Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 255
Авторов: 0
Гостей: 255
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Операция "Фрэнтик", или американский Перл-Харбор в Украине ч.4 (Очерк)

Операция Фрэнтикч. 4
                                ч. 4

          Немецкая  версия  событий 21-22 июня 1944 года

          Итак, мы приступаем к описанию самой запутанной части нашей полтавской истории.
          Речь пойдет о событиях ночи с 21 на 22 июня 1944 г., ставших роковыми для всей операции "Фрэнтик".

          К сожалению, советские  источники, немецкие и американские печатные работы, а также свидетельства очевидцев? дают настолько разную картину происшедшего, что воссоздать абсолютно достоверную и полную цепь событий оказалось невозможно.
          С советской и американской  версией  событий мы познакомились, в третей части этой работы, а теперь рассмотрим немецкую версию
          
          Если внимательно проанализировать отрытую информацию о  американской  базе в Полтаве, то выдвигались  вот такие версии   ее обнаружения  немцами:

          Первая  версия. «2 июня 120 самолетов, выполнив задание, приземлились на советских базах, а через два дня уже бомбили Румынию. Начало было многообещающим, но все оказалось испорчено из-за обычного разгильдяйства. Во время очередного рейда в хвост армады пристроился немецкий самолет-разведчик.
           Григорий Ткаченко, очевидец событий: "Его засекли, поднялись два американских истребителя, почему они его не перехватили - и сегодня загадка".

          Вторая версия. «Маршруты полетов авиации союзников. Эта и последующие фотографии предоставлены историком-фотографом Андреем Могилой.
         Все шло, как говорится, по плану. Но асы Геринга нетерпеливо ждали результата от Абвера, чтобы точно узнать местность, где базируются «летающие крепости».
         Помог, увы, печальный случай. Во время одного из налетов на Германию был сбит бомбардировщик, на котором  летел военный фотограф лейтенант Маккей с  отчетом в снимках о пребывании американцев в Полтаве.
          В руки противника попал ценнейший материал, по которым без труда было установлено место нахождения базы. Операция «Френтик» была рассекречена...
          Но это не насторожило, ни советское ПВО, ни американское командование.

          Третья версия,  Уточняющая  вторую версию.

         Вообще всего было проведено семь операций "Френтик", -- продолжает директор музея. Во время второй случилась трагедия: выполняя боевое задание один из американских бомбардировщиков был сбит.
          На его борту находился корреспондент, который вез фотоотчет об операции  "Френтик-1" -- более 500 секретных снимков, сделанных на полтавском и миргородском аэродромах.
       Они-то и попали к врагу. Но командование об этом не знало, ведь информация была секретной.

        Четвертая версия. О ней  рассказал бывший специалист по аэрофотосъемке Дмитрий Касьянов.
        Якобы после удачных полетов, американские и наши летчики любили фотографироваться на фоне своих самолетов.
        Ходили слухи, что немецкий шпион работал под маской фотографа и снимал все, что ему было нужно.

        Но, ни одна из версий  правильной не оказалась.
        А  дело с обнаружением немецкой авиацией американской базы в Полтаве  обстояло так.

        Когда американские бомбардировщики второй раз ( Фрэнтик-2) вместо того, чтобы лечь на обратный курс, направились на советские базы, специально выделенные экипажи немецких стратегических разведчиков уже подкарауливали их, чтобы точно установить место базирования и подготовить сокрушительный удар.

        Почти, каждый день после завершения "Фрэнтик I" в ранние утренние часы, они пытались   прорваться к известным им аэродромам в Миргороде и Полтаве, однако летчики 802-го ИАП не допускали этого.

        Тем не менее,  21 июня лейтенант Ганс Мюллер и его экипаж дождались своего часа: пристроившись к группе "Крепостей", они "дотопали" с ними до Полтавы и, пролетев достаточно низко над аэродромом, сделали снимки такого качества, что командование IV корпуса люфтваффе просто не смогло отказать себе в удовольствии разбомбить все напрочь, и немедленно.

        На чем же летал Ганс Мюлер?

          Основной моделью немецкого самолета разведчика стал Fw-189A, выпускавшийся в нескольких вариантах: базовый Fw-189A-1, Fw-197A-2 с двумя пулеметами, учебный Fw-189A-3 с дублированным управлением и самолет тактической поддержки Fw-189A-4 с бронированием нижней части корпуса и 20-мм пушкой вместо двух пулеметов.

         Разведчики Fw 189 использовались на Восточном фронте с ноября 1941 г. во взаимодействии с бомбардировочной авиацией.
         С массовым появлением в воздухе скоростных советских истребителей во второй половине войны эффективность использования Fw 189 неуклонно снижалась.
         Эти самолеты все чаще использовались в качестве ночных разведчиков и легких штурмовиков для борьбы с партизанами.
         Кроме использования нескольких Fw 189, оборудованных локатором в системе ПВО Германии, они применялись также для борьбы с советскими ночными бомбардировщиками По-2.
         Кроме Люфтваффе, 30 самолетов Fw 189A-2 были поставлены венгерским ВВС и 14 FW 189A-1 - ВВС Словакии.
         Летали на них и румынские летчики. Производство Fw 189 в Германии было прекращено в 1942 г., однако во Франции оно продолжалось до января 1944 г.. а в Чехословакии - до 1945 г.
         Всего было изготовлено 848 машин этого типа.

Характеристики:

  Экипаж 3 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 18.4
Длина самолета, м 12.03
Высота самолета, м 3.1
Двигатели.
2 x 12-ти цилиндровых Аргус-410А-1 465 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3245
Максимальная взлетная 4170
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 350
Время набора высоты 4000м, мин 8
Практический потолок, м 7300
Дальность полета, км 670
Вооружение
2 x 7,92-мм пулемета в крыле, 2-x спаренных и 7, 92-мм пулемет в корме и бомб 200 кГ

                Почему же советские истребители не сбили Мюллера, если он  21 июня 1944 опасно снизился над аэродром  для  его фотографирования?

              Одно из объяснений этому непонятному многим исследователям факту дает бывший летчик 802-го полка Н.М.Фадеев, живущий ныне в Полтаве.
               В тот день он с лейтенантом Д.П. Бояринцевым находился в воздухе, прикрывая посадку американцев.
        В это время полк инспектировал представитель штаба ПВО округа.
        Проверяющий, листая летные книжки, обратил внимание, что у Фадеева нет соответствующих записей и приказал отстранить его от полетов.

        Командир полка майор Жукоцкий тут же дал команду на приземление, однако другую пару в воздух не поднял.
        В этот момент и появился немецкий разведчик. Зенитчики открыли огонь,  немецкий самолет  успел вновь набрать высоту.
        А  майор Н.Фадеев  был, наказал. Ему, запретив летать,  назначили с 21 по 22 июня 1944 г.  дежурным по аэродрому.

       Итак, мы  теперь достоверно знаем ,что американскую базу обнаружил и полностью сфотографировал  немецкий самолет разведчик  21.06.1944 года. Он успешно вернулся на свою  базу  и сделанные им снимки переделаны в штаб для оценки и принятия решения.

       В полдень 21 июня 1944 г. полковник Вильгельм Антруп (Antrup), командир KG55 люфтваффе, работал в своем штабе на авиабазе неподалеку от Минска, когда получил телеграмму:

       Справка: АНТРУП (antrup) Вильгельм (1.2.1910, Лееден, округ Техтенберг, Вестфалия – 24.11.1984, Нойбибург, близ Мюнхена), летчик бомбардировочной авиации, подполковник. Окончил Немецкую школу воздушных сообщений (1935). В 1935 поступил в люфтваффе.

       В составе легиона «Кондор» участвовал в военных действиях в Испании, пилот курьерского самолета. С сент. 1939 офицер по техническому обеспечению штаба 55-й бомбардировочной эскадры.

      Участник Польской и Французской кампаний, а также «Битвы за Англию». С 27.10.1940 командир 5-й эскадрильи своей эскадры. С июня 1941 воевал на советско-германском фронте.
      13.11.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. С 6.5.1943 командир 3-й группы 55-й бомбардировочной эскадры, с 8.8.1943 – командир 55-й бомбардировочной эскадры. Участник боев на Украине и Юге России.

       В ночь на 22.6.1944 летчики эскадры во главе с А. совершили налет на советские аэродромы в Полтаве и уничтожили 47 американских В-17, повредили 29 В-17, 2 С-47 и 1 Р-51 (при этом 55-я эскадра не потеряла ни одного самолета).
        После 500 боевых вылетов 18.11.1944 получил дубовые листья к Рыцарскому кресту. 21.11.1944 сдал командование эскадрой.
        В 1956 поступил на службу в ВВС ФРГ. 31.3.1968 вышел в отставку в звании бригадного генерала.

        А в телеграмме было написано:  "Американские тяжелые бомбардировщики пересекли линию восточного фронта и направляются в Россию". !!!
       Антруп    этого он ожидал с тех пор, как 19 дней назад, вылетевшие из Италии В-17 приземлились на советских аэродромах.
            
       В штабе "Флигеркорпс IV" в Брест-Литовске (нынешний  белорусский г. Брест) закипела работа.
       Это  было  единственное в Люфтваффе соединение бомбардировщиков дальнего действия было образовано в конце 1943 г., когда стратеги из штаба Геринга пришли к простой мысли, что силы противника выгоднее уничтожать на коммуникациях, в эшелонах, на станциях выгрузки и т.п.
       В его состав вошли три бомбардировочные эскадры, а также специальная эскадра самолетов-прокладчиков маршрута ("следопытов"), отыскиававших, обозначавших и подсвечивавших объекты удара.

       Корпус предназначался исключительно для действий ночью без истребительного прикрытия.
       Его командир генерал Рудольф Майстер доложил о готовности соединения к боевой работе в марте 1944 г,

         Базируясь на варшавском и минском аэроузлах, это соединение с начала мая регулярно по ночам злодействовало над железнодорожными станциями: Киев-Дарница, Сарны, Проскуров, Бахмач, Ровно, Шепетовка, Жмеринка, Фастов.
          Иногда налеты выполнялись целыми эскадрами и длились по несколько часов.
          Благодаря хорошей выучке экипажей и слабому противодействию потери были невелики: на 31.05.44 г. 6 эскадра имела 109 самолетов, из них 76 исправных, 27 эскадра - соответственно 74 и 70, 53 эскадра - 108 и 79, 55 эскадра - 101 и 79.
           Все бомбардировщики корпуса - типа Хе-111.  

           Справка: Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик-моноплан, один из основных бомбардировщиков люфтваффе .

         К 15.00  21.06.1941 г.штаб авиакорпуса издал первый приказ:
      "Сегодня ночью атаковать аэродромы в Полтаве и Миргороде».
            Речь идет о том, чтобы одновременно уничтожить американские бомбардировщики и истребители.
          По соображениям радиуса действия эскадры 27 и 53 эскадры должны немедленно перебазироваться на аэродромы в район Белостока и Минска. 55 эскадра может оставаться на своих базах в Деблине, Улеце и Подлодовке".

             Следующий приказ в 16.00 детализировал задание:

          « "Бомбонагрузка легкие фугасные бомбы, мелкие осколочные, 10% зажигательных бомб.
            Атака колонной бомбардировщиков. Для 27 и 53 эскадр цель удара - Полтава, для 55 эскадры - Миргород.
            Ведущим на Полтаву назначен командир 53 эскадры подполковник Поркрандт, на Миргород» - командир 55 эскадры подполковник Вилли Антруп.
            
             Начало атаки на Полтаву назначили на 00.00 по берлинскому времени, чтобы до двух утра пересечь линию фронта в обратном направлении.
             Атака на Миргород - на 10 минут раньше.
             Всего над территорией противника предстояло лететь более трех с половиной часов.
             Подготовка к вылету была в полном разгаре, когда внезапная низкая облачность полностью закрыла аэродром, на который перелетела и эскадра "Белке" выпала из плана операции.
             Теперь,  на каждый объект приходилось только по одному "кампфгешвадеру". Взлет начали в 20.30. Первыми ушли в воздух "следопыты" из Барановичей.
            Следом в еще светлое вечернее небо медленно поднялись тяжело груженные бомбами и горючим машины 53 эскадры из Радома и Радзина. Последней стартовала наиболее выдвинутая на восток 55 эскадра из Деблина, Улеца и Подлодовки.

             Каждой эскадре были выделены по 20 "прокладчиков маршрута".

             И  тут  они очень пригодились. Ведь вначале приемлемая для полета погода,  обернулись тяжелым ненастьем, а вместо "ясной луны" сверкали молнии, круги воздушных винтов светились белым светом, выступающие в поток поручни, стволы пулеметов и антенны были в "огнях святого Эльма".

            Насыщенный электричеством воздух мешал работе средств радионавигации.
            Может быть, поэтому некоторые из приданных 55 эскадре "следопытов" ошиблись.

           Заметив в 23.43 (время берлинское) вспышку первой осветительной бомбы, которую в кромешной тьме лейтенант Рауденбуш из KG 4 точно сбросил на аэродром Полтавы, они решили, что это Миргород...

            Ориентируясь по подвешенным Рауденбушем "люстрам", точно в срок - к часу ночи по московскому времени - после ряда отвлекающих маневров эскадра KG 53 подошла к Полтаве.
             По команде "Факельцуг!"" вниз отправились новые осветительные бомбы, и в считанные секунды на аэродроме стало светло, как днем.

           К своей радости, немцы обнаружили, что В-17 (те, что не оттащили к окраинам летного поля) стоят в таком же порядке, что и на фотографиях.

           Эфир заполнился фразами типа "зеленые конфетки - на стоянке", "мои - справа" и т.п.              
           Подполковник Поркрандт с командовал "Атака!", и мелкие осколочные бомбы типов SD 1 и SD 2 посыпались тучами вперемешку с 50-кг фугасками SC 50. Одна из них попала прямо в КП зенитчиков, и ПВО базы оказалась дезорганизованной.

         Миргород в ту роковую ночь спасла облачность, настолько плотно укрывшая местность, что эскадра KG 55 потеряла ориентировку.

            Попытки отыскать свою цель продолжались, пока не выяснилось, что в результате недоразумения на Полтаву ушли слишком много "осветителей".

           Антрупу доложили, что, мол, "ошибка вышла", но "свечки держать уже все равно некому" (т.е. машин с САБами осталось недостаточно для работы по Миргороду).

           Тогда молодой подполковник принимает решение повернуть на Полтаву всю KG 55 с ее 91-м Не 111!
            И хотя там в этот момент творилось настоящее светопреставление, из-за плохих метеоусловий летчики Антрупа его не видели.
      Чтобы найти Полтаву, они полетели строго на восток, по отблескам обнаружили речку Ворскла и, следуя вдоль нее, добрались до цели.

       Все эти маневры заняли около часа, и над горящим аэродромом KG 55 появилась, когда последние машины KG 53 уже разворачивались на запад.

       "Следопыты" тоже собрались домой, когда командиру второй эскадрильи (II./KG 4) майору Граубнеру поступила просьба подлетающих экипажей KG 55 еще раз осветить цели.
       "Крепости" USAF. На отходе экипажи "Хейнкелей" обстреливали из бортового оружия очаги пожаров с малой высоты.

       Всего в ту ночь над полтавским аэродромом разгрузились, с учетом "следопытов", около 180 Не 111, которые сбросили до 100 т бомб».

       Интересно, что при этом немцы не только не потеряли ни одного самолета, но даже не имели раненых в экипажах!

       Как видим, в ночь с 21 на 22 июня вся мощь удара немцев пришлась по Полтаве.

       Несомненно, это был один из наиболее крупных успехов Люфтваффе, который  если не погубил сразу  саму  идею продолжения операции « Фрэнтик», но как потом показал ход событий,   подорвал доверие  между США и СССР в  дальнейших  планах  американо - советского  военного сотрудничества.
   ( конец ч. 3)

Все  фото и рисунки к статье находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4f1f1cad6ddb1/

© Бровко Владимир, 24.01.2012 в 23:26
Свидетельство о публикации № 24012012232621-00250880
Читателей произведения за все время — 34, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют