Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Последнее время"
© Славицкий Илья (Oldboy)

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 51
Авторов: 0
Гостей: 51
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

                          
            Это не псевдоним. Это настоящее имя женщины, которой в 2008-м году исполнилось сто лет. Ее уже нет в живых, но говорить о ней в прошедшем времени невозможно. Она жива, потому что живет дело ее рук, ее души, ее жизни – тацевальный коллектив «Березка».

            Далее я уже почти ничего не напишу о самой Надеждиной, я просто больше ничего о ней не знаю. Видел ее фотографию на программке концерта – симпатичное, чуть усталое лицо; там же, в программке, против лучших танцев значится: «постановка Н.Надеждиной». Вот, собственно, и все. Человек – миф. Человек – гений! Эйнштейна, Моцарта, Толстого знают практически все. Надеждину  –  практически никто. А ведь именно она придумала и дала жизнь «Березке», и за это я поставил бы ей памятник, ввел бы изучение ее биографии в школьную программу, а клипы танцев «Березки» показывал бы по телевидению в самое рейтинговое время (правда, для этого их пришлось бы вначале снять). И тогда у нас гораздо меньше лифтов было бы изгажено похабными надписями, гораздо меньше молодых людей общались бы со своими подружками нецензурщиной, больше было бы свежести в лицах, покоя в душах и толку в делах.

            Вы думаете, я преувеличиваю? Ничуть. Произнесите слово «березка». У Вас в душе сразу что-то отзовется, и Вы представите себе это деревце с белым нежным стволом и зелеными кудрями, полное неяркой застенчивой красоты. А теперь вспомните золотые пряди, в которых горит осеннее солнце, и заиндевелые плакучие ветви, покрытые серебром... Всегда хороша, всегда светла. Вы, конечно, бывали в березовой роще. Хотелось Вам там ругаться, вспоминать обиды, деньги считать? Вот эта чистая, светлая и родная красота сделала березку всеобщей любимицей, символом русской природы и русской души.

            Так вот, хореографический ансамбль «Березка» полностью соответствует своему названию. Но даже если говорить только о танцевальной специфике, коллектив этот феноменален. Есть много замечательных танцоров и танцевальных ансамблей: солисты и балетные труппы ведущих театров мира, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, ирландская группа «Лорд Дэнс», «король фламенко» Хуан Кортес (в конце концов, есть балет «Тодес» Аллы Духовой!). Я видел все это и многое другое и утверждаю: в танцевальном искусстве нет ничего более совершенного, гармоничного во всех компонентах, чем «Березка».

            Описать их танцы невозможно. По сути это хороводы: ходят по сцене красивые девушки в красивых одеждах – вот, собственно, и все. Но из этой немудреной формулы Надеждина изобретает то, что иногда кажется волшебством. Например, в фирменном хороводе, который так и называется «Березка», есть момент, когда девушки в красных сарафанах, не шелохнувшись, несутся по кругу, словно по воздуху или по льду. Не колышутся даже складки на сарафанах. Оркестр в этот момент нарочно играет тише, публика замирает, кажется, что это  оптический обман: не могут люди двигаться так легко и быстро, не прикладывая никаких усилий. Потом раздается общий вздох удивления и аплодисменты прямо посреди танца – удержаться невозможно. Я был на многих концертах «Березки», всегда происходит именно так. Затем мелодия ускоряется, в какой-то момент становится плясовой, танец тоже превращается в пляску, зажигает и опьяняет, хотя по сцене по-прежнему, казалось бы, всего-навсего ходят девушки в сарафанах. Изобретения, находки, трюки Надеждиной неистощимы, а невероятное мастерство исполнителей, великолепные костюмы и музыка (у «Березки» потрясающий оркестр, лучший, из тех, какие я слышал в народном жанре) делают каждый танец абсолютным хитом. Можете сами проверить, только учтите, в Москве «Березка» выступает раза два в году. Остальное время  – гастроли, преимущественно по заграницам.
            Опишу еще один танец  –  «Сударушка». Девушки выходят с большими синими платками на плечах, через какое-то время синие платки в мгновенье ока превращаются в желтые, потом в зеленые, а когда кажется, что удивить уже невозможно, платки снова меняют цвет... И все это легко, красиво, изумительно слаженно, под музыку, от одной которой душа радуется.
            Очень хотелось бы рассказать про мой любимый хоровод «Цепочка». На последнем концерте его не исполняли, и я счел себя обманутым. Этот хоровод просто завораживает, а как его описать, я не знаю. Могу только сказать, что пока его смотришь, находишься в оцепенении от какой-то первозданной, целомудренной красоты, близкой к красоте природы. Неспешно, негромко он очаровывает Вас, входит в душу и наводит в ней порядок.      
            Вообще, хороводы «Березки» – это шедевры. Перестроения во время танца –  колдовство, костюмы – произведения искусства, музыка –  сама по себе замечательна и в то же время абсолютно слита с танцем. И в каждом танце – открытие, в каждом – загадка, и в каждом – совершенство. Но главное – это какой-то внутренний свет! Именно такое ощущение чистоты, свежести и радости, как летом в березовой роще. А еще, все это проникнуто чем-то таким родным, которое невозможно не любить и без которого мы – никто и ничто.
Вот что такое «Березка».

             Вы скажете: такого не бывает, что-нибудь да плохо. Плохо одно: редко мы видим «Березку». Она наше национальное достояние, она выражает русский дух в самом лучшем его проявлении. Она эталон, с которым нужно сравнивать явления не только танцевального, но любого искусства. А между тем, ее как бы и нет. И нам приходится считать «звездами» Тимати, Жанну Фриске, «Уму Турман» (имена-то все какие родные!), которые не только почти ничего не умеют, но, самое главное, ничего не хотят, кроме как зарабатывать на нашем неведении.
            О «Березке» я мог бы писать и писать, но лучше, как говорится, один раз увидеть. Есть очень хороший фильм «Девичья весна». Это редкая возможность получить удовольствие от кино (превосходная комедия) и в то же время увидеть прекрасно снятые танцы «Березки» в пору ее высшего расцвета и популярности.

            Повторюсь, в 2008-м году Надежде Надеждиной исполнилось сто лет. Кроме того, самой «Березке» – шестьдесят. Я надеялся, что этот юбилей сподвигнет средства массовой информации уделить этому уникальному проекту чуть-чуть больше внимания, и может быть, этого «чуть-чуть» хватит, чтобы поднять нашу культуру на другой уровень. Надеялся зря...

            И последнее. Я не хотел бы никого обидеть частым и восторженным  употреблением слова «русский». Да, «Березка» –  воплощение русского духа и одно из прекраснейших явлений русской культуры. Но у каждого народа есть своя «Березка». Народные танцы и песни – это вообще лучшая часть любой культуры. Просто в ЭТОТ раз речь идет именно о русском танце. И поскольку все мы живем в этой стране и говорим и думаем по-русски, в каждом из нас есть чем на него отозваться.


© Филатов Игорь, 05.01.2012 в 21:51
Свидетельство о публикации № 05012012215141-00248079
Читателей произведения за все время — 100, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют