Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 553
Авторов: 0
Гостей: 553
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

ГЛАВА 37. БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, КАК СОВЕРШЕНЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ.

Следующий день прошел в бесконечных вопросах Макса и моих ответах, являя собой живую иллюстрацию того, что жизнь человека - это вечный... Нет, не бой. И тут позвольте с Вами не согласиться, уважаемый Александр Александрович. Жизнь человека - вечный поиск, который тоже не предполагает покоя. Правда, каждый ищет свое заветное, кто любовь, кто справедливость, кто богатство и власть, а кто-то истину, не уставая всматриваться в мрачную реальность жизни и вопрошать, почему. Почему ни одному человеку не удается избежать болезненного опыта? Почему войны не кончаются, машины разбиваются, люди умирают? Кто за этим стоит? Кто руководит безжалостным процессом? Бог? Но если он Один Единственный, то почему так много религий?
  -- Вот ты говоришь, Иисус не создает новой религии, -- вернулся к теме иудаизма и христианства Макс. -- Тогда почему он противопоставляет Закону свои утверждения? Он же ссылается на Закон, где сказано: "люби ближнего своего и ненавидь врага своего". На этом основании считается, что евреям, якобы, заповедана ненависть.
  - Макс, все оттуда, от невежества и незнания первоисточника, но не им самим, а людьми, взявшими на себя величайшую ответственность говорить от его имени. В Торе сказано: "Не враждуй на брата в сердце своем, не мсти и не храни злобы, а люби ближнего своего, как себя самого". О вражде к врагу нет ни слова. Он, как глубоко верующий еврей, не мог приписать Закону то, чего в нем нет.
  - А как же "око за око, зуб за зуб"? Разве этим не узаконена ненависть?
  - Нельзя выдергивать отдельные фразы из текста, приписывая им свой собственный смысл. В Библии конкретно сказано: "если будет вред", то есть при причинении вреда противником, "отдай душу за душу, око за око, зуб за зуб", дальше, если не ошибаюсь "руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб".
  -- Прямо-таки, сценарий голливудского блокбастера. - Ухмыльнулся Макс.
  -- Со времен Моисея понятие о справедливости мало изменилось.
  -- Тогда объясни мне, как соотносятся слова Торы "не убивайте" с законом "око за око, зуб за зуб"? Меня мучит это противоречие всю жизнь. Я никогда не мог возразить христианам на обвинения иудаизма, с одной стороны, в жестокости, с другой, в лицемерии.  
  -- Макс, повторюсь в который раз, все проблемы людей идут от их невежества. В данном случае, от незнания иврита. Перевод заповеди "не убивай" на любой язык не отражает истинного смысла, заложенного в этот призыв в Торе. В иврите есть два слова для обозначения данного действия: рецах - уголовное убийство, аруг – не предумышленное убийство, случайное. Заповедь Библии звучит, как "ло терцах"!
  -- То есть запрет на убийство из корыстных и иных побуждений?! В самом деле, настоящий уголовный кодекс.
  -- Возмездие же врагу -- это право данное Богом человеку для защиты того, что он уже получил от Бога.
  - Тогда почему Иисус обвиняет евреев в лицемерии, якобы молятся у всех на виду и раздают милость, чтобы видели все?
  -- Разве он обвиняет всех евреев огульно?
  -- Он говорит о тех, кто лицемерно молится в синагогах и на улицах.
  - А что, в его время существовали костелы и церкви?! Поверь мне, если бы он был Мессией, каким его представляют христиане, во второе его пришествие досталось бы и им на орехи. Он же борется за чистоту своей религии, потому что считает ее самой правильной. И продолжает тему Пророков о недостатках, или грехах евреев, среди которых лицемерие занимает не последнее место, как в прочем, у любого другого народа.
  -- Зачем?
  -- В развитии основной идеи иудаизма - все проблемы человека возникают вследствие его собственных грехов, за которые Бог наказывает. Чем быстрее евреи освободятся от своих недостатков, тем быстрее наступит Царство Божье на земле.
  - А как же чудеса? Он их совершал? Он накормил тысячи людей пятью хлебами и двумя рыбами?
  - Пойми, он прошел длинный и сложный путь религиозного обучения, на который становится далеко не каждый. Как правило, каждодневное общение с Богом раскрывает заложенные в людях необыкновенные возможности. Многие раввины обладали и обладают способностями целителей. Иисус был одним из таких. Он использовал этот дар для притяжения к себе людей. Но в случае в хлебами никакого чуда не было. Мы уже говорили, пришедшие в Галилею были членами ессейской секты. Они собрались из разных уголков страны в заранее оговоренное время и место. Естественно, с собой у них была еда. И когда Учитель стал передавать в толпу хлеб и рыбу, они стали делиться своими продуктами друг с другом, как было заведено у ессеев. Он даже ученикам, отправляя их в дорогу, советовал ничего с собой не брать, потому что ессеи, у которых они останавливались, снабжали их всем необходимым, о чем евангелисты тоже упоминают.
  - Кэтрин, ты говорила о тайной вечере. Так что же там происходило?
  - Во-первых, это был не обычный пасхальный седер, а ессейская трапеза, где заседал совет общины. Для этого был необходимый кворум в двенадцать человек, трое из которых, как предписывалось Уставом, жрецы: Иаков, Петр, Иоанн.
  - Разве они были жрецами?
  - Именно этих троих он выделил среди сподвижников и возвел на гору Фавор, где и произошла инициация, описанная как явление Преображения. По всей видимости, и на трапезе, что названа тайной, кого-то из учеников посвящали в очередной сан. Поэтому он освятил хлеб и, должно быть, сусло.
  - А как же вино? Всем известно, что в тот вечер он давал пить ученикам вино Нового завета. И потом, он даже воду превращал в вино.
  - Давай по порядку. Как назорей он не имел право употреблять вино. Что касается чуда в Канне Галилейском, то этот случай связан с исполнением традиции. Он пришел с матерью на свадьбу, где у хозяев не хватило вина для самого главного тоста, который должен произнести каждый иудей, когда ему плохо и когда он счастлив, потому что даже в самые радостные минуты он должен помнить, что ему... горько.
  - Горько?! Как же я забыл?! На моей свадьбе мы тоже поднимали этот тост... за разрушенный Храм.
  - Речь идет о первом Храме, построенном царем Соломоном и разрушенном вавилонянами. И хотя Храм был отстроен заново, а потом перестроен Иродом, еврею всегда горька память о его потере. Как ни странно, но в России прижилась эта традиция, кричать на свадьбах "Горько!", в другом, правда, контексте. Хотя до сих пор никто не понимает, к чему эти слова произносятся в такой счастливый день. Думают, что примета такая.
  - И все же, чудо было? Он превратил воду в вино?
  - Сегодня проведенное им действо назвали бы гипнотическим сеансом.
  - А чаша завета?
  - Вот это намного серьезнее. Мы уже говорили об Учителе Праведности, о существовании которого стало известно при археологическом открытии Кумрана. Из найденных в этом местечке у Мертвого моря документов секты стало ясно, что кумранская община ессеев называла себя "Новым заветом", то есть новым союзом с Богом, потому что старый, как они считали, был осквернен жрецами Храма, пребывающими во грехе.
  -- Я много раз пытался понять, что означает "Новый завет", но сколько ни читал христианских текстов, толкового разъяснения в них не нашел.
  -- Потому что объяснения всему, о чем пишут евангелисты, следует искать не в христианских текстах, а в иудейских. Ессеи свои священные писания хорошо знали. Скорее всего, на создание такого сомоназвания их натолкнули слова пророка Иеремии, через которого Бог обещает создать с сынами Израилевыми новый завет, взамен старого, который был заключен при их выходе из Египта.
  - И все же, Кэтрин, ты так уверенно говоришь о его принадлежности к ессеями, в то время как располагаешь лишь предположениями. Общие фразы, термины... Этого мало, чтобы выстраивать серьезную версию.
  - Для науки достаточно общей терминологии и фразеологии, полученных из разных источников, чтобы строить причинно-следственную связь. Но в данном случае нам повезло - веские аргументы имеются. В кумранских документах, которые датируются учеными 1-2 веками до нашей эры, имеется список молитвы "Отче наш", авторство которой евангелисты приписали Иисусу.
  -- А на самом деле, это сочинение Учителя Праведности?
  -- Не будем зацикливаться на авторстве этого текста. Достаточно того, что это ессейская молитва, написанная за сто лет до галлилейского проповедника. Еще больше доказательств принадлежности Иисуса к ессеям добавил Устав секты, согласно букве и духу которого была устроена первая христианская община в Иерусалиме, жизнь которой подробно описана в Деяниях апостолов. Прежде всего, это характер иерархической лестницы, замкнутый образ жизни в виде коммуны, и отказ от личного имущества в пользу общины.
  - Это организационная сторона. Должно существовать что-то очень серьезное в идеологии ессеев, что привело последователей к выходу из иудаизма.
