«И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных».
В стихотворении «Рояль», написанном 16 апреля 1931 года, он предвидит Нюрнбергский процесс над нацистами, которого он своими глазами вообще не увидит: «Нюренбергская есть пружина, выпрямляющая мертвецов».
Но было у Мандельштама и другое свойство, прямо противоположного качества: он провоцировал людей на какие-то действия по отношению к себе, собирая в пучок пространство. Он пытался измерить пределы собственной безнаказанности. Написав критические стихи о Сталине «Мы живём, под собою не чуя страны», звонил другим поэтам и читал им эти стихи, ставя их тем самым в неловкое положение. Это была провокация на предательство, но, похоже, никто из коллег по цеху поэта не выдал. И Пушкин, и Лермонтов, и другие поэты периодически становились «экстремалами» и почти нарочно, подсознательно ставили себя на грань гибели. Это качество помогало им острее чувствовать своё время и себя во времени.