В предыдущих частях этой работы мы успели рассмотреть историю появления на политической карте мира Польши как государства.
Так же рассмотрели ее общественно-политическое устройство и узнали кто, когда и как правил в Польше, называвшей тогда официально «Речь Посполитая» или Польское королевство.
В этой части мы займемся изучением такого общеевропейского явления как РЕФОРМАЦИЯ и посмотрим, как его влияние сказалось на дальнейшей истории Польши и ее народа.
Что же такое Реформация?
«Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» как авторитетное энциклопедическое издание дает вот такое определение:
«Реформация,
1) преобразование, улучшение.
2) Истор., церковное и общественное движение в Зап. Европе в XVI в., направленное против злоупотреблений католической иерархии с папой во главе, стремившееся к очищению церковного строя и христианского вероучения от средневекового нароста и имевшее последствием образование протестантских церквей.
(Тут можно сказать, что при нашей с Вами жизни, во времена СССР, при правлении М. Горбачева, мы были свидетелями ее карикатурной версии, под названием «ПЕРЕСТРОЙКА» там тоже боролись за очищения марксистко-ленинского учения -автор)
Причины Реформации: упадок средневековой церкви, распущенность католического духовенства, тщетные попытки соборов в Пизе, Констанце и Базеле произвести реформу церкви.
Повод: тезисы Лютера против индульгенций 31 октября 1517 г..
( И тут , тоже есть интересная историческая параллель. Ровно через 400 лет - 26 октября 1917 г. по старому стилю (7 ноября по новому) в Российской империи, нашелся свой Лютер ( Владимир Ульянов-Ленин) который тоже провозгласил свои тезисы: «Рабочим, солдатам, крестьянам!» и полились по России и ее окраинам реки крови, когда всякая религия уже была признана « Опиумом для народа»…-автор)
Почти аналогично развивались события и самой Реформации
«Главные события Р.: 1518 проповедь Цвингли; 1519 диспуты в Лейпциге; 10 декабря 1520 сожжение буллы Лютером; в апреле 1521 отлучение Лютера и его приверженцев от церкви Вормским эдиктом;
1526 первый имп. сейм в Шпейере, приостановивший преследование приверженцев Лютера;
1527-29 введение новых церковных порядков в Саксоний, затем в других областях;
19 апреля 1529 протест против постановлений второго Шпейерского сейма; в октября того же года беседа о делах религии между Лютером и Цвингли в Марбурге привела к раздору вследствие несогласия относительно учения о причастии;
25 июня 1530 передача аугсбургск. исповедания на аугсбургск. сейме; 29 марта 1531 союз протестантов в Шмалькальдене;
11 октября смерть Цвингли;
23 июля 1532 религиозный мир в Нюрнберге; распространение реформации в большей части Германии;
1537 отказ протестантских князей и богословов присутствовать на соборе в Мантуе, созванном папой Павлом III, и составление Шмалькальденского исповедания;
1538 священный союз против Р., заключенный архиепископом майнцским и зальцбургским и герцогами баварским, саксонским и брауншвейгским.
Попытки посредников, Регенсбургский интерим в мае 1541,1541-61-Р. Кальвина в Женеве; 1545 Триентский собор, отказ от него протестантов;
20 поля 1546 курфюрст саксонский и ландграф гессенский объявлены изгнанными из империи; в июле начало Шмалькальденской войны;
24 апреля 1517 поражение Иоанна-Фридриха Саксонского при Мюльберге; 1548 Аугсбургский интерим; в марте 1552 отпадение курфюрста Морица Саксонского от императора; в мае бегство последнего в Инсбрук;
29 июля Пассауский договор: имперским сословиям предоставлено право признавать Р. и притесненным - покидать отечество.
28 сентября 1555 религиозный мир в Аугсбурге, даровавший сословиям jas reformandi, но ограничивавший его светскими владениями.
Последнее ограничение подало повод к новым раздорам, выразившимся в 30-летней войне».
Вот такой чисто научный тест. Одни факты и даты.
А ведь, по сути Реформация в отличии от скажем Октябрьского переворота 1917 г.в России, была тем явлением что пыталось изменить состояние дел в том или ином государстве.
И не просто изменить, а изменить на лучшее!
И как показало время, даже с учетом последующей Контрреформации ее идеологам удалось много сделать.
Сам процесс Реформации, начавшийся в XIV веке был связан и необходимостью модернизацией общественных и политических структур, что привело к расколу Католической церкви и появлению Лютеранской церкви.
Религиозные страсти времен Реформации подписывались стремлением верующих католиков с использованием слова Божьего, найти собственное место в политической и общественной жизни. Выйти из под опеки утративших свой первоначальный авторитет непогрешимости Римских папы и их эпископов.
Дальше - больше.
И вожди реформации Лютер, Кальвин,Сервет и Станкаро вскоре начали создавать собственные церковные структуры.
К такие Лютер и Кальвин я думаю многие читатели уже знают или наверняка что то слышали о них, а вот в отношении Сервета и Станкаро можно сказать, что их знают только историки.
И восполняя этот пробел, хочу познакомить читателя с их биографиями.
Они, лучше, чем автор, расскажут о Реформации и ходе развития ее в Европе.
«Мигель Сервет испанский юрист и талантливый врач, открывший малый круг кровообращения. Сервет изучал право в Тулузском университете, затем некоторое время был секретарем Хуана де Кинтаны, исповедника Карла V.
Покинув Испанию в 15-летнем возрасте, он всю жизнь провел в скитаниях.
После смерти Кинтаны жил в Базеле, а позже – в Страсбурге, где познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером и Эколампадием.
В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы и печатает два трактата на эту тему, которые вызвали протест, как в католическом, так и в протестантском мире.
Поэтому он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса.
В 1532 году Сервет поселяется в Лионе и в течение 3 лет работает в типографии Трехзелей. В этот период он пишет комментарии к новому изданию "Географии" Птолемея, в котором, в частности, восстанавливает забытый приоритет Колумба в открытии Нового света.
В 1535-38 гг. изучает медицину в Парижском университете, но его астрологические занятия взывают недовольство профессоров университета. Дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он живет в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой.
После 1540 года становится личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином, которую Сервет ведет в течение нескольких лет, выявляет полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причисляет Сервета к числу злейших врагов христианской религии.
В 1553 году во Вьенне анонимно выходит главный труд Сервета "Восстановление христианства", изучающий основы его антитринитарной "рациональной теологии".
Считая обессмысленным крещение младенцев, Сервет полагает, что крещение должно происходить уже в зрелом, сознательном возрасте.
Рассматривая понятие души, Сервет пытается дать представление о крови как обиталище души, и впервые в Европе описывает малый круг кровообращения.
Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 году в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения.
Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника. Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж ее уничтожен.
Книга вышла под псевдонимом M.S.V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорен к смерти.
Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Кальвином, арестован, и по приговору женевской консистории 27 октября 1553 года сожжен на костре.
В 1903 в Женеве кальвинистская церковь воздвигла в честь Сервета памятник»
Франческо Станкаро (1501-1574) был родом из Мантуи. Эмигрировав из Италии вследствие протестантских взглядов, он преподавал еврейский язык, нигде не задерживаясь долго из-за феноменальной неуживчивости. Случилось так, что в 1551 г. он был профессором в Кенигсберге и оказался свидетелем дискуссий вокруг идей Осиандера.
В скором времени он обрушил на Осиандера такую разухабистую критику, что другие оппоненты предпочли ее не заметить. Станкаро чрезвычайно высоко ценил средневекового схоласта Петра Ломбардского (ум. 1160) и утверждал, например, что его любимец стоит сотни Лютеров, 200 Меланхтонов, 500 Кальвинов.
Он считал всех своих оппонентов невежами, одно время считал антихристом Меланхтона, затем перенес сей титул на Осиандера.
Предметом особо ожесточенных его нападок было учение Осиандера о том, что Христос – наша праведность по божественной природе.
Станкаро заявлял: "Христос – Посредник согласно Его человеческой, а не божественной природе, Посредник не постольку, поскольку Он Бог, а постольку, поскольку Он Человек."
Станкаро не отрицал, что божественная природа составляет неотъемлемую часть личности Христа, он только настаивал, что божественная природа к искупительной миссии Христа никакого отношения не имеет.
Критикам Станкаро, в принципе, не нужно было искать новых доводов: еще Св. Афанасий Александрийский и Ансельм Кентерберийский (1033-1109) указывали, что жертвы обычного человека для искупления всей огромной массы грехов было бы недостаточно: нужна была голгофская жертва Бога.
