалисты повергли Христову философию в крайнее презрение и поругание, что даже язычники достойно и праведно христианскую скудость и выхолощенность осмеивали и до сих пор осмеивают. Он сам подшучивал над тем, что буквалисты и фундаменталисты не снимают с притчи покрывало и верят в сказки: что люди преобразуются в соляные столпы, возносятся на небеса, толпами ходят по разверзнутому морскому дну, что солнце, будто карета, останавливается и назад подаётся, что железо плавает, реки возвращаются вспять, дубравы и поля радуются, волки с овцами дружат, мёртвые кости прорастают и т.д.
Но довольно предисловия! Надо сказать, что к пониманию Библии есть ключ. И этот ключ – в начале, о чём свидетельствует евангелист Иоанн: В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ. ОНО БЫЛО В НАЧАЛЕ У БОГА. ВСЁ ЧРЕЗ НЕГО НАЧАЛО БЫТЬ, И БЕЗ НЕГО НИЧТО НЕ НАЧАЛО БЫТЬ, ЧТО НАЧАЛО БЫТЬ. То есть, евангелист как бы говорит: ключ здесь, в начале Библии, в седмине творения. Седмина творения – это Божья тень, материальное проявление невидимого Творца. Поэтому говорить, что 7521 год назад мир сотворён – это заблуждение. Мир, как и Творец, безначален и бесконечен, но как тень, может убавляться и прибавляться, мигрировать. Куда Бог, за ним следует и тень. БОГ ВПЕРВЫЕ ТВОРИТ ТВОРЕНИЕ, А ПОТОМ ЕГО ПОВТОРЯЕТ, - так написано в Коране(29:18). Повторяет, совершенствует многократно, бесконечно, а значит и безначально. ВПЕРВЫЕ означает только последовательность творения – от единицы, от единицы до семёрки.
Так вот Богородица дева Мария в седмине – двойка. Что слово ДЕВА составлено двойкой, можно проверить другими словами. ДЕВЕРЬ – потенциальный муж-дублёр, призванный по иудейскому закону бездетному умершему брату восстановить семя, - двойка здесь очевидна. ДВЕРЬ, здесь тоже слышится двойка, так как полотно двери, творило, приторочено к двум косякам, двум вереям, двум остям. Да и в ТВОРИЛЕ та же двойка, только звонкая согласная Д заменена на глухую Т. Получается, что и ДЕВА – дверь в мир между двумя чреслами. Двойкой составлено слово ДВИЖЕНИЕ, потому что именно с двойки начинается движение. Разве может семя, то есть семерка, сЕмерть, двигаться, если оно находится в покое, будучи наделено даже потенциалом рождения в мужских недрах? Нет, прорастает семя только в сакральной ДВОЙКЕ, в лоне ДЕВЫ. Слово поБЕГ тоже намекает, что началось движение, бег из семени, смертельной опочивальни. Если непонятна фраза из Иеремии ЖЕНА СПАСЁТ МУЖА(31:22), то она станет понятной, если семёрку, смерть, которая одновременно является и рождением, единицей другой, грядущей седмины, назвать мужским началом, а живительную двойку, в которой осуществляется зачатие и рождение, женским началом, - это же эстафета жизни! Вот ещё в отношении символической евангельской девы Марии пророчество:САМ ГОСПОДЬ ДАСТ ВАМ ЗНАМЕНИЕ: СЕ, ДЕВА ВО ЧРЕВЕ ПРИМЕТ И РОДИТ СЫНА И НАРЕКУТ ЕМУ ИМЯ ЭММАНУИЛ(Исайя 7:14) Знамение это относится ко времени, к числу, - пожалуйста не отождествляйте это с женщиной и её ребёнком! ДАО РОЖДАЕТ ОДНО, ОДНО РОЖДАЕТ ДВА, ДВА РОЖДАЕТ ТРИ, А ТРИ РОЖДАЕТ ВСЕ СУЩЕСТВА(Даодэцзин) Вот так чуждая нам религия поясняет и подтверждает библейскую седмину, потому что метаязык един. Дао, а по-русски Творец – зачинатель и причина жизни. Если выйти ночью из освещённого города и посмотреть на пылающее звёздами небо, прежде всего возникает мысль о потенции и мощи Творца: неимоверно! Но обратите внимание: Творец, творчество и творение – эти слова тоже образованы двойкой. Это говорит о том, что Вышний, Единый составляет в Себе мужское и женское начало. Недаром в греческой мифологии, в индуизме боги являются беспечальными андрогинами. Но из-за того, что в единстве присутствует и нешуточная борьба противоположностей, на мир проэцируется вместе с любовью ненависть, с мудростью – невежество, со светом – тьма, с миром – война, с богатством – убожество, с красотой – безобразие. Итак, доказывать, что в ДЕВЕ располагается двойка, больше не надо. Но вот ещё пример: ТВОЙ. Здесь тоже зашифрована двойка. Потому что ТЫ, некий второй – это женское начало, если Я, АЗ, АЛЬФА, ГЛАВНЫЙ, ПЕРВЫЙ – мужское. Или вот тоже образец глуховатой двойки: ТОВАРИЩ. В древнерусском языке ТОВАРИЩ означал партнёр по купле-продаже, а ТОВАР – энергетический обмен, бартер: ты – мне, я – тебе. Но ещё до сих пор ТОВАРОМ иногда называют гениталии. А женщина мужской половой орган называет ещё и ТОВАРИЩЕМ, ДРУЖКОМ, - вторичность свою тут женщина не признаёт и ДОРОГОГО, ДРУГОГО сама называет буквально не первым. Можно женскую вульву назвать также ЦВЕТКОМ и не только потому, что здесь присутствует немецкая двойка zwei или zwo, но и в русском алфавите звонкие согласные деградируют сначала в глухие, а потом в шипящие: так что Д,Т и Ц,Ч – одно и то же. Где женский ЦВЕТОК, там и мужской стЕБЕЛЬ: и на фаллос в точности похож, и в своем значении озвучивает ясную функцию. Однако, не впали мы в некоторую скабрезность? Вернёмся к началу. В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ. ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ЗЕМЛЁЙ. ИСКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ СВЕТ. И СТАЛ СВЕТ. И УВИДЕЛ БОГ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ БОГ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И НАЗВАЛ БОГ СВЕТ ДНЁМ, А ТЬМУ НОЧЬЮ. И БЫЛ ВЕЧЕР. И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ОДИН(Бытие 1:2-5). Первый ли это день творения? В седмине-то да, первый. Но фактически это ревизия и переустройство предшествующей эпохи, истраченной седмины. Опустошённость, хаос, тьма, беспорядок и присутствующий при этом Дух Божий.
Если полный стакан самодовольства перелить в просторную емкость, например, в бочку, в новом пределе будет ощущение тьмы, пустоты, начальности, незначительности, неуютности, дискомфорта. Но Бог развивает свое произведение, пропуская его по двум полукружиям седмины.
Первый день торжествует мужское начало. Впрочем, его торжество осталось в старом пределе, в седьмом дне, в стакане. Как только появился росток, то есть стакан опрокинулся в бочку, утвердился другой символ – евнух. Числовой знак его – полтора. Когда творению исполняется два дня – на гребне женское начало. За эти два символических дня творится минеральная жизнь. Но так можно сказать только об огромной геологической эпохе. О коротком же времени уместней сказать – закладывается фундамент седмины. Тройка – знак гермафродита. В третий день Господь вытягивает из минеральной жизни растительную. В четвертый день Бог творит источники тепла и света, ибо для дальнейшего творения прежней энергии недостаточно. Четверка – символ мужского фаллоса, аналогичный единице. Женское начало к этому времени полностью подавлено: сорок лет – бабий век. Сорок пять – баба ягодка опять. Сорок пять или четыре с половиной – число полуторное, евнушеское, но как только оно достигает пятерки, женское начало действительно на высоте. В шестой день время плодов – поприще гермафродита. Седьмой день – день покоя, закрома наполнены. В закромах женское начало идет на заклание, а царственное мужское готовится к севу. Об этом четко сказано в Евангелии: В ТУ НОЧЬ ДВОЕ БУДУТ НА ОДНОЙ ПОСТЕЛИ: ОДИН ВОЗЬМЕТСЯ, А ДРУГОЙ ОСТАВИТСЯ; ДВЕ БУДУТ МОЛОТЬ ВМЕСТЕ: ОДНА ВОЗЬМЕТСЯ, А ДРУГАЯ ОСТАВИТСЯ; ДВОЕ БУДУТ НА ПОЛЕ: ОДИН ВОЗЬМЕТСЯ, А ДРУГОЙ ОСТАВИТСЯ (Лука 17: 34,35).
Казалось бы два полукружия спиралевидной седмины должны быть подобны друг другу или хотя бы кардинально не отличаться. Однако страсти в них кипят противоположные. УЩЕРБНОЕ СТАНОВИТСЯ СОВЕРШЕННЫМ, КРИВОЕ ПРЯМЫМ, ПУСТОЕ НАПОЛНЕННЫМ, ВЕТХОЕ СМЕНЯЕТСЯ НОВЫМ, СТРЕМЯСЬ К МАЛОМУ, ДОСТИГАЕШЬ МНОГОГО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЛУЧИТЬ МНОГОЕ, ВЕДЕТ К ЗАБЛУЖДЕНИЮ .(Даодэцзин). Узкая дорога, составленная малыми числами, ведет в жизнь, широкая дорога – из пятерки, шестерки, семерки – ведет в погибель (Матфей 7 : 13,14). С окончанием первого полукружия В ПОЛОВИНЕ СЕДМИНЫ ПРЕКРАЩАЕТСЯ ЖЕРТВА (Даниил 9:27), назначенная для единства. Половые тяги ослабевают, голос жениха и невесты утихает (Иеремия 16:9), узы ярма постепенно развязываются, угнетенные отпускаются на свободу (Исайя 58:6). Итак, с началом второго полукружия в седмине центростремительные силы превращаются в центробежные. Первое полукружие культивируется с помощью созидательной любви, второе направляет усталая, печальная мудрость. Во втором полукружии из ранее созданной минеральной и растительной жизни творится наиболее разумная часть природы – животный мир, а также царь и разрушитель природы – человек.
Дышало солнце над пространством вод,
Вливая жизни сумрачную память...
Кипела бездна белыми стихами,
Рождая ритм земли на даль вперёд.
Частицы ила — плоть седых вершин,
Что в этот час встают передо мною,
Омыты первой родовой водою,
Которая начало всех причин.
Так постепенно, не смыкая век,
Трудились солнце, воды, ритм и тайна...
И кончилось всё страшным испытаньем
И ужасом земли: се - человек
(Лариса Петракова)
В конце седмины саморазрушение достигает максимума, гармония сходит на нет, мироустройство и порядок превращается в хаос.
И библейские седмины, и китайская классическая Книга Перемен Ицзин зиждутся на вариациях любви, вариациях связей мужского и женского начал по кругу. Библейские седмины – это законы течения времени, развития племен и народов, программы миграций птиц, формирования насекомых, роста растений и круговорота воды в природе.
Что же теперь остаётся сказать о Деве Марии? Зачинает она, Дева, Двоица, от Единицы первого дня творения, - там оплодотворяет её обитающий над водами Святой Дух. Теперь понятно, почему Дева девственна? Пусть это никого не смущает, как и тавтология, что сахар сахарный. Диагноз и экспертиза здесь поставлены в духовном смысле. Вспомним Пифагора, открывшего священную гармонию чисел. Эммануила-Христа, которого производит на свет Богоматерь и Матка Мария можно называть островом, покуда он будет питаться молоком и мёдом и доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе(Исайя 7:15). Но когда он станет совершенным, седминой, его можно назвать материком и матрицей Библии, её творящим Словом.
Юноша, жаждущий знанья,
пришел так спросить Архимеда:
в Божье искусство, мудрец,
ты посвяти меня, в то
мощное, что оказало услуги
познанью светил недоступных
и за Ураном еще новую землю нашло…
- Божьим назвал ты искусство;
конечно, таким оно было, -
прежде, чем люди смогли
исчислить орбиты планет.
То же, что в космосе зришь,
есть только божественный отблеск,
а над богами царит
сущее вечно число.
( Павел Флоренский).
Статья эта началась со стихотворения о деве Марии, стихотворением же о ней хочется мне и закончить.
Заснежен юный ельник,
В нём серебро луны.
И снятся мне в сочельник
Серебряные сны.
Катками ледяными
Звенели города,
И было зимним имя
У девочки тогда.
Серебряной пружинкой
Свисает прядь с виска.
Сквозь лёгкие снежинки
Летит её рука.
А где-то за веками,
За тридевять земель –
Не дозвенишь коньками
В те земли сквозь метель! –
Сидела тих дома,
Невинна и юна,
Такая, что знакома
Из девственного сна.
Да надо ли всё видеть
И надо ли всё знать –
Чтоб вымысел обидеть,
Прекрасное изгнать?
Играй, звени коньками
По призрачному льду.
За новыми веками
Ты верь в свою звезду..
Потом устав от бега,
Счастливая вконец,
Ты вылепишь из снега
И ясли и овец.
Но где бы ни была ты,
Невинна и юна,
Волхвы, зорки, кудлаты,
Придут сквозь времена,
Сквозь радости и муки, -
Твой край найдут и хлев,
Мозолистые руки
К твоей звезде воздев.
Во взгляде та же ласка,
Главы их в серебре…
И повторится сказка
О счастье и добре.
(Вадим Сикорский, Сказка)