  - Безусловно. Одной из ступенек, ведущей к возникновению христианства стала тема дуального устройства мира, присутствующая в иудаизме. Ессеи ее активно разрабатывали.
  -- Что это такое?
  -- Полярность бытия. Отсюда в их сочинениях постоянные сюжеты борьбы света с тьмою, правды с ложью, детей Бога с детьми Дьявола.
  - Это главная концепция христианства - борьба Добра со Злом! Бога с Дьяволом!
  - Эта тема присутствует во всех религиях. Другое дело, с какой исходной позиции она рассматривается. В данном случае, все как в жизни - ребенок имеет отличную от родителей точку зрения на один и тот же вопрос. Я не говорю о том, правильная эта точка зрения или нет. Она просто другая, и ты ее сразу определил.
  - Каким образом? - Макс явно недоумевал.
  - Ты противопоставил Дьявола Богу, и тем самым вышел за пределы иудаизма. А ессеи на тот момент этого еще не сделали, потому что борьбу Света и Тьмы рассматривали, как Божественное проявление. Согласно иудаизму, все создано Богом, все подчиняется его воле, в том числе свет и тьма, Ангелы и Дьявол. Следовательно, Дьявол - такой же слуга Бога. Их противопоставление - уже другая система координат, в которой Дьявол поставлен на один уровень с Богом. Странно, что в христианстве возобладала такая точка зрения, хотя в изложении евангелистов, дьявол цитирует иудейские писания, приветствуя Иисуса как ревностного их сторонника.
  -- Кэтрин, ты хочешь сказать, что христианство понизило статус Бога?
  -- Не просто понизило. В христианстве произошло перераспределение роли и функций Высших сил в судьбе человека. Отсюда столько непонимания, куда смотрит Бог, когда вокруг столько несправедливости?
  -- Да-да, людей всегда интересует, почему Бог бездействует? Еще хуже, когда наступает полное разочарование в жизни и обвинение Бога в зле.
  -- Бог не бездействует: с помощью Светлых сил он помогает человеку, а с помощью Темных - наказывает. И то, и другое зависит от правильности мыслей и поступков человека. Отсюда, главный посыл иудаизма: в своих проблемах следует винить самого себя.
  --А был ли выход за пределы иудаизма, когда Иисус называл Бога Отцом, а себя сыном?
  -- Иудаизм со времен Авраама строил отношения между людьми и Богом, как личностные. Стараниями Пророков Бог в сознании евреев превратился из ревнивого и жестокого в милостивого и все понимающего. Этапом на этом пути явилась концепция отношений между Богом и евреями, как Отца и детей, безусловно, духовных. Поэтому Иисус часто говорит своим соплеменникам "ваш Отец", имея в виду Бога.
  -- Но ведь в чем-то этот выход состоялся?!
  -- В пресловутой "богоизбранности", излюбленной теме антисемитов.
  -- Разве богоизбранность евреев не означает ответственность вследствие получения ими законов, по которым следует жить людям?
  -- Вот этого божественного выбора антисемиты никак не могут простить евреям, соорудив из обиды грандиозный комплекс неполноценности. Не тем, понимаешь ли, Бог доверился...
  -- А ессеям чем не понравилась богоизбранность?
  -- Они посчитали, что борьбу Света с Тьмою должен вести не богоизбранный народ, оскверняющий себя многочисленными грехами, а избранный Богом из их среды человек, Сын человеческий или Мессия. Для них принадлежность к роду Давида человека, выбранного ими в качестве Мессии, в отличие от фарисеев, не принципиальна. Следующая ступенька была пройдена Павлом, посланным апостолами проповедовать иудаизм среди язычников. Но он слишком переусердствовал, создав для них облегченный иудаизм - без кашрута, шабата и обрезания. А из Иисуса сделал посредника между людьми и Богом...
  -- Он называл Иисуса "господом"!
  -- Не совсем так. В его посланиях, написанных на греческом языке, Иисус именуется "кюриосом", что означает "господин, власть имущий, глава", то есть имеет тот же смысл, что ивритское обращение "адони". Павел, будучи правоверным иудеем, никогда не утверждал, что Иисус - воплощенный бог. Другое дело, что он слишком много говорил об Иисусе, как о необычном человеке. А свои религиозные чувства и взгляды обозначал малопонятным выражением "во Христе".
  -- Ты хочешь сказать, по Павлу "во Христе" означает "вместе в Машиахом"?! Я всегда был уверен, что именно Павел сделал из Иисуса бога, и тем самым совершил великий грех. Кстати, Иисус много внимания уделял грехам. На той вечере он говорил, что вино - это его кровь, которой смоются все грехи.
  -- Наказание за грехи и их искупление - основной тезис иудаизма, который поднимался всеми без исключения пророками, а затем мудрецами. Прямым продолжением этой темы является спор, кто милее Богу, праведники или раскаявшиеся грешники. Разные фарисейские школы по-разному отстаивали в этом споре свои позиции.
  -- Иисус отдавал предпочтение раскаявшимся грешникам.
  -- Но при этом находился в пределах единобожия, то есть иудаизма. Спорность его предпочтения очевидна. Как известно, не рекомендуется верить единожды солгавшему, а предавший один раз, предаст снова, что не раз подтверждалось жизнью. И, как это ни печально, твой случай – прекрасная тому иллюстрация…
  -- Что ты имеешь в виду?!
  -- Давай приблизим теорию к нашей с тобой жизни: до встречи со мной ты вел открытую публичную жизнь, мало придерживаясь моральных принципов. Потом сознательно отказался от своих привычек, а когда мы сошлись, не давал мне повода уличить тебя в неверности.
  -- Ты хочешь сказать, что в этот момент я был раскаявшимся грешником?
  -- Вне всяких сомнений. И вдруг – измена!
  -- Но ты сама показала мне кармическую связь с Вивьен…
  -- Такая связь не означает отсутствие у человека выбора. Тебя искушали, и ты поддался на провокацию. Следовательно, твои позиции не были прочными, в противовес тому, если бы изначально ты…
  -- Был «праведником»? И что, теперь Бог будет держать меня в пасынках?
  -- Если бы Бог держал тебя в пасынках, ты бы не выжил ни от пули киллера, ни от наркоты Вивьен, ни от ее выстрела. Богу угодна любая светлая душа, просто раскаявшегося грешника будут испытывать на прочность его взглядов и поступков чаще и серьезнее.
Я знала, насколько тяжелы для него любые воспоминания о недавнем прошлом, но без скрупулезного анализа произошедшего невозможно было начать новую жизнь. На мое счастье, в этом вопросе он был со мной солидарен, и не рассматривал мои слова как попытку обидеть или унизить его. Наоборот, через минуту его размышлений я услышала:
  -- Ты мне все время говоришь о необходимости просить прощение у души Вивьен, забывая, что самое главное прощение я должен заслужить у тебя.
  -- Наверное, потому что я давно тебя простила…

Макс никогда не был в Москве, и, конечно, Красная площадь и Кремль произвели на него должное впечатление. Но в мои планы не входило проведение туристического тура; я водила его по местам моего детства и юности: школа, дом пионеров, любимый Кусковский парк. На одной из его аллеек он мне напомнил:
  -- Кэтрин, мы не закончили разговора о «тайной вечере». Скажи, что ты думаешь о вине, которое следует считать кровью... Согласись, странные ассоциации.
  -- Не будем категорично утверждать, что это его ассоциации: Евангелия написаны много позже произошедших событий. Ассоциации, вложенные в его уста, не странные, а сложные. Не забывай, дело происходило в первый вечер главного еврейского праздника, кульминацией которого являлся накрытый стол с обязательным жертвенным агнцем - Пасхой.
  -- Почему же в наши дни его нет на пасхальных столах?
  -- Потому что после разрушения римлянами Храма, что случится через сорок лет после казни Иисуса, у евреев нет ритуального места, где бы они могли приносить жертвы Богу, и религиозный порядок пришлось изменить. Мы же читаем, что Иисус заранее велел ученикам приготовить Пасху.
  -- Странное название "Пасха"! Откуда оно взялось?
  -- Из арамейского языка, ставшим разговорным для евреев со времен вавилонского плена. Оно означает тоже самое, что ивритское слово "Песах". Но если христианство сделало слово "Пасха" символом воскрешения, то "Песах" сохранил свой первоначальный смысл...
  -- В переводе, если не ошибаюсь, Песах означает "Он перескочил".
  -- Да. Во время десятой египетской казни Бог перескочил, или правильнее, миновал еврейских первенцев, не пощадив египтян. По указанию Моисея в ночь этой решающей последней казни в каждом еврейском доме принесли в жертву Господу агнца. Вообще, тема жертвенного барашка проходит красной нитью в иудаизме, начиная с Авраама, который должен был принести в жертву Богу своего сына Ицхака. За беспрекословное подчинение Авраамом Божественной воле и за смиренное принятие своей участи Ицхаком, Бог в последний момент изменил свое решение. В жертву был принесен барашек - агнец. В этом евреи видят величайший смысл - отказ их Бога от человеческих жертвоприношений, в то время как языческие боги остальных народов и племен активно их требовали. А теперь представь сидящего во главе пасхального стола Иисуса, напрягшегося в ожидании - скоро должно произойти то, к чему, как ему казалось, призывал Господь. У евангелистов сказано, что он стал излагать ученикам свое виденье Царствия Божьего на земле. О чем конкретно он говорил, евангелисты не уточняют, но можем предположить, что одной из тем был отказ от жертвоприношений, яростными противниками которых были ессеи.
  -- Но ведь он сам только что ел мясо принесенного в жертву животного?! - Горячо возразил мне Макс.
  -- Вполне возможно, что именно это дало повод к возникновению ассоциации "кровь - вино - прощение". Например, ему могли вспомниться слова пророка Исайи, устами которого Бог возвещает жрецам, что Ему противны приносимые ему жертвы животных, запах курений, и требует омыть "руки, полные крови".
  -- Бог заменил человека агнцем; ессеи заменяют кровь агнца вином. Грехи сняты, а жертв нет. Это и есть чаша очищения? Хитро...
  -- Сюда можно добавить еще одну ассоциацию - козла отпущения. С незапамятных времен у евреев существовал обычай возлагать на голову живого козла все грехи, а затем отпускать его в пустыню.
  -- И опять, грехи сняты, а никакого ритуального убийства нет?! Хорошо, допустим, чаша с вином - один из атрибутов "Нового завета", каким его видели ессеи. Но почему он взял на себя функции Бога, прощать людей?!
  -- Он утверждал, что "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи", потому что претендовал на роль Мессии, посланного евреям самим Богом в качестве помазанника на иудейский трон. Следовательно, эта функция делегирована Мессии Богом, как в свое время Моисею, Судьям, а потом еврейским царям.
  -- Ты хочешь сказать, что и здесь не было выхода за рамки иудаизма?! Но он говорил еще и о хлебе - что это тело его.
  -- А вот это уже языческие придумки. Но благословение Иисусом хлеба на той вечере важно для понимания совершенно другого эпизода - его первого явления людям после "воскрешения". Если помнишь, через несколько дней после казни, его якобы повстречали двое на пути из Иерусалима. Незнакомец прошел с ними долгий путь. Лука говорит, что за это время он прочитал целую лекцию, "начав с Моисея и Пророков, разъясняя все сказанное о нем в Писаниях". Но видимо слушатели попались бестолковые, потому что только к вечеру, когда во время еды незнакомец надломил хлеб, они узнали в нем Иисуса.
  -- И что здесь странного? Вряд ли они знали его в лицо...
  -- Конечно, не знали. Поэтому меня всегда интересовало: каким особенным, определяющим его опознание способом, он надломил этот хлеб - наискосок, на кусочки его покрошил?
  -- Ну, и как же?
  -- Он надломил хлеб, а не мацу! Ведь все происходило в Песах. Вся страна употребляла в еду опресноки, а этот - хлеб. На несчастных это произвело такое колоссальное впечатление, что они кинулись в Иерусалим с известием о его воскрешении, не понимая, что их попутчиком был никому неизвестный ессей.
  -- Значит, все-таки нарушение Закона было?!
  -- Нет. Ессеи хотели казаться правильнее остальных собратьев, а потому придерживались другого прочтения Торы, которая регламентирует еврейский календарь. В наши дни такого расчета придерживаются самаритяне, считающие себя истинными ревнителями Торы.
  -- Хорошо, допустим, вечеря была тайной потому, что это был сбор заговорщиков, ожидавших результатов вооруженного восстания. Иисус был духовным лидером заговора, а исполнителями зелоты. Но почему за столько лет никому не приходит в голову увязать их вместе?
  -- Потому что люди живут в плену стереотипов. Выход из них возможен при воссоздании исторической правды. Ты помнишь, как заканчивается вечер?
  -- После разговоров с учениками и предсказания предательства Иуды, он уходит за пределы города.
  -- Согласись, слишком резкий переход от восторженного провозглашения Нового завета, реализацией которого должно стать установление Царства Божьего на земле, до поспешного бегства из Иерусалима.
  -- Неужели произошло что-то очень важное, что евангелисты не посчитали нужным сообщить?
  -- Евангелисты сообщили все, просто не нашли причинно-следственную связь между событиями. В то время как любое действие человека - ответная реакция на конкретную причину. Вот и поведение Иисуса, резко поменявшего свои планы, можно объяснить провалом мятежа, о чем упоминают евангелисты. Ничего не успевших толком сделать разбойников, как мы теперь понимаем зелотов под предводительством Варравы, схватили римляне. И это очень важная деталь. Все время до казни они будут содержаться отдельно от Иисуса, поэтому их связь не бросается в глаза.
  -- Ты считаешь, он хотел бежать, скрыться?!
  -- Конечно. Получив печальное для него известие, ему ничего не оставалось, как уйти из приютившего его дома, чтобы не навлечь беду на хозяев, и попытаться затеряться в огромной массе паломников, ночевавших под открытым небом на Масличной горе. Для его опознания и потребовался поцелуй Иуды...
  - Сегодня много говорят, что Иуда не предавал. А ты как думаешь? Вообще-то странная история. С одной стороны, он знал о предстоящем предательстве Иуды, с другой верил ему настолько, что доверял деньги.
  - Ничего он заранее о предательстве Иуды не знал. Все произошло спонтанно. А доверял ему и еще трем ближайшим ученикам настолько, насколько доверяют родным братьям. Пойми, он решился на очень ответственный шаг - установить Царствие Божие на земле. Но не абстрактной земле, а на своей родине. Он поставил своей целью подчинить жизнь евреев только Закону. Поэтому и сподвижников, выбирал преданных, по возможности связанных с ним родственными узами, что в те времена было определяющим. С одной стороны. А с другой, требовал от них жесткого подчинения без всякого снисхождения на родство. Потому как и ответственность на них возлагал величайшую!
  -- Какую же? Он что, и роли заранее распределил?
  -- Конечно. "Сядите на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых". Разве это не четкое указание, что сподвижники станут судьями Синедриона или его наместниками?
  - Его братьев звали: Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда. - Стал вспоминать Макс.
  -- В "Деяниях" рассказывается, что Иаков с Петром руководили первой христианской общиной в Иерусалиме. Иаков напрямую называется "братом Господа". Шимон от самого Иисуса получил прозвище Петр, что по-гречески означает "камень".
  -- Потому что он первый признал в нем Мессию.
  -- Не только поэтому. На Шимона он возлагал особые надежды и хотел видеть в нем опору своей власти, потому и дал такое прозвище. Петру доверялись ключи от царства, чтобы решать, кого туда можно пускать, а кого, нет.
  -- Что-то вроде службы безопасности?..
  -- Речь идет о возведении Петра в сан Первосвященника. По всей видимости, Шимон был умнее, взвешеннее и проницательнее остальных братьев. Если помнишь, он единственный, кто пытался отговорить Иисуса от задуманного. А в ответ услышал: "Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн..."
  -- Но может быть, он единственный, кто был посвящен во все планы Учителя?
  -- Не все так просто. Матфей описывает сцену, когда ученики пристают к нему с расспросами, кто будет наибольшим в Царстве Небесном. Значит, уже заранее думают, кто из них будет важнее, значимее в том царстве, какое он установит, как Мессия. А он им в ответ прочел целую лекцию о горе от соблазнов, посоветовав при соблазне отсечь руку или ногу или вырвать глаз. Но еще нагляднее эпизод, когда уже при подходе к Иерусалиму его атаковала мать братьев Заведеевых с требованием посадить сыновей по правую и по левую руку от себя.
  -- Делили шкуру неубитого медведя. Так, кажется, по-русски?.. Послушай! - Вдруг воодушевился Макс. - А кто был настоящим отцом Иисуса? Мария досталась старцу Иосифу: у того оказался самый короткий посох, на который сел Святой дух, принявший образ голубя, и посох расцвел. По сути, жребий.
  - Ты пересказываешь эпизод из апокрифов. В число канонических текстов апокрифы не приняты, но рекомендованы для чтения в религиозный общинах. А зря. Потому что от первого до последнего слова являются чистейшей выдумкой. И про посохи, хранившиеся в Святая Святых Храма, и про брак между двенадцатилетней девочкой и престарелым мужем.
  - Но зато это многое объясняет...
  - Да ничего это не объясняет. Макс, это же Иудея, Тора, Закон! Помнишь самую первую заповедь, данную Богом самому первому человеку? Ну, вспоминай! "Плодитесь и размножайтесь". Брак, не предполагающий потомства, не мог быть освещен ни одним еврейским священником. А нам рассказывают, что всей этой сомнительной историей руководил первосвященник - главный блюститель Закона. Глупость! И потом, ты только что перечислил братьев Иисуса, из коих он был старшим. А были еще сестры. Не мог быть Иосиф престарелым, ну, никак. Другое дело, на каком этапе жизни Марии появился Иосиф?
  - Кэтрин, ты серьезно? Признаться, я пошутил по поводу настоящего отцовства...
  - А попал в самую точку. Ты когда-нибудь задумывался, с чего бы вдруг женщине перед самыми родами понадобилось покидать родные места и нестись в неизвестность?
  -- А как же перепись?
  -- Перепись проводили римляне для оценки имущества евреев, а не с целью выяснения их родоплеменных связей. Поэтому уход Иосифа из дома во время переписи можно расценить, как прямое неподчинение властям. Если же вопреки историческим сведеньям на минуточку предположить, что перепись инициировалась иудейскими властями, то Иосифу при условии, что он был потомком Давида, действительно пришлось бы отправиться в Вифлеем.
  -- Ну вот, видишь...
  -- Но это совсем не значит, что туда должна была следовать вместе с ним беременная жена, так как женщины при подобных мероприятиях игнорировались. Но если Мария решилась на такой поступок, значит ей и ее будущему ребенку грозила реальная опасность.
  -- Ей или Иосифу?
  -- Что может угрожать жизни обыкновенного плотника?!
  -- И что же?
  -- Последствия восстания, поднятого евреями против переписи.
  -- Иосиф участвовал в нем?
  -- Может быть. Но дело не в Иосифе, а в первом муже Марии - настоящем отце Иисуса.
  -- Так-так, неужели рассказ о беременности невесты Иосифа имеет реальную историческую основу?
  -- Как любая легенда. По всей видимости, Иосиф женился на беременной от другого мужчины женщине, чтобы спасти ее и ее детей. Она была вдовой руководителя восстания.
  -- Что значит, детей? Будь добра, разъясни.
  -- Два евангелиста, Матфей и Лука, подробно рассказывают о всех перипетиях рождении Иисуса. Однако разница между историческими ориентирами, к которым они привязывают его появление на свет, составляет как минимум десять лет. Я уже говорила, что вполне доверяю Матфею, который сообщает много исторических подробностей. Он считает, что рождение Иисуса произошло в последние годы жизни царя Ирода, а возвращение семьи из Египта - при его приемнике Архелае. Приход Архелая к власти сопровождался массовыми волнениями населения, что в исторических хрониках получило название "войны Варра", по имени римского военноначальника, безжалостно подавившего очаги еврейского сопротивления. Многие участники событий, оставшиеся в живых, вместе с семьями бежали в Египет.
  -- А как же перепись?
  -- Перепись - другой важный ориентир в этой истории. Она проводилась через десять лет после смерти Ирода, когда кесарь отстранил от власти Архелая, и посадил вместо него своего наместника. Римлянам нужно было разобраться, что максимально можно выжать из нового приобретения. Евреи понимали, что им грозит повышение налогов. Особенно неспокойно было в Галлилее, поэтому восстание там вспыхнуло как спичка.
  -- Это исторический факт?
  -- Конечно, оно нашло свое отражение в исторических документах того времени. Восстание было подавлено. Руководители казнены, активисты разбежались. Именно об этом времени повествует Лука, рассказывая, как плотник Иосиф, с женой на последнем месяце беременности, добирается из Галилеи в Вифлеем, где не может найти места ни в одном из постоялых дворов. Но если мы сложим рассказы Матфея и Луки, то можем предположить, что Иисус родился в 4-5 году до нашей эры. Его младенчество пришлось на период войны Варра и бегства семьи в Египет. А через десять лет, после разгрома восстания из-за переписи, в Вифлееме родился брат Иисуса. Может быть, самый младший, Иуда, названный так в честь погибшего отца, руководителя восстания. Иосиф Флавий называет его одним из создателей "четвертой философской школы"...
  -- Постой, постой. Про кого ты говоришь?!
  -- Про Иуду Галилеянина. Его взгляды признаются основополагающими в развитии национально-освободительного движения иудеев. А "четвертая философская школа" - это зилотство.
  -- Стоп, Кэтрин, дай перевести дыхание. Мне кажется, стоит выстроить последовательную цепь событий.
  -- Тогда нужно начинать из далека - с молодых лет Ирода, который в стремлении угодить Риму, казнил предводителя шайки разбойников Иезекию. Но разбойником его считали римляне, потому что он нападал на те поселения, где безоговорочно принималась власть Рима. А для евреев Иезекия был национальным героем. С его казни, получившей очень громкую огласку и массу последствий, началась политическая карьера Ирода.
  -- И какое отношение разбойник имеет к Иисусу?!
  -- Самое прямое, насколько родственно близки дед и внук. Иосиф Флавий сообщает, что казненный Иродом разбойник Иезекия имел сына Иуду.
  -- Но об отцовстве Иуды нет и намека!..
  -- Нет прямых доказательств, а намеков сколько угодно. Во-первых, людская молва не просто так приписала Ироду болезненный страх перед родившимся Иисусом, что вылилось в легенду об "избиении Вифлеемских младенцев". Евреи Ирода, мягко говоря, не любили, считая узурпатором. Да и сам он всю жизнь опасался любых претендентов на свой трон. А тут родился внук легендарного человека, казненного Иродом без соблюдения еврейских законов, то есть без суда и следствия.
  -- Человеческая справедливость требовала возмездия?
  -- Личностный элемент в борьбе с властью никто не отменял. Но вернемся к Иуде, сыну Иезекии. Он получил прозвище Галилеянин, став известным человеком не менее своего отца. Об уровне его популярности можно судить по количеству упоминаний о нем Иосифа Флавия. Среди бесконечных и подробных рассказов историка о царях, наместниках, военноначальниках, интригах и хитросплетениях придворной жизни, он не забывает упомянуть не имеющего никакого знатного происхождения или духовного сана Иуду Галилеянина, который регулярно организовывает восстания евреев, а во время войны Варра даже объявляет себя Мессией. Теперь ты понимаешь, за какого человека вышла замуж Мария?!
  -- Послушай, когда младенца принесли в Храм, прорицатель предрек ему великое будущее. Выходит, его слова о предначертании в нем будущего Мессии вызваны уважением к реальному земному отцу Иисуса, которого он знал?
  -- Или который в этот момент держал новорожденного на руках. Настоящий отец Иисуса был по сути национальным героем.
  -- Кэтрин, а ведь это многое объясняет. И поведение Елизаветы, когда к ней приходит Мария. И отношение Иосифа ко всей этой ситуации.
  -- Не только это. Такая версия происхождения Иисуса - ключ к пониманию мотивов его поведения. Обрати внимание, сколько и каких слов ты только что произнес: "предначертание", "великое будущее". А теперь представь, каково было ему жить с этим?! Ведь на него, еще находящегося в утробе матери, уже возложили миссию достойного продолжателя дела деда и отца! А потом младенцу стали пророчить великую славу освободителя народа подобно его предкам.
  -- Да, наверняка, ему было не просто жить под таким прессом. Но мы ничего об этом не знаем. О его детских и юношеских годах ничего неизвестно. Их еще называют "потерянными годами Христа".
  -- А что можно сообщить о ребенке, подростке, а потом молодом человеке, который день изо дня учит Тору в ешиве? Хотя Лука приводит один очень показательный эпизод из его детства...
  -- Когда, попав мальчиком в Храм, он не хотел оттуда уходить? Считается, что уже тогда он осознал, что его настоящий отец Бог.
  -- Давай, будем реалистами и, исходя из земной логики, предположим: бунтарь Иуда Галилеянин своими идеями о том, что евреи должны подчиняться не земным царям, а только Богу и Его Закону, заложил в сыне мощный религиозный фундамент. Учеба в ешиве усилила веру еврейского мальчика, доведя ее в каких-то моментах до фанатизма. И вот мы видим продукт такого воспитания: ребенок искренне не хочет покидать Храм, главный дом Бога, которого все окружающие вокруг почитают Отцом. По всей видимости, Иуды в это время уже не было в живых; отчим Иосиф не стал для мальчика авторитетом. Не мудрено, что все свои помыслы и чаянья впечатлительный подросток направил к Богу, в котором соединил духовного отца с потерянным живым, ставшим в народе легендой.
  -- Я сейчас подумал о том, что ты, наверное, права по поводу пресса, постоянно давившего на него. В Евангелиях есть очень странный эпизод, когда семья уводит его от людей, говоря, что он не в себе, объясняя, что такое с ним случается иногда.
  -- Да уж, какая психика выдержит груз людских ожиданий, облеченных в форму богоизбранности?! А какие высоченные требования к самому себе стоят за словами "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"?
  

© Ирина Хотина, 15.06.2011 в 09:27
Свидетельство о публикации № 15062011092721-00220608
Читателей произведения за все время — 43, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют