ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
«… Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..»
Так писал Михаил Юрьевич Лермонтов и вот, в некоторой степени, эти слова, вполне, можно применить к предложенной вам книге. Однако, только в некоторой степени, поскольку М. Ю. Лермонтов указывает на конкретного «Героя Нашего Времени», словно опасаясь, что читатель выберет Героем не того, кого он, автор, предназначил в Герои. Тут, в предложенной книге, вы можете определить уже не самого Героя, а те таинственные пружины, которые и делают из человека «Героя» или «Антигероя».
Но, вот что интересно автору, какие именно критерии заложит в понимание Героя читатель? Кто именно из персонажей для каждого из читателей станет Героем? Выбор достаточен и этот выбор как раз и назовет Героя Нашего Времени.
«… Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда–нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!»
Что уж говорить – автор совершенно сознательно поддерживает этот тезис. Но очень важно еще отметить, что автор стремился показать не конкретного человека, а человека–символ своего окружения. И не видит никакой разницы в том, когда этот человек жил: то ли две тысячи лет назад, то ли сейчас. «Бог погребает своих деятелей, но продолжает их дело» – в этой фразе заключен смысл верного пути человека, пути, когда по прошествии его можно сказать: это – Человек.
Петр Иванчук