Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 294
Авторов: 0
Гостей: 294
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/


      Ответ  на  этот вопрос,  так  мучивших  сознание  пленных польских солдат и офицеров,   ехавших в сентябре 1939 года под конвоем НКВД « в телячьих вагонах»   ,  в глубь СССР, состоит в том, что  везли  их в маленький   украинский  городок Старобельск, где в стенах бывшего Свято - Скорбященского Старобельского женского монастыря, был создан  «Старобельский  концентрационный  лагерь».

       И наверно  поляки,  доставленные в Старобельск   радовались тому, что попали не в Сибирь и  еще не знали, что этот город,   для  них  станет последним  земным пристанищем.

       И в качестве такового,  навеки  войдет  в послевоенную  польскую историю, как  одно из мест  массовой  гибели польской  элиты (в результате целенаправленного коммунистического политического террора).

       Поэтому, и  мы,  давайте   мысленно перенесемся  в  Старобельск.
       И по мере развития повествования  познакомимся с его историей,  пройдемся по его улицам. Зайдем в монастырь и другие,  значимые для  нашего повествования  места.
       Такой  экскурс,  по мнению автора,  будет полезным  для  всех  читателей, поскольку  сформирует в его сознании целостную картину.

      Итак, город  Старобельск (укр. Старобільськ). Сегодня это обычный, маленький, тихий городок  районного значения, в Луганской области, Украины. Одновременно являющийся и  административным  центром Старобельского района. Где ничего их достойного упоминания  в республиканских СМИ  не происходит, и все  жители почти знают друг друга в  лицо.

     Население же Старобельска  на 2011 год  составляет примерно: 19 500 чел.
    Более подробные данные,  для всех заинтересовавшихся читателей, выложены на  городском сайте (http://www.starobelsk.info/)

       А  вот историки утверждают, что основание   будущего города  произошло в 1686 году.
       Ранее на этом  месте с  1650 года на островке между заводями реки Айдар был создан сторожевой пост по охране южных границ Московского царства  и ему было дано наименовании  воинского поселения «Бельский».

       В 1686 году с целью укрепления южных рубежей Московского царства был сооружен новый воинский городок «Бельский», но  уже на возвышенном месте, левобережья реки Айдар, далее его наименование видоизменялось «Белянский», «Беленский»,

      В 1708 г. «Бельский городок»  причислен к Азовской губернии, а после 1709 года стал слободой «Старая Белая» с подчинением  Острогожскому казачьему стольному полку.
      В 1732 г. - к Воронежской губернии.

         В 1797 году слобода Старая Белая была переименована уездным городом Старобельском.
    А сама  Слободско-Украинская губернии впоследствии стала называться Харьковская губерния.
      В 1802-1824 гг.  Старобельск  вновь принадлежал к Воронежской губернии, затем снова отошел к Слободско-Украинской, переименованной в Харьковскую губернию.

        Население города Старобельска, по данным всеобщей переписи 1897 года было 13 123 человек.  (6425 мужчин и 6703 женщины).
        По данным  1849 года в Старобельске было  жилых домов: 116 каменных и 1605 деревянных.
        Церквей 4, учебных заведений 8, в том числе мужская гимназия. Больница, 2 аптеки. Торговля местная. Отделение полтавского земельного банка. Городских доходов в 1898 г. было 23630 руб., расходов 23127 руб.

        К Старобельску примыкают слободы Песчаное, Заерчановская (Заерок), поселенные на городской земле.
        Сам же  Старобельский уезд , представлял собой территорию расположенную на юго-востоке Харьковской губернии, на границе с губерниями Воронежской, Екатеринославской и с Областью Войска Донского.  

        Пространство  -  10846,2 кв. верст или 1129849 десятин, что составляет 0,23 всей площади губернии.
         Поверхность Старобельского уезда представляет собой равнину с уклоном на юг; незначительные возвышенности встречаются только на юге уезда - по берегам Сев. Донца.
         В основании геологических образований уезда залегают толщи мела, прикрытые рыхлыми песчано-глинистыми образованиями третичной системы и буроватыми новейшими глинами, которые составляют преобладающую подпочву уезда.

        Почва,  за исключением песчаных полос вдоль берегов Сев. Донца и др. рек, черноземная и весьма плодородная. Болот нет. Реки уезда все принадлежат бассейну Айдара, притока Сев. Донца; последний протекает только вдоль южной границы уезда. Айдар пересекает уезд на протяжении 190 верст, течение его тихое и русло перегорожено многими мельничными плотинами; из притоков Айдара более значительный река Боровая (60 верст).

         Земли Старобельского. уезда: пашни - 819439 десятин, сенокосов и пастбищ - 98713, лесов - 42331, остальной удобной земли - 37838 десятин. Сплошные лесные пространства встречаются только по реке Айдару и его притокам.

       В 1898 г. казне принадлежало 107435 десятин, городу Старобельску - 2289, разным учреждениям - 6839, крестьянам в наделе - 642166, им же в личной собственности - 66453, потомственным дворянам - 81376, др. частным владельцам - 83213 десятин.

       Жителей в 1897 г., включая уездный город, 362984 (182365 мужчин и 180619 женщин).
        Население большей частью малорусского происхождения и православное (99,4%); раскольников (австрийского священства и беспоповцев) было 985, лютеран (немцев-колонистов) - 813 человек.

       На 1 кв. версту в С. уезде приходится 33,5 жителя; это самый редконаселенный уезд в Харьковской губернии. Населенных пунктов, кроме города Старобельска, 529; много крупных слобод, из которых Беловодск имеет около 12 тыс. жителей и представляет собой значительный торгово-промышленный пункт.

        Земледелие составляет главнейшее занятие населения; распаханные пространства составляют около 82% всей площади удобных земель.

         В 1898 г. числилось земли под посевами: ржи - 151960 десятин, пшеницы - 170056, овса - 17516, ячменя - 84951, проса - 14969, картофеля - 8234, льна - 5690, конопли - 2551, др. растений - 1186 десятин.

       Хлеб и льняное семя сбываются в порты Азовского моря, преимущественно в Таганрог, частью же (пшеница-арнаутка) на север в Елец и другие хлеботорговые центры Средней России, где и перемалывается в муку.

         Скотоводство значительно; в 1898 г. в уезде насчитывалось лошадей - 46435, рогатого скота - 157941 голова, овец простых - 181586, тонкорунных - 54306, свиней - 54649, коз - 6267, овцы простой породы, лучшие в губернии, известны под названием "айдарских"; шерсть сбывается преимущественно на ярмарках в городе Харькове. Много конских заводов; из них более значительные принадлежат казне.

       Фабрик и заводов (не считая мелких мельниц и маслобоен) в 1898 г. 23, с 316 рабочими и производством на 710 тыс. руб.; из них 3 шерстомойных, 11 кожевенных (6 в слободе Беловодске) и 2 винокуренных завода, остальные мельницы и маслобойни. Близ Беловодска добывается огнеупорная глина.

         Учебных заведений 160, с 6091 учащимися (5189 мальчиков и 902 девочки), земских школ 70, церковно-приходских и школ грамоты 81, остальные - министерские. Больница 1, земская, на 25 кроватей; аптека в слободе Беловодске. Земский бюджет за 1898 г.: доходов получено 284524 руб., израсходовано 235995 руб., в том числе на земское управление - 11733 руб., на медицину - 70903 руб., на народное образование - 83227 руб.

          Но, кроме официальной истории среди  «старобельчан» интересующихся своей историей  распространены и ряд исторических мифов и  других  занимательных историй.

          Вот, к примеру,  события связанные с путешествие  императрицы Екатерины Второй на Юг  Российской империи.

          Сама легенда гласит, что когда проезжала Екатерина, то здесь  ей подарили рыбу невиданных размеров. Она всплеснула руками и сказала – «Ай, дар!»
         И с тех пор наша речка получила такое название.

         Но давайте серьезно рассмотрим вопрос о взаимоотношении Екатерины II Великой и маленького Старобельска. Прежде всего – была ли она здесь?

        Увы, не было такого исторического факта.
  Ближайшая точка, где побывала это посещение г. Харькова – центра Слободско-Украинской губернии

        И тут  у нас снова возникает историческая  легенда,  опубликованная одним  местным, старобельским историком.

           «Вот в это самое время чей-то высокопоставленный палец ткнул в точку на карте – «Этот Старобельск будет городом и центром уезда».

           Но слобода Старобельск имела только две тысячи населения при требуемых пяти. Географически он по справедливости должен был быть центром огромного уезда, который занимал всю северную часть нынешней Луганской области - от границы с Россией на севере до Северского Донца на юге. Самым крупным населенным пунктом в те времена в наших краях был Беловодск (благодаря наличию знаменитых конезаводов). До реформы Екатерины Старобельск был подчинен Беловодску (входил в Беловодскую округу).
         Был проект сделать центром уезда именно Беловодск. Но он слишком далеко отстоял от губернского города Харькова. И тогда губернские власти пошли на такой вариант: в состав Старобельска были приписаны жители ближайших сел – Заерка, Чмировки, Песчаного и Бутово, что и дало желаемую цифру населения.
         Итак, 1 мая (12. 05 - по новому стилю) 1797 Старобельск был объявлен уездным городом в составе Слободско-Украинской губернии. Селению, которое впоследствии назовут Луганском (а пока оно называлось Славяносербском) тогда исполнилось всего два года от рождения...
         А сама Екатерина II до этого радостного момента не дожила, скончавшись 8 ноября 1796 года.»

        Но  жизнь шла  дальше и уже с конца XVIII века в Старобельске начали появляться признаки уездного города, в частности появилось дворянское собрание.

          Примерно  в  1795 году был избран первый предводитель дворянства. Им стал майор Гарцевич.
         Его потомки под фамилией Гарцевич-Минус, фигурируют в разных старобельских документах до начала ХХ века.
          С 1801 года предводителем становиться Римский-Корсаков. Имеет ли он отношение к знаменитому композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, родившемуся в 1844 году – автору  установить не удалось.

         Затем с 1825 года предводителем становится помещик Суханов, его имя осталось на географической карте Старобельского района и до сей поры в виде села Сухановки.

        Затем в XIX веке были такие предводители, как Тевяшев, Попов, Струков, Маринов, Дьяков. Некоторые из этих фамилий тоже могут быть знакомы старобельчанам. Струковка – ныне село Светлое, бывший совхоз Украина, Мариновка так и осталась Мариновкой.

        А в 1882 году предводителем стал штабс-капитан Зилотти Илья Матвеевич.
        А от Зилотти  родственные связи нас ведут к  композитору  С. Рахманинову.
       «О том, что ее бабушкой по материнской линии была Юлия Аркадьевна Зилотти (1835-1925) – старшая сестра В.А. Рахманинова, родная тетя С.Рахманинова, бывшая замужем за Ильей Матвеевичем Зилотти (1830 – 1895).
             Их сын Александр Ильич Зилотти – выдающийся пианист, дирижер, педагог, музыкальный деятель – был женат на Вере Павловне Зилотти, рожд. Третьяковой, дочери основателя Третьяковской галереи, Павла Михайловича Третьякова.
            Варвара Ильинична Зилотти, сестра Александра Ильича, вышла замуж за члена известной семьи Гучковых - Константина Ивановича Гучкова.
            У них родилась дочь – прекрасная Наталья, воспитывавшаяся в строгости, привычке к труду и скромности. Она-то впоследствии, будучи студенткой-отличницей, очаровала молодого профессора Густава Шпета и вышла за него замуж.

        Его сыну, Александру Ильичу к этому времени исполнилось 19 лет, но он уже проявлял недюжинные успехи в музыке.
       Он станет известным пианистом и дирижером, близким другом П.И.Чайковского, будет учеником Ф.Листа, а окончит свою жизнь в эмиграции в США в 1945 году».
       Учредила Екатерина Вторая  так же и должность городского главы – городничего образ которого  обессмертил  Н.В. Гоголь в своей  пьесе «Ревизор».

      Общепринято считать, что  работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835.
      Так же  почему то считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным.

       И будто бы подтверждением тому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжне Новгородской губернии — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей».

         Версия  эта совершено не заслуживает  доверия.  Ну не был Н. Гоголь  никогда в г.Устюжна Новгородской губернии.  (Сейчас г.У;стюжна это административный центр Устюженского района Вологодской области).
         Особенно это верно, если читатель хорошо  знает,  что в это самый период А.С.Пушкин  вел самый  беспутный и пропащий  образ жизни.
         Другая версия   восходит к рассказам о командировке Павла Свиньина в Бессарабию в 1815.
        Кто такой П. Свиньин  рассказано  тут:(http://ru.wikipedia.org/wiki/Свиньин,_Павел_Петрович)

          Сам же Гоголь  так отзывался о своей работе: в «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
          И вот сам Н. Гоголь  неоднократно проезжая  город  Старобельск  в своих путешествиях  на Украину  с Петербурга и Москвы,   не  мог  не  увидеть в Старобельске  нужное  ему почти фотографическое  описание   города,  для  помещения  своих героев из «Ревизора».
       Нам достаточно только внимательно посмотреть на старые  фото Старобельска, а затем  перечитать пьесу « Ревизор» чтобы понять,  что как раз здесь и разворачивается  сюжет «Ревизора».

        В связи с  этим,  надо так же сказать, что всероссийская  литературная   слава, после  успеха  пьесы «Ревизор»,   вернулась  в Старобельск еще раз и  в 20 годы XX века, но уже в другом  юмористическом романе, написанного  другими авторами.
          
        А возвращаясь же  с старый  Старобельск,  надо сказать, что начатая административная реформа Екатерины послужила  толчком к изменению архитектуры города.
         На месте слободы Старобельск, с его беспорядочно поставленными хатками и кривыми улицами должен был появиться город с четкой перпендикулярно-параллельной, как в Петербурге, планировкой.
        А вопрос о происхождение названия реки Айдар  как не старались местные историки все же затерялся в глубине веков.
        Однозначно  оно татарского происхождения.. «Ай» - это «святой» или «светлый».
        В конце XV века у крымского хана Менгли-Гирея был брат, царевич Айдар.
        Но связать его имя с названием нашей реки невозможно.
         Может быть «Айдар» переводится как «светлая вода» или «белая гора».  
         Но, вот  прошли  времена Екатерины Второй.  И  с ней  закончился  «золотой век»  русского дворянства. И  затем наступили совсем  другие времена.
         И тут самое время  приступить к описанию истории  главной  достопримечательности Старобельска  – Старобельского монастыря!
          И если следовать сухим историко-статистическим описаниям, то у нас получается вот такая картина.
         «Свято-Скорбященский Старобельский женский монастырь возник на основе приюта для девочек-сирот, который организовала в 1849 г. дворянка А. Булич.
          В 1862 г. приют был преобразован в женскую общину в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте".
        Чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте". (описание иконы и ее настоящего место нахождения  описано тут: http://www.preobragensky.ru/frameset.html)

      «Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» лежит на аналое у левого клироса.
      Этот знаменитый образ из храма Преображения Господня на Ордынке в Москве впервые прославился в 1648 году исцелением родной сестры Патриарха Иоакима, Евфимии.
          Несчастная страдала от неисцелимой раны в боку. Положение ее было безнадежным.
Горячо взывала болящая к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: «Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?
- Где же мне найти такую исцелительницу? - спросила больная.
- Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радосте».
     Призови священника церкви сей с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
      Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия».
    Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радосте», попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление.
    Это было 24 октября (6 ноября), и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, «иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благо-мощие и обидимые мщение...»

    На этой иконе Богоматерь пишется во весь рост, как правило, с Младенцем на руках, окруженная разного рода бедствующими людьми - нагими, обиженными, алчущими.
    Около этих бедствующих людей часто изображают ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского. Ангелы, обращаясь к людям, указывают им на Богоматерь, которая обычно изображается в славе, с венцом на голове и в царском облачении.

     Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе, и в 1711 году, с переездом царской резиденции из Москвы в Санкт-Петербург, перевезла образ - благословение молодой столице - в город на Неве.
    Во время войны с турками чудотворная эта икона была в рядах русского войска. По возвращении Государя в столицу, в память спасения его и русской армии во время Прутского похода, им был устроен храм Воскресения Христова при дворце царевны Наталии Алексеевны; туда и перенесли чтимый образ.

     Позже на месте дворца был выстроен новый храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», и сюда во множестве стекались богомольцы. Часто пред этим образом молились члены царствующего дома.

Икона была весьма богато украшена царевною Наталией, императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым.

В церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Шпалерной улице чтимый образ оставался вплоть до закрытия храма в 1932 году; тогда икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где пребывает и поныне.

          Но,   это типичный  прием, когда   попытаются  сказать обо всем и одновременно  ни о чем.

           А мы пойдем  другим путем и  начнем свой рассказ  с того, что  в  1849 году вдова штабс-капитана Булича,  Анна Ивановна на собственные средства открыла в Старобельске приют для детей-сирот.
          В 1862 году детской приют перерос в женскую общину.
          В 1870-м по согласованию со Священным Синодом Старобельска община преобразована в женский монастырь-общежитие . Это решение было утверждено 4 августа того же года Государем Императором Александром II,  и 17 августа 1863 года А.И.Булич была пострижена Харьковским архиепископом Макарием в рясофор и получила имя Ангелина.

       Главный Храм монастыря  в честь Иконы Божьей матери «Всех скорбящих радости» возводили 28 лет. Все его части составлены по одной оси, по образу корабля. Своими чертами он похож на Успенский собор Святогорской пустыни.

          Пять глав в центральной части означают Христа и четырех евангелистов. Схимархимандрит Кирилл, живущий при монастыре и к которому отовсюду едут паломники, говорит - к Старобельскому монастырю приходят со скорбью и находят радость общения с Богом, особый дух и настроение царит в этой женской обители.

          Хозяйственный двор  монастыря был обнесённый высокой кирпичное стеной, там был сарай, загороды для скота, птицы, свинарник, зернохранилище, фуражные и кормовые поветы.
            Отдельно был фруктовый сад с высокосортными яблонями, грушами, абрикосами, сливами, вишнями, орехом, виноградом и малиной.

       На большом огороде выращивались все виды овощей. Кирпич врабатывался монашками на заводе этого монастырского хутора.

       Мастером кузнецом отменней квалификации была монашка Межевицкая. Все годы заведовала всем хозяйством монахиня Ефимия Назаренко.

       В городе Старобельске впоследствии  вся территория монастыря обнесена высокой кирпичной стеной, кирпич и весь материал изготовлен монашками на заводе монастыря, они же являлись и мастерами каменщиками.

         Колокольня средней высоты, на ней звонарь даровитая Доната Хорольская (Дарья Никитична) с большим искусством исполняла четыре колокольных симфонии обычный звон, торжественный благовест, весёлый перезвон с танцевальными пируетами, тревожный звон. Обычно в большие праздники собирались напротив толпы людей - и танцевали под колокольный звон.

        Монастырь в своих мастерских изготовлял ризы, вышитые нитками золота, серебра и отделка драгоценностями, делали иконы и киоты с богатой отделкой. Развиты и другое швейное мастерство, доходы значительные.

        На улице напротив монастыря построен один двухэтажный, один большой одноэтажный дом для гостиницы приезжих, они преподносили богатые приношения и пожертвования, их имена вносились в молитвенник, рядом двухклассная приходская школа монастыря.

         В 1888 году игуменья Ангелина почувствовала ослабление здоровья и подала прошение об увольнении ее на покой.

       Доживая последние свои годы в родной обители, она утешалась тем, что настоятельницей стала ее ближайшая помощница, казначея обители монахиня Маргарита, также как и она, духовная дочь архимандрита Германа.

        В 1890 году обе игуменьи скончались.
        С 1890 по 1898  год настоятельницей стала игуменья Херувима (Кудрова), при которой было закончено строительство летнего собора.

       В 1900 году в монастыре жило более трехсот монахинь.
       С 1898 по 1902 год  обителью  управляла  игуменья  Серафима, уволенная по болезни на покой.

      В 1902 году настоятельницей обители назначена игуменья Аполлинария (в миру Анастасия Петровна Палкина), при которой обитель достигла наибольшего расцвета.
      В обители было развито подвижничество, многие монахини вели высокодуховную жизнь.
      И в целом это был центр духовной и культурной жизни всего уезда.
      Монастырь имел богатую библиотеку.

      Во время Первой мировой войны возле обители был открыт лазарет для тифозных раненых солдат, за которыми в Сватово отказались ухаживать врачи. Монахини исполняли роль сестер-милосердия.

      Затем случился  роковой 1917 год, и Российская империя  исчезла с  политической карты мира.
      В 1922 году начинаются гонения на обитель. 15 июня 1922 года скончалась  последняя настоятельница, игуменья Апполинария.

      В 1924 году обитель была окончательно разогнана. Сестер отправили в тюрьмы и лагеря.
      Колокольню и купола храмов разобрали, укращения со старинных икон и церковную утварь  разграбили.
      Но в  период с 1917 по 1924 гола в  Старобельске произошло и множество  других событий  важных для нашего повествования, о которых я  расскажу в следующей  части…

               ( конец ч. 2)
Все рисунки и фото к статье находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4eab19d9ce8b1/

© Бровко Владимир, 29.10.2011 в 00:34
Свидетельство о публикации № 29102011003406-00238525
Читателей произведения за все время — 29, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют