Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 325
Авторов: 0
Гостей: 325
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

ИКОНА РАЗДОРА
ИЛИ  КАК СТАРОРУСЦЫ ПОСОРИЛИСЬ С ТИХВИНЦАМИ
              ч.1
       Ежегодно,  в мае,  в Русской православной  церкви  Московского патриархата  почитают  чудотворную «Старорусскою  икону  Божией Матери».
       Старорусской она считается не от своей  древности,  хотя в РПЦ МП  как обычно находятся  «горячие головы» утверждающие,  что ее написал сам  Апостол Лука!
       Нам  же она будет интересна  не только своей  «чудотворностью», но и  сложной  историей,   которая   в  частности   и до  наших   дней   не закончилась,  поскольку  икона и ее «чудеса» являются и до ныне,  «предметом  раздора»  у православных верующих  из российских  городов Старая Руса и Тихвина.
       А еще,  это самая  большая  из  чудотворных икон,   во всем христианском мире!
       Высота  иконы  составляет 280 см! Можно сказать, что эта икона, по этому  показателю достояна  быть занесена о всемирно известную  «Книгу рекордов ГИНЕСА».
       Но, обо всем по порядку. Начнем же мы с официального источника (http://days.pravoslavie.ru/Life/life995.htm) где  сказано:
     «Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из  Ольвиополя  еще в первые времена христианства на Руси.
      В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу.
      После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу.
      В честь этого события было установлено празднество.
      17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата».
     Из  этой  первичной информации мы  видим, что :
      -«Старорусская» икона византийского письма и принесена в Московское царство  переселенцами с г. Овидиополя
     -первое  чудо  случилось в 1655 году
      -до 1768 г. находилась в Тихвине и только в 1888 г. икона возвращена в Старую Руссу.

     Но,  нет  главного! Как «Старорусская  икона  вообще попала в Старую Руссу?
     И что с ней  было до того?
     Это очень важно. Но, начнем мы  с другого.
     И  тут уместно и задать первые  риторический  вопрос.
     А, что мы с Вами уважаемый читатель знаем о  городах Старая Руса и Тихвин?    
     Ведь не каждый выпускник  российской средней  школы может вообще  вспомнить названия  этих городов и где они находятся.
    А не зная истории этих городов  нам не понять и  историю «Старорусской иконы».
     А потому  и начнем  наш рассказ из Старой Русы

      «Старая Русса — город областного значения в Новгородской области России, административный центр Старорусского муниципального района,
       Вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решенным.
      Впервые в летописи Старая Русса упоминается под 1167 годом, но город, безусловно, существовал с очень давнего времени.
     Найденная в Новгороде в 1975 году берестяная грамота № 526 подтверждает существование Русы в середине XI века:
    «На Бояне въ Роусе гр(и)вна, на Житоб(о)уде въ Роусе 13 коуне и гр(и)вна истине…»
     По данным известных на сегодня археологических источников город основан был не позднее X века,
     Потом  город Старая Русса попала под власть Новгородская республика (XIII—XV века). И в этот же  период,  начиная  с   XIII века, Старая Русса стала центром солеварения в России.

       В летописях Старая Руса более сорока раз также упоминается под именем «Русь» (с 1167 по 1471, в том числе трижды под названием «Русь» от 1167 года.

       С середины XVI века город называется Старая Руса, когда Иван Грозный узаконил Русу как опричный город.
        На экономическую мощь в конце XVI века солепромышленного Южного Приильменья в масштабах русского государства указывают записи английского посланника Дж. Флетчера:
      « Город Москва платит ежегодно пошлины 12000 рублей, Смоленск 8000, Псков 12000, Новгород Великий 6000, Старая Руса солью и другими произведениями 18000, Торжок 800 рублей, Тверь 700, Ярославль 1200, Кострома 1800, Нижний Новгород 7000, Казань 11000, Вологда 2000 рублей».
       Во время Ливонской войны в феврале 1581 года город был сожжен польско-литовскими войсками.
       Ну,  а соль тогда  тоже была своего рода стабильной валютой. И разх так  то город рос и богател. Ну и естественно строился и украшался.
     Так с 1692 по 1696 год — строился Воскресенский собор.
       В 1693 году 21-летний Пётр I с разрешения матери отправился в Архангельск и по пути заехал в Старую Руссу. Он повелел изыскать способы к развитию Старорусского солеварения. Во второй раз он посетил город и 1724 году.  
      При разделе Российской империи на губернии в 1708 году город был приписан к Ингерманландской губернии (с 1710 — Санкт-Петербургской).
      С 1719 года — в составе Новгородской провинции. С 1727 года в Новгородской провинции Новгородской губернии. Центр Старорусского уезда.
       В 1763 году произошёл катастрофический пожар, уничтоживший все деревянные постройки. После пожара город застраивался по плану на правом берегу реки Полисть.
       С 1776 года уездный город Новгородского наместничества. 15 февраля 1776 года Старой Руссе был пожалован герб, и она была объявлена уездным городом (с 1796 года — Новгородской губернии).
       В 1785 году Старая Русса получила общественное самоуправление.
       В 1828 году здесь был создан бальнеогрязевый курорт.
        В 1831 году в Старой Руссе произошёл кровавый холерный бунт.
        Его свидетелем был Александр Пушкин: «Ужасы, — писал он Петру Вяземскому 3 августа 1831 года,— Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны. 15 лекарей убито, зарывали живых и проч.»

          Справка: Холерный бунт в Старой Руссе начался 23 июля (11 июля по старому стилю) 1831. 24 июля в городе происходили многочисленные убийства офицеров, начальников и даже священников. Толпа подвергала пыткам офицеров, заставляла их признаваться в «отравлениях» и подписываться под своими словами. Началась подготовка к казням. Вечером в город вошли войска, поэтому казни не состоялись. 25 июля беспорядки распространились за пределы Старой Руссы.

       Однако действия властей, направленные на выявление зачинщиков, были недостаточно энергичными. Кроме того, в Старой Руссе происходили постоянные контакты солдат с населением. Это привело к тому, что 1 августа (20 июля по старому стилю) солдаты одной из частей отказались подчиняться начальству, поддавшись общим паническим настроениям. После этого в городе произошла вторая вспышка насилия, были убиты офицеры, в том числе генералы Леонтьев и Эмме. Беспорядки продолжались до 7 августа (26 июля по старому стилю), когда в город вновь вошли верные правительству войска. На следующий день по бесчинствующей толпе был открыт огонь.

        В конечном счете холерный бунт вылился в восстание в Новгородской губернии
(http://bibliotekar.ru/reprint-124/index.htm)

В 1878 году — открыто железнодорожное сообщение.
C 1872 года по 1880 год в Старой Руссе жил Фёдор Михайлович Достоевский
В начале XX века город стал называться Старая Русса (с удвоенной «с»)».

      Со Старой Руссой  связан еще и один из  марафонских  исторический споров в российской истории,  о том, что название  «русский»-«русские» пошло  от имени этого  города  основанного  варягами Рюрика.
     Но это история хотя и крайне интересна,  но   к теме  «иконы Старорусской»  не имеет отношения и тут  рассматриваться  не будет.

      Теперь перейдём к г. Тихвину.

    «Тихвин — город (с 1773 года) в России. Административный центр Тихвинского муниципального района Ленинградской области и Тихвинского городского поселения
Тихвин расположен на северо-востоке Ленинградской области. Расположен на обоих берегах реки Тихвинка (бассейн Ладожского озера).

     Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении, на месте которого вырос сначала посад, а позже город, относятся к 1383 году.
    Летопись сообщает, что тогда здесь была построена деревянная церковь Успения. Позже, в 1495—1496 годах, писец Ю. К. Сабуров в Новгородской писцовой книге упоминал "…погост Тихвинский, а в нём церковь деревянная…  
      Расположение на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило быстрое развитие Тихвинского погоста — предшественника  города Тихвина. К началу XVI столетия это был уже широко известный торговый и ремесленный центр.
       В 1507—1515 годах на средства московского великого князя Василия III новгородский строитель Дмитрий Сырков на месте сгоревшей деревянной церкви Успения возвёл монументальный каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.
       В 1560 году по приказу царя Ивана IV на левом берегу реки Тихвинки был заложен Успенский мужской монастырь.
       Руководство работами поручили новгородскому строителю Фёдору Сыркову, сыну Дмитрия Сыркова. Срокам строительства придавалось особое значение, поэтому царь разрешил на всех видах работ использовать крестьян из двадцати волостей.
      За один весенне-летний сезон 1560 года одновременно с Большим Успенским монастырём были возведены  Малый Введенский женский монастырь, а также два посада, торгово-промышленные поселения с разнообразными жилыми, хозяйственными и культовыми постройками.
      Успенский монастырь первоначально окружала бревенчетая островерхая ограда. Позже, к середине XVII века, она была заменена стенами, состоящими из двух параллельных деревянных срубов, заполненных внутри землёй и камнями. По верху стен шёл крытый ход с бойницами. Над стенами возвышались девять мощных башен. Так на месте древнего тихвинского поселения был создан важный укреплённый пункт, сыгравший большую роль в обороне северо-западных границ Руси.
       В начале XVII века Русское государство переживало глубокий внутренний кризис. Во время шведско-польской интервенции шведы оккупировали и, по мнению некоторых историков, подвергли опустошению новгородские земли.
      В 1613 году Тихвинский посад был захвачен, разграблен и сожжён.
       Посадские люди, укрывшись за крепостными монастырскими стенами, выдержали длительную осаду и многочисленные атаки врагов, а затем разгромили шведское войско. Борьба тихвинцев закончилась изгнанием шведов и положили начало освобождению новгородской земли, оккупированной шведскими и польскими отрядами.
         В XVII—XVIII веках Тихвинский посад достиг экономического расцвета. На высоком уровне было здесь ремесленное производство. Особенным спросом пользовались изделия тихвинских кузнецов. Их закупали не только в городах России, но и за границей. Тихвин стал одним из пунктов, через который осуществлялась внешняя торговля России, а  
       Тихвинская ярмарка — одной из крупнейших в стране. Расцвет торговли и ремесла в XVII веке способствовал росту посада, который распространился на довольно значительные территории.
       С 1560 года Тихвинский посад находится в вассальной зависимости от Большого Успенского и Малого Введенского монастырей. Только на территории монастырей-могущественных феодалов велось каменное строительство.
        В Успенком монастыре ещё в XVI веке кроме собора были возведены каменные Трапезная с церковью Рождества Богородицы (1581 год).
       Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Фёдора Стратилата (1591—1593 годы), а также пятишатровая звонница (1600 год). Особенно интенсивно каменно строительство в Тихвинском Успенском монастыре развернулось во второй половине XVII века, когда все деревянные постройки были заменены каменными.
      В результате этих работ на территории монастыря был создан высокохудожественный ансамбль, интересный историко-архитектурный памятник XVI—XVII веков. В значительной своей части он сохранился до наших дней. В XVIII—XIX веках монастырские здания подверглись некоторым перестройкам, изменившим их первоначальный облик.

     В 1723 году после длительной борьбы жители Тихвинского посада освободились от монастырского управления.
     Тихвинцы получили свой административный орган — магистр, который подчинился Новгородской губернской канцелярии. Окончательно посад отделился от монастырей лишь в 1764 году после указа о передаче государству монастырских земель.

    В 1773 году Тихвин получил статус уездного города Тихвинского уезда Новгородской губернии.

     С 1918 года город Тихвин и Тихвинский уезд в составе вновь образованной Череповецкой губернии.

     С 1 августа 1927 года город Тихвин — центр Тихвинского района Ленинградского округа Ленинградской области (с 23 июля 1930 года непосредственно в Ленинградской области).
    Ну, а что было в Тихвине при безбожной советской  власти  автор  упоминать не считает  возможным.
Все  рисунки и фото к статье находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4da3696a9aa72/
               ( конец  ч.1)

© Бровко Владимир, 12.04.2011 в 00:09
Свидетельство о публикации № 12042011000939-00212240
Читателей произведения за все время — 135, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют