Николай Иванович Костомаров (4 [16] мая 1817, Юрасовка Воронежской губернии — 7 [19] апреля 1885) — общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, современник, друг и соратник Тараса Шевченко.
Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем
Родился он 4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне село Юрасовка, Ольховатского района Воронежской области).
Затем он поступил в воронежскую гимназию и, окончив здесь курс, в 1833 году стал студентом Харьковского университета.
В 1840 году Костомаров выдержал магистерский экзамен, а в конце 1843 году представил в факультет работу под названием «Об историческом значении русской народной поэзии», которую и защитил в начале следующего года.
Немедленно по окончании своей диссертации Костомаров предпринял новую работу желая побывать в местностях, где происходили описываемые им события из времен Богдана Хмельницкого, стал учителем гимназии сперва в Ровно, затем (1845) в Первой киевской гимназии.
В 1846 году совет Киевского университета избрал Костомарова преподавателем русской истории, и с осени этого года он начал свои лекции, вызвавшие сразу глубокий интерес слушателей.
В Киеве, как и в Харькове, около него составился кружок лиц, преданных идее народности и намеревавшихся проводить эту идею в жизнь
С целью распространения этих идей дружеский кружок преобразовался в общество, получившее название Кирилло-мефодиевского братства и это переполнило чашу терпения российской жандармерии.
Ведь в их понимании и согласно законам Российской империи само Кирилло-Мефодиевское братство было тайной политической антикрепостнической организацией, созданная по инициативе Н. Костомарова в декабре 1845 — январе 1846 года в Киеве.
Организация была названа в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
В состав братства входили молодые интеллигенты Киевского и Харьковского университетов: Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, А. Навроцкий, В. Белозерский, Н. И. Гулак (родственник В. И. Вернадского по матери) и другие. Значительное влияние на идейное формирование членов общества и их практическую деятельность оказывал Т. Г. Шевченко, который присоединился к обществу в апреле 1846 года. Осенью 1846 года количество членов тайного общества составляло 12 человек.
В братстве существовало два течения: либерально-буржуазное (эволюционное) и народно-демократическое (революционное). Соглашаясь в отношении общих принципов, участники этих групп расходились в вопросе о том, что считать первоочередным и главнейшим. К первому направлению принадлежали Н. Костомаров, В. Белозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчиков, П. Кулиш, М. Савич. Они провозглашали единство и братство славян, важность развития украинской культуры. Революционно-демократические взгляды разделяли Т. Г. Шевченко, Н. Гулак, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.
3 марта 1847 года студент Киевского университета О. Петров донёс властям о тайном обществе, которое он выявил во время одной из дискуссий, которые проводили «братья». В марте — апреле братство было разгромлено жандармами, и большинство членов заключено в тюрьму или сослано. Шевченко отдан был в солдаты, Костомаров сослан в Саратов.
Возвратиться к литературной, научной и преподавательской деятельности они смогли только в 1850-х годах
Но, после падения Российской империи, когда были на короткое время отрыты ее архивы, в том числе и архивы политической полиции историками были изучены материалы дела и изобличавшие участников товарищества документы. Частично эти материалы с 1918 по 1959 года, были опубликованы, в разных, но мало распространенных академических изданиях.
Ч. II. арк. 182 — 191. Автограф М. I. Костомарова. См. также док. № 332. Ч. III.
Опубл.: Наше прошлое. — 1918. — № 1. — С. 1 — 21, укр. языком.
Частично опубл.: Яворский М. Украина в эпоху империализма. — Х., 1924. — С. 354 — 355.
Опубл.: Зайончковский П. А. Кирилло-мефодиевское общество. — М., 1959. — С. 149 — 159.
Кирилл-Мефодиивске общество: В 3 т. — К.: Наук. мысль. 1990. — Т. 1. — С. 152-169.
Для нас же, как любителей российской истории, в связи с этим эпизодом в биографии Н. Костомарова, будут интересны его истинные, не подцензурные взгляды на историю, религию, взаимоотношения трех славянских народов ( поляков, украинцев и великороссов) высказанные им в форме пророчества.
