Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 335
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 334
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/


ч.4

Тихвин и его главная тайна


          Разобравшись  в предыдущей   части,  с селом Выдропужском,  его историей, а так же  с днем  сегодняшним  и не найдя   там   никаких «следов»   пребывания  «Старорусской иконы Божией Матери», мы далее переходим  в наших поисках  в старинный  российский городок Тихвин.
        И тут опять, я  считаю необходимым, читателю  напомнить историю  г. Тихвина, чтобы  основываясь  на  этом фундаменте  по  ходу изложения  заявленной темы дополнять  его  теми или иными историческими  деталями, имеющими отношения к исследуемому вопросу.
         Тем более, что  латинская  мудрость нас учит, что  «Повторение -  мать учения»!
         Итак, "Тихвин – город (с 1773 года) в России.
         Административный центр Тихвинского муниципального района Ленинградской области и Тихвинского  городского  поселения.
         Тихвин  расположен на северо-востоке Ленинградской области. Расположен на обоих берегах реки Тихвинка (бассейн Ладожского озера).
         Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении, на месте которого вырос сначала посад, а позже город, относятся к 1383 году.
        Летопись сообщает, что тогда здесь была построена деревянная церковь Успения.
        Позже, в 1495-1496 годах, писец Ю. К. Сабуров в Новгородской писцовой книге упоминал "...погост Тихвинский, а в нём церковь деревянная...»!!!
        Расположение на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило быстрое развитие Тихвинского погоста – предшественника города Тихвина. К началу XVI столетия это был уже широко известный торговый  центр.
        Но,  историки, описывая  старинный Тихвин  и даже приводя летописную ссылку  о том, что, мол, в Тихвине   была  в 1495 году  есть «деревянная церковь»,  упускают важнейшую  деталь.
        Что это такая  за церковь?  И какие такие там есть или были,  «чудотворные» иконы?
        Неужели  за  прошедшие  112 лет  память о событиях 1383 года выветрилась их памяти новгородцев?
       А,  все дело в том, что на 1383 г. приходится  одно из «великих чудес» на «новгородчине» - явление Тихвинской иконы Божией Матери, когда о  безвестном поселке  Тихвине,  якобы  «узнали» во всем Велико -Новгородском  княжестве и как показали дальнейшие события не только в нем!?
       Но,  вот,  что примечательно!
       Событие,  о котором  через 112 лет от условной даты  его происхождения,  уже не  помнили даже  образованные  новгородцы,  тем  не менее, уже  на протяжении 628  лет Русская православная  церковь  эксплуатирует во всю,  в смысле  зарабатывания  на нем денег и политического влияния.
       Но, при этом  никто из церковных иерархов за вышеуказанный период  даже не пытался  вразумительно  объяснить  суть   самого  события.
       Да, что и  можно ожидать от христианской церкви, если  только 100 лет назад  ее высшие иерархи  признали,  что не Солнце  вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца!
       Но  свой календарь по прежнему   ведут  от «условного дня сотворения   Мира»!
    
       Вот и  давайте мы сами,  с учетом дня  сегодняшнего и накопленного человечеством     технических  и естественных  познаний  об устройстве  жизни на планете Земля,  снова уже под критическим углом зрения,  перечтем  одно из сказаний  о  «Явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, нарицаемой  Тихвинской!.
         Составлено  оно  было между XV-XVI веками (то есть через 200-250 лет от 1383 года), но потом периодически  правилось и дополнялось уже  последующими,  пожелавшими остаться неизвестными, соавторами..

        «В лето от сотворения   мира 6891, а  от воплощения Бога Слова в 1382, в царствование великого князя Димитрия Иоанновича, (Димитрий III Иоанович княжил на Москве с титулом  великого князя с 1363 по 1389 г-автор)  при святейшем митрополите всея Руси Пимене (Пимен управлял русской митрополией с 1382 по 1389 г. с перерывом  (между 1385 и 1388 г-автор) и при новгородском архиепископе Алексии, явилась на Руси пречестная икона Пресвятой Богородицы, с изображением начертанного на левой руке ее младенца, предвечного Господа нашего Иисуса Христа.

        Явление это произошло при следующих обстоятельствах.

        В пределах Великого Новгорода, в небольшом расстоянии от Варяжского моря (Балтийского - автор), на водах великого озера Нево (Ладожское) рыбаки ловили рыбу.
        И во время ловли осиял их вдруг светозарный луч с неба…
        Взглянув вверх, они увидели дивное чудо: по воздуху над водами шла, носимая невидимыми руками, икона Пречистой Девы Богородицы, сияющая подобно солнцу.
         Рыбаки, увидев столь чудесное явление, сначала пришли в ужас, а потом исполнились радости. Оставив свое дело, они вперили очи в зримое ими предивное чудо, желая увидеть, куда идет и где остановится святая икона.
         Но Бог не соизволил исполнить это желание их, - и святая икона скоро скрылась от очей их и стала невидима.
         После того икона Пресвятой Богородицы явилась в тех же новгородских пределах, в селении Вымоченице, на реке Ояти, за сто поприщ от Тихвина.
         Здесь она предстала пред местными обитателями стоящею в воздухе и сияющею неизреченным светом.
          Увидев такое необычайное явление, обитатели селения того собрались все вместе и, ужасаясь,  дивились  зримому ими чуду; потом они начали усердно молиться ко Пречистой Богородице.
          Тогда чудесная икона Владычицы Небесной спустилась с воздушных высот к людям на землю. С великою радостью приняли икону Царицы Небесной о битатели Вымоченицы и тут же с усердием создали в честь ее часовню, в которой и поместили ниспосланный им образ; впоследствии на месте этой часовни создан был храм в память славного рождества Пресвятой Богородицы.
          Здесь, в селе Вымоченице, икона пребывала некоторое время, подавая многим больным, с верою притекающим к ней, исцеления.

          Но, по прошествии немногого времени она была взята оттуда невидимою рукою и, несомая по воздуху, явилась в местечке Кожела, близ реки, называемой Паши, за двадцать поприщ от Тихвина, - явилась совершенно так же, как и в упомянутом выше селении.
          Увидев ее, сияющую чудесным светом, насельники местечка того стеклись все, исполненные удивления и ужаса, и усердно молились ко Пречистой, чтобы Она даровала им милость и ниспослала им Свою икону.
          И моление их было исполнено. Икона спустилась с высоты на землю, и местные жители в свою очередь создали в честь ее часовню, на месте которой впоследствии была построена церковь в память Покрова Пресвятой Богородицы.

          Но и на этом месте не соизволила Пречистая долго пребывать своей иконе: по прошествии некоторого времени она снова была взята оттуда невидимо и посетила благодатным явлением своим еще несколько мест.
          На всех этих местах, ознаменованных и освященных присутствием чудотворного образа, усердием верующих созданы были сначала часовни, а впоследствии храмы Божии.

         Так чудесно переходила с места на место святая икона, как легкое облако носимая по воздуху, пока не остановилась окончательно близ города Тихвина на реке Тихвинке».

           (Говоря же современным языком все это подпадает под определение понятия ПОЛТЕРГЕЙСТ!) Но продолжаем читать дальше!
      
          «Это  последнее  явление совершилось совершенно таким же образом, как и первые. Честная икона, подобно облаку, неслась по воздуху и потом стала, пребывая чудесно на воздухе.
        Таково-то было чудесное и преестественно шествие иконы Богоматери!
         Множество народа, из  города  Тихвина ( Тихвин еще не город а просто небольшое поседение –погос-автор)  и окрестных селений, привлекаемого великим тем чудом, стеклось к месту явления; вместе с ними пришли также и священники с крестами и иконами. Долго молились они пред чудесною иконою, воспевая псалмы и священные песнопения; потом вместе с народом они стали взывать:
     - Приди к нам, Царица, приди к нам, Владычица, призри на нас, недостойных рабов твоих, ниспосли нам щедроты человеколюбия твоего, посети нас свыше и просвети помраченных грехами светозарным твоим пришествием.
        Когда они так усердно молились и проливали многие слезы, святая икона спустилась с неба на их руки и с благоговением и радостью была принята ими. Усердно облобызав икону и сотворивши пред нею многие моления, жители окрестных селений тут же начали рубить деревья для часовни.
       В тот же день они сложили три венца, для сруба часовни, и поставили их вокруг иконы. Когда же наступила ночь, собравшийся народ разошелся по домам своим, оставив около чудотворной иконы несколько человек, чтобы они всю ночь неусыпно пребывали в молитве.
          Оставленные, действительно, всю ночь молились, но к утру, утомившись от ночного бдения, задремали.
        И когда они спали, совершилось предивное чудо.
         Чудотворная икона, вместе с основанием часовни, перенеслась, как бы по мановению Божию, с своего места на другое.
         Вместе с нею перенеслись на другое место и все бревна, приготовленные для построения часовни; и не только бревна, но даже и щепки - все, до самой маленькой, перенесены были невидимою рукою, - так что никто из стерегущих не видел этого, и не слышал.
        Когда же пробудились они, то не нашли на прежнем месте ни образа Пречистой Богородицы, ни основания часовни, ни деревьев для нее, и исполнились великой печали и ужаса.
        На утро окрестные жители снова собрались для поклонения пречестной иконе Богородицы и для создания в честь нее часовни. Но не найди ничего на месте том, где они оставили образ и начали созидать часовню, - пришли в ужас и стали спрашивать проведших ночь около иконы:
- Что это значит?

       Те рассказали, как они всю ночь пробыли в молитве, как к утру не надолго заснули, и как пробудившись не нашли ни иконы, ни деревьев, ни даже щеп, взятых неведомо куда. Тогда все исполнились великой печали, скорбя о том, что они лишились такого многоценного богатства духовного. С плачем и рыданием простирая моления к Богу, они начали так взывать:
       - О, Владыко Человеколюбче! Ниспосли нам снова божественный дар Твой, который человеколюбно и преславно послал Российской стране; не скрой от нас бесценного сокровища сего, коим мы надеемся обогатить душевную нищету нашу. О, Владычице, Матерь Милосердная! Куда отошла Ты от нас недостойных чад Твоих?
       Вчера Своим пришествием к нам Ты исполнила сердца наши многою радостию, а ныне отшествием Своим повергла нас в печаль неисходную, предала нас слезам и рыданиям. Но явись нам снова, свете наш, и претвори печаль нашу в радость.
        Совершив такую молитву, они разошлись в разные стороны по горе той и по всей окрестной дубраве, взглядывая то на воздух, то на землю, и стараясь отыскать икону. И усердные поиски их не остались тщетными.
         Скоро они узрели чудесный свет, исходивший с востока, с другой стороны реки Тихвинки, из болотистой лесной пустыни, отстоявшей от горы почти в двух стадиях расстояния.
        Увидев свет, народ тотчас же устремился по направлению к нему и обрел там икону Пресвятой Богородицы, вместе с основанием часовни и со всеми бревнами и щепами от них.
         Сруб, сооруженный на горе, оставался  совершенно цел, как был поставлен ранее, святая же икона находилась в срубе у восточной стороны его, вися на воздухе, так как не была прикреплена к стене. Видя это, обретшие икону припали к ней, проливая слезы от радости и прославляя Бога и Его Пречистую Матерь.

      - Слава Тебе, Христе Боже, -- восклицали они, - слава Тебе, Пречистая Матерь Божия, что Ты не оставила нас, рабов Твоих! Молим Тебя, - то конца не оставляй нас, но всегда пребуди с нами, спасая и соблюдая словесное стадо Сына Твоего.
        Помолившись, весь народ докончил сооружение часовни, а потом, избравши достойнейших мужей, послал их в великий Новгород к преосвященному архиепископу Алексию и к градоправителю Новгорода, с вестию о преславном явлении иконы, которая, несомая ангелами по воздуху, неведомо откуда пришла к ним.
         Услышав рассказ о бывшем о бывшем в Тихвине великом чуде, архиепископ и градоправитель удивились и, исполнившись духовной радости, прославили Бога и Пречистую Матерь Его.
        Немедленно они известили о чудесном событии великого князя московского Димитрия Иоанновича, исполнив и его духовной радости.
        Затем преосвященный Алексий  хиротонисал   для   Тихвина нескольких пресвитеров  и  диаконов и отослал их, вместе с пришедшими к нему мужами, - дав им антиминс и благословение свое на создание и освящение церкви на р. Тихвинке, во имя Успения Пресвятой Богородицы.
         Они, пришедши к Тихвинке и совершив моления пред чудотворною иконою, с усердием приступили к построению церкви. Приближался праздник Успения Пречистой Девы Марии, когда они окончили постройку храма.
          Намереваясь совершить в этот праздник освящение храма, они послали в окрестные селения, поприщ за двадцать и более, пономаря - возвестить христианам о дне освящения церкви и предупредить их, чтобы они постом и молитвой приготовляли себя к предстоящему торжеству.
          Пономарь тот, по имени Георгий, был муж праведной жизни, благоговейный и благоугодный.
     Справка: Пономарь (официально — Парамонарь; от др.-греч. — «приставник», «привратник») — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

       Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, наконец, уборка храма и алтаря.

         Когда он в день предпразднства Успения возвращался назад к церкви и находился уже за три поприща пути от нее, в лесной пустыне, - он ощутил необычайное благоухание, как бы от множества фимиама и ароматных веществ; ибо благодать Духа Святого облагоухала место то, на котором имела явиться  Сама Пречистая Дева Богородица.
         Георгий удивился и стал размышлять, откуда исходит в глухой, безлюдной пустыне столь необычайное благоухание.
         Вдруг он узрел Пречистую Матерь Божию, сидевшую на упавшей сосне, и державшую в десной руке  Своей червленый жезл, на который Она как бы упиралась.
         Пред нею стоял светлый муж, облеченный в светлые ризы и напоминающий видом своим святителя Николая Мирликийского.
         Увидав  это  чудное   явление,  пономарь объят был страхом и ужасом и пал на землю, как мертвый. Тогда предстоящий Богородице святитель, подошедши, коснулся его и сказал:
    - Встань, и не бойся!
     Георгий с трепетом и радостью поднялся, стал на колени и, сложив руки на груди своей, созерцал дивное видение.
     И вот сидевшая на сосне Пречистая Дева сказала ему:
     - Георгий! Иди к церкви моей и скажи священникам и всему народу, чтобы не ставили на ней железного креста, который они хотят поставить; пусть вместо него они поставят деревянный: такова моя воля.
      Пономарь, собравшись с духом, в страхе сказал Пречистой:
- Госпожа и Владычица моя! мне не поверят!
      Но предстоявший Богородице святитель сказал ему:
- Если тебе не поверят, то для уверения их дано будет знамение.

          После таких слов Пречистая и предстоявший ей святитель стали невидимы. Тогда пономарь окончательно убедился, что он удостоился чудесного видения Пречистой Богородицы и великого святителя Николая Чудотворца.  Немедленно припав на землю, он воздал благодарение Богу, Который удостоил его лицезреть такое преславное явление.
           Пришедши к церкви, пономарь поведал священникам и всему народу, что он видел и слышал, но те не поверили ему и повелели рабочим ставить на церкви железный крест.  
           Но когда один из рабочих взял, по повелению священников, крест и, влезши на крышу церкви, начал ставить его, вдруг поднялась великая буря и сильный ветер.
           Порывом ветра человек тот с железным крестом был подхвачен как бы руками и поставлен на землю, без малейшего вреда для него, как будто он не упал с высоты, но сам спустился на землю.
             Видя это страшное чудо, священники и весь бывший тут народ весьма испугались и, поверив словам пономаря, прославили Бога и Пречистую Его Матерь, а также ублажили и святителя Николая.
           Потом, немедленно соорудивши деревянный крест, они поставили его над церковью, и с великой радостью и ликованием совершили празднование освящения церкви и вместе воспоминание   Успения Пресвятой Богородицы.
             От иконы Пречистой Богоматери совершилось тогда множество чудес, и одержимым различными болезнями подавались исцеления. Так было не только при отмеченном торжестве, но и после него.

              По освящении церкви на р. Тихвинке весь народ отправился на то место, где Георгий удостоился чудесного видения.
        Помолившись, они основали здесь часовню во имя святителя Николая, а из павшей сосны, на которой явилась Георгию Пресвятая Богородица, сделали крест и поставили его в часовне для всенародного поклонения и почитания.
          В часовне этой впоследствии совершилось не мало чудес, как и в упомянутой выше церкви в честь Пресвятой Девы Марии».

      На этом мы  прерываем изложение  «сказания» и  попытаемся  определить ля себя  важные моменты.
      1.Явление иконы  состоялось в 1383 году.
        И  тут уместно  будет спросить, а  что  вообще  происходило на Руси в 1383 году???
      А вот, что происходило в 1383-1386годах.
      «Нестроения» (http://tochka.gerodot.ru/rus-orda/glava09_02.htm)

       «В 1383 году Русь  (и это  после  выигранной  Куликовской  битвы - автор) снова начала платить дань в полном  объёме. Правда - по результатам переписи, проведённой более века назад (1272 г.).
        Ок. 1383 г. на Москве была организована чеканка собственных денег.
        Ок. 1383 г. к Московскому княжеству был присоединён Белозёрский удел. Белозёрские  князья, прославившиеся своей храбростью в Куликовском сражении, были лишены всех владетельных прав.
        Организовали операцию по ликвидации этого княжества бояре из клана Акинфычей. За что получили львиную долю Белозёрских  владений - волость Ергу (предварительно породнившись с родом Белозёрских князей). Причина присоединения княжества была проста - в Москве были нужны деньги для выплаты Тохтамышу. И эти деньги приходилось добывать, не слишком разбираясь в средствах.
       В 1383 г. в Москву из Новгорода (куда он приехал из Нижнего лет 5-6 назад) перебрался известный иконописец Феофан Грек.
       Впрочем, не сойдясь во мнениях с митрополитом Пименом, он уехал в Н. Новгород.
        Примерно в тоже время на Москве принял монашество Епифаний Премудрый. Также в 1383 г. на Русь из Константинополя приехал архиепископ Дионисий.
       Собор русских иерархов потребовал у в.к. Дмитрия сместить Пимена как несоответствующего занимаемой должности и признать митрополитом Дионисия как наиболее достойного.
       Архиепископ Дионисий, решением великого князя, поехал на постановление в Константинополь.
       В 1383 году Стефан Храп, крестивший несколько малых народов Севера и даже составивший алфавит для зырян, стал первым епископом Пермским.
       5 июля 1383 г. умер в.к. Дмитрий Константинович Нижегородский.
       Хан Тохтамыш передал Н. Новгород его брату Борису, не став расплачиваться с Василием и Семёном Дмитриевичами за их услуги.
       Тогда же он послал во Владимир посла Адаша, с теми же целями, с какими ездили послы при хане Узбеке, - пограбить.
        Тогда же и пришло в Москву требование о 8000 за признание великокняжеской власти вотчиной Московской династии!
        Сбор ордынской дани плюс этих восьми тысяч в разорённом Тохтамышем княжестве проходил с великим трудом. Денег не хватало.
         Поэтому в.к. Дмитрий потребовал с Новгорода выплаты "чёрного бора", уговаривать новгородцев ездил сам глава московского правительства - боярин Фёдор Андреевич Свибл (1385).
         В конце 1383 г. на Москве был схвачен и казнён Некомат-брех, за свои действия в 1375 г. "Убиен бысть на Москве некий брех именем Некомат за некую крамолу".
         В марте 1384 г. Дионисий Суздальский был рукоположен в Константинополе в митрополиты всея Руси патриархом Нилом.
         Ему было дано задание лично отвезти патриаршие грамоты в Киев Киприану и во Владимир Пимену, где они вызывались в Константинополь для снятия сана митрополитов. Сопровождавший его игумен Фёдор Симоновский, духовник в.к. Дмитрия, после отъезда Дионисия в Киев остался в Константинополе.
          Там он добился у патриарха Нила сана архимандрита и выведения своего монастыря из-под власти митрополитов всея Руси и передачи его непосредственно в патриаршую юрисдикцию. А митрополит Дионисий был схвачен в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем Киевским и посажен в заключение.
        Впрочем, Фёдор Симоновский, вернувшийся в Москву с двуми греческими митрополитами, сумел заставить Пимена ехать в Константинополь. Они выехали 9 мая 1385 г.
        Но Пимен, запасшийся заёмными грамотами на крупную сумму, сумел по дороге сбежать от Фёдора Симоновского и греческих митрополитов и достигнуть Константинополя самостоятельно. Там он надеялся, раздавая взятки, выкупить сан митрополита для себя.
           "И мы никогда так и не узнаем, почему два греческих митрополита не сумели (или не восхотели?) вытащить из затвора Дионисия, рукоположенного Нилом на русскую митрополию.
           Почему, забрав-таки с собою Киприана и проследовав конями через Валахию на Царьград, они покинули того, кого должны были бы забрать с собою в первую голову?
          Да, князь Владимир Ольгердович не выпустил Дионисия из заключения, но что стояло за этим? Неужели так уж легко было в пору ту захватить и держать в узилище столь важное духовное лицо? Католики? Сам Киприан?
           Князь, упершийся, невзирая на все уговоры и угрозы?
           Как и почему греческие послы не настояли на освобождении Дионисия? Или уж дело с унией столь далеко зашло, что властная длань католической воли сказалась и тут? ...            
           А ...деятельность Дионисия ...была замечена и по достоинству "оценена" латинскими прелатами из Вильны и Кракова?..."
           Митрополит Дионисий умер (убит?) в Киеве 15 октября 1385 г.
              Великий князь Дмитрий не смог пригрозить Киеву силой и таким образом помочь задержанному митрополиту Дионисию. Ибо на него поднялся многажды обиженный Москвою и нынче собравший силы великий князь Рязанский Олег.

               "Олег уже прошлой осенью, после московского погрома, начал собирать силы. Он не спешил. Давал опомниться земле, давал Дмитрию поглубже увязнуть в делах ордынских. Холодное бешенство, упрятанное на самое дно души, двигало им теперь, торопя к отмщению. Не должен был Дмитрий татарскую беду свою вымещать на рязанском князе!
               Олег Иваныч отлично знал, кто его главные вороги на Москве. Слухачи рязанского князя доносили ему обо всем, даже и о том, что свиблова чадь сбежала из Новгорода. Когда воеводою в Коломне сел брат Федора Свибла Александр Андреич Остей, он удовлетворенно склонил голову. О том, что Коломна была своя, рязанская, и некогда отобрана московитами, помнили все рязане.
            Олег не собирал полков у Переяславля  Рязанского. Отсюда легко могли донести о сборах Дмитрию на Москву. Дружины копились по мелким заимкам, по селам, а то и прямо в шатрах, на полянах под защитою леса."
           В.к. Олег Иванович Рязанский внезапным нападением без бою взял Коломну - второй по значению город Московского княжества. Местный воевода, Александр Андреевич Остей, был взят в плен. Рязанцы сожгли город и отступили на свою территорию. На в.к. Олега было послана московская армия во главе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским. Но его армия подверглась настоящему разгрому.
           Собрать новую армию не представлялось возможным. А тут ещё и взбунтовался Новгород.
             В.к. Олег, захоти он этого, мог без сопротивления подойти к Москве. Он, впрочем, этого не делал. Но и мира заключать не желал, требуя уступок. Меж тем 29 июня 1385 г. у в.к. Дмитрия родился сын Пётр. Крестить его прибыл Сергий Радонежский. Игумен Сергий имел разговор с в.к. Дмитрием, после чего направился к Олегу Рязанскому.
           Неизвестно как, но Сергий Радонежский уговорил в.к. Олега заключить мир с Москвой. Причём Олег ничего от Москвы не потребовал. 2 года спустя, для закрепления достигнутого мира, был заключён брак между дочерью в.к. Дмитрия Софьей и сыном в.к. Олега Фёдором.
           В 1386 г., замирившись с в.к. Олегом, в.к. Дмитрий начал войну против Новгорода.
            Ибо обещанные хану 8000 рублей ещё не были выплачены, и где их взять, кроме как в Новгороде, он не знал. Великокняжеская армия подошла к Новгороду и уже готовилась начать осаду города, когда новгородцы предложили мир. Мир был заключён мир на условии выплаты этих самых 8000 рублей.
            В мае 1386 г. Киприан выехал из Константинополя в Литву - мешать католикам, ибо в Литве уже вовсю шли приготовления к унии. Тогда же в Константинополь прибыли сначала Фёдор Симоновский, а вскоре и Пимен.
           Фёдор Симоновский, в лучших традициях суперагентов, сумел, не прошло и полугода, выяснить следующее. Патриарх Нил готовился лишить сана Пимена.
          Что Фёдор весьма поддерживал. Но он собирался лишить сана и Киприана. Чего после смерти Дионисия Фёдор уже не поддерживал.
          А вместо них патриарх намеревался назначить митрополитом всея Руси человека, подсказанного ему католиками.
          Такого человека, который бы вне всяких сомнений "сдал" Литву католичеству, а на Руси ввёл бы унию. (В.к. Дмитрий к тому времени был уже весьма болен, а его наследник, Василий, уже с год жил в католических странах. Литва в это самое время, на глазах у Василия, приняла Кревскую Унию, и её начали обращать в католичество.)
          Фёдор серьезно задумался. Он решил при таких обстоятельствах сохранить митрополию за Пименом как за человеком хоть и нехорошим, но своим, и задумал воспользоваться правилом, согласно которому митрополита не могли лишить сана в его отсутствие. Фёдор стал уговаривать Пимена бежать на турецкий берег Босфора. Но тот поначалу ему не верил.
          "Труднее всего убедить человека в правде. Лжи верят гораздо легче и охотнее. Федор уже не раз посетовал про себя, что не избрал для Пимена какой ни то "лжи во спасение", ибо теперь растерянный и злобный временщик слышал, слушал и не верил ничему.
            Федор уже час бился с Пименом, пытаясь убедить его, что беда общая и им надобно теперь не которовать, но объединить усилия и действовать сообща. Он уже приходил в отчаяние, когда наконец и вдруг понял, почему Пимен не верит ему, и озарение пронзило его, как громом. Пимен не понимал, почему это нужно именно ему, Федору, племяннику Сергия и давнему Пименову врагу.
         Он попросту не допускал мысли, что кто-то может действовать не на пользу себе самому, а из каких-то иных, высших, соображений. Понявши это, Федор умолк и обалдело глядел на Пимена. И такого человека они все терпели на месте вершителя судеб церкви русской!"
         В конце концов до Фёдора это дошло, и он нагло потребовал себе за услугу сан архиепископа Ростовского. Убедив Пимена непомерностью просимого в своей искренности, они переплыли Босфор, где Пимен и возвёл Фёдора в сан архиепископа Ростовского (1386).

       Как видим  дела сугубо мирские, когда деньги как обычно решают все вопросы и никаких « чудес» не происходит, да и никому они не нужны!
      И нет ни «слова»  о таком выдающемся событии как  «явлении» под погостом Тихвином,  самой Богородицы  в сопровождении святого Николая и подаренной  ими  тем же тихвинцам  чудотворной иконы!!!

       И, тем не менее  и в этой информации для  нас есть очень важная  находка!
       Оказывается   в 1383 г. в Великом Новгороде  еще жил и работал самый известный на Московской Руси  иконописец Феофан Грек!
       Поэтому давайте и посмотрим, кто такой этот Феофан Грек и чем он занимался в Великом Новгороде!
         Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
          Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате  и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.
          Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является  погрудное  изображение Спаса Вседержителя в куполе.
          Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью.
         Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век)
        И в связи с упоминанием Феофана Грека  в русле нашего повествования  мы  можем выдвинуть и версию, что именно он и является  тем иконописцем что создал « Тихвинскую икону  Божией Матери».
       И для этого у нас есть еще один довод. С временем  лет так через 150-200  «Тихвинскую икону»  в Русской православной  церкви стали  отождествлять со  знаменитой  византийской иконой «Влахернской  Божией Матери».
        А,  о том,  как выглядит подлинная  «Влахернская  икона Божией  Матери»  мог  точно знать лишь  Феофан Грек, ставший  в  Великом Новгороде  главным  иконописцем и вообще  учителем икон описания и церковной росписи!

       Но к Влахернской  иконе мы  вернёмся еще по ходу нашего повествования, а пока   продолжим наш очерк и перейдем   к  местным новгородских градоначальникам, в правление которых и состоялось « чудо»  явления Тихвинской иконы  Божией Матери чтобы изучить их возможную роль в изучаемых нами  событиях.

     Территория Велико-Новгородского княжества  была  отельным  феодальным  государством в форме республики, и православную церковь там представлял   архиепископ  Алексий (1359—1388)
     О нем сохранились такие данные. В 1360 году во Пскове свирепствовал сильный мор. Ежедневно умирало от 50 до 100 человек.
      Псковичи послали в Новгород звать к себе преосвященного Алексия. Он приехал, благословил всех горожан, обошел весь город с крестами, отслужил три литургии, и мор начал прекращаться.
      В 1362 году им была построена Христорождественская церковь в архиерейском доме.
     В 1365 году он был свидетелем чудесного явления от иконы Божией Матери "Умиление".
     Во время грозы загорелась деревянная Троицкая церковь, находившийся в ней образ Божией Матери явился  стоящим  над  пылающим храмом.
      Только когда прибыл к месту пожара с крестным ходом преосвященный Алексий и совершил молебствие,  икона сошла  прямо в руки архиерея и в то же время прекратился пожар.
      В память этого события преосвященный Алексий благословил вделать в стену при входе в Новгородский Софийский собор крест, украшенный барельефами.

      Красивая  церковная история о иконе « Умиления», но новгородский летописец ее не подтверждает:
      «В л;то 6873 [1365 г]. Постави владыка Алекс;и церковь камену святого  Устр;тениа  на воротех  въ Онтов;  манастыр; , а на Лятк; постави Лазута церковь камену же  святого  Николы .
      Того же л;та, по владычню благословению по Алекс;еву, почаша д;лати церковь камену въ Плесков; святую Троицю , по старои основ;».

     В 1375 году архиепископ Алексий по собственному желанию ушел на покой, но по усиленной просьбе народа вскоре вернулся и управлял епархией.
      В 1380 году он, по просьбе новгородцев, вел переговоры с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, устанавливая мирные отношения между москвичами и новгородцами.
      В 1388 году преосвященный Алексий вторично оставил кафедру и ушел в монастырь.
      Скончался 3 февраля 1389 года и был погребен в Новгородском Деревяницком монастыре в притворе Воскресенского храма.
      Теперь о новгородском  выборном князе!
      « В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:
     «В Новгород  приеха  Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село».
       Патрикей  приходился внуком  литовскому  князя Гедимину. А его отец  был князь Туровским, Пинским, Полоцким
      Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были.
       Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами.
        Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно на Ярославовом дворе, другое - при святой Софии, одно за Патрикея, другое - против. И оба схода - при оружии.
        Дело удалось, в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег.
        Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве.
       Но, вот об этих   событиях  есть упоминания  в новгородской  летописи и цитата В.Соловьева  уже воспринимается по другому:
      http://krotov.info/acts/12/pvl/novg.htm (НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ)
     «В л;то 6892. (1384 г.)  Приихаша  городцане   ор;ховци и кор;льскыи  с жалобою к Новугороду на Патрикиа  на князя ; и  князь Патрикии  подъя Славно и смути Новъгород: и стаху  славлян;  по князи , и поставиша в;це  на Ярославл;  двор;, а другое в;це  у свят;и Соф;и, обои въ оружьи , аки  на рать, и мостъ великыи переметаша ; нь  ублюде богъ и святая .
       Соф;я  от усобныя  рати, но  отъяша у князя т;  городы , а  даша ему Русу и Ладогу.
       Того же л;та поставиша новгородци  город каменъ на Луг;, на Ям;, милостию свят;и Соф;и, а посп;шением великаго Михаила архистратига, а благословениемъ отца своего владыц;  Алекс;я, толко  въ  дни и въ  дни.
       В то же л;то загор;ся в Неревьском  конц; у святого  Лазоря , и сгор;  церкви  святыи Лазарь и другая церкви святыи Петръ.
        В то же л;то  бысть помрачение на многы дни и нощи, и потки  падаху на землю и по вод;, и  не видяху, камо лет;ти ; а людие  не см;яху  ;здити по озерамъ и по р;камъ, и бысть въ крестианех  скорбь  и туга.
        Тоже, братие, богъ казнить  ны  по нашему съгр;шению, кажа нас на покаяние , да быхом ся покаял;  от злобъ своих; казнивъ, помилуи, господи; и бысть св;т, и ради быхомъ.
        Тои же осени свершиша  церковь камену святого Филиппа  на Нутнои улиц;, и свяща ю архиепископъ  владыка  Алекс;и; и другую церковь сверьшиша  святыи Иоанн  в Радоковицахъ».

         А еще  князь Патрикей знаменит тем, что  произошли от него многие именитые фамилии российские.
         От сына Фёдора - Хованские; от другого, Юрия - Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра - Корецкие.

        Но, князь Патрикей Наримантович на этом не остановился, ОН ВОШЕЛ В  ПАМЯТЬ РУССКОГО  НАРОДА  С  ДРУГОЙ СТОРОЫ!
        Примечательно, что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский).
         Но,  в памяти народной  сначала среди новгородцев «лисий характер» князя Патрикея Наримантовича  навсегда остался эпитетом именно Патрикея, а затем  закрепился и в русских  сказках  в  образе  хитрой рыжей плутовки лисы!
       Так,  что «Лиса Патрикеевна» имеет своего реального исторического прототипа!

       Теперь переходим к  исследованию самой Тихвинской иконе Божией Матери !

      3. Икона  «летала»  по следующему  маршруту: озеро Нево (Ладожское)- селении Вымоченице, на реке Ояти, за сто поприщ от Тихвина- в местечке Кожела, близ реки, называемой Паши, за двадцать поприщ от Тихвина- так чудесно переходила с места на место святая икона, как легкое облако носимая по воздуху, пока не остановилась окончательно близ города Тихвина на реке Тихвинке».
        Начнем с необходимого пояснения. Поприще это мера расстояния.
        В Древней Руси поприще равнялось почти 656 нынешним саженям.
          А 1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,134 метра и тогда получается, если перевести,  на  метры то  656 саженей  или 1 поприще равны 1399.04 метрам или 1.4 километру.
       А теперь умножим 100 поприщ на эквивалент в метрах и получим цифру  в почти 140 км. (139 990.04)
      Ух и разлеталась же  икона по новгородской землице!
      
       Но вот, при попытке выяснить,  что это за поселения село  Вымоченица и  «местечко Кожела, близ реки, называемой Паши, за двадцать поприщ от Тихвина»   удалось установить, что  до 1941 г  в Тихвинском районе было с. Паше-Кужела. А вот про Вымоченцы  никаких данных не сохранилось.

        Теперь нам предстоит  выяснить  кто такой «тихвинский  пономарь Георгий»  удостоившийся  лицезреть  Богоматерь и св. Николая?
        Сказание о «Тихвинской иконе» сообщает нам…«Намереваясь совершить   в этот праздник освящение храма, они послали в окрестные селения,  поприщ  за   двадцать и более, пономаря - возвестить христианам о дне освящения церкви и предупредить их, чтобы они постом и молитвой приготовляли себя к предстоящему торжеству.

        Тут заслуживает  нашего внимание и реакция  церковных и светских властей на сообщение о явлении Тихвинской иконы Божией Матери.

        «Помолившись, весь народ докончил сооружение часовни, а потом, избравши достойнейших мужей, послал их в великий Новгород к преосвященному архиепископу Алексию и к градоправителю Новгорода, с вестию о преславном явлении иконы, которая, несомая ангелами по воздуху, неведомо откуда пришла к ним.
         Услышав рассказ о бывшем, о  в Тихвине великом чуде, архиепископ и градоправитель удивились и, исполнившись духовной радости, прославили Бога и Пречистую Матерь Его.
       «Немедленно они известили о чудесном событии великого князя московского Димитрия Иоанновича, исполнив и его духовной радости.
       Затем преосвященный Алексий  хиротонисал   для   Тихвина нескольких пресвитеров и диаконов и отослал их, вместе с пришедшими к нему мужами, - дав им антиминс и благословение свое на создание и освящение церкви на р. Тихвинке, во имя Успения Пресвятой Богородицы».

        Дальнейшие события  в смысле поставлено выше вопроса современным  языком можно  представить   так.
        Прибывшая  вскоре из Великого Новгорода  «новая  команда»   священнослужителей  развила в Тихвине  бурную деятельность  и стала естественно наводить и свои порядки!
        Надо же  «новгородцам» устраиваться с комфортом  на новом месте! А кругом одни  местные аборигены!
        И первой их  «жертвой»,  очевидно,   стал местный  пономарь Георгий,  которого  как самого младшего по званию  послали созывать народ  на приближался праздник Успения Пречистой Девы Марии, когда они (новая  команда) планировала,  окончить постройку нового храма.
        Для чего  «они послали в окрестные селения, поприщ за двадцать и более (20 поприщ около 28  км –автор), пономаря - возвестить христианам о дне освящения церкви и предупредить их, чтобы они постом и молитвой приготовляли себя к предстоящему торжеству»!
        Ну, и естественно принести с собой деньги на покупку свечей ,заказов поминальных молитв и вообще для пожертвования  новому  храму и новой чудотворной иконе!
         А пономарь  Георгий  тоже оказался  не промах «Пономарь тот, по имени Георгий, был  муж   праведной   жизни,  благоговейный  и  благоугодный» и  сумел проявить себя  в этой непростой ситуации,  лично  лицезреть  и беседовать  с Богоматерью  и  Св. Николаем!
       И тем самым не только сохранил свою должность,  а  и попал в русскую историю!

       Но, все это как бы  занимательная и интересная информация,  которая  зачастую  кочует  из одной  книжки о «Тихвинской иконе»   в другую!
       А вот если попытаться перепроверить ее, по подлинным историческим документам, тем же новгородским  летописям,  где  фиксировались все  важные  события, в том числе и многочисленные  пожары  в церквях!
       А раз так, то не пора ли нам закрыть «Сказание о явлении Тихвинской иконы Божией Матери»  каким бы  красочным  оно не выглядело и какими описаниями невероятных  чудес  не изобиловало, а  открыть и прочитать новгородские летописи за 1383 год и посмотреть есть ли   там  упоминание   о  таком  выдающемся  событии  как  «явление Тихвинской иконы Божией Матери» или вообще о  событиях  где упоминается Тихвин
      Смотрим вот по этой ссылке:
http://krotov.info/acts/12/pvl/novg.htm (НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ)
       и читаем:
      
      «В лето 6891 [1383г.]. Копаша ровъ около Софиискои сторон; , къ старому валу.
       Того же л;та заложиша дв; церкви камены: святого  Филипа  на Нутнои улиц;  и святого  Иоанна в Радоковицах , а святого Дмитриа  свершишя  на Славков;  улиц;.
        В то же л;то поиде князя великаго  сынъ князь Василии в  Орду , позванъ цесаремь.  Тои же осени поиде князь Михаило Тф;рьскыи  в  Орду , ища великаго  княжениа.
        А в Новъгород  приихаша  князь Патрикии  Наримантович, и прияша его навгородци , и даша ему кормление : Ор;ховъ город , Кор;льскыи  город , и пол-Копорьи города  и Луское сел».

        И как видим,  увы,  никаких упоминаний в летописи о Тихвинской иконе Божией матери ни о самом Тихвине  нет!
        А раз нет, то очевидно и не было в 1383 году никакого «явления» в окрестностях Тихвина  ни Божией Матери со святым Николаем,  ни самой « иконы» названной  впоследствии «Тихвинскою».

         В этой связи «интересно»  читается и  следующий  абзац  из «Сказания о явлении Тихвинской иконы Божией Матери».

        «Прошло  после того семь лет,  (т.е. настал 1390 год  автор) - и вот вследствие небрежения церковных служителей  случился, по Божия попущению,  пожар в Тихвинском храме Богоматери от не загашенной свечи.
         Вся церковь превратилась в пепел, но чудотворная икона Пречистой осталась невредимой: невидимою силою Божиею   она была вынесена из огня и оказалась невдалеке от того места, на расстоянии полпоприща 10, стоящею в можжевельнике.
         Одновременно случился пожар и в часовне, находившейся в пустыне, которая также была объята пламенем и сгорела; но крест, сделанный из упавшей сосны и стоявший в часовне, был также  изнесен невидимо из огня и был найден в небольшом расстоянии от часовни, стоявшим в чаще можжевельника.

         На месте сгоревшей церкви создали другую, также деревянную, а затем построили и новую часовню в пустыне, на прежнем же месте; после этого поставили в церкви святую икону Пречистой, а в часовне сосновый крест.
         Но, по прошествии  лет пяти, церковь снова загорелась ночью и сгорела до основания, чудотворная же икона Богоматери, подобно купине неопалимой,  была найдена среди пепла целою и нисколько не поврежденною.
         Сгорела также, неведомо как, и часовня в пустыне, чудотворный же крест, стоявший в ней, остался тоже невредимым.
         Все дивились в виду таких необычайных чудес и прославляли Боги и Его Пречистую Матерь.
         Затем с усердием поспешили в третий раз создать церковь, на месте двух сгоревших, опять деревянную, но более обширную и величественную по сравнению с двумя первыми.
         Эта  ново  созданная церковь просуществовала более ста лет до времени царствования благочестивого князя всероссийского, Василия Иоаннович».

      А теперь открываем новгородскую летопись и читаем (http://krotov.info/acts/12/pvl/novg31.htm)
      «В л;то 6898 [1390].
      С;де на великом княженьи князь Василии Дмитриевич, и новгородци взяша с нимъ миръ поВперёд;. Того же л;та ;здиша  новгородци  с  Н;мци на съ;здъ  и не взяша мира.
     И попдоша новгородци  ратью  къ  Пьскову , и пьсковици  добиша чолом  Новугороду, и взяша миръ, и воротишася от Солци .
     Того же л;та поставиша церковь камену святого  цесаря Костянтина и матери его Олены , и свяща ю владыка Иванъ .
     И поставиша монастырь новъ святого  Николу  конець  Люгощи  улиц;  и Чюдинцев;  на скуделници .
     Тои В же осени бысть моръ силенъ велми  в Нов;город;; все  случися приити на ны по гр;хомъ нашим, велие  множество крестиянъ  умре  по всим улицамъ; сице же  знамение на людех: при смерти явится железа; пребывъ  три дни, умре .
      Тогда же поставиша церковь святого  Афанасиа  въ единъ день, и свяща ю архиепископъ новгородчкыи  владыка Иоанъ  съ игумены и с попы и с крилосом  святыя  Соф;я ; божьею  же милостью  и святыя Соф;я , стояниемъ и владычнимъ благословениемъ и преста  моръ.
      Тои же зимы сгор; церковь святого  Дмитриа  на Даньслал;  улиц;, и иконы и книгы и весь запасъ церковныи, и товара много  множество изгор; : на борз;  огнь занялъ .

      И видим,  что снова нет никакого упоминания о Тихвинской иконе Божей Матери!
      Ничего похожего не произошло и на следующий год:

     « В л;то 6899 (1391г.).
      Бысть пожаръ, и погор; от Борков;  улиц;  и до Гзеня , а на другои сторон; от Микитин;  улиц;  и до Радокович; и сгор; церквии  древяных , а каменых  3 церкви огор;ша
      А; а людии , женъ и д;теи изгор; 14 душь , м;сяца июня въ , на память святого  мученика Дороф;я.
       Того же м;сяца въ , на память святого  мученика Ульяна, загор;ся на Прускои улиц; у Веденья  свят;и богородици, и погор; весь конець  Людинъ до святого Алекс;а,  и згор;  церквии  древяных , а каменых   церкви огор;ша .
       Тои же осени послаша новгородци  послы на създъ  с Н;мци в Ызборьско : посадника  Василья  Федоровича, посадникъ  Богданъ  Обакунович, посадника Федора  Тимоф;евича, тысячкого  Есифа  Фалел;евича , Василья  Борисовича и купцевъ; а н;мечкыи  послове приихал;  изъ заморья , из Любька из  городка , из Гочкого  берега, из  Риг; , изъ Юрьева, ис Колываня и из ыныхъ городовъ изо  многых; тогда взяша миръ с Н;мци.
      Тои же зим;  т;и  же послове н;м;чкыи  приихавъше  в Новъгород , и товары свои поимахут , и крестъ ц;ловал; , и начаша дворъ свои ставити изнова: занеже не  бяшет  по  год  миру  кр;пкаго.
      Тои же зим;  приихаше  митрополит Киприянъ  в Новъгород , и владыка Иоанн  стр;т;  его съ кресты съ игумены и с попы и со многыми крестияны  у святого Спаса на Ильин; улиц;.
     И бысть  в Нов;город;  нед;л; ; много говоряшеть  Новугороду, чтобы грамота подрати, что новгородци  поконцал;  к  митрополиту не зватися . И Новъгород  слова его не прияше,  а грамот; не подраша; и митрополит поиха  из Новагорода, а на Новъгород  велико  нелюбие держа» .

      И, как сам видит неубеждённый читатель,  мы имеет  непримиримые расхождения между  подлинными историческими документами и составленными   столетия  спустя, церковными преданиями и сказаниями.
     В связи с вышеизложенным  у нас есть и  дилемма: Кому верить?
     Летописям, подлинность которых подтверждена исторической наукой или церковным «сказаниями» составленными  неизвестными нам  авторами, не бывшими очевидцами  описываемых ими событий?

             ( конец  ч.4)

© Бровко Владимир, 17.04.2011 в 07:40
Свидетельство о публикации № 17042011074047-00212967
Читателей произведения за все время — 53, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Сергей Щеглов (мемориальная страница)
"Летописям, подлинность которых подтверждена исторической наукой или церковным «сказаниями» составленными неизвестными нам авторами, не бывшими очевидцами описываемых ими событий?"
Именно!

я вообще допускаю, что любые церковные подобные "сказания" -
не только преступны и являются источниками бед народных, а и грехом вселенским!



Это произведение рекомендуют