С этих позиций ересь Станкаро и была осуждена в Формуле Согласия (статья 3). Противостояние Осиандера – Станкаро было в некоторой степени аналогично противостоянию монофиситов и несториан в IV веке, разница же была в том, что спорили не о природах в личности Христа, а об участии этих природ в процессе искупления.»
То есть, как читатель сам видит из биографий двух вождей Реформации, суть идеи Реформации заключалась в первую очередь в борьбе за свое личное право на свободное общение с Богом, что вылилось в внедрение собственных интерпретаций Святого Письма, отбрасывании католических традиций и авторитета Римского Папы и католических соборов на жизнь обычных граждан с тогдашних стран Европы.
Начало Реформации, создало условия для тех из людей кто под влиянием Еразма Ротердамского стремился читать, слушать и дискутировать.
Что касается Польши, то начало Реформации там проходило типично с другими европейскими странами. Оно тоже вызвало в польском обществе интеллектуальное оживление в первую очередь идеями гуманизма. Новым восприятием традиций античности и углубленным изучением Святого Письма и истории христианства.
А в тогдашней Польше уже были свои отличия в религиозной приверженности ее граждан.
Ведь, на присоединенных польским Кролем Казимиром Великим территориях Руси и Подолии, среди населения доминировало православие, а в городах было много иудейских общин.
В связи с этим в Польше начались дискуссии, в ходе которых их участники высказывали идеи об улучшении религиозной жизни и внесения структурных изменений в Католической церкви.
Польские политические и религиозные деятели Аджей Ф.Моджевский, Николай Рей и Ян Лаский призвали короля Зигмунда Августа преобразовать Католическую церковь в национальную.
И такие надежды были обоснованы. Так, скажем польский король Зигмунд I Старый вышел из подчинении папских легатов и не подчинялся даже польскими эпископам
А особо он отличился в борьбе с Католической церковью когда принял вассальную присягу и взял под свою защиту анафемованого Римским Папой католика- отступника Альбрехта Гогенцоллерна.
В Польше сам Альбрехт Гогенцоллерн стал к своему прежнему титулу еще и польским сенатором.
И вот тут читателю будет ознакомится и с краткой биографией Альбрехта Гогенцоллерна этого наполовину русского, на четверть прусака и на ее примере ознакомиться с ходом Реформации в Пруссии, вскоре ставшим вод влиянием новой религиозной общины сумевший сплотить народ, сильнейшим государством в Европе!
«Альбрехт Бранденбургский-Ансбах - последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии . Родился в Ансбахе. Его отцом был Фридрих I Гогенцоллерн, маркграф Бранденбурга-Ансбах. Его мать Софи была дочерью польского короля Казимира IV Ягелло.
Прадедом Альбрехта является польский король Ягелло (Ягайло). В свою очередь, матерью Ягелло была русская княжна Ульяна Тверская Рюриковна.
Таким образом, как отмечают некоторые исследователи, Альбрехт был по рождению не только Гогенцоллерн, но и Рюрикович. Альбрехт получил воспитание при дворе кёльнского архиепископа Генриха IV, сделавшего его каноником.
В 1511 году рыцари Тевтонского ордена избрали Альбрехта своим великим магистром. В декабре 1519 году началась война Тевтонского ордена с Польшей. В феврале 1517 года в Москву прибыл первый прусский посланник Дитрих Шонберг, который вёл активные переговоры с представителями великого князя Василия III. Они увенчались заключением первого международного договора между Россией и Пруссией.
Союзный трактат был подписан 10 марта 1517 года. Посланники Москвы неоднократно появлялись в Пруссии и не только с грамотами, но и с бочонками серебра для найма войска и продолжения военных действий.
Некоторые авторы считают, что в память об этом союзе самый большой зал замка Кёнигсберг получил название Московского зала (Зала московитов). Большая часть Пруссии была опустошена войной, и Альбрехт был вынужден в 1521 году заключить с Польшей 4-летнее перемирие в Торне.
Тщетно просил он о помощи императора и князей. Познакомившись с Мартином Лютером, Альбрехт склонился на сторону реформации. 28 февраля 1523 года реформатор обратился с открытым письмом «К рыцарям Немецкого ордена», убеждая их в том, что Орден давно изжил себя и как клерикальная, и как светская организация, что его существование абсурдно, что вместо распутного образа жизни, в котором погрязли многие братья вопреки обету безбрачия, следует перейти к истинному — супружескому — целомудрию.
Это письмо возымело действие, и уже весной 1523 года на рейхстаге в Нюрнберге Альбрехт публично высказался в положительном смысле о реформационном движении.
Эволюция взглядов великого магистра послужила сигналом для определённых кругов в Польше, и очень скоро произошло важное событие, предоставившее Альбрехту шанс мирного урегулирования прусско-польского конфликта.
8 апреля 1525 года был подписан в Кракове договор, по которому Пруссия, будучи прежде орденским церковным государством, была преобразована в герцогство (стала светским — «секулярным», — государством), подвластным Польше и наследственным в семействе Альбрехта.
Вслед затем в Пруссии без труда была введена реформация (лютеранство).
Упразднялись орденские службы, но коренных изменений в систему управления Альбрехт не стал вносить — орденские наместники стали обератами (верховными советниками), комтуры — главами управлений. Важным событием стало привлечение в страну иностранных купцов и переселенцев, бегущих из своих стран вследствие религиозных гонений. Этот шаг в определённой степени смог спасти тяжёлое положение в экономике.
В 1529 году Альбрехт заложил основу замкового книжного собрания, сложившуюся в так называемую «Серебряную библиотеку». Библиотека пополнялась за счёт покупок и даров. Кроме того, книготорговцам было предписано безвозмездно передавать в её фонды по одному экземпляру каждого продаваемого издания.
К концу жизни Альбрехта замковая библиотека насчитывала уже около девяти тысяч титулов. Альбрехт всемерно содействовал развитию книгопечатания в собственном крае. Таким образом он положил начало не только профессиональному типографскому делу в Пруссии, но и зачаткам журналистики.
Герцог, заботясь о просвещении подданных в лютеранском духе и невзирая на расходы, приглашал в страну образованных людей. Альбрехт основал в своей стране школы, гимназию и в 1544 году университет в Кёнигсберге (Collegium Albertinum), напечатал на свои личные средства учебники.
Однако университет сделался очагом волнений, вызванных самыми мелочными и гнусными страстями; главною причиною того, что вражда сделалась непримиримою, был личный характер Озиандера, которому Альбрехт был обязан своим обращением к Реформации и которого он пригласил в Пруссию в 1549 году. Впрочем, взгляды Озиандера проповедовались и после его смерти (в 1552 году); во главе его последователей стал пастор Иоганн Функе.
К богословским распрям присоединились с самого начала несогласия политические: оппозиция чинов против придворной партии, стремившейся к централизации власти, встретила поддержку в старолютеранской партии, и ей удалось возвести лучших советников Альбрехта, в том числе и пастора Функе, на эшафот.
Подражая примеру европейских княжеских дворов, Альбрехт завёл свой хор и инструментальную капеллу, во главе которых стояли приглашённые музыканты, принимал личное участие в составлении сборников песен Пруссии и был даже автором хорала «Все будет так, как хочет Господь».
Первою супругою герцога была Доротея, принцесса датская (1526-47); от второй жены Анны Марии, герцогини Брауншвейгской (1550), у него родился его душевнобольной наследник, Альбрехт Фридрих (29 апреля 1553).
Герцог Альбрехт умер 20 марта 1568 года на 78-м году жизни в замке Тапиау и был погребён в Кёнигсбергском кафедральном соборе, у восточной стены почётной усыпальницы, где голландцем Корнелиусом Флоресом сооружена его эпитафия. В тот же день в Нойхаузене умерла вторая супруга герцога Анна Мария в возрасте 36 лет. Альбрехт Бранденбургский вошёл в историю как один из самых великих немецких деятелей эпохи Возрождения.
Именно при его правлении было положено начало экономического, политического и культурного развития в Пруссии. После смерти Альбрехта I на престол взошёл его сын Альбрехт Фридрих (1553—1618).
Однако будучи человеком с психическим заболеванием, он не смог управлять герцогством самостоятельно. Польский король назначил регента — Георга Фридриха, маркграфа Бранденбург-Ансбахского. В 1618 году герцог Альбрехт Фридрих умер, тем самым оборвав мужскую линию наследования.
