При составлении шорта всегда есть место несправедливости, т.к. сравниваются вещи чаще всего несопоставимые: при самом блестящем качестве текста, стихотворение с менее глубоким философским содержанием уступает первое место стихотворению философскому; стихотворение которое попало раньше на глаза попадает в список с большей вероятностью, чем прочитанное в конце.
И мне всегда было любопытно, почему то или иное выбранное мною стихотворение пользуется успехом, а другие - нет. В этом "обзоре" я попробовала сформулировать свои впечатления от стихов и отчасти объяснить свой выбор. Для чистоты эксперимента я не заглядывала в список авторов; шорт и более двух трети обзора писались при полной анонимности текстов по присланному Алексом списку. Лишь сейчас я постараюсь рассыпать ссылки на тексты. Все эти замечания неполны и скорее всего "субъективны". Мне бы не хотелось, чтобы на меня за них
обиделись.
1. 8 сентября
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220840/
Хороши образность и злободневность стихотворения; но та же злободневность - своеобразный минус: стихотворение опирается лишь на точное знание ситуации в конкретный момент времени. Через десять лет оно может утратить актуальность.
2. В этом городе…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221697/
Мне понравилась основная метафора "улицы реки" и то, что образы, в общем, не выходят за пределы русла, проложенного этой метафорой. Да и рефрен хорош: городе рыб - города раб - города рак.
Немного смутило "уставшее биться в священных конвульсиях сердце" своей повышенной драматичностью; и когда бисер стихов превратился в икру, мне по аналогии представились "водоплавающие" свинки.
:0)
3. Далеко-далеко
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220716/
Меня подкупила редкая лиричность и чуть ли не осязаемость нарисованной пасторали; понравилась конкретность деталей (вездесущая сныть, стада облаков над сопками. мотылек в углу).
Меня немного озадачила конструкция фразы:"А потом подкрадётся, ворвётся зима
Изумительно снежной и белой." Тут так и просится либо дополнение (пеленой, погодой и т.п.), или изменение падежа "белой" на "белая". Но может я не допоняла чего-то...
4. Душа
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220511/
Стихотворение показалось интересным, но слишком быстрые и глобальные метаморфозы души вызвали невольное неприятиe.
Душу можно "выпить", но если она уже запомнилась как высохший лист и кукушка, а буквально в той же фразе "не пришла домой", изменение ее состояния (одушествленное и твердое в жидкость) не воспринимаются всерьез. Мною, по крайней мере...
5. Отпуск в сентябре
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221729/
Меня буквально очаровала точность в передаче того настроения, которое я всегда испытываю на осенних пляжах. "до сини накупавшееся небо" "по раскоскам слепых ветров"- здорово и неожиданно;"солнца продырявившийся невод –
очерчивают круг осенних перемен,
неспешности сакральную защиту... " - совпадает с моим ощущением осени.
6. Двадцатый сентябрь
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221832/
Понравились "в секунды, подрагивающие как курсор"; но что скрывается за аббревиатурой "Н.З." - для меня загадка. В моей юности так шифровали "неприкосновенный запас"; тут скорее всего - это инициалы. Я не поняла также из каких побуждений сентябрь следует за героиней стихотворения: из сочувствия, или из желания досадить (толкая в спину).
7. Всему своё время...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222326/
Очень хорошо начало; понравилась цепочка "мемуары - работами со словами - игра со словами, доходящая порой до ерничания". Но окончание про "ноеву величину" (чего?) показалось непонятным, оправданным разве что для игры с графикой, и даже фривольным в сочетании с аистами до того упоминавшимися.
:0)
Прошу прощения у автора за последнюю ремарку.
8. Венеция, как видение…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220185/
Это легкое певучее стихотворение буквально заражает праздничной веселостью и непритязательным юмором. Особо глубоких мыслей в нем, может. и нет, но они не были бы уместны в туристическом восприятии старинного города. Чувствуется живая непосредственность всех этих ярких впечатлений: Венеция из стихотворения принадлежит конкретно этому автору и никому другому.
9. Осеннее
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222719/
Моему восприятию этого несомненно светлого и лиричного стихотворения очень мешают стихи Есенина, которые начинают звучать в памяти параллельно читаемому, буквально с первых строк. Речь не идет о плагиате, скорее о схожем настрое и образном ряде; но в этом невольном сравнении, от которого я не могу избавиться, автор явно проигрывает.
10. Русская сказка
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220391/
Очень понравилось, как "пристроены" фольклорные элементы русских сказок в ткан- стихотворения. Особенно пришлись по душе "сосны в лесу налитые, Стволы, как бока у бычка, смоляные". Но окончание с "колбасой и сосисками" полностью убило сказочность повествования. Контраст, конечно, прозвучал в полную силу, но стоило ли?
11. Заброшенный причал
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222338/
Чудесная зарисовка: и образ, и тема предполагают немало контекстов и вторых смыслов при обыгрывании их, но они как бы не раскрыты до конца, почему и остаются за кадром. В одушествленность причала веришь, но его обида остается его собственной, не становясь обидой читателя (или моей, возможно, из-за моей некоторой душевной черствости).
12. я вижу
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222816/
Образная завязка "осень - стареющая женщина", возможно, не нова, но стихотворение показалось интересным и соразмерным. скорее всего, что образ этой стареющей женщины - жизненен. Даже упор на глагольные рифмы его, с моей точки зрения не портят: они не режут слух, и, кроме того, автор добился единообразия: первая пара в каждом катрене - рифмы неглагольные, вторая - глагольные.
:0)
А метафора: "Закаты подводит пурпурной помадой" - с моей точки зрения очень симпатична.
13. на стеклянном стуле
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222875/
Интересное и непростое для понимания стихотворение; но по сути, “игра с Богом на раздевание” сама по себе непроста. Образ "стеклянного стула", некое прозрачное "возвышение" отрешающее смертного от обыденности из-за неожиданности и некоторого натурализма врезается в память: я прочитала все стихотворения, и перебирая свои впечатления в первую очередь вспомнила именно этот образ.
А строки "долго дышишь на небо, пока на нём не проявляются надписи самого глубинного содержания, чтобы их прочитать, прикладываешь к небу ладони, и на твоих пальцах отпечатывается пустота" - показались более, чем значимыми.
14. Усталость
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222826/
Начало стихотворение прозвучало с классически-пушкинской интонацией. Но я не уловила, почему желание любви взамен стихов кажется автору жеманным; мне оно кажется более, чем естественным. Любые, даже самые талантливые стихи не стоят жизни, насыщенной чувством. При чем тут "слаб" или "слеп"?
15. Это
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221616/
Mне не очень легко комментировать подобные стихотворения; содержание текста почти полностью связано с реалиями российской политики и далеко не все метафоры я понимаю. Из того что понравилось: "Плачет ядреная вошь в поисках русской души - выбил бедняжку из сил местный закон бутерброда… " и
"ибо козырная масть царствует в парной игре и не взирает на лица…»
16. осеннее небо
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223123/
Первые 10 строк - замечательны. Очень пришлись по душе "тучные стада
и облачные призраки драконов". А вот концовка с "пялящимися зенками" настолько не соответствует на мой взгляд изначально взятой высокой романтической ноте, что выглядит абсолютно чужеродной, как бы не тем автором написанной. И причина, вызвавшая этот контраст в настроении (несоответствие между земным прозаичным пейзажем и небесным) с моей точки зрения, вовсе не стоит такого резкого изменения в стиле; к этому чаще всего привыкаешь со временем. И очень жаль пропавшего втуне романтически-сказочного начала.
17. Под свист осеннего ветра
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222247/
Строфа:
"Птичья печаль - срываться с обжитых мест.
Наша - завязнуть здесь и остаться жить,
где мы не правы, где желторота смерть –
чтобы росла, кормить её нам, кормить... "
на мой взгляд -выразительна и поэтична, хоть и не совсем ясно зачем вскармливать собственную смерть. Но о какой прелюдии "трех расстриг" речь в третей строфе я не знаю. И в чем выразилась "гибельность времени"?
18. Особенности внутреннего монолога
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223165/
Я, признаться, так до конца и не поняла, о чем стихотворение. Начало подразумевало развитие темы "судьбы у нас волчьи, беседы сплошь - монологи", после чего "В разум без всяких прелюдий врывается новый страх" суть которого не совсем ясна. Потом повествование свернуло на колею описания спокойного и ровного звучания "аутопсии" мыслей и совершенно неожиданно для меня к "форме для строк об исходном счастье, Чтоб не экзальтация света, а - тихий свет изнутри". Hнеожиданно, хотя бы от того, что аутопсия, согласно викпедии,
-"патологоанатомическая или судебно-медицинская процедура, посмертное вскрытие и исследование тела, в том числе внутренних органов", что никак ни со счастьем, ни с тихим внутренним светом не сочетается. В общем, я полностью запуталась в этих резких перепадах настроения и мысли, за что приношу искренние извинения автору.
19. поплакать
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220401/
Очень понравилась интонация благости и смирения, прозвучавшая в первых строфах стихотворения; первую строку иначе, как удачей не назовешь. Последняя строфа, по-моему тоже удалась. Но меня несколько сбил разрыв между первой и второй строфой (хоть нынче принято разрывать даже слова по слогам при переходи со строки на строку, но я по старинке читаю "строфами"; поэтому между увечьями и ветками сливы у меня звучит слишком долгая пауза и смысл не сразу находится).
Та же история со строчками "Но косынки "в махаонах" сникла шаловливость". Во первых, мне тут чудится инверсия (естественнее звучит "сникла шаловливость косынки в махаонах), а во-вторых, из-за кавычек я даже не сообразила сразу, что речь об узорах на ткани.
Не уверена, что могу давать советы, но я бы все же, как минимум, изменила графику стихотворения, пожертвовав промежутками между строфами.
20. За очерченной тенью чертой
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220210/
Очень понравилась стихотворная интонация и настрой, - я даже не стала придираться л избытку аллитераций в первой строфе; но вывод, с которым я согласна на все 100% мне кажется мало обусловленным предыдущим текстом.
21. Осенние встречи
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222909/
Я не очень хорошо понимаю смысл стихотворения. И не вижу связи между моими догадками о смысле стихотворения с названием. Скорее всего, речь о воинственности и необдуманности наших поступков. Но при чем тут "ветер", который гонит по своим лужам корабли в результате касаний? Или эти касания символизируют "осенние встречи", а ветер - рок или "случай" о котором речь в последней строфе? Я не уверена, что мысль автора и мои предположения совпадают. С таким же успехом я могла бы связать общим смыслом любые, фразы, случайно пришедшие в
голову и совершенно не связанные между собой изначально.
22. Осень. Неприкаянная даль...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221849/
Стихотворение, по сути, прекрасное; буде у меня больше 15 призовых мест, я включила бы его в шорт. Единственный подводный камешек (который скорее всего - личная и не очень справедливая придирка) в том, что само построение его, заключающееся в перечислении примет осени уже задействовано Юной Мориц (правда не в форме "осень-время", а в форме "это осень, мой друг! Это...), причем очень здорово задействовано: http://stroki.net/content/view/13680/81/
И, опять же, брызнувшая кровь закатов, показалась метафорой излишне "яркой", драматичной.
23. Между небом и нами
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223252/
Стихотворение, на мой взгляд - сильнейшее. И по эмоциональности, и по искренности, и по образности, я не задумываясь поставила его на первое место в своем шорте, если б не заблудилась в конструкции двух завершающих его строк.
24. Осенние заготовки
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222587/
Как и с предыдущим стихотворением - его бы на первое место за акварельную яркость и свежесть образов, но я, который раз перечитывая, неизменно спотыкаюсь о строчку "Что им показаны вода да соль, укроп!" Я бы так в обычной речи никогда не сказала бы; она мне все настроение сбивает.
25. Наваждение с Happy End – ом
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223424/
А, действительно, «а pourquoi б не pas?»
:0)
Стихотворение написано очень профессионально и по всем правилам формата "А4"; размер выдержан идеально; нет ни одной шероховатости, вызвавшей бы ироническую улыбку.
Но меня несколько расхолаживает распространенность сюжета и характеров (он - привычно тянущий крест семьянин; она - мать ищущая моральной поддержки в интернетном общении, мать-одиночка; и как здорово было бы им встретиться!).
И кроме того, насыщенность образами мне кажется незначительной для такого объема текста; для меня язык поэзии - это метафора, которая позволяет свести описание к минимуму, а тут решается задача абсолютно обратная, которую свойственно ставить перед прозой.
26. здравствуй.
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223424/
Очень доброе, теплое и симпатичное, на мой взгляд, стихотворение. Немного стилизованное под фольклор, но стилизация ненавязчива - и "леска" и .doс формат вполне уместны; стилизация - лишь художественный игровой прием, она - не всерьез...
Мне, правда, несколько не по душе строчка "рыжей осени лисьей листьями"; расстановка слов в ней явно размера ради.
27. срока давности.nеt
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223345/
Я бы назвала это стихотворение беззащитно-трогательным. В этих не всегда правильно-построенных коротких строчках много по-детски непосредственных эмоций и искренности; а между тем образы очень яркие и "говорящие":"рай для ... по щенячьи преданных людей"; "ты постарела на одну потерю"; "качая морем над тобою нимб...".
Благодаря этой специфически-детской интонации и подчеркнутому импрессионизму авторского восприятия и описания, проскальзываешь мимо мелких несообразностей. Единственно, обо что я запнулась - это плачущие коленки.
28. Древа. Воды. Времена
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222336/
Мне показалась любопытной попытка передать ощущение «вневременьи» переходом на старо-славянский. Несмотря на «брегов бедра её изгиб”, вызвавший у меня улыбку, стихотворение действительно вышло интересным и необычным.
29. ?числительно-знаменательная потеха ли
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223478/
Если эксперимент или игру словами признать неоспоримым достоинством в поэтике, то это стихотворение достойно любых лавров. Оно необычно и по замыслу, и по графике, и по количеству труда, в него, очевидно, вложенного. Причем замысел его куда оригинальнее палиндромов, которыми увлекаются многие стихотворцы.
:0)
30. Аннушкин дом
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222766/
Меня всегда удивляло, сколь разнообразны прочтения «Мастера и Маргариты». Мне, правда, трудно оценить это стихотворение по достоинству: образ Аннушки, разлившей масло мне лично мало запомнился. Мне казалось, что Аннушка пролила свое масло отнюдь не по наущению Воланда и вряд ли терзалась из-за смерти Берлиоза; образ же нарисованный в стихотворении полностью противоречит моему представлению о нем.
31. На донышке сердца
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221464/
Достоинство этого стихотворения в смелости и размахе ассоциаций и метафор. Образы неожиданы и незатерты; мне более всего потрафили "стайки снов-робинзоно-крузья,
что держат предсердия острова Пасхи за волны".
32. Считалочка
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222304/
Подобное построение стихотворения дарит довольно много возможностей автору; но в итоге все свелось к прилюдному выяснению личных взаимоотношений с неизвестной для читателя личностью. При этом, как ни странно, ничего конкретного о характере этой личности и об истории взаимоотношений я не нашла, разве что упоминания о некоторой воинственности и непостоянстве в отношении с партнером. Поэтому и ярко выраженные эмоции вызвали лишь неприятие.
33. Всё, говорит, - вода...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223347/
В этом небольшом стихотворении, на мой взгляд, слышится эхо библейских текстов. Причем речь не о сусальном описании эдакого всепрощающего доброго дедушки, тут скорее желание понять реальную природу взаимоотношений Творца с человеком. Каждый невольно лепит Бога по образу и подобию своему; между тем это существо совсем иной природы, понять логику которого порою нереально: само приближение к нему порою чревато смертью... И, к ужасу и сожалению моему, подобное восприятие Бога мне очень близко.
34. Когда возвращается птица
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223657/
Тут меня подкупили лиричность и почти хрустальная звонкость строфы.
И очень понравились строки:
Она лазурный ореол
Спешит примерить -
Им не обманешь даже пчёл,
Но я, безумный, всё же счел
В него поверить.
Пускай обман её жесток -
На всё есть время...
35. Осколки
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222912/
Мне очень пришлась азбука морзе лунного света и общий настрой стихотворения; но "ледяное июньское марево" свело впечатление на "нет". Я хорошо понимаю, что этот образ относится не к погодным условиям, а скорее к холоду душевному, но понимаю это скорее рассудком. Подсознательно же я упорно ощущаю июньское марево жарким, и в ледяную его природу поверить не могу. Опять же, - в целом ночной разговор производит очень приятное впечатления и окончание его очень хорошо.
36. Которую осень…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223600/
Как мне кажется, очень достойное сильное стихотворения, которое не вошло в мой шорт лишь по недостатку места в нем. Интересный образ дороги, и воистину впечатляющее яркое окончание:
"Дорог моих горьких распластанный крест
Не мироточив и не животворящ."
Непонятно лишь, почему необходимость странствиий (побега из дому) появляется в связи с осенью: повествование же ведется не от лица перелетной птицы.
37. ЛИСТОПАД
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222689/
Почти от каждой строки этого светлого лирического стихотворения веет покоем и умиротворением. Единственно, что с этим тонким лирическим настроем не гармонирует - это начальные и финальные слова о "хмельном сумбурном листопаде". Получается, что читатель сперва настраивается на нечто "хмельное, сумбурное", потом, вместо развития темы видит картину, в которой все в полной гармонии и ладу друг с другом, а завершает ее опять утверждение о неком плещущемся сумбуре. Если б не эти слова, стихотворениe вышло бы, по-моему, куда более
цельным и нежным.
38. Усталое:
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223533/
Несомненный плюс в том, что настроение стихотворения очень точно передает его название.
Кроме того, автор знает корабль (котч) его строение и название различных частей, которые далеко не каждому читателю известны. Я благодаря этому стихотворению несколько пополнила свой словарный запас. Но в этом знании и искусном применении морской терминологии и своеобразный минус для восприятия: ныряя то и дело в Викпедию, я все время теряла музыку строфы; концентрация внимания на едином поэтическом сюжете невольно рассеивалась. Но я так до конца и не смогла представить себе убранство корабля; и кроме того, мне хочется
знать, был ли прототип главного действующего героя - неким реальным человеком (костыль, покорение северных пространств), или это абстрактный собирательный образ.
39. Сеновальное
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223659/
Очень симпатичная картинка, - ностальгическая по ушедшему прошлому и реалистичная до мельчайших подробностей. Оставляет теплое впечатление.
40. Листопадное
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223843/
Яркое, насыщенное эмоциями и цветом стихотворение. Но несколько сумбурное и непоследовательное. Взять к примеру, эти строчки:
"Вырываю листы и сжигаю листы
Из тетради, где точно описана Ты"- начало стихотворения и эти:
"Я сжигаю листву, я сжигаю листы.
Дым клубится по сжатых полей пустоте.
Чьи каракули в смятом, дубовом листе? "
Читатель как бы верит изначальному утверждению, что на листах точно описана возлюбленная Л.Г. И запись на сжигаемых (или не сожженных) листьях прочно ассоциируется с впечатлениями (воспоминаниями) автора повествования об этой девушке. К чему тогда вопрос об авторстве каракуль? Почему дым клубится по пустоте полей? Дубы растут в полях? Я, признаться, не помню, чтоб в поля увозили и жгли листья.
И в любом случае инверсия "полей пустоте" не кажется мне удачной.
Опять же, я не понимаю как ставить на кон листопад: что под этим листопадом подразумевается в данный момент? С кем и во имя чего игра?
41. Бес в ребро, на шею серпантин...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220969/
Можно лишь позавидовать умению говорить о довольно серьезных и не очень веселых вещах в такой легкой и непринужденной манере. Очень цельное стихотворение, не хочется растаскивать по ноткам-изюминкам. Привожу лишь одну, более всего мне потрафившую:
"Сам себе и ветер, и трава,
сам себе яйцо и сковородка,
клоун, бог и прочие слова."
42. Сентябрьский ветер
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221023/
Очень тонкое, лиричное и светлое стихотворение. Очень настроенческое и почти филигранное по отделке: ничего не убавить, ни прибавить, чтоб не нарушить общую мелодию.
Единственно что, (как незначительное мелкое замечание), тема "осенний блюз" , "осеннее танго", "осенний вальс" так часто разыгрывалась в песнях, стихотворениях и даже названиях тех или иных музыкальных групп, что даже самые поэтичные тончайшие образы вызывают в памяти эхо того, что уже звучало на эту тему; даже самые изящные и несомненно авторские метафоры невольно вызывают впечатление, что они где-то встречались.
43. Болото
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220962/
Еще одно стихотворение, которое не вошло в шорт лишь потому, что он не резиновый.
Оно написано удивительно "вкусным" колоритным языком, причем в точном соответствии с образным "болотным" рядом. Все эти: "отпоёт клохтаньем клёст", "ржавой мути рыжей топи" "а болото сыто хлюпнет" - своего рода находочки, которым невольно радуешься.
Меня, правда, немножко озадачила некоторая непоследовательность в решениях героя повествования (ради лишь одной улыбки... выпью, захлебнувшись - и на дно... , и тут же "Не заманишь спелой клюквой"), но при некотором размышлении, сочла, что троеточие заменяет какое-то упущенное "не дождесси!".
:0)
44. Лик
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223959/
В этой небольшой миниатюре есть настроение; но все же совсем неясно, о каком старом лике речь. Лике Создателя? Лике, который отпечатался в памяти автора повествования?
45. Пусто…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222970/
Мне очень понравилось окончание стихотворения. Образы - на редкость выразительны: "последние уродцы", "иссушенное тело поля". Но я несколько вздрогнула от словосочетания "кормит телом", хоть оно и соответствует действительности, и споткнулась при чтении на очень оправданную инверсию "Ждут уже инея хруста". И, если разматывать "придирки" до конца, "влажный вечер" несколько не сочетается с только что прозвучавшим "иссушенным телом поля"; влага должна и в поле конденсироваться. Но, опять же, стихотворение производит впечатление, и
будь я автором, я бы его постаралась "довести".