Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 285
Авторов: 0
Гостей: 285
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Город Змиев и его тайны ч.2 (Очерк)

ч. 2

УКРАИНСКИЙ  ЗМИЕВ или  ПОЛОВЕЦКАЯ  ШАРУКАНЬ?

      В этой части,  мы  уважаемый читатель, попытаемся  углубиться  в изучение  вопроса об исторических обстоятельствах  (хитросплетениях) основания  славного города Змиева.
      В ходе чего, мы попытаемся  разобраться  как с его древней историей и с историей  тех народов,  которые его основали.
       А начнем мы,  как это принято в официальной истории,   с официально одобренных властями  сведений, содержавшихся   в различных справочниках и  энциклопедиях.
      И вот, что о Змиеве  можно узнать из  энциклопедических справочников:

       «Город Змиёв (в XVII-XVIII веках Зме;ев (Зм;евъ), также Зми;ев (Зміевъ)) — город районного значения в Харьковской области Украины, административный центр Змиёвского района.
       Расположен всего в 42 км от областного центра, г. Харькова в месте впадения рек Северский Донец и Мжа.
      Административный центр Змиёвского городского совета, в который, кроме того, входит посёлок Выришальный.

       Город Змиёв находится на правом берегу реки Северский Донец в месте впадения в неё реки Мжа, которая делит город на две части.
       На противоположном берегу реки Северский Донец расположены сёла Задонецкое и Камплица.
      К городу примыкают населённые пункты Зидьки, Бутовка, Выришальний, Левковка, Чемужовка.  
      Большой железнодорожный узел, станция Змиёв, через город проходит автомобильная дорога Т-2105».
    
       Существует и  несколько версий происхождения  такого странного названия «Змиев».
      Первую версию мы  уже  озвучили, и она  связана с обитанием там   «Змия», известный по преданиям, как «Змей Горыныч» или как его стали  позже назвать «Змей Тугарин»;
      К вопросу о Змее Горыныче, примыкает и еще один интересный  исторический вопрос, который так и не нашел своего полного исторического исследования.
      А  речь идет о «Змиевых валах», древних оборонительных строений, созданных еще задолго  до появления на карте Киевской Руси и предназначенных, по предположениям, в целях защиты от набегов степняков.
      Общая протяженность различных систем валов от Карпат до Дона несколько тысяч километров.
       В районе Змиева по некоторым хорошо сохранившимся валам проложены транспортные магистрали.

      Сама ж местность,  на которой расположен современный  город Змиёв, была заселена ещё до I тысячелетия до н. э.
     Среди племён, населявших  эти земли, достоверно известны скифы, сарматы, готы, гунны, аланы, авары, половцы, печенеги, татары и славяне.

      Но кто, когда  и зачем построил   грандиозные  оборонительные  сооружения до сих пор не установлено.

      Вторая  версия можно сказать «географическая»  и состоит в том, что речка, впадающая в  Мож, была извилистой и напоминала змею, что также могло дать название древнему городищу;

      Третья версия  историческая. Ведь неподалёку от нынешнего Змиёва располагалась столица половцев — Шарукань, который называли «городом Змия».
       Но о народе половцев мы поговорим далее, а пока  вернемся  к вопросу об основании  города Змиева.

      И вот,  что  по этому вопросу писал  украинский историк КОЛОВРАТ Ю. А.(http://colovrat.at.ua/) в своей работе «К ВОПРОСУ О ДАТЕ ОСНОВАНИЯ ЗМИЕВАИ ЕГО ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
  
       «Вопрос об основании Змиева сложный, неоднозначный, и, по сути, историческая наука пока ещё далека от окончательного его решения. Общепринятая дата, 1640 год, условна и фиксирует одно из многих повторное основание города, в то время как есть основания предполагать куда более древний возраст его.

     По данным археологии первые поселения на территории города Змиева, в районе современного Замостья, возникли ещё во времена бронзового века.
      Первое поселение располагалось на мысе, в устье Мжи, в урочище Крамарское.
      Второе, относящееся к бондарихинской археологической культуре, располагалось в 50 метрах к юго-востоку от современного кладбища.

     Третье находилось в 200 метрах от моста на дороге в село Чемужовка.
     В эпоху раннего железного века территория города была населена племенами лесостепных скифов. К этому времени относится возникновение Змиевского городища, укрепления которого были окружены валом и рвом.

      Змиевчан-скифов сменили племена ч;рняховской археологической культуры. К югу от города, на Змиевом городище и в урочище Провалье, ещё в 1927 году археологом А. С. Федоровским была собрана черняховская керамика.

      На территории города Змиева и неподалёку от него сохранились остатки двух поселений черняховской культуры (II – VI вв. н. э.).
       Дальнейший период истории Змиева остаётся малоисследованным, вследствие недостатка как летописных, так и археологических данных.

        Скудность археологических данных, относящихся к средневековому периоду истории Змиева, связана, прежде всего, с хозяйственной деятельностью человека.
        При прокладке, ремонте и эксплуатации коммуникаций нарушаются почвенные слои, что делает невозможной сколько-нибудь точную датировку любых находок.

       Тем не менее, неоспоримым фактом является то, что, вслед за носителями черняховской культуры территорию Змиевщины заселили славянские племена антов и, позднее, северян.
       Об этом свидетельствуют многочисленные поселения, селища и городища, пеньковской и роменской культур, располагавшиеся в V – X вв. на Змиевских землях.
         Поэтому вполне уверенно можно утверждать, что Змиев был заселён и в эпоху раннего средневековья».

       Ну а дальше  по В. Коловрату  было вот что. .

     «Начиная с XI-го века появляются письменные сообщения о «Змиевских землях». Описание Змиевщины XII-го столетия встречается в работе арабского географа Мохаммеда аль Идриси (1099 – †1166 гг.).

       В описании его путешествия есть карта области Навария. Известный историк А. Г. Дьяченко перенёс современную гидронимию верховий Северского Донца на карту Идриси, и оказалось, что обозначенная на карте река Русия по своему местоположению точно совпадает с «Великим Доном» (Северским Донцом) русских летописей .

         К этому же времени, относятся упоминания летописями городов Шаруканя (Змиева), Сугрова и Балина.
       Это описания походов 1111, 1116, 1185 гг. русских князей на половцев. Сюда же можно отнести «Слово о полку Игореве».
…………..
      Но для нас, данный поход интересен тем, что проходил он на территории современной  Змиевщины или в непосредственной близости от неё.
     В фундаментальном издании «Історія міст і сіл Української РСР», в первом томе, посвящённом Харьковской области, можно прочитать, что первые упоминания о Змиеве приходятся на ХІІ век и связаны с походом Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев.
       Сообщается, что князь «по свидетельствам летописцев…ведя борьбу против половцев, использовал ряд городищ вдоль Донца, среди которых было и Змиево».
        
      Российский историк В. Н. Татищев…. так описывает маршрут этого похода.
       «Русские перешли выше Полтавы через  Ворсклу,  шли по левому берегу реки Коломак до Валок.
        Оттуда переправились через Мерчик, или по левому берегу реки Мжа до Донца напротив города Змиева…».
…..
        Согласно летописям на реке «Дон» были расположены три половецких города: Шарукань, Сугров и Балин.
        Многие исследователи (В. Н. Татищев, Н. П. Барсов, В. Г. Ляскронский, Д. И. Багалей) высказывали мнение о том, что под «Доном» летописец подразумевает Северский Донец [10. – С. 112 – 118; 12. – С. 62].
      Академик Б. А. Рыбаков убедительно доказал, что Доном, или Великим Доном, по крайней мере в XII-ом веке, называли современный Северский Донец и нижнее течение Дона.
        Упоминаемые же города размещаются исследователями по-разному и называются половецкими.
……………..
      «С точки зрения этимологии есть все основания отождествить летописный город Шарукань со Змиевом.
      Необходимо принять во внимание, что имеется слово шарук, которое, как утверждают лингвисты, И. Г. Добродомов, в частности, на кипчакском (половецком) языке означает «змея».
        Да и самоназванием одного из тюркских племён – предков половцев – было имак (йемак, кимак). В несколько иной транскрипции это племенное образование звучит как каи, что в переводе с монгольского означает «змея».
       Неоднократно отмечалось также, что в венгерском и словацком языке слово шаркан означает «змея».
…………….
        На мой взгляд, верной является локализация летописного города Шаруканя на месте современного Змиева.
……
      По своему этническому составу города Шарукань, Сугров и Балин были неоднородны.

      Средневековое население Змиевщины в VIII – X вв. составляли аланы, анты и северяне.

      При этом, как отмечает В. К. Михеев, сосуществование различных этносов не привело к их слиянию.
      С XI-го века сюда проникли и кипчаки (половцы).
      Половецкая часть населения городов Змиевщины должна была быть совсем незначительна, ведь половцы – кочевники и их потребность в городах минимальна.
      Хотя эти народы различались между собой по языку, культуре и обычаям, тем не менее, соседствовали друг с другом и, в равной степени, поддавались влиянию близлежащего славянского мира.
      Об этом есть немало упоминаний в летописях.
       Эта смесь этносов была основою в формировании т. н. бродников, известных летописи и упоминаемые под 1147 годом как союзники Новгород-Северского князя Святослава Ольговича.
      Бродники  появляются в летописях с ХІІ-го века. Название их выводят, обыкновенно, от глагола бродить, т. е. «блукать, шляться по степям».
      Они были христиане, имена имели славянские и были известны своею отвагой. В 1180 году бродники участвовали в войне болгар за независимость от Византии, позже воевали с Венгриею.
      Иностранцы называли их землю Бродинией. Исследователи, О. Н. Дёмина, например, отмечают, что в связи с бродниками  в XII – XIII вв. упоминается крепость «Змиев курган».
      Но  как все это не интересно  это все же мнение только одного украинского историка.
      А есть и другие  труды и мнения о тех же самых половцах и из роли в мировой  истории.
       Но прежде чем мы перейдем к продолжению рассказа  о половцах  надо  обязательно сделать  небольшой переход, чтобы  читатель понял,  откуда и с какой целью явились в южно-русские степи  половцы.
       А половцы,  надо сказать, были не первыми и не последними кочевыми народами,   которые с завидной стабильностью,  волна за волной, накатывали  из  глубин Азии на территории,  занимаемые  ныне Украиной.
      Вначале  это были  народы  известные как сарматы, потом киммерийцы.  Их сменили анты, потом пришли  скифы. Скифов завоевали  гунны,  их в свою очередь   сменили  печенеги. И только   за тем,  настало  время  выхода  на европейскую историческую сцену и половцев.  
      О самих половцах как  особом народе,  писали  много. Но, увы эта литература   малодоступна  широкому  кругу читателей.
     А в той, что можно  найти в открытом доступе,   российскими и советскими историками, по мнению автора, был умышлено, сформирован искаженный и зачастую негативный,  образ половцев как исторически значимого народа.
     И было это сделано в противовес, так сказать  добрым и героическим  славянам (русичам)  и  естественно их вождей - русских князей!

      Особенно много ничем объективно подтвержденного  негатива о половцах было   представлено русскоязычному  читателю в  «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова».

     Хотя, и из этого  правила  есть и  приятное  исключение. Это книга С.А. Плетневой  «Половцы» Москва.  1990 г.  (полный текст  книги находится  тут: http://annals.xlegio.ru/step/pletneva/index.htm)
     Ее то мы  и  возьмём  за основу  в нашего  вольного, публицистичного рассказа о половцах и их жизни и деятельности в южно - русских степях.
      Но, будем ее сверить  и с еще актуальной работой немецкого писателя Й. Маркварта «О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАРОДА КУМАНОВ»  1910 г.

     Поэтому оставим в сторону  всю предыдущие  данные  вышеназванных кочевых народов  по территории Украины и зададимся вопросами:
     Кто они  эти  загадочные половцы?
     Откуда пришли, как жили  и куда  делись?

    И  тут сразу нас ожидает маленькая сенсация. Половцы  были «половцами»  только  для их славянских «соседей» в XI—XIII вв.

      Другие государства,  в том числе и Великая Византия, а за нею и вся Западная Европа именовали этот народ «КОМАНАМИ».
      Об этом хорошо знали русские летописцы, которые иногда считали нужным разъяснить в своих записках: «...половцы, рекше  команы», т. е. половцы, именуемые еще и команами. Восточные орды этого этноса, кочевавшие в заволжских и приуральских степях, вплоть до Иртыша, назывались кипчаками.
        В конце IX в. Хазарский каганат, располагавшийся на юге от Киевской Руси раздираемый внутренними противоречиями и религиозной смутой, потерям свое еще совсем недавнее могущество и отрылись пути восточных орд на Русьи дальше в Европу.

       В это время  на исторической арене, в южно русских степях, проявились и половцы  изгнавшие  печенегов.
       Историки  установили, что в X в. команы  это  союз трех - четырех отдельных  племен. Но сам «Кимакский союз» был крепким государственным образованием, известным в источниках под общим наименованием «Кимакский каганат».
    Эти племена и орды  кимакского объединения, раскинувшего свои поселения и кочевья по тысячекилометровой степи (от Иртыша до Каспия, от тайги до казахстанских полупустынь).

      Устройство Кимакского каганата

        Во главе Кимакского государственного образования в X в. стоял Каган, а входивших в каганат кипчаков, возглавлял «малик», что соответствует тюркскому титулу «хан».

       Есть данные и о ом что половцы – команы  это   два  этноса: Каи — это, как мы знаем, Кимаки, а Шары (желтые кипчаки), но   в продвижении на Запад приняли участие отдельные орды  куны и других, входивших в каганат соединений.
     Все завоеванные «Земли» были строго распределены между несколькими ордами.
     Каждая из них владела большим участком земли, протянувшимся в меридиональном направлении — от Донца к Азовскому морю.

      Что представляли собой эти подразделения?

       Прежде всего, это были так называемые курени — соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу близких большесемейным общинам земледельческих народов.
        В орду входило много куреней, причем они могли принадлежать  нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков.
        В русской летописи такие большие семьи именовались чадями, а сами кочевники, вероятно, определяли ее словом «кош» — «коч»  (кочевье). Вполне вероятно, что именно от этого термина попало в русские летописи и фольклор «сказочное» название «кощей» (в сказках это всегда ярый враг русского богатыря).
         В XII в. аил - «кош» стал основной ячейкой половецкого общества. Аилы не были равновелики, а главы их не были равноправны.

        В зависимости от экономических и внеэкономических причин (в частности, принадлежности семей к родовой аристократии) все они стояли на разных ступенях иерархической лестницы.
        Одним из заметных внешних атрибутов власти кошевого в семье был котел (казан).
        Интересен в этой связи факт нахождения в погребениях богатых воинов XII — начала XIII в. кованых или клепаных из медных полос небольших котелков (многие из них имели явно  символическое значение, поскольку практически использовать их было нельзя).

       Во главе каждой орды, как мы  уже отмечали стоял ХАН. И он кочевал в рамках принятого в степях общественно-экономического членения.
       Следует отметить, что имена многих глав куреней оканчивались прибавлением слов «опа», «оба», «епа», происходящих от корня древнетюркского слова, обозначающего «жилище», «становище» (Урусоба, Алтунопа и др.).

     Кроме них, в летописях говорится о массе половецких воинов (рядовых участниках набегов), и в записях начала XII в. в половецких кочевьях зафиксированы летописью еще две социальные категории, стоявшие явно на самых низших ступенях кочевого общества того времени: «челядь» и «колодники».

         Тем не менее, хан, выбранный главой такого объединения (ОРДЫ),   на съезде аристократии, обладал, видимо, очень большой властью, которая заключалась в абсолютизации его права вести внешнюю политику союза: заключать мир, но главное, конечно, организовывать грабительские походы.

         На низших ступенях иерархической лестницы стояли главы небольших кошей — «кощеи» (рядовые воины) (отсюда берет свое  название и сказка о Кощее Бессмертном) и простые пастухи, которые не были «кощеями», так как для этого нужно было иметь кош — пастбища и достаточное для кочевки количество скота.

        Пастухи, как правило, попадали в экономическую зависимость от богачей-аристократов, которые давали им скот «на выпас» с условием выплаты половины приплода (феодальный степной закон «суана»).

         В число челяди входили и «чаги» — женщины-служанки. И наконец, на самом низу стояли «колодники» — взятые в плен русские или иные,  домашние рабы.
         Нужно сказать, что каждое средневековое военное подразделение  уже имело свой стяг — знамя.
       По стягам противники узнавали, кто в данный момент стоит перед ними. Стяги ставились перед битвой.
        Интересно, что в иллюстрациях  Радзивилловского (Кенигсбергского) списка летописи прямостоящие стяги с вертикальными древками изображают всегда перед битвой или после победы, а при поражении стяги нарисованы всегда сильно наклоненными.

       Как видно из вышеизложенного текста,  устройство  половецких орд  почти полностью совпадает по своей  структуре и организации с  устройством  и организацией Запорожской сечи!
      Единственное отличие  состоит в том, что  у запорожцев  были  запрещены  браки, в том смысле,  что  женщины не допускались на Запорожскую сечь.

         Так же, надеюсь, уместно будет и узнать, а на каком же языке  говорили половцы?

         И оказывается, что на  всем русско-половецком пограничье, да и во всех русских южных городах половецкий язык был общеизвестным и сходным с древне  славянским,  
        Поэтому русичам и не требовался  специальный переводчик  при общении с половцами..
        И наверно еще и по этому,  тюркские названия рек, небольших городков, урочищ  легко воспринимались и принимались  местным  населением.

           Кыпчакский язык, начиная с XIII века, являлся языком межэтнического общения и  в Золотой Орде; позже лёг в основу казахского, татарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского и некоторых других языков.

           Впрочем, как мы видели, разноплановое общение с половцами способствовало проникновению не только отдельных слов и понятий в древнерусский язык, но и целых образов в древнерусский фольклор и даже в письменную культуру.

          Особо хочу остановиться  на  вопросе о положении женщины у половцев. Потому что они и есть те  легендарные амазонки.

        Половчанки (команки) были настолько популярны  в среде  славянского населения, что даже  заслужили почетного где они известны как «поляницы»!

        Образ «поляницы», т. е. женщины - богатырши. Хорошо известно, что в эпоху средневековья,  во всех европейских государствах,  положение женщины было чудовищно тяжелым. Христианская религия (как и мусульманская) способствовали этому.
         Женщина была, по их учениям, грязным «сосудом греха». А времена княгини Ольги — правительницы молодого Русского государства — давно прошли и были забыты христианолюбивым народом.

         Не могло быть речи в XI в. о каких-то «поляницах» — русских девушках. Это, несомненно, были молодые половчанки.
          Характерно, что и  былинный Добрыня Никитич  тоже «прославился» в этой связи.

           Как то гулял  Добриня  по  половецким степям и встретил «поляницу» в «чистом поле», т. е., видимо, в степи, сидящей  на добром коне.
           Слово, за слово и начался поединок. А  это  Добрыне  было не со Змеем Горынычем биться!
         Наша  ПОЛЯНИЦА  быстро  его победила.  Причем  поражение было позорным, ибо  девушка-половчанка в бою даже не  ранила Добрыню, а «сдернула» его с седла!

         В былине «поляница» названа дочерью короля «ляховецкого» Настасьей Никуличной, однако следует помнить, что имя половцев уже давно стерлось из памяти народной, женские тюркские имена не были распространены на Руси и не попали в эпос.
        Добрыня, под угрозой позорной смерти, согласился жениться на «полянице», и когда привез ее в Киев, то прежде всего девушку «привели в верушку крещеную».

          Таким образом, она прошла обычный путь девушки-половчанки, взятой из степи замуж за русского князя или простого воина: ее прежде надо было окрестить (дать ей христианское имя), а потом уже вести под венец.
        
        Следует сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщинам-предкам сооружались святилища.
          Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далекие походы (и погибавших там), брать на себя заботы,  по сложному хозяйству кочевий и по их обороне.

        Так и возникал в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатленных в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда перешедших в русский фольклор.

         О  высоком  статусе половецких женщин,  прежде всего, свидетельствует большое количество сооруженных в их память статуй.
       Их было даже больше мужских — во всяком случае, сохранилось их больше. Женщины, как и мужчины, изображались стоящими и сидящими.
       Не исключено, что в результате гибели мужа в походе его жена становилась на какое-то время главой коша. Вот ее после смерти и изображали в виде стоящей фигуры, а обычных жен богатых и знатных кошевых — сидящими.
         Характерно,  что единственная дошедшая до нас статуя женщины-амазонки (с саблей, колчаном, луком) изображена стоящей (как и стоящие мужские статуи).

        РЕЛИГИЯ половцев

         Наряду с ханами-жрецами была в половецком обществе и специальная жреческая прослойка — шаманы.
         Шамана половцы называли «кам», отсюда произошло и слово «камлание». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.
          Таким образом, факт существования шаманов является свидетельством того, что мир вокруг половцев был заполнен самыми разными «таинственными силами», с которыми мог общаться только шаман, испрашивая у них помощи или изгоняя их от больного человека.
         Уверенно можно говорить, что верования половцев мало отличались от языческих представлений всех остальных кочевников, а мы знаем, например, что гунны поклонялись солнцу и луне, гузы верили в волшебные свойства камней, кыргызы — гор, а кимаки — рек и т. д. , а так же  культ предков-вождей.
         Погребальный культ принадлежит к древнейшим формам религии. Несмотря на то что способы обращения с  умершим зависели, как правило, от возраста, пола и особенно от его общественного положения, половецкий погребальный обряд отличается вполне определенными чертами, позволяющими нам говорить о связанных с погребальным ритуалом верованиях.

        Он характеризуется  захоронением покойника с тушей боевого коня или с его чучелом: головой, ногами, хвостом и шкурой, набитой соломой. Конь обычно взнуздан и оседлан, умерший — вооружен и погребен с необходимыми знаками отличия (украшениями, котелком, запасом пищи и пр.).

       После исполнения всех ритуалов, связанных с сооружением могилы, ее засыпали и над ней сооружали земляной или каменный курган.

      Заключается вера половцев в культ предков в том, она, во-первых, в уверенности, что у каждого человека есть душа; во-вторых, что эта душа нуждается после смерти в том же окружении, какое было у человека при жизни.

           Поэтому в могилы помещалось довольно много вещей: столько, сколько могли положить туда оставшиеся на земле родичи. Очевидно, потусторонний мир представлялся половцам простым продолжением настоящего.

           Тем не менее, переходя в иной мир, душа предка приобретала, по мнению половцев, особые возможности и силы для того, чтобы помогать людям (обычно родным), приносящим ей жертвы.
          Это убеждение свойственно всем народам, у которых господствующей формой религии был культ предков.
           Широкое распространение половецких каменных статуй, находки святилищ с ними свидетельствуют в первую очередь о том, что культ предков был главным компонентом их религиозных представлений.
    
           Святилища с ними сооружались под открытым небом в доступных для всех проезжавших и видимых издали местах.
           Рубрук писал об этом так: «Команы... воздвигают ему (умершему. — С.П.) статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу...»
        Все обязаны были приносить им жертвы и поклоняться им.
        
          Тесное же общение с соседними христианскими странами (Византией, Русью, Болгарией, Грузией, Венгрией) и мусульманскими государствами (Азербайджаном, Волжской Болгарией и огромным миром среднеазиатских государств) привело, естественно, к проникновению этих двух религий в кочевые степи.

           Правда, сведений о принятии мусульманства половцами не сохранилось. Зато хорошо известно, что эта религия стала господствующей у кипчаков, оставшихся в Средней Азии. Восточноевропейские половцы, естественно, находились под сильным воздействием христианских стран, в первую очередь Руси.
           Монахи крупнейшего культурного и христианского центра Руси — Киево-Печерской лавры писали о переходе половцев в христианство целыми родами.
           Как правило, эту чуждую религию принимали в периоды опасности и тяжелых обстоятельств.  
           В частности, в 1224 г. большой число половцев бежало от стремительно наступавших монголов в русские земли, многие из них крестились, в том числе «великий князь половецкий крестися Басты...» (ПСРЛ, II, с. 741).
          Нередко встречаются в летописи русские имена половцев: Василий, Гаврилко, Юрий и др.
          Очевидно, это свидетельствует о том, что все они получили имена при крещении, а в 1227 г. половец Борис (православный) писал папе Григорию, желая вместе с отцом перейти в католичество.
          Кочевники активно воспринимали и культуру этих стран: бытовые обычаи, некоторые детали одежды, предметы обихода, отдельные слова, приходившие в степь вместе с заимствованными предметами.

         Нельзя отрицать и обратного влияния — половцев на соседей. Так, известно, что византийцы и венгры заимствовали роскошные половецкие одежды, которые особенно широко были распространены среди придворных императора и короля.

         В Византию, как и на Русь, проникало кочевническое оружие — сабли и тугие луки, седла и некоторые формы стремян, видимо, наиболее удобные или просто «модные» тогда, у степных народов.

       Войны

      О войнах половцев  с русинами или  русичами  с половцами можно написать очень много, но формат данной работы не позволяет  этого сделать.
      И поэтому  я расскажу только о некоторых эпизодах этой  борьбы.
      В 1060 г. половцы сделали первую попытку пограбить богатые русские земли. Святослав Ярославич Черниговский с дружиной смог разбить вчетверо большее войско половцев. Множество половецких воинов было убито и потоплено в реке Снови, их предводители были взяты в плен, видимо, почти без сопротивления. «...Князи их руками яша», — писал летописец (ПСРЛ, II, с. 161). Разгром был полный.

        Однако уже в конце января — начале февраля 1061 г. «придоша половци первое на Руськую землю воевати... Се бысть первое зло на Руськую землю от поганых безбожных враг; бысть же князь их Сокал...» (ПСРЛ, II, с. 152).

        Следующий набег с той же юго-восточной стороны отмечен в летописи под 1068 г.  
        На этот раз на речке Льте (в Переяславском княжестве) с половцами встретились соединенные силы «триумвирата» — полки Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. Однако и они были разбиты половцами. После этого события стало ясно, что новая страшная опасность нависла над Русской землей.

        В 1093 г. умер князь Всеволод, постоянно и в целом успешно отражавший от русского пограничья половецкий натиск. Прослышав о смерти враждебно настроенного к ним князя, половцы, совсем было уже собравшиеся в очередной грабительский поход, решили заключить мир с Русью.
        А вот еще характерный  эпизод.
          Заключив мир с Русью, половцы занялись организацией нового похода на Византию.
        И пока Боняк и Тугоркан воевали  в Византии, благородный  русичи показали свое истинное  лицо!
        А события развивались так. Весной 1095 г. два половецких «владетеля» Итларь и Китан пришли в Переяславль к Владимиру Всеволодичу для заключения мира и были убиты по приказу князя, еще даже не начав переговоров.

      Сначала Владимир склонялся к миру и в залог дал Китану, который вместе с военным отрядом разбил лагерь у переяславских валов, своего сына Святослава. Итларь без опасения вошел в город.

      Два дружинника Владимира — Славята и Ратибор уговорили князя уничтожить обоих послов. Сначала Владимир направил своих дружинников с небольшим отрядом торков к Китану.
      Они выкрали маленького Святослава, убли Китана и всю его дружину.
Наутро убили и ночевавшего в городе Итларя.

      После этого Владимир и Святополк «идоста на веже и взяста вежи и полошила скоты и кони, и вельблуды, и челядь и приведоста в землю свою» (ПСРЛ, II, с. 219).
      Это был первый поход русских в степь, закончившийся к тому же удачно.

      Вернувшиеся из далекого похода Боняк и Тугоркан узнали о «коварстве» Владимира и столкнулись с паникой, охватившей кочевья в связи с проникновением русских дружин в степи и захватом ими полона.  Началась настоящая война».

      Борьба с половцами становилась с каждым годом все ожесточеннее и кровопролитнее, хотя  в далеких монгольских степях  уже  появилась новая  мировая  сила,  которая через  сто лет  покончит  с  существованием и половцев  и Киевской Руси.

      Теперь нам пора вернутся  в Змиев  то бишь как мы теперь точно знаем в половецкий город-столицу  западных половцев «ШУРУКАНЬ».

       Шарукань (от имени половецкого (кыпчакского) хана Шарукана) — город XI — начала XIII веков на территории Половецкой земли. Возможно, происходит от Династии Караханадов (Караханидское государство). Этноним Кара-хан (первый Хан тюркской династии), Шару-хан, Шарукан и Шарукань.

       Местонахождение

       Точное местонахождения города не установлено, по предположению историков наиболее вероятное местонахождение — на Северском Донце, в районе городов Чугуев и Змиёв.
        А раз точное место  не установлено то и никаких систематических раскопок там никогда не производилось!

       Но если  более- менее серьезно подойти к изучению истории ШАРУНЬ - ЗМИЕВА,  то у нас получается, что город,  предположительно возник на базе поселения аланов, имел смешанное население и был зимним убежищем половцев.
       Сам город состоял из сравнительно небольшого числа каменных строений и намного большего числа юрт кочевников.

      В 1111 Шарукань был взят войсками Владимира Всеволодовича Мономаха и др. князей.

      Шарукань упоминается в Повести Временных Лет под 6619 (1111) годом :

        «И въста Володимеръ и Святополкъ, и цЂловастася, и поидоста на ПоловцЂ, Святополкъ съ сыномъ, Ярославъ и Володимеръ съ сынми, и Давыдъ со сыномъ...
И оболочишася во бронЂ, и полки изрядиша, и поидоша ко граду Шаруканю;
и князь Володимеръ пристави попы своя...

        ПоЂхаша ко граду, вечеру сущю, и в недЂлю выидоша из города, и поклонишася княземъ Рускымъ, и вынесоша рыбы и вино;
и перележаша нощь ту.
        И завътра, въ среду, поидоша къ Сугрову,..»

        И так все  более менее  мирно сосуществовало в отношениях русичей и половцев, пока в половецкие степи а затем и на русские границы не  прибыли татаро-монгольские войска.

         В XIII Чингисхан послал на разведку «западных земель» сильный кавалерийский корпус под командованием Джэбэ и Субедея, которые разрушили половецкий город в 1223 г.
        Половцы бежали на Запад, надеясь найти союзников в лице Руси. После Битвы на Калке некоторое время население города сохранялось, но повторный приход монголов во главе с Батыем заставил половцев уйти навсегда. Их племена осели в низовьях Дуная.

        В XII — начале XIII веков Шарукань запустел.

        Возрождение же Змиева как города,  настало  только в XVII веке, когда на его месте было  построено  в месте пересечения двух рек — Северского Донца и Мжи  «Змиевское сторожевое поселение».
      Но, о нем  уже  будет рассказано  в следующей части.

        (конец ч. 2)
Все рисунки и фото к статье находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4e6e11febcca3/

© Бровко Владимир, 12.09.2011 в 17:37
Свидетельство о публикации № 12092011173732-00232070
Читателей произведения за все время — 152, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют