ч.5-1
Московский форпост
Эта часть, является логическим продолжением предыдущей, и в ней мы снова сосредоточимся на изучении запутанной истории «Тихвинской иконы Божией Матери»!
Но, вначале, так сказать, «еще одно, последнее сказание» о Тихвинской иконе Божией Матери. Вернее отрывок из него. Причем у этого нового «Сказания», уже есть автор - протоиерей А. Сперанский «СКАЗАНИЕ О ЧУДОТВОРНОЙ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ИСААКИЕВСКОМ СОБОРЕ»
Издание Санкт-Петербургского Православного Исаакиевского Братства. СПб, 1898г.
Открываем и читаем:
I. ЯВЛЕНИЕ ТИХВИНСКИЯ ИКОНЫ БОЖИЯ МАТЕРИ
«Как солнце пресветлое возсияла над северными пределами земли Русской икона Богоматери, именуемая Тихвинскою. Как любящая Мать, Царица Небесная посещала, сею иконою земнородных чад своих, освящая воздух Своим шествием, благословляя грады и веси земли Русской.
Это дивное явление иконы было в 1383 г., при державе великого князя Димитрия Иоанновича Донского.
На великом Ладожском озере рыбаки закидывали свои сети.
Вдруг осиял их необычный лучезарный свет. Взглянув к небу, они увидели, что над водою по воздуху шла икона Богоматери с Предвечным Богомладенцем не левой руке Ея. Икону со всех сторон обливал свет, подобный солнечному сиянию.
Рыбаки бросили свое занятие и с удивлением и радостью смотрели вслед иконы, желая видеть: куда она идет и где остановится?
Но, икона сокрылась от очей их и явилась за 30 верст от озера, на месте Смольнове.
Здесь поставили для нея часовню; многие болящие получили от нея исцеление, но скоро святая икона невидимо скрылась оттуда.
Ее увидели версты за две от Смольнова, близ села Вымочениц: она и здесь стояла на воздухе и сияла неизреченным светом.
Со всего села стеклись жители и усердно молились Царице Небесной. Икона спустилась на землю, народ с благоговением покланялся ей, многие получили от нея исцеления.
Скоро тут поставили часовню, а потом и церковь, но святая икона не долго оставалась в новом храме.
Она преславно явилась за 19 верст от Вымочениц над горою Куковой, осенила сие место своим прехождением и остановилась за версту оттуда, на месте Кожела, за 20 верст от Тихвина.
По молитвам жителей святая икона ниспустилась на землю; тотчас же для нея построили часовню, а вскоре и храм; но и здесь пребывание иконы было краткое.
Вскоре, как легкое облако, носимая по воздуху невидимою силою, она явилась на горе близ г. Тихвина.
Стеклось множество народа, из соседних сел прибыли священники со святыми крестами и иконами и вместе с народом взывали к иконе Богородицы: "Прииди к нам, Царице! Прииди к нам, Владычице! Призри на нас, недостойных рабов Твоих, посети нас свыше и светозарным Твоим пришествием просвети нас, омраченных грехами!.."
Так молились они, и святая икона сошла с высоты воздушной к ним на руки; с благоговейною любовью они лобызали ее, а Матерь Божия изливала на них чудеса своего милосердия.
Немедленно было положено основание храма на месте дивного явления иконы: стали рубить лес и в тот же день срубили три венца.
На ночь была поставлена стража у святой иконы и все разошлись по домам.
Всю ночь не спали стражи, но к утру заснули крепким сном, а когда проснулись, то увидели, что нет ни иконы, ни начатого сруба.
Собрался народ и, в скорби сердечной о потери такого бесценного сокровища, рыдал и взывал к Богу: О, Владыко Человеколюбче, яви нам снова Божественный дар Твой! О, Владычице, милосердная Матерь!
Куда Ты удалилась от нас, недостойных рабов Твоих? Вчера Своим пришествием Ты исполнила нас радости, а ныне удалением повергла нас в горькие слезы... Явись нам паки, Свет наш, обрати печаль нашу в радость!
Не скрывай от нас бесценного сокровища, которым мы надеялись обогатить нищету нашу... С плачем и рыданиями разошлись все по горе и по всей соседней роще, ища желанное сокровище и по воздуху и по земле...
Вдруг приметили свет к востоку, за рекой Тихвинской, среди болотной пустыни, версты за две от горы. Пришли на то место, облитое светом, увидели святую икону, начатый сруб, все деревья, приготовленные для постройки храма и даже малые щепы - все в целости, будто перенесено сюда самое место из-за реки...
Святая икона стоит в срубе, среди восточной стены его, ничем не прикрепленная и сияет пресветлыми лучами.
Со слезами радости народ припал к чудотворной иконе и благодарным сердцем взывал: "Слава Тебе, Христе Боже! Слава Тебе, Мати Божия: Ты не оставила нас; не оставь же нас и до конца!"
На том месте, где окончательно остановилась святая икона, был устроен (начатый прежде) деревянный храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы».
Как сам видит читатель, тут уже картина «явления» и маршрута «полета иконы» изложена более ясно, чем в предыдущем сказании.
Но, в итоге получается, что хотя икона и явилась рыбакам на Ладожском озере, от которого до Тихвина, ох не близко, так километров с 70 будет. Но потом, все время «крутилась» вокруг Тихвина в пределах 20 км, пока не нашла своего окончательного места!
И еще, в этом «Сказании», нет нашего бедного, но благочестивого тихвинского пономаря Георгия, который якобы лично видел у Тихвина саму Богородицу и св. Николая!
В ч.4 этой работы я уже обращал внимание, на тот факт, что и ни в одной новгородской летописи за 1383 год нет упоминания «о явлении Тихвинской иконы Божией Матери». Но, тогда я приводил только одну летопись.
Продолжая работать над изучением истории Тихвинской иконы я провел и углубленный поиск, в других летописях, но там тоже ничего не обнаружил.
И получается, либо такого события не было либо новгородцы его не зафиксировали, хотя записывали в свои летописи все, что было важным и достойным внимание потомков…
Вот сами посмотрите эти летописные сообщения.
«Новогородская летопись»:
«В лЂто 6891 [1383 г]. Копаша ровъ около СофЂискои сторонЂ , къ старому валу. Того же лЂта заложиша д†церкви камены: святого Филипа на Нутнои улицЂ и святого Иоанна в Радоковицах , а святого Дмитриа свершишя на Славко†улиц.
В то же лЂто поиде князя великаго сынъ князь Василии в Орду , позванъ цесаремь.
Тои же осени поиде князь Михаило ТфЂрьскыи в Орду , ища великаго княжениа. А в Новъгород приихаша князь Патрикии Наримантович, и прияша его навгородци , и даша ему кормление : ОрЂховъ город , КорЂльскыи город , и пол-Копорьи города и Луское село.
«Типографская летопись» за 1383 г.
«В л;то 6891 (1383), априля 23, князь великый Дмитрей Ивановичь посла въ Орду сына своего князя Василиа изъ Володимеря, въ свое м;сто, тягатися съ княземъ Михайломъ Тверскимъ о великомъ княжении. И поидоша на низъ в суд;хъ на Волгу къ Орд;. Тогда же поиде въ Орду князь Иванъ Борисовичь ко отцу своему князю Борису Костянтиновичу, въ Орд; бо ему сущю, а князь Дмитрей Костянтиновичь Суждалскый посла въ Орду сына своего, князя Семена.
Того же л;та о Петрове дни поиде въ Царьградъ Деонисей, архиепископъ Суждалский, и отпусти с нимъ князь великий Дмитрей Ивановичь отца своего духовнаго, игумена Феодора Симановского, о управлении митрополии Русст;й.
Того же л;та, м;сяца иуля въ 5 день, в нед;лю, преставися князь Дмитрей Костянтиновичь Суждальскый в черньцехъ и въ схим;, нареченный въ святомъ крещении Фома, а во мнишескомъ чину нареченъ Феодоръ, и положенъ бысть в Нов;город; Нижнемъ, въ церкв; каменной, въ святомъ Спас;, на правой сторон;, подл; отца своего Костянтина Васильевича.
Бысть же на великомъ княжении два л;та, а во своей отчин; на великомъ княжении 19 л;тъ, а жилъ вс;хъ л;ть 61.
Князю же Борису Костянтиновичю тогда въ Орд; сущю у царя Тахтамыша и съ сыномъ своимъ Иоанномъ, и дасть ему царь княжение Нижнего Новагорода, и выиде на Русь ноября въ 8 день. С ним же выиде изъ Орды братаничь его князь Семенъ.
Тое же осени князь Михаиле Олександровичь Тверьский выиде изъ Орды, а сынъ его князь Александръ осталъ въ Орд;. Тое же осени бысть в Володимери посолъ лютъ именемъ Адашъ Тахтамышовъ.
Тое же зимы убьенъ бысть на Москв; н;кий бр;хъ, именемъ Некомать, за некую крамолу.
Тое же зимы на Москв; Пиминъ митрополить постави 2 епископа: Михаила в Смоленскь, а Стефана епископомъ в Пермь».
А рассмотрев, таким образом, все нюансы чуда самого «явления» Тихвинской иконы Божией Матери, мы переходим к изложению дальнейших исторических событий с нею связанных.
Для чего открываем первое « Сказание» и читаем:
«Подвигнувшись великой ревностью и любовью к Пречистой Деве Марии, великий князь Василий повелел, построит на Тихвинке, вместо деревянной каменную церковь.
На присланные им деньги скоро была устроена каменная паперть, и когда строители стали белить ее, тогда здание, по неисповедимым судьбам Божиим, упало и засыпало камнями строителей, числом двадцать человек.
