Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 275
Авторов: 0
Гостей: 275
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Икона раздора ч. 6
           ч.6

РОКИРОВКА ИЛИ ЗАХВАТ?

      В  этой  части,  мы  рассмотрим еще один важный   вопрос,  о том,  почему  же  принадлежавшая  городу Старая  Русса,  чудодейственная  икона Божией Матери  оказалась  в далеком от него  в  посаде  Тихвин.

     Но, вначале, давайте  рассмотрим, как бы официальную точку зрения  историков  РПЦ МП  изложенную  на  сайте « Православие.ру (http://days.pravoslavie.ru/Life/life995.htm)

    «Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси.  В Старой Руссе икона находилась до XVII века.
     Во время моровой  язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу.
     После перенесения икон мор прекратился, но  тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII  веке  разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу.
     В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата».

     Читаешь эту информацию и диву даёшься.  Ведь  давно казалось бы уже установлено, что  икона  была  «перенесена»  в Тихвин   еще в 1570 г. т.е. на 85 лет раньше
     И вот, что по этому поводу сообщается в энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Старорусская_икона_Божией_Матери)

     «Предание гласит, что в1570 году в Тихвине вспыхнуло моровое поветрие.
      Жители города обратились к рушанам с просьбой отпустить к ним чудотворную икону, а в ответ пообещали прислать копию чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери.
      На руках тихвинцы доставили икону и с крестным ходом обнесли вокруг города. Мор прекратился.
      Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря. По другой версии, люди носили чудотворный образ из города в город, и, когда моровое поветрие прекратилось, оставили его в ближайшем храме, который оказался в городе Тихвине. Долгое время икона оставалась невозвращённой».

       Эти  же  данные,  приводит и другой  сайт,  уже  непосредственно ориентированный на православных прихожан РПЦ МП (http://pasxa.eparhia.ru/zhurnal/?ID=2327)

      «О том, почему же принадлежавшая Старой Руссе икона оказалась в Тихвине, предания расходятся. Но все они говорят о моровом поветрии, случившемся на Новгородчине в царствование Иоанна Грозного.
     Летописи донесли до нас и дату народного бедствия: 1570 год (совпадающий со временем явления святыни в Выдропуске).
      Некоему благочестивому старорушанину тогда явилась во сне сама Пресвятая Дева, открывшая ему Свою волю: моровая язва прекратится, если из Тихвина в Старую Руссу будет перенесена Тихвинская Чудотворная икона, а сообразно ей, со всеобщей молитвой и крестным ходом, Старорусская икона направится в Тихвин.
      Повеление  Владычицы   было исполнено, и смертоносная болезнь отступила. Как затем вернулась в свою обитель икона Тихвинская, никто не знает, но жители Старой Руссы принадлежащей  им святыни увидеть тогда не смогли.
      Другое предание гласит, что икону, с которой обходили грады и веси Новгородчины во время случившейся эпидемии, отдали в Тихвинский монастырь «на сохранение», пользуясь близостью этой обители к месту, где перед образом Богоматери был совершен последний молебен...
       Возвращение Старорусского образа откладывалось по разным причинам, главным образом из-за войны со Швецией в 1611-1617 годах, когда Старая Русса подверглась разграблению со стороны северного соседа.
        Ясно, что в Тихвинском монастыре, по  предстательству  Божией Матери спасшем свои и чужие святыни, о возвращении Старорусской иконы не могло быть и речи.
       Шли годы, нанесенные войной раны залечились, но Старорусская икона не медлила двигаться в обратный путь, как об этом не скорбели жители Старой Руссы.
       Так веками, из уст в уста, передавалось сказание об утраченном образе, а в местном соборе имелась копия, согласно преданию пришедшая из Тихвинского монастыря в 1640 году».