А всего его мысли были им сформулированы в так называемых «КНИГАХ БЫТИЯ УКРАИНСКОГО НАРОДА»
В материалах уголовного дела на членов Кирилло - Мефодиевского товарищества сохранились сделанные судебными чиновниками выписки их этих книг.. Они, по мнению следователей и судей как раз и свидетельствовали о тайной деятельности Н. Костомарова и его сотоварищей направленной на подрыв Российской империи.
Поэтому, я и предлагаю всем вам, уважаемые читатели, познакомится с этими исключительно интересными историческим документом.
Прошло уже почти 167 лет от описываемых тут событиях, а как актуально и по современном с оглядкой на мировую политики и, особенно на политическую ситуацию в Украине звучат эти мысли Н. И. Костомарова!.
№ 145
в 1845 г. конец — в 1846 г.
— СПИСОК «КНИГИ БЫТИЯ УКРАИНСКОГО НАРОДА» М. I. КОСТОМАРОВА, ЧТО БЫЛ ИЗЪЯТЫЙ У М. I. ГУЛАКА Во время ОБЫСКА В ОЛЕКСИИВСКОМУ РАВЕЛИНЕ 2 АПРЕЛЯ в 1847 г.
ЗАКОН БОЖИЙ
Переписано Костомаровым, найдено в бумагах Гулака
1. Бог, создав мир: небо и землю и населил всякими тварями и поставил над усею тварью мужчины и говорил ему плодиться и множиться и постановил, чтобы род человеческий поделился на колени и племена, и каждому колинови и племени даровав край жить, чтобы каждое колено и каждое племено искало бога, который от мужчины недалеко, и поклонялись бы ему все люди и вировали в его, и любили его, и были бы все счастливи.
2. Но род мужской забыл бога и отдався диаволу, и каждое племено измыслило себе богов, и в каждом племени народы повидумували себе богов и стали за тех богов биться, и начала земля поливаться кровью и усиватися пеплом и костищами, и на всем мире произошло горе, и беднота, и болезнь, и несчастя, и несогласие.
3. И так наказал людей справедливый господь потопом, войнами, а хуже всего — неволей.
4. Потому что един есть бог истинен, и един он царь над родом мужским, а люде как поделали себе много богов, то с тем вместе поделали много царей, потому что как в каждом углу был свой бог, так в каждом углу стал свой царь, и стали люде биться за своих царей, и пуще стала земля поливаться кровию и усиватися пеплом и костищами, и умножилось на всем мире горе, беднота и х[в]ороба, и несчастя, и несогласие.
5. Нет второго бога, только один бог, который живет высоко на небе иже вездес[ущ]ий духом святым своим, и хоть люде поделали богов в фигуре звериной и мужской со страстями и похотями, а то не боги, а то страсти и похоти, а правил над людьми отец страстей и похотей человикоубийця диавол.
6. Нет второго царя, только один царь небесный утешитель, хочь люде и поделали себе царей в фигуре своих братьев-людей со страстями и похотями, а то не были цари правдивые, потому что царь есть то такой, который правит над всеми, должен быть более умный и самый справедливый сверх всех, а более умный и самый справедливый есть бог, а те цари со страстями и похотями и правил над людьми отец страстей и похотей человикоубийця диавол.
7. И те цари лукавые побрали из людей таких, которые были сильнее или им нужниши, и назвали их панамы, а вторых людей поделали их невольниками, и умножились на земле горе, беднота и болезнь, и несчастье, и несогласие.
8. Два народы в мире были более остроумны: евреи и греки.
9. Евреев сам господь выбрал и послал к их Моисея и постановил им Моисей закон, который принял от бога на горе Синайский, и постановил, чтобы все были уровни, чтобы не было царя между ними, а знали бы одного царя — бога небесного, а порядок давали бы судьи, которых народ выбирал голосами.
10. Но евреи выбрали себе царя, не слушая старца святого Самуила, и бог тогда же показал им, что они неладно сделали, потому что хоть Давид был лучший из всех царей в мире, однако его бог ослабил в грех: он отнял в сосида женщину; сие же так было, чтобы люди поняли, что хоч-який хороший мужчина будет, а как станет самодержавно господствовать, то зледащие.
И Соломона, более мудрого из всех людей, бог ослабил в именно большое кепсьтво — идолопоклонсьтво, чтобы люди поняли, что хоть который будет умен, а как станет самодержавно господствовать, то одуреет.
11. Потому что кто говорит сам на себя: «Я лучший оду всех и более умный сверх всех, все должны мне повиноваться и за господина меня уважать и делает то, что я здумаю», тот зогришае первородным грехом, который погубил Адама, когда он, слушая диавола, захотел сравниться с богом, ополоумел, тот, даже, подобиться самому диаволу, который хотел пол вровню с богом и упал в ад.
12. Един потому что есть бог и един он царь — господь неба и земли.
13. Тем и евреи, как поделали себе царей и забыли единственного царя небесного, в настоящий момент отпали и вот истинного бога и начали кланяться Ваалу и Дагону.
14. И наказал их господь: пропало и царство их и всех забрали в плен халдеи.
15. А греки сказали: не хочем царя, хочем быть свободные и ровные.
16. И стали греки просвищенни над все народы, и пошли од них науки, и скуства, и умыслы, которые теперь имеют. А сие произошло за тем, которое не было у них царей.
17. Но греки не узнали правдивую свободу, потому что хоть одриклись царей земных, и не знали царя небесного и вымышляли себе богов; и так царей в их не было, а боги были, тем они вполовину стали такими, которыми были бы, когда бы у них не было богов и знали бы небесного бога. Потому что хоть они много говорили о свободе, а свободни были не все, а только одна частица народа, прочи же были невольниками; и так, царей не было, а барство было: а то все ровно, если бы у их было много царкив.
18. И наказал их господь: дрались они между собой и угодили в неволю и сначала под македонян, а во второй раз к римлянам.
[19]И так наказал господь род человический, что наибольшая часть его, сама просвищенна, попалась в неволю к римским господам, а затем к римскому императору.
[20] 19. И стал римский император царем над народами и сам себя назвал богом.
[21] Тогда возрадувався диавол и весь ад с ним. И сказали в аде: оттепер уже наше царство; мужчина далеко отступив от бога, когда один назвал себя и царем и богом вместе.
[22] Но в то время смиловался господь — отец небесен — над родом мужским и послал на землю сына своего, чтобы показать людям бога, царя и господина.
[23] И пришел сын божий на землю, чтобы открыть людям истину, чтобы тая истина свободила род мужской.
[24] И учил Христос, что все люде — брать и ближние, все должны любит впереди бога, а затем один второго, и потому будет найбильшая почет от бога, кто душу свою положить за други своя. А кто первий между людьм[и] хочет быть, должен быть всем слугой.
[25] И сам на себе пример показал: был более умен и более справедлив из людей, стало быть царь и господин, а явился не в фигуре земного царя и господина, а родился в яслях, жил в бедности, набрал учеников не из барского рода, не из ученых философов, а из простых рыбалок.
[26] И стал народ прозривать истину, и испугались философы и люде императора римского, что истина берет верх, а за истиной будет свобода, и тогда уже не так легко будет дурит и мучает людей.
[27] И осудили на смерть Иисуса Христа — бога, царя и господина — и претерпив Иисус Христос оплевания, заушения, биения, крест и погребение за свободу рода мужского тем, которые не хотели принятии его за царя и господина, потому что имели второго царя-кесаря, что сам себя назвал богом и пил кровь людскую.
[28] А Христос-царь свою кровь пролил из[а] свободу рода мужского и оставил на возрасты кровь свою для питания верным.
[29] И воскрес Христос в третий день и стал царем неба и земли.
[30] Ученики его, бедные рыбалки, разошлись по миру и проповедовали истину и свободу.
[31] И те, которые принимали слово их, стали братьями между собой — или были преж того панамы или невольниками, филозофами или не ученым[и]. Все стали свободними кровию Христова, котору заривно принимали, и просвищенними миром правды.
[32] И жили християне братством, все у них было общественне и были у них выбранные старшины и те старшины были всем слугами, потому что господь так сказал: «Кто хочет первым быть, должен быть всем слугой».
[33] Тогда императоры римские и господа, и чиновные люде, и вся дворня их, и филозофи поднялись на христианство и хотели искоренить христову веру и гибли християне; их и топили, и вешали, и в четверти рубили, и пекли, и железными гребенками скоблили, и ини тьмочисленни муки им делали.
[34] А вера христова не уменьшалась, а чем хуже кесари и господа лютовали, тем более было вирующих.
[35] Тогда императоры с панамы сговорились и говорили между собой: уже нам не искоренить христианства, поднимемся на хитрости, примем ее сами, перевернем учение христово так, чтобы нам хорошо было, да и обманем народ.
[36] И начали цари принимать христианство и говорят: «Вот видите: можно быть и христианином и царем вместе».
[37] И господа принимали христианство и говорили: «Вот видите: можно быть и христианином и господином вместе».
[38] А того не уважали, что мало сего, что только назваться. Потому что сказано: «Не всяк глаголяй мы: господи, господи! внидеть в царство небесное, но творяй волю отца моего, иже есть на небесах».
[39] И обманули архиереев и попов, и филозофив, а те и говорят: «Истино так оно есть, ажеж и Христос сказал: «Воздадите кесаревый кесарю, а боже богу»; и апостол говорит: «Всякая власть от бога». Так уже господь установил, чтобы одни были господами и богатыми, а вторые нищими и невольниками.
[40] А говорили они неправду. Хоть Христос сказал: «воздадите кесаревый кесарю», а сие тем, что Христос не хотел, чтобы были бунты и несогласие, а хотел, чтобы мирно и любезно розийшлась вера и свобода, потому что когда христианин будет воздавать не христианскому кесарю кесаревый — платит налог, наполнят закон, — то кесарь, принявши веру, должен одриктись своего кесарства, потому что он тогда, будучи первым, должен быть всем слугой; и тогда бы не было кесаря, а был бы единственный царь — господь Иисус Христос.
[41] И хотя апостол сказал: «Всякая власть от бога», а не есть оно то, чтобы кожни[й], что 463 зах[в]ати[ть] власть, был сам от бога. Правительство и порядок и правление должны быть на земле: так бог постановил, и есть то власть, и власть и от бога, но урядник и правитель должны подлегать закону и сонмищу, потому что и Христос повелевает судится перед сонмищем, и так как урядник и правитель первые, то они должны быть слугами, и недостоить им делает то, которое здумаеться, а то, которое постановлено, и недостоить им величаться и помпой глаза отводить, а достоит им жить просто и работать для общества пристально, потому что власть их от бога, а сами они грешные люде и сами послидниши, потому что всем слуги.
[42] А седьмую еще худшая неправда, бутсим установлено от бога, чтобы одни пановали и багатились, а вторые были у неволи и нищи, потому что не было бы сего, скоро бы поприймали искреннее евангелие; господа должны свободити своих невольникив и сделаться им братьями, а богатые должны наделять нищих, и нищи стали бы также богатые; если бы была в мире любовь христианская в сердцах, то так было бы, потому что кто любит к[о]го, тот хочет, чтобы потому было также хорошо, как и ему.
[43]. И те, что так говорили и теперь говорят и переверчують христово слово, те отдадут одвит в день судный. Они скажут судье: Господи, не в твое ли имя пророчествовах? А судия скажет им: Не вем вас.
[44] Таким изложением испортили цари, господа и ученые, свободу христианскую.
Такими объяснениями цари, господа и ученые осквернили свободу христианску[ю].
[45] Благодать дана всем языкам, а сначала колену Яфетову, потому что Симово через жидов отвернуло Христа.
[46] И перешла благодать к племенам греческого, романского, немецкого, славянского.
[47] И греки, приняв благодать, покаляли ее, потому что они приняли новую веру и не зовлеклись ветхого мужчины со страстями и похотями, оставили при соб[і] и императорство, и барство, и спесь царскую, и неволю, и наказал их господь: чахло, чахло греческое царство тысячу лет, зчахло совсем и попасло к туркам.
[48] Романское племено — влохи, французы, гишпани — приняло благодать, и стали народы входит в силу и в новую жизнь и просвищенность, и благословил их господь, потому что лучше они приняли св[яту] веру, чем греки, однако не совсем зовлеклись ветхого мужчины со страстями и похотями, оставили и королей, и барство, и измыслили председателя христианства — папы, и тот папа выдумал, что он имеет власть над всем миром христианским, никто не должен судить его, а что он здумае, то будет красиво.
[49] И племено немецкое — народы немецкие — приняли благодать и стали входит в пущу силу и жизнь новую, и просвищенность, и благословил его господь, потому что они еще лучче приняли веру, чем греки и романци, и з’явивсь у них Лютер, которий начал учить, что должно христианам жить так, как жили до той поры, когда поприймали и попереверчували учение христово цари и господа, и, чтобы не было неподсудимого председателя над церковью христианской — папы, есть потому что един глава всем — Христос.
Но и немцы не зовлеклися ветхого мужчины,,бо зоставили у себя и королей и панив, и еще хуже позволили вместо папы и епископов орудувать церковью христовой королям и господам.
[50] I произошла послидняя льсти худшая первой, потому что не только у немцев короли, но и во вторых землях взяли верх над всем, и, чтобы удержать народ в иге, поделали идолов, отвертали людей от Христа, и говорили кланяться идолам и биться за них.
[51] Потому что то все ровно что идолы: хотя французы были крещены, однако меньше шановали Христа, чем честь национальную, и такого идола им сделано, а англичане кланялись золоту и мамоне, а вторые народы так же своим идолам, и посылали их короли и господа на зарезание за кусок земли, за табак, за чай, за вино; и табак, и чай, и вино, стали у них богами, потому что речено: идет же сокровище ваше, там сердце ваше. Сердце христианина с Иисусом Христом, а сердце идолопоклонникове — со своим идолом. И стало, как говорит апостол, их богом чрево.
[52] 48. И измыслили отщепенцы нового бога, более сильного сверх всех мелких боженят, а тот бог назывался по-французски эгоизм или интерес.
[53] И философы начали кричать, что то кепство вировати у сына божьего, который нет ни пекла, ни раю и, чтобы все поклонялись эгоизму или интересу.
[54] А ко всему до того довели короли и господа; и завершилась мера их плюгавства, праведный господь послал свой меч обоюдоострий на род прелюбодийний; збунтовались французы и сказали: не хочем, чтобы были у нас короли и господа, а хочем быть ровные и свободные.
[55] Но потому нельзя было произойти, потому что только свобода, где дух Христов, а дух божий уже перед тем выгнали из Францевщини короли и маркизы, и философы.
.
[56] И французы короля своего забили, господ прогнали, а сами начали порезаться и прирезались до того, что пошли в гиршую неволю.
[57] Потому что на их господь хотел показать всем языкам, что нет свободы без христовой веры.
[58] И с тот поры племена романское и немецкое беспокоятся, и королей и барство вернули, и о свободе кричат, и нет в их свободы, потому что нет свободы без веры.
[59] А племено славянское то найменьший брат в семье Яфетовий.
[60] Случается, что меньший брат любит очень отца, однако получае судьбу более малую против старших братьев, а затем, как брать старшие свое потратят, а более малый сохранит свое, то и старших выручает.
[61] Племено славянское еще к принятия вере не ймило а ни царей, а ни панив, и все были уровни, и не было у них идолов, и кланялись слов’яне одному богу — вседержителю, еще его и не зная.
[62] Как уже просветились старшие братья греки, романци, немцы, тогда господь и к меньшим братьям славян послал двух братьев: Константина и Мефодия и духом святым покрыл их господь, и переложили они на славянский язык святее письмо, и отправовать службу божую постановили на том языке, которым все говорили посполу, а сего не было ни у романцив, ни у немцев, потому что там по-латински службу одправовали, так что романци мало, а немцы овсе не раскумекали, что им читано было.
[63] И скоро слов’яне преймовали веру христову так, как ни один народ не преймовав.
[64] Но были два беды у славян: один — несогласие между собой, а второе то, что они, как меньшие братья, все перенимали от более старых; к делу ли, не к делу ли, не бачучи того, что в их свое было лучше, чем бративске.
[65] И поприймали слов’яне от немцев королей и князей, и бояр, и панив, а преж того короли были в их выбранные урядники и не кичились перед народом, а обедали с самим простым мужчиной за уровню, и сами землю пахали, а то уже в их стала и спесь, и помпа, и гвардия, и двор.
[66] И панив у славян не было, а были старшины; кто старший летами и до того более умный, того на совете слушают, а то уже стали господа, а в их неволники.
[67] И наказал господь славянское племено хуже, чем вторые племена, потому что сам господь сказал: кому дано больше, с того больше и зищеться. И попадали слов’яне в неволю к чужим; чехи и полабци — к немцам, сербы и болгары — к греков и к турок, москали, — к татарам.
[68] И казалось вот погибнет племено славянское, потому что те слов’яне, что жили около Лаби и Поморье Балтицкого, те пропали, так что и следу их не осталось.
[69] Но не до конца прогневился господь на племено славянское, потому что господь постановил так, чтобы над сим племеном сбылось писание: Камень его же не брегоша зиждущий, тот бисть во главу угла.
[70] По многих летам стало в Слав’янщини три неподлеглих царства: Польша, Литва и Московщина.
[71] Польша была из поляков и кричали поляки: у нас свобода и равенство, но поделали барство и одурел народ польский, потому что простой люд попас в неволю саму худшую, которая где-нибудь была в мире, и господа без всякого закона вешали и убивали своих невольникив.
[72] Московщина была из москалей и была у их большая Вещь Посполитая Новгородская, свободная и ровная, хочь не без барства: и пропал Новгород за то, что и там завелось барство, и царь московский взял верх над всеми москалями, а тот царь взял верх, кланяясь татарам, и ноги циловав хану татарскому, бусурману, чтобы помог ему держать в неволе неключимий народ московский, християнский.
[73] И одурел народ московский и попас в идолопоклонничество, потому что царя своего назвал богом, и все, что царь скажет, то уважал за хорошо, так что царь Иван в Новгороде душил и топил по десятку тысяч народа, а летописцы, рассказывая то, звали его христолюбивым.
[74] А в Литве были литвяки, да еще в Литву принадлежала Украина.
[75] И объединилась Украина с Польшей как сестра с сестрой, как единственный люд славянский ко второму люду славянского нероздилимо и незмисимо, на образ ипостаси божьей нераздельной и незмисимой, как когда-то объединятся все народы славянские между собой.
[76] И не любила Украина ни царя, ни господина, а зкомпоновала себе казачество, есть то истее братство, куда каждый, пристаючи, был братом вторых — или был он преж того господином или невольником, чтобы христианин, и были казаки между собой все уровни, и старшины выбирались на совете и должны были слуговати всем по слову христовому, и ни одной помпы барской и титула не было между казаками.
[77] И постановили они чистоту христианскую держать, тем старый летописец говорит о казаках: «татьби же и блуд ниже именуються у них».
[78] И постановило казачество: веру святую оборонять и освобождать ближних своих из неволи. Тем-то гетман Свирговский ходил оборонять Волощину и не взяли казаки мысы с червонцами, как им давали за услуги, не взяли тем, что кровь проливали за веру, и за ближних и служили богу, а не идолу золотому. А Сагайдашний ходил Кафу разрушать и освободил несколько тысяч невольникив из вечной подземной темницы.
[79] И многие рыцари такое делали, что не записано и в книгах мера сего, а записано на небе, потому что за их были перед богом молитвы тех, которых они освободили из неволи.
[80] И день вот дня росло, умножалось казачество и вскоре были бы на Вкраини все казаки, все свободные и ровные, и не имела бы Украина над [со]бою ни царя, ни господина, кроме бога единственного, и, глядя на Украину, так бы сделалось и в Польше, а там и во вторых славянских краях.
[81] Потому что не хотела Украина итти вслед язиков, а держалась закона божьего, и всякий чужестранець, заехав в Украину, удивлялся, что ни в одной стороне в мире так искренне не молються богу, нигде муж не любил так своей жони, а деть своих родителей.
[82] А когда папы и иезуиты хотели насильственно повернут Украину под свою власть, чтобы украинцы-христиане поверили, бутсим действительно все так и есть, что папа говорит, тогда на Украине появились братства, такие, как были у первых христиан, и 478 все, записываясь в братство, был бы он господин или мужик, назывались братьями. А сие для того, чтобы видели люде, что в Украине осталась истинная вера и что там не было идолов, тем там и ереси ни одной не появилось.
[83] Но барство увидело, что казачество растет и все люде скоро станут казаками, есть-то свободными приказали в настоящий момент своим крепакам, чтобы не ходили в казаки хотели забить народ простой как худобину, так, чтобы ему не было ни чуствия, ни уму, и начали господа обдирать своих крепаков, отдали их жидам на такую муку, что подобную творили только над первими хистиянами, драли из их, из живых, шкуры, варили в котлах детей, давали матерям собак грудями годовати.
[84] И хотели господа сделает из народа дерево или камень, и стали их не пускать даже у церквей, крестит детей и венчаться, и причащаться, и мертвых прятать, а сие для того, чтобы народ простой утеряв даже фигуру мужскую.
[85] И казачество стали мучает и калечит, потому что такое ровное братство христианское стояло господам на препятствии.
[86] Но не так сделалось, как думали господа, потому что казачество поднялось, а за им весь простой народ, выбили и прогнали господ, и стала Украина земля казацкая вольна, потому что все были равны и свободны, но не надолго.
[87] И хотела Украина опять жить из Польщой по-братерски, нероздилимо и несмисимо, но Польша ни в коей мере не хотела отрекаться своего барства.
[88] Тогда Украина пристала к Московщини и объединилась с ней как единственный люд славянский со славянским нероздилимо и несмисимо, на образ ипостаси божьей нероздилимой и несмисимой, как когда-то объединятся все народы славянские между собой.
[89] Но скоро увидела Украина, которая попалась в неволю, потому что она по своей простоте не познала, что там был царь московский, а царь московский все ровно было, что идол и мучитель.
[90] И отразилась Украина от Московщини, и не знала, бедная, куда приклонит председателя.
[91] Потому что она любила и поляков, и москалей как братьев, своих и не хотела с ними розбрататися, она хотела, чтобы все жилы вместе, объединившись как один народ славянский со вторым народом славянским, а те два с третьим, и были бы три Вещи Посполитые в одном союзе нероздилимо и несмисимо по обиду Тройци божой нероздильной и несмисимой, как когда-то объединятся между собой все народы славянские.
[92] Но сего не раскумекали ни ляхи, ни москали.
И бачуть ляцки господа и московский царь что ничего не сделает с Украиной, и сказали между собой: не будет Украины ни тебе, ни мне, издерем ее по половине, как Днипр ее розполовинив, левый бок будет московскому царю на съедение, а правый бок — польским господам на поталу.
Но этого не поняли ни ляхи, ни великороссияне.
[93] И дралась Украина лет пятьдесят, и есть то наисвятейшая и славниша война за свободу, которая только есть в Истории, а раздел Украины есть самое плохое дело, которое только можно найти в истории.
[94] И выбилась из сил Украина, и выгнали ляхи казачество с правой стороны Днепровского, и запановали господа над бедным остатком вольного народа.
[95] А на левом боку еще держалось казачество, но время от времени попадало в неключиму неволю московскому царю, а затем петербургскому императору, потому что последний царь московский и первий император петербуржский положив сотни тысяч в канавах и на костищах построил себе столицу.
[96] А немка царица Екатерина, курва, всемирная, безбожниця, убийниця мужа своего, в последний раз доконала казачество и волю, потому что, отобрав тех, которые были в Украине старшими, наделила их панств[ом] и землями, понадавала им вольную братию в иго и поделала одних господами, а вторых невольниками.
[97] И пропала Украина. Но так кажется.
[98] Не пропала она, потому что она знать не хотела ни царя, ни спесь, а хотя и был царь, и чужой, и хоть были господа, и чужие; а хоть из украинской крови были те выродки, однако не псовали своими губами мерзкими украинского языка и сами себя не называли украинцами, а истий украинец, хоть был он простого, хоть барского, рода, теперь должен не любить ни царя, ни господина, а должен любить и пам’ятовати единственного бога Иисуса Христа, царя и господина, над небом и землей. Так оно было прежде, так и теперь осталось.
[99] И Славянщина хоть терпела и терпит неволю, та не самая ее сотворила, потому что и царь, и барство, не славянским духом сотворено, а немецким или татарским.
И теперь в России хотя и есть деспот царь, однако он не славянин, а немец тем и урядники в его немке; оттого и господа хотя и есть в России, но они быстро перевертуються или у немца, или у француза, а истий славянин не любит ни царя, ни господина, а любит и пам’ятуе одного бога Иисуса Христа, царя, над небом и землей. Так оно было прежде, так и теперь осталось.
[100] Лежит в могиле Украина, но не умерла.
[101] Потому что голос ее, голос, что звал всю Славянщину на свободу и братство, разошелся по миру славянскому. И отозвался он, тот голос Украины, в Польше, когда Из мая постановили поляки чтобы не было господ и все были бы уровни в Вещи Посполитой; а того хотела Украина за 120 лет до того.
[102] И не допустили Польшу до того, и разорвали Польшу, как прежде разорвали Украину.
[103] И сие ей так и нужно, потому что она не послушала Украину и погубила сестру свою.
[104] Но не пропадет Польша, потому что ее пробудит Украина, не которая пам’ятуеть зла и любит сестру свою так, если бы ничего не было между ними.
[105] I голос Украины отозвался в Московщини, когда после смерти царя Александра хотели руски прогнать царя и барство и установить Речь Посполитую, и всех славян соединить по обиду ипостасей божественных нероздилимо и несмисимо; а сего Украина еще за двести лет до того хотела.
[106] И не допустил до того деспот: одни покончили живот свой на виселице, вторых закатывали в рудниках, третьих послали на зарезание черкесу.
[107] И господствует деспот палач над тремя народами славянскими, правит через немцев, портит, калечит, калечит хорошую натуру славянскую и ничего не сделает.
[108] Потому что голос Украины не утих.
И встанет Украина из своей могилы, и опять озоветься ко всем братьям своих славян, и услышат крик ее, и встанет Славянщина, и не позостанеться ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни графа, ни герцога, ни сиятельства, ни превосходительства, ни господина, ни боярина, ни крепака, ни холопа — ни в Московщини, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни в хорутан, ни у сербов, ни у болгар.
[109] Украина будет неподлеглой Вещью Посполитой в союзе славянском.
Тогда скажут все языки, показывая рукой на тот город, где на карте будет нарисованная Украина: «Вот камень, его же не брегоша зиждущий, тот бисть во главу».
Может и сбудется это предсказание Н. Костомарова? Как знать…
И пропала Украина. Но так кажется.
[98] Не пропала она, потому что она знать не хотела ни царя, ни спесь, а хотя и был царь, и чужой, и хоть были господа, и чужие; а хоть из украинской крови были те выродки, однако не псовали своими губами мерзкими украинского языка и сами себя не называли украинцами, а истий украинец, хоть был он простого, хоть барского, рода, теперь должен не любить ни царя, ни господина, а должен любить и пам’ятовати единственного бога Иисуса Христа, царя и господина, над небом и землей.
Так оно было прежде, так и теперь осталось.