По плодам их…
Обращение к нашей Церкви епископа Анадырского и Чукотского Диомида вызвало бурю негодования в некоторой, известной её части. В чём только ни обвинили владыку! Умудрились даже неведомым каким-то образом увязать епархиальное Обращение с воссоединением Русской Православной Церкви, разорванной надвое иудобольшевиками. Точнее – углядели вредное какое-то влияние Обращения на это воссоединение.
Пожалуй, центральным пунктом всех обвинений, как всегда, обличил преосвященнейшего владыку широко известный мудроголовый диакон всея Рассеянии, безвылазно проживающий на этно-либерально-демократическом рассеянском телевидении и там же, судя по всему, получающий существенную часть своего жалованья. «Безнадёжно потерявшим связь с реальностью» заклеймил епископа нынешний светильник РПЦ, диакон, то есть, праведный. Ну, по части связи с «реальностью» с диаконом тягаться трудновато будет не только владыке Диомиду, но и всем христианам. То есть всем тем, кто живёт со Христом в своём сердце.
Оставив обвинителей с негодованием их пламенным, зададимся нехитрым вопросом: а что, собственно, произошло-то?
Епископ с сослужителями своими и паствой, искренне озабоченные нынешним состоянием дел в нашей Церкви, подняли ряд существующих проблем, требующих незамедлительного своего решения. Причём, список поднятых проблем далеко не исчерпывающий. Проблемы освещены только самые вопиющие, очевиднейшие. И что же? В ответ – возмущённо-негодующий гвалт. Однако в гвалте этом не обнаружишь ни слова о самих проблемах. Приём известный, типичный для известного рода мудрецов: в галдеже утопить саму суть поставленных вопросов.
Ну да хватит с нас этого. На самом деле всё очень просто. Как Истина.
В Обращении названы девять проблем. Что должно следовать за этой констатацией? Всего и дел-то. Первое: определиться с тем, не надумана ли данная проблема, существует ли она реально. Определились: существует. Второе: выяснить насколько соответствует таковое положение дел церковным канонам и Правилам святых отцов. Третье: в случае несоответствия нарушение или отступление от Правил должно быть немедленно устранено.
Всё. Никакого ломания копий и нарушения внутрицерковного мира и единства. Простое, но строгое следование Правилам, установленным духоносными столпами Церкви. Теми, кто со всем тщанием строил, и выстроил, совершенное здание Церкви на камне краеугольном, положенном Самим Основателем ея. «Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; – сказано было Им, – а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:37).
Всем нам необходимо раз и навсегда понять и твёрдо усвоить: здание это давно уже построено. И первоочередной задачей нынешних обитателей его является бережное и трепетное сохранение всего того, что не ими создано. А перед «обслуживающим персоналом» его, то есть служителями Церкви, помимо того стоит задача собирать, преумножать стадо овец Христовых и пасти его.
Из всего этого вытекает один, и тоже очень простой, вывод. Кто, учитывая неразрывную свою связь с «реальностью», против устранения нарушений и отступлений, тот, конечно же, друг «реальности». Но, как нетрудно догадаться, враг святым отцам. А следовательно, и враг самой Церкви Христовой. Ибо никто из людей «не может служить двум господам …служить Богу и маммоне» (Лк 16:13). А также сказано было Спасителем первым последователям своим: «как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр» (Ин 15:19). И ещё: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4) (выделено мною – В.П.). Комментарии здесь, думается, излишни.
А чтобы убедиться, что в Церкви нашей далеко не всё ладно, достаточно одного только примера. В Лавре-то нашей что творится?! Троице-Сергиевой. Превратили Лавру, святыню всего русского православного народа в большой бизнес-центр, а также и центр торгово-развлекательный (под развлекательностью разумею я толпы праздных туристов, голоногих и голопупых). А точнее – в «вертеп разбойников», по слову Самого Спасителя (Мф 21:13).
Это что, без ведома священноначалия творится? Да куда уж! Там ведь свой епископ в кресле наместника восседает. Да и сам настоятель, Патриарх, то есть, святейший, регулярно наезжает со свитою многочисленной. Для встреч разных, торжественных, с чиновниками государства рассеянского, криминально-демократического, и с прочими разными деятелями. «Сотрудничают» они. Ну, и помолиться тоже, конечно, «о благорастворении возду́хов».
И ни к каким Правилам святоотеческим, а паче того – к назиданиям Спасителя «привязать» это «творчество» в принципе невозможно. Ибо оно, с точки зрения христианства, есть не что иное, как беззаконие и творение «неправд» всяческих. «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16). И плоды эти, глянцево-яркие снаружи, но с червоточиной внутри, отравить способные неокрепшие в Вере души многих христиан, а также и отвратить от Церкви святой множество оглашенных, искренне готовых обратиться ко Христу, вопреки любой риторике иезуитско-ханжеской, явно и ясно показывают, кто есть кто.
Ещё об одном вопросе помянуть здесь стоит. О полноте Церкви нашей Православной.
Полнота церковная – понятие, безусловно, наиважнейшее и даже священное в жизни Церкви христианской. Ибо означает оно всю совокупность чад Христовых, вплоть до «малых сих» (Мк 9:42), составляющую единое тело Церкви. Глава которой – сам Христос. И только Он. Остальные все, какие бы ризы ни носили они, являются только лишь служителями. Его и её, невесты Его. Церкви, то есть, полноты её истинной.
Увы, наблюдать приходится воочию, как иные служители «разумные» возомнили, ничтоже сумняшеся, о себе самих и о других – подобных себе – служителях-распорядителях, что они-то и есть сама церковь, полнота её исчерпывающая. Ну а поскольку полнота – это они, то и могут позволить себе откровенно игнорировать остальную – бо́льшую и неразумную – часть единого тела, к полноте, видимо, по мнению их многомудрому, никакого отношения не имеющую. И вещать витиевато-велеречиво неполноте сей безсловесной о полноте Церкви.
Да не сочтёт меня кощунником православный люд, но при разглагольствованиях таких вот иерархов о церковной полноте пред глазами моими, почему-то, всегда и неизменно предстаёт тучность телес членов полно-властного митрополитбюро. А также и приближённой и близкой к нему полноты…
Папизм, на мой взгляд, строит (если уже не построила) для себя полнота сия начальственная. Печалуясь не о всенепременном исповедании Веры истинной перед кем бы то ни было, а прежде всего – о полноте собственной. Для того-то и Собор поместный фактически она упразднила, подменив его собором соподчинённых церковных начальников-управителей, требующих послушания себе, и желательно – безпрекословного и безоговорочного. Не надобен он ей. Ибо полноту распорядительную нарушить может.
По счастью, промыслом Божиим нам дарованному, среди начальников водятся и пастыри добрые, служащие не начальству, а единому Пастырю – Христу. Владыко Диомид – яркое, и не единственное, тому подтверждение.
Впрочем, поскольку принадлежу я не к полноте, а к простому православноверующему народу, ревнующему по Бозе, то есть о чистоте церковной, то и взгляд мой полнотою сей многомудрой вполне может быть расценен как «ревность не по разуму». А сам я, думаю, столь же вполне, могу быть зачислен в раскольники.
Этого-то мы уже навидались и наслышались. Кто не вписывается в политику полноты, тот уже и «не в разуме», ибо «потерял связь с реальностью». А кто возражать дерзнёт что-либо политике сей, сверяя её с Правилами святоотеческими, тот, само собою разумеется, «раскольник».
По этому поводу замечу следующее. Всем христианам известно, что на Суде страшном Господь отделит овец Своих от козлищ. Овцы и составляют Церковь Его. Из живущих же на земле никто не может с уверенностью сказать, на самом ли деле состоит он сам в Церкви Христовой или это ему только мнится.
Но отделение овец от козлищ происходит и на земле. И это отделение совершают сами люди. Тогда, когда делают свой выбор: с кем они? С Богом или же с Его супротивником, князем мiра сего, то есть с «реальностью» века нынешнего? (А реальность эта такова, что на наших глазах идёт активное, агрессивное и тотальное построение царства антихриста. Не видеть этого может только либо слепец, либо тот, кто очень не хочет видеть очевидного.) Причём, выбор этот принципиальный отнюдь не сводится к выражению его во внешних знаках: одевании или не одевании на себя ряс и подрясников, клобуков и панагий.
Те, кто с Богом, при всей своей греховности, стремятся твёрдо стоять в Истине веры христианской, православной, и исповедывать эту Истину при любых условиях и обстоятельствах. Те же, кто не с Ним, в какие бы тоги ни рядились они и какую бы «святость» ни демонстрировали, всячески учитывают «реальность» эту и приспосабливаются к ней. «Сотрудничают» с нею то есть. А также и объясняют ненавязчиво (или навязчиво) всем окружающим необходимость сотрудничества с реальностью мiра сего. Они же, по моим наблюдениям, и любят разглагольствовать о полноте и голосить о «раскольниках».
Однако отделение это земное есть не раскол Церкви, а только лишь закономерный результат собственного, личного, сознательного выбора самих людей. И оно ничего не раскалывает, а чётко, ясно и наглядно показывает, кто есть кто в ограде церковной. «Хитон мя обличает, яко несть вечерний»…
Господь Сам знает, кто причастен к Церкви Его святой, а кому в своё время скажет Он: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:23). Тем более это относится к тем, кто призваны собирать, но не только не собирают, а и расточают. Усугубляя участь свою тем, что расточают не своё, им не принадлежащее, но Божие…
Ну а мы, живущие сегодня на земле христиане, вполне можем, и должны, узнавать и знать друг друга по делам нашим. Ибо не к кому-то там, а именно к нам – христианам последних времён – обращены слова Спасителя, предупреждающие всех зрячих о лжеучителях и волках в овечьих шкурах: «По плодам их узнаете их»...
Владимир Путник Апрель 2007 года от Р.Х.