Ценностно-художественные ориентиры русских номиналистов (Очерк)

Безусловно, акт творения единоличен. Автору не нужны для творчества никакие литературные течения и «союзы писателей». Это априорно. Но автору нужны единомышленники. Литературное течение, как правило, выступает с какой-либо эстетической программой. Даже футуристы, провозглашавшие антиэстетизм, тем самым утверждали свою эстетику. В этом смысле номинализм предоставляет почти непаханое поле для теоретиков. В русской поэзии нет поэтов вне литературных школ, так уж вышло. Исключения: Цветаева? Ходасевич? Бродский? С.Парнок? Все поэты за очень редким исключением состояли в каком-то кружке, литературном объединении, принадлежали к какой-то школе, объединялись вокруг литературного журнала и т.д. Тот же Пушкин, Боратынский, Некрасов, Пастернак, Заболоцкий… Пастернак был футуристом… Это-то понятно – поэту в отрыве от его одиночного предстояния, необходим собеседник. Должен происходить творческий диалог. Единомышленники необходимы. Есть объединения естественные (всякообразные литературные течения, кружки поэтов при литературных журналах, лит. объединения и т.п.) и искусственные – союз писателей или литературный сайт. В первом случае людей объединяет единомыслие, во втором – ритуал (само действие – написание произведений). Я сторонник объединений первого вида. Вот за этим это и нужно. Нужно творческое сусло, чтобы забродило в душе поэта и вылилась брага поэзии… Суслом в нашем случае является среда единомышленников – литературное течение – номинализм. А здоровых литературных течений в России не было довольно давно (с конца восьмидесятых), одними из последних были ДООС (1984) и куртуазные маньеристы (1988), идентисты (2001)…

Девиз номинализма:
Контекстуальность поэзии, самобытность образа, якорность творчества, богатство словника, поэтика названий.

- Контекстуальность поэзии. Поэзия находится в контексте языка, в контексте отечественной поэзии. Номинализм не отвергает, а утверждает предшественников своим творчеством. Так как мы творим можно творить только после Крылова, Боратынского, Бенедиктова, Мандельштама, Сосноры… Переводы поэзии интересны, не более. Поэзию нельзя перенести. Перевести можно «приёмчики», технику, но не стиль, не дух, не словарь. Мы есть то, что мы говорим. Бережное отношение к слову. Возвращение поэзии к поэзии. Современная заумная, заверлибренная, заструктурированная, заформалиненная поэзия задыхается. Нужен свежий глоток. Здесь к месту будет вспомнить Людвига Витгенштейна, говорившего о контекстуальности мышления, из чего его недальновидные последователи сделали вывод о ненужности точности в определениях, но Витгенштейн говорил о другом!

- Самобытность образа. Здесь потребуется введение нового термина. Номиналий – самобытный образ-в-себе, обусловленный языковой структурой мышления. В современной поэзии одолели повторяющиеся образы – десятки тысяч одинаковых вёсен, сотни тысяч одинаковых любовей… Не только неправильные рифмы, неоправданные сбивки ритма, но и штампованные образы. А есть образы ювелирной огранки: трамвай и изысканный жираф Гумилёва, «хорошие свежие розы» Северянина, поэт описывающий даму Саши Чёрного… Такие образы и являются номиналиями.

- Якорность творчества. А что делать если надо описать весну, а она такая как у всех? Здесь очевидна необходимость якорей (термин из психологии) – номиналий классиков. Если я напишу:
«Из подворотен Достоевского
Сверну на Гоголевские площади», - образ будет предельно чётко очерчен и нет необходимости описывать подробно подворотни и площади – и так понятно.

- Богатство словника. Развитие «словника» поэта. Если взять книгу любого современного поэта, ну или, скажем его 100 стихотворений, то мы обнаружим небольшой тезаурус и много повторяющихся слов… Авторская тема? Это не объяснение. В любой теме сотни тысяч слов, а обходятся десятками.

- Поэтика названий – это просто значимо: как корабль - …, так он и… Внимание к «именам» - тем образам, которые доминируют у каждого отдельного автора. Тщательный подбор названий произведений, стихотворных циклов, книг, сборников.

© ЛитО, 17.04.2007 в 14:15
Свидетельство о публикации № 17042007141502-00024384 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 21, полученных рецензий — 1.
Голосов еще нет