Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 487
Авторов: 0
Гостей: 487
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Это была моя первая рецензия такого рода. Тогда еще я не знала, что критика будет востребована и даже желательна. Меня искренне огорчило безразличие моего кумира к проделанной работе. Сейчас я рассматриваю ее как детский рисунок из маминого архивчика. Симпатичный между прочим, пусть лежит в «кладовке».)))

Человек ты мой, человек...

Михаил Розенштейн

Верь - не верь февралю-затейнику -
ночь. И в городе ни души.
Посиди со мной возле телека,
кошку за ухом почеши.

Выпью горького полстаканчика,
да занюхаю рукавом.
Ночь изменчива, жизнь обманчива,
как заманчива жизнь вдвоём!

Ты расскажешь мне как твои дела,
ну, любимая, как дела?
До хрена ты на свете видела,
с этим плакала, с тем спала...

Вспомни, как жилось в городе Орле,
как в Коломне, и как в Твери...
Вот февраль. Снега. И душа в золе.
Говори со мной. Говори.

Всё внутри сожжено и выжжено,
и не то, чтоб чуть-чуть - дотла;
расскажи, как на свете выжила,
ну, любимая, как дела?

Расскажи, как на свете выжила,
и ещё расскажи - на кой
этот мир - мародёр и выжига -
вечно ставит тебя на кон?!

Этот мир - мародёр и выжига,
он, как водится, глух и нем...
расскажи, как на свете выжила,
а потом объясни - зачем?

Вот зима. Февраль. И по скатам крыш
белый-белый бессонный снег.
То ли я молчу, то ли ты молчишь,
человек ты мой, человек...

Снег по скатам крыш. Снег. А на снегу
блёстки: звёздочки и гроши...
Верь - не верь февралю-затейнику -
ночь. И в городе ни души.

Рецензия на «Человек ты мой, человек...» (Михаил Розенштейн)

Как и обещала, Анализ художественного текста (АХТ):
(с неполной выкладкой, :-). Это было бы несколько скучно).

Стихотворение состоит из девяти строф и по композиции представляет собой лирическую миниатюру в виде монолога(?) перед предполагаемым или присутствующим собеседником.
В первой строфе первые два стиха (строчки) - передают напряжение автора - преобладают задне-зубные и сонорные звуки "р", "з", "н".
Следующие два стиха, наоборот, настраивают на покой расслабленность. Частью за счет щелевых и шипящих звуков "с", "ш", "ч", "х", частью посредством выбора художественных средств: употребляется разговорная лексика (возле телика), рисуется картина уюта и тепла.
Этот прием и создает общую атмосферу всего стихотворения: чередование напряженного, местами даже жесткого повествования (психическое состояние) со спокойными пейзажными отступлениями. Этот контраст между "погодой" человеческой и стихийной как будто подчеркивает безразличие вечного и незыблемого мира к сиюминутным человеческим страстям: хоть верь, хоть "не верь февралю-затейнику". Кстати, февраль - самый вьюжный зимний месяц. Символично, что автор именно его "покой" противопоставляет свому душевному состоянию.
Вторая и третья строфы рисуют читателю обстоятельства монолога: выпил и пошел разбираться. (Прошу прощения, совсем чуть-чуть юмора).
Следующие две строфы (4-я и 5-я) не дают однозначного ответа: агрессивно автор настроен по отношению к нескладном и горькому прошлому своей подруги ("До хрена ты на свете видела,/с этим плакала, с тем спала..."), или он ранен ее болью ("душа в золе", "всё внутри сожжено и выжжено,/  и не то, чтоб чуть-чуть - дотла").
В шестой строфе совершенно пронзительное осуждение "этого мира" (Февраля, Города, Судьбы, Бога) за небрежное обращение с человеком: "расскажи - на кой/ этот мир - мародёр и выжига -/ вечно ставит тебя на кон?!" Поставить на кон живого человека - значит совершенно обесценить его как личность, как думающее и чувствующее существо. Но Миру все равно...
Седьмая строфа: "расскажи, как на свете выжила,/ а потом объясни - зачем?" Провокационный вопрос. То ли предполагается, что все предыдущие испытания закончились и теперь можно быть спокойным и благословенным в февральскую ночь рядом с близким человеком и кошкой на коленях? За это стоило выжить. То ли наоборот, а стоило ли?
Восьмая строфа: почти ответ. "...человек ты мой, человек...". Он принял ее со всем, что к ней прилагалось. И молчат они оба, потому что близости не нужны слова.
Финал: "блестки: звездочки и гроши". Все вокруг мишура, хоть и красивая. "...ночь. И в городе не души", а где-то в уютной комнате молча разговаривают два изломанных Миром Человека...

Ольга Симитина   21.09.2007 08:20   •   Заявить о нарушении правил / Редактировать /

Сильно.
И совершенно бессмысленно, на мой взгляд.
Потому что обратное действие возможным не представляется.
То есть писать стихи, основываясь на такого рода выкладках можно, наверное, а выйдет ли?
Словом, я не понимаю, зачем это...
Разве переживания и ощущения души, выраженные через текст можно объяснить при помощи шипящих и всего остального?
Вечная дилемма между алгеброй и гармонией:)
Это не претензии в Ваш, Ольга, адрес; это мысли вслух.

С уважением,

Михаил Розенштейн   21.09.2007 14:56   Заявить о нарушении правил / Удалить

Ну что ж, и Ваша точка зрения имеет право на существование. Согласна, что это своего рода вивисекция искусства. А что поделать? В любом искусстве: будь то живопись, театр, музыка - есть свои "анатомы", цель которых, разобрать по мазкам, по ролям, по нотам то, что зритель видит, воспринимает, слышит. Наверное, это происходит от извечного стремления понять механизм рождения Прекрасного.
Разбирая на занятиях по АХТ стихи Ахматовой, Пушкина, Друниной, никто из нас и не помышлял об "обратном процессе". Это было бы кощунством.
Вполне возможно, что лет через 50 студенты будут анализировать ваши стихи и у Вас не будет СОВЕРШЕННО никакой возможности этому возразить.)))
Так что, будьте готовы к суду потомков.
С восхищением

Ольга Симитина   24.09.2007 07:19   Заявить о нарушении правил / Удалить

© Ольга Симитина, 28.12.2011 в 10:40
Свидетельство о публикации № 28122011104005-00247033
Читателей произведения за все время — 22, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 23.04.2012 в 16:06
Вы правы со своими шипящими и свистящими. Михаил, конечно, не писал стихи, нарочно их подбирая, но мы многого не делаем нарочно. Это называется наитие. А разборы подобного рода - не пустое занятие. Это полезно и очень интересно.
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 24.04.2012 в 13:37
Михаил - удивительный человек. Мы потом с ним переписывались по почте, он научил меня очень важным вещам, абсолютным истинам настоящего поэта (не в плане мастерства, а с точки зрения чтения, восприятия, осознания стихов).
Но критику и анализ художественного текста он так и не признал сколько-нибудь полезными - такое мнение тоже имеет право быть.
Вот одна из моих любимых цитат из той переписки: «Всегда помните, что стихи – это сеанс общения с душой…».
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 24.04.2012 в 14:11
Согласен. Сеанс общения в душой - это первично. Но для того, чтобы хоть как-то более-менее достоверно переводить на наш земной язык её откровения, надо владеть искусством, быть настоящим мастером. То есть, я о том, что филологическое образование и технические навыки версификации никогда не помешают, вопреки расхожему мнению. Хорошо, если врач от природы, но если у него есть высшее медицинское и опыт в ампутации ненужного и поднятии  духа и тела, это у него получится только лучше. Истина, как обычно всегда не в голове, не в ногах, а между. Шутка. Я имею в виду сердце)) Но сердце без головы - просто кусок мяса. Озвучивать сердце помогает именно голова, а записывает за ними рука.

стихоанатом Тим.

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 25.04.2012 в 03:59
А поэты филологов сильно недолюбливают. У меня напросилось другое "медицинское" сравнение: как знахари терапевтов.)))
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 25.04.2012 в 04:08
Это да, но мне кажется, как я уже сказал выше, истина где-то посередине) Можно быть и поэтом, и филологом одновременно)
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 25.04.2012 в 08:04
А Вы так про них со знанием дела - сам такой?)))
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 25.04.2012 в 14:33
Стыдно сказать, но я окончил Литинститут
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 25.04.2012 в 15:31
им. А.М.Горького? Эт мне гугл подсказал.)) Позвольте, а стыдно-то за что? У меня есть знакомый кладовщик - он такие стихи пишет, что Бродский бы плакал, кабы прочел.
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 25.04.2012 в 15:35
Ну потому, что обычно считается, что Литинститут только портит автора. Отделение поэзии факультет Литературное мастерство - как Вам такое? Конечно, немного смешно выглядит, поэтому я особо не распространяюсь. Хотя, на самом деле ничего плохого в этом нет. Тот же самый филфак на уровне МГУ (половина преподавателей была оттуда) только по вторникам творческие семинары, разбор стихов и критика друг друга)
Я здесь никого не критикую - накритиковался за 5 лет. если нравится - пишу. если нечего сказать - иду мимо)
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 25.04.2012 в 15:43
Мда, сударь, не пощадила Вас судьбинушка в плане образования.))))))
А квалификация и специальность по диплому как звучит?)) Ох, простите ради бога, что-то развеселилась я от Вашего ответа.
Я критикую, если приглашают пообзорить, но как свободный художник имею позицию аналогичную Вашей.
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 25.04.2012 в 15:50
специальность по диплому - литературный работник))
Смейтесь, конечно, но я не жалею, что поступил в этот институт. Я не очень серьёзно воспринимал попытки учить песать стехи, да и не было этих попыток. руководитель семинара Юрий Кузнецов сразу нам сказал, что учить нас ничему не будет, мы будем сами друг у друга учиться. По сути, это нечто подобное нашему порталу - люди показывают друг другу свои стихи и обсуждают, общаются. люди из разных городов и сел  бывшего СССР. Где бы я увидел столько интересных и творческих людей? Польза была. Не столько от обучения, сколько от живого общения с единомышленниками. мы же даже жили вместе. В общежитии. Это же круто, когда все 7 этажей твоего дома заселены творческими людьми, которые хорошо ли плохо ли, но пишут и значит не чужие тебе
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 25.04.2012 в 15:55
Тимур, я по-доброму смеюсь: представила, как бы Вас на каком-нибудь конкурсе в составе жюри кусали недовольные участники-самородки.))))
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 25.04.2012 в 16:06
Но мы с Вами тоже люди кроме того, что филологи. И вообще, прежде чем поступить в Лит, надо пройти творческий конкурс, так что самородки могут не беспокоиться. Правда во избежание лишних тёрок я не особо афиширую своё образование. Такой же как и все. Жаль даже что сказал Вам. Теперь будете судить строже))
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 25.04.2012 в 16:30
Буду.))) Но мне думается, что Вы и сами от этого всего к себе строже, чем большинство из "непрофелирующих" авторов. Знаете, я "в обычной жизни" стихи не критикую - как и Вы: говорю, только, когда есть что сказать. Ну, могу на просьбу откликнуться, ежели кому-то действительно хочется получить профессиональный разбор. Но в последнее время все больше убеждаюсь в том, что зачастую такие просьбы - форменное позерство.
Фигасе Вы меня развели на поли-диалоги.))) Прекрасный собеседник - вынуждена констатировать. Исключительно под давлением фактов.))
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 25.04.2012 в 16:39
Да, я сам себе строгий критик. Даже если будет 50 восторженных отзывов на каждое стихо, я не буду доволен, если стихо не кажется мне по-настоящему сильным. надо, чтобы слова не просто рождались и лежали грузом на страницах, но чтобы они бегали вприпрыжку или летали куда хотят сами и чтобы ты не мог ничего с ними поделать - как-то менять их, не причинив увечья. Считаю, что пока так не умею писать, а хотелось бы дорасти до такого уровня.
А беседовать с умным и талантливым собеседником (с Вами) мне тоже приятно)

Это произведение рекомендуют