После этих походов в моём детстве я долгое время не была в цирке. И мне стало казаться, что цирк вообще мне не нравится, в особенности – клоуны. Дело в том, что, будучи ребёнком, я смотрела фильмы, герои которых посещали цирк, а на арену выходили клоуны. И вот клоунада меня почему-то бесила.
Снова я попала в цирк в 2008 году. В Рязани. Я сомневалась, идти или нет, но Саша меня уговорил. Кроме того, он часто рассказывал о рязанской цирковой студии, о её руководителе. В 2008 году мы посетили цирк два раза – в январе и июне. В течение следующих лет – не единожды.
Оставляя в гардеробе одежду, я подумала о прежнем, дореволюционном цирке. Возможно, я ошибаюсь, но у меня есть ощущение, что в те времена основными посетителями цирковых мероприятий были взрослые люди. А если туда приводили детей, то для них это был большой праздник, запоминающееся зрелище. При этом цирковое искусство – как искусство балета: там всё значимо, если не будешь знать особого языка, трудно будет понять происходящее на сцене или манеже. Правда, стоит признать, что цирк менее элитарен, он всегда позиционировал себя как развлечение для народа, ведь всё начиналось чуть ли не со скоморохов, с уличных балаганчиков. Но в советское время у циркачей появились свои постоянные помещения, жизнь их вообще улучшилась. Видно, кто-то из начальников симпатизировал цирковому искусству.
Поэтому цирк ассоциируется у меня с СССР. Я читала книгу клоуна Радунского, изданную в 1950-е годы. Он писал, что в царское время циркачи находились в угнетении, получали очень мало денег, калечились, мёрзли, у них не было хорошо оборудованных мест для тренировок, помещений для проживания, никто этим их не обеспечивал. Конечно, его книга сильно идеологизирована, но исторические факты в ней приведены. То же самое пишет и Гиляровский.
Вспомнилось всё это мне потому, что сейчас в цирк ходят взрослые, у которых есть дети, внуки. То есть цирк – приложение к ребёнку. А общее отсутствие интереса к тому, как придумывают номера, костюмы, как тренируются, дрессируют животных, к тому, как живут циркачи в целом, к истории не позволяет примерить цирковое искусство на себя и почувствовать радость от сближения с ним. Простая обязанность без отвлечения от рутины: ребёнка надо куда-то сводить, купить ему сладкую вату или поп-корн, сфотографировать – в общем, как-то развлечь. Конечно, надо! Я сожалею, что в нашей стране сформировалось такое отношение, но всё-таки это очень хорошо и правильно, что есть ещё такие родители, бабушки и дедушки, которые идут со своими детьми и внуками в цирк. Ведь сейчас много таких детей, которые живут в Интернете или в телевизоре. Но есть и такие дети, которые хотели бы знать, как работают циркачи – акробаты, фокусники, клоуны, дрессировщики, эквилибристы, жонглёры; откуда привезены разные звери, что они едят, как за ними ухаживать, как их перевозить; как устроен цирк, как устроен купол, какие применяются технологии. А сами циркачи – народ несколько замкнутый, очень сосредоточенный, и не подступишься. Нет простоты. Вот так все и варятся в собственном соку, никак не могут разорвать этот странный круг манежа.
Мне было бы неинтересно просто смотреть, не понимая. Например, меня восхищает дрессура. Потому что я не мыслю свою жизнь без животных, стараюсь больше читать о них, изучать повадки, общаться с ними. И чувствую своё единство с любым зверем. Есть много примеров взаимодействия и взаимопомощи между людьми и животными. Дрессура – один из вариантов.
У нас есть собака. Мы её не только кормим, мы её воспитываем, заботимся о её здоровье. Многому учимся у неё, она тоже старается по-своему ухаживать за членами стаи – чтобы никто не болел, чтобы все были весёлыми, беспокоится за нас, радуется и печалится с нами. Когда мы приходим в цирк и видим там выступления собак, мы вполне допускаем, что и наш пёс Гай может стать актёром. Мы перенимаем опыт – ой, а вот этому мы не додумались научить, а ведь можно! И, понимая немножко в дрессуре, предполагаем, как мотивируют собак совершить то или иное действие, как они подражают друг другу в процессе подготовки. И вот – результат! Смотрим, как к собакам относятся (отношение – это очень важно, оно должно быть добрым, хотя в дрессуре известны случаи жестокого обращения). После просмотра очередной цирковой программы у нас возникает желание обучить нашего пса чему-то новому.
То же и с лошадьми. Если ты ездишь на лошади, ты понимаешь, какой большой труд вложили циркачи, чтобы показать, как лошадь танцует, а также, что может сделать человек в сотрудничестве с ней.
Таким образом, дрессура понятна и интересна людям, которые в принципе любят животных и умеют за ними ухаживать. Неужели таких людей мало? Часто в цирке замечаешь, что родители не пускают детей к животным, даже не фотографируют их рядом с животными, не разрешают общаться с ними, полагая, что они грязные и заразные. А на самом деле животные-артисты более уязвимы и могут легко подхватить инфекцию, от которой быстро угаснут.
Вся акробатика, эквилибристика и жонглирование интересны человеку, который занимается спортом, не обязательно профессионально. Тому человеку, который знает, как тренируются мышцы, какие их группы включаются в работу при совершении того или иного движения, прыжка, сальто, падения, когда надо висеть, стоять на руках, поддерживать партнёра. Неужели люди совсем не занимаются развитием своего тела? Ведь в здоровом теле – здоровый дух.
А иллюзионисты? Признаюсь честно, я сама не очень люблю иллюзион. Именно потому, что мало что смыслю. Не могу прочувствовать виртуозность. Но когда появляется что-то, связанное с красотой и животными (голуби, кролики, гуси, утки), это заставляет меня задуматься: а как это всё делается? Для многих же это простое шоу, это спецэффекты, без которых, как отмечают педагоги и психологи, не могут жить современные дети и многие взрослые.
А клоунада? Некоторые клоуны делают на манеже чудеса! Обычно клоун – это не просто тот, кто только смешит. Это довольно подготовленные люди, ведь они и акробаты, и эквилибристы, и фокусники, и жонглёры. Вот только многие клоуны (в тех труппах, выступления которых я видела) работают на потребу времени – пошлые и скабрезные шутки, приобретающие плоскость, примитивные обзывные слова. Но есть и прекрасные сценки, отлично работают клоуны в Цирке Филатовых, в Московском «Цирке на воде».
Мне понятно, какой большой труд вложил артист, чтобы сделать номер. Циркачи тренируются каждый день по нескольку часов сами и занимаются с животными. И даже когда они выходят на манеж, они продолжают тренироваться, совершенствовать своё тело, для них каждое выступление – новый этап в развитии (некоторые, правда, работают гладко, но без души). Иногда замечаешь, что артисты не знают, получится или нет у них коронный номер. Бывает, что и не получается. Но они не отчаиваются и пробуют сделать трюк ещё раз. А когда получается, то видно, как они радуются. Именно тогда и возникает чувство, что циркачи живут в своём мире, они сосредоточены на своём успехе, и это важнее зрителей. Но зрители тоже ликуют!
Я считаю, что любая цирковая программа гораздо значительнее и сногсшибательнее многих концертов мегазвёзд шоу-бизнеса, намного сложнее и разнообразнее, красочнее, а самое главное – происходящее намного ближе. Ведь само здание цирка устроено так, чтобы каждый зритель мог лучше разглядеть артистов, их лица, причёски, наряды, трюки. Это синтез разных искусств на одной площадке: режиссура, художественное оформление и искусство освещения, моделирование одежды и парикмахерское искусство, вокал (иногда в цирке поют живыми голосами) и игра на музыкальных инструментах, искусство танца, синхронное плавание и фигурное катание, вождение велосипеда и мотоцикла, создание литературных текстов и декламация, и многое-многое другое. Это то, что видим мы, а за кулисами, а прежде? Это и оценка потенциала человеческих возможностей, и работа над собой, и уход за животными, и переезды из города в город, и решение финансовых вопросов. Единственное, что мне не нравится, использование лазерного шоу – это явно не для цирка. Слишком примитивно. Да и опасно для глаз.
Цирковых учебных заведений крайне мало. В цирке преобладают династии, потому что только друг у друга они могут чему-то научиться, а потом расти дальше. Но если кто-то попадёт в цирковую учебку, то считайте, что вам крупно повезло.
А теперь о цирковых программах, которые мне довелось увидеть. В рязанском цирке часто выступают различные коллективы. Ходим в цирк в Рязани потому, что билеты стоят недорого, от 300 рублей. В Санкт-Петербурге – не знаю, пока не было возможности попасть в питерский цирк. Относительную дешевизну билетов на цирковые представления и общедоступность нужно ценить, потому что за границей поход в цирк стоит намного дороже! (О том, как дела обстоят в Китае, не знаю. Но там любят цирк, хорошо понимают это искусство.)
Цирк «САФАРИ» (http://www.safari-circus.ru/). Труппа выступала в Рязани в 2008 году (февраль-март). У них красивое световое шоу и декорации. Великолепные верблюды, которые очень грациозны от природы. Где бы они не появились, они становятся украшением, счастливым талисманом. Честно сказать, всегда напрашивается сравнение с выпендрёжными лошадьми – ох, и артистки, на манеже они занимаются самолюбованием. А гордые, казалось бы, недоступные верблюды сами не понимают, насколько они величественны – о вечном повествуют эти «сыны пустыни». Было бы странно, если бы их не было в программе «САФАРИ».
Аттракцион с участием экзотических животных был создан в 1996 году Сергеем Нестеровым и Еленой Федотовой. «Первым в будущей разношёрстной труппе появился питон. Из калмыкских степей привезли двух молоденьких красавцев-верблюдов. В автомобиле «каблучок» приехал из Пензы пони Пончик, а в коробке из-под пылесоса привезли двух маленьких леопардов Томаса и Джессику. И начались напряжённые репетиции».
В составе труппы также: собаки, кот, обезьяна, зебра, кенгуру, лошадь, лама, африканские страусы, крокодил.
Запомнился виртуоз-жонглёр Виктор Шустов.
Артисты цирка и их номера: «Весёлый дворик» Алисы Нестеровой – самой юной дрессировщицы, «Акробатическое трио» Кирилла, Марины и Андрея Ивановых, балетная группа «Сафари», «Высшая школа верховой езды» Анастасии Федотовой, иллюзион в исполнении Елены Иконописцевой и Руслана Братко, «Бокс с кенгуру» Сергея Нестерова с участием Кирилла и Андрея Ивановых, полёт с батутом под руководством Анны Зверевой, соло-клоун Харри Игорь Яшников, воздушная гимнастка на полотнах Екатерина Шустова, воздушная гимнастка Наталья Кубата, в роли шпрехшталмейстера – Андрей Иванов.
Представление цирка «МАЙ» – «Морские звёзды» мне показалось скучноватым. Возможно, из-за философствований клоуна и костюмов, в которых выступали артисты. Эту программу мы решили посмотреть из-за пингвинов и морских львов. Морские львы были прекрасны, они очень сообразительные. Видно, что им нравится выступать. Конечно, они – главный гвоздь программы. Пингвины мелкие, но очень милые. Мне показалось, что они с трудом поддаются дрессуре, не всегда понимают, что нужно сделать, им нужно подсказывать.
Запомнился номер с собачками.
У меня всегда вызывают жалость кенгуру. Они такие несчастные – пугливые, тревожные, всё время глядят на дрессировщика, держатся за него. Мне всегда кажется, что с ними обходятся грубовато. Кенгуру не очень артистичны, им не нравится, когда много народу.
В составе группы также гуси, кошки.
Семейный цирк «МАЙ» родился 12 декабря 1914 года – вместе с основателем династии Бернардом Вильгельмовичем Майхровским. В 1997 году Евгений Бернардович, Борис и Елена Майхровские приступили к созданию мобильного комплекса «Театр Морских животных». С 1999 года начался творческий и производственный процесс.
Цирк «ПРАЙД». Конечно, в этом аттракционе главные – львы. Но львам скучно. Каждый сидит на своём месте, работает, а ведь так хочется поиграть друг с другом. Поэтому они несмело дотрагиваются друг до друга лапами, но дрессировщик не даёт расслабиться. Вообще, номер малоподвижный и короткий. А львов жалко.
Сейчас уже не помню подробности о Цирке «ПРАЙД». Но перед глазами календарик, и там указано, что в цирке работают ламы и кошки, танцующие собачки, гимнасты, жонглёры, эквилибристы и, конечно, весёлые клоуны.
Цирк Марицы Запашной приезжал в Рязань в ноябре 2010 года.
Наверняка все слышали о цирковой династии Запашных. В основном они работают с хищниками. Сын Марицы – Дан Запашный прекрасно управляется с мотоциклом («Жонглёр на мотоцикле») и выступает в дуэте с шимпанзе Чучей.
Дан и Чуча – акробатическая пара. Обезьяна копирует все трюки, выполняемые человеком. Но я заметила и импровизацию со стороны Чучи. Может быть, так и задуман номер.
И был забавный момент. У Чучи во время выступления развернулся рукав рубашки. И он, бедный, всё пытался завернуть его обратно, так как он его явно отвлекал, мешал ему. Но при этом он не терял нить программы, выполнял всё безукоризненно. Дан, будьте внимательнее к партнёру!
Также на манеж выходят шикарные кавказские овчарки. Говорят, они плохо дрессируются, но это миф. Может быть, они сами считают, что у них совсем другое предназначение. Но ведь и собак можно убедить!
Когда-то Марица выступала с леопардами и пантерами. К сожалению, сейчас такого номера уже нет. Я где-то читала, что как раз пантера очень сложно поддаётся дрессировке. Это весьма независимый, коварный зверь, за которым нужен глаз да глаз – иначе нападёт, едва поймёт, что ты перестал наблюдать за ним. Но зато леопарды используются в Индии в качестве сторожей, как собаки. Они переходят в разряд домашних животных. Но, думаю, что они гораздо опаснее собак – у них острее зубы, и ещё нужно опасаться их когтей.
Есть номер с попугаями. Мне всегда хочется, чтобы эти попугаи больше «говорили» и летали!
Сейчас я кое-что прочитала в Интернете про Цирк Марицы Запашной, посмотрела фотографии. Были там и мои любимые верблюды, но номер почему-то совсем не задержался в памяти.
Этот аттракцион основывается на классике жанра. Это очень чётко прослеживается. На мой взгляд, это не идёт в плюс. В подходе к программе чувствуется холодность и некоторая чопорность. Конечно, артисты – профессионалы. Но мне не хватало сердечности, дружелюбия по отношению к зрителю, ведь зритель всегда чувствует, вступают ли артисты во взаимодействие с ним.
О Московском «Цирке на воде» (http://www.aquacircus.ru/ru) нужно говорить особо. Я давно мечтала увидеть, что представляет собой такой цирк. И вот свершилось! В феврале 2011 года мы купили билеты и попали на представление.
На манеже выстроили невиданные декорации. Я думала, что будет проще – бассейн с водой. Но они соорудили целый фрегат.
Очевидным недостатком явилось то, что невозможно было сфокусировать зрение на чём-то одном. Надо успеть охватить взглядом палубу декоративного корабля, выступления артистов синхронного плавания в бассейне, выступления артистов балета на сцене перед бассейном,, выступления артистов под куполом, рассмотреть наряды, созданные безудержной фантазией художника по костюмам Натальи Чистовой. В результате моя голова не выдержала одновременной атаки, и я несколько утомилась. Выбирала для просмотра что-то одно, и упустила из вида всё остальное.
Костюмы у артистов были как на показе haute couture. Ну такие вычурные! Такие замысловатые! Мне, да и Саше, показалось, что это уже слишком, что это уже перебор. Очень отвлекает!
В этом аттракционе всё необычно только благодаря тому, как всё обставлено. Я ожидала большего, чем лицезрение спецэффектов и лазерного шоу. Лазерное шоу мне вообще не нравится, как я уже писала. Но в соединении с водой, брызгами, фонтанами оно приобретает очарование, околдовывает, завораживает. Поэтому я бы работала лазером только в сочетании с водой, которая преломляет свет, создаёт неожиданную ауру. В природе это можно наблюдать часто на водопадах, у реки. Было впечатление, что мы оказались в сказочном подводном царстве, хотя воду лили в бассейне. Было впечатление, что вода и свет соединились, и родилась мелодия – чистота помыслов, свежесть мысли, лёгкость полёта. Ах, как мне хотелось попасть в воду!
Что меня действительно удивило, так это живое пение Ольги Дьяченко. Я привыкла, что в цирке есть оркестр (кстати, рязанский оркестр мне нравится), много музыки, но всё в записи (кстати, я пока ещё не нашла ответа на вопрос о том, как решается проблема с авторством?). Я сначала не поверила своим глазам. Подумала, что артистка просто танцует под фонограмму. Но потом стало ясно, что она поёт живым голосом. Признаться, это подкупает и скрашивает ощущение распада внимания в водовороте костюмов и трёхмерности действа.
Выступили дрессированные морские львы Софи и Боб, такие гладенькие, активные. С ними занимается Андрей Шевченко.
Очень впечатлил номер «Эквилибр на свободной проволоке» Равшана Халикназарова.
Клоуны в Цирке на воде подготовили вполне адекватную программу – Равшан Халикназаров, Андрей Смирнов, Константин Петюшов, Юрий Буллах.
Это то, что запомнилось. В остальном мне поможет программка.
Артисты цирка и их номера: «Дрессированные собачки» Константина Петюшова, свето-музыкальная увертюра «Игра с хула-хупами» Надежды Подковыркиной, «Этюд с голубями» Светланы Лукьяновой, «Гимнасты на ремнях» – Алексей Яцик и Владимир Фурсов, «Гимнастки с лентами и обручами» – Яна Дмитренко, Светлана Лукьянова и Василиса Юмина, «Иллюзия» под руководством Владимира Фурсова, укротитель питонов и крокодила, игра с огнём – Александр Шаповалов.
Ещё очень много акробатов со скакалками, артистов синхронного плавания и балета, воздушных гимнастов, инженерная группа, операторы, звукорежиссёры и осветители.
А автор, художественный руководитель и генеральный директор Московского «Цирка на воде» – Яна Шевченко, которая открыла новый этап развития цирка на воде, создав в 1998 году новый коллектив – яркое и весёлое представление-дивертисмент.
Теперь моей мечтой остаётся увидеть представление какого-либо цирка на льду (кстати, коллективом «Цирк на льду» руководит Яна Шевченко, у них выступают белые медведи!) и китайских циркачей!
И последним представлением, которое мы посетили в Рязани весной 2011 года, был знаменитый аттракцион Филатовых «Слоны и медвежье шоу».
Бурые мишки катались не велосипедах. Это такой замечательный номер. Они настоящие виртуозы! Катаются намного лучше меня. Их не просто усаживают на велосипед – они сами поднимают его с манежа, усаживаются и ездят, ездят, совершая немыслимые повороты, объезжая препятствия.
А один мишка ездил на мотоцикле. При этом отключили прожекторы, и он катался при свете фар.
А что если такие мишки будут участвовать в мероприятиях байкеров?
Рассказывали случай, как в Питере из зверинца сбежали две собачки и медведь. Так эти собачки забрались в троллейбус, увидели публику и стали показывать свой номер. А мишка попал в парк Александрино и очень испугался. Лирическое отступление.
А вот и начался «медвежий бокс», который едва не перерос в настоящее побоище двух здоровенных мишек. Так что пришлось их разводить. Мне кажется, лучше такие номера не ставить.
В Цирке Филатовых работает слониха Рада (дрессировщица Татьяна Филатова). Давно я не видела слона. Тяжело ей было стоять на одной ноге, но она справилась. Единственное замечание: у Рады были потёртости. И мне показалось, что у неё не всё гладко в жизни.
Зверей в этом аттракционе много. Были здоровые собаки. Если я не ошибаюсь, бордосские доги.
Замечательные трюки показывала маленькая девочка. К сожалению, имя я не запомнила. Приятно, когда задействованы дети и когда им нравится работать.
Цирк Филатовых, как и Цирк Марицы Запашной, работает по классической схеме. Но тут больше тепла и душевности.
Хотела дать дополнение. Я часто замечаю, что некоторые животные в цирке отрабатывают свою программу без подачек. В основном это собаки. Часто – обезьяны, лошади.
Кошки, в отличие от них, за бесплатно не работают. Кроме одного случая. О цирке, где был тот кот, я напишу позже. Нужно найти фотографии, так как я забыла, что это был за цирк.
Почему я про это говорю. У меня была собака породы колли по кличке Долли. Я её обучила командам без использования какой-либо еды. И она выполняла их беспрекословно. А вот вторую собаку в моей жизни – пёску Гая, чудо-лайкоида, Саша стал дрессировать при помощи вкусняшек. И теперь эта собака с большой неохотой, да и то не всегда выполняет команды. То, чему он научился от меня без еды, он делает. Конечно, роль играет пол животного, влияет порода, настроение. Но если собаке не на что надеяться, нет связи «выполню – съем вкусное», она работает лучше.
Вообще, мне было бы интересно попасть за кулисы цирка и даже поработать там. Может быть, когда-нибудь у меня будет такой опыт. А пока я пишу для истории и изучаю историю.