Летит дороженька сквозь тесноватые лесные коридоры, протискивается сквозь кустарники, а выскочив на простор, шальным русаком стремглав уносится вдаль, к небесному скату, - только дымка курчавится в разогретом мареве.
Что ни говори, но все же замечательный край – Полесье! Где еще так звучно и радостно поют тугие струны сосен, разбуженные проказником-ветром?.. И вдогонку, словно спохватившись, разлетаются по округе звенящие птичьи рапсодии, одна другой краше, - аж дух захватывает! Сквозь густую, будто намертво сплетенную крышу не так азартно пробирается горячее солнце, не выжигает ярких, душу радующих акварелей: вот где порадовался бы дотошный пейзажист, выбирая натуры! Крутые овраги, полумесяцами упавшие посреди лесов, обнажив щупальца корневищ на склонах; топистые затхлые болотца, почти невидимые в камышах и осоке, но легко узнаваемые по голосистым лягушечьим концертам, - с кабаньими тропами неподалеку, с непроходимым подчас валежником, превращающим заповедные места в дремучее кощеево царство. Продираешься сквозь бесчисленные преграды, охаешь, когда какая-нибудь резвая ветка хлестко стеганет по лицу, и все кажется невольно, что внезапно сгинет лесная чаща, будто в стену упрется, - а перед тобой неожиданно встанет избушка на курьих ножках с моховыми подпалинами, заскрипит разбужено… И в окошке мелькнет сгорбленный старушечий силуэт, с детства узнаваемый…
Все-таки замечательный край – Полесье! Сколько сказок, сколько преданий отсюда родом!.. А иначе ведь и быть не может: всюду сквозит чародейство, на каждом шагу рискуешь лицом к лицу столкнуться с чем-нибудь неведомым… Не леший ли так завлекает в свои владения и путает тропу? Не кикимора ли болотная осторожно шуршит камышами, высматривая беззаботного путника?..
Ощущение чьих-то внимательных наблюдающих глаз не оставляет ни на минуту: хрустнет где-то в чаще сухая ветка, звонко выстрелит в тиши пронзительным звуком, и путник уже испуганно озирается по сторонам, напряженно всматривается в подрагивающие кустарники, ожидая любого подвоха… А вдруг и вправду притаился за деревьями леший, абсолютно не радуясь незваным гостям? Поди знай, что всплывет в следующий миг в дремучей косматой голове!.. Вот и сверлит исподтишка пристальным взглядом, раздумывает…
Человек цивилизованный усмехнется только да махнет рукою: точно сказки, вековые прибаутки! Может быть, это лось бредет по чаще, вслушиваясь в каждый шорох: чует чужой запах, нездешний запах, и оттого ощущение опасности заставляет сбавлять шаг, выжидать напряженно; или кабан рыщет в округе, ворошит тяжелым пятаком прелую хвою, стережет свою территорию… Тут уж действительно стоит держать ухо востро и побыстрее убираться прочь, - подобные встречи не сулят ничего хорошего!..
Где же она, дороженька заплутавшая? Одичала совсем, заросла до неузнаваемости, травами оделась… Давно уж не скрипели телеги в здешних местах, давно не урчали моторы, надрывно выкарабкиваясь из размытых колдобин… Отвыкло от посторонних звуков царство непуганых птиц! Может, и к лучшему? Может быть, именно поэтому чувствуешь себя совершенно иначе, чем в пригородных истоптанных перелесках, где кроме мусора и увидеть-то нечего? Разве встретит тебя вот так преспокойно под первым же деревцем гриб-боровик, раздвинув слежавшийся настил упругой шляпкой, надвинутой набекрень? Разве увидишь в другой березовой рощице столько стройных подберезовиков – как на парад выстроившихся?! Да и прочих грибов почти не сыскать – вытоптано все окрест, выхожено вдоль и поперек отдыхающими, превращено в бескультурную «культурную» зону…
В Полесских дебрях свой колорит, своя душевная лирика. Слушаешь разноголосые распевы, где-нибудь на пенечке пристроившись, наслаждаешься радостной музыкой природы, и будто оттаивает сердце, наполняясь непередаваемым звонким азартом… Вечность бы сидеть и радоваться! И вправду, зачем куда-то спешить?! Хватит на наш век еще бестолковой возни да сумятицы, нужно ловить мгновение, пока оно рядышком парит на своих тоненьких призрачных крылышках…
Но день неумолимо сползает с небес; вот и солнце в последний раз проблеснуло где-то сквозь ветвистые узоры, улыбнулось прощально… В чаще быстро вскипает темнота, выкарабкивается из сырых логовищ, и наступает победно, - скоро не отыскать тропинки среди темного царства!..
А в густом, остывающем небе взойдут крупные, дозревшие звезды. Перемахнут через ночную изгородь, да и выкатятся жемчужной россыпью, радостно блистая… Одна отрада путнику – звездочка путеводная, колокольчик божественный… В бескрайнем пространстве над головою, где-то там у каждого есть своя, единственная, чей свет пробивается сквозь миллиарды долгих километров с желанием донести весточку из далеких уголков вселенной… Звезды несут через долгие расстояния свой свет и свою любовь.
Над дремлющим Полесьем – безбрежный сверкающий океан. На нем полный штиль, лишь теплые волны омывают переливающиеся камушки да нежно напевают колыбельные уставшим путникам… Вдали от родного дома – это единственный причал для очарованной души в ночную пору! Покоем убаюкивая, уносит в сладкие сны…
И до рассвета в вышине будут гордо блистать яркие созвездия, дарить свой добрый путеводный свет, как и многие тысячелетия назад, вдохновлять беспокойные души, а все сиюминутное, суетное сгинет…
Нет ему места под звездами.