Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 359
Авторов: 0
Гостей: 359
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Чёрный вестник (памяти Сезарии Эвора)... (Стихи, не вошедшие в рубрики)

Автор: Имум Коэли
Меж тревожно-несвязанных слайдов декабрьского зыбкого знобкого сна
на нелепые пазлы кварталов изрезали сумерки город,
и шарашится ветер залётный об стены домов, будто он "с бодуна",
впрохмель с горя под окнами стонет бездомным шальным зимогором.

Иноземец-немтырь, наглотавшись впервые мороза, охрип и сопат,
сжав гортань переулков, рыдал в саксофон водосточного слива,
афро-губы топыря, в разлёт тире-точьями Морзе клаксонил  слова,
что в последний летальный полёт унеслась босоногая дива…

Лебединую песню допеть не хватило ей сердца и лёгких… И - стоп!...
...провода, словно струны расстроенной скрипки донельзя измучив,
рассыпая над городом изморозь плачущих нот невесомых,  взахлёб
упоённо смычком сквозняка ветер выскрипел «Бессаме мучо»…

С чёрным грифом гитары гавайской попутав протянутый к югу проспект,
ветер бился в аккордах, стремясь к Островам у Зелёного Мыса,
чтоб российский, заснеженный инеем, в льдинках солёных, еловый букет
данью памятной славы доставить на скорбный финал бенефиса…


Впрохмель - вполпьяна, не протрезвившись
Зимогор - бродяга, шатун, бродяжка, подзаборник
Немтырь - немой, не знающий языка
Сопат – соплив, гундос
"босоногая дива" - так весь мир именовал певицу, всегда выступавшую босиком, символизируя бедность своего народа
Острова Зелёного Мыса – родина Сезарии Эвора

Спираль антиподов - Слива-Слово-Слава


© Имум Коэли, 01.02.2012 в 18:23
Свидетельство о публикации № 01022012182317-00252326
Читателей произведения за все время — 220, полученных рецензий — 6.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 12)

Рецензии

Анна Муха
Анна Муха, 01.02.2012 в 18:42
о, Имум, я, кажется, тоже услышала...
у меня аж руки холодными стали.
Имум Коэли
Имум Коэли, 01.02.2012 в 19:11
Анна! Я рада очень тебе!
спасибо...
Песни Сезарии Эвора мне очень дороги...
Она умерла 17 декабря ушедшего года... в 70 лет... от сердечной и лёгочной недостаточности...
вечер был такой... промозглый... и рыдающий пьяный ветер...
Это была удивительная женщина!
босоногий символ бедного талантливого народа...
Почти все сборы она отдавала своим землякам...
А голос! бархатные переливы...
Анна Муха
Анна Муха, 01.02.2012 в 19:18
несколько лет назад она приезжала в Одессу.
на концерте, говорят, было невероятное количество людей.
и почему я не пошла?..
*************************
*************************, 01.02.2012 в 19:53
Дважды была на её концертах...Очаровала своими песнями и необычным выходом на сцену...пол был холодный,думаю ножки у неё часто мёрзли....и тем более уставали,без перерыва по два-три часа на сцене....
Имум Коэли
Имум Коэли, 02.02.2012 в 00:33
Да, талант уникальный...
Рано... рано улетела она...
Тратила себя безоглядно...
вечная ей память...
Гостева Елена
Гостева Елена, 10.02.2012 в 08:20
Имум, а Вы не будете против, если я Ваше стихотворение разберу более подробно, чем в обзоре?

Мне , честное слово, оно запало в душу, но кое-какие моменты очень мешают.

Мое особое мнение могу отправить Вам в личку.

Имум Коэли
Имум Коэли, 10.02.2012 в 08:59
Елена, я, прям, в шоке, чесслово!
от радости, Лена...
конечно! ни в коем случае не могу быть против!
только даже неудобно, что Вы будете время тратить...
хотя, это для меня большая удача!
Я вот всё пыталась написать Вам пояснение к тем оборотам, которые использовала. Сама чувствовала сомнения в этих местах.
Попробую объяснить -
"Шарашится" ветер - слово "шарашится", конечно не в первый раз узнала, искала подтверждения в словарях, нашла вот здесь -
http://www.synonymizer.ru/index.php?sword=%F8%E0%F0%E0%F8%E8%F2%FC

"|пороть горячку|поспешать|бежать|(уходить|идти) вперед|горячиться|голову сломя|прибавлять шагу|поворачиваться поскорее|"

на самом деле получилось, видимо, что "спорола горячку" сама :) надо править.

"Немтырь" - да, "немой", конечно. Но вот моя бабка (да и во всей деревне, где она жила) говорила, например, про маленьких детей - "она ещё немтырит, немтырка", то есть - картавит, плохо выговаривает.
Мне казалось, что в сочетании со словом "иноземец" это будет понятно - не знает языка, корявит его, немтырит. К тому же пподкупила меня возможность внутренней рифмы -
"немтырит - топыря".
"Выдувает слова" - стих вообще-то писала на конкурс антиподов, слова были заданы - Слива-Слово-Слава.
Я все искала, куда там вставить слово "Слово"... ну, вот и вставила, млин! Сама сомневалась.
Меня прикололо использовать Сливу не как ягоду, а как Слив - водосточный слив, например.
Голосом Сезарии Эвора я "болею" давно, её уход из жизни меня опечалил сильно. И как-то всё это вместе сложилось.
"Босоногая дива" - так весь мир звал её. Она, как символ своего бедного народа везде выступала босиком.
А поскольку я стих опубликовала с посвящением, то мне казалось, что в тексте понятно о какой босоногой диве речь.
Возможно, я ошибалась.

Елена, я совершенно не обижаюсь никогда на критику, какой бы она ни была. Наоборот, убегаю от медовых фальшивых слюней.
Единственно, так как сама преподаю взрослым (я - бизнес-тренер), моё кредо - всегда соблюдать достоинство оппонента.
Жёсткость мнения - уважаю.
Так что, если Вы найдете время что-то добавить к Вашему разбору, буду очень и очень благодарна.
У меня есть два стиха, которые мне очень дороги - "Серпантин под левым ребром" и вот этот. Эти две работы хочу довести до ума. Серпантин мой сейчас шерстит Алексей Лис.
А за Сезарию была бы Вам признательна...
Рифмую давно, но только недавно вот здесь на Графах поняла, что писала плохо. Сейчас учусь. Эти две работы считаю ступенечками вверх, поэтому буду править.
Спасибо! :)
Вполне можно и не в личке, потому что и другим будет полезно читать вот такие уроки - это редкость и ценно!
Пусть читают люди.

Гостева Елена
Гостева Елена, 10.02.2012 в 09:42
Имум, там, где ветер шарашится, Вам легко исправить строчку - вместо "Об стены" поставьте какое-нибудь наречие, да и все. Кстати, я от одного товарища, не первый год в литературе состоящего, услыхала вопрос: А не придумала ли Имум сама это слово - "шарашиться"? Вы это слово вспомнили, и я уже за это Вам благодарна. Но буду еще более благодарна, если Вы уберете неправильно подчинённое ему слово. Шарашиться можно лишь МЕЖ стен иль От стены К стене, иль вообще как-то совсем бесцельно.
Но это - мелочь.

Главное - о чём Ваше стихотворение? Вы написали в заголовке - О Сезари. Но это неправда. Строчки, которые посвящены лично ей, запрятаны в середине  ст-я, и они почти самые бледные, незаметные. Главный герой Вашего стихотворения - ветер, иноземец-немтырь, ведь почти все эпитеты, весь жар своих поэтических (и женских) чувств Вы отдали ему, а не той, которой якобы посвящаете свои строки.
Здесь, на Вашей странице есть фото Сезари и аудиофайл, и читатели все же помнят о ней, а я впервые читала этот текст, не видя фото, и до меня далеко не сразу дошло, а как связано всё стихотворение и название  между собой. Потом сообразила, что строки о "босоногой диве" нужно считать напоминанием о ней. Но этого очень мало!

То, что Вам самой понравился образ иноземца-немтыря, могу понять: если б мне пришло такое в голову, я бы за это ухватилась, и не  согласилась бы отдавать ни за что! Но тогда надо забыть о Сезари, ей посвящать другое стихотворение, а здесь писать исключительно о пленившем Вашу душу ветре.
Или можно бы посвященные Сезари строки поставить в начало стихотворение, при этом несколько их бы оживить, развить мысль, а уж потом переходить к ветру. Но желательно, чтобы ветер потом не просто шарашился, а шарашился бы, обезумевши с горя, плакал бы.

А то, что бабка говорила о детях "немтырят", так это ведь не исключает того, что "немтырь" = немому. Дети поначалу не умеют говорить - полные немтыри, потом учатся говорить постепенно, понемногу, а Ваша бабушка, стало быть, считала, что о них можно говорить, что они перестали "немтырить" только в том случае, когда они уже говорят прекрасно. Многие бабушки ведь, знаете, из суеверных страхов о своих внуках боятся на людях сказать что-то хорошее, похвалиться тем, что ребенок уже умеет говорить. Нельзя хвалиться, как бы не сглазили!
Да и в словари загляните: немтырь - везде немой. В, в принципе, вижу, что у Вас ветер вроде бы не сам говорит, а играет как на саксофоне, потом, словно смычком выводит что-то. Но беда в том, что саксофон у Вас - в одной строчке, а "выдувая слова" в другой, т.е. далеко, можно забыть, а о том, что главный герой - немтырь, мы помним. Такой образ просто забыть невозможно! Вот и получается непонимание.

Кажется, в основном, все.

Успехов Вам!  

Имум Коэли
Имум Коэли, 10.02.2012 в 10:04
Елена, спасибо!
Сейчас сама перечитала глазами человека, действительно ничего о Сезарии не знавшего.
Буду думать.
Спасибо, что нашли время!
Имум Коэли
Имум Коэли, 14.02.2012 в 19:13
Лена...
прям, издёргалась вся, чесслово, верите? :)

ну, вот же - Многоуважаемый Даль -
http://www.slova.ru/article/39255.html

"Шарашить

шарахнуть кого чем, обо что, по чем, ошарашить, ударить сильно, чем-либо громоздким, с грохотом;
|| - что, на что, грянуть, грохнуть, бросить.

Шарашится, шарахнуться, грянуться, грохнуться, упасть;
|| влгд. вят. упираться, противиться и не идти, куда тащат.
|| Кинуться куда толпою и опрометью, зря, особи, с испугу. Табун шарахнулся, кинулся без удержу, испуганный чем. Шарахнувшись в сильный буран, огромные стада и табуны нередко в степях гибнут; в 20-х годах велось нескончаемое дело: О вторжении шарахнувшегося в буран скота Букеевской орды в пределы Саратовской губернии. Лошади шарахнулись, понесли.

Шарашь, шерошь ж. шарш м. волж. первый лед по реке, шуп, шауш, шуга, сало. Шарашь идет. Шарашь цепка в мороз.


Синонимы и родственные слова:
Шарахнуть, шарахнуться, шарашится, шарашь, шарш, шерошь"

Если Даль допускает синонимом к слову "шарашится" - шарахнуться, грянуться, грохнуться,
то почему нельзя употреблять форму "шарашиться обо что-то"?

Умаялась в поисках... Переживаю, млин!

Гостева Елена
Гостева Елена, 09.03.2012 в 12:04
Имум, простите, только сейчас заметила Вашу ремарку, поэтому только сейчас и отвечаю.

Да, шарашиться и шарахнуться - синонимы, но в русском языке очень часто бывает, что каждый из синонимов образует различные словосочетания. Один синоним требует в подчинение себе существительное в одном падеже, с одним предлогом, а в подчинение другому синониму нужно ставить уже существительное в другом падеже, с другим предлогом.  
ШарахНУться - это глагол совершенного вида, (отвечает на вопрос -что Сделать?) он всегда подразумевает кратковременное воздействие. Шарахнуться ОБ лед - человек ОДИН раз упал, и действие закончилось. ШарахНУться Об стену, шарахнуться в сторону - тоже один раз.
А вот шарашиться - это глагол несовершенного вида, отвечает на вопрос: "Что делать?, подразумевает действие продолжительное, но не законченное пока или не способное закончиться вообще.
Поэтому, на мой слух, шарашиться ВОЗЛЕ стены, МЕЖ стен - это правильно, а ОБ стену можно только шарахНУться.  

Но слово это - уже устаревающее, ныне редко употребляемое, поэтому не все и знают, как оно ведет себя при составлении словосочетаний.

И вообще, в русском языке столько разных заковырок, что "без бутылки не разобраться"

С праздником Весны!

Андрей Бычков
Андрей Бычков, 14.02.2012 в 21:19
Чудесная эпитафия (кстати, на Графах есть такая рубрика). О чём стихотворение? Да о чём угодно оно может быть! А много ли Макаревич написал про Леннона в песне его памяти? Или про Высоцкого? "Погиб Поэт! - невольник чести" - не самый лучший всё же образец для подражания в этом жанре (с винцом в груди и т.д.) Имум, у Вас поразительный словарный запас! Приходится иные вещи дочитывать до комментов, читать комменты и читать по новой. Но за словом "шарашится" не стоило залазить в Даля: оно принимается ухом очень легко. Имхо, лучшее у Вас!
Имум Коэли
Имум Коэли, 15.02.2012 в 11:45
пасиб...

Согла-а-асна, Андрей...

" border="0" />

Имум Коэли
Имум Коэли, 15.02.2012 в 11:42
Ой!...
ну, вечно в рецку ляпаюсь...

" border="0" />

Женя Махно
Женя Махно, 16.02.2012 в 23:28

Браво автору!!!!!!
И Сезарии!!!

Имум Коэли
Имум Коэли, 17.02.2012 в 08:47
Женя...
От тебя - очень дорого!
Спасибо...
" border="0" />

Это произведение рекомендуют