Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 433
Авторов: 0
Гостей: 433
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Георгий КАЮРОВ


Пелагия

Рассказ

      Сельская старуха, баба Пелагия, сидела на лавочке у ворот своего двора и покачивалась – впе-ред-назад, вперед-назад… По возрасту ей бы выжить из ума, ан нет. Старуха была подслеповатой и неважно слышала, но с памятью у все в порядке, и поучать все норовила. Не из вредности, больше по привычке или из желания поговорить хоть с кем-то. Она говорила совет или наставление и про-тивно улыбалась своим беззубым впалым ртом, показывая красные десны. Ее рот, испещренный частоколом морщин, растягивался в улыбке, на подбородке шевелились редкие волосы. Сетка мор-щин по всему лицу сгущалась в мелкую ячейку и, как бы просеивая улыбку, выдавала ее импуль-сивно. Старуха, клокоча мокротой, хихикала, помогая себе кивками головы.
      Успокаивалась она так же неожиданно, как и начинала смеяться. Лицо разравнивалось до круп-ной ячейки, частокол морщин накладывался на рот. Губы, сомкнувшись, втягивались вглубь и что-то там постоянно, едва заметно, поправляли. Веки то замирали, то быстро-быстро мигали, как бы про-тирая близорукие глаза. Зрачков совсем не видно. От долгого смотрения на жизнь они размылись в радужке и сизыми пятнами бегали и застывали, теряясь на пепельных, с желтизной, яблоках.
       Она и сама не помнила, когда последний раз отлучалась от своего двора дальше этой лавочки. Когда-то давно ещё приглашали селяне на похороны какой-нибудь старушенции или старика. Она и не знала покойника, но хотя бы не забывали её, приглашали. Баба Пелагия утицей ковыляла, опи-раясь на клюковатый бостон* и угадывая по людскому гомону, где собрались. Это было так давно, что сразу и не припомнишь когда. Осталась старуха последней из тех дремучих сельских старцев. Все вымерли, и о ней сельчане забыли. Больше никуда не приглашали. Кому надо приглашать по-кинутую старуху на свадьбу?  
      Ранним утром, с первыми лучами, выходила баба Пелагия за калитку и садилась на лавку. Сру-бил её ещё муж. Пригодной лавка была только для сидения. Она как тот старый пень: все спотыка-ются, а возьмись за него руками – трухлявый насквозь. Садилась старуха и начинала раскачивать-ся. Ее щуплая, сгорбившаяся фигурка ссутулившейся спиной толкалась об каменный дувар** и мед-ленно склонялась, зависнув, замирала, и опять об дувар – тух-тух-тух.
      Одевалась бабка Пелагия всегда одинаково, в любое время года и в любую погоду. Тонкий шер-стяной платок черным куполом облеплял голову на манер монашки – с защипами по бокам и плот-ной лентой на лбу, накрест опоясывая тощую старческую шею и завязывался сзади меленьким узел-ком. Поверх коричневого платья на ней была надета вязаная кофта зеленого цвета. Заканчивали гардероб плюшевая тужурка, застегнутая на все пуговицы; коричневые обвислые чулки и войлоч-ные ботиночки серого цвета, с расстегнутыми ржавыми молниями по центру. И обязательно крупные бусы – стекляшки, плотно нанизанные на нитку, и посередине стертый алюминиевый крест. Вот и все украшения.
      Старуха иногда прекращала качаться, словно что-то вспомнив, начинала поправлять края ту-журки или поглаживать их, вкладывая в свои действия всю сохранившуюся в ней заботу. Доставала носовой платок, и хотелось присмотреться – не плачет ли? Нет, она сморкалась громко и прятала его в карман. Если чихала или кашляла, то обязательно громко, в обе ладоши и быстро растирала все, что в них попадало. Проморгавшись от столь многих совершенных действий, старуха опять на-чинала покачиваться.
      Спросят, сколько ей лет – она скажет, но не поверят, а метрика где-то глубоко в сундуке. Пове-рят, когда будут хоронить и перероют сундук. В сундуке все, что осталось от жизни старухи. Есть, правда, еще дети. Они тоже остались от старухи. От детей есть внуки и, наверное, правнуки, но их старуха не видела. Насчет правнуков сказать точно не может – только должны быть, и все.
      Дети давно живут в большом городе, наезжают редко. Раньше чаще. А когда – раньше? Послед-ний раз были очень давно. Она даже забыла, какие они. Если приедут, сразу и не узнает. В кармане старуха держит карточку. На всякий случай. Она и когда сидит, нет-нет достанет карточку и по-смотрит на лица детей. Плачет? Нет. Слез на это уже нет. Запоминает! Вдруг нагрянут?
      Нет и живности во дворе, кроме собачонки, которая из конуры вылезает крайне редко – старая. Двор зарос бурьяном. Тропинка только от дома к калитке. Нужника в бурьяне не видать, и тропинки к нему не протоптано. От дождей, снега осел нужник, покосился, и теперь в него и двери не откро-ешь, а чтобы зайти, в три погибели согнуться надо. Старухе нужник и без надобности. Все в ведро и за дом – удобрение. Вот только нечего удобрять.
      Саманный дом расползся, старчески присел к земле, одним краем соломенной крыши едва не касаясь глиняного бугорка. Глину привезли еще много лет назад, дом обмазывать, так и осталась кучка – размывается. Соломенная крыша, почерневшая, вся изрытая птицами, мышами и стихией, всей живностью покинута за непригодностью для обитания. И только почему-то ее стихия еще тер-пит, не разрушает. Оконца махонькие, мазанные перемазанные, крестовина рамы уже и не кресто-вина, оконца кругленькими глупыми глазками таращатся устало. Много они видели-перевидели – состарились.
      Только огород ухожен. Сосед по весне распахивает вместе со своим и садит. Забора между ого-родами уже давно нет. Если соседа, молодого розовощекого малого, спросить: Сколько? – он и не ответит. Наверное, всегда не было. Так еще с отцом распахивали. Отца уже третий год как схорони-ли. А при нем так было.
      А ведь был забор! Красивая изгородь. Давным-давно два крепких крестьянина-соседа нарубили лозы, сплели искусно и установили.  Жили дружно, сыновей растили. Так один за другим и оставили сынам дворы, нажитое. Сыны распорядились по-разному. Один в большой город уехал. Где он там? Второй своему сыну передал. А этот уже не помнит ничего. У молодежи память короткая, больше зрительная. Жизнь дедов – это так далеко – не видима!  
      Старуха выходит на лавочку и здоровается со всеми прохожими. Остановившимся – улыбается, играя сеткой морщин, щурится водянистыми глазками, и слезы без следа скатываются по щекам. Скрюченные пальцы землистого цвета шершаво трутся рука об руку. На них уже нет кожи, той, что делает ладонь розовой, теплой, бархатистой и заботливой. Кожа стерлась, всегда сухая, прохладная и блестит. Кисти не разгибаются полностью, а все готовы ухватить что нибудь – лопату, тяпку, ко-су… А хватать больше ничего и не надо. Да и силенок нет. Бывало, за день косой по полторы мерки проходила статная крестьянка Пелагия, и все хохоча, играючи. Потом до зари просиживала у око-лицы в ивняке. Там у них с мужем и о первенце задумалось. Потом будут еще двое, но один помрет. Дочка хиленькая родится, потому и выживет. Много смертей Пелагия повидала за жизнь. Мужа схо-ронила рано. Все одна и одна.
      Забежит почтарка – пенсию принесет. Куда ее – пенсию-то? Последнее время просила, чтобы продуктами лучше доставляла.
      Старуха, может, и дольше жила бы. Крепкая была. Не смотря ни на что, ходила сама, смотрела за собою. Но наступили новые времена – подгоняющие. Электричество отключили, подают только два раза в день по часу. О чем старухе в темноте мечтать, если не о смысле жизни?
      В селе горит старый фонарь. В ветреную погоду, раскачиваясь, скрипит и мотыляет, разбрасы-ваясь светом. Он и обозначает то единственное место, которым село еще соприкасается с цивилиза-цией.
      Сегодня старуха не спешит домой. Заранее приготовилась – подстелила на лавку дорожку, сло-женную вчетверо, и примостилась на ней. Сумерки наступили и зашлись. Фонарь включился и за-стыл – безветренно. Петухи откричались. Где-то пропикала радиоточка. Старуха качнулась назад, оттолкнулась от дувара и медленно склонилась головой к самым коленям – задремала.
      Мимо проносились редкие машины, проходили  парочки, спешили засидевшиеся в гостях селя-не. Кто ночью глядит по сторонам? Кто будет всматриваться в одинокий темнеющий комок на лавке,  может, это и не комок, а  так – тень.
      – Доброй ночи, мать!
      – Доброй… – прошамкала старуха, обтерла обслюнявленные губы и подняла голову, всматрива-ясь в темноту. Голоса не узнала и повторила: – Доброй, доброй…
      – Чего домой не  идешь?
      В темноте опять прошамкал ее рот, и вырвалось клокочущее шипение – смеется.
      – Не хочу домой, – сквозь смех заговорила она в темноту. – Помру, и забудут про меня. Так и буду лежать в доме – брошенная.

      Дня два сидела, завалившись на бок, скрюченная фигурка на лавке. Привык народ к тому, что сидит старуха Пелагия каждый день. Сидит первая на очереди.
      Кто следующий?


* Бостон – клюка, посох.
** Дувар – в Бессарабии каменный, глинобитный забор.


  

© Георгий Каюров, 31.07.2011 в 08:14
Свидетельство о публикации № 31072011081412-00226532
Читателей произведения за все время — 48, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Алёна Мамина
Алёна Мамина, 02.08.2011 в 01:26
У-ди-ви-тель-но!

Это произведение рекомендуют