Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 416
Авторов: 0
Гостей: 416
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Киносценарий "Не сказка о детстве" (Сценарий)

Анна Новожилова
                                  Не сказка о детстве

Сценарий


Вид московского двора с высоты седьмого этажа. Если посмотреть прямо вниз, то видна лавочка, на которой сидят человек пять пенсионерок. А так вообще видно далеко, детский сад, еще дома, грязное вылинявшее небо.
Если вернуться обратно, то видны носки детских сандаликов синего цвета, крупным планом они сильно загораживают видимость. Ребенок явно сидит на окне, свесив ноги на улицу.
В глубине комнаты показывает рябь допотопный телевизор, и звучит Высоцкий:

"Сначала было слово печали и тоски,
рождалась в муках творчества планета,
рвались от суши в никуда огромные куски
и островами становились где-то..."

  Еще один малыш, девочка с черными и пустыми глазами, сидя на горшке возле двери комнаты, яростно потрошит куклу. Клочья рыжих искусственных волос раскиданы полукругом, маленькие детские пальцы цепко выдирают из спины игрушки устройство, с помощью которого кукла
говорила "мама". Коричневый цилиндрик с мембраной подносится к глазам ( крупный план), затем его отшвыривают и, вырвав оставшиеся волосы, терзают резиновую голову куклы. Наконец два зеленых пластиковых глаза вынуты и растоптаны ногой в сандалике желтого цвета.
Из телевизора в комнате по-прежнему звучит:

"И странствуя по свету без фрахта и без флага
Сквозь миллионолетья, эпохи и века,
менял свой облик остров, отшельник и бродяга,
но сохранял природу и дух материка..."

  В это время синие сандалики беззаботно болтаются в воздухе над городом. На лавочке во дворе одна старушка подняла голову и вскрикнула, уставились вверх и остальные. По лицам видно, что они все кричат:"упадешь! Где родители?" И прочее в таком духе.

Крупный план кукольного глаза в трещинках. Переносимся в кухню той же квартиры. Там звонко летают чашки-чайники, пластиковое и очень грязное ведро эффектно описывает дугу в воздухе и приземляется на горящую конфорку, мгновенно сморщиваясь. Музыка все играет:

"..Вначале было слово, но кончились слова.
Уже матросы землю населяли.
и ринулись они по сходням вверх на острова,
для красоты назвав их кораблями..."

Растрепанная молодая женщина с абсолютно черными глазами ( зрачки расширены от ненависти)
вкатывает пощечину пожилому мужчине интеллигентного вида. Похоже, это ее отец. Он немедля отвешивает ей оплеуху, и дочь с отцом вцепляются друг другу в горло. Очки падают на пол, их немедля растаптывает толстая бабья нога. Дочь, напирая жирным телом, пытается вытолкнуть отца в окно. и ей это почти удается, во всяком случае, стекло разлетается, на секунду образуя венчик вокруг лысины, которая стремительно покрывается кровавыми потеками.
"...Но цепко держит берег надежной мертвой хваткой
и острова вернутся назад наверняка.
На них царят морские особые порядки.
На них хранят законы и честь материка"

Музыка смолкает. На полу валяются раздавленные очки и битая посуда. В комнате на окне ребенок прислушивается и тихонько слезает с подоконника на пол. Второе, которое на горшке, бессмысленно смеется, заламывая руки в судороге. Появляется пожилая женщина, видимо, жена очкастого и мать молодой. Начинается "лазарет": охи, вздохи, причитания, йод, бинты, уборка...

Когда та девочка, что слезла с окна, увидела, как вторая расправилась с несчастной куклой, закричала: "отдай! что ты наделала"?
Тут же ворвались родственники. с каждым шагом они становились все больше, два подбородка превращались в четыре, а поры на лицах были все крупнее. Родственники застили свет как большой мясной шалаш.
- Ася, она маленькая и больная, ей надо уступать. - Заколыхала грудями одна мясная глыба.
- Она - маленькая и беспомощная, а  ты - здоровая дылда. - Качнулась другая. "Здоровая дылда" - замычало эхо басом,( как пленка в тянущем магнитофоне) отражаясь от шкафа, стен, зеркала и книжек "Дылда, здоровая дылда"
Останки куклы выхватили из рук и отдали маленькой-больной, но та не заинтересовалась этим пластиковым трупом. Вскрытие она уже произвела.
И вот ее водят за ручку по коридору. Отпускают, и она сразу падает.
- "Верочка, спокойно, спокойно". Они ведут ее за руку, и Верочка становится все больше, она безобразно раздувается и задевает ляжками мебель. При этом огромная Верочка сохраняет все пропорции трехлетнего ребенка.
Ночью Асе снится сон, будто она на арене цирка. Конферансье объявляет : "здоровая дылда".
Клоун с какой-то адской мордой дает ей пинка, и она вылетает на середину. Рядом весело гарцует конь. Ася пытается сесть в седло, но конь сбрасывает ее и убегает, крича человеческим голосом: "Ты что, ты же здоровая дылда, здоровая дылда"!

       В один из дней свершилось чудо. Вера пошла своими ногами, без поддержки. И вот уже Ася с ней вместе спускаются на лифте. Двор, качели, подъезд. Лифт и домой. Снова двор, качели, асфальт. Какие-то дети рисуют мелом классики. Ася подбирает обломок кирпича и тоже начинает что-то малевать. Вера тащит булыжник и обрушивает его на голову Асе.
Поднявшись из пыли, Ася ведет сестренку домой. "Не хочу домой" - верещит та. От крика разлетается стая голубей и трескаются все стекла у припаркованного автомобиля.
Лифт. Домой.
Ночью Асе снится, будто Вера застряла в шахте лифта на уровне шестого этажа- висит там, внутри, вцепившись руками в сетку- рабицу. Достать сестру оттуда нет никакой возможности, позвать на помощь нет времени - уже поднимается лифт, который ее сейчас размажет.
    Утром Ася находит возле своей кровати очередную выпотрошенную куклу.
Родственники дружно куда-то собираются. Мать говорит: "смотри за Верочкой. Ты за нее головой отвечаешь. Не щади живота своего". С дурацким хихиканьем мать последней выметается за дверь.
-Так она головой или животом отвечает"? - раздается уже на лестничной клетке.
-"Пусть чем хочет, это меня не волнует".
Вера выбегает из-за угла и бросается на Асю. Начинает бить ее куклой по голове. Ася вырывает куклу у нее из рук и убегает. Вера хватает скакалку, и вся сцена на секунду-другую превращается в вестерн. Ася в роли дикого мустанга. а Вера делает из скакалки лассо и набрасывает ей на шею. Но вестерн быстро закончился. Ася лежит на полу, вынимая шею из петли. Рядом победно хохочет Вера, держа скакалку за ручки. Люстра медленно крутится вокруг своей оси, а потолок как будто дышит. Ася сбрасывает с шеи петлю и садится, осторожно щупая затылок. Смотрит на ладонь, видит кровь. Поднимается на ноги.
Пока она размышляет о своей разбитой голове, Вера уже держит в руке остро заточенный карандаш. Медленно, молча подходит к Асе, резко задирает на ней маечку и вонзает острый карандаш прямо ей в пупок.
Все это сопровождает доносимая ветром с улицы, порой очень громко композиция Пола и Линды Маккартни "Monkberry Moon Delight"

                                   ***

-Я не хочу больше с ней гулять и вообще оставаться с ней!
-Но почему же? Бабушка приподняла очки на лоб.
-Я с ней не справлюсь. Она мне камень на макушку сбросила!
-Но не убила же? Мать ехидно ухмылялась.
-Лёля, Лёлечка, нельзя же так. Добрее надо, мягче. Асенька, пойми, это - твоя родная сестра!
-Мама, ну что ты мямлишь? Она должна знать, что это ее обязанность, а не булыжники мне здесь выдумывать. Какой булыжник? Девочка трехлетняя, слабенькая, а эта тварь нагло врет! Мать схватила девочку за косы, развернула к себе спиной и...предметы меблировки проносятся справа и слева, затем паркет становится все ближе. Бэмс! Это был "Полет навигатора"!
-Поняла, как с ними надо? Уу, дармоеды!

Комната бабушки и дедушки. Та самая, где есть телевизор. Но сейчас он выключен. Бабушка объясняет деду, задумчиво поправляющему очки: "понимаешь, Лёля может казаться агрессивной, но в психологии считается, что у нее просто холерический темперамент и сильный тип личности".
-То есть она у нас - сильная личность? может, она еще и светлая личность, и гигант мысли?
-Юрочка, ты всегда ее недооценивал. Конечно, она сильная личность. Ну, разве что немного несдержана.
Во всех интонациях бабушки чувствуется плохо скрытое восхищение. Был уже вечер.
Когда настало утро, мать проснулась с грубым мычанием, почти неотличимым от коровьего и трубно высморкалась. Начала возиться в постели, снимать ночнушку через голову и уронила сережку за спину своей кушетки. Дзынь!
-Ну вот!
-А давай достанем мамину сережку! Перед Асей стояла младшая сестра Вера, природная подхалимка. Вдвоем они отодвинули диван, ахнули дружно и обомлели. За спинкой по обоям расплылось огромное пятно плесени. Вера заглянула за свою кроватку: "у меня такого нет"!
Ася тоже проверила у себя за диванчиком: "и у меня нет, а у мамы есть!
-Но что это?
-Это от мамы стенка гниет, оттого, что мама там спит!
-Ой!
Из ванной комнаты, через стенку, от чего и плесневели обои, вышла мать, и дети испуганно разбежались по своим углам.
   К матери пришел гость. Высокий молодой парень, блондин. На взгляд Аси, у него был выдающийся ...кадык. Чтоб не путалась под ногами, он дал Асе несколько мелких монет.
И начался калейдоскоп парней, молодых мужчин и юношей бледных, румяных, разных. Звучит "Пинк Флойд" -"Money". Открывается дверь. Новое или уже знакомое мужское лицо. Асе перепадает несколько монет."Дзынь" -звучит  в аранжировке "Пинк Флойд". Закрывается дверь комнаты, где мать уединяется с юношей. Ася складывает деньги в копилку. Рядом стоит Верина копилка. После долгой череды юношей и взносов Ася обнаруживает, что ее копилка очень легкая, а Верина - ну просто неподъемная.
А на кухне происходит крупный разговор матери с дедом. Звучит мрачная и брутальная музыка Пола и Линды Маккартни "Monkberry Moon Delight". Раздаются реплики типа: "Сколько это может продолжаться"? " здесь же дети"!
Со стороны матери следуют раскаленные ответы: "это мои дети"! "Не твое собачье дело, старая сволочь"!
-Это я - старая сволочь?
-Да, да, да ( при каждом да она будто клюет воздух), ты -старая сволочь и еще импотент притом"!

Дальнейшее не показано. Мы перемещаемся в комнату девочек. Ася на диване слышит звуки ударов и только материн голос :"убийца, уходи"! Дед молча наносит удары.
Голос за кадром, детский и недоумевающий: "кто такая "убица"?
Затем слышен звук, будто по коридору мимо двери волокут мешок.
И вот дедушка уже сидит за решеткой в отделе милиции. Как всегда, невозмутим.

Асе снится сон, будто она сидит на полу в милиции и видит открытую дверь кабинета. Две голые девицы танцует на столе, сшибая ногами рюмки. Над головой Аси на приступочке стоит скелет. Он наклоняется. стучит ей по голове костяшками, как в дверь и произносит: "смотри, там шлюхи".
Снова комната. Мать возвышается над Асей: "ты слышала, что он избивает меня, и не вышла меня защитить"! Ася молчит, глядя исподлобья. Мать поднимает руку, поправляет волосы. Ася тоже поднимает руку, закрывает лицо в ожидании побоев. Мать продолжает: "во-первых, отныне я запрещаю тебе всякое общение с дедушкой, во-вторых, за то, что ты не вышла тогда и не защитила, я проклинаю тебя"!
Ася спит. Ей снится, что она бредет по бескрайней снежной равнине, в той самой пижаме, в которой спит и в тапочках. которые стоят возле ее диванчика. Она спотыкается, но продолжает идти. На горизонте видно белое здание с огромными окнами. И вот она входит туда. Ей навстречу идут тени в белом. За кадром детский голос:" я дома"!
Ася выходит на лестницу и ставит ногу на площадку. В тот же момент хватается за сердце и просыпается, лежит в постели, держась за сердце и шепчет: "очень больно. Нельзя на лестницу".
        Коридор. Ася разговаривает с дедушкой. Они чему-то дружно смеются. Раздается звонок в дверь, громкий до жути. Улыбки вянут, дед идет открывать дверь, Ася бежит в комнату и там застывает в леденящем ужасе. Часы. Стрелка крутится, Ася продолжает стоять, застыв как соляной столп.
Кухня. Ася и Вера завтракают. Мать моет посуду. Входит дед и гладит Асю по голове. Девочка вскакивает и убегает, Вера следует ее примеру. Детский голос за кадром: " Мама приказала не любить деда. Она накажет нас, если он будет гладить по голове. От него надо надежно спрятаться, иначе несдобровать".
Дети устремляются в комнату и запираются изнутри.
Под дверью собирается вся семья.
-Ася, Вера, выходите, завтрак стынет.
Ася пытается открыть замок. Не может. Бессмысленно дергает и начинает плакать. Вера смеется, и заплаканная Ася смотрит на нее с ненавистью. Детский голос за кадром: "я тебя ненавижу"! Ася кричит: "прекрати ржать! Ты нарочно ржешь -издеваешься надо мной, да"? Вера в ответ заливается таким смехом, будто ее щекочут.
Звучит песня "Кирпичики".
С другой стороны слесарь вскрывает замок. Отдельно: мать перепрятывает ключи и ухмыляется.
Прошло два года.( Титр)
Ася приходит из школы. Мать встречает ее в коридоре и начинает перерывать ее школьный ранец. Каждая бумажка подвергается тщательному изучению. Дневник, все тетради и каждая страница. Удары по голове и по лицу следуют один за другим. Мелькают числа и месяцы, со страшной скоростью сам перекидывается календарь, приход из школы, обыск, побои, острый угол холодильника приближается к лицу. Бэмс! В кромешной тьме кто-то рассыпал пучок зажженных спичек. На холодильнике опрокидывается бронзовый подсвечник. Снова перекидывается календарь, школьная тетрадь у матери в руках. Удар по лицу, удар об холодильник. Подсвечник опасно перекатывается у самого края, прямо над Асиной головой.
(Сцена повторяется минимум 4 раза).

Ася одета в школьную форму. На фартуке приколота октябрятская звездочка. Ася дома, в туалете, поворачивается, и изображение Ленина выпадает из звездочки и плюхается в толчок. Ася вылавливает его и определяет на место. Воровато оглядываясь, выходит.
Из бабушкиной комнаты слышен телевизор. Дверь приоткрыта. Так же, крадучись, Ася подходит к дверной щели и начинает, поминутно оглядываясь, смотреть фильм. (Идет "Ошибка резидента").
    Прошло еще полгода.  Детский голос за кадром: "завтра в школу. Я покончу с собой".
Утро.
Мы видим, что на календаре обозначено первое сентября. Ася встает и вороватой походочкой, вжав голову в плечи, идет на кухню. Роется в ящике серванта, находит там веревочку и начинает ее затягивать у себя на шее, поглядывая в стоящее рядом зеркало. Лицо девочки багровеет.
В коридоре слышны шаги. Ася моментально сбрасывает веревку с шеи и прячет в сервант. Детский голос за кадром: "мама искалечит за то, что без спроса взяла веревку".

      
Продолжение следует.


Ася спускается по лестнице в школьный вестибюль. Он кишит, кипит и бурлит. Вид с лестницы - головы и школьные ранцы. А вот мать с сестрой. Вероника идиотически хихикает и лезет целоваться к незнакомой старухе. Мать оттаскивает "обезьяну" и оборачивается на подошедшую старшую дочь. Критически оглядывает, кривясь от омерзения. Ася мрачно глядя исподлобья, одевает пальтишко. Мать вытаскивает из ранца дневник, открывает, смотрит, затем молча, наотмашь бьет Асю дневником по лицу. Та только еще больше сутулится.
Выходят на улицу. Уже темно, светятся чужие окна, вызывая ощущение бездомности. Ася идет впереди, вздрагивая от каждого рыка матери:"из тебя ничего путного не выйдет, ничего"! Спина девочки вздрагивает.
"Ты ни на что не способна"! Вздрагивает и вжимает голову в плечи. Вероника догоняет сестру и преданно оглядывается на мать. Затем бьет Асю по спине и снова оглядывается, будто спрашивает: "как я ее? молодец я, да"?
Мать продолжает свой монолог: "будешь уборщицей с такими оценками"! Удар по спине.
"Будешь плевки и окурки убирать с лестниц"! Снова верноподданнический удар по сутулой спине.
"Каждый день"! Удар.
"Всю жизнь"! Удар.
Так они доходят до дома. проходя мимо помойки, мать подбирает серого котенка.
Новый день, один из многих. Мать, идя где-то одна, подбирает еще одну кошку, рыжую.

      Громкий визг матери, узревшей что-то темное в углу: "ах ты, тварь, нагадила"! Хватает серую кошку и бьет головой об дверной косяк. В коридоре рыкает холодильник, перекатывая мотором. Стоящий на нем подсвечник слегка шатается и снова приходит в равновесие.
Мать продолжает, отбросив несчастную кошку, которая с  «мявом» убегает прятаться: "Ася, Ася! где эта тварь? Ася, иди сюда немедленно, кому говорю"!
Появляется бледная Ася: "что случилось"?
-Дерьмо убери, опять твоя кошка нагадила!
Ася берет в руки грязную тряпку.
Вероника коварно улыбается, наблюдая эту сцену.
Тем же вечером: Вероника с той же каверзной улыбочкой сидит в кресле, периодически вытаскивая что-то из под себя и размазывая по подлокотникам.
Мать смотрит кино "Вышла замуж за странную личность". Как раз появляется сцена, где закадровый голос говорит:"мотй сосед, Грант, у него большие возможности". Под Грантом стул превращается в кресло, обратно в стул и снова кресло и т.д.
Мать поводит носом и отрывается от фильма. Встречается глазами с Вероникой. У той улыбка меркнет.
Мать хватает кресло вместе с сидящей в нем девочкой и тащит в кухню. Там включает весь газ, не зажигая огня и удаляется, плотно закрыв за собой дверь и заложив тряпкой щель внизу. из радиоприемника звучит Цой:
"...Постой, не уходи,
Мы ждали лета.
пришла зима.
Мы заходили в дома,
Но в домах шел снег..."
Под эту композицию быстрыми кадрами Вероника в кресле повернулась на один бок, на другой, вздохнула, приняла зеленоватые оттенки и свалилась на пол.
В комнате тикают часы. Очень громко, потому, что уже все спят. Кроме бабушки и Аси.
Детский голос за кадром: "что за вонь"?
Ася выходит в коридор и сталкивается там с бабушкой, почти бегущей в кухню.
-Что там такое.
-Ничего, ничего, ложись спать.
Бабушка врывается в кухню и на руках выносит оттуда Веронику. Несет ее в свою комнату. вероника тихонько спрашивает: "а меня мама не накажет за то, что я в твоей комнате, там же дедушка, с ним же запрещено общаться"?

   Весна. Из школы выбегает толпа детей. Ася среди них. И вот уже дача. Сосны, ели. Приезжает мать, сходит с электрички и появляется на пороге. Колышутся кусты. Там прячется Вероника. В других кустах -Ася. Лица бледные, глаза дикие.
В кухне разгорается скандал. Крупным планом рука, явно не молодая, капает валокордин.
Ася со стороны участка наблюдает. Перед ней звучащий дом. Визг, похожий на собачий лай. Вопли: "чтоб ты сгорела"! "Сама гори, старая сука"! Звон, что-то разбилось, еще и снова звон.
Детский голос за кадром: "это навсегда". Асин взгляд зацепляет россыпь тощеньких белых поганочек под ногами. Детский голос за кадром: "поганки, они же ядовитые. если я съем ее, я умру! Я умру, и все это закончится"!
Детская рука срывает поганку. Снова звучит Цой:
"...постой, не уходи.
Мы ждали лета -пришла зима..."
из дома выскакивает мать, хватает Асю за руку и тащит к электричке. Под воздействием поганки у Аси расфокусированы глаза. Она идет как тряпичная кукла, но мать ничего не замечает.

В городской квартире непривычная чистота и порядок. За столом на кухне сидит усатый дядька восточного типа.
-Ася, в ванну немедленно"! Мать отправила дочь мыться и пожаловалась: "бабка, ну моя мать, совсем детей запустил, Рашид, ты видел, какая немытая"?
И вот они уже снова на даче. Рашид с удочками берет с собой Асю и идет на пруды.
Потом Ася тренируется на окне. Слезает с подоконника в сад и залезает обратно.
Снова рыбалка. Рашид дарит Асе фотоаппарат. Ася фотографирует кошку. Снова тренируется на окне, замешкалась на подоконнике, откуда и была сброшена Вероникой. Твердая утоптанная глина приближается и ...УДАР. Ослепительная вспышка и полная темнота. Из дома выбегает Рашид, ощетинив усы. Хватает Асю на руки.
Затем мы видим, как на раскладушке посреди участка лежит Ася. Голова у нее забинтована. И мелькают листки календаря. Один, другой, третий, Ася лежит. Четвертый, пятый. Лежит. Вероника, воровски оглядываясь, хватает фотоаппарат и убегает.
   Вокзал. Отбывает поезд Москва-Баку. Мать плюет на перрон и растирает ногой.
Семейный совет. Бабушка:  "так больше продолжаться не может"!
-Естественно, не может. Рашид из-за тебя ушел.
-При чем тут я?
-Да ты, небось, кокетничала с ним.
-Юра, что она несет!?
-Ты что, давно по голове не получала?
-Мать, уйми этого кретина, а то я его опять посажу, теперь он уже не отмажется, сядет надолго!
-Да, надо нам всем разъехаться!
-Надо, надо (визгливо)
-Но как на нее оставить детей?
-А вы эту дефективную Вероничку можете себе оставить!
-Да, больного ребенка мы тебе не доверим. А эту здоровую дылду с собой бери.
Московская квартира. Очередное избиение Аси. Кошки, рыжая и серая, одна за другой прыгают в окно. Панорамой показана стена многоэтажного дома. Затем -ясное небо, по которому пролетают две кошки с крыльями. их радостно приветствует целая стая веселых летающих котов. Звучит Цой:
"...Мы хотели света -не было звезды,
мы хотели пить -не было воды.
Мы выходили под дождь и пили воду из луж.
Мы хотели песен -не было слов,
мы хотели спать -не было снов.
Мы носили траур,
оркестр играл туш".
Семейство собирает чемоданы, и вот уже Ася, закрыв за матерью дверь новой квартиры, ходит по комнате, оглядываясь. Шаги звучат гулко, как в подвале. слышно -где-то капает вода, но и это звучит не по-домашнему, а тоже будто в подвале. "Эй" -тихонько зовет Ася. Эхо, как в подземном переходе. Со двора звучит сигнализация, когда она замолкает, громко воет собака. На двери комнаты пятна крови. Ася их стирает тряпкой, но они появляются снова.
Возвращается мать.
-Я нашла тебе школу, но вместо четвертого класса ты пойдешь в пятый. Там пропускают класс.
-Почему? (Пауза, в которую врывается собачий вой).
-а зачем тебе снова в третий? Ты что, второгодница?
-Но там же были учебники за второй класс в первом у нас даже тихий час был, как в детском саду.
-Ничего, за август догоним программу и пойдешь в пятый класс.
Стол на кухне. Учебник по математике открыт, одной рукой мать яростно тычет в страницу указательным пальцем, другой отвешивает Асе оплеуху, затем еще одну и еще. Асина голова мотается из стороны в сторону, глаза абсолютно пусты.
Очень сильно кашляя, Ася спускается по лестнице со школьным ранцем в руке. На одной из лестничных площадок стоит унитаз, в нем, как в вазе, букет увядших цветов. Откуда-то доносится композиция Шарля Азнавура "Как печальна Венеция".

Тот же кашель на уроке, Ася буквально сгибается пополам. "иди домой" -говорит учительница.
Ася поднимается на лифте. В полу лифта -дыра, с одного угла пол выпадает и видна шахта, мелькают этажи. Ася звонит в дверь  квартиры. слышно звонок, заглушенный обивкой, затем непривычно нежный голос матери:"это ты"?
"Это я" -отвечает Ася и разражается очередным приступом кашля.
-"Иди, откуда пришла. Учиться надо, а не шляться"!
-Меня учительница отправила домой.
Мать очень медленно, нехотя открывает дверь. Ася прошмыгивает мимо нее, не увидев лютой злобы в глазах матери.
    Ночь. В коридоре какой-то грохот. Мать включает бра на стенке, испуганно смотрит на дверь и шепчет: "не входи"!
Ася ворочается в другой комнате и бормочет: "ну что ей не спится"?
Школьный дневник. можно сказать, соло. Английский -единица. Звон колокола. Мать пожимает плечами: я -преподаватель английского. а моя дочь получает колы. Ну-ну. избиения не происходит. Мать возвращает дневник. В ее глазах ликование.
Возвращение домой в дырявом лифте, дневник. Двойка. За кадром какой-то дьявольский басовитый хохот. Удар дневником по лицу и затем вся мебель начинает мелькать перед глазами. Пол очень близко, вплотную, отдаляется и т.д. Мать рычит. Ее зубы в помаде.
Утро. За окном уже снег. Мать в своей комнате сидит в юбке и футболке. Ася в своей - в толстом свитере и шерстяных носках сначала сидит, читает, потом начинает  быстро ходить, растирая руками плечи. Несколько раз подпрыгивает и падает, негромко ойкнув. Держится за колено и шипит от боли.
И вот они в гостях у бабушки. Явно в гостях, в коридоре висят пальто. Ася слоняется по квартире, снимает свитер, второй, остается в маечке. Садятся за стол. Ася придвигает поближе к бабушке и затравленно следит за матерью. Радио бубнит что-то неразборчивое, раздаются сигналы точного времени.
И вот они уже одеваются. Ася держит в руках шарфик и молча плачет, даже не кривя лицо. просто из широко раскрытых глаз течет вода. Идет повтор- приезжают к бабушке, собираются уезжать, Ася плачет ( крупным планом, естественно). Приезжают, уезжают, плачет.

Разговор бабушки и деда: "надо Асю забрать. Там что-то не так. Почему она все время плачет?
-У нас и так тут негде шагу ступить!
-Ну ладно, что же теперь, ей пропадать там совсем? В квартире у них собачий холод, к тому же у Аси начинается ревматизм, все время болит колено, и это в девять лет!
-Ладно, пускай приезжает, но чтоб ни-ни! Сразу верну обеих законной мамаше!
Бабушка смотрит на деда испуганно.
Квартира матери. Ася лежит на кровати и молится шепотом: "боженька, сделай так, чтобы мать меня отпустила, сделай так, чтобы мать меня отпустила"!
слышатся шаги. Ася замолкает и просто лежит на спине, закрыв глаза. Мать входит, садится на кровать, и спрашивает: "ты что, умерла"? Ася резко открывает глаза. Мать отшатывается, издав невнятный звук вроде: "ох".
    И вот Ася уже у бабушки.
-Это и есть твоя школьная форма?!
-А что?
-Да это же просто непристойное зрелище! Подними руку, будто у доски стоишь с мелом. Теперь повернись спиной! О, боже!
И действительно видна колготочная задница с двумя сходящимися швами  и очертания бедер, уже не совсем детские.
Издалека будто ветер доносит песню Азнавура про Венецию.
И вот Ася в синем трикотажном жакете с заплатками на локтях и в синей юбке  идет в школу.
Мать говорит: «тебя взяли и здесь в пятый класс, но помни -ты на птичьих правах, так что ни-ни"!
       И полетел календарь. Выходной. Мать входит в дверь. Дежурная оплеуха Асе. осмотр дневника, скандал. Ее голос не слышен, звучит Monkberry Moon Delight.
Летит календарь, сменяются времена года, сцена с матерью повторить еще два раза.
  Школа. Разговор двух учителей. Один, показывая на Асю: "умненькая девочка, но какая-то забитая. Надо хоть разок на ее родителей посмотреть. может они алкаши? А если приличные,  хоть сказать, что у них толковый ребенок растет".
  И вот учитель обращается к Асе: »завтра пусть мама в школу придет, мне надо поговорить с ней".
Ася на глазах белеет. И вот бабушка говорит матери по телефону: "ну, ты завтра подъезжай, зайди в школу".
-Ага, ага. Ну что-то, значит, натворила, раз учитель вызывает.
-Ну да, ну да. Ну что поделаешь. Ася, обедать собираешься или нет?.
Ася, бледная как смерть, медленно качает головой. Нет, не будет.
Бабушка снова говорит в трубку: "ну вот. она уже и есть отказывается. Так что ты там, в школе, разберись"!
Ася гуляет по дворам. Весна. Слышно пение птиц и крики детей. Ася одинока, словно утес. Крупно -свежие, едва распустившиеся почки.
из открытого окна звучит Цой. Ася идет домой. Ночь Но Цой продолжает звучать. Ася берет лезвие и начинает резать вены на руках. Достается и тыльной стороне ладони и запястьям. Нащупав пульс между большим и указательным, режет  и там.

                               ***

Ася, воровато оглядываясь, бинтует запястья. Часы тикают как-то зловеще, и вот здоровенный механический будильник начинает скакать от собственного грохота.  
   Школа. Полный класс детей гудит неразборчиво, но доводит Асю до исступления. Она закрывает уши руками и нежно зеленеет с лица. Вокруг ее головы летают птички, а прямо перед ней из воздуха  возникает мать и грозит пальцем: "ты здесь на птичьих правах". Затем она сворачивает голову неизвестно откуда взявшейся курице и повторяет :"ты -на птичьих правах"!
   Ася смотрит в зеркало. На ее лице появились чирьи. Самый большой искривляет нос.
     Ася и Вероника выгуливаются. Сначала Ася смотрит во двор с лестничной площадки.
Опасности нет. Опасливо выходят на улицу и быстро-быстренько идут в сторону дороги. Переходят какую-то улочку с оживленным движением. Посреди дороги Вероника начинает Асю избивать по лицу и по голове. Водители крутят пальцем у виска. Обычный звуковой фон улицы сменяется матом и визгом тормозов.
    В гости приезжает мать.
-Сегодня наденешь это в школу.  Ася с ужасом смотрит на старые вельветовые брюки-клеш, протертые в мотне.
-Нет!
-Да! Я кому сказал?!
-Мама, нет!
-Я сказала, пойдешь в них в школу, значит пойдешь!
И вот Ася сидит в школьной курилке и подбирает бычки.
-Так и будешь здесь крутиться?
-Не идти же в этом в класс. Там у всех джинсы-варенки, а я в этом материном позоре!
Тиканье часов. В школьном коридоре распахиваются двери классов и выбегают толпы. Забегают обратно и снова выбегают. Забегают и выбегают. И вот последняя толпа несется в раздевалку. Ася смешивается с ними и понуро бредет домой. На ее носу уже несколько здоровенных чирьев.
      Дома она смотрит в зеркало и говорит: "боже, я такое чудовище, у меня гниет лицо!
Рядом оказывается мать, слышит это, выходит и говорит бабушке: "уже в двенадцать лет из-за внешности переживает! слаба на передок"! Ася застывает перед зеркалом. Ее лицо все облеплено чирьями, особенно нос. Он огромен и страшен как бомба посреди лица.
      Прогулка с Вероникой. Так же выходят, но теперь Ася избегает оживленных дорог и попадает прямиком в засаду на пустыре. Человек пять пацанов окружают, глаза у них пустые. Хватая воздух руками и подергиваясь, пацаны восторженно шипят:"началоссссь! Началоссссь"!
Ася и Вероника отступают. У одного из нападающих в руке длинный осколок стекла. Он летит в Веронику и пролетает над ее головой, ободрав шапку. Веронику не замечает, глядя в пространство ничего не выражающим взглядом.
Ася хватает Веронику за руку и бежит прочь, спотыкаясь. Вслед несется сатанинский хохот.
Детский голос за кадром: "я отвечаю за нее, я отвечаю за нее, я отвечаю за нее". И снова хохот. Затем колокольный звон.
Снова в гостях мать. Привезла спортивный костюм.
-Ася, я тебе купила новый спортивный костюм.
Ася смотрит, полная радостного ожидания.
Мать извлекает из упаковки нечто темно-серое и бесформенное.
У Аси вытягивается лицо.
-Спасибо. Ее голос звучит невыразительно. Она берет позорную тряпку и сгорбившись, уходит. Мать за ее спиной говорит бабушке: "она не умеет радоваться". Бабушка в ответ осуждающе кивает головой, глядя Асе вслед.
В ванной висит постиранная юбка и синий штопанный жакет.
В новом позорном костюме Ася идет по школе. Вслед ей перешептываются, показывают пальцем и хихикают.
   Затем мы видим коридор ее глазами. Это кучки народа с размытыми пятнами вместо лиц. Ася видит все в каком-то жутком зеленоватом свете, вся картинка словно под водой. Постепенно наводится резкость, только лица все равно не проявляются, свет остается гнусно-зеленоватым, вдобавок начинают звучать флейта и барабан, как будто Асю ведут на казнь.
     Снова в гости приехала мать. На этот раз она привезла ночную рубашку.
-Смотри, какое я тебе платьице купила!
-Это же ночнушка!
-Какая ночнушка, это платье, очень женственное!
-Нет! Ася заваливает на кровати на спину и отбивается ногами.
Перед ней (мы видим ее глазами)зловеще, словно висельник, раскачивается проклятая ночнушка, звучат флейта и барабан, все громче и громче. Музыка резко смолкает, входит бабушка и говорит: "да ты что, это же ночная рубашка! Ты совсем уже с ума спятила"!

    Ася в школе. В нее летит жеваная бумага. Нужно сдавать контрольную. Мимо проходит мальчишка, сморкается в палец и попадает ей на тетрадь. Подробностей мы не видим, но он сморкается, после чего Ася что-то смахивает с тетрадки, даже не подняв головы.
Переменка в школе. Ася прячется в углу. Мимо проносятся клубящиеся дети. Крики, от которых Ася закрывает уши руками. Зеленеет с лица. Становится очень тихо, затем нарастающий звон колоколов.
     Звенит звонок. Все заходят в какой-то малогабаритный класс. Асе не досталось места, она весь урок стоит. Информатика. Асе не досталось компьютера. Она заглядывает через плечо, ее прогоняют.
     Дома Звонит телефон. Это мать.
-Ну, как твои успехи в учебе? (ее голос звучит глумливо)
-Нормально. (Ася говорит сдавленно).
-Почему я не вижу пятерок?
-Когда будут, увидишь.
-А когда они будут, когда они будут, я тебя спрашиваю, а?? Когда?? ( Мать срывается на визг)
-Не кричи. (Ася тяжело, старчески вздыхает).
-Я приеду, проверю дневник.

    Соло дневника. Переворачиваются страницы, останавливаются на развороте с двумя жирными, красными двойками. Звучат флейта и барабан. Под эту музыка Ася собирает вещи.


                                        ***

Ася в школе. Заходит в класс. На пороге одна из девочек бьет ее тяжелой дверью по ногам. Ася падает и рыбкой влетает в класс. Приземляется на четвереньки. Хохочут все, она слышит сначала хохот, потом какой-то невнятный шум, как в морской раковине. Все окрашивается зеленым светом. Ася поднимается на ноги, подходит к обидчице и закатывает ей оплеуху.
Все вокруг ахают. Раздаются голоса: "да как она посмела?! Кто? Эта обезьяна? Во, кикимора!
   Асю окружают и бьют все классом. Подбегает учитель химии, растаскивает свалку.
Класс. Идет урок. По партам кочуют записочки.
   Ася спускается по лестнице последней. Вид сверху, со стороны Аси. Внизу ее уже ждут.
Она поднимается и прячется в туалете. Курит и одну за одной, роется в своем ранце, что-то выбрасывает. Снова курит. Где-то пока вдалеке начинает звучать Ермен:
"По большой стране,
да с пустым мешком
пробирался ночью,
прятался днем,

по лесам  и оврагам,
по окольным путям,
по облысевшей земле
навстречу солнечным дням..."

Сигареты закончились. Опасливо  выходит и бежит по пустому коридору. Спускается по второй лестнице. Засады нет. Одноклассники стоят возле раздевалки. Это значит, что домой придется идти по снегу в тапочках. Ее пытаются схватить. Она снова бежит по коридору.
Выскакивает через запасной выход и попадает в засаду. Ее валят на снег и начинают бить ногами.
  Затем одна девица, в варенках, адидасе и со жвачкой ( мня, это, мня, ну ваще) командует: "поднимите Это"! Асю хватают и рывком ставят на ноги.
-Ты где была-то?
Ася смотрит волчьим взглядом.
-Мы тебя тут ждали-ждали, а ты где была? С учителем, который тебя спас? А?
Ася мотает головой.
-Да ладно! Что мы, не понимаем? Трахалась с химиком, да? Теперь у вас ребеночек родится. И он будет уродом!
С этими словами она начинает бить Асю ногами в живот.

Вокруг раздаются грязные смешки. Снег весь истоптан. Под ногами валяется Асина заколка.
    Появляется новая девочка. Бьет в морду кого-то, еще кого-то.
Слышен шепот: "это блатная, валим"! Толпа одноклассников редеет и рассасывается. Спасительница ведет Асю в раздевалку.
-Ну ладно, дальше сама?
-Ага.
-Все в порядке?
-В полном.
У Аси из локтя идет кровь. Прежде, чем одеться, Ася поднимается в кабинет медсестры. Дергает дверь. Закрыто. Из кабинета завуча выходит подтянутая женщина в возрасте.
-Что случилось?
-Да вот, тут...
-Драка?
-Ну так...
-Ну так! Сейчас напишешь заявление, все подробно изложишь, а после этого я дам тебе йод и пластырь.
Снова школа. Ася стоит возле дверей класса среди многих. Вокруг нее зона отчуждения. Кто-то, задумавшись, подходит близко, но его одергивают: "посмотри, кто рядом"! Торопливо отходит.
В классе ее окружают: "забери заявление, иначе мы твою сестру и всех родственников порежем"!
Ася смотрит исподлобья.
"Забери заявление, а то хуже будет"! Ася молчит.
     Дома Ася достает ту сумку, которая уже запакована. Затем выгружает из ранца учебники и кладет на их место еще несколько вещичек. Учебники запинывает под кровать.
Будильник. 7 часов утра. Утро синее, как вечер - снег.
   На часах 8:15. Толпа детей идет в школу. Ася отделяется от них и в условленном месте встречается с той девочкой, которая спасла ее во время драки.
-Ну и куда?
-А куда? В подвал только.
-Сейчас холод собачий, все подвалы затоплены.
-Давай поищем, куда деваться-то.
Заходят в подъезд, разматывают поволоку. Спускаются. Подвал затоплен. Слышно, как где-то капает вода.
-Ну я тебе что говорила?
-Значит, я пойду в другой, в третий, в десятый,  только не домой. Они там дневник проверяют и заставляют в школу ходить.
-А на что ты будешь жить?
-Буду собирать бутылки и сдавать их.
Затемнение на долю секунды. Подвал. Сухо, в общем не очень грязно. Палкой Ася цепляет и выкидывает в подъезд чьи-то колготки.
    Расставляет свои вещи, вместо шкафа -картонный ящик, вместо лежанки стелит в углу одеяльце.
   И вот Ася и ее подруга уже в церкви. Убирают свечные огарки, половину в коробку, половину потихоньку в карман. Начинается заупокойная служба.
Под ее звуки Ася и подруга с шоколадными конфетами в руках выходят из церкви. Съедают конфеты.
Уже вечер. Ася и подруга смотрят на Асины окна. Они все светятся.
-Посмотри, это твоя бабушка не спит.
Ася вздыхает.
-Она всю ночь спать не будет.
-Я не могу вернуться. Разве ты не понимаешь?
-Понимаю.
В молчании они идут в подвал. Там слышно, как хлопают двери и кто-то топает в квартире над подвалом. Ася достает из кармана огарки церковных свечей и зажигает их. Становится светлее. Под чьими -то шагами хрустит снег на улице. По подвалу носятся чудовищные тени.
Над головой страшно топочут и. судя по звукам, уронили гантель и катают ее по полу.
Слышна музыка:
"Горит свечи огарочек, гремит недальний бой.
Налей, дружок по чарочке, по нашей, фронтовой..."

Подруга уже ушла. Ася сидит, не раздеваясь, на одеяле. Военная песня сменилась Ерменом:
"По большой стране, да с пустым мешком,
пробирался ночью, прятался днем,
по лесам и оврагам, по окольным путям,
по облысевшей земле, навстречу солнечным дням..."

Ася ложится. Наблюдает за пауком на стене.
Ермен продолжает звучать:
"Не обмелеет река, не догорит уголек.
Одни рожали детей, другие шли на восток..."

В подвале послышались шаги и голоса. Они приближаются. Ася резко садится на одеяле.


Продолжение следует.

По стенам заметался луч фонарика, и мужской голос сказал: "спокойно, свои"!
Появилась подруга и какой-то парень.
-Ну, Кристин, вы даете стране угля"!
-А что она? Она мне помогла. Не в сугробе же спать!
-Ась, собирай свои рюкзаки, нечего тут делать тебе.
  Они вышли из подвала. Парень сразу отделился, махнул на прощание рукой и ушел.
-Это Серега. Моя мать попросила его сходить со мной.
-А зачем?
-Как зачем? подвал же, опасно же!
-Опасно у меня дома.
-Это ты так думаешь.
Они оказались перед дверью квартиры. Им сразу же открыли. Разобрали Асины вещички. Мать подруги обратила внимание на связку старых ключей и перочинный ножик.
-А это зачем?
-А этим она собиралась замки вскрывать, а ножиком -защищаться.
Мать подруги хохотнула: "вольтанулась девочка"! Это прозвучало очень по-зоновски. В этот момент виден тюремный стаж хозяйки. Камера крупным планом на шрамы в вырезе ее футболки и наколку на плече, слово "КОМС".*

И вот Ася уже отмывается в ванне.
-Спасибо, Кристин, в первый раз купаюсь в ванне.
-Как это в первый раз?
-Дома только душ и побыстрее, а то ломиться в дверь начнут.
Ася засыпала на чужой кровати. Вздохнула глубоко и тяжело. Ей на плечо легла теплая дружеская рука.
Мать Кристины какое-то время ворочалась и покашливала.
Часы показывают два часа следующего дня. Раздается кашель. Хозяйка проснулась.
-Доброе утро. Можно сходить в туалет?
-А ты что, все это время терпела?
-Конечно. Я боялась, что вас разбужу и вы будете ругаться.
-О, боже! Иди скорее!
Ася ринулась в туалет.
И вот она накормлена и отведена домой. Мать подруги разговаривает с бабушкой.
-Что же это такое?
-У нее двойки, наверное.
-Но из-за двоек не убегают в подвал!
-Ну. я не знаю. ее мама требует, может быть, слишком резко, она у нас -девочка впечатлительная.
-Послушайте, ну нельзя же так задалбливать ребенка!

И вот Ася снова в школе. Вокруг рыла, искаженные, как на картинах Пикассо. Они подкалывают ее: "сбежала из дома(басом, как тянущий магнитофон), сбежала из дома (пискляво).
    Лавочка в коридоре. Ася ставит свой рюкзачок и на секунду отворачивается. Протягивается рука и неслышно утаскивает его. И вот Ася ходит по всей школе и не может его найти. Школьные стены превращаются в крепостные, все дверные проемы замурованы кирпичами. Звучат флейта и барабан.
    Вдруг появляется маленький мальчик: "ты не рюкзак ищешь"?
-Да.
-Он в мужском туалете.
Ася видит, что во всех стенах, как в кукольном театре, отворились окошки, и показались хохочущие рыла.
     Ася выловила рюкзак из лужи и учебники из унитаза. Отнесла в библиотеку учебники. Затем мы видим, как они сушатся на батарее.
Ася с мокрым рюкзаком приходит домой. Подростковый голос за кадром: "сейчас нельзя выбрасывать, а то никто мне не поверит".
Дома оказалась мать с внеочередным визитом:
-Ты что, под дождь попала?
-У меня украли рюкзак и утопили в туалете.
-И правильно сделали! Да, да, правильно и мало тебе еще! Учиться не хочет, ни хрена не делает! Ничтожество!
Мы видим, как рюкзак сушится на балконе, прижатый прищепками. Затем Ася собирает в него вещи. Звучит Ермен:
"...по большой стране
да с пустым мешком
пробирался ночью,
прятался днем.
По лесам и оврагам,
по окольным путям,
по опустевшей земле
навстречу солнечным дням..."

И вот старая дача. Ася достает свою связку ключей и пробует один за другим. Звон ключей становится все громче. Ни один не подошел. Ася обошла дом, потянула за окно, оторвала от рамы кусок. Затем опустилась на корточки. Крупно - замок на дверях подпола. Одним ловким нажатием Ася открывает его без ключа и закидывает в подпол свои вещи. Еще одним нажатием снова запирает.
     И вот электричка открыла свои двери на вокзале. Ася подошла к ларьку и пересчитала мелочь. Негусто. Ей хватит только на нечто под названием "колокольчик шок". Шоколадный, наверное.
Слышен звон колокола. Ася разворачивает фольгу и моментально съедает шоколадный колокольчик. Теперь надо куда-то идти. Она зябко поводит плечами и идет вперед. Заходит в какой-то магазинчик, где есть столики, с вожделением смотрит на еду. Заходит в большой магазин. Жадно смотрит на деньги в руках одной из покупательниц. Еда и деньги крупным планом.
  Ася бредет по темным переулкам,  проходит мимо группы мужчин. Слышны тихие голоса, чирканье зажигалки. Они смотрят ей вслед, она поскальзывается и чуть не падает.
Идет. Ест снег. Сворачивает в тупик и ложится в сугроб. Мимо проезжает машина, осветив фарами, и снова тьма.

Продолжение следует.

Ася поднимается из сугроба и снова бредет. Резко:свет, шум. одновременно разная музыка из ларьков. Отчетливо слышен Цой:
"Постой, не уходи.
Мы ждали лета. Пришла зима..."
Это вокзал. Ася идет по залу ожидания. Она совсем маленькая под огромными сводами. Находит свободное место и засыпает. Неподалеку мечется во сне и говорит сама с собой не по-русски молодая женщина в узорном платке.
И вот уже Ася и эта женщина сидят с картонным плакатом: "помогите! Хотим есть"!
Ася бродит вдоль длинного прилавка и подбирает недоеденные бутерброды.
Звучит Цой.
Ася заходит в магазинчик и крадет булку. На каких-то задворках моментально съедает ее.
Ее и женщину в платке обступают цыгане. Они одеты в среднеазиатские халаты и платья с шальварами.
Звучит подходит еще одна женщина.
-Ты почему на вокзале?
-Мать. Бьет. ( Ася может говорить только тоненьким голоском. О матери - как о сатане. Много ли мог бы кролик сообщить о своих отношениях с удавом. Ася бледна, голосок слабый. Зато за кадром вполне уверенный подростковый голос: "как рассказать им об этом? Кто мне поверит? Кто поверит, что она на меня смотрит, и от этого я хочу умереть"?
Женщина-таджичка подсаживается к Асе: "У меня все умерли, дети и муж. Приезжай ко мне в Наманган, мой дочка будешь". Он говорит с сильным акцентом, вместо "дочка" получается "тхочка".
К Асе подсаживается цыган в тюбетейке:
-Поехали с нами в Самарканд.
-Как это?
-А так. Выходи за меня замуж и поедем.
Он смотрит на нее плотоядно. Ася снова бледна как смерть. Голосок за кадром: "как замуж? Мне же только двенадцать лет"?
После него подходит молодая цыганка: "что он тебе говорил"?
-Замуж звал и в Самарканд.
-У него уже есть жена и дочь -твоя ровесница.
-А если я за него не пойду, я с вами не смогу поехать?
-Нет, конечно.
Голосок за кадром.: "я не могу никуда ехать из Москвы, мое свидетельство о рождении у матери в квартире, а у меня и ключей-то нет".
Женщина в пестром платке оставляет Асе пакетик с пирожками и уезжает. Отчаливает поезд "Москва- Тащкент".
Отчаливает "Москва-Оренбург". Ася идет рядом с какой-то женщиной и прячет слезы.
Та ей говорит: "я бы взяла тебе к себе, но что я мужу скажу? Он будет против".

И вот Ася уже в милиции. Какая-то бомжиха говорит: "давай подержу твои пирожки".
Ася молча вцепляется в них. Ясно, что готова драться за еду.
Детская комната. Ася пьет чай. Разворачивает пирожки, нюхает, кривится и выбрасывает.
-И чего тебя понесло на вокзал?
-Мать .Бьет.
Ася говорит очень тихо и пискляво.
-Ну, то есть?
-Бьет. Мама.
Громко лязгают замки. Ася устраивается спать на деревянной лавке.
Утро. Является мать.
-Что же вы так запугали девочку, что она у вас бежит,  куда глаза глядят?
-Ой, да вы ее больше слушайте. Это такая фантазерка!
Женщина-инспектор переводит взгляд с одной на другую. В ее глазах читается вопрос:2кто же из вас врет".
И вот мать выводит Асю на волю, злобно выговаривая:
"проклятый бомж, цыганка, вонючка, я из-за тебя не выспалась, тварь"!
Привозит в свою квартиру.
-Иди, вымойся, бомж! Вонючка.
Ася снимает свитер. Мать демонстративно заживает нос:
"фу, ну и воняет от тебя"!

Ася дома. Появляется мать и везет ее к психиатру: "пусть тебе упекут  в психушку, в колонию, куда угодно.
Асе показывают кляксы Роршаха и  тихо смеется: "здесь отчетливо видна старуха в платке, рот у нее запал от беззубости".
Бабушка спрашивает: "ну, хоть расскажи, что там ты видела на вокзале.
-Бабусь, там в зале ожидания телевизор есть"!
Появляется мать: "о, ты слышала, слышала? А вы ваш телик даже не удосужились починить, живете как при каменном веке! вот она и сбежала от вас"!
Тайком от бабушки извлекает из хозяйственного шкафа свечку. Берет спички и свой набор отмычек. Ходит по району, проникает в подъезды и явно подыскивает подвал.
Возвращается домой.
-Что это у тебя?
-Ничего, так...
-Мама, ты смотри. твоя внучка что-то темнит!
-Что там еще такое?
-С пакетом каким-то пришла, ну-ка, что там у нее"?
-Ничего.
-Нет, изволь объяснить, зачем тебе свечка и ключи, а?
-Не важно.
-что значит "не важно"? Ты будешь говорить или нет?
-Нет!
-Мать, это бесполезно. Ты же видишь, матерый уголовник растет!
-Да, ты права, тут профессиональный следователь нужен.
-Я просто предпочитаю своим не доверять. ( Ася произносит это немного сдавленно, но с убежденностью).
-О, вот тебе пожалуйста! что я говорила, а? Что я говорила? Уголовник!
-Да, видимо, ты права.

Закапала капель, стаял снег, распустились на деревьях почки. Все это моментально. Ася снова выгуливает Вику.
Они долго идут вдоль шоссе, забредают в какую-то рощицу. Ася обмахивается от жары газетой. Сглатывает слюну. Видит крошечный, но явно глубокий пруд, спускается к воде и пьет, зачерпывая ладонями. В воде мирно плещутся бежевые "Жигули".
Новая прогулка. Станция метро "Чертановская". Ася и Вика углубляются в лес. Ася обмахивается той же газеткой. В лесу безлюдно, раздевается до пояса. Услышав голоса, чуть прикрывает плечи кофточкой. За деревьями проходят мимо какие-то мужики. Ася снова раздевается. Идут по лесу. Вика непривычно тихая, вжала голову в плечи и озирается. Молчит. Ася одевается, и они выходят на Севастопольский проспект, пройдя парк насквозь.

                              ***

Дверь квартиры, где живет Ася и ее родственники. Приклеена бумажка "звонок не работает, стучите". Мать стучит три раза и заходит. Ее могучие бедра обтянуты трикотажными шортами ядовито-зеленого цвета, грудь тестом вываливается из топика ярко-алого цвета со шнуровкой посередине. Довершают это дело огромные солнцезащитные очки и широкополая шляпа. Губы покрашены коричневой помадой.
   Через секунду. хотя на самом деле прошло куда больше времени, дверь с бумажкой "звонок не работает, стучите" открывается. Выходят мать и Вероника, наряженная в таком же стиле, видно, насколько она меньше ростом тоже невысокой матери. Крупным планом -горб на спине Вероники, поворачиваем ее, резко. Грудь без лифчика свисает до живота. При ходьбе колышется.
    Мать идет, гордо вскинув подбородок. Вероника далеко выбрасывает вперед ноги и подается всем телом, клюя воздух огромным подбородком, на котором виден черный пух ( крупный план). Правую руку она держит приподнятой, разглядывая ладонь.
   Вечер. На стуле грудой усталого тряпья свалены топики и шортики.
   кто-то приближается к двери по лестнице. И вот надпись крупным планом: "стучите"!!! план укрупняется, еще больше " СТУЧИТЕ"!!! Несколько пар ботинок долбят в дверь, слышен мальчишеский смех и топот убегающих ног. Дверь, а она деревянная, буквально гнется.
что-то падает и разбивается на кухне. Ася роняет книгу. Вероника режет палец.
    На лестнице уже никого нет. Дверь с записочкой открывается и тихонько закрывается.
Открывается и выпускает Веронику в шортах. Этот младенец с телом взрослой женщины подходит к старику, сидящему на лавочке у подъезда и начинает показывать игрушечную машинку, она заводится и ездит. Старик улыбается, кивает и хватает Веронику за грудь.
    Дача. Мать приносит серого котенка. Ася копает яму. Котенок лакает молочко. Ася копает. Вдалеке лают собаки. Ася копает. По дороге пробегают несколько дворняг. Ася все копает яму.
    Мать, брызжа слюной, орет на бабушку. ( "звучит Monk Berry Moon Delight"). Бабушка, трясущимися руками капает себе валокордин и орет на Веронику. Кошка забивается под диван. Вероника убегает к забору, достает из куч и веток пластиковый сверток. Разворачивает, достает нож. Наживает на кнопку, выскакивает лезвие. Вероника начинает наносить себе порезы. Ася копает яму.
  Сцена, начиная с ора матери, повторяется несколько раз, только с каждым разом у Вероники все больше шрамов, видно, что рядом со старыми появляются все новые и новые. Ася копает яму. Собаки перелаиваются вдали. Кошка удирает с крыльца в кусты.
    Рассвет. На часах пять утра. Серая кошка, она уже немного подросла, идет по грядкам. Навстречу ей глухо ворчащая стая дворняг. Кошка уверенно идет прямо к ним. Затемнение, громкое рычание и предсмертный вопль. На объектив камеры летят брызги крови, светлеет.
Кошка лежит мертвая. Ася копает яму, только уже другую.
    А в своей яме она читает. На могиле кошки посажены цветы и сидит большой дикий кот. Навещает.
   Ася читает в яме. Мать орет на бабушку, бабушка орет на Веронику, нож. Новые и новые разрезы. Ася читает в яме книжку "Позабытые острова".    
    Город. Ася и мать страшно ругаются. Слышно: "я тебя ненавижу, ты мне не мать, ты мне никто, пошла вон, сука"! Асю такой мы еще не видели. Она дымится. Мать, тоже заметно дымясь: "ах, так! Ну и ходи тогда в лохмотьях"! Она хватает и сгребает в сумку все мало-мальски приличные вещи и уезжает, хлопнув дверью.
    Ася идет  в школу в детских полусапожках. Видно по походке. насколько они ей малы. Курточка на ней невообразимая, старые джинсы кротки и узки.
   Ася дома. Она в одних трусах. Открывается дверь ее комнаты, заглядывает ухмыляющийся дедушка: "ну, как дела"? Ася визжит, заслоняется кофточкой и захлопывает дверь. Эта сцена повторяется несколько раз, затем происходит разговор с бабушкой.
-Ба, дед все время поглядывает.
-И что?
-Я замок на свою комнату повешу.
-Хорошо, я поговорю с ним.
Вечер.
-Ася, дед сказал, если ты повесишь замок, он тебя вместе с замком и всеми твоими манатками на улицу выкинет.
   Мать приносит котенка.

    Мать, развалясь на диване, говорит по телефону с бабушкой: "какие у нее оценки, у этой безмозглой твари? Ну, какие? Она же не хочет учиться, она же ничего не хочет, только из-за своей гноящейся морды причитает перед зеркалом! Шлюха в ближайшем будущем!  
-Ну. мы не требуем от нее пятерок...
-А надо требовать! НАДО!  ТРЕБОВАТЬ! ( голос матери похож на звук электро-пилы).
-Но как же...
-А так! Очень просто! У нее в день по семь-восемь уроков, значит, без восьми пятерок пусть не приходит домой!
-А куда же она пойдет?
-Это меня не волнует! Меня волнует ее аттестат, пусть идет куда хочет, но в институт чтоб поступила!
   В квартире бабушки беснуется Вероника. Шум невообразимый. Горбатая карлица, мотая вислыми грудями и мелькая меховыми коленками, мечется по квартире. Глаза карлицы полыхают безумием. Она что-то говорит, при этом ее рот похож на ящик. С точки зрения Тани вы видим, как нижняя челюсть карлицы становится деревянным ящиком, который движется туда-сюда.
-Бабушка, ее надо убить!
-Но она же не виновата, что такой родилась.
-Все равно убить! Закопать живьем! Всех психов уничтожать, уничтожать, уничтожать!!!
Таня выкрикивает это "уничтожать" лающим голосом, ритмично и страшно.
-Танюша, но ведь так поступали фашисты.
-Значит, я с ними и за них!
-Но ты же -хорошая девочка...
  Ася молча забивается в угол. Она - хорошая девочка, но что-то здесь не так. "Рыбка ее ума бьется об лед" -произносит закадровый голос ( мужской). И мы видим бьющуюся об лед рыбку.Слышка композиция группы "Кооператив Ништяк" :
"...С детства учили, что нужно быть щедрым,
скпых и убогих рублем одарять.
чтобы, богатства в мешки насыпая,
брезгливо смеялись, пока мы все спим.
И, обнаглев от предчувствия рая,
стегнули кнутом и погнали нас в Рим."


    Со двора прибегает кот и забивается под кровать. Из=-под хвоста у него течет кровь.
По двери с надпись "стучите" раздается стук, затем слышен выстрел, и стекло в Асиной комнате покрывается пулевыми отверстиями. Внизу колышутся чахлые кусты. С пневматической винтовкой в руках убегают хохочущие ребята, пересмеиваясь между собой: "круто мы врезали этим гоблинам"!
-Точняк! Карлик и Прыщавая наверное, обосрались до ушей!
-Карлик ест говно!
-А Прыщавая говном свою харю мажет!

Вдалеке негромко звучит "Volk Ans Gewehr"Reichskammermusik.
Школа. По лестнице идет горбатая девочка. Вдалеке лают собаки, и высокий крепкий старшеклассник так их боится, что начинает плакать. Над ним грубо хохочут.
     На первом этаже вдесятером бьют очкарика.
    Пинками гоняют чахлого пацана в обносках и с жабьей мордой. Когда от него наконец отстали, он плюнул на голову Асе. С криком разъяренной тигрицы она бросается на него. В озверении они колотят друга головой вами об стену.
   Их разнимает учитель. К Асе подходит высокая стройная девочка с косой. Ася в обносках, лицо в чирьях, рядом с ней вообще выглядит как крыса рядом с лебедем.
-Ась, а что вы все с Фоминым ссоритесь? Вы же друг другу подходите. Ты -обезьяна и он - жаба. Миритесь, дураки.
В глазах Аси неистовое бешенство. Она вцепляется девушке в горло. Их снова разнимают.
Дома.
-Асенька, мама велела передать, чтобы ты без семи пятерок из школы домой не приходила.
Ася звонит из школы: "бабушка. семи пятерок нет, я не приду"!.
-Иди домой, я с мамой поговорю.
Дома.
-Проходи. Но помни, что мама сказала. Если ты будешь отбиваться от рук и своевольничать, она Веронику отдаст в психушку. Бедная девочка -твой заложник! Ты понимаешь, что если она исполнит свою угрозу, это будет целиком и полностью твоя вина. Ты не сможешь с этим жить!
Ася катается по кровати от дикой головной боли, сжимает руками виски и воет, выпучив глаза. Корчится, временами дико кричит.
Слышно "Volk Ans Gewehr".
Бабушка заходит к ней в комнату: "попробуй анальгин". Ася глотает таблетку, затемнение, прорезаемое молниями, свет и Ася снова корчится и кричит еще страшнее.
-"Вот цитрамон".
-АААААААААА ( сжав руками вискИ). Не помогло.
Дверь комнаты открывается и закрывается, бабушка входит и снова выходит за очередной таблеткой ( ускоренно много раз). Ася страшно кричит. Крупным планом ее глаза, покрытые сеточкой очень ярких красных сосудов. Мы видим, как один из капилляров лопается. Асин крик становится нечеловеческим, теперь она держится рукой за больной глаз и сучит ногами.
Кот лысеет. Только что он сидел на стуле, спрыгнул, и осталась кучка кошачьей шерсти.
     Ася еще подвывает от боли, когда из-за стенки слышится передача по радио про Чикатило. Ася осторожно поднимается, хватается за голову, исказив лицо от резкого болевого удара. До соседней комнаты она доходит уже фиалковая от боли, усаживается возле приемника и выздоравливает. Диктор рассказывает о том, как Чикатило выедал женщинам матки. Глазами Аси мы видим мать с окровавленным животом.
Школа. Ася выдирает из волос жвачку, ищет свой рюкзак, находит его в подвале.
Дома лысеет кот. Кто-то снова лупит ногами по двери и стреляет по другому окну.
У Аси снова приступ. Она корчится уже одна, кричит. Крупным планом лопающиеся капилляры глаз и словно фото глаза, плачущего кровью.
    Кот уже едва жив. И вот его больше нет. Рука бабушки или деда ( не важно) убирает пыльные миски с засохшей едой. Тряпка проходится по углу, где раньше питался кот.
Мать прикармливает собаку. Здоровенная рыжая дворняга теперь живет в подъезде. Видно, что она беременна. В подвале пищат щенки. Звучит "Volk Ans Gebehr".
Веронику избивают во дворе. Ася выбегает, гонится за кем-то из обидчиков, спотыкается, падает и ударяется о ступеньки крыльца. Удар пришелся на переносицу. Нос распухает, под глазами возникают черные круги.
Мать ведет Асю в другую школу и верещит: "идиотка, дебилка, в этой школе три дня в неделю учатся, если тебя по малолетству не возьмут, отдам к дебилам, там тебе самое место, ничтожная тварь"! Ася угрюмо молчит. Мимо едет пустой трамвай. Мать продолжает: "посмотри на себя, у тебя оба глаза подбиты, ты выглядишь как подвальная шлюха! Да ты такая и есть!
Ася сверкает глазами: "я тебя сейчас столкну под колеса"! Мать резко смолкает и слышно только трамвай среди полной тишины. Ася думает ( закадровый голос):"ну я же не могу ей сказать, что защищала Веронику, как это можно -сказать ЕЙ"!? Трамвай прогрохотал мимо, слышен "Кооператив Ништяк":
"...тихо возьмешь в руки серый мой пепел,
сумрачно небо блеснет неземным.
Пепел подхватит порывистый ветер
и под дождем понесет меня в Рим".
В подвале копошатся слепые щенки. Бабушка беседует с Асей: "пойми, от щенков надо избавиться ,соседи очень ругаются из-за этой псарни в подвале".
-Скажи спасибо мамаше!
-Что теперь поделаешь, такая она у нас, немного безответственная.
-И как же мы от них избавимся? Кто их возьмет, кому они нужны?
-Я думала об этом и вот что решила. Ты должна их утопить.
-Чтоо???
-Так надо, иначе Веронику будут еще хуже обижать. Ты же умная девочка, должна понимать, что она -заложник.
Ася и дедушка с ведром и фонариком крадутся в подвал. Характерные подземные звуки : гулкие шаги, капает из какой-то подтекающей трубы. Пищат слепые щенки. Дедушка держит ведро и отворачивается. Ася топит, одного за другим. Звучит "Volk ans".
   Самый маленький щенок все время кусает Асю за ногу. Она не отгоняет его. Топит последним. Выплескивает воду со щенками в угол. слышен звук, будто полощут горло. Щенки отплевали воду и выжили.
Дед мандражирует:"что-то надо делать! Нас здесь застукают, еще и слухи пустят! Давай быстрей думай, быстрей соображай давай, ну быстрей же"! Ася берет какую-то глыбу, обрушивает на щенков и залезает сверху. Слышен хруст костей.
Вероника гуляет во дворе, стоит, о чем-то замечтавшись. Она в безопасности.
Ася выходит во двор, ее обступают маленькие мальчишки и рассказывают: "там кто-то щенков убил, а двое еще дышали, когда их нашли. И эту собаку живодеры забрали, вот"! У пацанов горят глаза. Асины же глаза совсем стальные, лицо абсолютно непроницаемое.

     И вот Ася в черных джинсах с цепью на боку. Она торгует на рынке беляшами. Затем стоит за прилавком, на котором разложены шмотки. Считает деньги. Закадровый голос: "для начала нужны деньги". Звучит "Volk Ans Gebehr". Идут кадры из программного фильма Ленни Риффеншталь, мы видим замечтавшуюся Асю с купюрами в руке.
Школа. Та самая, из ее воспоминаний. Ася идет  вдоль ряда, но все свободные места моментально становятся занятыми. Одноклассники кладут на свободный стул сумки и глядят в глаза принципиально.
Идут кадры из филма "Собачье сердце":...револьверы у самих найдутся...".
Ася, одетая во все черное, курит травку. Крупными планами ложечка, пачка "Беломора" и маленький пакетик со шмалью.
  Это незнакомая ранее квартира, на книжных корешках в шкафу надписи: Троцкий, Гитлер, Сталин. На двери платяного шкафа портрет Йозефа Геббельса. Курящая рядом девочка во всем черном одурело хихикает. Ася, наоборот, очень серьезна. На полу стоит клетка с серой крысой, которая перебирает лапами, держась "руками" за прутья. Крыса -крупный план. Звучит "Volk Ans". Крыса марширует на месте.
Затем один из последних кадров "Собачьего сердца", где заведующий подотделом отчистки громит кого-то с трибуны. Фигура Шарикова во Френче сменяется Асей во френче и звучит "Volk ans".
Ася мысленно видит одетых во френчи и вооруженных девочку-горбунью, мальчика, который боится собак, очкарика, которого избивали и еще множество незнакомых людей. С каждым из них что-то не так. Хромые, горбатые, уродливые, кривоносые, одноглазые. Большой плакат "Реввоенсовет". Внизу на площади толпа с факелами. Звучит "Volk Ans", теперь совсем громко.
  

© Анна Новожилова, 02.03.2012 в 11:03
Свидетельство о публикации № 02032012110314-00258051
Читателей произведения за все время — 87, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют