Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 503
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 502
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Книга - это праздник, который всегда с тобой (Литературный обзор)

На литературном сайте «Живая литература» попалась мне на глаза очень любопытная статья Натальи (других данных автор не указал). Считаю, что материал будет интерсен не только мне. Вот!


Сижу и рассуждаю о природе грусти, навеянной статьёй Андрея Рудалёва. Именно грусти. Потому что, если говорить о тотальном охлаждении человечества к книге вообще, то это уже факт не просто печальный - трагичный, который и в самом деле можно рассматривать как предвестник апокалипсиса.

Но я уж не буду копать так глубоко...

Во-первых, грустно, что не сбываются наши мечты, Андрей. Мечты о "приобщении" и "посеве". Я тоже однажды приняла такое решение: пусть всё идёт, как идёт. Нельзя насильно сделать человека счастливым (а встреча с книгой - не что иное как счастье). В наше, такое унылое время можно ли лишать себя последней радости - чтения? Все ли, к примеру, имеют возможность путешествовать? А книга с наименьшими затратами позволит отправиться тебе в дальние страны. Да и любовь к туризму, кстати говоря, – в своей повальности – один из вероятных признаков скуки, и душевной дистрофии («но, несмотря на бурь удары, рифов глыбы,- ах, нечего скрывать! – скучали мы, как здесь»).

Путешествие по свету – занятие достойное, нисколько не предосудительное, но воображения оно не требует – совсем аналогично телевизионному вещанию и в противоположность умной, трудной книге. Только задействие всех твоих душевных сил, ума, чувств позволяет тебе избежать разъедающей ржавчины скуки.
Долго ли будет радовать тебя удачная покупка самой дорогой вещи? Через неделю она уже замылит тебе глаз. А любимая книга не надоест никогда. Книга – это праздник, который всегда с тобой.

И когда я вижу человека, не знающего радости чтения, единственное чувство в этот миг посещает меня: чувство жалости к поверженому неизлечимым недугом.
Чтение нецелесообразно? Нерентабельно?
В каких единицах измерить рентабельность чтения? В денежном эквиваленте?
Доколе?

Можно, наверное, считать читающего кем-то не от мира сего, малахольным чудиком, лохом, не имеющим понятия о том, как правильно устроиться в жизни. Но вот смотрю я сегодня на стремящегося любой ценой достичь успеха или хотя бы "не париться" в своём уютном мещанском мирке маленького человека и с огорчением вижу: как теряется он в затруднительных житейских ситуациях, как давят на него ошибочно кажущиеся ему неодолимыми обстоятельства. Смотрю и думаю: "А вот потратил бы ты хотя бы десятую часть своей жизни на чтение..."

Нет, книги не дают готовых рецептов. Но они аккумулируют в тебе такой запас жизненной энергии, вооружают такой уверенностью в себе, какую не дадут тебе никакие деньги. Сколько богатых людей уже свели счёты с жизнью только потому, что обанкротились - лишились единственной для себя защиты в этом мире - капитала.

И когда заводят на эту тему речь, я вспоминаю небольшой рассказ Антона Чехова, где молодой студент-юрист и крупный банкир заключают пари, по условию которого студент должен просидеть 15 лет в одиночной камере, чтобы по истечении этого срока получить от банкира в награду 2 миллиона рублей. 15 лет не иметь права - ни покидать камеру, ни общаться с себе подобными. Дозволительно только есть, пить и читать книги.

И не еда, не вино, а именно книги не только спасают узника от изоляции (ответ на сомнения Андрея, преодолевает ли человек ощущение одиночества, открывая книгу), но и дают человеку ощущение абсолютной свободы. Они и банкира косвенно спасают от разорения, несмотря на то, что пари герой, будь на то его воля, выиграл бы безоговорочно.

Все знают, чем закончился рассказ. Но я никак не могу удержаться, чтобы не процитировать записку бывшего студента, которую он оставил банкиру (и всем нам) перед тем, как добровольно за несколько часов до истечения срока покинуть камеру:
"Завтра в двенадцать часов дня я получаю свободу и право общения с людьми. Но, прежде чем оставить эту комнату и увидеть солнце, я считаю нужным сказать вам несколько слов. По чистой совести и перед богом, который видит меня, заявляю вам, что я презираю и свободу, и жизнь, и здоровье, и всё то, что в ваших книгах называется благами мира.

Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. Правда, я не видел земли и людей, но в ваших книгах я пил ароматное вино, пел песни, гонялся в лесах за оленями и дикими кабанами, любил женщин...

Красавицы, воздушные, как облако, созданные волшебством ваших гениальных поэтов, посещали меня ночью и шептали мне чудные сказки, от которых пьянела моя голова.
В ваших книгах я взбирался на вершины Эльбруса и Монблана и видел оттуда, как по утрам восходило солнце, и как по вечерам заливало оно небо, океан и горные вершины багряным золотом; я видел оттуда, как надо мной, рассекая тучи, сверкали молнии; я видел зелёные леса, поля, реки, озера, города, слышал пение сирен и игру пастушеских свирелей, осязал крылья прекрасных дьяволов, прилетавших ко мне беседовать о боге...
В ваших книгах я бросался в бездонные пропасти, творил чудеса, убивал, сжигал города, проповедовал новые религии, завоевывал целые царства...

Ваши книги дали мне мудрость. Все то, что веками создавала неутомимая человеческая мысль, сдавлено в моем черепе в небольшой ком. Я знаю, что я умнее всех вас…
Вы обезумели и идете не по той дороге. Ложь принимаете вы за правду и
безобразие за красоту. Вы удивились бы, если бы вследствие каких-нибудь обстоятельств на яблонях и апельсинных деревьях вместо плодов вдруг выросли лягушки и ящерицы, или розы стали издавать запах вспотевшей лошади; так я удивляюсь вам, променявшим небо на землю. Я не хочу понимать вас.

Чтоб показать вам на деле презрение к тому, чем живёте вы, я отказываюсь от двух миллионов, о которых я когда-то мечтал, как о рае, и которые теперь презираю…».
Наверное, найдутся желающие с этим поспорить. Здесь налицо утрированная трактовка воздействия книг на человека. Но писатель часто затем и сгущает краски, чтобы заострить ту или иную проблему.

В Америке говорят: «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Но это в Америке. У нас же всё - с точностью до наоборот. Может, потому наша страна никак не встанет на ноги?

Кучу банальностей тут уже наговорила. Позвольте ещё одну: книга – самый верный друг. Друг может предать, жена, муж – бросить. Книга – единственное, что тебе не изменит. Даже самый близкий друг не каждый день тебя поймёт. Но ты всегда найдёшь книгу, которая будет соответствовать твоему сиюминутному настроению.
Интернет лишь недавно вошёл в мою жизнь… Печально наблюдать, когда в ЖЖ какого-нибудь писателя в ответ на его серьёзные размышления о жизни, проблемах в стране, о книгах, наконец, читаешь легкомысленные комменты на грани флуда, которые оставляют так называемые френды, по всей видимости, друзья и знакомые блогера, а стало быть, неслучайные в его жизни люди. Что это? Фобия уязвимости, неуверенность в себе? Желание соответствовать современным поветриям «не заморачиваться» и «не грузиться?»
И всё-таки что-то внушает мне надежду. К примеру, вот это письмо на сайте одного известного писателя:

«День добрый, мне 20, большую часть осознанного времени в жизни, провел без пользы, со стаканом, благо без сигареты. Последнее время слава богу стараюсь, карабкаюсь из ямы, спасибо засаде. К литературе стал обращаться последнее время все чаще, с горестью осознаю, что времени осталось мало, а прочесть следовало бы уже многое к этому времени. Все это я к чему, у меня подрастает маленький брат, в будущем году пойдет в 3 класс, я хочу чтобы его знакомство и взаимоотношения с литературой были более теплыми и продолжительными нежели мои, поэтому считаю оправданным задать этот вопрос именно Вам: не могли бы Вы посоветовать мне примерный список книг и авторов с которых стоит начать знакомство с литературой, и естественно чем продолжить, хочу чтобы мой брат вырос хорошим человеком».

Я не знаю, в какую засаду попал юноша, но думаю: в какую ещё более глубокую яму надо погрузить наше общество, чтобы оно, наконец, осознало – без чтения книг, без осмысления прочитанного нам из неё не выбраться.

Когда я вижу здесь, на портале, молодых людей – Игоря, Артура, Лёшу, Юру, Женю, Антона, Мишу, избравших для себя такой неприбыльный, неблагодарный труд или непопулярное хобби как литература, мне начинает казаться, что не всё ещё потеряно, что наши дети сами не пропадут и не дадут пропасть нам.

И чтобы немного развеять грусть, я закончу произвольно сокращённым стихотворением Дмитрия Быкова:

«Какая б ни была эпоха под этой бледною луной, Россия со времён Гороха была читающей страной. Как говорил святой Савватий, у нас холодная страна. Ни для каких других занятий не приспособлена она. Рискованное земледелье, глухие, топкие места, от пьянства дикое похмелье (поскольку водка нечиста), трактиров мало (чай, не Дублин), рулит сатрапский фаворит, и восемь месяцев в году, блин, зима жестокая царит. Сегодня минус двадцать девять, назавтра минус тридцать пять... Чего ещё в России делать? Залечь в берлогу — и читать!

И коль учесть расположенье Россией правящих планет, так это лучшее вложенье ума, талантов и монет. Будь ты талантливый и смелый, имей кураж и меткий глаз, — но всё, чего ты здесь ни делай, быть может отнято на раз … Допустим, кто-то строит бизнес — но рэкетир подкрался, тать, и ты, жестоко дербалызнясь, идёшь, естественно, читать ... Допустим, ты откроешь прииск — придёт посланник от вождей и станет брать тебя на привязь: начальству прииски нужней. Отнимут всё: богатство, имидж, галдя при этом вразнобой... И только книгу не отнимешь. Что ты прочёл — навек с тобой.

Да как и жить, скажи на милость? Уж коль метафору дожать, то всё здесь надвое делилось: одним — сидеть, другим — сажать. Пускай хоть в новом поколенье не будет этаких засад. Введём другое разделенье: «Одним — читать, другим — писать!».

И если статус мой повысят, вручат погоны и доху — как мало от меня зависит! Здесь всё решают наверху. Больших иллюзий не питаю: другие пилят капитал, а я лежу себе читаю, как с детства, помнится, читал. Талантам проявляться негде. Я ничего не ухватил. Добыча газа или нефти — удел немногих воротил. В Госдуме — клоуны и клоны, и, поглядев на эту власть, моих сограждан миллионы туда раздумали попасть. Россия велика, обильна, известна газовой трубой, но так сервильна, так стабильна и так любуется собой, Сибирь вот-вот уйдёт Китаю, таланты гибнут на корню... А я что делаю? Читаю. Лицо хотя бы сохраню.

Да, господа! Признаем честно (не потому, что я злодей): у нас в России нету места трём четвертям её людей! «Читай! Роман — замена жизни, — я посоветую любя тому, кто хочет жить в Отчизне, при этом сохранив себя. — Читай! Для нас одна отрада — в пространстве как бы полусна прорваться в мир, где всё как надо: любовь — бесплатно, жизнь честна, чего-то стоит благородство, и все чисты и не грубы, и можно, главное, бороться — не предрешён исход борьбы!» О ты, который дружен с книгой! Тебе спасение дано: чуть что не так — немедля прыгай в её волшебное окно!..»

© Михаил Самарский, 27.07.2011 в 23:36
Свидетельство о публикации № 27072011233650-00226179
Читателей произведения за все время — 48, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют