Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Далеко от Лукоморья"
© Генчикмахер Марина

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 78
Авторов: 0
Гостей: 78
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Клирос и я. Узкопрофессиональное. (Эссе)

Я впервые попала на клирос четырнадцатилетним подростком. Конечно, знать ничего не знающим ни о церкви, ни о церковном богослужении, ни, тем более, о богослужебном пении.Но в те годы - давным-давно - в храмах любой молодой человек был редкостью, а по имеющему слух и, пусть неполное, но специальное музыкальное образование, не один клирос скучал. Ибо пение на службах воплощалось в двух вариантах: хлыщеватый хор подрабатывающих выпускников хоровых отделений различных заведений, из которых каждый старался "выделиться из толпы" и которым служба была до фени; и, так называемые, "бабушки",возрастом от сорока и выше, среди которых попадались и "дедушки".Они чаще всего нот вообще не знали.
Поэтому, как только я появилась в церкви, мой духовник сразу определил мне клиросное послушание. В том храме регентом левого(бабушкинского) хора был грустный дядечка средних лет, а пел у него десяток тетушек. Я должна была встать, спрятавшись между ними - ведь за "молодежь на клиросе" у батюшек могли быть неприятности, - и пытаться научиться, наблюдая за процессом. Ой, как сначала было страшно! Мозг с трудом усваивал незнакомые названия: "херувимская", "прокимен", "ектенья", слух - уйму разных распевов одних и тех же слов. Помню, я ломала голову - как же регент их не путает? Откуда он знает, когда так надо петь "Господи, помилуй", а когда - эдак? Это была неизвестная, таящая неожиданности и опасности, страна, по которой я двигалась ощупью, не догадываясь, что останусь здесь навсегда.
А те, кто здесь остается навсегда, знают, почему они это делают. Потому что клирос - место нашего служения Богу. Наша Голгофа и наша земля обетованная. Здесь открываются нам смыслы догматов, замысел Божий о людях и Его безмерная Любовь.
А также - свое безмерное недостоинство. Редко ведь удается удержать внимание целую службу, ни разу не ошибиться, не обидеться на близстоящего, не послать, хоть бы и в уме, едкого замечания дьякону или чтецу.Клирос - самая настоящая школа жизни.
А какая красота открывается внимательному наблюдателю! У каждого на клиросе - своя роль, свои задачи. Если ты регент - ты должен не только знать устав, уметь грамотно махать рукой и давать тон. Твоя задача - помочь певчим спеть. Ты - лицо хора, полноправный участник службы наряду со священнослужителями и псаломщиками. Ты ответствен за все, что происходит в хоре. Если певчий ошибся - значит, ты непонятно показал, невнятно дал тон, открыл не ту страницу.А может, ему не видно, он далеко стоит? Если же певчий уже непробиваемо туп - значит, ты вообще зря пустил его на клирос! А еще ты должен виртуозно менять на аналое тяжелые фолианты и разлетающиеся листочки. Попадать в тон дьякона. Рассчитывать темп песнопения в зависимости от темперамента священника. И притом еще и петь, причем тем голосом, которого сегодня не хватает в хоре.:)))
Певчие,если они по нашей московской традиции, поют простое четырехголосное осмогласие, тоже выполняют каждый свою задачу. Главный голос - "второй",тот, что в классической гармонии называется "альт". В реале это может быть и сопрано и тенор и кто угодно. Суть в том, что он исполняет мелодию. Он должен быть крепким, звучным, ведь это центр четырехголосия. И он должен быть подвижным и виртуозным,иначе не спеть, например, киево-печерский распев. А самое важное - он должен чисто и крепко интонировать, иначе все развалится! "Первый" голос дублирует мелодию в терцию. Это очень красиво! Надо очень внимательно слушать, чтобы сливаться со вторым, быть его обертоном, отражением, альтер эго. Надо следить, чтобы ни перекрикивать второй голос, ни пищать еле слышно. Первый голос - это красивая брошка, заключительный штрих на одежде хорового звучания.
"Третий" голос, в просторечии "тенор" - придает пению законченность, полноту. Он заполняет собой "квинту", промежуток между мелодией и басом. "Тенору" нужно иметь низкий бархатистый тембр, хороший слух, ибо нет ничего неприятней фальшивой квинты, и особую способность скакать на кварту вверх и вниз. Опора же всего хора, конечно, бас. Хороший "бас" - уже не то, что "полдела", гораздо больше! Даже, если он не бас, а баритон,тенор или контральто. Хор без баса - как дом без фундамента, машина без колес, корабль без киля, масло без хлеба. Петь без баса можно, но грустно.
Зато, когда все есть, когда стоят рядом плечо к плечу, когда каждый слышит, как его голос растворяется в голосе соседа, когда слова будто сами собой произносятся одновременно, синхронно... тогда наступает особое, неописуемое состояние, почти катарсис, и ты  - уже не ты, а часть чего-то другого, общего. Хора, богослужения, мира... вселенной! И это - счастье. Ради этого стоит жить. И,значит,я не зря пряталась среди тетенек, учила распевы и продиралась сквозь церковнославянский текст. И не зря училась музыке.
Ничто в мире не случайно!
© Юлия Лавданская, 08.01.2012 в 18:52
Свидетельство о публикации № 08012012185238-00248504
Читателей произведения за все время — 237, полученных рецензий — 3.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Бочаров Дмитрий С
Бочаров Дмитрий С, 17.01.2012 в 13:02
Не случайно, Юль!  ))))
Юлия Лавданская
Юлия Лавданская, 17.01.2012 в 16:50
Вот видишь, Дим, опять мы с тобой пересеклись, теперь на почве контральто и прочих голосов... ;)))) Не случайно?
Вик Лович
Вик Лович, 19.01.2012 в 18:45
Милая мама Юля, счастья и добра желаю Вам и всей вашей славной команде!
Давно мы не встречались, но это совсем не значит, что я Вас позабыл. Вы человек настолько неординарный и сердцу милый, что Вас забыть нельзя. И этот ваш рассказ тому прямое подтверждение. В наше время слишком много людей, которые кичатся своим православием. И мало людей. которые тихо и скромно Служат. И мне кажется, что Вы из них...

:-)) Маму Юлю обнимаю и целую нежно! Мира душе...
Будем!

Юлия Лавданская
Юлия Лавданская, 20.01.2012 в 10:25
Здравствуйте! )))
А я вас не забываю, почитываю иногда)))


всегда ваша

анн ларсен
анн ларсен, 26.02.2013 в 19:46
Я перечитала ещё раз, более глубоко вникла в этот сюжет, столь близкий сердцу моему. Огромное спасибо, Юля, написано мастерски, тонко, очень умело.
Юлия Лавданская
Юлия Лавданская, 26.02.2013 в 20:06
А я перечитала, и мне не понравилось. Сейчас я написала бы по-другому, но переделывать не буду. Если уж очень захочется, напишу другое эссе.:)))
анн ларсен
анн ларсен, 26.02.2013 в 20:34
Я тебе посвятила стихи. Прими!

Это произведение рекомендуют