Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 202
Авторов: 0
Гостей: 202
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

"Аннушка" напротив "нехорошей квартиры", с благословения научного сотрудника музея Булгакова. Рисунок трамвая - Владимира Ломового (Ломового извозчика).


Аннушкин дом пустоты полон...
Масло – в лампаде, и крест - в пальцах…
Не помогает - опять Воланд
душу тревожит своим вальсом.

Раз - и кукушкой поёт – полночь.
Кем-то распята - шутя, медля...
Два – озарение. Свет? Полно -
это безумье - в глазок медный…

Три – за спасеньем бегом – к Богу:
- Я согрешила... Найди выход!..
И поклонилась Ему – строго,
а чтобы понял, ушла – тихо…

Шаг за порог… Тишина – вздохом…
Липкий туман по пятам – дымом
льётся на рельсы… Одно плохо –
первый трамвай пролетел мимо.

Прыг-скок…
Кругом голова…
Вдоль рельс –
красная трава.
- Где свет?
И трамвая нет…
Кто здесь?
Шорохи - в ответ
и смех.
Череп в полный рост…
- Здесь я –
главный. Берлиоз.

- Надо бежать! Ноги где? Боже…
Тени чудные вокруг бродят,
и ни души – черепа, рожи!
Крест наложить – не с руки, вроде…

И завертелась – искать угол,
где бы приткнуться… Ничком – надо б,
да чтобы ветер подол трогал...
И костылям бы была рада…

- Дома, наверное, гроб мелкий -
без головы... Эх, туда кабы!
Бабы судачат... С гербом вилки
не прихватили б мои бабы!

И притомилась - свело щёку...
Рядом – костыль... Да кому нужен?
А Берлиоз – зуб гнилой в щёлку:
- Кто безголовый – всего хуже.

День, ночь…
Помнится едва -
век здесь?
А быть может – два…
Здесь бы,
хоть кукушки звук…
Мух бить -
не хватает рук.
И всё
мучает вопрос –
кой чёрт
рядом Берлиоз?

Был бы неплох, да на вид – нечисть.
Книги писал, говорит, злыдень –
вот оттого и мигрень лечит.
И Самого, говорит, видел.

Тянет извечно одну песню:
- Головы – дрянь. Суета, ругань...
Поговорить по душам не с кем.
Аннушка, будь мне хоть ты - другом…

Знаешь, когда меня пьёт Воланд –
я упускаю момент. Странно –
словно есть голос, да нет слова…
Я бы иначе писал, Анна!

Брови ссутулит… Обнять? Нечем…
После посмотрит вокруг хмуро
и заорёт петухом певчим:
- Масло зачем разлила?! Дура!

Так – век.
Не прогнать никак…
Слов нет?
Не нашёл, дурак.
Знать бы,
где тот божий свет -
а здесь говорят,
мол, нет…
Врут. Мне б
крест сейчас нести…
Вдруг – свет!
Господи еси…

Вальс из-за стенки… Опять вечер,
и долгожданных шагов звуки…
Муха жужжит... Да убить нечем –
смирной рубахой сплели руки.


Бесконечная признательность Александру Асманову за помощь и советы в работе над текстом.

© Анна Галанина, 02.10.2011 в 16:20
Свидетельство о публикации № 02102011162008-00234576
Читателей произведения за все время — 492, полученных рецензий — 16.

Оценки

Оценка: 4,89 (голосов: 18)

Рецензии

Алекс Же
Алекс Же, 03.10.2011 в 12:26
Когда перебивки ритмически никак не вытекают из "основного" текста, и сами по себе неоднородны, довольно трудно воспринять всё как единое целое. Мне, во всяком случае, не удаётся.
.
Анна Галанина
Анна Галанина, 03.10.2011 в 13:05
Перебивки - это ритмически что-то типа "вальс-наоборот". Не совсем, но около. Думаю, Аннушкин мозг в процессе схода с катушек не выдерживал ровный ритмический ряд импульсов. Во всяком случае, мне так представилось)
Асманов Александр
Асманов Александр, 07.10.2011 в 11:34
АЛЕКС, вообще говоря, такое построение "мини-поэмы" не сейчас придумано - та же Марина Ивановна Цветаева пользовалась ритмическими переходами в полный рост. Здесь ткань повествования ритмически не обрывается, но возникают логические связки-переходы (кстати, не только логические, но и эмоциональные). Это самостоятельная находка Анны, и на мой взгляд, довольно удачная :)) Реплика, так сказать, в защиту автора :))
А вообще, стихи, написанные женщинами, всегда имеет смысл прочитать с голоса :)
Анна Галанина
Анна Галанина, 07.10.2011 в 17:57
Александр, спасибо огромное за защитную реплику! Засчитываю её в свой актив:))
Кстати, я начитала здесь эти стихи. Почувствовала себя Сарой Бернар, не меньше. Вообще, это очень удобно - сама пишешь, сама читаешь - сама себе аплодируешь)) Но было бы интересно услышать ваше мнение:)
Алекс Же
Алекс Же, 20.10.2011 в 23:02
Послушал.

Да, надо слушать, Вы правы :)

Хорошо прочитала.
.

Анна Галанина
Анна Галанина, 20.10.2011 в 23:42
Спасибо, старалась:)
Пётр Нарышкин
Пётр Нарышкин, 08.10.2011 в 12:59
Приветствую Вас, Анна.
Так чтож Вы это стихо на мистику не выставили? Ай-ай-ай...)))
Вдохновения Вам, P.N.
Анна Галанина
Анна Галанина, 08.10.2011 в 13:41
Добрый день, Пётр.
Этот стих вырос из другого - Аннушкиного дома, выставленного в "мистику" - уже после окончания конкурса, в октябре. Вот в октябрьском "лучшем" я его и покажу. Хотя...)
И Вам - вдохновения и любящей Вас Музы:)
Пётр Нарышкин
Пётр Нарышкин, 08.10.2011 в 16:58
А-а-а-а-а... Жаль...(((
Тысяча извинений, но для «лучшего», по моему нескромному мнению, хотелось бы подчистить некоторые недоработки… Если интересно моё мнение, могу поделиться соображениями, пока болею и валяюсь без дела…)))
Доброжелательно, P.N.
Анна Галанина
Анна Галанина, 08.10.2011 в 17:13
Благодарю, Пётр. Но думаю, вам надо для начала потренироваться на "лучшем", которое уже стало "лучшим". А я с трепетом буду наблюдать, ожидая результат))
Выздоравливайте!:)
Пётр Нарышкин
Пётр Нарышкин, 08.10.2011 в 18:07
С удовольствием потренируюсь... Дайте ссылочку.)))
По-моему Вы обиделись...((( Жаль, я не желал этого, - хотел помочь, - взгляд со стороны всегда интересен, тем более человека непредвзятого...)))
И, поскольку я уже начал писать разбор, не дожидаясь вашего соизволения, то позволю себе, дабы работа не пропала, опубликовать начало:

Подчёркиваю, что это мнение высокоорганизованного в культуре и искусстве индивидуума, в сфере стихообразования, находящегося пока в стадии становления…)))))
Итак, попорядку:
1. После «не помогает» должна быть запятая «, -», так  как  тире в данном случае заменяет словосочетание «потому что», перед которым она необходима.
2. В то же время вызывают сомнения оба тире во второй строчке, поскольку их отсутствие ничего не  меняет…
3. А вот после многоточия надо бы поставить тире вместо слова «ничего», в противном случае необходимо изменить окончание слова «помогает» на множественное число, из-за перечисления во второй строчке…
4. Да, и ещё, запятая после первой строчки даёт ощущение перечисления, то есть Аннушкин дом пустоты полон – это первое, масло в лампаде – второе и крест в пальцах – третье…, что не соответствует, на сколько я понимаю, замыслу автора… Короче, - первое четверостишие должно выглядеть хотя бы так:
«Аннушкин дом пустоты полон… -
Масло  в лампаде, и крест  в пальцах… -
Не помогает, - опять Воланд
душу тревожит своим вальсом.»

Но мне ближе другой вариант:
«Аннушкин дом пустоты полон:
Масло в лампаде, и крест в пальцах
Не помогают, - опять Воланд
душу тревожит своим вальсом.

Ещё раз прошу прощения, за наглость, вдохновения Вам, P.N.
P.S. И благодарю за пожелание выздоровления...))) Я бы пожелал это всей нашей стране...)))

Пётр Нарышкин
Пётр Нарышкин, 08.10.2011 в 18:24
Пардон, в "насколько я понимаю" "насколько", конечно слитно...))) Шутки worda, наверное...)))
Анна Галанина
Анна Галанина, 08.10.2011 в 19:21
Безусловно, я не обиделась, Пётр.
А по поводу знаков препинания... Всегда считала, что у меня врождённая грамотность. Но иногда перебарщиваю с запятыми - есть у меня такая беда. И неравнодушна к тире. Ещё последнее время борюсь с многоточиями - очень хочется их многозначительно поставить в конце каждой строчки, подчеркнув её глобальную важность для стихотворения...))
Вот таким образом я избавилась от многоточия в первой строке - и похоже, зря - вы правы. Остальные строчки... Я подумаю над этим позже - сейчас у меня период утруски "Аннушки" - она медленно оседает в сознании на отведённое ей место. Вот тогда, возможно, появятся какие-то правки.
Да, и я даже не заметила ваш ляп с "насколько" - настолько увлечена была общей мыслью вашего коммента))

Еще раз - спасибо, Пётр. И еще раз - выздоровления вам:)

Пётр Нарышкин
Пётр Нарышкин, 09.10.2011 в 11:29
А ссылочку-то так мне и не прислали... Или Вы имели ввиду не своё стихо?
Анна Галанина
Анна Галанина, 09.10.2011 в 11:53
И не буду давать ссылочки. Всё на сайте - найти не трудно, так же, как вы нашли мою страничку.
Генчикмахер Марина
Анна, у Булгакова Аннушка, как характер выписана очень колоритно: это склочница и как бы воровка...
http://www.klassika.ru/read.html?proza/bulgakov/master.txt&page=58

Я не помню, знала ли она о смерти Берлиоза; чтоб узнать это, мне нужно перечитывать "Мастера" заново.
:0)
Но я не вижу никакого повода; Ваша Аннушка вышла не совсем Булгаковской, но куда более интересной, неоднозначной и глубокой, чем ее прототип; да и стихотворение более, чем стоящее. Перебивки ритма мне, кстати, понравились: без них стихотворение было бы скучнее; да и взволнованное настроение персонажа они передают не меньше слов.

С теплом,
Марина

Анна Галанина
Анна Галанина, 08.10.2011 в 18:55
Марина, я тоже не помню, знала ли Аннушка о смерти Берлиоза, но сюжет моей Аннушки завязан не на её невольной вине в смерти Берлиоза. Хотя, Булгакова перечитаю в очередной раз с удовольствием.
А в своей "Аннушке" я сделала единственный допуск - что Аннушка после событий, описанных в "Мастере", пришла к Богу - дабы избавиться от нечистого. Думаю, после произошедшего, это вполне могло быть. И (мысленно) добавила к времени гибели Берлиоза несколько лет. Глубина... Кто знает, что на самом деле в нас скрыто... Иногда это и для нас самих - за семью печатями.
Марина, еще раз благодарю Вас за разбор наших полётов на конкурсе и за доброжелательную оценку "Аннушки". Рада, что она Вам понравилась.

С неизменным уважением,
Анна

Алёна Мамина
Алёна Мамина, 21.10.2011 в 22:14
Я, конечно, тот ещё критег... )) Но промолчать не могу.
У меня вызывает огромное уважение то, как Анна (ничего, что я в третьем лице? Так значительнее.) бережно и упорно работает с текстами. Это очень серьёзный труд; мало кто может сказать, что ему не лень править стихи. А тут работа над каждым словом почти.
Очень интересно слушать "в голосе".
У меня звучало почти так же, только ещё более нервно и неровно.
Немного сбивает то, что образ автора "накладывается" на образ героини из-за одинаковых имён. Абстрагироваться не получается. Надо, наверное, ещё послушать. ))
И напоследок совершенно дурацкий вопрос: почему "брови ссутулит", а не плечи?

С теплом,

Анна Галанина
Анна Галанина, 22.10.2011 в 08:40
Спасибо, Алёна. Тронута. Честно.
У меня не получается не править стихи - они просто не отпускают тогда. То, что приходит - приходит быстро - это эскизы, наверное. Во всяком случае, у меня)) Их можно бы и оставить в таком виде - но мне интересно довести их до ума - насколько могу. Вот просто интересно, и всё тут)
Хотела бы я послушать, как ты читаешь...:) Аннушку, наверное, и надо было читать более нервно и неровно - но у меня не получилось. Первую часть прочитала слишком монотонно - надо бы перечитать как-нить. И в "Аннушке" можешь смело абстрагироваться от меня - моего в ней только первая строчка. Было неважное настроение, вот и подумалось, а потом сразу перескочилось на булгаковскую Аннушку - слава Богу))
А "брови ссутулит" - дык, он же череп, у него ручков-ножков нет, тока голова. Вот и сутулит то, что осталось))

Взаимно - с теплом,

Алёна Мамина
Алёна Мамина, 22.10.2011 в 12:04
Аня, душа моя!
Попробуй, если получится более удачная версия, заменить файл.
Я бы добавила динамики, вариаций СИЛЫ голоса и его ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ окраски. И почётче артикуляцию (п, б, н, м)
Я своё никогда не читаю(кроме "поздравлялок" на ДР), не умею, наверное )) Эмоции сбивают технику: голос дрожит, слёзы подкатывают, сбивается дыхание. В теории всё знаю, а на практике применить не могу. Режиссёр-дефектолог недоученный, блин... ))
Робко предлагаю: может, вместо плеч-бровей так и написать: череп наморщит... ;)

В любом случае, ты - очень трепетная мать своим стихам!

Всего тёпленького,

Анна Галанина
Анна Галанина, 22.10.2011 в 14:22
Попробую, если получится, и если решусь перечитать - "Аннушка" забирает энергию)) Может, поэтому при чтении я её эмоционально приглушаю - себя жалеючи) С артикуляцией - да, надо бы вообще все конечные согласные чётче произносить. Но я про них помню только в начале стиша (не только этого) - а потом они у меня улетучиваются. Мне бы дефектолог не помешал - и не тока недоученный, и не тока лингвист, похоже))
А с плечами-бровями всё правильно. Я это так вижу. Как если бы Берлиоз после своего монолога ушёл, ссутулившись. Но сутулить нечего - кроме бровей. А морщиться - это другая картинка, не подходит:)
Мда.... уж... Про мать, в смысле))
Сергей Вострецов
Сергей Вострецов, 04.11.2011 в 05:18
Испытал сильнейшее эмоциональное потрясение...
Спасибо, Анна!
Анна Галанина
Анна Галанина, 04.11.2011 в 07:45
Мне Аннушка дорога - она меня эмоционально выжала, когда пришла... Очень рада, что вам она понравилась. Спасибо, Сергей!
Валерий Носуленко
Валерий Носуленко, 05.11.2011 в 19:01
ужасно хорошо!)
Анна Галанина
Анна Галанина, 05.11.2011 в 20:56
ужасно приятно!))
спасибо!:)
Майк Зиновкин
Майк Зиновкин, 10.11.2011 в 10:18
работа, вызывающая уважение...
и не только из-за объёма... :)
неожиданный ракурс, выдержанный размер, удачные рифмы...

никогда не был фанатом "МиМ", но тут нашёл для себя интересные моменты...

Анна Галанина
Анна Галанина, 10.11.2011 в 12:36
Объём-то как раз для меня самой большая неожиданность - как правило, я не пишу многобуквие многострочием..:)
Мне как раз "МиМ" нравится - и всегда нравился, но не ожидала, что затянет...:)
Спасибо, Майк!
С уважением
Минь де Линь
Минь де Линь, 10.11.2011 в 18:09
Замечательное стихотворение, Анна. Спасибо большое.

С уважением,

Анна Галанина
Анна Галанина, 10.11.2011 в 19:55
Мне очень приятно, что оно Вам понравилось. Спасибо!
С уважением,
Юрка Иванов
Юрка Иванов, 21.03.2012 в 23:57
Исполнение замечательное.

ТАКУЮ Аннушку весьма жалко...

Анна Галанина
Анна Галанина, 22.03.2012 в 04:56
Она у меня несколько изменилась после МиМ:)
Спасибо!
Чудачка
Чудачка, 22.03.2012 в 10:18
АПЛОДИРУЮ!
СТОЯ!
Анна Галанина
Анна Галанина, 22.03.2012 в 13:25
Спасибо! Очень рада, что Аннушка вам понравилась:)
Геннадий Дробышев (Сентябрь)
Анна, как обещал - и почитал, и послушал, и всё - по "полочкам": от замечательной "разбивки" ритма, до, (главное), простого в сложном!..:)) Лично меня "зацепили" вот эти строчки:

И поклонилась Ему - строго,
А чтобы понял, ушла - тихо...

Анна Галанина
Анна Галанина, 29.03.2012 в 21:51
Ох, даже не знаю, что и сказать, Геннадий... Меня так много за один день ещё не читали:))
"Аннушку" не все принимают, но я знаю, что она получилась, и что она - "личность")) И я рада, что она вам понравилась.
Спасибо!:)
Геннадий Дробышев (Сентябрь)
...получилась, получилась, потому что "сделанное" Вами - НАСТОЯЩЕЕ!..:)
Анна Галанина
Анна Галанина, 30.03.2012 в 10:48
Спасибо!:)
Лора
Лора , 23.04.2012 в 20:56
Очень интересный и необычный текст - и по смыслу, и по ритмике. И чтение очень точное, несмотря на видимое сдерживание эмоций и кажущееся спокойствие.
Прочла с удовольствием, спасибо, Аня )
Анна Галанина
Анна Галанина, 23.04.2012 в 21:43
Спасибо, Лора. Да, я специально гасила здесь эмоции. Во-первых, боялась переиграть - мне кажется, лучше уж нейтрально читать, чем с неумелой театральщиной. А во-вторых, текст сам по себе отнял у меня много эмоций, когда писался, и на чтение их уже не хватило - страшно было))
Лора
Лора , 23.04.2012 в 22:20
Нейтрально (или почти нейтрально, с небольшми интонациями) всегда лучше читать. Иначе грань переступить легко.
Я вообще с трудом терплю чтение нарочитое, слишком интонационное, крикливое или завывающее. Всегда ощущение, что покушаются на твою свободу понять текст и прислушаться к нему, как бы навязывают свое видение. А оно ведь не всегда совпадает.
По идее, читатель ведь не обязательно может\\должен понять все нюансы авторского восприятия своего текста. В любом случае, он видит и понимает то, что в состоянии понять и видеть. Иногда возникает резонанс и тогда кажется, что приблизился к тому, что хотел сказать автор. И тогда текст воспринимается как якобы сказанный самим, соответствующий твоему личному.
Анна Галанина
Анна Галанина, 23.04.2012 в 22:51
Я стихи начала читать год назад - до этого вслух читала только в школе и без особого блеска, явно))
А читать стараюсь так, как мне нравится слушать их у тех, кого мне нравится слушать) И это не всегда актёрское чтение - именно из-за наигрыша и из-за несоответствия моего внутреннего прочтения - тому, который задаёт актёр. Читатель ведь тоже имеет право "видеть" стихотворение по-своему, и отлично от автора. И я только теперь, когда сама начала читать свои стихи, понимаю, насколько авторское чтение бывает далеко от авторского вИдения своих стихов) Невладение голосом, эмоциями, плохая дикция - да куча всего, что мешает донести или увидеть мысль в чистом виде))
Лора
Лора , 24.04.2012 в 11:15
Хорошо понимаю, о чем Вы говорите, Аня.
У меня еще проблема в том, что восприятие любого текста - зрительное. Плюс отсутствие терпения только слушать. Я и музыку могу полноценно слушать на концерте или в машине, т.е. откуда слинять так просто нельзя или заняться чем-то посторонним ))
Знаете, никогда раньше ничего не читала вслух (детям всегда читал муж). А тоже год назад мы "играли" в звукозапись на другом сайте, и я, не иначе, как завидуя подруге )), которая читает классно (у нее богатый голос плюс искренность чтения), тоже прочла пару вещей. Вначале, как рыба, только рот открывала. В горле ком, на глазах слезы ) А потом, ничего, пошло. Но вещи чужие, как выяснилось, читать проще. В своем собственную же фальшь слышишь четче.
Анна Галанина
Анна Галанина, 24.04.2012 в 19:12
У меня восприятие тоже больше зрительное...:)
Чужие - однозначно проще читать. Ты можешь вкладывать в них то, что прочитал, услышал. И даже если не получилось прочитать так, как услышал - это можно скидывать на то, что может, так слышал автор))
А свои огрехи слышны ещё как... Ты-то уж точно знаешь, что вложил в стихотворение)
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 11.06.2012 в 19:23
и заорёт петухом певчим:
- Масло зачем разлила?! Дура!

)) Экспрессивно))

Нравится стих. Не картонный. Душевный и качественный.

Анна Галанина
Анна Галанина, 11.06.2012 в 21:25
Из Аннушки экспрессивненько сделали рок-песню на одном портале - в шутку) Из первой трети - до Берлиоза. Диковато звучало, но мне понравилось - я тогда поняла, что из неё что-то подобное и могло бы получиться в хороших руках))
Рада, что понравилась - мне она дорога)
Беркович Григорий
Беркович Григорий, 18.06.2012 в 09:55
Стихотворение высшей пробы. Спасибо.
С уважением,
Анна Галанина
Анна Галанина, 18.06.2012 в 10:23
Спасибо, Григорий. Мне дорого это стихотворение, и я ценю Ваше мнение.
С уважением,
Людмила Клёнова
Людмила Клёнова, 28.07.2012 в 16:13
Стихи замечательные, Аня...
Есть совершенно потрясающие образные находки...
Однако ж - не коротко :-)))
Анна Галанина
Анна Галанина, 28.07.2012 в 18:19
Спасибо, Люда! Рада, что тебе понравилось - мне дорога "Аннушка".
Да, не коротко... Но и не затянуто - здесь нет ничего лишнего:))
Юрьевская Татьяна
Юрьевская Татьяна, 16.01.2013 в 19:48
Классно получилось))

Ей там самое место. И трамвай роскошный))

Анна Галанина
Анна Галанина, 16.01.2013 в 20:08
Ага, особенно классно было писАть на стульчике рядом с перилами - я боюсь высоты. И под выстрелами из фотиков зевак))
А трамвай Ломовой потом нарисовал - чтобы скрыть мой когда-то красивый чертёжный шрифт)) И получилось то, что доктор прописал - трамвай всё искупает))

Это произведение рекомендуют