По условиям Краковского договора, который подписал Альбрехт I в обмен на согласие польской короны на преобразование орденского государства в светское, герцогство должно было перейти в полное владение Польши. Однако, искусно воспользовавшись тяжёлым внутренним положением Польши, бранденбургские курфюрсты смогли добиться признания права наследования. В исторических источниках появилось Бранденбургско-Прусское государство, в состав которого входило Бранденбургское курфюршество и Прусское герцогство.
В Кёнигсберге около замка был установлен памятник Альбрехту, отлитый Иоганном Фридрихом Ройшем.
(Источник данных Г.В.Кретинин, В.Н.Брюшинкин, В.И.Гальцов и др. «Очерки истории Восточной Пруссии» — Калининград: Янтарный сказ, 2002)
Такая терпимая религиозная обстановка в Польше, повлекла за собой многочисленные потомки иммигрантов из Италии и других стран (скажем Чехии) где силой оружия начали преследовать протестантов.
А когда католическая церковь в Польше, попыталась начать в отношении некоторых протестантов судебные процессы, то сразу это вызвало бурю возмущения в среде польской шляхты.
Ведь представители польской церкви посягнули на святое их право – право судебного преследования!
На польских семах по всей стране были приняты многочисленные решения об отмене церковной юрисдикции в гражданских делах.
Но окончательно она была отменена в 1565 году.
В итоге ситуация в Польше повернулась так что Римский Папа, не желая иметь в лице короля Польши, еще одного влиятельного врага, пошел ему на уступки в установлении контроля государства над католической церковью.
Коснулось влияние Реформации и Украины. И вот что по этому поводу писал украинский историк В. И. Любащенко
«Во второй половине XVI ст. и особенно в конце этого века Реформация распространилась и в Украине.
В лоне православия проявлением ее были некоторые аспекты деятельности и программы братского движения. Как отмечалось в соответствующих разделах этого труда, братства, во многих вопросах ставили цели, подобные тем, что их решали реформационные течения.
В то же время и протестантские ячейки нашли себе сторонников в украинских землях, в значительной мере в результате предыдущей деятельности рационализма ересей, а впоследствии под воздействием нововерных центров, которые уже в середине XVI ст. действовали в пограничных польских, белорусских, литовских, венгерских поприщах.
В Украине не могло остаться незамеченным, хоть к прямым свидетельствам в источниках к нам не пришло, возникновение протестантизма в Германии и других странах Европы.
Вести о восстании мещан Гданска (1521), беспорядка , в Ельблонгу и Торуни должны были произвести определенное впечатление в первую очередь во Львове, который поддерживал с этими городами постоянные экономические связки. Лютеранское, начиная с 30-х гг., нашло себе определенное количество сторонников в польских городах, а также в Вильнюсе. Распространялось оно преимущественно среди мещан немецкого происхождения.
Если идет речь об Украине, то произведения лютеранских авторов были известны в городах. Однако среди украинских мещан они не могли в то время мать существенного влияния, поскольку возникли на почве совсем других социально-экономических и политических отношений.
Зажиточные мещане польского, немецкого, итальянского происхождения, как и другие католики, не приняли лютеранского в первую очередь потому, что дорожили католицизмом как орудиями для сохранения их привилегированного положения.
Вот почему даже среди немецких мещан городов Украины лютеранское не нашло такого распространения, как в некоторых городах Польши.
Определенный отзыв в Украине имели идеи тогдашних антитринитариив, взгляды которых систематизировал итальянский ученый-гуманист М. Сервет.
За распоряжением Кальвина, в 1553 г. Сервета было сожжено в Женеве. Сторонники его учения убегают к востоку.
В частности, в Западной Украине некоторое время находился известный антитринитарий Франческо Станкаро.»
Возвращаясь к истории Польши, надо отметить, что там, в 1570 году было осуществлено объединения кальвинистских церковных организаций Литвы и Польши.
Тогда же было подписано и так называемое «Сандомирское соглашение» где впервые юридически было закреплены основы конфессиональной свободы и религиозной терпимости.
Внедрения в общественно-политическую жизнь Польского королевства этих правовых норм было заслугой не только польской королевской власти, а в первую очередь результатом деятельности так называемого Екзекуционного движения в Польше.
Но, о нем и его руководителях и проводниках будет рассказано в следующей части.
(конец ч. 3)
Все фото и рисунки к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/add-article/mode_preview/