Казаки уезжали от Дона,
Защищать на Балканах болгар,
Им славянка-казачка у дома,
Поцелуй отдавала свой в дар...
Вот таковы были слова, распевааемые в те времена на мотив "Прощание славянки". Пройдут годы и их перепишут не один десяток раз, и под марш, и под песню, но образ женщины-славянки, провожающей на войну любимого, останется в них навсегда.
А потом был выстрел в Сараево, началась Первая мировая война и потянулись из России на запад бесконечные воинские эшелоны, тревожно гудящие под звуки уже обстрелянного на Балканах боевого марша-подростока. Историк Н. Яковлев в своей книге «1 августа 1914» приводит дневниковые записи командира роты 106-го Уфимского полка 27-й дивизии капитана А.А. Успенского, находившегося с начала августа 1914 года вместе с полком в летних полевых лагерях в Вильно: «…звучит команда: «На молитву – шапки долой, певчие перед полк». После – «Ура». Оркестр играет «Боже, царя храни!». У многих на глазах слезы. Далее полк двинулся на вокзал. На перроне торопливое прощание, бледные, заплаканные жены благословляют офицеров. И гром оркестров, замечательная русская музыка, не имеющая равной в мире, за счет которой еще Наполеон относил многое в победах российского оружия. Но кто возьмется указать, почему с началом той войны все чаще звучал хватающий за душу марш «Прощание славянки»? Написанный незадолго до того и промелькнувший как-то незамеченным, марш этот с августа 1914 года стал необычайно популярным, под неописуемо скорбные звуки его отходили к границе бесконечные эшелоны с бесчисленных вокзалов» .
3-я война – братоубийственная, гражданская, и семи лет отроду марш стал участником бессмысленной и трагичной бойни уже в самой России. Пережил военный марш и такое. Боевая его слава обагрилась кровью русских солдат на фронтах гражданской войны, порожденной гидрой революции. Да и сам марш в те дни едва не сделался сиротой. Когда уставшая от белых и красных тамбовщина закипела мужицким восстанием, автор ПРОЩАНИЯ СЛАВЯНКИ был взят в плен вместе с неразлучной трубой. Взлетевшие в поднебесную высоту щемящие звуки, хорошо известные братьям Антоновым, спасли тогда композитора от неминуемой скорой расправы.
Вскоре, овеянный славой трех войн, десятилетний подросток –марш перебрался вместе с родителями в Москву, где до самого фашистского нашествия купался в славе, сделавшись визитной карточкой концертов духовой музыки на летней эстраде московского сада Эрмитаж..
Но пришла 4-я война – Великая Отечественная. Страшная и беспощадная, нацеленная на подлое порабощение русского народа. Почуяв смертельную опасность, Россия разъяренным медведем поднималась на дыбы под скорбные и высокие звуки уже всенародно любимого марша, снова сменившего концертный фрак на военную форму.
Знаменитый дирижер Фуат Мансуров вспоминает:
…В школе я вдруг влез в духовой оркестр. Первая моя музыка, которая до сих пор звучит в моем мозгу, в моем сознании… Знаете, это был 1941 год и мы провожали на фронт 8-ю гвардейскую дивизию генерала Панфилова. А происходило это на станции, в Алма-Ате. Там два вокзала – "Алма-Ата Вторая", "Алма-Ата Первая". На "Алма-Ата Первая" огромный плац, где было собрано несколько оркестров. Воинский оркестр и штатские. Мы играли "Прощание славянки", знаете, многие рыдали. С тех пор, когда я слышу звуки этого марша, - у меня слезы наворачиваются. Потому что невозможно это как-то спокойно пережить. Это уже стало каким-то символом, символом нашей эпохи»
Вот оркестр духовой. Звук медовый.
И пронзителен так, только – ах...
Вот и я, молодой и бедовый,
с чёрным чубчиком, с болью в глазах.
Машут ручки нелепо и споро,
крики скорбные тянутся вслед,
и безумцем из чёрного хора
нарисован грядущий сюжет.
Жизнь музыкой бравурной объята –
всё о том, что судьба пополам,
и о том, что не будет возврата
ни к любви и ни к прочим делам.
Раскаляются медные трубы –
превращаются в пламя и дым.
И в улыбке растянуты губы,
чтоб запомнился я молодым.
Не надо быть музыкантом, чтобы услышать, что в стихотворении Булата Окуджавы явственно звучит мелодия марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ. Боевой марш продолжал делать свое нужное дело, и делал его до самой Победы, прошагав суровыми солдатскими дорогами от непокоренной Москвы до побежденного Берлина.
А когда по Красной Площади покатилась стальная волна Парада Победы, боевому маршу поручили самый ответственный и самый почетный участок работы. Под барабанную дробь, рожденную его вступительными аккордами, поверженные фашистские знамена швырялись к подножью Мавзолея.
Если по своему значению и влиянию на исход войны ноябрьский парад войск в 1941 г. приравнивается к величайшим сражениям Великой Отечественной, то марш В.И. Агапкина можно без преувеличения поставить в один ряд с такими источниками Победы, как непоколебимая верность Присяге, любовь к Родине и лютая ненависть к фашистскому агрессору.
В возрасте Иисуса Христа, зрелым мужем, опаленным пламенем четырех войн, вступил марш в мирную послевоенную жизнь. Однако на сей раз военную форму снимать не стал, и остался в армии, навсегда поселившись в сборниках служебно-строевого репертуара военных оркестров. И воины всех поколений победившей страны относились к нему с глубоким почтением. С этой мелодией они уходили служить в армию и возвращались в мирную жизнь, и легендарный боевой марш навсегда оставался в душах символом солдатского братства.
Талантливо сказал об этом поэт Владимир Рудов.
Этот марш не исполняли всуе
Оркестранты нашего полка,
Но когда гремел он, торжествуя,-
Пробирала дрожь наверняка.
Для эмоций не хватало места,
Мы шагали, как в последний раз.
И жалели, ох жалели, если
Было мало зрителей у нас.
Я давно обвыкся на "гражданке"
И напевы мирные пою,
Но звучит "Прощание славянки", -
И опять я в воинском строю.
И опять к плечу плечо прижато,
Локоть друга чувствует рука…
Где теперь вы, бравые ребята,
Из того гвардейского полка?
Много чего пережил марш-фронтовик в просоленной всеми ветрами содлатской гимнастерке. И гигантский размах послевоенного энтузиазма, и великое переселение народов на БАМ и целину, и покорение космического пространства. Все чаще стал прилагаться к нему эпитет «марш-эпоха». На его погонах нет ни лауреатских знаков, ни государственных премий, ни других официальных отличий, но зато всюду и всегда он желанен и любим. Видно судьба уготовила этой музыке почести совершенно иного рода. Забегая вперед скажем, что в 2000 году маршу официально присвоят уникальный исторический титул:«Марш тысячелетия».
Похоронив своего создателя, полковника Василия Ивановича Агапкина, и увековечив себя золотым нотным станом на его могиле, марш снова занялся привычным делом – проводами солдат на войну.
И сегодня славянки печальные,
Провожая на битву солдат,
Под аккорды «Славянки» прощальные,
На афганские горы глядят.
Это была его пятая война – афганская.
Десятилетняя, мало кому понятная компания, унесшая 12 тысяч молодых солдатских жизней и стоившая народу миллион рублей в день. Главным итогом этой войны явилось начало развала могучего сталинского социалистического государства и его славных Вооруженных Сил.
. Я сам был свидетелем тому, как оплакивал старинный русский марш боевые знамена полков и бригад, расформированных сразу же по выходу из районов боевых действий. Советские войска покидали Афганистан, а следом за ними тихо вползала на территорию нашей страны жуткая смертоносная гадина наркотрафика.
Прошло совсем немного времени, и война вторично вошла в судьбу легендарного марша на территории родной России. Заполыхал нефтеносный Кавказ, до отказа нашпигованный заезжими и доморощенными бандитами всех мастей. И вновь потянулись с вокзалов воинские эшелоны, оставляя на перронах плачущих женщин и высокие и печальные звуки главного прощального марша страны.
Играют марш «Прощание славянки»,
И пацаны воюют без подлянки,
И снова из Чечни дурные вести,
И мать без чувств упала на груз «200»,
Играют марш «Прощание славянки»,
Мужчины в форме гроб выносят на перрон
Играют марш «Прощание славянки»,
Победный марш, но не услышит звуки он…
Эти немудреные стихи из дембельского альбома рядового солдата выражают самую суть кавказских событий. Официально они назывались «наведение конституционного порядка на территории Чеченской республики», но по сути своей это была самая настоящая гражданская война. Шестая война в жизни старинного русского военного марша «Прощание славянки». Был на этой войне и массовый героизм 6-й роты псковских десантников, был и высокий духовный подвиг воина Евгения Родионова, были и обычные. рабочие будни войны. И всегда и всюду марш «Прощание славянки» не переставал делать свое нужное и высокое дело, - напоминать воинам о родине, о доме и близких, о воинском долге.
Совсем недавно мне прислали материалы научно-практической конференции, состоявшейся в музее Великой Отечественной Войны на Поклонной горе, где хранится побывавшая в Афганистане труба Василия Ивановича Агапкина. Может быть, поэтому и привлек мое внимание доклад бывшего военного капельмейстера М. Чертка, лично участвовавшего в чеченских событиях.
«…Будучи военным дирижером воинской части, дислоцированной на территории Чеченской республики, я рассказал солдатам и офицерам о службе в Грозном в 1908-1909 годах автора марша «Прощание славянки. Эффект был неожиданным – прямо на глазах родился новый обычай музыкального оформления воинского ритуала развода караулов.
В караул, как правило, заступали солдаты из мотострелковых рот. Если караульные хорошо подготовились к наряду, офицер давал знак, и оркестр под моим руководством исполнял марш «Прощание славянки». В противном случае оркестр исполнял малоизвестный марш. Так вот, зная это, заступающие в караул солдаты старались хорошо подготовиться, чтобы услышать свое любимое музыкальное произведение в исполнении полкового оркестра. В результате, в Чечне ни разу не был захвачен важнейший военный объект – склад с боеприпасами..» (конец цитаты).
Прочитав эти строки я подумал, что вот в этом-то и есть проявление духоподъемного воздействия СЛАВЯНОЧКИ на самые малые винтики военного механизма. На них, этих винтиках, и держится вся машина любой войны. О том, сколько солдатских жизней сберег в Чечне всенародно любимый марш, знает один только Бог.
В новое тысячелетие марш заслуженно вступил в ореоле мировой славы. По анкете, проведенной русской радиостанцией МАЯК, марш ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ оказался в двадцатке лучших и самых социально- значимых мелодий миллениума. Вроде бы можно и на покой, да не тот характер у боевого ветерана шести войн. И когда на Российскую землю ступили грузинские вояки под руководством американских инструкторов, марш снова отправился на свою седьмую войну – грузино – осетинскую.
В телефонном разговоре с советником Президента Южной Осетии по культуре госпожой Зассеевой я поинтересовался, какую роль сыграл русский военный марш ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ в поддержании высокого боевого духа осетинской армии? Ответ удивил даже меня. Ни секунды не задумываясь, Жанна Виссарионовна ответила.
«…очень важную, если не главную…».
Надо ли добавлять, что ее слова прозвучали как высшая военная награда боевому маршу?
И как бы в подтверждение этого, Кавалер югоосетинского Ордена Дружбы и российской медали "За принуждение Грузии к миру" журналист Инал Плиев написал свой текст к музыке марша на осетинском языке.Разве это не признание заслуг боевого марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ перед осетинским народом?
Воюет марш и сегодня. Воюет с предательством и бездуховностью всеми доступными ему средствами. Музыка боевого легендарного марша звучала и звучит во многих радиопередачах и кинофильмах. Наиболее широко известен эпизод из кинофильма режиссера Владимира Хотиненко «72 метра». (отказ моряков от принятия украинской присяги) Эта сцена вполне может служить яркой демонстрацией глубинной связи боевого духа русского офицерства с его музыкальным символом – боевым маршем «Прощание славянки». И не случайно, когда верный присяге экипаж подводной лодки торжественным маршем проходит мимо военного оркестра, на глазах у зрителей появляются слезы гордости.
Вот так работает на патриотизм всенародно любимый боевой марш в наши дни. Сегодня, когда деструктивные силы, частично разрушившие вековое братство русских,белорусов и украинцев, оказались на помойке истории, марш «Прощание славянки» вновь становится символом нашего объединения. «Славянская партия Украины» сделала его своим гимном, а все международные поезда с вокзалов Республики Беларусь отправляются под его щемящие душу звуки. Накануне своего столетнего юбилея марш снова на боевом посту. Он активно воюет за возрождение славянского братства, и обязательно победит.
Липецк
2011 г
© Copyright: Николай Губин, 2011
Свидетельство о публикации №21104251003[img size=150][/img]