Стало уже доброй русской традицией: чем больше предпоказной шумихи вокруг фильма, тем больше разочарований вызывает сам фильм. Из последних примеров так было с михалковской эпопеей «Утомлённые солнцем-2», с фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Экранизацию «Белой гвардии», к счастью, по этому показателю с ними в один ряд ставить не хочется. Конечно, не шедевр, но, тем не менее, хорошо сработанный, оправдавший затраченные на него деньги фильм.
Есть и претензии, и ь одна из них – существенная. Знаю, что сейчас на меня спустят всех собак, но всё же скажу: когда двух ключевых персонажей, которые по книге Булгакова олицетворяют собой РУССКУЮ интеллигенцию, военную и гражданскую (имею в виду Алексея Турбина и его сестру Елену), играют ЕВРЕИ – это, господа, даже не моветон, а этакий пикантный перебор! Нет, я не сомневаюсь в их актёрском профессионализме, но вот что касается национальности ( а фильм, как и сам роман, в числе прочих несёт в себе и идею РУССКОСТИ), то зачем же так? Нет, я понимаю, что нельзя судить так однобоко. В конце концов, можно сослаться, скажем, на воспоминания А.И. Деникина, который писал, что в Белой гвардии были и генералы- иудеии! Скажем больше: они были и среди анархистов, меньшевиков, кадетов, народников, большевиков, так что можно сделать вывод: кто бы на святой Руси к власти не пришёл, Временное правительство или большевики - а они уже там! Кстати, когда у одного из главных российских раввинов спросили, что такое «не удобно», то он ответил, что когда режиссёр фильма – еврей, сценарист – еврей, актёры - евреи, а играют русских и засоряют российский канал, вот это и есть «не удобно". Пятёрка за правдивость и логику суждений, и, одновременно, за чувство самоиронии.
И ещё из области то ли комического, то ли фарсового: бесстрашный полковник Най-Турс - артист Алексей Серебряков на днях убежал с семьей в Канаду. Его, конечно, личное дело, но при желании можно усмотреть некую символичность совпадения этого побега с премьерой «Белой гвардии» по российскому телевидению. Как говорится, не выдержала душа поэта суровых житейских реалий… Впрочем, это уже больше о нашей сурово-бестолковой действительности.