        А на еще одном российском сайте  изложена и версия  самих рушан,  об обстоятельствах перенесении Старорусской иконы в Тихвин (http://russa-art.narod.ru/Ikona/index.htm)

      «1570 г. Жители Тихвина, охваченные ужасом страшной эпидемии, обратились с просьбой отпустить  к ним Чудотворную икону, с появлением которой целых сто лет Русу обходили многие  бедствия, обрушивающиеся на землю Новгородскую.
        Сердобольные  рушане  не смогли им отказать.
         На своих руках  тихвинцы доставили икону по  "русьскому пути" в Новгород и далее на Спасскую Полисть - Чудово - Грузино... Когда святыню доставили и крестным ходом обнесли вокруг исстрадавшегося города, мор совершенно прекратился.
        Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря.
         Шли годы, сами рушане не могли возвратить святыню: то мор и войны, то пожары и наводнения посещали город.
        А, успокоившиеся тихвинцы ответили черной неблагодарностью на обращение вернуть икону.
       Даже пытались доказывать, что за давностью времени вопрос, мол, решается сам собой - "Старорусская Божия Матерь" должна оставаться у них. И так длилось двести лет!  
        Наконец рушане  решили сделать хотя бы копию. Первая написана не позднее XVII в. Однако рушане  думали о более совершенной копии, больших размеров».

      Итак, давайте обобщим исходную информацию.
      1. Старорусская икона Божией Матери была перенесена в Тихвин  в 1570 г.
      2. В Тихвине и не только в нем в 1570 г. была эпидемия  чумы -  « мор».
       По «решению  церковных властей»  Старорусскую  икону принесли крестным ходом в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь где и она и осталась на «сохранение».
      3.В качестве дополнительных  версий  существуют и такие данные
      3.1.«Некоему благочестивому старорушанину тогда явилась во сне сама Пресвятая Дева, открывшая ему Свою волю: моровая язва прекратится, если из Тихвина в Старую Руссу будет перенесена Тихвинская Чудотворная икона, а сообразно ей, со всеобщей молитвой и крестным ходом, Старорусская икона направится в Тихвин.
      Повеление Владычицы было исполнено, и смертоносная болезнь отступила.
      Как затем вернулась в свою обитель икона Тихвинская, никто не знает, но жители Старой Руссы принадлежащей им святыни увидеть тогда не смогли.
      3.2.  Другое предание гласит, что икону, с которой обходили грады и веси Новгородчины во время случившейся эпидемии, отдали в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь «на сохранение», пользуясь близостью этой обители к месту, где перед образом Богоматери был совершен последний молебен...»

    А  теперь,  начнем  наше историческое расследование.
    Действительно в  1570-1571 годах по  Московскому и Новгородскому княжествам прокатилась  эпидемия  чумы,  вследствие  чего вымерли  десятки тысяч  людей.
     От  последствий  эпидемии крестьянское хозяйство  бывшее основой экономики Московского царства  потеряло устойчивость, и в стране  начался  большой голод.
     Ну, а  раз  у нас  зашла речь о чуме,  то давайте  и припомним, что такое чума, чтобы для себя раз и навсегда уяснить ответ на вопрос:  

      «Могли ли  массовые молитвы что  новгородцев, что рушан, что тихвинцев пред иконами Божией Матери остановить распространение  эпидемии чумы»?

        Итак - «Чума; (лат. pestis — зараза) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой летальностью и крайне высокой заразностью.
         Возбудителем является чумная палочка  (лат. Yersinia pestis), открытая в 1894 году одновременно  двумя  учёными: французом Александром Йерсеном и японцем Китазато Сибасабуро.
       Инкубационный период длится от нескольких часов до 3—6 дней. Наиболее распространённые формы чумы — бубонная и лёгочная. Смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — 98-99 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 % .
       Так что любое скопление людей,  которое имеет место при совершении так называемых «крестных ходов» это  самый простой способ  заразится чумой.
        А КАРАНТИН  был самым  действенным  способом приостановить распространение чумы.
        В средние века считалось, что «чума, иначе называемая «чёрным мором», происходит обычно от чёрного колдовства, и с ветром зараза переносится из одного места в другое.
        Считалось, что «болезнь сия скоротечна и очень заразна. Более всего бедствий приносит она городам, где люди живут тесно.
        Если начался в округе чёрный мор, надлежит прежде всего отделить больных от здоровых, и чтобы как можно меньше народу соприкасалось с заболевшими.
       Бытовало и мнение,  что у человека достаёт жизненной силы, чтобы одолеть чуму, и он безо всяких лекарств, хотя и ценою страшных мук, выздоравливает.
        Посему надобно поддерживать силы заболевших и надеяться на счастливый жребий.  
       А чтобы зараза не распространялась, надлежит вокруг места, где собраны больные, жечь костры, и все, кто выходит оттуда, должны меж тех костров проходить и окуриваться их дымом.
       Ещё чёрный мор случается от мёртвого тела, кое не похоронили, и когда оно начинает разлагаться и гнить, то испускает миазмы, и их ветром разносит».

        Но в средние века, в виду отсутствия знаний о природе болезни её лечение было неэффективным и  действия сводились не только к окуриванию, а лишь к вырезанию или прижиганию чумных бубонов.
      Среди медицинских советов были: изоляция дома или выезд из заражённой местности; разведение больших костров на улицах и в домах (считалось, что это очистит воздух); окуривание помещения смолистыми веществами; обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха.
      Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить   блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух.        К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали  свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом.
      «Чёрная смерть» имела и значительные демографические, социальные, экономические, культурные и религиозные последствия.
     Во время эпидемий многие массово  обращались за помощью к религии. «Это Господь», утверждали они, «карает погрязший в грехах мир!».
      Так, во время  эпидемий чумы, даже казалось бы, в более просвещённой чем Московия, Западной Европе много  суеверные люди считали Римского папу главным виновником Божьего гнева и кары, разразившейся над миром.  
      
      Но,  кроме  эпидемии чумы,  на Новгород и на территорию новгородского княжества  в 1570 г. обрушилось  другая,  не менее тяжкая  беда, последствия  которой  очевидно и явились  катализаторами появления  новой  эпидемии чумы.

         В связи с этим, если своими словами пересказать  содержание гл.III т. IX, работы Карамзин Н.М. «История государства российского»  и особенно  «Повести о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году»,    то можно сделать вывод, что царь Иван Грозный,  был  безудержным религиозным фанатизмом, сформировавшим свои  воззрениями под влиянием «иосифлян» - игуменов  Волоколамского и Волоцкого монастырей.
        Оба Иосифа игумена ратовали  за применение приемов инквизиции, прославившись ревностным и ожесточенным преследованием еретиков, властолюбием и кровожадной нетерпимостью.
       Выступая в роли  строгих ревнителей и охранителей православного обрядового благочестия, иосифляне не останавливались в своих намерениях ни перед какими средствами истребления.
        Под их влиянием  Иван  Грозный  брал из богословских книг описания самых зверских пыток а Аду и точно воспроизводил их над людьми. При этом он  был уверен, что физические страдания от пыток очищают души его подданных перед Страшным судом.
       К тому же на время правления Ивана Грозного выпал мистический 7070 год от сотворения мира ( 1562 г), объявленный  русскими  богословами - началом конца времени, связанном с приходом в мир Антихриста в преддверии Страшного суда.
       Но, Иван Грозный решил не  ожидать Страшного  суда, а  самому  устроить его  для своих подданных
       Взяв  на себя при этом  роль орудия «Кары небесной». Для этого Грозный собрал особое войско карателей – опричников, к седлам которых были привязаны метлы и отрубленные собачьи головы, как символ,  взятый из Апокалипсиса, повествующий о том, что перед концом света  на сторону Антихриста  встанут народы с песьими головами.      
       Зимой 1570 года, за мнимую измену Литве, Иван Грозный, придя «в великий гнев и неукротимую ярость» решил «казнить» Новгород и всех его «градских жителей».  
      Московское войско  по пути в Новгород разгромило Тверь, грабили всех «начав с духовенства и не оставив не одного дома целого… жгли, чего не могли взять с собой, людей мучили, убивали, вешали в забаву.  Кроме русских там были убиты  и многие литовские пленники они были изрублены или утоплены в прорубях Волги.
      После Твери настала очередь  Медного,  Торжка, Вышнего Волочека.
      Всякого, кто встречался по дороге, убивали для того, чтобы поход на Новогород должен быть тайной.      
      Когда  же войска подошли к Новгороду то он был со всех сторон, чтобы никто не мог спастись бегством.
       Были,  опечатали все церкви и окрестные монастыри, пленены  иноки и священников, и с каждого пытались взыскивать по 20 рублей, кто не мог заплатить, тех били с  утра до вечера.
       Так же были,  опечатали и дворы всех богатых и знатных новгородцев, приказных людей оковали цепями, жен и детей стерегли в домах.
         Но при этом  никто не знал своей вины. Кроме Новгорода отряды  опричников Скуратова  рассредоточились на территории до 250  верст от  Новгорода.
         Грабили все что можно, остальное  уничтожали и  жгли, скот и домашних животных убивали  вместе с людьми.
        Затем пришла очередь  выхода  на «сцену» и самого Ивана Грозного!
        «Благочестивый государь царь Иван Васильевич встал со всей своей силою» напротив новгородской  Софии  на Торговой стороне.
         На мосту через Волхов  царя встретил  архиепископ Пимен с чудотворными иконами, увидев его, Иоанн грозно сказал: «Злочестивец», приказав казнить всех избитых «игуменов и попов черных, и диаконов и старцев соборных» - всех убить, забить палицами на-смерть.
        Затем начался повальный грабеж  церковных ценностей, как в Новгороде, так и его окрестностей: «Повеле государь идти в соборную и великую церковь Премудрость божию Софию, взяти повеле ризную казну, и прочие драгие освященныя церковные вещи, и святыя иконы чюдотворные корсунския писма греческих живописцев….
       И по всему Великому Новуграду, во всех святых божьих церквах… и около всего Великого Новаграда, во всех монастырях, имати церковные казны, и святыя честныя божес-твенныя драгия чюдотворныя иконы, и ризы, и колокола».
         Иоанн с сыном своим  «благоверным седе на судище»  судили «градских жителей», отправляя на казни в день до полутора тысяч  человек: «били их, мучили, жгли каким-то составом огненным, привязывали головой или ногами к саням, влекли на берег Волхова и бросали с моста в воду, целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами.
        Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми, топорами  и секирами: кто из поверженных в реку всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались около шести недель и заключились грабежом общим... Толпы злодеев были посланы в пятины-области новгородские    губить достояние и жизнь людей без разбора ...
         Уверяют, что граждан и сельских жителей погибло тогда не менее 60 тысяч. Кровавый Волхов, запруженный телами и членами истерзанных людей, долго не мог пронести их в Ладожское озеро».  
         После полутора месяцев cтрашных зверств и бесчинств московских варваров на новгородской земле «благочестивый и христолюбивый государь царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Росии самодержец» решил помиловать оставшихся в живых новгородцев: «возрев на них милостивым и кротким оком…. сказав им: «Молите всемилостиваго и всещедраго человеколюбиваго господа бога и пречистую его богоматерь владычицу богородицу и всех святых о нашем благочестивом царьском державстве, и о чадах моих….И вы о всем ныне не скорбите, живите во граде сем благодарно».  
        Н.М. Карамзин  так же пишет: «Голод и болезни довершили казнь Иоаннову, так, что иереи, в течении шести или семи месяцев не успевали погребать мертвых: бросали их в яму без всяких обрядов….
       В одной скудельнице у церкви Рождества Христова лежало 10 тысяч неотпетых тел христианских!».
       Но и  Старой Руссе  не смотря что она  была  отнесена к территории опричнины не удалось спастись.
       Из ее переписных  8 тыс. жителей  осталось в живых только  38 человек, а все имущество рушан,  так же как и в Новгороде  согласно приказу  Ивана Грозного было  похищено, в том числе и церковное.
      И «во всех монастырях, имати церковные казны, и святыя честныя божественныя  драгия  чюдотворныя  иконы, и ризы, и колокола..»

      Поэтому  я и считаю, что  Старорусская икона тоже была, как «божественныя  драгия  чюдотворныя  иконы»,   вывезена  опричниками  из города и передана  во вновь созданный в Тихвине лично Иваном Грозным  монастырь.
      Ведь не за метить самую большую по размерам и богатым украшениям  чудотворную икону в Старой Руссе   они не могли!

       А   описанные в начале этой части  «предания»  о  добром «благочестивому старорушанине» и    «крёстном ходе  со  Старорусской  Иконой Божией Матери по поводу избавления Тихвина   или об  обмене  Тихвинской  иконы на Старорусскую икону»  были  придуманы,   значительно  позже,  самыми же  монахами Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря,  чтобы  оправдать    факт  нахождения  иконы в Тихвине.
       Поэтому  правильный  ответ на  вопрос о причинах перемещения  Старорусской иконы в Тихвин,   есть  ее захват опричниками при разграблении ими   Старой Русы.

         А если кому то не нравится Карамзин,  то вот  еще свидетельство прямого очевидца этих событий.  Генрих Штаден. «О Москве Ивана Грозного»
       «Великий князь вернулся под Великий Новгород и расположился в 3 верстах пути от него; в город он послал разведчиком воеводу, со своими людьми. В городе прошел слух, что великий князь пошел в Лифляндию.
        А между тем он вошел в Великий Новгород, во двор к (архи) епископу и отобрал у него все его (имущество). Были сняты также самые большие колокола, а из церквей забрано все, что ему полюбилось. Так-то пощадил великий князь этот город! Купцам он приказал торговать.
         И от его людей-опричников брать [награбленное] лишь по доброй уплате. Каждый день он поднимался и переезжал в другой монастырь, где [снова] давал простор своему озорству. Он приказывал истязать и монахов, и многие из них были убиты. Таких монастырей внутри и вне города было до 300, и ни один из них не был пощажен. Потом начали грабить город.
        По утрам, когда великий князь подъезжал из лагеря к городу, ему навстречу выезжал начальник города, и великий князь узнавал таким образом, что происходило в городе за ночь.
         Целых шесть недель без перерыва длились ужас и несчастье в этом городе! Все лавки и палатки, в которых можно было предполагать [наличность] денег или товару, были опечатаны. Великий князь неизменно каждый день лично бывал в застенке.

       Ни в городе, ни в монастырях ничего не должно было оставаться; все, что воинские люди  не  могли увезти с собой, то кидалось в воду, или сжигалось.
       Если кто-нибудь из земских пытался вытащить что-либо из воды, того вешали. Затем были казнены все пленные иноземцы; большую часть их составляли поляки с их женами и детьми и те из русских, которые поженились на чужой стороне.
        Были снесены все высокие постройки; было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна. Опричники увели также несколько тысяч посадских девушек.
       Некоторые из земских переодевались опричниками и причиняли великий вред и озорство; таких выслеживали и убивали. Великий князь отправился затем дальше во Псков и там начал действовать так же.»  

       А сразу же после возвращения  царя из Новгорода было затеяно так называемое "московское  дело" высших  приказных чинов, по которому среди прочих арестовали и казнили родного брата  Висковатого И.М. Третьяка.
       Третьяка  объяснился с царём, убеждая его прекратить кровопролитие. Иван IV решил, что против него сложилась  оппозиция.
       Висковатый  И.М. настойчиво советовал царю, чтобы он "...в особенности же не истреблял своего боярства, и просил его подумать о том, с кем же он будет впредь не то что воевать, но и жить, если он казнил столько храбрых людей".

       В ответ на слова Висковатого И.М. царь разразился угрозами:
      "Я вас ещё не истребил, а едва только начал, но я постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось". Вскоре более 300  человекам было предъявлено обвинение, в т.ч. почти всем главным дьякам московских приказов.
        Висковатый И.М. тоже обвинялся в заговоре с целью сдать Новгород и Псков польскому королю, посадить на трон Старицкого, в изменнических сношениях с  турецким султаном и  крымским ханом, которым он будто "предлагал"  Казань и  Астрахань.
       В Москве на Красной площади казнено (утоплено, повешено, сварено живьём) несколько десятков бояр вместе с семьями.
       А в  один день было казнено более 100 человек. Среди них и те, кто стоял у истоков опричнины: Алексей и Фёдор Басмановы, князья Афанасий Вяземский, Михаил Черкасский и др.

       Так,  что  не  возникнуть в Московии эпидемия  чумы  в  условиях  систематических массовых  убийств,  когда и так  антисанитария, царила в городах  уже просто не могла…..

        И наконец,  считаю уместным рассказать еще об одной малоизвестной истории, но имеющей отношения  к исследуемой нами теме.
        Но и на этом,  бедствия  новгородцев оставшихся в живых, еще  не закончились. Ведь   разгромив Новгород и вывезя  из  него все ценности и сокровища в Москву,  Иван Грозный в  следующего, 1572 году , вынужден был уже,   со всей семьей и сокровищами царской  казны  снова  появиться в Новгороде!
        И для этого у него были новые  важные  причины.
        Москве     угрожало нападение  крымского хана Девлет - Гирея. А  воевать с ним в Московии уже не было ни армии, ни полководцев. Опричники ведь не солдаты….
       Поэтому Иван Грозный  «скрылся»  в Вологде, а  24 мая 1571 г.— Крымский хан Давлен Гирей  легко захватив Москву и сжёг её до тла.

      Сам же Иван Грозный перепрятавшись с мая 1571 г. до февраля 1572 г. в Вологде,   решил перебазироваться  со  всем царским двором не в соженную и разоренную татарами Москву, а  в  Новгород.
        Поэтому   в начале февраля 1572 года в город на 450 санях прибыли обозы с царской казной, тщательно уложенной в лубяные короба.
       Казну — деньги в монетах и слитках, меха, иконы, украшенные драгоценными камнями, дорогое оружие и другие ценности — поместили в подвалы церквей Параскевы Пятницы, Жен-мироносиц и Никольского собора. А затем и сам царь с остатками войска и опричниками прибыл в Новгород.
       Царский двор в Новгороде находился около церкви Никиты где  стоял  каменный дворец для царя. И царь и его семья оставались в Новгороде до  6 августа 1572 года.
       Находясь же в Новгороде и зная  о судьбе разоренной  и сожженной татарами Москвы,  Иван Грозный решил построить в Новгороде Большой царский двор и оттуда управлять своими опричниками.
       Земли и поместья опальных новгородских бояр и купцов были тогда же  переданы во владение опричникам.
       Новый  Большой царский двор было решено строить на месте древнего  Ярославова  дворища.
       Летопись свидетельствует,  что еще  в 1571 году обмерили площадь Ярославова  дворища, а 15 июня 1572 года «заложил государь избы ставити  на споем дворе, на Дворищи».
       Из писцовых новгородских книг  известно, что под новый Большой государев двор была отведена часть Торговой стороны Новгорода вдоль Волхова.
       Дворы  горожан снесли, а на большей части площади,  разбили «государев сад», фрукты с которого в XVII — начале XVIII века еще  поставлялись в Москву, к царскому столу.
      Но,  неудачная Ливонская война (1558—1583 гг.) отвлекла внимание царя от Новгорода. Строительство дворца было приостановлено, а то, что построили, по официальной версии сгорело от удара молнии в 1580 году.
      В связи с этим будет любопытно заметить, что периодически в сегодняшней России муссируются слухи о переносе столицы с Москвы. Причем называются самые невероятные  места.
      Но, думаю, что если и встанет когда-то вопрос о переносе столицы, то Новгород  будет в этом списке  под номером один.

      Ведь давно известно, что вся  письменная история России,  это  круговорот или спираль  одних и тех же  кровавых  событий, где  меняются только  действующие лица да  антураж, а их суть остается прежней.

      Особенно это заметно, если попытаться  сравнить исторические фигуры  Ивана Грозного и Иосифа Сталина.

            ( конец ч.6)
Все рисунки и фото к статье находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4db9d04681491/

© Бровко Владимир, 29.04.2011 в 00:07
Свидетельство о публикации № 29042011000735-00214370
Читателей произведения за все время — 48, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют