Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 406
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 405
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Стихийность стихов на примере некоторых авторов портала (Литературный обзор)

1. Как известно, древнегреческие философы (большинство по крайней мере) выделяли четыре основные стихии: огонь, вода, земля и воздух.
   На основе этих стихий строились определения, классификации, способы взаимодействия. Таким образом, стихия, потому и была "перво", что она являлась первопричиной, движущей силой, неким определителем явления, объекта, субъекта. Хотя, наверное, правильнее говорить о сочетании и пропорциях стихий. С такой точки зрения мы решили подвергнуть исследованию творческий багаж Р.Карапетьяна на наличие первостихий в его творчестве.
  
   * * *
  
2. Статистический анализ стихов Карапетьяна за 2010-2012 год показал наличие в его стихах следующего количества первостихий (Таблица 1):
  
   Огонь 9
   Воздух 13
   Вода 19
   Земля 27
  
   Всего было отработано 189 стихов, включающий в себя 11634 слова (в том числе союзы, частицы и т.д).
  
   Следует отметить, что в выборку вошли только те стихи, которые можно было бы отнести к разделу "Лирика". Смешение жанров, по нашему мнению, привело бы к непозволительному искажению картины, поскольку жанр и язык неразравно связаны друг с другом.
  
   * * *
  
   3. Мало получить, какие-то цифры. Надо их как-то проанализировать. Можно, конечно, говорить о пропорциональном соотношении стихий в творчестве Карапетьяна и сделать вывод о некоторой "приземленности" его поэзии и наличии большого количества воды. Однако, в языке мы имеем дело не просто с каким-то количеством слов, но и с их частотным использованием, отклонение от которого как раз и говорит нам что-то о языке автора.
   Интерактивный словарь синонимов (http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/), дает нам такую раскладку по частотности использования первостихий (Таблица 2):
  
   Частота употребления слова «огонь» составляет 35017 раз на 300 млн. слов.
   Частота употребления слова «вода» составляет 80269 раз на 300 млн. слов.
   Частота употребления слова «земля» составляет 78389 раз на 300 млн. слов.
   Частота употребления слова «воздух» составляет 41041 раз на 300 млн. слов.
  
   Сведем таблицы к одному знаменателю (количество слов на 300 млн) и получим (Таблица 3):
  
   Р.Карапетьян 2010-2012
   Огонь 232078 раз на 300 млн.слов.
   Вода 489943 раз на 300 млн.слов.
   Земля 696235 раз на 300 млн.слов.
   Воздух 335224 раз на 300 млн.слов.
  
   * * *
  
   4. Теперь делаем еще один шаг, сравнивая полученную таблицу со стандартной частотой употребления и получаем (Таблица 4):
  
   2010-2012 (11634 слов)
   Огонь 6.6
   Вода 6.1
   Земля 8.9
   Воздух 8.17
  
   Коэффициент из таблицы 4 показывает, во сколько раз частота употребления первостихии поэтом Карапетьяном больше среднестатистическог­о­ употребления этой же стихии. Обратите внимание, что соотношение коэффициентов уже несколько иное, нежели соотношение исходных чисел в Таблице 1. Например, если в первой таблице соотношения огня и земли было, как 1 к 3, то в итоговой разница уже как 1 к 1.35
  
   * * *
  
   5. Однако, не следует забывать, что поэтическая речь сама по себе является более насыщенной, нежели прозаическая, поэтому более частое (в 6-8 раз) употребление некоторых ключевых понятий - не удивительно. Тем паче, если эти понятия являются первостихиями, память о которых уже генетически заложена в нашей культуре.
  
   И тут логично вытекает еще один шаг - сделать сравнительный анализ полученных результаты, с результатами, полученными таким же способом на другом материале. Например, мы получили сводную таблицу частотности первостихий в творчестве Карапетьяна, но уже за 1990-2006 год (Таблица 5):
  
   1990-2006 (10011 слов)
   Огонь 239736 - 6.8
   Вода 299670 - 3.7
   Земля 419538 - 5.4
   Воздух 269703 - 7.2
  
   В таблицу включено количество слов на 300 млн и коэффициент сравнения со среднестатистическим­ использованием этих терминов.
   Сравнивая таблицы 4 и 5 можно уже говорить о некоторых тенденциях в творчестве поэта. Так например, заметно, большое увеличение количества воды (в 1.7 раз). Также можно говорить о более приземленной сущности стихов (почти в 1.65 раз). Отклонения стихий воздуха и огня - довольно незначительны (0.97 и 1.13 соответственно).
  
   * * *
  
   6. Еще, один ход, могущий дать какую-то информацию, это сравнительный анализ творчества разных авторов. Так, например, мы получили еще несколько таблиц первостихий по творчеству различных известных авторов портала (и не только):
  
   Таблица 6 Нина Новикова (2977 слов)
   Огонь 0 - 0
   Вода 302317 - 3.8
   Земля 403090 - 5.1
   Воздух 201545 - 4.9
  
   Таблица 7 Ульяна Яворская (5659 слов)
   Огонь 159038 - 4.5
   Вода 53012 - 0.7
   Земля 159038 - 2.0
   Воздух 53012 - 1.3
  
   Таблица 8 Инна Лиснянская (5351 слов)
   Огонь 392450 - 9.6
   Вода 336385 - 4.2
   Земля 504578 - 6.4
   Воздух 448514 - 10.9
  
   Наверное, следует обратить внимание на насыщенность стихотворного языка известной замечательной поэтессы Инны Лиснянской.
  
   ИННА ЛЬВОВНА ЛИСНЯНСКАЯ — русская поэтесса. Родилась 24 июня 1928 года в Баку. Публикует с 1948 года оригинальные стихи и переводы из азербайджанской поэзии. Участвовала в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1979), вместе с Семеном Липкиным и Василием Аксёновым вышла из Союза писателей СССР в знак протеста против исключения из него Виктора Ерофеева и Евгения Попова, в течение 7 лет публиковалась только за рубежом. Лауреат Премий журналов «Стрелец» (1994), «Арион» (1995), «Дружба народов» (1996), «Знамя» (2000), Государственной премии России (1998), премии Александра Солженицына (1999) — «за прозрачную глубину стихотворного русского слова и многолетне явленную в нём поэзию сострадания», премии «Поэт» (2009).
  
   * * *
   7. Кстати, рассматривать эти первостхийные таблицы наиболее удобно в виде фигур по предложенной Аристотелем схеме (хотя сам Аристотель о координатах тогда еще не додумался), где огонь располагается вверху, земля - справа, вода - снизу и огонь - слева. (смотреть рисунок ниже статьи)  

   8. Сразу хотим, заметить, что наше исследование имеет отчасти спекулятивный характер. Так, например, при изучении статистики первостихий, имело бы смысл включить дополнительный набор понятий, являющихся проявлением этих первостихий: жар, дождь, камень, небо, ветер и т.д, поскольку автор может широко пользоваться набором различных эпитетов. Так например, в Таблице 6 (Нина Новикова) мы имеем нулевое количество по стихии огня (что, кстати, отчасти вызвано небольшой выборкой стихов), что можно интерпретировать, как некую холодность. Однако, включение в выборку, например, "солнце" дает 4 слова на 2977 слов выборки, то есть 403090 слов на 300 млн. против среднестатистическог­о­ 35574 раза на 300 млн.слов. То есть частотность "солнца" в новиковских текстах превышает среднюю в 11.33 раза!!!
  
   Кроме того, для упрощения примера, мы брали в расчет только существительные, оставив в стороне прилагательные, глаголы и т.д., которые, несомненно, тоже могут выступать, как носители значений первостихий ("мокрый", "водный", "пылающий", и т.д.)
  
   * * *
  
   9. В процессе работы, нашей группой было зафиксировано еще несколько возможных интересных тем для будущих выборок:
   а) НЛП-выборка (проверка текста на визуальность, кинестичность, аудиальность)
   б) Цветовая гамма текста
   в) Различные дуальные пары: жизнь-смерть, явь-сон, любовь-ненависть
  
   * * *
  
   10. "Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется". Но приходится работать с тем, что есть. Язык это волшебная призма, через которую мы смотрим на мир, а мир смотрит на нас. Скажи мне, какими ты словами пользуешься, и я тебе скажу, кто ты."Мы есть то что едим". Но еще мы есть то, что говорим и думаем. Так давайте иногда задумываться о том, как и чем мы хотим одарить человечество. Одаряя тем самым, по большому счету, себя.

   * * *

Полная версия рисунка с диаграммами: http://pics.livejournal.com/rustasha/pic/0001awgh

© Карапетьян Рустам, 28.02.2012 в 03:04
Свидетельство о публикации № 28022012030444-00257346
Читателей произведения за все время — 136, полученных рецензий — 2.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Алёна Мамина
Алёна Мамина, 29.02.2012 в 10:20
Душа моя, Рустам!
Как хорошо, когда есть такие умные люди, которые могут детально разобрать и доходчиво объяснить такие важные и интересные вещи! :)
Я даже не знала, что можно сделать такой анализ творчества.
Думаю, не одной мне это будет интересно и полезно.
Можно меня тоже исследовать? ;)
Спасибо за толковый обзор и доступную подачу информации.

Тёпленького всего,

^_^

Карапетьян Рустам
Карапетьян Рустам, 29.02.2012 в 11:53
Душа моя, Алена! Как я уже заметил в своем "типа-исследовании" - процент воды в моих стихах вырос. Так же велик он и в статейке:)

Стат.методы для анализа текстов давно уже разработаны, просто пользуют их профессионалы на профессиональном же материале. Жемчужное зерно, которое я хотел показать (ежли оно есть), это то, что какие-то, хотя бы простые методы можно пытаться применить к себе - это интереснее, чем к Пушкину :) А стихии - взяты, больше для заманухи :)

Что касаемо, ваших стихов, давайте так: вы пришлете мне их одним файлом - потому что мне копировать по одному - долго и нудно, и я вам результат озвучу - это без проблем.

Яворская Ульяна
Яворская Ульяна, 16.03.2012 в 15:23
о как. И молчит себе главное. А откуда ты делал выборку?  Странно, вроде у меня везде море, волны, а оказалось, огненная вся такая из себя))))
Карапетьян Рустам
Карапетьян Рустам, 17.03.2012 в 04:44
Ох, и не помню уже точно - кажется с графоманов брал твои работы 12 года. А не сообщил - ты болела долго, а потом я уже в запарку ушел и про эту статью забыл
Яворская Ульяна
Яворская Ульяна, 17.03.2012 в 05:14
Мдя... Результаты не радуют. А там берется, например, само слово огонь или еще к нему относящиеся?
Карапетьян Рустам
Карапетьян Рустам, 17.03.2012 в 08:41
Только "огонь", "огня" и т.д. В п.8 там про спекулятивность выборки говорится. Статья ж не про стихии на самом деле, а про возможность самоисследования :)
Яворская Ульяна
Яворская Ульяна, 17.03.2012 в 13:18
Да, я читала про солнце и так далее. Немного успокоилась. )))

Это произведение рекомендуют