Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 396
Авторов: 0
Гостей: 396
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Рецензия на пьесу Григория Берковича «МОСТ» (Кладовка (проза, не вошедшая в рубрики))

Рецензия на пьесу Григория Берковича «МОСТ»

Ну и задачка, скажу я вам, писать рецензию на хорошую пьесу, а в том, что пьеса хороша, сомнений не возникает. Ведь в задачу рецензента входит обнаружение и выявление отрицательных моментов с тем, чтобы учтя замечания, автор мог сделать своё детище ещё лучше. И что же делать, если этих самых моментов как будто и нет?

Архитектоника, язык, тема, стиль... всё выстроено, продумано и производит очень радостное впечатление. Хочется вернуться, перечитать ещё и ещё раз. Яркие образы не выходят из головы, остроумные диалоги, неожиданные ходы, приём работы со зрителем - всё это делает пьесу, безусловно состоявшимся, зрелым, крепким произведением.
Автор, несомненно, глубоко понимает и чувствует природу драматического существования. Задав появление персонажа ремаркой, он как бы отпускает его в вольное плавание, даёт свободу импровизации и лишь записывает спонтанно возникший текст, соответствующий обстоятельствам, поступкам, отношениям, событиям.
Слегка мешает(особенно при первом прочтении) некая небрежность в грамматике и орфографии изложения - многочисленные описки, ошибки в написании. Главная героиня именуется то «Ж» (Женщина) то «Человек». Создаётся впечатление, что текст написан единым духом, сразу набело, без правок, без корректировки. Ощущение, что герои явились в воображении автора и буквально потребовали занести их слова и поступки на бумагу... Где уж тут думать о правописании! Некогда! Только успевай фиксировать. Впрочем, это такая мелочь, что я и не обратил бы на неё внимания, если бы не лёгкая досада: ну что стоило автору почистить текст?!

Общее очень отрадное ощущение от пьесы лишь чуть-чуть меркнет при попытке проанализировать мотивировки поступков и характеры персонажей.

20-й век принёс миру огромное количество инфернальных и горних персонажей, как в литературе, так и в кинематографе. Достаточно упомянуть произведения Булгакова, Маркеса, пьесы Варфоломеева, Т.Дорста, П.Бессонна, фильмы: «Майкл» с Джоном Траволтой, «Нет вестей от Бога» с Викторией Абриль, «Жизнь не такая обыкновенная», где в роли ангелов выступили Дэлрой Линдо и Холли Хантер,  «Скеллиг» с Тимом Ротом...
Мы наблюдали курящих и употребляющих литрами спиртное ангелов, мы сопереживали необыкновенно обаятельным исчадиям ада, и в этом смысле персонажи Берковича ничуть не новы и находятся в русле литературных и кинематографических  поисков. Каждый из них являлся к герою, чтобы, перефразируя слова Гамлета, «глаза обратить вглубь души». Однако Ангела, уставшего от райской жизни и завидующего суете земного быта, так сходу припомнить мне не удаётся. Впрочем, эта усталость и зависть вполне может оказаться хитрым психологическим ходом персонажа, дабы исполнить главное предназначение - спасти героиню от греха самоубийства и указать путь истинный.
Ангел Берковича, как будто и не ангел вовсе, он совсем не похож на бестелесного, лишённого половых признаков посланца рая. Его характер вычерчен ярко, почти в духе его антипода - Чёрта. Он не лишён юмора и может поступать жёстко, он страдает лёгкой забывчивостью (кстати, было бы интересно усилить эту черту и даже довести её до гротеска) и наделён почти гаерской иронией. Он фокусник и гипнотизёр. Он буквоед, психолог и борец. Наконец, он талант, философ и глубоко страдающая личность.
Только вот это страдание лишь намечено автором, оно вроде есть, но не настолько сильно, чтобы до конца поверить. А ведь какая глубина может быть заложена в этом интереснейшем образе, будь он ещё более убедителен!
Его кредо - НАДО ТЕРПЕТЬ! - раскрыто автором вполне, но, как ни странно, скорее в его отношении к Женщине и Чёрту и лишь в экстремальные моменты. Он терпит оплеухи Чёрта, но терпеть «счастливую» райскую жизнь ему невмоготу.  Хотя, впрочем, это же наш Ангел, русский и поступает он по пословице: «в чужом глазу соринку видит, в своём бревна не заметит».

В конфликте между основной жизненной установкой и унылым, лишённым контрастов и остроты райским существованием кроется корень его страданий и желание вырваться из рутины. И вот тут мы постепенно, с помощью автора,  приходим к выводу, что явление Ангела обосновано, скорее, не необходимостью спасения героини, а именно своими внутренними мотивами – жаждой остроты человеческой жизни.
Всё происходящее для Ангела, это разыгрываемый им самим спектакль, в котором он и режиссёр, и действующее лицо, и зритель, следящий за развитием сюжета, сопереживающий происходящему, и через это сопереживание, обретающий катарсис, компенсирующий нехватку острых переживаний в райском существовании.

Подтверждением этой мысли является и финал пьесы, в котором становится очевидной неспособность Ангела предотвратить трагический исход судьбы героини. Мне могут возразить: но ведь грех самоубийства он предотвратил и, таким образом, выполнил свою миссию. Да, выполнил,  но лишь частично, ибо в идеале итогом его посещения должна была стать не гибель героини, а её дальнейшая жизнь, согласная с установками, внушёнными Ангелом. Только в этом случае она была бы приготовлена к жизни в раю.

Другой яркий персонаж пьесы - Чёрт - также соткан из вполне традиционных черт, ему присущих и в литературе, и в народных представлениях. Он «чёрный» шут, клоун, гаер, позёр. Он всеведущ и обольстителен. Он тонкий психолог и эффектный соблазнитель. Он умён и красноречив. И всё-таки, чего-то в нём не хватает для полноты образа.
Уж больно похож он на своего положительного антипода. Впрочем, возможно, в этом и была авторская задумка - вывести двух «братьев-близнецов» - окрашенных противоположными красками.
Другой вопрос, насколько противоположными и насколько это выгодно для воплощения на сцене? Конечно, это прежде всего задача режиссёра, добавить к начертанному автором образу выразительные краски для наиболее яркого впечатления, но автор должен эти возможности заложить. У меня, например, сложилось ощущение, что монолог Чёрта о жизни в аду недостаточно убедителен, чтобы соблазнить Женщину. А аргумент о том, что там «любой любому может по лицу нахлопать» совсем уж не попадает в точку. Женщину этот аргумент скорее отвратит, чем прельстит.
Финал же пьесы заставляет задуматься. Зачем Чёрт прыгает вслед за Женщиной и Ангелом? Он, противник всяких правил, с МОЛИТВОЙ (!) бросается спасать? Зачем? Ему ведь только это и надо? Если бы автор снабдил его последние фразы и этот поступок ремаркой, вскрывающей, к примеру, ликование Чёрта через ёрничание, то, пожалуй, всё встало бы на место. Но ремарки нет, автор оставляет режиссёру «поле для маневра». Зато финальная точка - три «булька» - безусловно, хороша.

Теперь о самом загадочном персонаже пьесы, о Женщине.
Загадочном, потому что мотивы её желания уйти из жизни неуловимы. Быт заел - слишком общее, муж поэт и пьяница - да ей просто повезло, ведь не бьет же, не скандалит (об этих и других его «грехах» - ни слова), не повезло с любовником - так уж не девочка, вроде, чтобы от неразделённой любви в петлю лезть. Страдает от того, что изменила мужу? - сомнительно. Ей не хватает Любви вообще? А кому её хватает? Разве что кино-звёздам и поп-идолам (но ведь это не Любовь!). Вообще, выписана Женщина достаточно умной, тактичной, снабжена иронией и тонким юмором по отношению к себе и к ситуации. Хотелось бы только глубже разобраться в мотивах, и тогда всё прояснится до конца.

К несомненным плюсам хочется отнести заботу автора об атмосфере происходящего. Пьеса насыщена звуками, автор вводит необходимые ремарки для создания световой партитуры спектакля, смело использует и обонятельные ощущения. Дальше только остаётся воплотить эти рекомендации на сцене, режиссёру и придумывать-то ничего не надо, всё уже заложено в ткани произведения.

Ещё один большой жирный плюс - умело придуманная и хорошо выстроенная игра со зрителями. Сам по себе приём не новый, но применён тонко, неожиданно, тактично, с юмором.

О жанре.
Автор его не указал, хотя по всем признакам это должен быть фарс. Однако, фарсу чужды глубокие психологические проработки, фарс тяготеет к локальным краскам, к масочности. Здесь же тонкие психологические нюансы и извивы выказывают стремление к трагикомедии. Таким образом можно предположить, что пьеса лежат на грани этих определений, в ней можно при желании найти и одно, и другое. Считать это недостатком ни в коем случае нельзя. В современной драматургии со времён Булгакова и Андреева соединение несоединимого прочно вошло в практику и, скорее, говорит в пользу многогранности взглядов автора, являясь признаком высокого мастерства.
Одна лишь авторская ремарка в самом начале пьесы способна всё объяснить и всё оправдать или, наоборот, поставить всё с ног на голову. Вспомните, выйдя на мост, Женщина, покопавшись в сумочке, глотает горсть ТАБЛЕТОК. Что это за таблетки? Дальше - полёт фантазии и варианты трактовки.

Жаль, что в кратком «формате» рецензии нет возможности ещё более углублённого анализа, но, думаю, что пьесу ждёт интересная судьба и горы исписанных листов бумаги, а может быть и подробнейшие исследования и разборы.

В заключении повторюсь. Пьеса, даже при наличии обнаруженных шероховатостей, несомненно хороша и достойна многократного воплощения на сцене.
Спасибо Автору (с большой буквы!), Григорию Берковичу.

Справедливый Сапожник.

Свидетельство о публикации № 22072011143044-00225509
Читателей произведения за все время — 79, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Беркович Григорий
Беркович Григорий, 26.07.2011 в 14:28
Ну, что сказать? ТАКОГО я ещё не получал:) Спасибо!
Теперь попробую ещё раз сам разобраться в этой пьесе:)
Во-первых, во-вторых и в-десятых, грехи спешки и беспорядочной записи мыслей признаю и каюсь.
По-поводу общего стиля написания. Мне когда-то показалось, что правильнее было бы не самому выписывать образы до скелета, а дать возможность режиссёру и актёрам привнести в них СВОЁ. Не своё понимание образа ,а кусок себя (что, как правило, и происходит, но через ломку авторского замысла. А тут - пожалуйста!, твори, не хочу:))
Дальше... АНГЕЛ.
Знаете, я работаю в доме престарелых. Предпоследнем приюте. Считаюсь очень ценным работником. Так вот. Многие старики-старушки называюи меня ангелом. А у меня грехов, как блох у бездомного пса. А мне, иногда, хочется бросить всю эту компанию и сбежать. Но нельзя, аксиомы духа не позволяют. Но хочется... Но нельзя! Плюс здоровая, цветастая плесень германской жизни. (Повторяю. Это - моё построение. У других - может быть другое)

ЧЁРТ.
Тут проще ответить по пунктам.
"Он, противник всяких правил". Мне кажется, нет ничего и никого без определённого свода правил. Постулат "у меня нет правил" - суть, то же правило. Есть правила естественные, есть придуманные. Дашать - правило, не хватать горящие угли - правило. Кроме того, у каждого правила есть свой предел. Скажем, законы Ньютона  - правило, но не для высоких скоростей. Подписание договора для чёрта - правило!
Нельзя без договора. И не мелкому чёрту решать, можно нарушить это правило или нет. МОЛИТВА рано или поздно может настигнуть любого. Даже чёрта. В данном случае, панический страх перед... перед ситуацией: душе отлетает без договора, ангел без крыльев, неумение плавать... ДА И ПРОСТО, ВСЁ ВДРУГ НЕ ТАК! А кто поможет? Не нарушитель же правил! Вот и просим помощи, в конечном итоге у последней инстанции.

ЖЕНЩИНА
Тут просто. Есть такое состояние, ПОРЫВ ДУШИ. Ну, вот не знаю, почему я это хочу, а это делаю, а это не делаю. Бывает, накопится всякое-разное и, хоп!, раждается на свет очередная глупость. Почему мы начинаем курить, зная, что это вредно, что изо рта воняет, что это траты? Почему мы орём на своих детей зная, что кроме вреда это ничего не принесёт. Почему мы готовы набить лицо тому-то или тому-то, только за то, что он... Почему мы готовы покончить с собой? У каждого своё понимание.

Вот, если коротко и навскидку.:)
Ещё раз, огромное Вам спасибо!
Хорошо было бы найти режиссёра, который возьмёт эту пьесу в дело, но это уже за пределом мечтаний.
С уважением,


Это произведение рекомендуют