Кто же такие псковские кривичи?
Вот мы, уважаемый читатель все говорим «Псков», «Псковская республика!», русские или «русичи», варяги, непонятные до сих пор большинству обычных граждан РФ какие-то там этнические фино - угры, в придачу с кривичами и половцами, не говоря уже о древлянах, полянах и вятичах.
И все они, в официальной российской истории, каким то образом, соотносятся к темой нашего исторического расследования.
И прошу, учесть важнейший факт! Что уже Первый Рим пал и дни Второго (Византии) были сочтены последними годами, а про Третий Рим Москву и речи не было, а вот «Псковская республика» уже существовала!
Но, из этого конгломерата древних народов, мы должны сразу, четко и однозначно для себя, выделить племя «КРИВИЧЕЙ».
Ведь именно «псковские кривичи» и основали «Псковское княжество» ставшее затем первой Псковской республикой!
И раз так, то давайте образно говоря, выкинем в мусорник, все школьные учебники по истории и попытаемся сами, просто ознакомится с несколькими историческими источниками и мнениями ученных о том, кто же они эти «КРИВИЧИ», нивелированные московско-татарской пропагандисткой машиной, запущенной в России с времен Екатерины II подчинившей себе молодую российскую историческую науку и коренным образом, ее сфальсифицировав с помощью иноземных и доморощенных историков, в угоду правящей династии тогда в России царской династии Романовых II.
Вот первая порция информации:
«Кривичи (вост.-слав. племенное объединение)
«Кривичи, восточнославянское племенное объединение 6—10 вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского озера.
Археологические памятники — курганы (с труп сожжениями) в виде длинных валообразных насыпей, остатки земледельческих поселений и городища, где обнаружены следы железоделательного, кузнечного, ювелирного и др. ремёсел.
Главные центры — гг. Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков.
(То есть если мы и вызываем из не-бытия племя кривичей, то очевидно это очень не понравится путинским борцам против фальсификации российской истории.
Ведь этим самым, мы замахиваемся не только на Псков, а еще захватываем «исконно русские города (Смоленск, Полоцк и Изборск!)
«В состав К. входили многочисленные балтийские этнические группы.
В конце 9—10 вв. появились богатые погребения дружинников с вооружением; особенно много их в Гнездовских курганах.
По летописи, К. до включения их в состав Киевского государства (во 2-й половине 9 в.) имели своё княжение.
Последний раз имя К. упоминается в летописи под 1162, когда на земле К. уже сложились Смоленское и Полоцкое княжества, а северо-западная её часть вошла в состав Новгородских владений. К. сыграли большую роль в колонизации Волго-Клязьминского междуречья.
Литература (Довнар-Запольский М., Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII ст., К., 1891; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Седов В. В., Кривичи, "Советская археология", 1960, № 1)
Следующая информация о кривичах:
«Кривичи — группа восточнославянских племен, обитавших в VI-XII веках на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии.
Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура).
По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две основные точки зрения.
Первая связывает их родину с территорией северной Польши (причем утверждается, что сначала кривичи пришли на Псковщину (VI век: Культура псковских длинных курганов) (через Среднее Понеманье), а затем двинулись на юг и заселили Смоленщину и Беларусь), другая — с карпатским регионом.
Летописи говорят о происхождения кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших на территории Беларуси племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках.
Кривичей подразделяют на две большие группы:
псковскую, и полоцко-смоленскую.
В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа!!!
Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.
Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древнепсковский диалект отождествляется с северокривичским.
Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге.
В латышском языке и по сей день русских называют кривичами (латыш. krievi), Россию Криевией (латыш. Krievija), а Беларусь — Балткриевией (латыш. Baltkrievija).
Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.
Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем.
В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами.
После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях.
(А куда же они делись?
Правильно никуда, просто княжеские троны и с ними власть над кривичами обрели варяги, члены их семей и дружины!
А кривичам была отведена роль холопов или рядовых граждан той же Псковской республики (княжества).
«Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века).
(То есть мы видим уважаемые псковитяне и местные крестьяне , что геноцид по отстрелу кривичей и их элиты, был начал задолго до появления на карте города Москвы и Московского княжества!!!)
После образования Киевской Руси, кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в колонизации восточных земель, т.е. использовались в качестве « пушечного мяса, для укрепления новой варяжской княжеской династии Рюриковичей, избравших своим центром г.Киев!!!) Они проникли под знаменами варягов в современные нам Тверскую, Владимирскую, Костромскую, Рязанскую и Ярославскую области, на север Московской, а также на Вологодчину) где ассимилировали местные финские племена дьяковской культуры и растворились в них, вследствие численного преобладания последней.
«Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами.
Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Для кривичей был характерен высокий рост, долихоцефалия, узкое лицо, выступающий волнистый нос, очерченный подбородок - тип характерный для валдайского типа (см. антропология русского народа) и этот тип сильно отличается от московского типа населения!
Теперь еще одна информация о кривичах:
«Кривичи - племя восточных славян, вошедшее в состав великорусской народности. Известия о нем идут от Константина Багрянородного и из Летописи, где кривичи выступают в группе северных славянских и финских племен, платящих дань варягам.
Территория кривичей определяется Летописью, как верховья Волги, Двины и Днепра, с центром в Смоленске.
А вот и типичный образец московско-татарской пропаганды в отношении народа кривичей.
Как сражаться за Рюриковичей так кривичи в первых рядах, а как насчет культуры и всего прочего то извините мол, дикарис…
«С точки зрения киевлянина-летописца это - народ, стоящий на низком уровне культуры, дикий, который, как и вятичи, "не ведуще закона Божия, но творяще сами себе закон".
Вместе со ильменскими словенами, чудью и весью, кривичи принимают участие в призвании князей.
Они выступают и в походе Олега на Смоленск, Киев и "на Грекы", в походе Владимира на Рогволода Полоцкого .
В 982 г. Владимир, строя города на южной границе княжества, по рекам Стугне и Суле, населяет их лучшими мужами из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди.
В XI и XII веках Полоцкое княжество считается землей кривичей.
В течение двух последних десятилетий в науке очень спорным стал вопрос о роли кривичей в колонизации северо-восточной Руси.
В противоположность В.О. Ключевскому , стороннику теории заселения этого края с юга, Шахматов , Будде , Спицын значительнейшую роль в этом процессе отводят племени кривичей, внося в исследование вопроса данные языка и археологии.
Лингвистика и археология в общих чертах дают на этот вопрос сходные ответы. Археологический материал дает возможность разделить кривицкие погребения по обрядам погребения и курганному инвентарю на три группы:
смоленскую - с центром близ огромного Гнездовского могильника, места первоначального Смоленска;
двинскую - с центром в Полоцке, и псковскую - с центром в Изборске, на что есть косвенное указание в Летописи: туда после призвания князей садится Трувор .
В вопросе о колонизации Северо-Восточной Руси защитники кривицкого заселения расходятся со взглядом графа Уварова, раскопавшего до 7500 курганов в Ростово-Суздальской обл. и огульно отнесшего их к финскому племени мерян.
С последней точкой зрения современный археолог не может согласиться по двум причинам:
1) финны этой эпохи (X - XII веках) не знают погребений в курганах, и 2) анализ курганных находок из раскопок графа Уварова обнаруживает лишь слабую примесь финского элемента.
С другой стороны, как обряд, так и инвентарь близки смоленским кривицким погребениям; на долю племени, оставившего их, приходится отнести главную часть колонизационной волны.
Предположительно намечаются и исходные пункты колонизационного движения: через Зубцов на Волгу и Волок-Ламский на северные притоки Оки.
Лингвисты несколько усложняют вопрос о колонизации внесением в него еще одного движения иных племен с Юга на Север; академик Шахматов говорит о землях, потерянных кривичами и занятых вятичами и дреговичами (время этих потерь точно не определяется).
В общих чертах кривицкое движение признается и лингвистами столь же значительным. Профессор Будде находит группу кривицких пришельцев в Касимовском уезде, Рязанской губернии, где они столкнулись с северянами. Материалом археологическим удается наметить и границы кривицкого расселения к XII в.
Оно захватывает северные уезды нынешних губерний Московской и Владимирской, Касимовский уезд, губернию Ярославскую, западную часть Костромской, Тверскую без северо-западной части.
Курганы с погребениями этого типа доходят до Белозерского края, где известны пор. Суде».
Но, как бы не расходились авторы вышеприведенных информаций о кривичах, но они все же считали их славянским племенем!
Но, и опять в этом вопросе нет единства.
И раз так, то я хочу предложить читателю и альтернативную версию происхождении племя кривичей.
Вот она:
«Кривичи – не славяне!»
Михаил Голденков, 03.04.2007 klgd.ru
«Кривичи – наши предки. По крайней мере, самая большая часть наших предков, помимо готов, кельтов и балтов. Но мало кто знает, что кривичи – тоже не славяне. Этот единственный вывод можно сделать, читая «Житие Святого Адальберта», о христианской миссии славян чехов и поляков в языческую Пруссию (родину кривичей) в апреле 997 года.
Латыши называют Беларусь Балтокривией. В самом деле, кривичи являлись самым большим народом, ставшим предками белорусов и частично русских.
Кривия (позже Порусье – пограничье Полабской Руси – позже Пруссия) – это страна западных балтов криви с их главным жрецом Криве в городе Ромове, названным так в честь Рима, откуда в Кривию постоянно приезжали готы.
Главным религиозным культом балтов, помимо поклонению Перкунасу (Перуну – от латинского Перкусиос - Громовержец) был культ змеи.
Этот культ в Беларуси сохранялся вплоть до 16 века в виде традиции поклонения змею Василиску (ужу, или живойту).
Об этом подробно описал в книге «Записки о Московии», изданной в Вене в 1549 году Сигизмунд Герберштейн – посол Австро-Венгрии в Московию в 1517 – 1526 годах. Он также побывал во многих городах и селах ВКЛ.
По словам Герберштейна литвины держали в хатах неизвестных ныне науке черных змей с жирной блестящей кожей и короткими лапами (возможно саламандр), которые с шипением выползали к поставленной на пол миске молока. Такую змею, правда, знали греки. Они ее называли Базилев (по-русски Василиск), что значит Царственный, из-за красного гребешка на голове, похожего на корону. Эта змея водилась раньше в Сирии.
По описанию Герберштейна, литвины при виде выползающей змеи, тихо сидели на лавках, благоговейно наблюдая. Известен случай, когда католический священник убедил одного литвина убить змею и креститься. Когда священник вернулся в деревню, то к своему удивлению увидел крестьянина со странной мутацией рта – рот растянуло, как у лягушки. Крестьянин во всем винил себя и священника, заставившего убить живойта, и собирался вновь вернуться к паганской вере и порвать с христианством.
Также аналогичный культ домашнего белого змея существовал кое-где и в Швеции. Вероятно, это был древнейший языческий культ готов, распространенный в балтийских землях, где готы долго и компактно проживали, а гудами (готами), как известно, прибалты в старину и называли белорусов.
У кривичей также был распространен культ поклонения змее, из чего вытекает, что криви являлись именно балтским народом. Но, каким? Ведь известно, что между восточными балтами и западными была большая разница, что касается их языка.
То, что пруссы – не немцы, как принято считать, хорошо видно из текста «Житие Святого Адальберта», где прямо сказано, что христианские миссионеры из Чехии общались в Пруссии с местными жителями на польско-чешском языке. В 10 веке чешский и польский – это почти единый язык с незначительными отличиями, как собственно мало отличался от польского или чешского и русинский язык того времени. Все славяне используют практически единый язык, с легкими диалектическими отклонениями, каковыми сейчас являются диалекты английского языка Австралии, США и Великобритании.
Пруссы 10 века язык славян понимали, как понимали пруссов и сами славянские миссионеры, не смотря на то, что их переговоры происходили без переводчиков, на открытом воздухе, и языческие пруссы явно не проявляли гостеприимства.
В первом случае, на одном прусском острове, один человек, увидев христианских проповедников, ударил Адальберта веслом и сказал: «Убирайтесь! А не то мы вас убьем». Священник и его спутники, поняли, сели в лодку и уплыли с острова.
Они пришли в новое место, где на базарной площади миссионеров окружили вооруженные палицами люди в волчьих масках (местные берсеркеры или лютичи) и после того, как Адальберт кратко объяснил, что приехал крестить людей, сказали буквально следующее: «Будь доволен, что ты добрался безнаказанно до этого места. И только быстрое возвращение даст тебе надежду остаться в живых.
Малейшее ваше продвижение вглубь страны принесет вам погибель. Из-за подобных людей наша земля не приносит урожая, деревья не плодоносят, дети не рождаются, а старики умирают»...
Так записал спутник Адальберта Брунон, не будучи переводчиком, но, тем не менее, усвоившим все, что ему сказали пруссы. Канапариус его дополняет: «Если вы не уберетесь этой же ночью, то вам отрубят головы». И все эти слова чехи понимают без переводчика!
Современный комментатор «Жития» поясняет, мол, пруссы потому понимали чешско-польский, что граничили на юго-западе с Польшей. Ну и что? Белорусы и сегодня на севере граничат с Литвой и Латвией.
Понимают ли они балтский язык этих народов? Никогда не понимали и не понимают его сейчас!
Также не понимают китайский язык россияне, имеющие очень даже продолжительную границу с Китаем, как и не понимают немецкого поляки.
Языческие прусские лютичи-дружинники, простые рыбаки, живущие вдали от Польши на балтийских островах – все говорят со славянскими христианами, и все легко понимают славян. Это доказывает лишь одно – язык западных пруссов, язык кривичей – очень похож на славянский.
Ученый М. Б. Щукин не без основания полагал, что славяне выделились достаточно поздно (5 - 6 века) из западно балтской общности. Его теория подтверждается историческими фактами.
( И вот, что очень важно для нас!
«Вопреки утверждению официальной исторической науки, коренные кривичи-пруссы вовсе не исчезли.
Однажды мы с исследователем и главным редактором «Секретных исследований» Вадимом Деружинским писали статью про Пруссию.
После этого нам позвонила читательница, которая сообщила любопытную новость о том, что пруссы как народ вовсе не исчез, а прусский язык до сих пор можно услышать в районе Пинска и Бреста.
И вот позвонил еще один читатель родом из деревни Купятичи из-под Пинска.
Он подтвердил, что в его родной деревне до сих пор говорят на странном языке, а его мать и бабушка, обычные белорусские деревенские женщины, всегда разговаривающие на белорусской трасянке, во время споров и ссор переходят на свой непонятный язык – язык их предков.
Читатель привел такие примеры этого языка: дочь – дохна, золовка – ятробка, поля – дологи, кружка – кварта, канава – прысть. Вся домашняя утварь в этом языке именовалась иначе, чем в белорусском, польском, русском, украинском или же прибалтийских языках. Любопытно – бабушка читателя даже не знала, что это за язык.
( а вот еще один по московско - татарской пропаганде о славянских корнях кривичей!)
А ведь это и есть прусский язык, а точнее кривический язык, родной язык русских кривичей.
«Ведь именно под Пинск и Брест в 13 веке переезжали десятки тысяч пруссов, спасаясь от нашествия немецких и польских крестоносцев.
Впрочем, большая часть прусских кривичей так и осталась в родной Замковой земле (Замланд).
Фамилии первых прусских рыцарских семей: фон Дикофф, фон Белофф, фон Гютцофф, фон Стеклофф – явно русские фамилии Диков, Белов, Гютцов, Стеклов.
Эти рода ассимилировались в немецкой среде и стали уже новыми пруссами – германцами. Именно, как немцы ассоциируются пруссы сейчас. Как впрочем и другие немецкие области славянского происхождения, в частности Помирания – бывшее вендское Поморье.
Позвонивший читатель также поведал, что в 1958 году в его деревню уже приезжали две этнографические экспедиции, пытавшиеся определить, прусский или ятвяжский язык сохранился в Купятичах.
Но ничего определенного эти экспедиции так и не установили, так как письменных источников этого языка не сохранилось, а те, кто на нем говорил, сами не знали его происхождения.
Также трудно не заметить, что слова, которые читатель привел в своем письме, скорее славянские, чем литовские.
В русском языке и сейчас сохранился поэтический термин дол, обозначающий поля, просторы, а прусское прысть (канава) похоже на русское слово пропасть.
Западные балты (дадошане, мазуры, криви и др.) имели язык весьма похожий на славянский, потому, что это был праславянский язык, язык заложивший основу славянским языкам. Вот почему христианские миссионеры 10 века из Чехии и Польши общались с пруссами без переводчиков.
Еще одна читательница Лилия Ефимовна из Пинска также сообщила, что является представительницей «прусской составной» белорусского народа, и отметила, что до сих пор на юго-западе Беларуси живут пруссы, сохранившие свое прусское самосознание - в частности в деревнях Одрижин и Акдемер (названия явно прусские, как и само название города Пружаны – от пруссианов – Брестской области).
Эти деревни находятся вблизи города Иваново (оригинальное прусское Яново) и Дрогичин в Брестской области.
Анатолий Иванович Житкевич из Барановичей продолжает тему забытых языков Беларуси. Он тоже привел некоторые примеры загадочного прусского языка: корова – гэмытка, конь – волот, молоко – гальмо, сало – крысо, девушка – биячка, юноша – бияк, мужик – мэть, бить – копсать, красть – япэрить, понимать – сиврать, идти – пнать, домой – на похазы, хотеть – волыты, женщина - кебитэ.
В этом криви-прусском языке есть слова, одновременно похожие и на славянские, и на латинские, в частности глемо (молоко), и на английские (не надо забывать, что англы выходцы из Полабья, южной Скандинавии).
Пнать – это пинать, идти, отсюда названия реки Пина (проходной к Днепру путь) и города Пинска. Волот(конь) – вол, тот кто волочет, а бияк – это почти английский «бой», кебите – женщина, польское «кабета». Здесь скорее всего поляки позаимствовали слово у кривичей, как и сами поляки – это в большой степени славянофицированные западные балты и кривичи в том числе.
Попадались у пруссов и вовсе одинаковые со славянскими слова. К примеру, «ружевы» (белорусское ружовы – розовый) или «ниц нигды» – ничто, нигде, как это звучит и по-польски. Есть в прусском языке и тенденции свойственные всем близко родственным языкам – когда одно и тоже слово имеет полярно противоположенные значения.
К примеру, в польском языке слово «урод» означает красивый, а в русском – наоборт. Вот и прусское слово «благо» означало «плохо».
Вот они, лишние подтверждения фактов из «Жития Святого Адальберта». Язык пруссов еще жив, и он очень похож на славянские языки!
Схожесть прусско-кривического языка с латынью, английским и славянским языками также лишний аргумент и в пользу тех исследователей, которые считают язык балтов, как и сам этот народ, началом всех индоевропейских культур.
Язык славян русских колонистов, потому и получил такое распространение по всей южной Балтике, по берегам Вислы, Одера, Немана и в готско - кривической Пруссии, потому что был языком близким всем, в первую очередь западным балтам, став языком межнационального общения балтийских жителей. Его понимали западные и восточные балты, а также местные готы.
Даже имена пруссов 10 века схожи со славянскими.
Так, не приняв предупреждений пруссов уезжать и не гневить местных богов, Адальберт, возвращаясь из Помезании обратно в Пруссию, был 23 апреля 997 года схвачен и убит прусским вождем с именем Сикко (Сичко), брат которого до этого пал в бою с поляками.
Сикко казнил лишь Адальберта, как месть за брата и как враждебного местному Перкунасу (Перуну) священника. Спутников Святого Адальберта прусский жрец и вождь (типичное явление Скандинавии языческой эпохи, когда предводитель дружины является одновременно и жрецом) отпустил.
Учитывая неоднократные предупреждения пруссов миссии Адальберта, можно сказать, что они проявили достаточную терпимость к пришельцам-христианам. Если бы христианских миссионеров встретили берсеркеры Норвегии или Швеции, то висеть таким христианам на деревьях в виде жертвам Одину, Тору и Фрейру.
Пруссы же, хоть и проявляют агрессивность, тем не менее, отпускают христиан, а Сикко, мстя за брата, убивает лишь одного Адальберта, отпуская его спутников. Исконная толерантность белорусов? Пожалуй.
Ну, и если вышеизложенная информация вас не уделила в том, что кривичи- псковитяне не славяне, то вот еще одна, последняя информация из другого источника:
«Кривичи. ВВЕДЕНИЕ»
«Население Беларуси, как известно, сформировалось в итоге этнического развития и сближения нескольких восточнославянских племен и более древних жителей этой земли - балтов.
Именно их соединение выявило характернейшие особенности нашего народа – в языке, культуре, характере, - которые отличают белорусов от соседей, делают его самобытным, неповторимым этносом.
В 8-9 веках славяне в Восточной Европе делились на 13-15 этнических сообществ.
На территории Беларуси находилось несколько таких этнических объединений восточных славян. Это были довольно
устойчивые этнографические объединения – кривичей, дреговичей, радимичей, которые были созданы стихийно.
ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ КРИВИЧЕЙ
Западная граница кривичей на территории Белоруссии проходила вдоль Освейского озера, затем опускалась на юг, пересекала Западную Двину близ устья Дриссы. Отсюда она шла к бассейну Десны (левому притоку Западной Двины). Самым западным кривичским поселением в этом районе был Браслав. На севере и востоке граница кривичей проходила за пределами территории Беларуси, но соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину).
В «Повести временных лет» указывается, что «кривичи иже седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра».
БАЛТСКОЕ И СЛАВЯНСКОЕ В КУЛЬТУРЕ КРИВИЧЕЙ
Археологическими памятниками кривичей являются круглые (полусферические) курганы. Культура кривичей имела региональные различия. Их подразделяют на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. На территории Беларуси (а также на Смоленщине) проживала полоцкосмоленская группа. Она отличалась от псковской своеобразными украшениями: браслетообразные височные кольца с завязанными концами. У псковской группы кривичей таких украшений не было. В этническом облике кривичей, в том числе, конечно, и полоцкосмоленских, преобладали славянские черты.
Язык их был славянским. Славянским является и основной тип украшений полоцко-смоленских кривичей - браслетообразные височные кольца с завязанными концами. К славянским элементам культуры относятся также большинство видов перстней (проволочные, гладкие, витые, пластинчатые, рубчатые, щитковые).
Отчетливо славянские черты имеет керамика круглых кривичских курганов. Основную ее часть составляют горшки с коническим туловом, округлыми, слабо выраженными плечиками и слегка отогнутым венчиком.
Цвет их желто-серый и красновато- желтый. Большинство горшков не орнаментировано. Славянские элементы прослеживаются и в погребальном обряде кривичей. Для значительно части погребении характерна славянская ориентировка умерших (головой к западу). Вместе с тем в культуре полоцко-смоленских кривичей весьма заметны и балтские элементы.
Немало их среди кривичских украшений. К балтским элементам в украшениях кривичей относятся, в частности, браслет со змеиными головами, спиральные перстни, шейные гривны балтского типа, головной венок, состоящий из нескольких рядов спиралек, нанизанных на лыко и перемежающихся пластинчатыми бляхами, лучевые кольцеобразные пряжки, подковообразные застежки с коническими, многогранными, завернутыми концами. Балтские элементы зафиксированы и в погребальном обряде кривичей. Балтской традицией является наличие в погребении ритуальных кострищ, встречающаяся в некоторых погребениях ориентировка умерших головой к востоку.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «КРИВИЧИ»
Смешанное славяно-балтское происхождение кривичей, возможно, отражено в названии данной этнической общности. Ряд исследователей указывает на близость этого наименования к балтской лексике и считает, что оно происходит от балтских терминов.
Так, по мнению советского археолога П. Н. Третьякова, название «кривичи» имеет балтское происхождение (происходит от слова «Криве», которое якобы обозначает имя одного из персонажей литовской языческой мифологии).
Историк Б. А. Рыбаков также полагает, что в названии кривичей сохранилось имя литовского бога Криве-Кривейте.
Как и П. Н. Третьяков, он утверждает, что кривичи образовались в результате смешения славян с балтами, ассимиляции последних, и называет кривичей «полулитовцами».
(Вот, оно как!!! Оказывается граждане псковичи и местные крестьяне! У вас, оказывается, есть своя особая история!)
Такие ученые, как Г. Миллер, Н. Карамзин, Т. Нарбут, А. Киркор вели происхождение названия кривичи от имени верховного жреца балтов Криве-Кривете.
Белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название «кривичи», возможно, произошло от имени старейшины рода Криве.
Он не исключает также этимологию термина «кривичи» от слов, обозначающих близких по крови.
Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связано с характером местности, которую они занимали, и вел наименование кривичей от балтского (литовского) слова kirba (топь, трясина).
Стремясь обнаружить связь кривичей с балтами в названии кривичской этнической общности, авторы этих гипотез допускают ряд неточностей, на которые необходимо обратить внимание, чтобы найти аргументированный ответ на этот вопрос.
Не находит обоснования фактическим материалом гипотеза о том, что название кривичей происходит от имени одного из персонажей литовской мифологии Криве, литовского верховного бога Криве-Кривейте.
Более обстоятельное изучение балтской мифологии показывает, что такие образы не
характерны для пантеона балтских богов. Более того, правильнее вводить названия мифических образов из наименования реальных явлений, нежели делать наоборот.
Не подтверждается фактическими данными также гипотеза о том, что это название происходит от имени верховного жреца балтов Криве-Кривейте.
Реальная историческая личность, священник по имени Криве, влияние которого распространилось на земли Пруссии, Литвы, жил в 14 веке, когда кривичей как этнической общности уже не было.
Нельзя признавать верной также гипотезу о происхождении кривичей от имени старейшины рода Криве.
Во-первых, о нем нет свидетельств в письменных источниках. Его можно рассматривать как плод воображения тех, кто писал об этом. Во-вторых, ошибочно вести происхождение этнической общности от одного человека, а ее название от имени одного человека.
Это взгляд можно рассматривать как некритическое отношение к широко распространенной в прошлом библейской традиции, нашедшей отражение во взглядах летописцев, историков того времени.
Весьма сомнительно также выводить название «кривичи» от слов, обозначающих кровное родство.
Кровнородственные отношения характерны для сравнительно небольших групп людей, назваемых родами.
Их чаще всего называли именами животных или птиц. Невозможно, чтобы представления о кровном родстве распространились на такую большую общность, как кривичи, территория которых в широтном направлении простиралась почти на тысячу километров.
Заслуживает пристального внимания мысль видного русского историка С.М.Соловьева о том, что ряд названий этнических общностей, в частности дреговичей, кривичей связан с характером местности, которую они занимали.
Термину “кривичи” он придал такие же черты, как и названию “дреговичи”.
Согласно его гипотезе, термин “кривичи” происходит от балтского слова kirba, обозначающего болото. Это вызывает ряд серьезных возражений. Во- первых болотистая местность составляла только часть территории кривичей.
Значительно большая часть их этнической территории представляла собою холмистую местность. Холмистой была этническая территория кривичей на Минщине, Смоленщине. Во-вторых, маловероятно происхождение термина «кривичи» от балтского слова kirba.
С лингвистической точки зрения такое объяснение представляется искусственным, необоснованным. Г.А.Хабургаев высказал предположение, что название кривичей отражает характер границы, идущей по кривой линии.
Он указывает, что на территории будущей Псковщины славянские колонисты должны были столкнуться со своеобразным населением балто-финского пограничья (с кривой?), откуда произошли летописные кривичи.
Вероятнее всего, название “кривичи” действительно отражает своеобразие той значительной части их территории на Минщине и Смоленщине, где много холмов, а местность как бы кривая: возвышенные места чередуются с более низкими.
Такой характер местности особенно типичен для юга и востока их этнической территории. Поскольку первоначально на территории славянской этнической общности кривичей жили не славяне, а балты, можно предположить, что термином первоначальной основой крив (kreiv) здесь называлось балтское население, Г.А.Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения этой местности в форме «kreiuva», «krieva»
После смешения этого населения со славянским и формирования славянской этнической общности оно несколько изменилось, сохранив прежнюю основу, к которой было добавлено славянское – «ичи». Так появилось наименование новой этнической общности «кривичи».
Следует отметить, что в балтских языках после этого по-прежнему сохранилась несколько измененная балтская форма наименования славянских
соседей на востоке krievs, krievai.
Она до настоящего времени сохранилась в латышском языке для обозначения русских (krievs – русский, Krievija – Россия).
Таким образом, анализ названия «кривичи» дает основание утверждать, что, вероятнее всего оно обозначало обширную группу людей, занимавших первоначально холмистую местность.
Названия многих этнических общностей раннего средневековья по особенностям местности, на которой они проживали, - одна из закономерностей в формировании этнонимов того времени.
Кроме наименования «кривичи», «дреговичи» к этой группе относятся названия «древляне», «поляне», обозначавшие этнические общности, расположенные к югу и юго-востоку от дреговичей.
Таковы также названия основных балтских этнических общностей («аукштайты» – верхние и «жемайты» – нижние). Это просматривается и в названиях этнических общностей данного периода, расположенных в западноевропейском регионе.
ЯЗЫК И ВНЕШНИЙ ОБЛИК КРИВИЧЕЙ!
Тоже очень важный вопрос!
Особенности языка кривичей не отражены в письменных источниках. Их невозможно реконструировать также по материалам диалектов белорусского языка.
Последние возникли довольно поздно, одновременно с формированием самого белорусского языка. Основой диалектов белорусского языка были
предшествующие им диалекты обще восточнославянского древнего русского языка, которые появились в результате трансформации языков дреговичей, радимичей, кривичей и других раннесредневековых восточнославянских этнических общностей.
Диалекты древнерусского языка отражали не своеобразие речи кривичей и родственных им этнических общностей, а новые территориальные отличия, лингвистические зоны, возникшие не ранее эпохи формирования древнерусского языка.
Они отражали новую лингвистическую и этническую реальность. Таким образом, характер источников не позволяет определить особенности языка каждой отдельной раннесредневековой восточнославянской этнической общности, в частности кривичей.
Методом лингвистической реконструкции можно только установить наличие некоторых черт, элементов, появившихся в языке кривичей под воздействием речи ассимилированного славянами балтского населения. Эти новые элементы, по всей вероятности, бытовали в лексике кривичей.
К ним можно отнести многие географические названия, особенно гидронимы, перешедшие в языки всех трех общностей из лексики балтского населения. Это – названия рек Ясельда, Оресса, Лосвида, Брожа, Реста, Полота и другие.
Под воздействием балтов, видимо, сформировалась такая черта речи, как полногласие. Г.А.Хабургаев считает, что это новообразование появилось в результате взаимодействия славянской и балтской речи, синтеза неполногласных сочетаний балтских и славянских слов с одним и тем же значением.
Так, взаимодействие славянского (польск.) glowa и балтского (лит.) galva, вероятно, обусловило появление новой формы с полногласием (голова), синтез славянского (польск.) wrona и балтского (лит.) varna имело своим результатом новую форму этого слова (ворона).
Впоследствии, в эпоху формирования обще восточнославянского древнего русского этноса, это новообразование распространилось по всей территории восточнославянского населения и стало характерной чертой древнерусского разговорного языка. Полногласие не субстрат, а видоизменение славянской речи под воздействием балтской.
Влияние балтов сказалось и на внешнем облике полоцких кривичей.
Их антропологический тип сформировался в результате смешения славян с балтами.
Для него характерна длинноголовость, которая была присуща ранее балтскому населению, проживавшему на территории Белоруссии до расселения славян.
Для костюма кривичей характерна многочисленность украшений – это подковообразные пряжки (фабулы), зооморфные браслеты позолоченные стеклянные бусы, пластинчатые подвески-коники. Характерной чертой женского костюма кривичей были монисты, в которых бусы сочетались с металлическими подвесками.
Таким образом, данные археологии, языкознания, антропологии свидетельствуют о том, что кривичи сформировались в результате синтеза славянских и балтских групп населения. В культуре и языке кривичей переплелись славянские и балтские элементы.
Их культуры представляли новые целостности, качественные новообразования, в которых преобладали славянские черты.
Поэтому новые этнические общности были славянскими, занимая среди славянских этносов своеобразное положение.
Они вобрали в свою культуру ряд балтских элементов, но отличались специфическими чертами славянской культуры, возникшими под воздействием балтов.
( И это есть еще одна веская причина задуматься о создании автономной Псковской республики)
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КРИВИЧЕЙ
Для характеристики кривичей важное значение имеет определение типа этой этнической общности. Он обусловлен уровнем их развития.
У них была сравнительно высоко развита экономика. Основное хозяйственное занятие данных этнических общностей – земледелие.
Им уже известно полевое пашенное земледелие.
В земледельческом хозяйстве начали использовать более совершенные орудия труда, в частности с железным наконечником.
На территории кривичей железные части пахотного орудия датируются временем не позднее 10 века.
Два железных наконечника, а также железное чересло для подрезания верхнего слоя земли во время пахоты найдены на селище у д. Хотомель (Столинский район). Широкие лопасти наральников, их плечики содействовали разрушению подрезаемого лопастью дерна и в некоторой степени оборачиванию самого пласта.
Подошвенное рало с череслом вертикально отрезало пласт земли от невспаханного поля.
Такое усовершенствованное рало можно считать предшественником плуга. Железные части пахотного орудия обнаружены на Минщине у д. Городище. Один из наконечников сохранился полностью.
Он имеет широкий рабочий край, к концу закруглен. Подобной формы наконечники найдены также далеко на севере, в районе Старой Ладоги.
Их прикрепляли к нижней деревянной части пахотного орудия или в горизонтальном положении к поверхности земли, или под небольшим уклоном. Возможно пахотное орудие с таким наконечником было непосредственным предшественником получившей впоследствии широкое распространение в лесной зоне сохи. Значительно усовершенствованы были и орудия для уборки зерновых.
В 8 – 9 вв. в лесной зоне появляются серпы нового типа, которые происходят от аналогичных римских орудий.
Клинок серпа близок по форме к параболе или части эллиптической кривой. Черенок его отогнут наружу. Его вбивали в короткую деревянную ручку.
Нос серпа слегка загибали внутрь. Эти новые орудия заменили прежние слабоизогнутые серпы с клинком, непосредственно переходящим в черенок, а также серповидные ножи. В 8 – 9 веках для переработки зерна на муку вместо зернотерок начали применять ручные жернова.
Важным прогрессивным явлением в земледельческом хозяйстве было выращивание новой зерновой культуры - озимой ржи. Среди зерновых культур того времени (мягкой пшеницы, ячменя, овса и др.) она наименее прихотливая, хорошо противостоит сорнякам, а главное – наиболее морозоустойчива.
Озимая рожь была лучше других зерновых культур приспособлена к местным условиям, давала устойчивые урожаи. Начало выращивания озимой ржи на территории
Белоруссии относится к 9 веку. Эта зерновая культура была известна кривичам. Многочисленные хорошо сохранившиеся зерна ее были обнаружены на
городище у д. Свила на Витебщине.
Эта важная находка датирована 9 веком. Одним из условий прогрессивных изменений в земледелии, в частности усовершенствования земледельческих орудий труда, явилось стабильное развитие железоделательного производства, кузнечного ремесла.
На территории Белоруссии имелась богатая сырьевая база для этого вида хозяйственной деятельности, накоплены большие запасы болотной руды, широко использовавшиеся для получения железа. В период формирования кривичей и на ранних стадиях их развития появляются полуземлянки с расположенными в них глиняными шахтными сыродутными печами.
Улучшение этих печей особенно заметно в 9 – 10 вв. Значительно увеличивается их диаметр, его протяженность достигает 1м, становится большим их объем, он составляет 0,3 – 0,45 м3.
Сыродутные печи – прочные стационарные сооружения, рассчитанные на длительное использование.
Их конструкция позволяла производить мощное искусственное дутье. Значительное усовершенствование этих печей вызвано постоянно возраставшими потребностями в металле, необходимом для изготовления земледельческих орудий.
Совершенствуется и технология металлургического производства и кузнечного ремесла. Металлурги могли получать не только железо, но и сталь.
При изготовлении серпов кузнецы широко применяли пакетирование сырья, а при изготовлении ножей стремились использовать некоторые элементы технологии сварного сложноузорчатого дамаска. В этот период начали наваривать стальные лезвия на железную основу изделий, чаще практиковать термообработку стальных изделий. Увеличивались размеры орудий труда.
Металлических изделий всех видов производят значительно больше.
Дальнейшее развитие получило и гончарное производство. В 10 веке на территории Беларуси появляются гончарный круг и необходимые в связи с этим
специальные печи для обжига гончарных изделий. Применение в гончарном производстве гончарного круга и использование специальных печей для обжига глиняных изделий означало быстрый рост производительности труда в этом виде хозяйственной деятельности.
Следствием этих изменений было значительное увеличение численности гончарных изделий. Совершенствование гончарного ремесла связано с прогрессом в земледелии, повышением эффективности земледельческого хозяйства. Развитие ремесла, в частности кузнечного, гончарного, требовало определенной специализации. Обработка железа и глины постепенно становится профессиональными видами деятельности, особыми профессиями. Эти ремесленные занятия начинают отделяться от земледелия. Прогресс в земледелии делает возможным такое отделение.
Начавшееся обособление ремесленного производства от земледельческого создает благоприятные условия для возникновения постоянной торговли. В 1Х –Х вв. на территории Белоруссии появляется устойчивое денежное обращение.
Об этом свидетельствуют находки многочисленных, относящихся к этому периоду кладов монет. Здесь обнаружено 40 кладов (включавших в свой состав 16 тысяч монет) и 54 находки отдельных монет. Особенно богатый клад (более 7500 монет) найден на территории кривичей у д. Козянки под Полоцком.
ПРОТОГОРОДА
В результате важных изменений в 9-10 веках на территории Беларуси появляются протогорода (зарождающиеся города). В ареале кривичей в 9 веке
возникает Полоцк, а в 10 веке – Витебск.
Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты. От наименования этой реки он и получил свое название. Первоначально Полоцк был городищем.
Его площадь составляла около 1 га. Поселение было укреплено. В 10 веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население, постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя.
Поселение разрасталось. Новый укрепленный центр Полоцка значительно превосходил по размерам прежний. Его площадь составляла около 10 га. Витебск возник на холмистой местности, защищенной рекой Витьбой (от наименования это реки получило свое название и поселение).
Первоначальным Витебском было городище, находившееся на высоком месте (горе). Затем в его округе появились другие поселения, а городище превратилось в укрепленный центр всей округи.
В 10 веке на месте древнего городища построен детинец, а окольные поселения превратились впоследствии в посады. Жители Витебска занимались ремеслом, торговлей, земледелием. На территории древнего Витебска обнаружены глиняные сосуды, изготовленные с помощью гончарного
круга, обломки тиглей для плавки цветных металлов, каменная литейная форма для изготовления женских украшений, железный серп. Найдены также монеты 9- 10 века.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ КРИВИЧЕЙ
Расселение восточных славян на территории Беларуси практически совпало по времени с разложением первобытного общества и развитием на
белорусских землях феодальных отношений, связанных непосредственно с ранним средневековьем.
Письменные источники свидетельствуют, что кривичей-полочан уже в 7-8 веках были свои « княжения», сложившиеся на основе этнических сообществ. По мнению Г. В. Штыхова, они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а союзы племен, сложившиеся в протонародности («народцы») и одновременно государственные образования или просто протодержавы.
«Княжения» состояли из волостей-княжеств, бывших родовых общин. В каждой волости-кяжестве были свои вече и князи с дружинами. Законодательная власть в волости принадлежала вече – народному собранию.
Оно собиралось в главном городе волости. Вече вбирало князя и отказывало ему в доверии, если он нарушал поставленные условия, объявляли войну и заключали мир с соседями. На вече принимались постановления, регулирующие хозяйственные и общественно-правовые отношения в границах волости.
Волостные князи, как правило, рекрутировались из бывших родовых старейшин.
Они осуществляли исполнительную власть в волости. Вместе с дружиной они охраняли территорию волости от внешних врагов, охраняли торговые пути, которые проходили через территорию волости, осуществляли военные походы в соседние земли, проводили суд над своими соплеменниками.
Племенные князи выбирались из числа волостных по праву старшинства, по моральным качествам, военными способностям. Первым, из известных по летописи кривичских князей, был Рогволод, который княжил в последней четверти 10 века.
Таким образом, сведения археологии, языковедения, антропологии свидетельствуют о том, что этнические сообщества кривичей сформировались в результате смешения, синтеза славянских и балтских групп населения.
В их культуре и языке переплелись славянские и балтские элементы с преимуществом славянских черт. Именно кривичи, вместе с дреговичами и радимичами, а не следующие этнические сообщества удерживали в себе балтский субстрат.
Сведения из археологии, письменных источников свидетельствуют о том, что кривичи вошли в начальный этап раннеклассового общества. Это подтверждает уровень развития их экономики, которая характеризуется началом общественного раздела труда.
Кривичи являлись территориальным культурно-этническим сообществом и не сформировались в народность.
Они представляли собой протонародность и одновременно начальное государственное образование или протодержаву».
И вот тут я беру на себя смелость не согласится с мнением цитируемого автора вышеизложенного текста и заявить, что кривичи уже известные в русской истории, как псковитяне, все же сумели, вырвавшись из-под политического влияния Великого Новгорода, из своего «протогосударства», начиная с 1210 году создали «Псковскую феодальную республику», просуществовавшую до 1510 года.
И павшую вследствие захвата ее московитами…
(конец ч. 1)
Все фото и рисунки к этой части находятся тут:
http://narodnapravda.com.ua/politics/4e5a95e35c367/