Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 97
Авторов: 0
Гостей: 97
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Ценностно-художественные ориентиры русских номиналистов (Очерк)

Автор: ЛитО
Безусловно, акт творения единоличен. Автору не нужны для творчества никакие литературные течения и «союзы писателей». Это априорно. Но автору нужны единомышленники. Литературное течение, как правило, выступает с какой-либо эстетической программой. Даже футуристы, провозглашавшие антиэстетизм, тем самым утверждали свою эстетику. В этом смысле номинализм предоставляет почти непаханое поле для теоретиков. В русской поэзии нет поэтов вне литературных школ, так уж вышло. Исключения: Цветаева? Ходасевич? Бродский? С.Парнок? Все поэты за очень редким исключением состояли в каком-то кружке, литературном объединении, принадлежали к какой-то школе, объединялись вокруг литературного журнала и т.д. Тот же Пушкин, Боратынский, Некрасов, Пастернак, Заболоцкий… Пастернак был футуристом… Это-то понятно – поэту в отрыве от его одиночного предстояния, необходим собеседник. Должен происходить творческий диалог. Единомышленники необходимы. Есть объединения естественные (всякообразные литературные течения, кружки поэтов при литературных журналах, лит. объединения и т.п.) и искусственные – союз писателей или литературный сайт. В первом случае людей объединяет единомыслие, во втором – ритуал (само действие – написание произведений). Я сторонник объединений первого вида. Вот за этим это и нужно. Нужно творческое сусло, чтобы забродило в душе поэта и вылилась брага поэзии… Суслом в нашем случае является среда единомышленников – литературное течение – номинализм. А здоровых литературных течений в России не было довольно давно (с конца восьмидесятых), одними из последних были ДООС (1984) и куртуазные маньеристы (1988), идентисты (2001)…

Девиз номинализма:
Контекстуальность поэзии, самобытность образа, якорность творчества, богатство словника, поэтика названий.

- Контекстуальность поэзии. Поэзия находится в контексте языка, в контексте отечественной поэзии. Номинализм не отвергает, а утверждает предшественников своим творчеством. Так как мы творим можно творить только после Крылова, Боратынского, Бенедиктова, Мандельштама, Сосноры… Переводы поэзии интересны, не более. Поэзию нельзя перенести. Перевести можно «приёмчики», технику, но не стиль, не дух, не словарь. Мы есть то, что мы говорим. Бережное отношение к слову. Возвращение поэзии к поэзии. Современная заумная, заверлибренная, заструктурированная, заформалиненная поэзия задыхается. Нужен свежий глоток. Здесь к месту будет вспомнить Людвига Витгенштейна, говорившего о контекстуальности мышления, из чего его недальновидные последователи сделали вывод о ненужности точности в определениях, но Витгенштейн говорил о другом!

- Самобытность образа. Здесь потребуется введение нового термина. Номиналий – самобытный образ-в-себе, обусловленный языковой структурой мышления. В современной поэзии одолели повторяющиеся образы – десятки тысяч одинаковых вёсен, сотни тысяч одинаковых любовей… Не только неправильные рифмы, неоправданные сбивки ритма, но и штампованные образы. А есть образы ювелирной огранки: трамвай и изысканный жираф Гумилёва, «хорошие свежие розы» Северянина, поэт описывающий даму Саши Чёрного… Такие образы и являются номиналиями.

- Якорность творчества. А что делать если надо описать весну, а она такая как у всех? Здесь очевидна необходимость якорей (термин из психологии) – номиналий классиков. Если я напишу:
«Из подворотен Достоевского
Сверну на Гоголевские площади», - образ будет предельно чётко очерчен и нет необходимости описывать подробно подворотни и площади – и так понятно.

- Богатство словника. Развитие «словника» поэта. Если взять книгу любого современного поэта, ну или, скажем его 100 стихотворений, то мы обнаружим небольшой тезаурус и много повторяющихся слов… Авторская тема? Это не объяснение. В любой теме сотни тысяч слов, а обходятся десятками.

- Поэтика названий – это просто значимо: как корабль - …, так он и… Внимание к «именам» - тем образам, которые доминируют у каждого отдельного автора. Тщательный подбор названий произведений, стихотворных циклов, книг, сборников.

© ЛитО, 17.04.2007 в 14:15
Свидетельство о публикации № 17042007141502-00024384
Читателей произведения за все время — 337, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Василий Разломов
Василий Разломов, 19.04.2007 в 15:53
Измы, конечно, могут объединить, но любой изм, это чужая утановка на определенный тип творчесва. Творчество, если это творчество, всегда попытка езды в незмаемое. Пастернак был формальным футуристом. Ему действительно нужно было с кем-то объединиться, что бы не пропасть. Но был ли он футуристом. А Маяковский? А Каменский?
К чему я об этом? Пищущего всегда обременяет зажатость теоретическими рамками, но он в них всегда нуждается, потому что нужно же что-то преоделивать.

Андриян Ниткин (Nikchyomuha)
Я готов к дискуссии... Попытаюсь объяснить. в начале XX-ого века для любого поэта необходимость литературного течения была очевидной. Все поэты объединялись в неформальные группировки: в XIX-ом веке вокруг общественно-политических и литературных журналов, в начале XX-ого вокруг литературных течений. 1934 г. стал переломным, поэтов и писателей на добровольно-принудительных началах объединили в Союз писателей - формальную деструктивную по сути мертвечину. И честный художник, каким без возражений являлся Пастернак, просто вынужден был дистанциироваться от этого нездорового начинания. 30 лет прошло прежде чем подпольно литературные течения и объединения начали возрождаться: "Лианозовцы", группа "Московское время", "СМОГ"... А каких поэтов дали эти литературные течения: Генрих Сапгир, Юрий Кублановский, Леонид Губанов, Бахыт Кенжеев... Все самобытны, интересны и очень по русски привлекательны. 30 лет без литературных течений - именно они и родили это ошибочное суждение о вторичности лит. течений. Лит. течение - это в первую очередь эстетическая установка. Это те узкие рамки которые дают небывалую свободу творчеству. Не устану приводить пример с хокку. Сколько ограничений и условностей формальных и всё-то соблюди: 17 слогов, три строки, 5-7-5 слогов, наличие внутренней рифмы, запрет на конечную рифму, а ещё это силлабо-фоника, т.е. музыкальное произведение, а ещё это и своеобразная головоломка... И внутри этих драконовских ограничений - небывалая свобода творчества. Литературное течение - это неформальный союз единомышленников. Красив голос солиста, но и хоровое пение прекрасно. Объединяют не измы, а вИдение. Наше всё Осип Эмильевич Мандельштам относился к акмеизму отнюдь не как к условности. Его "Утро акмеизма" - учебник литературного манифеста. Я вот никогда не понимал почему те кто не считает течения необходимостью пытаются в этом убедить других??? Я считаю литературные течения очень важными, но не считаю, что каждый поэт должен в них вступать и дело тут совсем не в количестве таланта. Чисто по жизни люди делятся на индивидуалистов и коллективистов. При чём в творчестве каждый один на один с Богом, с вечностью, Временем и пр. (нужное подчеркнуть). Некоторые сумбурные соображения...
Спасибо, что откликнулись, всегда готов подискутировать с умным человеком...
Василий Разломов
Василий Разломов, 01.05.2007 в 19:30
Спасибо за столь развернутый ответ. Извините, что отвечаю с запозданием. Понадеялся, на программу графоманов.нет, а она Ваш ответ на моего емелю не отправила.
Вы во всем правы! Но взгляните на СП им. И.В.Сталина, как на литературное течение! И тогда ваша правота будет более актуальна(ой).
Ваша идея с этим ЛИТО мне сиппатична. Ведь сколько можно наворотить под прикрытием! И будут у тебя слоны со всякими прочими лямбами! Но преференций без торговли не существует.
Вот такой номиналистический текст.
Андриян Ниткин (Nikchyomuha)
Не знаю на счёт слонов, ну нельзя осуждать людей за то что они не совершили. Да, могут совершить. Да, могут не совершить... Но Вы нас поставили в ситуацию в которой оказывается человек, которого спросили: "Вы уже перестали бить своего отца? Отвечайте да или нет!!!" И спросившему уже не важно бил ли этот человек вообще когда-то своего отца... Есть всё-таки презумпция невиновности. Грехов, совершённых "под прикрытием" за нами пока не замечал. На самом существует немудрящая стратегия зарабатывания слонов и объединения здесь не при чём.

Это произведение рекомендуют