Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 336
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 335
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Конкурс «Сентябрь 2011 - Лучшее» Общие впечатления (Литературный обзор)

Каждый раз, когда я вынуждена составлять свой шорт для ПКП-шных конкурсов, я мысленно  перебираю свои впечатления; и сколько бы раз я это ни делала, окончательный итог всегда разный. Постоянным остается лишь точное убеждение, что более, чем достойные работы остались "за бортом".
При составлении шорта всегда есть место несправедливости, т.к. сравниваются вещи чаще всего несопоставимые: при самом блестящем качестве текста, стихотворение с менее глубоким философским содержанием уступает первое место стихотворению философскому; стихотворение которое попало раньше на глаза попадает в список с большей вероятностью, чем прочитанное в конце.
И мне всегда было любопытно, почему то или иное выбранное мною стихотворение пользуется успехом, а другие - нет. В этом "обзоре" я попробовала сформулировать свои впечатления от стихов и отчасти объяснить свой выбор. Для чистоты эксперимента я не заглядывала в список авторов; шорт и более двух трети обзора писались при полной анонимности текстов по присланному Алексом списку. Лишь сейчас я постараюсь рассыпать ссылки на тексты. Все эти замечания неполны и скорее всего "субъективны". Мне бы не хотелось, чтобы на меня за них
обиделись.


1. 8 сентября
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220840/

Хороши образность и злободневность стихотворения; но та же злободневность - своеобразный минус: стихотворение опирается лишь на точное знание ситуации в конкретный момент времени. Через десять лет оно может утратить актуальность.

2. В этом городе…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221697/

Мне понравилась основная метафора "улицы реки" и то, что образы, в общем, не выходят за пределы русла, проложенного этой метафорой. Да и рефрен хорош: городе рыб - города раб - города рак.
Немного смутило "уставшее биться в священных конвульсиях сердце" своей повышенной драматичностью; и когда бисер стихов превратился в икру, мне по аналогии представились "водоплавающие" свинки.
:0)

3. Далеко-далеко
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220716/

Меня подкупила редкая лиричность и чуть ли не осязаемость нарисованной пасторали; понравилась конкретность деталей (вездесущая сныть, стада облаков над сопками. мотылек в углу).
Меня немного озадачила конструкция фразы:"А потом подкрадётся, ворвётся зима
Изумительно снежной и белой." Тут так и просится либо дополнение (пеленой, погодой и т.п.), или изменение падежа "белой" на "белая". Но может я не допоняла чего-то...

4. Душа
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220511/

Стихотворение показалось интересным, но слишком быстрые и глобальные метаморфозы души вызвали невольное неприятиe.
Душу можно "выпить", но если она уже запомнилась как высохший лист и кукушка, а буквально в той же фразе "не пришла домой", изменение ее состояния (одушествленное и твердое в жидкость) не воспринимаются всерьез. Мною, по крайней мере...

5. Отпуск в сентябре
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221729/

Меня буквально очаровала точность в передаче того настроения, которое я всегда испытываю на осенних пляжах. "до сини накупавшееся небо" "по раскоскам слепых ветров"- здорово и неожиданно;"солнца продырявившийся невод –
очерчивают круг осенних перемен,
неспешности сакральную защиту... " - совпадает с моим ощущением осени.

6. Двадцатый сентябрь
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221832/

Понравились "в секунды, подрагивающие как курсор"; но что скрывается за аббревиатурой "Н.З." - для меня загадка. В моей юности так шифровали "неприкосновенный запас"; тут скорее всего - это инициалы. Я не поняла также из каких побуждений сентябрь следует за героиней стихотворения: из сочувствия, или из желания досадить (толкая в спину).

7. Всему своё время...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222326/

Очень хорошо начало; понравилась цепочка "мемуары - работами со словами - игра со словами, доходящая порой до ерничания". Но окончание про "ноеву величину" (чего?) показалось непонятным, оправданным разве что для игры с графикой, и даже фривольным в сочетании с аистами до того упоминавшимися.
:0)
Прошу прощения у автора за последнюю ремарку.

8. Венеция, как видение…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220185/

Это легкое певучее стихотворение буквально заражает праздничной веселостью и непритязательным юмором. Особо глубоких мыслей в нем, может. и нет, но они не были бы уместны в туристическом восприятии старинного города. Чувствуется живая непосредственность всех этих ярких впечатлений: Венеция из стихотворения принадлежит конкретно этому автору и никому другому.

9. Осеннее
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222719/

Моему восприятию этого несомненно светлого и лиричного стихотворения очень мешают стихи Есенина, которые начинают звучать в памяти параллельно читаемому, буквально с первых строк. Речь не идет о плагиате, скорее о схожем настрое и образном ряде; но в этом невольном сравнении, от которого я не могу избавиться, автор явно проигрывает.

10. Русская сказка
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220391/

Очень понравилось, как "пристроены" фольклорные элементы русских сказок в ткан- стихотворения. Особенно пришлись по душе "сосны в лесу налитые, Стволы, как бока у бычка, смоляные". Но окончание с "колбасой и сосисками" полностью убило сказочность повествования. Контраст, конечно, прозвучал в полную силу, но стоило ли?

11. Заброшенный причал
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222338/

Чудесная зарисовка: и образ, и тема предполагают немало контекстов и вторых смыслов при обыгрывании их, но они как бы не раскрыты до конца, почему и остаются за кадром. В одушествленность причала веришь, но его обида остается его собственной, не становясь обидой читателя (или моей, возможно, из-за моей некоторой душевной черствости).

12. я вижу
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222816/

Образная завязка "осень - стареющая женщина", возможно, не нова, но стихотворение показалось интересным и соразмерным. скорее всего, что образ этой стареющей женщины - жизненен. Даже упор на глагольные рифмы его, с моей точки зрения не портят: они не режут слух, и, кроме того, автор добился единообразия: первая пара в каждом катрене - рифмы неглагольные, вторая - глагольные.
:0)
А метафора: "Закаты подводит пурпурной помадой" - с моей точки зрения очень симпатична.

13. на стеклянном стуле
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222875/

Интересное и непростое для понимания стихотворение; но по сути, “игра с Богом на раздевание” сама по себе непроста. Образ "стеклянного стула", некое прозрачное "возвышение" отрешающее смертного от обыденности из-за неожиданности и некоторого натурализма врезается в память: я прочитала все стихотворения, и перебирая свои впечатления в первую очередь вспомнила именно этот образ.
А строки "долго дышишь на небо, пока на нём не проявляются надписи самого глубинного содержания, чтобы их прочитать, прикладываешь к небу ладони, и на твоих пальцах отпечатывается пустота" - показались более, чем значимыми.


14. Усталость
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222826/

Начало стихотворение прозвучало с классически-пушкинской интонацией. Но я не уловила, почему желание любви взамен стихов кажется автору жеманным; мне оно кажется более, чем естественным. Любые, даже самые талантливые стихи не стоят жизни, насыщенной чувством. При чем тут "слаб" или "слеп"?


15. Это
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221616/

Mне не очень легко комментировать подобные стихотворения; содержание текста почти полностью связано с реалиями российской политики и далеко не все метафоры я понимаю. Из того что понравилось: "Плачет ядреная вошь в поисках русской души - выбил бедняжку из сил местный закон бутерброда… " и
"ибо козырная масть царствует в парной игре и не взирает на лица…»

16. осеннее небо
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223123/

Первые 10 строк - замечательны. Очень пришлись по душе "тучные стада
и облачные призраки драконов". А вот концовка с "пялящимися зенками" настолько не соответствует на мой взгляд изначально взятой высокой романтической ноте, что выглядит абсолютно чужеродной, как бы не тем автором написанной. И причина, вызвавшая этот контраст в настроении (несоответствие между земным прозаичным пейзажем и небесным) с моей точки зрения, вовсе не стоит такого резкого изменения в стиле; к этому чаще всего привыкаешь со временем. И очень жаль пропавшего втуне романтически-сказочного начала.

17. Под свист осеннего ветра
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222247/

Строфа:

"Птичья печаль - срываться с обжитых мест.
Наша - завязнуть здесь и остаться жить,
где мы не правы, где желторота смерть –
чтобы росла, кормить её нам, кормить... "

на мой взгляд -выразительна и поэтична, хоть и не совсем ясно зачем вскармливать собственную смерть. Но о какой прелюдии "трех расстриг" речь в третей строфе я не знаю. И в чем выразилась "гибельность времени"?

18. Особенности внутреннего монолога
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223165/

Я, признаться, так до конца и не поняла, о чем стихотворение. Начало подразумевало развитие темы "судьбы у нас волчьи, беседы сплошь - монологи", после чего "В разум без всяких прелюдий врывается новый страх" суть которого не совсем ясна. Потом повествование свернуло на колею описания спокойного и ровного звучания "аутопсии" мыслей и совершенно неожиданно для меня к "форме для строк об исходном счастье, Чтоб не экзальтация света, а - тихий свет изнутри". Hнеожиданно, хотя бы от того, что аутопсия, согласно викпедии,
-"патологоанатомическая или судебно-медицинская процедура, посмертное вскрытие и исследование тела, в том числе внутренних органов", что никак ни со счастьем, ни с тихим внутренним светом не сочетается. В общем, я полностью запуталась в этих резких перепадах настроения и мысли, за что приношу искренние извинения автору.

19. поплакать
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220401/

Очень понравилась интонация благости и смирения, прозвучавшая в первых строфах стихотворения; первую строку иначе, как удачей не назовешь. Последняя строфа,  по-моему тоже удалась. Но меня несколько сбил разрыв между первой и второй строфой (хоть нынче принято разрывать даже слова по слогам при переходи со строки на строку, но я по старинке читаю "строфами"; поэтому между увечьями и ветками сливы у меня звучит слишком долгая пауза и смысл не сразу находится).
Та же история со строчками "Но косынки "в махаонах" сникла шаловливость". Во первых, мне тут чудится инверсия (естественнее звучит "сникла шаловливость косынки в махаонах), а во-вторых, из-за кавычек я даже не сообразила сразу, что речь об узорах на ткани.
Не уверена, что могу давать советы, но я бы все же, как минимум, изменила графику стихотворения, пожертвовав промежутками между строфами.

20. За очерченной тенью чертой
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220210/

Очень понравилась стихотворная интонация и настрой, - я даже не стала придираться л избытку аллитераций в первой строфе; но вывод, с которым я согласна на все 100% мне кажется мало обусловленным предыдущим текстом.

21. Осенние встречи
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222909/

Я не очень хорошо понимаю смысл стихотворения. И не вижу связи между моими догадками о смысле стихотворения с названием. Скорее всего, речь о воинственности и необдуманности наших поступков. Но при чем тут "ветер", который гонит по своим лужам корабли в результате касаний? Или эти касания символизируют "осенние встречи", а ветер - рок или "случай" о котором речь в последней строфе? Я не уверена, что мысль автора и мои предположения совпадают. С таким же успехом я могла бы связать общим смыслом любые, фразы, случайно пришедшие в
голову и совершенно не связанные между собой изначально.

22. Осень. Неприкаянная даль...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221849/  

Стихотворение, по сути, прекрасное; буде у меня больше 15 призовых мест, я включила бы его в шорт. Единственный подводный камешек (который скорее всего - личная и не очень справедливая придирка) в том, что само построение его, заключающееся в перечислении примет осени уже задействовано Юной Мориц (правда не в форме "осень-время", а в форме "это осень, мой друг! Это...), причем очень здорово задействовано: http://stroki.net/content/view/13680/81/
И, опять же, брызнувшая кровь закатов, показалась метафорой излишне "яркой", драматичной.

23. Между небом и нами
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223252/

Стихотворение, на мой взгляд - сильнейшее. И по эмоциональности, и по искренности, и по образности, я не задумываясь поставила его на первое место в своем шорте, если б не заблудилась в конструкции двух завершающих его строк.

24. Осенние заготовки
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222587/

Как и с предыдущим стихотворением - его бы на первое место за акварельную яркость и свежесть образов, но я, который раз перечитывая, неизменно спотыкаюсь о строчку "Что им показаны вода да соль, укроп!" Я бы так в обычной речи никогда не сказала бы; она мне все настроение  сбивает.

25. Наваждение с Happy End – ом
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223424/

А, действительно, «а pourquoi б не pas?»
:0)
Стихотворение написано очень профессионально и по всем правилам формата "А4"; размер выдержан идеально; нет ни одной шероховатости, вызвавшей бы ироническую улыбку.
Но меня несколько расхолаживает распространенность сюжета и характеров (он - привычно тянущий крест семьянин; она - мать ищущая моральной поддержки в интернетном общении, мать-одиночка; и как здорово было бы им встретиться!).
И кроме того, насыщенность образами мне кажется незначительной для такого объема текста; для меня язык поэзии - это метафора, которая позволяет свести описание к минимуму, а тут решается задача абсолютно обратная, которую свойственно ставить перед прозой.

26. здравствуй.
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223424/

Очень доброе, теплое и симпатичное, на мой взгляд, стихотворение. Немного стилизованное под фольклор, но стилизация ненавязчива - и "леска" и .doс формат вполне уместны; стилизация - лишь художественный игровой прием, она - не всерьез...
Мне, правда, несколько не по душе строчка "рыжей осени лисьей листьями"; расстановка слов в ней явно размера ради.

27. срока давности.nеt
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223345/

Я бы назвала это стихотворение беззащитно-трогательным. В этих не всегда правильно-построенных коротких строчках много по-детски непосредственных эмоций и искренности; а между тем образы очень яркие и "говорящие":"рай для ... по щенячьи преданных людей"; "ты постарела на одну потерю"; "качая морем над тобою нимб...".
Благодаря этой специфически-детской интонации и подчеркнутому импрессионизму авторского восприятия и описания, проскальзываешь мимо мелких несообразностей. Единственно, обо что я запнулась - это плачущие коленки.

28. Древа. Воды. Времена
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222336/
  
Мне показалась любопытной попытка передать ощущение «вневременьи» переходом на старо-славянский. Несмотря на «брегов бедра её изгиб”, вызвавший у меня улыбку, стихотворение действительно вышло интересным и необычным.
  
29. ?числительно-знаменательная потеха ли
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223478/
  
Если эксперимент или игру словами признать неоспоримым достоинством в поэтике, то это стихотворение достойно любых лавров. Оно необычно и по замыслу, и по графике, и по количеству труда, в него, очевидно, вложенного. Причем замысел его куда оригинальнее палиндромов, которыми увлекаются многие стихотворцы.
:0)
  
30. Аннушкин дом
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222766/
  
Меня всегда удивляло, сколь разнообразны прочтения «Мастера и Маргариты». Мне, правда, трудно оценить это стихотворение по достоинству: образ Аннушки, разлившей масло мне лично мало запомнился. Мне казалось, что Аннушка пролила свое масло отнюдь не по наущению Воланда и вряд ли терзалась из-за смерти Берлиоза; образ же нарисованный в стихотворении полностью противоречит моему представлению о нем.  

31. На донышке сердца
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221464/

Достоинство этого стихотворения в смелости и размахе ассоциаций и метафор. Образы неожиданы и незатерты; мне более всего потрафили "стайки снов-робинзоно-крузья,
что держат предсердия острова Пасхи за волны".

32. Считалочка
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222304/

Подобное построение  стихотворения дарит довольно много возможностей автору; но в итоге все свелось к прилюдному выяснению личных взаимоотношений с неизвестной для читателя личностью. При этом, как ни странно, ничего конкретного о характере этой личности и об истории взаимоотношений я не нашла, разве что упоминания о некоторой воинственности и непостоянстве в отношении с партнером. Поэтому и ярко выраженные эмоции вызвали лишь неприятие.

33. Всё, говорит, - вода...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223347/

В этом небольшом стихотворении, на мой взгляд, слышится эхо библейских текстов. Причем речь не о сусальном описании эдакого всепрощающего доброго дедушки, тут скорее желание понять реальную природу взаимоотношений Творца с человеком. Каждый невольно лепит Бога по образу и подобию своему; между тем это существо совсем иной природы, понять логику которого порою нереально: само приближение к нему порою чревато смертью... И, к ужасу и сожалению моему, подобное восприятие Бога мне очень близко.

34. Когда возвращается птица
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223657/

Тут меня подкупили лиричность и почти хрустальная звонкость строфы.
И очень понравились строки:

Она лазурный ореол
Спешит примерить -
Им не обманешь даже пчёл,
Но я, безумный, всё же счел
В него поверить.
Пускай обман её жесток -
На всё есть время...

35. Осколки
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222912/

Мне очень пришлась азбука морзе лунного света и общий настрой стихотворения; но "ледяное июньское марево" свело впечатление на "нет".  Я хорошо понимаю, что этот образ относится не к погодным условиям, а скорее к холоду душевному, но понимаю это скорее рассудком. Подсознательно же я упорно ощущаю июньское марево жарким, и в ледяную его природу поверить не могу. Опять же, - в целом  ночной разговор производит очень приятное впечатления и окончание его очень хорошо.

36. Которую осень…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223600/

Как мне кажется, очень достойное сильное стихотворения, которое не вошло в мой шорт лишь по недостатку места в нем. Интересный образ дороги, и воистину впечатляющее яркое окончание:
"Дорог моих горьких распластанный крест
Не мироточив и не животворящ."
Непонятно лишь, почему необходимость странствиий (побега из дому) появляется в связи с осенью: повествование же ведется не от лица перелетной птицы.

37. ЛИСТОПАД
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222689/

Почти от каждой строки этого светлого лирического стихотворения веет покоем и умиротворением. Единственно, что с этим тонким лирическим настроем не гармонирует - это начальные и финальные слова о "хмельном сумбурном листопаде". Получается, что читатель сперва настраивается на нечто "хмельное, сумбурное", потом, вместо развития темы видит картину, в которой все в полной гармонии и ладу друг с другом, а завершает ее опять утверждение о неком плещущемся сумбуре. Если б не эти слова, стихотворениe вышло бы, по-моему, куда более
цельным и нежным.

38. Усталое:
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223533/

Несомненный плюс в том, что настроение стихотворения очень точно передает его название.
Кроме того, автор знает корабль (котч) его строение и название различных частей, которые далеко не каждому читателю известны. Я благодаря этому стихотворению несколько пополнила свой словарный запас. Но в этом знании и искусном применении морской терминологии и своеобразный минус для восприятия: ныряя то и дело в Викпедию, я все время теряла музыку строфы; концентрация внимания на едином поэтическом сюжете невольно рассеивалась. Но я так до конца и не смогла представить себе убранство корабля; и кроме того, мне хочется
знать, был ли прототип главного действующего героя - неким реальным человеком (костыль, покорение северных пространств), или это абстрактный собирательный образ.

39. Сеновальное
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223659/

Очень симпатичная картинка, - ностальгическая по ушедшему прошлому и реалистичная до мельчайших подробностей. Оставляет теплое впечатление.

40. Листопадное
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223843/

Яркое, насыщенное эмоциями и цветом стихотворение. Но несколько сумбурное и непоследовательное. Взять к примеру, эти строчки:

"Вырываю листы и сжигаю листы
Из тетради, где точно описана Ты"- начало стихотворения и эти:

"Я сжигаю листву, я сжигаю листы.
Дым клубится по сжатых полей пустоте.
Чьи каракули в смятом, дубовом листе? "

Читатель как бы верит изначальному утверждению, что на листах точно описана возлюбленная Л.Г. И запись на сжигаемых (или не сожженных) листьях прочно ассоциируется с впечатлениями (воспоминаниями) автора повествования об этой девушке. К чему тогда вопрос об авторстве каракуль? Почему дым клубится по пустоте полей? Дубы растут в полях? Я, признаться, не помню, чтоб в поля увозили и жгли листья.
И в любом случае инверсия "полей пустоте" не кажется мне удачной.
Опять же, я не понимаю как ставить на кон листопад: что под этим листопадом подразумевается в данный момент? С кем и во имя чего игра?

41. Бес в ребро, на шею серпантин...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220969/

Можно лишь позавидовать умению говорить о довольно серьезных и не очень веселых вещах в такой легкой и непринужденной манере. Очень цельное стихотворение, не хочется растаскивать по ноткам-изюминкам. Привожу лишь одну, более всего мне потрафившую:

"Сам себе и ветер, и трава,
сам себе яйцо и сковородка,
клоун, бог и прочие слова."

42. Сентябрьский ветер
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/221023/

Очень тонкое, лиричное и светлое стихотворение. Очень настроенческое и почти филигранное по отделке: ничего не убавить, ни прибавить, чтоб не нарушить общую мелодию.
Единственно что, (как незначительное мелкое замечание), тема "осенний блюз" , "осеннее танго", "осенний вальс" так часто разыгрывалась в песнях, стихотворениях и даже названиях тех или иных музыкальных групп, что даже самые поэтичные тончайшие образы вызывают в памяти эхо того, что уже звучало на эту тему; даже самые изящные и несомненно авторские метафоры невольно вызывают впечатление, что они где-то встречались.

43. Болото
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/220962/

Еще одно стихотворение, которое не вошло в шорт лишь потому, что он не резиновый.
Оно написано удивительно "вкусным" колоритным языком, причем в точном соответствии с образным "болотным" рядом. Все эти: "отпоёт клохтаньем клёст", "ржавой мути рыжей топи" "а болото сыто хлюпнет" - своего рода находочки, которым невольно радуешься.
Меня, правда, немножко озадачила некоторая непоследовательность в решениях героя повествования (ради лишь одной улыбки... выпью, захлебнувшись - и на дно... , и тут же "Не заманишь спелой клюквой"), но при некотором размышлении, сочла, что троеточие заменяет какое-то упущенное "не дождесси!".
:0)

44. Лик
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/223959/

В этой небольшой миниатюре есть настроение; но все же совсем неясно, о каком старом лике речь. Лике Создателя? Лике, который отпечатался в памяти автора повествования?

45. Пусто…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/222970/

Мне очень понравилось окончание стихотворения. Образы - на редкость выразительны: "последние уродцы", "иссушенное тело поля". Но я несколько вздрогнула от словосочетания "кормит телом", хоть оно и соответствует действительности, и споткнулась при чтении на очень оправданную инверсию "Ждут уже инея хруста". И, если разматывать "придирки" до конца, "влажный вечер" несколько не сочетается с только что прозвучавшим "иссушенным телом поля"; влага должна и в поле конденсироваться. Но, опять же, стихотворение производит впечатление, и
будь я автором, я бы его постаралась "довести".

© Генчикмахер Марина, 08.10.2011 в 01:47
Свидетельство о публикации № 08102011014755-00235423
Читателей произведения за все время — 365, полученных рецензий — 27.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Борис эN. Старче
Борис эN. Старче, 08.10.2011 в 04:38
Ещё раз: БОЛЬШОЙ СПАСИБ!!
Генчикмахер Марина
Вам большое спасибо Борис!
С теплом,
Марина
Борис эN. Старче
Борис эN. Старче, 11.10.2011 в 12:26
Я в том смысле, что сохранять концентрацию и достаточно живой интерес к трём десяткам разномастных опусов на фоне отсутствия общепринятых ясных критериев, да ещё и оформить результат "жюрения" серией ласково критических и многослойных смыслами отзывов - это мастерство особое!    

С наивоктябреющми,  

Надежда Сергеева (сударушка)
Благодарю, Марина :-)
Генчикмахер Марина
Не за что, Надежда!
С теплом,
Марина
Strega
Strega, 08.10.2011 в 04:55
Спасибо, Марина!
"влажный вечер" несколько не сочетается с только что прозвучавшим "иссушенным телом поля"; влага должна и в поле конденсироваться."  -  иссушенное и сухое - не одно и то же.
напр.: иссушенное тело может мыться в душе, от этого оно не станет менее иссушенным :).

Хруст мне самой не очень, но стих блицевый, я к таким крайне редко возвращаюсь.

Генчикмахер Марина
Эми, речь же о почве.
:0)
Иначе "кормит телом" прозвучит полным канибализмом.
:0)
Образ "тело поле"-действительно очень интересный: к нему невозможно однозначное отношение; его рассматриваешь и как почву, и как нечто одушествленное, почему и появляется масса вопросов.
Иссушенное человеческое тело - иссушенное болезнью,возрастом; иссушенная почва - сухая от отсутствия влаги, вся в трещинах из-за этого; первый же дождик - и она не иссушенная, а влажная, размокшая.
Хоть с другой стороны, у моря может, пожалуй, быть влажный воздух и сухая почва.
:0)

Я, когда стихи обещают что-то, стараюсь их "дошлифовать". Их же читают.
:0)

BARMALEY
BARMALEY, 08.10.2011 в 05:14
Спасибо вам, Марина, за проделанную работу.

С уважением,  

Генчикмахер Марина
Не стоит благодарности, Хамит!
Вам спасибо, что прочли и откликнулись!
С теплом,
Марина
Анна Галанина
Анна Галанина, 08.10.2011 в 05:57
Спасибо, Марина, за обзор и за приглашение его посмотреть. Думаю, "жюрить" и действительно непросто.
Небольшая ремарка к Вашим замечаниям моему "дому". У меня нет ни полслова о том, что Аннушку мучает история с Берлиозом и размытым маслом - её, как и многих "всего-навсего" мучает Воланд. И образ Аннушки практически никак не прописан у Булгакова - поэтому его можно писать и воспринимать, как угодно, и даже по-разному - что мы с Вами, собственно, и сделали, и это нормально.
А вообще-то, это стихотворение оказалось полуфабрикатом, о чем я не знала, когда выставляла его на конкурс. Из него вышло гораздо бОльшее стихотворение "Аннушка".
С уважением,
Анна
Генчикмахер Марина
Анна, спасибо большое за отклик!
Свое мнение об Аннушке, Воланде и Вашем стихотворении я помещу под этим стихотворением.
С теплом,
Марина
Егор Мирный
Егор Мирный, 08.10.2011 в 06:33
Спасибо, Марина. Мне очень важен этот стих, считаю его лучшим за последние полгода у себя, не смотря на тяжеловестность и некоторую затянутость.:)
Генчикмахер Марина
Егор, мне Ваше стихотворение вовсе не показалось затянутым или тяжеловесным; скорее значительным и не с первого мгновения понятным. Но в нем очень много смыслов, для меня, по крайней мере.
С теплом,
Марина
Славицкий Илья (Oldboy)
Да, Марина, мне всегда интересно Ваше мнение.

С уважением
Олд

Генчикмахер Марина
Спасибо большое, Илья!
С теплом,
Марина
Йегрес Вокашу
Йегрес Вокашу, 08.10.2011 в 09:11
Спасибо, Марина... смена стилей и смена настроения, на мой взгляд, здесь оправдана - осенняя изменчивость: то солнышко то дождь...
Ведь ЛГ, по сути своей, романтичный циник. Он ищет "изумрудов россыпь," а видит засохшую траву... и тд  
Генчикмахер Марина
Йоргес, Вам как автору, легче судить, что оправдано, а что нет для Л.Г.
:0)
Мне просто, как читателю, облачных драконов стало очень жаль.
И "зенки" на их фоне резанули.
:0)
С теплом,
Марина
Йегрес Вокашу
Йегрес Вокашу, 09.10.2011 в 08:41
:))) мне их тоже по-своему жаль, как-никак сам "Дракон",
но, что поделаешь - правда жизни важнее!
Вика Виктория
Вика Виктория, 08.10.2011 в 10:54
Марина, спасибо...
Непростая у Вас была работа )
По поводу моего "ледяного июльского марева".
Я безусловно не написала это просто так и осознавала, что будет скорее неприятие, чем приятие этого образа.
Но для меня пока слишком свежо именно такое впечатление от того июля. Зной - до озноба. Пустыни городов - тоже.
Может, по прошествии какого-то времени, изменю на гоячее или жаркое какое-нибудь, это ведь совсем не трудно - одно слово всего.
Спасибо ещё раз )
Вам - вдохновения.

V

Генчикмахер Марина
Вика, спасибо большое, взаимно!
"Зной - до озноба" для меня как-то лучше, естественнее  звучит.
:0)
Интересно, что Вы тоже с маревом связываете зной.
:0)
Может марево - лунное?
С теплом,
Марина
Вика Виктория
Вика Виктория, 09.10.2011 в 17:19
Надо ЛГ эту отправить куда подальше и без неё посмотреть
Пока ей и города - пустыни, и жара - холод, и все как не у людей. ))
Еще ледяное марево у меня всплыло от похожести визуальной.
Лёд в стакане, например,  когда тает,  расходится плывущими такимиислоями, как и марево в воздухе.
Но, как я и сказала, вернусь обязательно чуть позже и подумаю еще.
Спасибо за лунное - может пригодится )
И Вам - тепла,
Вика.
Кульков Михаил
Кульков Михаил, 08.10.2011 в 11:17
Спасибо большое, Марина, за нелёгкий труд.
Тамила Синеева
Тамила Синеева, 08.10.2011 в 16:12
Генчикмахер Марина
Не стоит благодарности, Михаил!
Вам большое спасибо за отклик!
С теплом,
Марина
Ольга Домрачева
Ольга Домрачева, 08.10.2011 в 11:39
Строфа:

"Птичья печаль - срываться с обжитых мест.
Наша - завязнуть здесь и остаться жить,
где мы не правы, где желторота смерть –
чтобы росла, кормить её нам, кормить... "

на мой взгляд -выразительна и поэтична, хоть и не совсем ясно зачем вскармливать собственную смерть. - а разве не мы сами её вскармливаем своими поступками, мыслями?Там же сказано, что нам бы не завязнуть в осени и не остаться кормить смерть... А зачем мы это делаем? Ответ на этот вопрос у каждого свой...
Но о какой прелюдии "трех расстриг" речь в третей строфе я не знаю. - это три осенних месяца
И в чем выразилась "гибельность времени"? - а вот как раз в том, о чём говорилось в предыдущей стофе, да и антураж соответствует...
Спасибо, Марина, было интересно почитать.

Генчикмахер Марина
У Вас очень интересный образный ряд, Ольга; но я, право, никак не могла догадаться, что расстриги - осенние месяцы.
:0)
"вживиться и прорасти" и "кормить смерть" - тождественны?
Типа, смертью смерть поправ?
С теплом,
Марина
Ольга Домрачева
Ольга Домрачева, 04.11.2011 в 21:26
Марина, "вживиться и прорасти" и "кормить смерть" - тождественны? - я бы так не сказала...
Типа, смертью смерть поправ? - а вот здесь, можно сказать и так, но это следует из последних строк, но не из "кормить смерть".
Извините, Марина, за припозднившийся ответ.
Марина Старчевская
Очень редко на русских поэтических сайтах можно увидеть такой доброжелательный и добросовестный обзор.
Большое спасибо, Марина, за терпение и большую работу!
По-поводу того, что стихи под первыми номерами читаются внимательней, чем последние.
Хочу поделиться с народом своей системой голосования.:)
1. При оценке, мысленно делю количество на три части.
2. Между прочтением стараюсь делать перерывы.
3. В каждой части отмечаю, то что понравилось.
4. А потом ещё раз стараюсь убедиться, что всё это мне нравится и вычёркиваю то, что вызывает сомнение.
Конечно уходит много времени, но ведь каждому хочется, чтоб его работу оценили по достоинству.
Кроме всего, хочу заметить, что у нас было очень много совпадений по впечатлениям от написанного.:)
Генчикмахер Марина
Мариш, большое спасибо!
Беда в том, что вычеркивать трудно, почти невозможно, если ты эти стихи выбрал до того и "сроднился" с ними.
:0)
С теплом,
Марина
Владимир Веров
Владимир Веров, 08.10.2011 в 13:38
Спасибо, Марина. Я с интересом прочёл ваш обзор. Меня привлекла выбранная вами позиция. Обзор написан с точки зрения заинтерисованного читателя. Не критика, не литредактора, не ревнивого соперника, а именно читателя, который любит и умеет читать стихи. Он априори подходит к каждому стихотворению как к чуду. Искренне желая получить удовольствие,  он радуется, огорчается, сомневается в своих впечатлениях, стремится понять и находит в каждом нечто особенное, свой кристаллик, свою изюминку. ИМХО, это особый талант и попасть к нему на монитор - уже победа.
С уважением, Владимир.
Генчикмахер Марина
Спасибо огромное, Владимир!
Это очень добрый и удивительно "лестный" отзыв. Очень хочется ему соответствовать.
С теплом,
Марина
Синюшкин колодец
Синюшкин колодец, 08.10.2011 в 13:38
Марина, большое спасибо за добросовестное судейство и "всехохватывающий разбор полетов".
Представляю, как это трудно- оценивать и выбирать.
Большая ответственность.
Генчикмахер Марина
Вам - большое спасибо!
У Вас очень интересные и яркие стихи!
С теплом,
Марина
Даниш Николай (Внебрачный сын Тени отца Гамлета)
Спасибо большое за разбор, Марина!

Согласен, что в моём Happy End-е образности мало, но такая задача мной и не ставилась. А ставилась задача написать тёплую историю об интернет-знакомстве со счастливым концом.

Вообще недавно прочёл статью под названием "О светлой поэзии". Очень понравились некоторые мысли автора (к сожалению, не помню Ф.И.О.). В особенности о том, что то, чем мы делимся с читателем в наших стихах, потом возвращается к нам сторицей. И позитивное, и негативное.
И теперь понимаю, почему так много "чернухи" вокруг.

С теплом.

Генчикмахер Марина
Мне тоже очень по душе светлые истории, Николай.
:0)
Я вовсе не пыталась Вас упрекнуть за "хэппи-энд".
:0)
Я скорее пытаюсь разобраться с основными свойствами стихотворного формата "А4".
:0)
С теплом,
Марина
Даниш Николай (Внебрачный сын Тени отца Гамлета)
Да всё в порядке - это к слову сказано, а не как повод для дискуссии :)
Спасибо!
Татьяна Смирновская
Марина, спасибо огромное - и за оценку, и за интересное чтение :)))
А "не дождёссси", это правильно, так вот и есть :))))
Генчикмахер Марина
Спасибо большое,Татьяна!
С теплом,
Марина
Юлия Кхан
Юлия Кхан, 08.10.2011 в 16:05
Огромное спасибо за проделанную титаническую работу!

Позволю себе "пересчитаться" вслух:

1) невозможно найти что-либо конкретное о личности, которая не конкретна: стихотворение по замыслу - обобщенный образ конфликтных взаимоотношений между мужчиной и женщиной в семейно-бытовых узах, и их различном отношении к взаимным упрёкам;
2) финальное "прилюдное выяснение отношений"? - скорее предложении каждому - примерить на себя "пересчитанные" эпизоды, и заметить, что женщина чаще принимает "совокупность" целиком и тратит на любовь жизнь... можно в противовес этому хотя бы отдельные пункты в себе наконец-то признать и скорректировать... причем не только в одиночку, но и синхронно с партнёром ... "на три-четыре..."

Сожалею, что воплощение замысла привело к столь банальному прочтению...

За сам конкурс благодарю, ни с чем не сравнимый опыт, особенно для новичка в поэзии!!!

Поздравляю всех участников и арбитров! Спасибо всем!)

Генчикмахер Марина
Sorry за "банальное прочтение", Юлия!
Я, честно говоря, почти никогда не писала "обобщенных образов конфликтных взаимоотношений между мужчиной и женщиной в семейно-бытовых узах" и плохо в них разбираюсь. Мне казалось, что проще сконцентрироваться на собственных впечатлениях и чувствах и попытаться их сформулировать. Но, не спорю, у каждого свой метод работы на стихами.
С теплом,
Марина
Юлия Кхан
Юлия Кхан, 09.10.2011 в 09:36
Спасибо, Марина, что не оставляете без внимания мои "трепыхания": я ни мало не удивлена, действительно опыта еще не достаточно, конкурсы на то и существуют, чтобы получить "боевое крещение", скажем так...
Однако, мне всегда казалось, и не только в стихосложении, что "выносить сор из избы", и концентрироваться лишь на собственном опыте, особливо в описании конфликтов, - моветон...
Возможно меня так "дурно" воспитали))

Я насчитала 9 основных поводов для конфликтов, возникающих между мужчиной и женщиной, живущих общим очагом (подскажите, может чего упустила)...

мне показалось интересно "перенести" их все на взаимоотношения, якобы, одной пары (согласитесь, в реальной жизни такая пара не протянула бы и недели)... Тем не менее, на таком чудовищном примере, возможно, кто-то решится "трезвее" взглянуть на себя в быту (когда папарацци отсутствуют)...

Еще раз спасибо за коррективы!)

Тамила Синеева
Тамила Синеева, 08.10.2011 в 16:16
Спасибо, Марина.
Из всего, что касается моего стиха, поняла, что употребление со словом "осенний" всяких блюзов, вальсов, танго и прочих музыкально-танцевальных терминов недопустимо в современной поэзии.
Больше не буду).
Генчикмахер Марина
Я вовсе не об этом писала, Тамила!
У Вас много лиричности в стихотворении; просто есть определенные образы, которые очень "популярны". И очень трудно как-то выделиться на их фоне.
С теплом,
Марина
Татьяна Проскурина (ПесТня)
спасибо, Марина. труд титанический
Генчикмахер Марина
Вам спасибо добрый за отклик, Татьяна!
С теплом,
Марина
Вадим Овчинников (Nord)
Спасибо, Марина, что уделили внимание.
Нет смысла и нет связи, - я Вас понял.
Не соглашусь, - и к тому, и к другому отношусь очень-очень серьёзно.
Вадим.
Генчикмахер Марина
Я не оспариваю Вашего серьезного отношения смыслу и логической связи в Ваших стихах, Вадим!
Я просто пишу о том, что я не смогла понять те или иные образы в Вашем стихотворении.
Они, вполне возможно, там есть.
С теплом,
Марина
Александр Измалкин
Спасибо, Марина, за Ваш интересный обзор и Ваше внимание к моему скромному опусу. :)))
С уважением, Александр.
Генчикмахер Марина
Вам спасибо за отклик, Александр!
С теплом,
Марина

Александр Коковихин
Спасибо, Марина, за добрые слова!
Обзор очень интересный!


Генчикмахер Марина
Вам спасибо за отклик, Александр!
С теплом,
Марина
сэр Джон
сэр Джон , 08.10.2011 в 21:51
Спасибо, Марина, за этот большой труд, доброжелательность к конкурсантам и вдумчивость – поиск критериев оценки (выбора) конкурсных произведений. Почему-то так выходит, что этим моментом озабочены далеко не все оценщики. Многие Ваши рассуждения мне понятны и близки. В силу своей деятельности в сетературе я давно для себя определил такие понятия как «конкурсный» стих и «неконкурсный». «Неконкурсный» - не значит плохой, но он никогда не победит ни на каком конкурсе по совершенно объективным причинам. «Конкурсное» - кроме понятного качества, должно быть ярким, выделяющимся, будоражащим, цепляющим внимание читателя. Например, у элегического стиха на конкурсах со смешанной стилистикой практически нет шанса победить, поскольку он по определению будет проигрывать в энергетике, эмоциональной яркости. И Вы правы в том, что очень достойных стихов здесь гораздо больше означенного правилами лимита. Этот вопрос уже как-то поднимался, но мне тоже не вполне понятны шорт-листы из 3-4 названий, выбранные из 40-50 стихов. Слава богу, общий уровень здесь достаточно высокий.
Что же касается моего стиха, то я с самого начала отдавал себе отчёт в том, что оно «неконкурсное» и было заявлено исключительно ради участия. Возможно, Вы правы на его счёт в том смысле, что оно имеет изначальный визуальный ряд, который позволяет лучше его понять. Но всё же, я глубоко убеждён в том, что далеко не всё и не всегда, особенно в поэзии, должно быть досказанным. :)
Спасибо!

С уважением,
И.

Генчикмахер Марина
Да, один мой знакомый, человек и поэт более чем достойный,публикующийся в журнальном зале, мне тоже говорил, что у него "неконкурсные стихи". Участие в конкурсах ПКП интересно не столько победой, сколько тем, что обеспечивает читателей; конкурсанты читают друг друга.
Досказанным не все должно быть, Вы тоже правы. Но чиитателю интересно все же, како месэдж адрессует ему автор.

С теплом,
Марина

Валерий Носуленко
Валерий Носуленко, 08.10.2011 в 22:30
И, к ужасу и сожалению моему, подобное восприятие Бога мне очень близко. (с) Ну, вот...я кажется Вас расстроил?
Спасибо, Марина! С Вашей помощью я сам теперь наконец-то понял что написал)
Генчикмахер Марина
Нет, напротив.
:0)
Просто, я еще раз поняла, что я не одна такая.
:0)
С теплом,
Марина
Алексей Абашин
Алексей Абашин, 09.10.2011 в 11:48
Марина, спасибо за проделанную работу!
Интересно!
Трудно в прозе объяснить связку «Иона – Ной»… Начитался интересных историй )))))
Вот и появилась какая-то такая перекличка: Иона (голубь) не только древнееврейский пророк, но и митрополит московский и всея Руси, который спас Москву от ногайских татар молитвами. Ной же спасал жизнь на земле.
Вообще, задумывался некоторый клубок такой взаимосвязей. От личного до общечеловечного.
Генчикмахер Марина
Спасибо, Алексей!
Я про московского Иону вообще не подумала. Мне всегда интересно, что хочет подчеркнуть автор в своем стихотворении; но не всегда это ясно.
С теплом,
Марина
Женя Махно
Женя Махно, 10.10.2011 в 16:47
Спасибо большое, Марина, за отзыв и за приглашение! Было очень интересно узнать Ваше мнение!
Я, откровенно говоря, не вижу особого сходства между моим стихом и стихом Юнны Мориц, к которой я отношусь с уважением, но, сказать, чтобы она была мне близка - не могу.А совпадающие элементы скорее "на совести" у самой осени, чем у авторов стихотворений)

Ещё раз большое спасибо!
С уважением,
Женя

Андреев Чайк
Андреев Чайк, 11.10.2011 в 21:10
очень радует, что за экспериментом вы разглядели нечто большее))
Генчикмахер Марина
Это интересное стихотворение; если читать строки отдельно, выйдет два симпатичных стихотворения.
С теплом,
Марина

Это произведение рекомендуют