Священники и наблюдавшие за рабочими, а также весь народ, стали сильно скорбеть о засыпанных камнями строителях; ибо они думали, что все они были завалены камнями насмерть.
С печалью и плачем начали они разбрасывать камни, желая открыть тела убиенных. Но после трехдневной работы, разбросав все камни, они нашли всех живыми и без всякого повреждения.
Так они были соблюдены, по милосердию Божию и заступлением Пречистой Богородицы. Великая радость наполнила сердца всех присутствовавших при этом дивном чуде и все воздали благодарение Христу Богу и Его Пречистой Матери.
Затем снова приступили к работам и в скором времени выстроили прекрасную паперть для церкви.
Когда окончено было строение нового храма, - то на освящение ее, по желанию великого князя, прибыл преосвященный Серапион, архиепископ новгородский, который, освятив церковь, с честью внес в нее чудотворную икону Пресвятой Богородицы».
То есть, в этом отрывке идет речь уже о строительстве через 124 года от явления Тихвинской иконы (с 1507 по 1515 года) большого Успенского собора.
Вот как этот собор выглядит в настоявшее время.
А вот другое фото собора, где собственно видна упоминаемая в тексте «паперть» то есть возвышенный и крытый вход в храм.
Как она могла обрушиться и присыпать камнями 20 человек сказать трудно, но известно, что строили собор присланные мастера из Москвы и Новгорода, а руководство стройкой поручили «прорабу» - новгородцу Дмитрию Сыркову, который и был ответственным за «технику безопасности» при строительно-монтажных работ.
Но, так ли происходили события, как это описано в «Сказании»?
Это мы сможем перепроверить, если вновь откроем сборник «Полное собрание русских летописей».( http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=717564) и прочтем:
Новгородская летопись:
«В л;то 7018, (1510 г.) м;сяца сентября 23, поиде князь великий Василей в Новгородъ, да брать его князь Андр;й, да зять его царевичь Петръ.
Того же л;та, м;сяца генваря 6, на Крещение, в Нов;город; Псковскихъ посадниковъ поималъ и людей добрыхъ много.
Того же л;та, 24, князь великий съ вс;ми людми въехалъ въ Псковъ, да и Псковичь переимали и к Москв; послалъ и с в;стию не вел;лъ быти. И учиниша во своей воли, какъ и Новгородъ.
Того же году, м;сяца июля 20, прииде царици Нартарсана, крымъскаго царя Мингиреева, на Москву с посломъ с великого князя с Васильемъ с Поплевинымъ, а с Москвы поиде х Казани къ сыну своему царю Махметь Аминю Казаньскому. Того же л;та, августа 29, поводь была велика, много портило мелницъ и прудовъ».
Еще одна новгородская летопись так описывает эти же события 1510 г.:
«В лето 7018 (1510г.) Приехал князь великий Василий Иванович всея Руси в Новгород за три недели до Филипова заговения , а был в Новгороде до крещения Господня да и пскович поимал , да после крещения ходил во Псков, да Псков взял и вече порушил и колоколы вечные велел в Москву свести и посадников псковский и бояр и купцов и лучших людей свел в Москву, а во Пскове был четыре недели , с изедом был в Новгороде потом из Новгорода поехал в Москву, в пятую неделю поста, а был в тридцати тысячах описных голов , опрочи боярских людей в Новогороде, а по Псков ходил не во мнози, занеже псковичи противница не смели и кроме их велел разводите и да твор ведел себе поставить и деньги свои поставил.
Вина их была в том, что был в Пскове архиепископ Генадий и псковичи своим попом не велели со владыкою служить а проскурницам проскур со владыку не велели печь.
Да едучи со Пскова князь великий Василий Иванович и всея Руси велел устроить в святой троице свечу негасимую день и нощь, а в Новгороде Великом идучи на Москву так же велел свечу негасимую устроить день и нощ пред Софиею Премурдственой Божией по старине как была прежде.
Того же лета поставив гость Иван Сырков церковь камену святых мироносиц а при ней три службы.
Того же лета была поставлена церковь камена святого Николая чудотворца конец Легощи улицы в монастыре, пометными деньгами со всего города.»
Берем так называемую «Типографскую летопись (1510 г)
«В л;то 7018, м;сяца сентября 23, поиде князь великий Василей в Новгородъ, да брать его князь Андр;й, да зять его царевичь Петръ. Того же л;та, м;сяца генваря 6, на Крещение, в Нов;город; Псковскихъ посадниковъ поималъ и людей добрыхъ много.
Того же л;та, 24, князь великий съ вс;ми людми въехалъ въ Псковъ, да и Псковичь переимали и к Москв; послалъ и с в;стию не вел;лъ быти. И учиниша во своей воли, какъ и Новгородъ. Того же году, м;сяца июля 20, прииде царици Нартарсана, крымъскаго царя Мингиреева, на Москву с посломъ с великого князя с Васильемъ с Поплевинымъ, а с Москвы поиде х Казани къ сыну своему царю Махметь Аминю Казаньскому. Того же л;та, августа 29, поводь была велика, много портило мелницъ и прудовъ.
Теперь, берем и читаем, так называемый «Постниковский Летописец»
«Лета 7018 (1510) сентября в 23 день поехал князь велики Василей Иванович в вотчину свою в Великий Новгород. А с ним братья его князь Андрей Иванович Меньшей да Петр царевич, да владыка коломенской Митрофан, да архимандрит симановской Варлам.
Да в Новегороде велел князь велики псковских посадников переимати за то, что наместников его нечестно дръжат.
Да послал во Псков, велел и колокол вечной свесити. Да и самтогды князь велики был в вотчине своей во Пскове, а Псков привел в свою волю генваря в 24 день. И пскович поиманых выпустил, к Москве свел их жити.
Да пожаловал тогды Псковом боярина своего Григорья Федоровичя да Ивана Ондреевича Челяднина.
Того же лета июня в 21 день прииде на Москву царица Нур-Салтана крымского царя Минли-Гиреева да с нею царевич Минли-Гиреев сын Аип-Кирей салтан. И князь велики встретил ее честно з бояры.
А от царя Минли-Гирея послы к великому князю Шихотла Шихзода да Лагим-Берди дуванья.
А приходила царица с своими детьми видетися со царем Абдыл-Литифом, что великому князю служит.
А отпустил князь велики царицу в Казань августа в 20 день. А царевы послы осталися на Москве.
А ко царю Магмед - Аминю послал князь велики посольством Ивана Кобяка».
То есть, у нас, если исходить из русских летописей, нет никаких данных о том, что московский князь Василий Иванович был в 1510 году в Тихвине и молился там перед «Тихвинской иконой Божией Матери».
Подтверждается лишь тот факт, что московский князь Василий III был в Новгороде и в Пскове, но отнюдь не для «моления перед новгородскими или псковскими чудотворными иконами».
У него была иная цель – завоевание Псковского княжества и ничего более.
Мы так же убедились, в том, что в летописях нет ни слова, ни о Тихвине как таковом и тем более нет данных, что где то, великий князь Василий Иванович повелел построить каменную церковь или собор!!!
Вот «Вечевой колокол» в Пскове забрал и в Москву привез и повелел установить в Пскове и Новгороде «неугасимые свечи» это да.!
Для тех, кто сомневается в добросовестном отношении автора к изучению исследуемой темы предлагаю вариант - смотрите сами на примере вот этой летописи….
Типографская летопись с 1507 по 1515 года
«В л;то 7015 воеводы Литовския сожгли Черниговъ. Того же л;та, сентября въ 14 день, посла князь великий воеводъ своихъ с Москвы, князя Василия Даниловичя Холмскаго да Якова Захарьича, в Литовскую землю искати воеводъ Литовскихъ. И Литовские воеводы побежали.
И подъ Кричевымъ тогда Михаила Васильевичя Образцова ис пищали застрелили. И тогды же подъ Мстиславлемъ посады пожгли.
Тое же осени, октеврия 1, священна бысть церковь чюдный Никола Гостунский. Тое же зимы, м;сяца февраля, старець Иосифъ с Волока билъ челомъ великому князю отъ князя отъ Федора Борисовича, и не вел;лъ князь великий Василей князю Федору въ манастырь вступатися ничемъ, и оттол; монастырь Иосифовъ бысть въ великого князя имени.
Того же году, мъсяца апр;ля 29, послалъ князь великий Якова Захарьича воевати Литовские земли. И въевавъ, пошли къ Москв;, а с нимъ приехалъ служити князь Михаиле Львовъ Глинской, да брать его князь Иванъ Мамай, да другой брать князь Василей Слепой, да Ондр;й Дрождя, и с ними многия княжата и д;ти бояръские.
В л;то 7016, генваря 15, бысть миръ великому князю с королемъ с Жидимонтомъ. В великого князя сторон; городовъ и волостей: городъ Мченескъ, Рылескъ, Путимлъ, Радогощь, Почяпъ, Стародубъ, Черниговъ, Гомей, Попова Гора, Брянескъ, Воротынескъ, Мещескъ, Серп;ескъ, Опаковъ, Дорогобужь, Вязма, Б;лая, Торопець и иные городы и волости, да и князей служебныхъ: князя Василья Ивановича Шемячича, князя Василья Семеновича Стародубскаго и Новоселскихъ князей, Одоевскихъ и Воротынскихъ и Белевскихъ, да и Трубетскихъ князей и Мосалъскихъ и съ ихъ вотчинами написали въ докончалную грамоту въ великого князя сторону, да и целовали на томъ панове его, что королю до т;хъ городовъ д;ла н;тъ.
Того же л;та, м;сяца февраля 6-е, преставися благов;рный великий князь Дмитри Ивановичь, и положиша его въ Архаггиле.
Л;та 7017 , м;сяца мая, поималъ князь великий Новогородскаго архиепископа Серапиона и вел;лъ его вести к Москв;, и учениша на него соборъ, что посылалъ архиепископъ Серапионъ грамоту неблагословеную на старца Иосифа, што Иосифъ отказался изъ его архиепископии отъ князя отъ Федора и с манастыремъ к великому князю безъ его в;дома. Того же л;та поставленъ бысть архимандритъ Андрониковской Семионъ въ епископы в Суздаль.
Того же л;та поставленъ Нилъ въ епископы въ Твери.
В л;то 7018, м;сяца сентября 23, поиде князь великий Василей в Новгородъ, да брать его князь Андр;й, да зять его царевичь Петръ.
Того же л;та, м;сяца генваря 6, на Крещение, в Нов;город; Псковскихъ посадниковъ поималъ и людей добрыхъ много.
Того же л;та, 24, князь великий съ вс;ми людми въехалъ въ Псковъ, да и Псковичь переимали и к Москв; послалъ и с в;стию не вел;лъ быти. И учиниша во своей воли, какъ и Новгородъ.
Того же году, м;сяца июля 20, прииде царици Нартарсана, крымъскаго царя Мингиреева, на Москву с посломъ с великого князя с Васильемъ с Поплевинымъ, а с Москвы поиде х Казани къ сыну своему царю Махметь Аминю Казаньскому.
Того же л;та, августа 29, поводь была велика, много портило мелницъ и прудовъ.
Л;та 7019, сентября 8, поехалъ князь великий въбиездъ в Переславль и с великою княинею, а былъ ис Переславля с великою княинею въ Юрьев;, в Суздал;, въ Володимере, в Ростов;. Того же л;та, октября 6, простило челов;ка, именемъ Ивана, изъ Дмитрова, у чюдотворцева гроба у Сергеева.
Того же л;та, декабря 6, приехалъ князь велики изъ обь;зда на Москву. Тое же зимы бысть пов;трее во многихъ град;хъ Рускихъ: люди мерли кашлемъ.
Тое же зимы, генваря 28, прииде в;сть к великому князю, что брать его, князь Семенъ Ивановичь, хот;лъ б;жати в Литву.
Тое же весны, апр;ля 29, преставися Симанъ митрополитъ. Того же л;та, мая 15, отпустилъ князь велики бывшаго архиепископа Новогородскаго Серапиона в Сергиев монастырь.
Того же л;та, июля 6, приде ис Казани царици Нарътаксана, Крымскаго царя Мингиреева, и бысть на Москв; до м;сяца пятаго дни.
Л;та 7020 царици поиде въ Крымъ с Михайломъ с Тучковымъ. Того же л;та бысть дорого жито по всей земли Русстей, и многие люди зъ гладу мерли.
Тое же весны приходили Крымскаго д;ти на украйну, на Московские, плениша волости Воротынские и Одоевские и Коломну и Вълокъ. Того же л;та, июля, приходили Татарове на Рязанские пред;лы и воевавъ и с полономъ пошли прочь, великого же князя воеводы ходили за ними за Донъ до Тихие Съсны.
Л;та 7021, октября 3, в Сергиев; монастыр; основаша ворота кирпичные и на врат;хъ церковь во имя святаго Сергиа. Того же м;сяца октября 6 приидоша Татаров; на Резанскую вълость безв;стно и приидоша подъ городъ и стояли 3 дни и острогъ взяли и прочь пошли с полономъ.
Того же л;та, м;сяца декабря 19, поиде князь велики къ Смоленску впервые и Смоленска не взялъ. Того же л;та, февраля 9, умре княжна Евдок;я, Петрова царевича жена.
Того же л;та, февраля 26, преставися великая княини короля Александра Елена, дщи великого князя Ивана.
Того же л;та, мая 3, преставися князь Федоръ Борисовичь Волоцкой и положенъ бысть у старца у Осифа в манастыри.
В л;то 7022, сентября 11, поиде князь велики къ Смоленску вдругие и с пушками по граду билъ, а градъ не взяли.
Того же л;та, декабря 15, священна бысть церковь кирпичная в Сергиев; манастыр; на воротехъ, святый Серьгий, а свящалъ епископъ Митрофанъ Коломенской да игуменъ Памва, а на священие былъ князь великий.
Того же л;та, м;сяца августа въ 1 день, на происхожение Честнаго и Животворящего Креста князь велики Василей Ивановичь Смоленескъ взялъ; тогды же Глинскаго поимаша.
Л;та 7023 , сентября 8, на Рожество святыя Богородици, побиша Литва под Оршею, за пять верстъ, великого князя воеводъ и многихъ поимаша воеводъ, князя Михаила Голицу с товарищи. Князь же велики поиде к Москв;, перваго нам;стника своего остави въ Смоленску, князя Василья Васильевичя Шуйскаго.
Того же году вел;лъ князь великий князю Василью Шуйскому поимати владыку Варсонофья Смоленскаго и послати къ Москв;, къ Чюду въ монастырь.
Того же л;та, м;сяца февраля 15, поставленъ бысть владыка Смоленску Иосифъ, Чюдовской архимандритъ.
Того же л;та, м;сяца апреля 1, поставленъ бысть Сергееву монастырю игуменъ Ияковъ. Того же году, апреля 6, умре Крымский царь Мингир;й, и с;де на царьство сынъ его Махмуть Кир;й. Того же л;та, м;сяца мая 6, преставися бывший игуменъ Сергиева монастыря Памва Мошнинъ.
Того же л;та, мая 31, поиде князь велики съ всею братиею въ Боровескъ стояти.
Того же л;та, августа 12, приде к великому князю въ Боровескъ из Орды Михаиле Тучковъ.
Того же м;сяца 28 преставися архиепископъ Васиянъ Ростовский на Дорогомилов;, и положили его в Ростов; въ Пречистой».
И еще одно. К началу XV века, иностранные путешественники, посещавшие Московское княжество уже успели составить его первые карты.
И вот если взглянуть на одну такую карту то мы находим Новгород, Русу (т.е. нынешнюю Старую Руссу) Москву, Коломна и много других русских городов.
Но, вот Тихвина там нет!
Тихвин тогда еще погост, находящийся в новгородской глубинке.
Да, и само название «Тихвин» произошло от сочетания финских слов «тих» — дорога и «вин» — перевоз.
Таким образом, слово Тихвин, можно перевести как «переправа через дорогу» на Новгород и далее на Псков там (в Тихвине) за 122 года, если считать от даты «явления» Тихвинской иконы Божией Матери ничего еще по существу не изменилось…
Но, мы продолжим изучения дальнейшей истории, для чего снова открываем и цитируем первое из « Сказаний» о Тихвинской иконе Божией Матери
«По прошествии некоторого времени прибыл на Тихвинку и великий князь Василий Иоаннович.
Влекомый любовью к Пресвятой Деве Марии, он желал увидеть и облобызать чудотворную икону Пречистой, а также помолиться пред нею и посмотреть ново созданный храм.
В то время архиепископом великого Новгорода был преосвященный Макарий, который изволением Божиим был, потом возведен на престол московской митрополии.
Он сопутствовал великому князю в этом путешествии его и, вместе с ним, прибыл на Тихвинку.
Здесь они с усердием молились пред иконою Пречистой, совершая многие службы и моления, а потом отбыли - архиепископ в Новгород, а великий князь в Москву».
Это событие , в истории датируется уже 1527 годом, и оно нашло свое отражение в единственной из русских летописей «Постинковском летописце».
«Лета 7035-го (1527) сентября выехал князь велики с Москвы во град Можаеск на свою царьскую потеху и с великою княгинею Еленою.
Тое же осени приидошя к великому князю в Можаеск литовские послы от короля Жигимонта пан Петр Станиславович, воевода полотцкий, да пан Богуш Богвитонов моршялка.
И взяшя с великим князем перемирье на 6 лет до рожества Христова лета 7041-го. Октября выехал к великому князю служити из Литвы князь Федор Михайлович Мстисловской. И князь велики даст ему в удел Кременець, Мышегу, Суходров.
А после того дал за него племянницу свою княжну Настасью, большую княж Петрову дочь царевичеву.
Тоя же осени отпул стил князь великий из Можайска литовских послов, а х королю Жигимонту послал своих послов Ивана Васильевичи Лятцкого да диака Елизара Циплятева.
Тако же и цесаревых послов, зело почтив их, отпустил и папина бискупа. А к цесарю римскому королю и к брату его Тфердинаиду послал князь великий своих послов Ляпуна Осинина да Ондрея Волосатого да толмача Власа Игнатьева в диаче место.
А к папе послал князь великий Еремея Трусова да Шарапа Лодыгина.
Тоя же зимы декабря был князь великий у Пречистой на Тихвине молитися.
Тоя же зимы февраля пожаловал князь великий князя Михаила Глинского, выпусти его из нятства и казну его отдал ему, и вотчиною его своим жалованьем пожаловал доволне.
И велел ему женитися у болярина своего у князя Ивана Васильевичи у Немого.
Того же лета жил князь великий и с великою княгинею Еленою в своем селе в Воробьеве до успенья пречистые.
Того же лета повелением государя великого князя Василья поставиша церковь камену с приделы на его дворе Преображение Христово, а в другую церковь святого великого мученика Георгия у Фроловских ворот во граде, а третьюю Бориса и Глеба на Орбате за Неглинною».
И, как сам видит читатель, тут мы впервые имеем достоверный документ, подтверждающий как само «существование Тихвинской иконы Божией матери», так и прибытие Василия III в Тихвин.
Тут правда, не ясно, был ли с Василием III и новгородский архиепископ Макарий, но я думаю, что был.
Поскольку именно он (как сам увидит читатель, ознакомившись в дальнейшем с его биографией) и был «главным пиарщиком» чудотворной Тихвинской иконы в Московском княжестве и поэтому, кто как не он мог «все пояснить» великому князю Василию IIIи обеспечить финансирование этого «проекта» с государственной казны?.
А еще, благодаря этому событию, в нашем рассказе появляются сразу два важных исторических лица: московский великий князь Василий III и будущий московский митрополит Макарий.
Но, и тут не все так просто.
Особенно непонятно обстоит дело с Василием III.
«Чем можно пояснить его повышенное внимание к небольшому поселению Тихвину, да еще и не входящему территориально в его княжество»?
Нас все время пытаются убедить в том, что он «Влекомый любовью к Пресвятой Деве Марии, … желал увидеть и облобызать чудотворную икону Пречистой, а также помолиться пред нею и посмотреть ново созданный храм».
Да не такой был человек Василий III, чтобы вдруг оставив Москву, зимой, в санях тащится за сотни километров, в чужое княжество, в простую сельскую церковь!
И действительно оказалось, что неспроста Василий III, так стремился в Тихвин.
Ведь уже с 1526 года очевидно с помощью усилий как новгородского архиепископа Макария, чудотворную икону Богоматери Одигитрии которая «иже явилась на Тихвине», в русском православии, стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год у на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII в.
Во время иконоборческой ереси в Византии этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим.
А после торжества Православия тем же путем вернулся туда.
И в связи с вышеописанными идеями с подачи архиепископа Макария в русском православии произошло слияние этих образов в один.
А особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт явления иконы в Тихвине.
Тогда это уже воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство,
Поэтому Тихвинскую иконы Божией Матери «власть предержащие» в Московском княжестве начиная с Василия III, стали воспринимать как подтверждение особого статуса Руси перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ рождающегося Русского централизованного государства.
С этим связывали в русском православии появился и особый иконографический тип иконы Одигитрии, названной «Путеводительницей».
Вот поэтому и был, . по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича, для поклонения «Тихвинской иконе» построен каменный Успенский собор, ставший впоследствии своеобразным реликварием иконы, покровительствовавшей Московскому великокняжескому дому.
Поэтому и явился туда Василий III, чтобы «лично принять новый собор» и заодно помолится перед особо чтимой иконой.
Но в этой красивой церковной истории, не обошлось и без своей большой ложки дегтя!
Потому что оказалось, что для архиепископа Макария и великого князя Василия III была неважна подлинная история вышеупомянутых икон.
Архиепископу Макарию важно было доказать новый геополитический постулат, о том, что «Москва это Третий Рим», а Василию III личным присутствием в Тихвине подтвердить эту теорию.
И не грех, что для этого нужно было немного исказить историю. О том, как это было сделано, читатель узнает, ознакомившись с подлинной историей вышеупомянутых Влахернской и Лидской икон Божией матери.
Справка №1: «Влахернская икона Божией Матери (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4178.htm) обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией, во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610-631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами.
В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице ("Суббота Акафиста")
Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
После падения Константинополя в 145З году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу.
Празднование Влахернской иконе совершается еще 2 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста - на пятой седмице Великого поста»
И кстати если посмотреть на Влахенскую икону, то видно, что она действительно написана не масляными, а восково-мастичными красками.
То есть именно в такой художественной технике мог писать свои иконы Св. Лука, если конечно он писал….
Справка №2: «Икона Божией Матери Лиддская (Римская) – это список с нерукотворного образа Пресвятой Богородицы, явленного на одном из столпов храма в городе Лидде, близ Иерусалима. Константинопольский патриарх Герман (714–730 гг.), по приказу которого был сделан список, привез его в Константинополь и хранил, как драгоценную святыню, ежедневно молясь перед ним. Когда вспыхнула иконоборческая ересь, патриарх Герман был низложен со своей кафедры и изгнан.
Написав письмо папе Римскому Григорию и вложив его в доску иконы, патриарх пустил ее в море.
На другой день икона чудесным образом достигла Рима. Папа св. Григорий II (715–731 гг.) вышел вместе с духовенством на берег моря и увидел икону Богоматери стоящей на воде при устье реки Тибр.
Икона невидимой силой была поднята и опущена на простертые руки папы. Позже она торжественно была внесена в церковь св. Петра и помещена внутри алтаря. Здесь Владычица Небесная подавала через Свой образ немало чудесных исцелений прибегающим к Ее заступлению и помощи.
Через сто с лишним лет на Востоке было восстановлено иконопочитание. В это время жители Рима были встревожены и удивлены неоднократными заметными движениями иконы Богоматери. Во время одного из служений икона особенно сильно задвигалась, потом снялась со своего места и над головами верующих вышла из церкви. Народ во главе с папой со скорбью в сердцах проводил святую икону. Между тем чудотворный образ спустился на воды реки Тибр, затем поплыл по морю и скоро совершенно скрылся из глаз.
Вскоре образ Божией Матери прибыл в Константинополь. Местные жители, думая, что это одна из тех икон, которые были брошены в море во время преследований и гонений, принесли ее царице Феодоре. Через некоторое время оказалось, что это и есть тот самый образ Богоматери, который не так давно чудесным образом удалился из Рима.
Тогда патриарх во главе с духовенством и в сопровождении императора и его окружения торжественно перенесли образ Владычицы из царских палат на площадь Халкопратию и там поместили его в храме Пресвятой Богородицы.
С того времени этот чудотворный образ стал называться Римским, празднование в его честь было установлено 26 июня, тогда как Лиддской (на столпе) иконе Богоматери празднуют 12 марта».
И раз мы так часто и всуе упоминаем московского князя Василия III, то наверно будет уместны и задать риторический вопрос:
«А что мы знаем о великом московском князе Василии III, этом собирателе русских земель»?
Справка: Василий III Иванович (25 марта 1479 — 3 декабря 1533) — Великий князь московский в 1505—1533, сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного. То есть на половину варяг по мужской линии, а на половину грек, по материнской линии!
Василий умер 3 декабря 1533 года от заражения крови, вызванного нарывом на левом бедре.
В ходе своего правления Василий присоединил к Москве Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521), Новгород-Северский и оставался только Великий Новогород и его земли!
В своей внутренней политике Василий III пользовался поддержкой Церкви в борьбе с феодальной оппозицией. Рубил головы и сажал в тюрьмы, хотя и не с таким размахом как его сын Иван IV/
В 1521 году митрополит Варлаам был выслан из-за отказа участвовать в борьбе Василия против князя Василия Ивановича Шемьячича.
Князей Рюриковичей Василия Шуйского и Ивана Воротынского сослал в изгнание. Дипломат и государственный деятель Иван Берсень-Беклемишев был казнён в 1525 из-за критики политики Василия.
Максим Грек (публицист), Вассиан Патрикеев (государственный деятель) и другие были приговорены по той же самой причине в 1525 и 1532 годах.
В течение правления Василия III увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали иммунитет и привилегии бояр.
Вот такая сложная и противоречивая историческая личность.
Ну, и его «активный помощник» и слуга митрополит Макарий.
К фигуре этого исторического лица нам нужно присмотреться ближе, ибо он в истории создания культа «Тихвинской иконы Божией Матери» сыграл не последнюю роль.
«Макарий родился ок. 1482 г. – умер 31 декабря 1563 г в Москве.
При крещении он был наречен во имя Михаила. Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать же, возложив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из монастырей.
Тогда и будущий святитель решает оставить мирную жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского
При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского.
15 февраля 1523 г. инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522-1539; ( 1547) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы
4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии.
И тут Макарий развернул бурную деятельность….
Так в 1528 г., на второй год своего архиерейского служения, святитель Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях.
Получив еще в Пафнутиево - Боровском монастыре навык иконописи, святитель, как о том сообщается в летописи под 1529 г., лично «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени.
После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.
В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая, которого архиепископ особо чтил, как покровителя путешествующих.
Он сам неоднократно совершал длительные поездки, как по всей епархии, так и за ее пределы: например, в 1539 г. ездил в Москву, где возглавлял избрание и проставление нового Всероссийского митрополита — святителя Иоасафа.
По благословению святителя в Новгороде пишутся жития и службы русским святым.
В период архипасторства святителя по его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод.
В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Выбор пал на 60 летнего Новгородского владыку.
В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго.
И вот в 1547 г. в Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.
Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом.
Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя.
В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление.
В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских.
На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов.
На Макарьевских Соборах были канонизованы первый автокефальный митрополит Иона, Новгородские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества - преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевскии и др.
Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий.
В начале 1551 г., в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием.
На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения.
Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений.
На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого, учивших, что Христос не является Богом, они не почитали икон и отвергали церковные Таинства.
Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1505; пам. 4 дек.).
И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу.
Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г.
Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи.
Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 г., вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь.
Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений
Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым.
После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам.
По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах».
Но, увы, за все свои «заслуги перед РПЦ» митрополит Макарий своими современниками не был оценен. Очевидно память о нем и его богоугодных делах «утонула» в том море русской крови, что пролил венчанный им на царство Иван IV.
Поэтому он был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви только в 1988 года, когда дни безбожного СССР уже приближались к закату, а возрождающейся от коммунистического пресса РПЦ МП, нужны были новые «герои»!
Вот такая биография у митрополита Макария. Но в ней ее авторы опустили один важный момент.
А именно отношения Макария с новым московским царем Иваном IV и дальнейшее развитие при нем культа Тихвинской иконы Божией Матери.
Но об этом периоде истории Тихвинской иконы Божией матери мы узнаем из следующей части…
(конец ч.5-1)
Все фото к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4db3e7bc2a751/