Вступление
В июле 2011 года на сайте «Гайдпарк» появилось новое сообщество, где наверно впервые за последние 500 лет, был поднят важный для россиян и небезынтересный для всех остальных граждан стран вошедших в СНГ, вопрос о возможности реставрации «Псковской республики» в составе Российской Федерации (http://gidepark.ru/community/2838/article/405178?digest), на основе самой депрессивной и экономически отсталой «Псковской области».
Все заинтересовавшиеся этой темой сами смогут перейти по вышеуказанной ссылке и ознакомиться с мнением членов сообщества по этому вопросу и даже присоединится к обсуждению!
Вот и я, подискутировав с некоторыми из них, убедился, что большинство членов сообщества, думая в правильном направлении, все же очень смутно знают как историю Псковской средневековой республики и еще более смутно себе представляют, что это за государственное образование – автономия.
Кроме того, я хочу сказать, (как бы это не казалось многим читателя голословным, и преждевременным), что коренные жители псковской земли и скажем коренные жители Москвы и ее окрестностей за МКАД, это совершено два разных народа.
Различающиеся как по своему историческому развитию, культуре и социальным установкам. Да, что там москвичи и их ближайшие соседи. Даже те же жители новогородщины, уже заметно отличаются от жителей псковщины.
Они даже изначально говорили на разных языках. Которые нынешние официальные историки стыдливо, почему то считают диалектами.
Так у псковитян был древне псковский язык, а у новгородцев древне новгородский!
И псковичи, и новгородцы с большим трудом понимали полян, живших в Киеве и его окрестностях! Ведь в Киеве и его окрестностях жили поляне, у которых был свой язык!
Ну и раз у нас зашла речь о диалектах то вот давайте поподробнее осудим этот вопрос.
Древнепсковский диалект — средневековый диалект кривичей псковских древнерусского языка, распространённый на территории Псковской республики. Особенности диалекта древнего Пскова нашли отражение в памятниках письменности, дошедших до нас только с XIV в
Древненовгоро́дский диале́кт — средневековый диалект словян ильменских(также язык или идиом) древнерусского языка (по другой версии, диалект позднего праславянского языка), распространённый на территории Новгородской земли с дописьменной эпохи до XV века.
Достаточно сильно отличался от наддиалектной формы древнерусского языка, представленной, например, в Киеве, а в некоторых отношениях и от всех прочих славянских языков
А все, потому что происходили кривичи, ильменские словяне и поляне, и прочие славяне от разных племен и народов.
В частности если уж называть вещи своими именами, и при этом, не вдаваясь в излишние дискуссии, то надо сказать, что Москва и ее окрестности, это территория расселения фино - угорских племен: веси и мери, а так же разных кочевых народов, которые подверглись, начиная с VII-VIII веков, покорению и постепенной ассимиляции, со стороны разнородных племен славян, переселенцев с Киевской Руси опиравшихся при захвате новых территории на наемные варяжские дружины.
Но, увлекшись темой диалектов в среде славянских народов, мы уклонились от главного предмета нашего исследования.
Поэтому давайте вернемся к Псковской Республики., чтобы еще раз дать ответ на следующий вопрос:
«Когда и кем она была создана и почему погибла?»
На первый взгляд это не сложный вопрос и казалось бы все хорошо известен со школы, когда мы все изучали «историю Средних веков».
Но то, что написано в школьном учебнике это даже не упрощенная версия подлинных исторических событий русской истории, это для как теперь любят писать вольный и обязательно с юмором пересказ истории для «чайников».
Поэтому и попробуем теперь самостоятельно разобраться в этой старой истории, так неожиданно вновь давшей знать о себе в наше время.
Псковская республика — средневековое государство (1200-е — 1510 годы), существовавшее между второй половиной XIII века и первой половиной XVI века.
После распада Киевской Руси в XII веке, город Псков и его прилежащие владения по реке Великой, вдоль Чудского и Псковского озёр, а также реки Нарвы стали частью Новгородской земли.
Псков располагал особыми правами, включая право самостоятельного сооружения пригородов (одним из древнейших является Изборск).
В результате успешного участия Пскова в борьбе против Ливонского ордена влияние города в составе Новгородской феодальной республики существенно усилилось, что в итоге привело к его фактической автономии.
Особенно значительный вклад в процесс обособления Пскова от Новгорода принадлежит князю Довмонту (1266—1299).
Справка: «Довмо́нт в крещении Тимофе́й (умер 20 мая 1299) — псковский князь литовского происхождения, правивший с 1266 по 1299 годы.
При Довмонте Псков и подконтрольные ему территории обрёли фактическую независимость от Великого Новгорода.
Псковский князь Довмонт происходил из рода литовских князей. И считается, что он был сыном Миндовга, и владел в Литве Нальщанским уделом.
Позднее впал в немилость у сына Миндовга Войшелка, который в 1264 году выдвинулся как самый могущественный князь в ВКЛ. И после завоевания князем Войшелком Нальщан, Довмонт бежал в 1265 в Псков, где обосновался с явным намерением воевать с Войшелком .
В Пскове он чтобы набрать себе сторонников в предстоящей борьбе, принял крещение, и вскоре псковитяне избрали его своим князем.
В том же году Довмонт разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.
Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич (1230—1272 года), недовольный избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен был распустить свои войска.
Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, окончившего этот поход победой.
В 1268 году Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с князем Димитрием Александровичем и дружинами великого князя Ярослава Ярославича, сражался при Раковоре.
В 1269 году великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков, но Довмонту удалось отстоять город — на помощь подоспели новгородцы, и великий магистр, раненый Довмонтом, вынужден был заключить мир.
В 1270 году Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич все же сместил Довмонта с княжеского трона и посадил на его место в Пскове некоего Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.
В 1282 году Довмонт, женившийся на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем.
(Дми́трий Алекса́ндрович (1250—1294) — князь Переяславль-Залесский, Новгородский, Великий князь Владимирский).
Довмонт вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье, но, осаждённый новгородцами, должен был оставить крепость.
В 1299 году ливонские рыцари неожиданно вторглись в Псковскую республику и, опустошив её, осадили город, но были разбиты Довмонтом.
Вскоре после этого он заболел и умер. В некоторых средневековых источниках версия смерти Довмонта излагается так, что умер он , «из от какой-то заразной болезни, смертоносной тогда для многих Псковитян».
Древний летописец пишет, «что Псковичи положили тело Довмонта у храма Св. Троицы: "Бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее".
Гробница его и поднесь стоит в приделе соборной церкви Св. Троицы, там же висит и его меч. Другая летопись упоминает, что в 1322 году жил во Пскове сын его, князь Давид. Местная память Довмонта в Пскове празднуется 25-го мая
Русская православная церковь в дальнейшем, причислила его к лику святых в XVI веке после Баториева нашествия, по случаю некоего чудного явления.
Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.
В 1348 году по Болотовскому договору с Великим Новгородом, новгородцы признали политическую независимость Пскова, который стал вести самостоятельную политику и избирал собственного князя.
Церковная юрисдикция по Болотовскому договору продолжала принадлежать новгородскому епископу, у которого, однако, появился псковский заместитель, регулярно навещавший Псков, чтобы ни один псковитянин не подвергался суду в Новгороде.
Сам текст договора до нас не дошел, но о его сути известно из укоров новгородцев, обращенных к псковичам в 1348 году:
«Братья псковичи! Мы исполнили Вашу просьбу на Болотове: посадникам нашим у Вас в Пскове не быть, не судить, а от владыки судить Вашему псковичу, а из Новгорода Вас не позывать... но скоро вы забыли наше жалованье».
Ер в итоге сам Псков стал феодальной республикой, а «Псковское вече» стало высшим органом управления.
Оно принимало «Псковскую Судную грамоту», другие законы, вносило в них поправки, обсуждало все существенные проблемы жизни и политики.
Это было вполне организованное собрание, способное по нескольку дней обсуждать важные вопросы, принимать по ним компетентные решения. Ему подчинялись вечевые собрания городских концов, улиц, пригородов.
Разумеется, Вече контролировалось правящей элитой и состояло только из полноправных граждан, а не всех псковичей.
Все же его демократизм на то время несомненен.
Вече выбирало и приглашало на псковский стол князя.
В XIV веке преобладали князья из Литвы, две трети населения которой составляли православные жители западных русских земель.
Вместе с литовскими князьями в управлении нередко участвовали местные служилые князья.
В XV веке приглашались преимущественно ростовские и суздальские князья, перешедшие на службу великого князя московского.
В отличие от Новгорода князь в пограничном Пскове играл заметную роль.
Был он военным руководителем и главным судьей.
Ему подчинялся аппарат управления, включавший наместников в пригородах, писцов, приставов и других княжеских людей.
Власть князя не была единоличной. Во всех делах его сопровождали выборные посадники и сотские из псковичей.
Посадники, возглавлявшие городскую администрацию, выбирались на вече из узкого круга боярских семей.
При избрании посадник приносил присягу:
«Судить право по крестному Целованию, а городскими кунами не корыстоваться, а судом не мстить никому, а судом не обчитись, а правого не погубить, а виноватого не жаловать, а без неправды человека не погубить».
Посадники руководили вечевыми собраниями, возглавляли крепостное строительство, заключали договоры и вели переговоры, участвовали в суде и военных делах.
В начале XIV века избирался один посадник, правивший пожизненно. Первым выборным посадником был Борис, скончавшийся в 1312 году.
С рубежа 30-40-х годов избиралась коллегия из 4 посадников, представлявших боярство старейших городских концов: Городецкого, Боловинского, Остролавицкого и Опоцкого.
Необходимость консолидации группировок боярства, учета интереса возникших к середине XV века новых концов на Запсковье порождала реформы.
Политическая система Пскова пережила две эпохи реформ, в результате которых сформировался боярский совет, возглавлявшийся степенными посадниками, избиравшимися на полгода.
В результате реформ 1406-1425 годов и 1460-х годов реальная власть оказалась сосредоточенной в руках двух десятков боярских семей.
Семьи Картачевых, Дойниковых, Винковых, Кротовых по сути дела передавали ее по наследству из поколения в поколение.
Параллельно с кончанской системой, (Кончанская система (деление города на концы и улицы), существовала «Система сотен», объединявших свободных «черных людей», жителей торгово-ремесленного посада, оказавшихся в черте городских укреплений.
Сотни, выросшие из древних славянских общин, возглавлялись выборными сотскими. Сотские участвовали в формировании ополчения, заседали в суде, разбирали земельные тяжбы.
Особое место в общественной жизни Пскова занимала церковь.
В летописных записях и частных актах псковичей XIV - начала XVI веков упоминаются 39 церквей и 39 монастырей.
В конце XV века в Пскове, вероятно, одновременно существовали 36-38 монастырей. Но, Псков был не просто крупным культовым центром. Здесь проходила, по сути, граница двух цивилизаций: западно-европейской и московско-татарской или азиатской.
В церковном отношении Псков длительное время зависел от новгородского архиепископа, назначавшего сюда своего наместника.
Сам владыка приезжал в Псков раз в 4 года на месяц для сбора дани с псковского духовенства. Правда, наместника владыки стали назначать из псковичей.
В условиях вечевого строя и отсутствия своего епископа псковская церковь получила своеобразное демократическое устройство.
Духовенство стало объединяться в общины, именуемые «соборами», выбиравшие из своей среды одного Соборского и двух Поповских старост.
К концу XV века было создано 6 таких соборов (по числу городских концов).
Старосты соборов образовывали Совет, управлявший делами псковской церкви.
Соборное управление псковской церковью размещалось в Довмонтовом городе, где были выстроены 12 каменных храмов, гражданские постройки, в том числе соборская изба, где «священником и дьяконом копитца». Соборская организация псковской церкви, копировавшая структуру светской власти, пережила конец вечевых порядков в 1510 году, просуществовав до конца XVI века.
Большое значение для Пскова имели внешнеторговые связи. Уже в IХ-Х веках в Псков поступали серебряные арабские дирхемы, в ХI-ХII веках - западноевропейские динарии.
С XIII века преобладали связи с Любеком и другими германскими городами Ганзейского торгового союза. Важнейшим партнером Пскова в этих связях до середины XVI века был его сосед Дерпт (Тарту), позднее Рига, Ревель (Таллинн) и особенно Нарва. Купцы совершали сделки в ганзейских и ливонских городах, в самом Пскове, где возникли Немецкий и Любский дворы.
Псковичи экспортировали меха, воск, мед, деготь, лен, кожу, сало и, в отличие от Новгорода, зерно, ввозили соль, сельдь, дорогие ткани, вино и фрукты, бумагу, цветные металлы.
Торговле нередко препятствовала военно-политическая ситуация. Ливонский орден запрещал провозить на Русь верховых лошадей для тяжеловооруженной конницы, испанский рог для изготовления арбалетов, медь, олово, свинец, латунь.
В XVII веке русским запрещалось торговать в шведских владениях с английскими и голландскими купцами. Но предписания и запреты нарушались обеими сторонами. Торговые интересы были обоюдными.
Торг вечевого Пскова располагался перед Довмонтовой стеной между Княжьим двором и церковью Георгия на Болоте в Остролавицком конце.
На Торге, несомненно, были широко представлены псковские ремесленники, продукция которых известна по материалам археологических раскопок (высокохудожественные изделия, орудия труда, бытовые предметы).
Быстрый рост городской территории в ХIV-ХV веках, реализация крупных строительных программ общественного характера привели к созданию нескольких градостроительных комплексов, воплощавших его столичные функции.
В начале XIV века жилые дворы были вынесены из крепости на территорию бывшего посада, защищенного в 1309 году стеной посадника Бориса.
Произошла перепланировка городского ядра, замена жилой застройки общественными сооружениями, общее перераспределение земельных участков «мужей-псковичей» с переносом усадебных частоколов.
Кром стал местом сосредоточения клетей - складов боярских семей. Их было свыше трехсот - по числу псковских бояр.
(Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова, ядро Псковской крепости. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Занимает площадь 3 га).
В этих небольших бревенчатых срубах хранились запасы зерна и платье, оружие и конская упряжь.
Покусившегося на боярское добро ожидало жестокое наказание: «кромскому татю живота не дати», - гласит статья Псковской Судной грамоты.
В Крому располагалась главная святыня Пскова - Троицкий собор.
Сама Вечевая площадь была перенесена к южной стене Троицкого собора, где располагалась вечевая степень (трибуна).
Довмонтов город стал и центром управления церковной жизнью Псковской земли. На территории площадью 1,5 га псковичи построили 12 храмов с приделами и звонницами, несколько гражданских построек, уличные мостовые, ведшие от ворот Довмонтовой стены к мостам через Греблю у Смердьих и Великих ворот.
Вокруг центральной части Пскова полукольцом располагались жилые усадьбы псковичей, делившиеся на 6 концов - самоуправляющихся городских районов со своими кончанскими церквями, кончанскими вечевыми собраниями, правами и обязанностями в рамках городской общины.
Это, псковское град устройство, с предельной точностью выражала образ жизни летописных «мужей псковичей», называвших свое государство «Господин Псков», а во второй половине XV века - «Псковское господарство».
Жили они в усадьбах, огражденных частоколами и защищенных посадскими стенами. А споры и конфликты выносили на «Суд господы» на Княжем дворе.
Из летописей известно, что в 1483-1486 годах всю Псковскую землю всколыхнула «брань о смердах», крупнейшее аграрное движение на Руси XV века.
Попытка властей пересмотреть распределение общественных повинностей между псковскими смердами и привилегированной городской общиной вызвала «всей земли смятение» и немалые жертвы.
Последний раз отшумело древнее вече, когда в 1510 году, когда великий князь Василий III вступил в Псков.
Но само поглощение Пскова в состав Великим Московским княжеством не было внезапным.
С 1460-х годов Псков принимал князей-наместников от Великого князя, формально признавал себя его отчиной. Московское правительство умело использовало недовольство «молодших псковичей» своими боярами.
Оно сумело нейтрализовать рядовых горожан. Конечно, на крутом переломе 1510 года было много тревог и сожалений:
«Января 13 спустили вечевой колокол... и начали псковичи, на колокол смотря, плакать по своей старине и по своей воле».
Позже в псковские летописи было внесено подложное суждение о том, что псковичи были не согласны с термином «взятие Пскова» Василием III: Они оказывается считали: «Отчиной его мы были исстари, отцов его, и дедов, и прадедов его».
Но еще до того, как Василий прибыл в Псков по «Псковской республике» им был нанесен последний коварный удар!
В 1509 году, находясь в Великом Новгороде, Василий приказал собраться при нём псковскому посаднику и прочим представителям города, в том числе и всем челобитчикам, недовольным ими.
Прибыв к нему в начале 1510 года, на праздник Крещения все псковичи были голословно обвинены в недоверии Великому князю, а их наместники были казнены.
Таким образом, псковичи, оставшись без руководителей, были «вынуждены просить Василия принять себя в его отчину».
Не сделай они этого, а ведь Псков был не готов к вооруженному сопротивлению московитам, печальная судьба их посадника и его наместников им бы была гарантирована!
К стати, потом, эту «ошибку» Василия III исправил царь Иван Грозный, когда в феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, он двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода.
Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролитии».
А тогда в 1510 г. все обошлось почти бескровно. Московский князь Василий III приказал псковичанам отменить вече, что и было сделано.
А 24 января 1510 г. Василий III наконец прибыл в Псков и поступил с ним так же, как и его отец с Новгородом в 1478 году.
300 самых знатных семей города бояре с посадниками, купцы, «житьи люди лучшие» были переселены в Московские земли, а их деревни отданы московским служилым людям.
Торговые ряды перенесли в Окольный город.
Ввели «тамгу», таможенные сборы с торговли в пользу казны. Опустевшие дворы Среднего города заселили служилыми людьми Великого князя.
Создали новый аппарат управления, включавший 2 наместников, 2 дьяков, наместников в пригородах, по 12 старост московских и псковских.
Великий князь стал собственником всех псковских земель. Он раздавал конфискованные вотчины «сведенных» своим служилым людям, превратив их в псковских помещиков. Спорные земельные дела решали наместники и дьяки.
Новые властители защищали, прежде всего, интересы Великого князя и свои собственные.
«И у наместников, и у их тиунов, и у дьяков Великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начала в них ходить, и были немилостивы до псковичей; а псковичи бедные не ведали правды московской».
Затем наступала очередь Рязани, давно уже лежавшей в сфере влияния Москвы, но это уже совсем другая история….
Наличие же такого органа управления как «ВЕЧЕ» в Пскове и Великом Новгороде это главный критерий о наличии в этих городах республиканской формы правления.
И поскольку мы переходим от исторического описания, к юридическим терминам: «республика» и «вече», то подаю неподготовленному читателю минимально необходимые сведения.
«Респу́блика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами).
Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.
В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками»
«Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества).
Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.
«Новгородци бо изначала, и смолняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якож на думу, на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть».— Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей. Т.1. М., 1997. Стб.377-378
Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до 1478) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской республике (до 1510), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле.
Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.
А возвращаясь к исследуемой нами теме, надо сказать, что все это (история Псковской республики) которая формально казалась бы, закончилось в 1510 г. то есть ровно 501 год тому назад!
Но, оказывается, что независимо от этого, сама идея о воссоздании (реставрации) «Псковской республики» в сердцах псковичей еще живет!
И заставил псковичей вернутся к идеи реставрации Псковской республики не только разгул демократии в Российской Федерации и сильный местный патриотизм, а еще и экономические и демографические кризисы, развывшиеся в Псковской области, за последние 20 лет. В результате чего, она стала самой бедной и экономически отсталой областью в РФ.
Практическая же реализация этой идеи, может дать реальную надежду всем жителям области, на резкое изменение их жизни, в лучшую сторону, поскольку возвращение к истокам псковской демократии, вызовет и оживление политической жизни и подъем местной экономики.
А вот о том, можно ли это сделать и как (то есть не нарушая Конституцию и другие законы РФ) я и постараюсь рассказать своим читателя следующих частях.
Все фото и рисунки к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4e59a0b05788a/